И для чего же так уничижил себя Сын Божий? «Обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою». Когда грехом расторгнут был союз человека с Богом, тогда грешнику страшно было приблизиться к Богу святому. Сам друг Божий, Моисей, с которым Бог говорил лицом к лицу, – и тот трепетал, приближаясь к Нему на Синае; и когда желал видеть славу Божию ближе, то Бог изрёк ему: «лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» ( Исх. 33, 20 ). Как же блаженны мы, слушатели, что Сын Божий Своим обнищанием приблизился к нам и дал нам видеть в Нем лице Божие, сколько можно видеть Бога на земле бренному человеку! «Имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» ( Мф.1:23 ). С нами Бог не в Своих только благодеяниях, не в кратковременных явлениях, как в древности в куще Авраама; с нами Бог – в существенном и неразлучном соединении с нашею природою. – Собрались некогда сыны Израилевы к Давиду, чтобы помазать его на царство, и говорили ему: «вот, мы – кости твои и плоть твоя» ( 2Цар. 5, 1 ). Так непостижимое обнищание Сына Божия вселяет и в нас дерзновение исповедать наши радостные и благодарственные чувства пред Тем, Кто преискренне приобщился нашей плоти и крови: «вот, мы – кости твои и плоть». Приблизившись к нам Своим уничижением, Сын Божий приблизил и нас к Богу Своим благодатным учением, примером богоугодной жизни, искупительными страданиями. Люди забыли Бога и жили как бы без Бога в мире; обоготворили тварь, обоготворили свои страсти. Умы самые проницательные после долгих трудов едва доходили до убеждения, что есть существо выше мира, достойное всей любви и поклонения. Прошли целые тысячелетия, возникали и исчезали одно за другим многие поколения в неведении о Нём. – Сын Божий возвестил людям, что есть у них у всех один Бог , Которого они оставили, но Который их помнит и любит, что в Нём, Сыне, можно узнать, их Бога – Отца; что Сын Единородный для того и пришел к людям, чтобы возвестить им об Отце. Люди забыли свое достоинство; погруженные в чувственность, заботились только об удовлетворении временных нужд; ум их за мраком сомнений не видел светлого лица истины: воля под бременем тяготевшего над нею зла до того унизилась, что находила даже удовольствие в своем рабстве. Весь человек представлял из себя жалкую развалину прекрасного создания великого Художника. – Сын Божий открыл человеку достоинство его духовной природы: в своих наставлениях указал ему, чем он может и должен быть; открыл ему высшие предметы стремлений; просветил ум, возбудил сердце, направил волю; внушил мужество сбросить с себя позорное иго греха. Он сказал людям: «если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными. И если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» ( Ин. 8, 31–32, 36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Лк.4:3 . И речé емý диáвол: áще Сын еси Бóжий, рцы кáменеви семý, да бýдет хлеб. (И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом.) Аще (если) Сын еси Божий, т. е. Мессия, Котораго Сам Бог наименовал при крещении Сыном Своим. Слышав этот голос, свидетельствовавший, что Иисус Христос есть Сын Божий, а с другой стороны, видя Его алчущим, диавол не может убедиться вполне, чтобы Он был Сын Божий: как может алкать Сын Божий? и потому приступает к Нему со словами: Если Ты Сын Божий и пр. (Злат, и Афан. Вел.). Каменевы (камню) сему, у еванг. Матфея, камням сим, – вероятно, тем, которые находились на месте искушения. Сущность сего искушения такова, что, если Ты Мессия, то зачем же Тебе алкать – как бы так говорит искуситель Христу, – когда достаточно только Твоего