А если бы все-таки поняли? И если бы все-таки эта радостная его сторона предстала бы перед нашими глазами во всей своей значимости? И если бы мы ее глубоко пережили бы и попытались бы эти свои переживания выразить внешне? Что мы тогда делали бы? Не что другое, как то, что перед лицом пришествия Господа возвещал пророк: «Восклицайте Господу, вся земля; торжествуйте, веселитесь и пойте. Пойте Господу с гуслями и с гласом псалмопения. При звуке труб и рога торжествуйте перед царем Господом. Да шумит море и что наполняет его, вселенная и живущие в ней; Да рукоплещут реки; да ликуют вместе горы Пред лицем Господа; ибо Он идет судить землю» (Пс., 97); земля с живущими на ней, вся природа, весь космос веселился бы пред лицом грядущего Господа. Всеобщая радость, выраженная во всеобщем веселье, стояла перед глазами пророка как ответ на приход царя Господа на землю. О чем бы это всеобщее веселье говорило? О всеобщей несерьезности? Напротив, оно свидетельствовало бы о всеобщем освобождении и о переходе человека и мира в новое бытие. Псалмы и песнопения, гусли и арфы, трубы и рога, шумящие моря и реки стали бы знамениями этого нового бытия. Освобожденный человек начал бы новое бытие, играя и веселясь. Но так было бы не только тогда, если бы мы приняли и осуществили Евангелие. Так было и в начале бытия. В книге Премудрости есть одно место, которое читается в костелах как эпистола на праздничном Богослужении Непорочного Зачатия Девы Марии и Рождества Пресвятой Богородицы. Там речь идет о Божественной Премудрости, которая существовала прежде, нежели появилась земля, возникли горы, забили водные источники. Но эта Вечная Премудрость не была всего лишь пассивным наблюдателем творческих деяний Господа. Она была их воплощающим началом. Она «имеет сожитие с Богом» (Книга Премудр.Соломона 8, 3) (Цит. по книге- Священные книги Ветхаго Завета. Санкт-Петербург. 1875) и знает дела Бога и «присуща была», когда Бог творил мир (9, 9). Она все направляет и упорядочивает. Но как? Как проявляется эта устроительная деятельность Божественной Премудрости? Ответ дает она сама: «Тогда я была при Нем художницей... веселясь пред лицом Его во все время, Веселясь на земном кругу Его» (Прит., 8, 30—31) (Цит. - Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Напечатано в Финляндии. 1993. В переводе используются разные издания Библии, ибо иначе невозможно было бы точно перевести авторский текст и те цитаты, которые А. М. приводит в своей книге). Веселье было способом действия Божественной Премудрости. Она играла водами источников, играя, устанавливала границы морей, играючи, укрепляла основание земли.

http://predanie.ru/book/84483-tayna-bezz...

А каждое Его слово имеет огромный смысл. Напомню случаи из Евангелия, показывающие, какой силой обладает слово Господне. Когда Он пришел в Вифанию ко гробу Лазаря Четверодневного, лежавшего в пещере, просто сказал: " Лазарь, гряди вон " (Ин.11:43). Не прикасается к нему, просто говорит - и слово действует. Умершей дочери Иаира сказал: " Девица, тебе говорю, встань " (Мк. 5:41). И она встает. А слугу сотника исцелил даже на расстоянии (Лк. 7:2-10). Вот что значит слово Божие, всем надо слушать его, тогда не будем теряться. А мы постоянно в сложных ситуациях не знаем, что делать. Неприятности, скорбь, смерть близких - как поступать? Господь все рассказал нам. Главное - исполнять Его заповеди, потому что они ведут в жизнь вечную. Неисполнение, забвение ведут к погибели. Господь призывает любить ближних, а мы что делаем? Мы должны любить ближних, как самих себя, а предложи нам поделиться чем-то с ними - не хотим. Значит, мы только говорим, что любим, а на самом деле не любим. Значит, нам нужно еще много над собой работать, потому что в любви к ближнему мы можем стяжать благодать Божию " . " Если будем любить Бога, то будем любить и ближних. Этому Господь нас учит. Он говорит: " Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною " (Мк. 8:34). Обо всех скорбях и неприятностях, которые с нами случаются, Господь знает и помогает нам укрепить дух. Чтобы быть с Ним, надо причащаться как можно чаще, и Он будет с нами в искушениях и испытаниях. Желаю всем укрепиться, и все искушения пройдут. Мы должны благодарить Господа как любящего Отца, который нам, детям неразумным, постоянно внушает, как правильно жить. От того, как мы читаем слово Божие, как исполняем его, зависит наша жизнь. Когда говоришь что-то детям, и они слушаются - это один результат. Когда говоришь, и они не слушаются, будет другой результат. Так и с нами происходит. Поэтому Господь нам постоянно, каждую службу напоминает в евангельском чтении, а за Божественной литургией - еще и в апостольском, о том, как строить свою жизнь.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

