Октоих происходит от греческого οκτω — восемь и ηχος — глас. Эта книга, состоит обыкновенно из двух частей, заключает в себе расположенные на все восемь гласов (или напевов) изменяемые молитвословия, которые поются на различных церковных службах седмичного круга, то есть изменяющиеся в зависимости от дня седмицы, ибо каждый день седмицы посвящен своим особым воспоминаниям. Порядок изменяемых богослужений, изложенных в Октоихе, следующий: воскресная служба первого гласа, служба понедельника первого гласа, вторника, среды, четвертка, пятка и субботы, затем воскресная служба второго гласа, служба понедельника второго гласа, вторника и так до субботы, затем воскресная служба третьего гласа, служба понедельника третьего гласа… и т. д. в такой же последовательности все седмичные службы на все восемь гласов. Пение всех восьми гласов в продолжение восьми недель называется в церковном Уставе «столпом». Таких столпов поется в церковном богослужебном году шесть. Начинается пение Октоиха в будничные дни с недели Всех Святых после Пятидесятницы и оканчивается пред Субботой недели мясопустной. В период Великого поста, примыкающих к нему в начале Сырной седмицы и в конце Страстной седмицы, а также в период от Пасхи до Пятидесятницы Октоих в будничные дни не поется. По воскресным же дням Октоих не поется, начиная от недели Ваий и кончая неделею Всех Святых. Кроме того, если в какой-либо воскресный или будничный день случится двунадесятый Господский праздник, пение Октоиха также оставляется. Оставляется пение Октоиха в будничный день, в который случится какой-либо праздник Богодичный или святого. Минея месячная, праздничная и общая Минея месячная от μηναιον=месяц содержит в себе изменяемые молитвословия на все дни года по числам каждого месяца для неподвижных праздников (то есть таких, которые приходятся всегда в определенные числа определенного месяца). Поэтому, в соответствии с числом месяцев в году, Месячная Минея состоит из 12–ти книг. В конце каждой книги печатаются особые песнопения Богородичны воскресные, или так наз. «догматики», Богородичные воскресные, поемые после стихир на стиховне, Богородичны, поемые, «егда есть «Слава» святому в Минее»; затем Отпустительны Богородичны, поемые после тропарей в воскресные и праздничные дни, и Богородичны отпустительные, поемые в будничные дни после тропарей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

Малый Часослов представляет собою сокращение Великого. Эти сокращения касаются лишь дополнений. Октоих, или Осмогласник    Октоих происходит от греческого οκτω — восемь и ηχος — глас. Эта книга, состоит обыкновенно из двух частей, заключает в себе расположенные на все восемь гласов (или напевов) изменяемые молитвословия, которые поются на различных церковных службах седмичного круга, то есть изменяющиеся в зависимости от дня седмицы, ибо каждый день седмицы посвящен своим особым воспоминаниям. Порядок изменяемых богослужений, изложенных в Октоихе, следующий: воскресная служба первого гласа, служба понедельника первого гласа, вторника, среды, четвертка, пятка и субботы, затем воскресная служба второго гласа, служба понедельника второго гласа, вторника и так до субботы, затем воскресная служба третьего гласа, служба понедельника третьего гласа… и т. д. в такой же последовательности все седмичные службы на все восемь гласов. Пение всех восьми гласов в продолжение восьми недель называется в церковном Уставе «столпом». Таких столпов поется в церковном богослужебном году шесть. Начинается пение Октоиха в будничные дни с недели Всех Святых после Пятидесятницы и оканчивается пред Субботой недели мясопустной. В период Великого поста, примыкающих к нему в начале Сырной седмицы и в конце Страстной седмицы, а также в период от Пасхи до Пятидесятницы Октоих в будничные дни не поется. По воскресным же дням Октоих не поется, начиная от недели Ваий и кончая неделею Всех Святых. Кроме того, если в какойлибо воскресный или будничный день случится двунадесятый Господский праздник, пение Октоиха также оставляется. Оставляется пение Октоиха в будничный день, в который случится какойлибо праздник Богодичный или святого. Минея месячная, праздничная и общая    Минея месячная от μηναιον ­­ месяц содержит в себе изменяемые молитвословия на все дни года по числам каждого месяца для неподвижных праздников (то есть таких, которые приходятся всегда в определенные числа определенного месяца). Поэтому, в соответствии с числом месяцев в году, Месячная Минея состоит из 12-ти книг. В конце каждой книги печатаются особые песнопения Богородичны воскресные, или так наз. «догматики», Богородичные воскресные, поемые после стихир на стиховне, Богородичны, поемые, «егда есть «Слава» святому в Минее»; затем Отпустительны Богородичны, поемые после тропарей в воскресные и праздничные дни, и Богородичны отпустительные, поемые в будничные дни после тропарей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