одного слова для того, чтобы превратить камни в хлебы и затем насытиться ими? (Феоф.). Тут диавол имел намерение соблазнить Иисуса Христа нетерпеливостию, невоздержанием и нарушением поста – похотию плоти ( 1Ин.2:16 ). С другой стороны, искуситель склонял Господа для насыщения тела прибегнуть к средству чудодейственному – к претворению камней в хлебы, тогда как чудодейственные силы Бог употребляет только в особенных случаях и для особенных духовных целей (Пав. Кишин.). Лк.4:4 . И отвещá Иисýс к немý, глагóля: писано éсть, яко не о хлебе едином жив бýдет человек, но о всяком глагóле Бóжии. (Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим.) Спаситель говорит искусителю, что не нужно творить чудо превращения камней в хлебы, а что можно удовлетворять голод и другими предметами, по указанию или действию Божию, почему и указывает на изречение из книги Второзакония ( Втор.8:3 ), где говорится, что Бог , напр., питал манною народ Израильский в пустыне. Это – ближайший смысл изречения. Но в нем содержится указание и на духовную пищу, которою питается верующий человек, т. е. на Слово Божие, на божественные заповеди и повеления, исполнение коих составляет духовную пищу, более нужную для человека, чем пища телесная ( Ин.4:34 ). При этой духовной пище забывается и телесный голод (Мих.). Господь как бы так говорит искусителю: «зачем ты побуждаешь Меня прибегнуть для утоления Моего голода к чудодейственной силе, которою Я обладаю? Если бы для напитания Меня теперь нужно было чудо, то Сам Бог чудесно напитал бы Меня, как напитал Он некогда израильтян в пустыне манною. Зачем ты искушаешь Меня напоминанием о телесной пище и склоняешь нетерпеливо, чудесным образом утолить Мой голод, когда Слово Божие, беседа с Богом для Меня сладостнее всякой пищи, и так насыщает Меня, что заставляет забыть о пище телесной? Не забывают ли люди о пище, слушая приятную беседу, даже человеческую; не тем ли естественнее забыть о пище среди сладостной беседы с Богом»? (Пав. Кишин.)

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Сие сказано в Символе веры для того, чтобы кто не подумал, что было время, когда Сына Божия не было. Иисус Христос есть также вечный Сын Божий, как вечен Бог Отец. (Кат.) «Света от света». Здесь речь идет о подобии, как свет рождается от света, как солнечный луч от самого солнца, как блистание луча от луча света, вот эти все образы положены в основание имени «Света от света». В Символе веры это дается просто как пояснение того, что для нас является неясным, ибо мы не знаем способа рождения Сына Божия от Бога Отца. Все эти образы лишь помогают понять тайну рождения. «Оне подобием видимого света несколько изъясняют непостижимое рождение Сына Божия от Отца. Смотря на солнце, мы видим свет; от сего света рождается свет, видимый во всей подсолнечной: Но и тот, и другой есть один свет нераздельный, одной природы. Подобно сему Бог Отец есть вечный Свет ( 1Ин.1:5 ); от Него рождается Сын Божий, Который также есть вечный Свет, но Бог Отец и Сын Божий есть единый вечный Свет, нераздельный, единого Божеского естества. (Кат.) «Бога истинна от Бога истинна». Здесь все хорошо сказано в Катихизисе. Важно, что сами эти слова взяты из Священного Писания: «Знаем также, Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей [т. е. Сын Его, Иисус Христос] есть истинный Бог и жизнь вечная» ( 1Ин.5:20 ). «Рожденна, несотворенна». Слова эти даны для обличения Ария, который нечестиво учил, что Сын Божий сотворен. (Кат.) «Единосущна Отцу». Иначе это можно сказать так: Сын Божий есть единого и того же Божеского существа с Богом Отцом. Иисус Христос говорит о Себе и Боге Отце: – «Я и Отец – одно» ( Ин.10:30 ); – «Все, что имеет Отец, есть Мое» ( Ин.16:15 ); – «И все Мое Твое, Твое Мое» ( Ин.17 , Ю); Можно обратить внимание на одинаковые свойства Бога Отца и Бога Сына: «вечность» ( Ин.1:1; 8, 58; 17, 5 ); «всеведенье» ( Мф.11:27 ; Ин.10:15 ); «всемогущество» ( Ин.5:25; 10, 28 ). Что обычно смущает? Уничижительные места Нового Завета о Господе нашем Иисусе Христе, говорящие о подчинении Сына Отцу.