Притч.16:18 .  Погибели предшествует гордость, и падению – надменность. Притч.16:19 .  Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми. Притч.16:20 .  Кто ведет дело разумно, тот найдет благо, и кто надеется на Господа, тот блажен. Притч.16:21 .  Мудрый сердцем прозовется благоразумным, и сладкая речь прибавит к учению. Притч.16:22 .  Разум для имеющих его – источник жизни, а ученость глупых – глупость. Притч.16:23 .  Сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знание в устах его. Притч.16:24 .  Приятная речь – сотовый мед, сладка для души и целебна для костей. Притч.16:25 .  Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти. Притч.16:26 .  Трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его к тому рот его. Высокая оценка мудрости (ст. 16) встречается у Премудрого не раз (ср. Притч 3.14, 8.10–19 ). В ряду отдельных проявлений мудрости на первом месте здесь (ст. 17) поставляется праведность, благочестие, уклонение от зла; особенно отличается (ст. 16) гибельность гордости, неизбежно влекущей за собой падение (сн. Есф 3.1 ), и восхваляется смирение и кротость, обеспечивающие человеку мирное состояние духа и довольство. Это нравственное счастье обеспечивается частью разумным, обдуманным трудом жизни, главным же образом твердой надеждой человека на Бога: два эти фактора, человеческий и Божеский, взаимно предполагают друг друга (ст. 20). Далее указывается, что в деле научения мудрости имеет значение и сама внешняя форма, в которой преподается учение (ст. 21), отмечается высокая жизненная полезность мудрости (ст. 22), приятность и спасительность вместе – подобно меду, имеющему приятность и приносящему исцеление (ст. 24). После этого делается предостережение от самообольщения (ст. 25) и указывается побуждение к физическому труду – в чувстве самосохранения (ст. 26). Притч.16:27 .  Человек лукавый замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий. Притч.16:28 .  Человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает друзей. Притч.16:29 .  Человек неблагонамеренный развращает ближнего своего и ведет его на путь недобрый;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

– Чтобы окончить речь об отношении отдела 24–27 гл. к пророчествам других пророков, следует упомянуть еще об одном обстоятельстве, которое наглядно указывает на подлинность отдела. Пр. Иеремия в пророчестве своем о Моаве, как уже сказано, заимствовал весьма многое из пророчества Исаии о Моаве – 15–16 гл. и почти только из него одного. Но замечательно, что в Иер.48:43–44 находится буквальное сходство с Ис.24:17–18 . Оно объясняется тем, что в соседней с 24-ю главе – 25-й находится другое пророчество о Моаве, знакомство с которым пр. Иеремии также обнаруживается в его пророчестве о Моаве (ср. напр. Иер.48:40 «распрострет крылья», 35 «приносящих жертвы на высотах», ср. Ис.25:11 и 16:12). Очевидно, уже пр. Иеремия имел пред собою книгу прор. Исаии, в которой заключались оба пророчества Исаии о Моаве – 15–16 гл. и 25 кон., и следовательно, не может быть отнесен отдел 24–27 гл. Исаии к временам послеплепным или маккавейским, как полагают некоторые исследователи. 160 Напр. ср. 24:7–8 и 16:9–10; 24:13 и 17:5–6; 26:13 и 16:8 – «властители народов»; 27:9, 10 и 17:1–2, 8–9; 28:1 и 17:4 (о «тучности» и «славе» Ефрема): 28:4 и 17:6. Для сравнения приведем напр. Исаии 27:9–11 и 17:1–2, 7–9; 27:9–10: «все камни жертвенников он обратит в куски извести, и не будут уже стоять дубравы и истуканы солнца. Ибо укрепленный город опустеет, жилища будут покинуты и заброшены, как пустыня. Там будет пастись теленок и там он будет покоиться и объедать ветви его». – 17:1–2: «Вот Дамаск исключается из числа городов, и будет грудою развалин. Города Ароерские будут покинуты, – останутся для стад, и некому будет пугать их... – 7, 8–9: в тот день обратит человек взор к Творцу своему» (ср. 27:11), «и не взглянет на жертвенники, на дело рук своих, и не посмотрит на то, что сделали персты его, на кумиры Астарты и Ваала. В тот день укрепленные города его будут, как развалины в лесах и на вершинах гор... и будет пусто». 161 Сравни именно 25:10–12 и 16:12–14, 7–6; в обеих главах упоминается: «разрушение твердынь» Моава, «унижение гордости» и лукавства Моава, тщетность усиленного молитвенного его подвига.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Мф.17:15.   