" А кто нас будет учить смирению? В первую очередь, конечно, Господь. Он говорит в Евангелии: " Когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место " (Лк. 14:8-9). То есть надо, когда приходим в гости, всегда занимать последнее место, а мы норовим сесть на первое, как будто там еды больше или она лучше. Это ведь по гордости бывает - стараемся оказаться в " президиуме " , а не в хвосте. Пример смирения Господь показывает и на Тайной вечере, когда, опоясавшись полотенцем, омывает ноги ученикам. Мы любим, чтобы нам кто-то прислуживал, а надо самим прислуживать людям. В Писании много примеров смирения. Можно еще вспомнить царя Давида, которому какой-то человек стал кричать: " Ты кровопийца, беззаконник, преступник! " Стража хотела его тут же убить, но царь сказал: " Остановитесь! Этого человека послал мне Господь за мои грехи " . Мы иногда думаем: почему нас поносят? За грехи! Пусть не за эти - иногда и клевета бывает. За наши грехи Господь посылает кого-то нас оклеветать, и нам нужно подставлять себя под этот " камнепад " обвинений, поношений, поруганий, иначе мы никогда смирения не достигнем. Нужно избегать людей, которые нас хвалят. От похвал мы не вырастем. А если ругают - эти люди посланы от Бога, чтобы смирить нас. Блаженная Ксения своей жизнью показала это. Она понесла страшное бесчестье - как над ней надругались, смеялись! А у нее ведь одна была цель: спасти себя и мужа, чтобы там, на том свете, они могли быть вместе. Вы не думайте, что на том свете муж и жена обязательно будут вместе - нет! Если один подвизается, в храм ходит, а другой нет, как они могут быть вместе? Для этого надо все вместе делать: молиться, в храм ходить, причащаться. Тогда и на том свете будете вместе. Ксения блаженная молилась и вымолила мужа, и себя спасла. Более того - на ее могилу ходят люди и спасаются, получают подкрепление в вере. И многих она привела ко Христу за двести с лишним лет, которые прошли после ее смерти. Поэтому сегодня мы и молились, благодарили ее за милость к нам и всем, кто сюда приезжает, просили, чтобы она и детей наших вразумляла, и пастырям помогала иметь ревностную веру, и всем, кто ее почитает, помогала в жизни, чтобы все мы пришли ко Христу и спаслись. Святая блаженная Ксения, моли Бога о нас! " - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