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

63. Иудеи все и ныне учат, что говорил с Моисеем Бог безымянный. Почему пророчественный Дух обличал их через вышесказанного пророка Исайю, и сказал, как прежде упоминал я: " вол знает владельца своего и осел ясли господина своего; Израиль же не знает Меня, и народ не уразумел Меня " . Равным образом Иисус Христос, обличая Иудеев за то, что они не знали, что Отец и что Сын, сказал так: " Никто не знает Отца, только Сын, ни Сына, только Отец и те, которым откроет Сын " . Слово же Божие есть Сын Божий, как я выше сказал. Называется Он и ангелом и апостолом, ибо Он возвещает все, что должно знать, и посылается для открытия того, что возвещается, так как и сам Господь нам сказал: Слушающий меня слушает Пославшего меня " . И это будет ясно из Моисеевых писаний. В них сказано так: " И говорил Моисею Ангел Божий в пламени огня из тернового куста и сказал: Я - Сый, Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова, Бог отцов твоих. Пойди в Египет и выведи народ мой " . Что за тем последовало, можете, если хотите, узнать из них: здесь переписать все невозможно. А слова эти сказаны в доказательство, что Иисус Христос есть Сын Божий и апостол, который прежде быль Слово и являлся иногда в виде огня, иногда в образ бесплотных, ныне же по воле Божией, сделавшись для рода человеческого человеком, претерпел и страдания, каким он по действию демонов был подвергнуть безумными Иудеями. Иудеи, несмотря на то, что прямо сказано в писаниях Моисея: " И говорил ангел Божий Моисею в огне, пылающем в терновом кусте, и сказал: Я Сый, Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова " , утверждают, что Отец всего и Создатель говорил так. Посему и пророчественный Дух в обличение их сказал: " Израиль же не знает Меня, народ не уразумел Меня " . И также Иисус, как я выше заметил, находясь между ними, сказал: " Никто не знает Отца, только Сын; ни Сына, только Отец и те, которым откроет Сын " . И так Иудеи, которые всегда думали, что всегда Отец всего говорил с Моисеем, тогда как говоривший с ним есть Сын Божий, Который назывался и ангелом и апостолом, справедливо обличаются пророчественным Духом и Самим Христом, что они не знают ни Отца, ни Сына. Ибо те, которые Сына называют Отцом, ясно показывают, что они и Отца не знают, и не знают также, что у Отца всего есть Сын, Который, будучи первородное Слово Божие, есть также Бог. И Он прежде в виде огня и в бестелесном образе являлся Моисею и другим пророкам, а ныне, во времена владычества вашего, как я выше сказал, сделался человеком от Девы, по воле Отца, для спасения верующих Ему, и претерпеть уничижение и страдание, чтобы смертью и воскресением своим победить смерть. Сказанное же из купины Моисею: " Я Сый, Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова, и Бог отцов твоих " , значить то, что они и по смерти пребывают и суть люди того же Христа. Ибо они первые из всех человеков занимались исканием Бога. Авраам был отец Исаака, Исаак Иакова, как написал также Моисей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/540/...