Множицею бо падает во огнь и множицею в воду …, ибо часто бросается в огонь и часто в воду; так что если бы и тогда сила Божия не удержала беса, то он давно погубил бы его. Марк же (9, 17—25) говорит, что беснование это было соединено с глухотой и немотой; но не потому что он был по природе таким, а потому что бесы связали язык и слух бесноватого. Мф.17:16.   И приведох его ко учеником Твоим, и не возмогоша его изцелити . я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Не могли по причине неверия приведшего. Хотя он и привел его, однако не веровал несомненно тому, что они могут изгнать беса. Это ясно видно и из слов Христа: «о, роде неверный» , — и из слов праведного: «аще что можеши, помози нам» (Мк. 9:22), — и из вопроса Христа приведшему: «аще что можеши веровати» , — и из ответа сего последнего: «верую, Господи: помози моему неверию» (Мк. 9:24). Марк рассказал об этом подробнее. Мф.17:17.   Отвещав же Иисус рече: О, роде неверный и развращенный … Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! Высказывает такое общее порицание по причине равного же неверия со стороны множества иудеев, которые, однако, видели много таких же чудес, совершенных не только Им, но и учениками. «Развращенный» , т. е. коварный, неправильно понимающий. Мф.17:17.   Доколе буду с вами; доколе терплю вам … доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?: негодует и желает смерти, так как по своему недоверию они не исцелимы. Мф.17:17.   Приведите Ми его семо . приведите его ко Мне сюда. Чтобы и Самому не показаться бессильным, изгоняет беса. Привести же бесноватого приказал, чтобы стала очевидною Его сила и тем, которые считали Его бессильным. Мф.17:18.   И запрети ему Иисус …, И запретил ему Иисус, т. е. повелел. Марк (9, 25) и Лука (9, 42) говорят, что Он повелел духу нечистому. Повелел обоим, — бесноватому — быть в здравом уме, а демону — удалиться. Мф.17:18.   И изыде из него бес: и изцеле отрок от часа того . и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

Мф.17:15. Множицею бо падает во огнь и множицею в воду…,ибо часто бросается в огонь и часто в воду;    так что если бы и тогда сила Божия не удержала беса, то он давно погубил бы его. Марк же (9, 17—25) говорит, что беснование это было соединено с глухотой и немотой; но не потому что он был по природе таким, а потому что бесы связали язык и слух бесноватого. Мф.17:16. И приведох его ко учеником Твоим, и не возмогоша его изцелити.я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.    Не могли по причине неверия приведшего. Хотя он и привел его, однако не веровал несомненно тому, что они могут изгнать беса. Это ясно видно и из слов Христа: «о, роде неверный», — и из слов праведного: «аще что можеши, помози нам» (Мк. 9:22), — и из вопроса Христа приведшему: «аще что можеши веровати», — и из ответа сего последнего: «верую, Господи: помози моему неверию» (Мк. 9:24). Марк рассказал об этом подробнее. Мф.17:17. Отвещав же Иисус рече: О, роде неверный и развращенный…Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный!    Высказывает такое общее порицание по причине равного же неверия со стороны множества иудеев, которые, однако, видели много таких же чудес, совершенных не только Им, но и учениками. «Развращенный», т. е. коварный, неправильно понимающий. Мф.17:17. Доколе буду с вами; доколе терплю вам…доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?:    негодует и желает смерти, так как по своему недоверию они не исцелимы. Мф.17:17. Приведите Ми его семо.приведите его ко Мне сюда.    Чтобы и Самому не показаться бессильным, изгоняет беса. Привести же бесноватого приказал, чтобы стала очевидною Его сила и тем, которые считали Его бессильным. Мф.17:18. И запрети ему Иисус…,И запретил ему Иисус,    т. е. повелел. Марк (9, 25) и Лука (9, 42) говорят, что Он повелел духу нечистому. Повелел обоим, — бесноватому — быть в здравом уме, а демону — удалиться. Мф.17:18. И изыде из него бес: и изцеле отрок от часа того.и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.    Это — понятно. Немой и глухой демон обладает каждым, кто не говорит и не слушает Божественных изречений и Писаний. Его ввергает демон иногда в огонь гнева и похоти, а иногда в волнующуюся воду других страстей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