Пятый период характеризуется чтением на седмичной утрени двух кафизм и третьей рядовой на вечерни, а на воскресной присоединением к двум кафизмам полиелея и 136 пс.: На реках вавилонских... Он начинается в неделю (воскресенье) Блудного и оканчивается в неделю (воскресенье) Сырной седмицы (Тип., гл. 17, л. 26; послед. в нед. Блудного. л. 297 на об. и 298; нед. Мясопуст., л. 300; нед. Сыропуст. л. 305. Смотр. Также 3–8 февраля, попразднство Сретения, если случится в нед. Блудного и Мясопустн., л. 176; февр. 9, отдание Сретения, если случится в нед. Блудного и Сыропустн., л. 181 на об.). Шестой и восьмой периоды характеризуются чтением на седмичной утрени трех кафизм, а на вечерни 18, в особенности же тем, что рядовые кафизмы читаются и на часах, вследствие чего Псалтирь в течение седмицы прочитывается два раза. На воскресной утрени, кроме двух рядовых кафизм, положены непорочны 339 . Шестой период обнимает собою 1, 2, 3 и 4 седмицы св. Четыредесятницы, а восьмой – 6-ю (Тип., гл. 17, л. 26). Седьмой период обнимает 5-ю седм. св. Четыредесятницы. Он характеризуется чтением на седмичной утрени трех кафизм, за исключением утрени великого канона, на которой полагается одна кафизма, рядовых кафизм на часах и также рядовой на вечерни; при чем распределение кафизм на этой седмице бывает иное, чем обыкновенно, в том случае, если в четверток случится праздник Благовещения пр. Богородицы 340 . Псалтирь на этой седмице, как и на других седмицах Четыредесятницы, прочитывается два раза. На воскресной утрени, кроме двух рядовых кафизм, положены непорочны (Тип., гл. 17, л. 26 на об.) 341 . Девятый период обнимает Страстную седмицу. Он характеризуется чтением на седмичной утрени до среды включительно трех рядовых кафизм, рядовых кафизм на часах, кроме 1-го, на котором кафизмы нет, 18 на вечерни и полным отсутствием кафизм во вторую половину седмицы, начиная с четверга,– только на субботней утрени полагается 17 кафизма. Псалтирь, начиная с 4 кафизмы 342 , на этой седмице прочитывается только один раз (Тип., гл. 17, л. 27).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Правила, описывающие современную лекционарную систему, предоставлены в 10-й главе типикона как чттс и тог в ряде разделов 48-й главы типикона и в двух главах Богослужебного Евангелия: всег лта число и кд начинаютъ, и до гд стаютъ (Сказание I по терминологии П. П. Мироносицкого ) и как на вскъ день должно чест седмицъ всег лта (Сказание II) 30 . Согласно 10-й главе Типикона, чтение Евангелия от Иоанна начинается в день Пасхи и продолжается до воскресенья Пятидесятницы; чтение Евангелия от Матфея начинается после Пятидесятницы и продолжается до Недели по Воздвижении; чтение Евангелия от Луки начинается после Недели по Воздвижении и продолжается до Недели о мытаре и фарисее. Сказание II предоставляет «столп» евангельских чтений: 17 седмиц субботних и воскресных чтений Евангелия от Матфея (11 из которых имеют будничные чтения из Евангелия от Матфея и 6 – из Евангелия от Марка) и 18 седмиц субботних и воскресных чтений Евангелия от Луки (из которых 12 имеют будничные чтения из Евангелия от Луки, 6 – из Евангелия от Марка и 3 дня Сырной седмицы – из Евангелия от Луки). Данный порядок основан на византийской к-системе с добавлением к ней указаний на будние дни 17-й седмицы, для которых берутся зачала из Евангелия от Марка с 32-й седмицы (см. Таблицу I). Вопрос, почему указаны для повторения именно эти зачала, остается открытым 31 . На практике трудности возникают ввиду того, что дата Пасхи колеблется от 22 марта до 25 апреля и количество седмиц от Пятидесятницы до Недели по Воздвижении может быть больше или меньше, чем 17. Также количество седмиц между Неделей по Воздвижении и Неделей о мытаре и фарисее может быть больше или меньше, чем 18, в зависимости от даты следующей Пасхи. Именно поэтому необходимы таблицы, описывающие порядок перестановки чтений. 5.1. Порядок будничных рядовых чтений Евангелия Для начала опишем решение проблемы выбора будничных чтений. Если выпадает ранняя Пасха и количество седмиц между Пятидесятницей и Неделей по Воздвижении превышает 17, то, начиная с понедельника 18-й седмицы, мы должны вернуться обратно и повторить необходимое количество седмиц (на практике – одну или две) до Недели по Воздвижении.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