В Евангелии от Иоанна (12:41) говорится, что Христос явился Исаие ( Ис. 6:1 ). Как отметил Уильям С.Робинсон, Исаия пишет также о приходе Христа: «...приготовьте путь Господу...» ( Ис. 40:3 ). Христос поддержал самаритян, когда те сказали: «...сами... узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос» ( Иоан. 4:42 ). Согласно Ветхому Завету, это может означать лишь Бога Иегову. В Осии ( Ос. 13:4 ) говорится: «Я – Господь Бог твой от земли Египетской, – и ты не должен знать другого бога, кроме Меня, и нет Спасителя, кроме Меня». Сын Божий Хиларин Фелдер пишет о вынужденном признании Густава Далмана: «Мы видим, что Иисус нигде не провозглашает Себя Сыном Божьим в смысле этического или религиозного отношения к Богу – отношения, доступного для других людей и даже обязательного для них... Иисус безошибочно давал людям понять, что Он не просто один из Сынов Божьих, но единственный Сын Божий». Х.Ф.Стивенсон комментирует, что действительно, «сынами Бога» называли людей ( Ос. 1:10 ) и ангелов ( Быт. 6:2 ; Иов. 1:6; 38:7 ) в Ветхом Завете. В Новом Завете, однако, имя «Сын Божий» употребляется нашим Господом и по отношению к Нему в совершенно другом смысле. Во всех случаях оно означает, что Он есть единственный, единородный Сын, равный Отцу и вечный, как Отец». Неоднократное употребление слова «Сын», противопоставленного «Отцу», показавает, что Иисус недвусмысленно подчёркивал Своё единосущие Отцу, а также формулирует истину Троицы ( Иоан. 10:33–38, 3:35, 5:19–27, 6:27, 14:13 ; Мк. 13:32 ; Матф. 23:9–10 ). Иисус похвалил Петра, когда тот в Кесарии Филипповой познал, что Христос – Сын Божий: «Ты – Христос, Сын Бога Живого. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах» ( Матф. 16:16–17 ). Фелдер пишет следующее об отношениях между Христом и Богом-Отцом: «При всех частых упоминаниях Своего Отца и Своих отношений с Ним, Иисус неизменно употребляет выражение «Отец Мой». В то же время призывая внимание учеников к тому, что все они подобны детям Господним, он употребляет столь же чёткую характеристику «Отец ваш». Он никогда не уподобляет Себя ученикам или вообще людям, используя естественный оборот речи «Отец наш».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/neos...

В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово ( Ин.1:1 ). В начале (то есть прежде времени, от вечности) было Слово, и Слово было у Бога (то есть в единении с Богом Отцом), и Слово было Бог 56 . Значение наименования: Сын Божий Единородный . Иисус Христос называется в Символе веры Сыном Божиим Единородным (то есть единственным). Этим названием обозначается то, что Иисус Христос один только есть Сын Божий, рожденный из существа Бога Отца, и потому Он – одного существа с Богом Отцом; и, следовательно, Иисус Христос без всякого сравнения превосходит всех святых ангелов и святых людей, которые так же называются иногда в св. Писании сынами Божиими, но только не по существу, как Иисус Христос, а по благодати, то есть по особенной милости Божией ( Ин.1:12 ) 57 . Название Иисуса Христа Единородным Сыном Божиим заимствовано из св. Писания; например, евангелист Иоанн, сказав о предвечном бытии Слова, или Сына Божия, затем говорит: Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины ( Ин.1:14 ). Слово стало плотью (то есть сделалось совершенным человеком) и обитало с нами, полное благодати и истины, и мы (то есть ученики Христовы) видели славу Его, как Единородного от Отца. Бога никтоже виде нигдеже: Единородный Сын, сый в лоне Отчи, Той исповеда ( Ин.1:18 ). Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил 58 . Личное свойство Сына Божьего . Выражения Символа веры : Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу – направлены против ереси Ария (IV в.), который нечестиво учил, что Сын Божий не рожден, а сотворен Богом Отцом во времени, сотворен не из Божественной природы, а из ничего, так что Он – не одного существа с Отцом. Словами: Иже от Отца рожденнаго изображается то личное свойство, которым Бог Сын отличается от других Лиц Святой Троицы. В Символе веры не просто сказано, что Сын Божий рожден от Отца, но еще прибавлено: прежде всех век, и это – для того, чтобы кто не подумал, подобно Арию, что было время, когда Сына Божия не было. Рожденный прежде всех век, то есть прежде всякого времени, от вечности, Сын Божий так же вечен, как вечен Бог Отец.