Существенная мысль послания к Ефесянам та, чтобы они поняли богатство достояния Божия, уготованного им чрез Иисуса Христа (1:17–18); почувствовали бы, что они не чужие Богу, а свои (2:11–19), как соединенные чрез главу Церкви – Христа во едино тело (3:34–19), почему и жить должны так, как прилично их призванию, сохраняя единство духа в союзе мира (4:1–3), подражая Богу, как чада Его возлюбленные, и живя в любви, подобной той, какою Христос возлюбил Церковь , предавши Себя за нее в жертву Богу (5:1–2), и облекшись во все доспехи своего духовного воинствования (6:11). Как бы некоторою живою связующею нитью этих великих, но общих мыслей служит нередкое указание Апостола на свои узы и скорби, в которых он увещевает видеть не уничижение его, а общую славу (3:13). Церковные чтения из послания к Ефесянам бывают в следующие дни: 1 гл.: 1–9 ст. в четверток 16 недели. 7–17 ст. в пяток 16 недели. 16–23 ст. в субботу 28 недели. 22–23 ст. и 12 гл. 1–3 ст. в понедельник 17 недели. 4–10 ст. в неделю 23. 11–13 ст. в субботу 29 недели. 14–22 ст. в неделю 24. 19–22 ст. и 3 гл. 1–7 ст. во вторник 17 недели. 8–21 ст. в среду 17 недели. 1–6 ст. в неделю 25. 7–13 ст. в неделю по Просвещении. 14–19 ст. в четверток 17 недели. 17–25 ст. в пяток 17 недели. 25–32 ст. в понедельник 18 недели. 1–8 ст. в субботу 30 недели. 9–19 ст. в неделю 26. 20–26 ст. во вторник 18 недели. 25–33 ст. в среду 18 недели. 1–9 ст. в четверток 18 недели. 10–17 ст. в неделю 27. 18–24 ст. в пяток 18 недели. Послание к Ефесянам святого Апостола Павла Глава 1 1. Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе: 2. благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа 353 . 3. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах. 4. так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви 354 , 5. предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей,

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

См. 4,11. Образ, символизирующий наказание. Ср. Ис.41,16 . 15 более, нежели песку в море. Образ, ранее служивший символом благословения, теперь заключает в себе угрозу (см. Быт. 22,17 ; ср. Ис. 10,22 ). 15 остаток их предам мечу. Даже те, кого минует разрушение, погибнут в свой черед (см. Ис. 6,14 ). 15 может ли железо сокрушить железо..? Иными словами, разве может Иеремия надеяться на то, что ему удастся превозмочь упрямство Иудеи (см. 13,23 и ком.)? северное. Эти слова напоминают о том, что недруги Иеремии столь же сильны, сколь и враги Иудеи, т.е. вавилоняне (см. 6,1). 15 отправлю с врагами твоими. См. 43,4–7. 15 слова твои, и Я съел их. См. Иез. 3,1–3 . имя Твое наречено на мне. Те же слова относятся ко всему народу в 14,9. 15 под тяготеющею на мне Твоею рукою. Ср. Ис. 11,8 . сидел одиноко. Образ одинокого пророка, который ни для кого не был желанным гостем (ср. 3Цар. 19,10 и Мф. 26,37.38 ). 15 рана моя так неисцельна. Этой раной является Иудея (см. 14,17); те же слова в 30,12 соединяются с обещанием исцеления (ст. 16,17). См. также 10,19. обманчивым источником. Ср. 20,7. 15 спасу тебя. Обетование спасения Иеремии предвещает спасение всей Иудеи. Глава 16 1617,18 Иеремия получает запрещение жениться и каким-либо иным образом участвовать в мирской жизни, что служит знаком надвигающегося суд (16,1–21). Гл. 17 раскрывает различия между судьбами тех, кто надеется на человека, и тех, кто уповает на Бога (17,1–18). 16 не бери себе жены. Этот запрет объясняется исключительно характером пророчества Иеремии, призванного возвестить участь Иудеи; безбрачие пророка залог его бездетности (см. 1Кор. 7,26 ). на месте сем. Бездетность Иеремии имеет символический смысл, особенно для Иудеи и Иерусалима. 16:3–4 Обреченный на бездетность, пророк своей судьбой свидетельствует о том, что впереди у Иудеи нет будущего. тяжкими смертями. Ср. Втор. 7,15 . ни похоронены. См. ком. к 7,33. навозом. См.8,2. мечом и голодом. См. 14,12. 