14 на обор.). Здесь же, в последовании Сырной среды, прямо говорится, что прокимна канонарх не глаголет, а только объявляет глас, на который надобно петь прокимен (Типикон, лист. 302 на обороте). 545 Опять замечено, что чтец объявляет только глас, но самого прокимна не глаголет. В Тип. (л. 303) сказано именно так: „Свете тихий, таже прокимен гл. 5-й. Чтец токмо скажет глас, прокимена же не глаголет, якоже предъизъявися на 6 часе. Боже, во имя твое спаси мя...; стих: Боже, услшши молитву мою...“ Представляется более правильным такое понимание этого предписания: после того, как будет сказано: Вонмем (Мир всем. Премудрость, вонмем), чтец должен возгласить: „прокимен, глас 5“, – и только, клирики же должны петь прокимен: Боже, во имя твое... Существует, впрочем, другое объяснение, по которому чтец объявляет глас прокимна и произносит самый прокимен, опуская лишь слово „прокимен“, которое в другое время произносится пред объявлением гласа. 548 Молитва: Господи и Владыко... не указана подобно тому, как не указывается и на вечерни пятка св. Четыр. (накануне суб.), если отправляется одна вечерня в соединении с изобраз. (но не с литургией). 550 О многолетии не упомянуто. В особом издании служб на каждый день первые седмицы св. Четыредесятницы оно указывается: см. понед. 1 седм., л. 77, москов. изд. 1893 года. 553 Впрочем, как сказано было выше: ч. 1, отд. 4, гл. 37, Триодь Постная назначает стихословить по отд.: Господеви поем. 554 Во 2 мрк. гл. 30 января нет указаний на малые ектении после антифонов кафизмы, но на основании устава о великой вечерни, изложенного во 2 и 7 гл. Типикона, они должны быть. 555 В своем месте (ч. 1, отд. 2, гл. 10) мы видели, что пред прокимном дня иногда вовсе не указываются означенные возглашения (Тип. гл. 9), иногда указывается одно только: „Вонмем“ (моск. изд. Служб на каждый день 1 седм. св. Четыред.). Мы решительно держимся того мнения, что на вечерни, будет ли это великая вечерня, или же вседневная, пред прокимном надобно непременно возглашать: Мир всем, в том случае, если за ним следует паремия, потому что преподаяние мира пред чтением Свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Анастасия. Оно, затем, подтверждается позднейшими фактами. В VIII-м веке по случаю споров на Востоке о 8 и 7-недельной четыредесятницах прошел слух, что Дамаскин защищает 8-недельный пост. Один монах, по имени Комита, обратился по этому поводу с запросом к Дамаскину об его мнении. Тот ответил ему вышеуказанным письмом о посте, в котором он древнюю антиохийскую практику признаете апостольским преданием, но вместе с тем не осуждает, а, напротив, даже похваляет, ревность постящихся и 8 недель. Впоследствии кто то, быть может, сам же Комита, приложил к письму список мнений разных лиц о 7 и 8-недельной 40-це. Что эти мнения приложены не самим Дамаскиным, видно из конца его письма, где он пишет, что «так как письмоносец торопится, то он опускает подтверждающие его рассуждения мнения 45 ». Главное же, против принадлежности находящихся в письме мнений Дамаскину говорит то, что они не соответствуют мыслям его письма: в защиту 7-недельной 40-цы собраны мнения исключительно лиц православных, а в защиту 8-недельной двух еретиков – Севера и Александрииского коптского патриарха Вениамина. Тенденция такой защиты ясна. Но еще более нужно удивляться тому, что египтяне в указанную седмицу соблюдают пост еще более строгий, чем греки. Те хоть едят тогда еще молочную пищу, египтяне же не признают совершенно никакого различия между этой седмицей и 40-цей 47 ». Несторианский писатель, как видим, подобно Н. К. Ксанфопулу (см. синаксарь мясопустной недели), относит ко времени Ираклия лишь происхождение греческой сырной седмицы, но это неверно: Александрийская хроника ясно говорит, что воздержание от мяса в седмицу пред 40-цей существовало у православных жителей Сирии и до установления строгого поста при Ираклии. Дальше будет показано, что это сообщение верно и что сырная седмица соблюдалась у греков задолго до Ираклия. Очевидно, к