" А мы - люди разумные и должны понимать, что храм, в котором мы стоим, и храм нашей души - это, по сути, одно и то же, - продолжил архипастырь. - Как нельзя осквернять храмовое здание, так нельзя осквернять и храм своей души. И то, и другое - храмы Божии. Время поста - это повод заглянуть в свою душу. Что в ней происходит? Сейчас - время урожая, земля произрастила плоды. Созрели яблоки, помидоры, огурцы. А что наша душа приносит Богу? Он ждет именно плодов души. И о внешних плодах заботится: дает нам вовремя урожай, посылает тепло и дожди. Нам только надо труд свой приложить - посеять, убрать, - все остальное Господь делает. Так и с душой: надо трудиться, и Бог даст нам благодать. Но душа должна быть смиренной - только тогда приходит в нее благодать. В гордую, каменистую душу она не приземлится. Мы помним: " Бог гордым противится, а смиренным дает благодать " (1 Пет. 5:5). Чтобы плоды созрели, нужны две составляющие: человеческий труд и божественная энергия. Без помощи Божией человек может трудиться, трудиться - и все бесполезно. Мы сейчас слушали евангельское чтение о третьем явлении Христа ученикам по Воскресении. Господь является ученикам на Тивериадском озере: после Недели Фоминой, как мы сейчас называем этот день, они вернулись домой, в Галилею. Пришли - а дома пусто, ничего нет: за три с половиной года, пока ходили с Учителем, все пришло в запустение. Надо как-то жить, а они - рыбаки, больше ничего делать не умеют. Апостол Петр сказал: " Иду ловить рыбу " . И остальные тоже пошли с ним (Ин. 21:3). Всю ночь ловили рыбу: она там ловится только ночью, днем ничего не поймаешь. Господь наблюдал за учениками с берега, а они Его не узнавали. Он говорит: " Дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет. Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете " (Ин. 21:5-6). Они закинули сеть и вытащили сто пятьдесят три большие рыбы " . " Урожай возможен, только когда труд совместный - человека и Бога. Если человек трудится без помощи Божией, хоть и старается - а карманы у него худые.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Алексей. Что спрашиваешь, маменька? Сама знаешь – сделаю. Ефросинья (тихонько отстранив его, – чуть слышным вздохом). Клянись! Алексей. Богом клянусь!   Ефросинья задувает свечу. Темнота, тишина, – только свист ветра и глухой гул морского прибоя.   Занавес. Четвертое действие В Петербурге, в Зимнем дворце, в рабочей комнате Петра. В углу, перед образом Спаса Нерукотворного, теплится лампада и свечи в паникадиле. Белая ночь.   Петр (один, сидя в кресле и глядя на образ). Господи, да не в ярости Твоей обличиши мене, ниже во гневе Твоем накажиши мене! Яко Моисей в пустыне, вопию к Тебе, Господи: для чего Ты мучаешь раба твоего, и почто не обрел я милости пред очами Твоими? Почто возложил на меня бремя всего народа сего? Разве я носил во чреве моем весь народ сей, и разве я родил его, что Ты говоришь мне: неси его на руках твоих, как нянька носит ребенка, в землю, которую Ты обещал? Я один не могу нести всего народа сего, потому что он тяжел для меня. Когда Ты так поступаешь со мною; то лучше умертви меня; Господи!   Встает, подходит к аналою и раскрывает Библию.   Петр (читает). «Бог искушаше Авраама и рече: пойми сына твоего возлюбленного, его же возлюбил еси, Исаака, и вознеси его во всесожжение. И созда Авраам жертвенник и, связав Исаака, сына своего, возложи его на жертвенник. И простре руку свою, взяти нож заклати сына своего…»   Походит к образу и опускается на колени.   Петр. Сына заклати! Овна Ты послал Аврааму за сына, а мне не пошлешь, Господи? Почто искушаешь? Чего хочешь? Именем твоим клялся я простить. Клятву нарушить, казнить, – погубить себя? Клятву исполнить, простить, – погубить Россию? Чего же хочешь? Отступи, ослаби, избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего! Помилуй! Помилуй! Помилуй! (С криком почти гневным) . Да помилуй же. Господи!   Падает ниц. Молчание. Стук в дверь. Петр встает, отходит от образа и садится в кресло.   Петр. Андреич, ты? Голос Толстого (из-за двери). Я, государь. Петр. Войди.   Входит Толстой.   Толстой (целуя руку Петра). Здравия желаю, ваше величество.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=193...

Аминь. Целью власти должно быть служение другим. Слово в неделю пятую Великого поста в Исаакиевском соборе города Санкт-Петербурга (5 апреля 2009 г.) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В только что прослушанном отрывке Евангелия от Марка мы находим очень важное повествование: Господь, обращаясь к ученикам, сказал о том, что Ему надлежит пострадать, быть казненным и в третий день воскреснуть. На это удивительное откровение Спасителя последовала столь же удивительная и нелогичная реакция двоих Его ближайших учеников, Иакова и Иоанна, братьев Зеведеевых, которые обратились к Нему с неожиданной просьбой: «Господи, посади нас по правую и левую стороны от Тебя, когда Ты явишься во славе Твоей» (Мк. 10, 37). В их словах не было ни сострадания к Учителю, ни переживаний и горя, а лишь желание использовать Его силу, чтобы обрести некое благо, возвыситься над другими людьми. Господь говорит им, что не имеет власти посадить их по правую и левую стороны от Себя, и завершает беседу с учениками словами: кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою (Мф. 20, 26; Мк. 10, 43). В человеческую природу заложено стремление к развитию, совершенствованию. А степень своих достижений люди чаще всего определяют по тому, какое положение в обществе они занимают. Поэтому желание обрести более высокое положение диктуется самой природой человека. Но в жизни это стремление иногда приобретает болезненный характер. Про таких людей мы говорим: это честолюбивый, тщеславный человек, все свои силы он направляет только на то, чтобы стать выше других, сесть по правую или левую стороны — конечно, не Господа, а какого-нибудь начальника, сначала мелкого, затем более влиятельного, а потом, может, и вообще занять его место. Живительно, что Господь не осуждает учеников за то, что они попросили Его о высоком месте в Царстве Небесном. Он не спрашивает их: почему вы думаете о себе, когда Я говорю вам о Своих страданиях? Он не говорит, что их мысли неправильны и греховны, не оспаривает их желания, но разъясняет, что означает для человека более высокое по отношению к окружающим положение. Господь ясно определяет основное предназначение высокого положения человека, единственную его ценность в очах Божиих. Этой ценностью является возможность служить другим.

http://azbyka.ru/propovedi/velikopostnye...