16 не будут преломлять для них хлеб... не подадут им чаши. Описание траурного обряда, возможно, связанного со смертью родителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Итак, служение Иисуса Христа завершилось. Отец дал Ему учеников, которые приняли и уверовали во всё, что Он повелел им. Теперь Он покидает мир, оставляя в нём учеников, и поэтому просит Отца сохранить их. Но пребывание учеников в мире не пассивно. Они были избраны для определённой цели: «Чтобы шли и плод приносили, и плод ваш пребывал» (15:16). Поэтому, несмотря на то что Иисус отделил их от мира, необходимо, чтобы они вернулись во враждебный им мир: «Как Ты послал меня в мир, – и Я послал их в мир». Сам Иисус Христос заверил о себе, что «Отец освятил Его и послал в мир» (10:36), для того чтобы «свидетельствовать об истине» (18:37). Следовательно, Его ученики, которые понесут истину в мир («слово Твое – истина» (17:17)), как и Он, должны быть «освящены»: «И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною» (17:19). «Освящение истиной», для которого необходима смерть Иисуса Христа, вряд ли можно понимать иначе чем дарование Св. Духа ученикам, Который в Прощальной беседе назван «Духом истины» 215 и Который откроет апостолам «всю истину». Молитва о Церкви Итак, для свидетельства и возвещения истины апостолы получат Св. Духа. Поэтому естественно, что последняя часть молитвы посвящена «верующим в Меня по слову их» (17:20). В Евангелии от Иоанна многократно указывается, что дела, совершённые Иисусом Христом, должны привести людей к принятию Ero божественного посланничества (11:42, 12:44, 17:3). В этом же состоит на значение апостольской проповеди: «Чтобы веровал мир, что Ты Меня послал. И славу, которую Ты даровал Мне, Я даровал им» (17:22). Слава, о которой здесь говорится, – это привлечение людей к вере. Благодаря тому что апостолы поверили Иисусу, Он «прославлен в них» (17:10). Теперь эту славу – спасение людей для вечной жизни (17:3) – Иисус передал Своим ученикам. Как Сын на протяжении Своего служения явил Своё единство с Отцом, так и деятельность учеников должна стать откровением единства: «...чтобы все едино были, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, чтобы и они в нас были» (17:21). Сопричастность Богу для учеников невозможна, если между ними будет иметь место неприязнь или отчуждение. Они сами должны стать олицетворением единства. Поэтому Иисус молится, что бы учеников ничто не разделяло: «...да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне» (15:22 – 23). Эта внутренняя общность – не закрытость для посторонних; напротив, она обращена к миру: «...Чтобы знал мир, что Ты меня послал и возлюбил их, как меня возлюбил» (17:23). Полнота общения апостолов с Богом 216 должна подвести людей к вере в божественное посланничество Иисуса Христа. А любовь между ними станет свидетельством исполнения заповелей (13:35).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

(17, 14–15) И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога. Ведь хотя он поверил, что Христос – это некто великий и могущественный, но еще не уверовал, что Он – Бог по природе. (17, 16) И пал ниц к ногам Его, благодаря Его. Ведь поскольку он очистился, то уже и приблизился. (17, 16–18) И это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? Эти Он показал, что язычники признательнее иудеев. Ведь те тотчас предали забвению благодеяние, явившись неблагодарными и к Отцу, и к Сыну. (17, 19) И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя. Ведь и тех спасла вера их, но хотя десять были верующими, только он был признателен. (17, 20) Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие. Ввиду того, что Он часто учил, что приблизилось Царствие Божие, говоря это о Себе Самом, они теперь спрашивают, когда Он воцарится, насмехаясь над Ним, поскольку Он представлялся им незначительным и они еще не собирались Его убить. (17, 20) Отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом. Явно для людских глаз. (17, 21) И не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Как это делают в отношении земных царей. (17, 21) Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть. Царством Божиим Он называет Самого Себя, как Царя и Бога. Внутри же их Он был, поскольку обращался между ними. О Нем и Предтеча сказал им: «Стоит среди вас (Некто), Которого вы не знаете» 619 . [Успех Царства Божия полагается в нас, в нашем произволении, или путь Царства Божия, ведущий к нему, или труды, способствующие ему, или радость, которой будут иметь удостоившиеся его. Ведь и они и это все дается достойным в качестве залога того, что будет] 620 . (17, 22) Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите. Хотя фарисеи спросили Его насмешливо, однако Он ответил им с кротостью и с обычным беззлобием. Ученикам же Он, наконец, предсказывает, что хотя Его еще не убили, Он впредь не будет жительствовать с ними. Ведь именно это выражает то, что они пожелают видеть хотя бы один день Его жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Во Втор 12. 