Х-му веку греки уже перезабыли, что, именно, установлено было при Ираклии и когда возникло у них воздержание сырной седмицы. Но предание, что при Ираклии было сделано какое-то прибавление к 40-це, хранилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Скачать epub pdf Вторник сырной седмицы. Память трех святителей Когда человек входит в храм, он сразу, если у него, конечно, не мертва душа, ощущает, что попал в какое-то особенное место. И все верующие люди должны этому строю храмовой жизни подчиняться. Но так как мы люди в основном дикие и только учимся и благочестию, и правильному поведению в храме, то многое до нашего сознания не доходит. Например, входит взрослый человек с ребеночком, а ребеночек маленький, не осознает еще всего величия того, что здесь совершается. Поэтому он может начать что-то говорить или плакать – и тогда надо моментально его из храма унести, чтобы ему в тишине объяснить, что так вести себя нельзя. А если у него не получается сразу прийти в себя, значит, надо с ним погулять минут пять. Вот он успокоился, утих – и потом можно опять внести его в храм. Ничего в этом страшного нет. Конечно, каждому хочется побыть на службе, но ради своего дитя и ради того, чтобы оно не нарушало благоговения храма, чтобы не мешало остальным, надо приносить себя в жертву. И когда человек приносит себя таким образом в жертву, то, хотя он вроде бы уходит со службы, оказывается, этим-то он и совершает истинное христианское делание. Потому что он ущемляет себя ради всех остальных ближних. Что самое главное должен вынести человек из своего детства? Вот мы учим детей многому: учим читать, писать и так далее. Это все очень важно, но есть вещь еще гораздо более важная – послушание. Послушание – это начальная христианская добродетель. Кто не умеет слушаться, тот никогда ничему не научится. Это невозможно. Поэтому в монастырях начинают учиться христианской жизни только с послушания. Человеку дают какое-то задание, и он обязан безукоризненно его выполнять. А почему послушание так важно? Потому что от непослушания Адам отпал от Бога. Господь ему заповедал, что от дерева познания добра и зла вкушать плодов нельзя, а он не послушался. И из-за этого человечество, и мы в том числе, до сих пор, уже много тысяч лет, страдает: из-за непослушания всегда страдание.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Синаксарь в субботу Сырной седмицы, всех преподобных отцов, в подвиге просиявших Стихи: Душам праведных приснопамятным Слова прославления в дар приношу. В этот день мы совершаем память всех преподобных, мужей и жен, просиявших в посте, ибо богоносные отцы, постепенно наставив нас предварительными праздниками, заранее подготовив к поприщу (поста), отвратив от сытости и сладости, устрашив будущим Судом, предочистив как следует сырною седмицею, уместно установили посреди нее и два дня (по чину) поста , чтобы понемногу приучить нас к нему. Вот и всех мужей и жен, живших праведно, к тому же со многими скорбями и трудами, они представляют нам, чтобы напоминанием об их борениях придать нам сил для поприща (поста), и чтобы мы, имея перед собой их житие как некий образ и путь, получая от них подкрепление и помощь, стремились к духовным подвигам, помышляя, что и они были с нами одного естества. Ибо как воеводы поощряют своих воинов, вооруженных и уже стоящих в строю, речами, знаменами и воспоминанием храбро и доблестно воевавших предков, и воины, укрепляемые этим, воодушевляются надеждой на победу, — так ныне премудро творят и богоносные отцы: укрепив к духовным подвигам и мужей, и жен (примером) преподобных, таким образом подводят к постному поприщу, чтобы мы, взирая на их достойное подражания, безгрешное житие, совершали многообразные и различные добродетели, каждый по силам, — преимущественно любовь и сознательное уклонение от неправедных дел и поступков. И пост — это не только диета, но воздержание и языка, и глаз, и от гнева, и, проще говоря, от всякого зла удаление. По этой причине святые отцы и установили здесь настоящее празднование всех преподобных, приводя (нам на память) угодивших Богу постом и другими добрыми делами, наставляя нас их примером на путь добродетелей, чтобы мы смело вооружились на страсти и демонов, и предлагая нам некий образец: что если и мы приложим одинаковое с ними усердие, то сможем беспрепятственно сделать всё, что и они сделали, и сподобиться тех же венцов, — ведь и они были одного с нами естества.