" Апостол Андрей был первым учеником Иисуса Христа, - сказал владыка в проповеди. - Когда Андрей увидел Господа на Иордане, он поинтересовался, где Он живет, чему учит. И когда общался с Господом в течение дня, понял, что это действительно Мессия, которого ждал иудейский народ на протяжении многих тысячелетий. Будущие апостолы были бедными рыбаками  - даже сети хорошие не могли купить, вся их жизнь проходила возле Галилейского моря. Кто там был, знает, что это лучшее место на Святой земле. Там так красиво, такая теплая вода, такие источники! Господь, когда увидел их на море, сказал, что навык рыбной ловли пригодится им в будущем: " Я сделаю вас ловцами человеков " (Мф. 4:19). Он дал им другие сети - Слово Божие, и этими сетями они улавливали людей для вечной жизни в Царствии Небесном. Господь набрал себе учеников, в том числе первозванного Андрея, его брата апостола Петра, Иоанна, других апостолов. Все они в течение трех с половиной лет внимательно слушали и смотрели, как жил, проповедовал, совершал чудеса Спаситель. Он брал их не просто для того, чтобы они ходили за Ним, а собирался послать их в мир, чтобы они по всей земле проповедовали Его учение. После Пятидесятницы апостолы получили благодать Святого Духа и вышли на проповедь, исполняя повеление Господа: " Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века " (Мф. 28:19-20). И они шли, и то, чему научились за эти три с половиной года, то и проповедовали. У них не было конспектов, тогда не было ни магнитофонов, ни компьютеров - что в сердце отложилось, то они и говорили. В Евангелиях записано Слово Господа так, как его запомнили ученики. С этим Словом они вышли в мир языческий. Господь предупреждал, что не так-то просто будет проповедовать Слово Божие, не везде их будут встречать с объятиями: " Меня гнали, будут гнать и вас " (Ин. 15:20). Но, тем не менее, надо идти и спасать людей - именно в этом смысл пришествия в мир Спасителя " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Апостол Павел пишет христианам: «вы приступили... к церкви первенцев, написанных на небесах и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» (Евр.12:22-23). И мы, православные, как раз через молитвы и прославления приступаем к этим святым и имеем с ними молитвенное общение, а протестанты не приступили и не хотят приступать «к духам праведников, достигших совершенства» . Я прошу прощения, если это прозвучит резко, но слышатся нотки гордыни в их словах: зачем мне просить, чтобы какой-то святой помолился за меня Богу, когда я сам могу напрямую помолиться Богу за себя? Бог неоднократно говорит в Библии о том, что молитву святого человека Он слушает более прочих и даже тогда, когда молитву обычного грешного человека не примет. Вспомним, что сказал Бог друзьям Иова: «и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас» (Иов 42:8). Точно так же Бог говорит Авимелеху, что только по молитве Авраама за него он может избегнуть смерти (Быт. 20:7-17). Хотя и друзья Иова и Авимелех могли бы помолиться сами. Но Бог почему-то не сказал им: «помолитесь сами Мне напрямую, вам не нужны посредники». Писание называет святых «друзьями Божиими» (Ин. 15:15, Иак. 2:23), что же странного, если Бог охотно слушает и скоро исполняет просьбы Своих друзей? Известно, что еще при своей земной жизни, когда они просили, Он непременно откликался. Так, например, по просьбе Матери Он помог бедным молодоженам и сотворил чудо на пиру, чтобы избавить их от позора (см.: Ин. 2:1-11). Стоит, наконец, сказать о почитании мощей святых. Наши протестантские друзья нередко об этом спрашивают, полагая, что уж это точно противоречит Библии. На самом деле там как раз описано, что Бог прославляет даже телесные останки своих святых и может творить через них чудеса. Читаем: «Умер Елисей и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. И было что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» (4 Царств 13. 20-21). Проявления чудесной силы Бога мы видим и через мощи последующих святых. Например, буквально на днях слепая в Санкт-Петербурге женщина обрела зрение у мощей великомученика Георгия Победоносца.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Апостольские послания, кроме содержания речей апостольских в богослужебных собраниях, дают нам основания и для суждения о приемах, каких держались апостолы при преподании религиозных истин. Они соблюдали в этом отношении строгую постепенность: от более легкого восходили к труднейшему и предлагали сначала только истины самонужнейшие и необходимые. Апостол Павел в Послании к Коринфянам говорит: «Я говорил с вами, как с младенцами во Христе, я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах» ( 1Кор.3:1–2 ). И в Послании к Евреям говорит: «Вас снова нужно учить первым начаткам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища. Всякий, питаемый молоком, не сведущ в словах правды, потому что он младенец. Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла. Посему оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога, учению о крещении, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном» (5:11–14; 6:1–2). Обращаясь к внешней форме проповеди в богослужебных собраниях первенствующих христиан, мы должны отбросить всякое представление о цельности, законченности, последовательности в развитии мысли, вообще о методичности. Деяния апостольские обозначают эти беседы словами διαλεγεσθαι и ομιλειν ( Деян.20:7:11 ), что прямо указывает на характер проповеди. Она имела характер беседы в собственном смысле, при которой происходил обмен мыслей между участниками собрания, и слово проповедника прерывалось вопросами и заключениями со стороны слушателей. Такая форма ведения дела наиболее гармонировала с характером в домашних церквах, где не могло быть особой торжественности, и не представляла неудобств при небольшом количестве лиц, составлявших собрание. Отсюда то взаимное самоназидание членов общины, то вразумление и наставление друг друга, о котором так часто говорит апостол Павел ( Рим.15:14 ; Кол.3:16 ; Еф.5:19 ; Евр.10:24 ). При таком характере общественно-церковного назидания беседа, например, апостола Павла в собрании учеников при преломлении хлеба, начатая с вечера, продолжалась за полночь и даже до рассвета ( Деян.20:7:11 ). Что едва ли было бы возможно, если бы Павел один вел речь среди собрания верующих. Таким путем слово Христово обильно вселялось в сердца верующих со всякою премудростию ( Кол.3:16 ), и они исполнялись благости и всякого познания ( Рим.15:14 ). IV