2-28 звучат требования отказаться от каких бы то ни было языческих культов, уничтожить жертвенники идолам (ср.: Втор 7. 5) и установить единое централизованное богослужение (Втор 12. 2-7) в месте, «какое изберет Господь, Бог ваш» (Втор 12. 5, 11, 14, 18, 21, 26). За этим следуют 3 положения о применении закона (Втор 12. 8-12, 13 - 19. 20-28), в к-рых оговариваются особые условия богослужения. Основной темой 2-й группы заповедей (Втор 12. 29 - 17. 13) является прославление власти Бога над израильским народом; во Втор 12. 30-31 подчеркивается необходимость сохранения религ. обособления Израиля перед лицом опасности окружающих его идолопоклонников (Втор 12. 30-31), говорится о судебном преследовании и предании смерти израильтян, отступивших от истинной веры (Втор 13. 2-18; 16. 21 - 17. 7), о дозволенной и недозволенной пище (Втор 14. 3-21), о богослужебных налогах и праздниках (Субботний год, принесение в жертву первенцев от скота - Втор 14. 22-29; 15. 19-23) и об ограничениях на рабство за долги (Втор 15. 1-18). Большая часть гл. 16 посвящена празднованию Пасхи , седмиц и кущей на месте, к-рое укажет Господь. Согласно Втор 16. 18 (ср.: 1. 9-17), судьи избираются самими израильтянами на местах. Спорные случаи должны рассматриваться в центральном суде, в «месте, которое изберет Господь, Бог твой...» (Втор 17. 9-13). В 3-й группе заповедей (Втор 17. 14 - 18. 22) подтверждаются и ограничиваются привилегии израильтян, избранных Богом и людьми на ответственные служения в общине Израиля. Втор 17. 14-20 посвящено обязанностям царя, к-рый должен происходить только из среды евреев. Его действия также ограничиваются законом: он не должен умножать «себе жен, дабы не развратилось сердце его» (Ст. 17). Когда он сядет «на престоле царства своего, должен списать для себя список закона сего с книги, [находящейся] у священников левитов, и пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научался бояться Господа, Бога своего, и старался исполнять все слова закона сего и постановления сии» (Втор 17. 18-19).

http://pravenc.ru/text/160983.html

Ин.17:15 .  Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. не молю, да возмеши их от мира, но да соблюдеши их от неприязни: Поясняет Иисус Христос, о чем именно Он молится Отцу за учеников, чтобы они более ободрились, зная, что они не умрут, прежде чем исполнят дело проповеди, и что их будет охранять Бог Отец. Ин.17:16 .  Они не от мира,... от мира не суть,... Очень часто Иисус Христос повторяет эти слова, свидетельствуя этим о незлобии учеников, чтобы они были мужественны и не смущались, когда их будут ненавидеть, зная, что зло всегда идет против добродетели. Вместе с тем, Иисус Христос высказывает и похвалу ученикам пред Отцом Своим, свидетельствуя этим о Своей любви к ним. Они, говорит Иисус Христос, граждане неба, так как думают не о мирском, а о небесном. Ин.17:16 .  ...как и Я не от мира. ...якоже [и] Аз от мира несмь: Самим сравнением с Собою Иисус Христос тоже утешает учеников и побуждает к мужеству. Ин.17:17 .  Освяти их истиною Твоею;... святи их во истину Твою:... Освяти их истиной учения через Всесвятого Духа, так как истинное учение освящает человека. Затем Иисус Христос объясняет, что Он назвал истиной. Ин.17:17 .  ...слово Твое есть истина. ...слово Твое истина есть. Истина есть слово, т.е. учение Твое, сообщенное ученикам Тобой через Духа Святого. И прежде Иисус Христос сказал: «Дух истины, наставит вы на всяку истину» ( Ин.16:13 ). (А слово это Иисус Христос приписывает Отцу в том же смысле как и прежде Он сказал: «Аз от Себе не глаголах, но пославый Мя Отец, Той Мне заповедь даде, что реку и что возглаголю» ( Ин.12:49 )). Ин.17:18 .  Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир. Якоже Мене послал еси в мир, и Аз послах их в мир, Как Ты, желая спасения людей, послал Меня, так и Я, желая того же, послал их; или: как Ты, будучи Моим Отцом, послал Меня, так и Я, будучи их Отцом, послал их; но Ты – Отец Мне по естеству, а Я – Отец им, как Творец, Промыслитель и Учитель их. О будущем говорит Иисус Христос, как о совершившемся, потому что скоро уже Он должен послать Своих учеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010