http://pravoslavie.ru/2138.html

183 Западные писатели затруднялись изъяснением cero места. Комментатор Александрийской хроники (vid. notas ad locum citatum), чтобы объяснить оное, воспользовался указанием Дюканжа (Glossar, ad Script. Graec. T. I. p. 1239), что в греческом Требнике есть молитва на избрание атрициев, при котором полагаются на трапезе и преждеосвященные Дары, и бывает причащение ( χ π προσαγωγ ρα ντων, τι πετρικ ων. Α τη γ νεται, ν τος ντιμινδ οις τν κατηχουμνων τς μεγλης κκλησ ας, ν τ σωλε α, τιθεμνης τραπξης, κα νδτου και προηγιασμνων ). По греческий молитвослов, излагая самую молитву и употребительные при сем обряды, ни какой церковной песни не содержит. Evchol. Goari, p. 931. 184 Respons. LVII. В рукописном Греческом Апостоле XI века (Моск. Духовной Академии), употреблявшемся в Церкви Константинопольской, в сырную седмицу положены чтения только на понедельник, вторник, четверг и субботу: среда и пяток оставлены без чтений. 187 В Синодал. списке 330., в уставе на страстную седмицу изложение службы понедельника оканчивается так: «посем вход. таж. да ся исправит. и прочая служ. пос».. На вторник: «посем вьход. и прок. и пармия, да ся исправит. и прочая служ. посная». Тоже на среду. – В сем же уставе по изложении службы на среду сырной седмицы говорится: «Бжтвьная литург. постьная. Тже устав и в пяток тояже нед». В слав. служебнике XIII в. Варлаама Хутынского, самое изложение Литургии Преждеосвященных начинается так: «Служба стго поста. В сред. сыропус. нед. веч. на литургии ». Синод. 604. 190 Никона Черногорца, часть I-я сл. 57. В славянском переводе устава св. Саввы (XIV в.) вышеупомянутое правило Патриарха приводится в таком виде: «яко подобает черноризцем поститись в среду и в пяток сырныя недли, по вечерни же ядят сыр и яица, идже ни обрящються ». 191 Печ. уст. л. 377. на обор. Тоже в древних Рукоп. Синод. 328, 329. Алляций приводит это место с греческ. списков (de М. Рг. р. 1595.), и сам свидтельствует: «в среду и пяток сырной седмицы палестинские монахи не совершают ни полной Литургии, ни Преждеосвященных: у других совершается Литургия Преждсосвященных и. De Eeclcs. Consens. p. 1129.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вслед за часами и изобразительными в понедельник, вторник и четверток св. Четыре десятницы отправляется вечерня. Устав её изложен в 9 и 49 гл. Типикона в последовании понедельника 1-й седмицы Великого поста. Порядок её такой: После молитвы Ефрема Сирина и поклонов больших и малых, положенных на изобразительных, предстоятель (по 49 гл. Типик.) или же чтец (по особому изд. Служб на каждый день первыя седмицы св. Четыредесятницы. Москва, 1893 г., л. 64 на об.; и по изд. Киево-печ. лавры: «Послед. вечерни, полунощ. и утрени», 1884 г., л. 4): Приидите поклонимся 3 657 . Чтец (так по 49 гл. Типик., и по вышеуказ. издан, московскому и Киево-печ. лавры) – пс.: Благослови, душе моя, Господа... Слава, и ныне. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава тебе, Боже 3. Когда чтец читает псалом, иерей пред царскими вратами читает обычные вечерние или светильничные молитвы 658 . После псалма и светильничных молитв иерей 659 произносит великую ектению: Миром Господу помолимся... и возглас: Яко подобает тебе... Засим стихословится 18 кафизма. Только о кафизмах пятой недели Великого поста – особый указ (чит. его в 17 гл. Типикона). В особ. издании Служб на каждый день первыя седмицы св. Четыредесятницы (л. 66 на об.–69) указан такой именно порядок стихословия: после возгласа священника: Яко подобает тебе..., лик: Аминь. И непосредственно после этого чтец: Ко Господу внегда скорбети ми..., т. е. 119 пс.; засим пс.: 120–123. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Лик поет: И ныне, и присно, и во веки веков, аминь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуия, слава тебе, Боже 3. Господи, помилуй 3. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Чтец: И ныне, и присно, и во веки веков, аминь, и пс.: 124–128. Слава, Отцу и т. д. Лик поет: И ныне, и т. далее. Аллилуиа... 3. Господи, помилуй 3. Слава Отцу и т. д. Чтец: И ныне и т. д., и пс.: 129–133. Слава, и ныне... Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава тебе, Боже 3. После 18 кафизмы малая ектения: Паки и паки... 660 . Возгл. священника: Яко твоя держава... и пение лика: Аминь. Затем на клиросе поют пс. 140: Господи, воззвах, 141, 129 и 116, так, как разъяснено выше, а священник кадит алтарь и весь храм 661 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010