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Vadkov...

Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Лукиану (Куценко), епископу Благовещенскому и Тындинскому 16 октября 2011 г. 13:30 16 октября 2011 года за Божественной литургией в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Лукиана (Куценко) во епископа Благовещенского и Тындинского. По окончании богослужения Святейший Владыка вручил новохиротонисанному епископу архиерейский жезл и обратился к нему с напутственным словом. Преосвященный епископ Лукиан! Ныне во время Божественной литургии в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя Небесный Утешитель посетил нас особым благодатным наитием. Животворящий Дух через возложение на твою главу рук архиереев — преемников апостолов, по молитвам здесь предстоящих обильно излился на тебя. И пусть мы не слышали сегодня шум с неба и не видели огненных разделяющихся языков (см. Деян. 2:2-3), как это было почти две тысячи лет тому назад в Иерусалиме, однако мы верим и свидетельствуем, что ты получил великий дар того же Духа Святаго — дар епископства. Еще в юном возрасте ты возлюбил Господа и Его Святую Церковь. Обучаясь в Ленинградской духовной семинарии, ты решил посвятить свою жизнь служению Богу и был пострижен в монашество. С ревностью трудясь на ниве Христовой, ты ответственно исполнял многоразличные послушания в Санкт-Петербургской епархии и тем самым приобрел ценный пастырский и административный опыт. Теперь решением Священного Синода ты направляешься на Благовещенскую кафедру. Прими это назначение как Промысл Божий, призвавший тебя к трудам. Подобно тому как Воскресший Господь некогда призвал троекратно апостола Петра, повелев ему пасти овец Своих (см. Ин. 21:15-17), так и тебя Он ныне призывает к святительским трудам. По увещанию сего первоверховного посланника Христова паси «Божие стадо,… надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием [Божиим], но подавая пример стаду» (1 Петр. 5:2-3). Помни, что ты поставлен для служения другим людям, а не ради извлечения личной выгоды. Не возносись над подчиненными твоими, но со смиренномудрием и любовью относись ко всем окружающим. Сам Спаситель перед крестными страданиями умыл ноги Своим ученикам, повелев им делать то же (см. Ин. 13:4-15). Так Владыка Вселенной показал нам образец кротости, дабы мы не гордились и не надмевались, требуя себе почестей и похвал.

http://patriarchia.ru/db/text/1649389.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010