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Даже те места, на которые ссылаются как на подтверждающие иные воззрения, заключают в себе при нашем толковании более величавую силу и красоту, так как, благодаря своему контрасту, показывают в самом ярком свете добровольное снисшествие Христа на землю и Его уничижение. Так, например, когда Он говорит: Лисицы имеют норы, и птицы небесные гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где преклонить голову ( Лк.9:58 ), или: Кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом, так как и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих ( Мф.20:27 и 28). Таким образом, человечество Христа, в своем возвышении над обыкновенным человечеством и в своем снисхождении до него ради его возвышения и спасения, уже представляет собой свидетельство о Его Божестве. Но Христос называет Себя Сам и очень часто называется также Своими учениками в собственном смысле Сыном Божиим. Он не просто Сын Божий, подобно Архангелам, Ангелам, Властям и спасенным людям, но Сын Божий в собственном смысле, как ни одно другое разумное существо никогда не было и не может быть, так как такое существо делается Сыном. Божиим только как творение Божие или через усыновление посредством нового духовного рождения и может владеть этим правом в зависимости от абсолютного и вечного сыновства Христа ( Мф.11:27, 21:37, 22:42, 26:63 и след.; 27:43; Мк.12:6, 13:32, 14:62 ; Лк.10:22 ; ). Христос есть Единородный Сын Божий ( Ин.1:18 ), как Его называет Его возлюбленный ученик, или «рожденный от вечности Сын из существа Отчего», как выражаются древние вселенские богословы. В этом высоком смысле ученики Христовы добровольно присвоили Ему это название ( Мф.16:16 ; Мк.3:11 ; Ин.1:34, 49, 9:27, 20:31 ; также и многие места в Деяниях апостольских и Посланиях, где выражение Сын Божий так же часто встречается, как и выражение, Сын Человеческий в Евангелии), и Христос не отклоняет его от Себя, а Бог Отец Сам называет Его так при Крещении и Преображении ( Мф.3:17 ; Лк.3:22 ; Мф.17:5 ; Лк.9:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/syn-...

О чём вы думаете, отрицая, что Сын Божий – благой и истинный Бог 252 , если написано, что нет иного Бога, кроме Единого? Ибо хотя и есть так называемые боги ( 1Кор.8:4–5 ), неужели вы причисляете Христа к тем, которые называются богами, но таковыми не являются? Но особое [свойство] Его в том, что Он пребывает вечно и кроме Него нет другого истинного и благого Бога, ибо Он есть Бог в Себе Самом. А особое [свойство] Отца в том, что после Него нет другого истинного Бога, потому что один Бог ( 1Кор.8:6 ), без смешения Отца и Сына, как у савеллиан, и без разделения Отца и Сына, как у ариан. Действительно, Отец и Сын имеют различие как отец и сын, но не имеют разделения 253 по божественной природе. De omnipotente Deo Dei Filio/О Всемогущем Боге Сыне Божьем 4. 34. Itaque cum uerus et bonus dei filius, utique omnipotens deus dei filius. Num hinc quoque dubitari potest? Supra diximus lectum, quia dominus omnipotens nomen est ei. Ergo quia filius dominus, dominus autem omnipotens, omnipotens est dei filius. Так как Сын Божий истинен и благ, то Сын Божий в самом деле всемогущий Бог. Неужели в этом можно сомневаться? Раньше мы уже сказали о написанном: Господь Всемогущий имя Ему ( Ам.5:27 ) 254 . Если Сын – Господь, а Господь всемогущ, то Сын Божий всемогущ. 35. Sed accipe etiam eam, de qua dubitare nequeas, lectionem: Ecce uenit, inquit, cum nubibus, et uidebit eum omnis oculus et qui eum conpunxerunt, et plangent se super eum omnes tribus terrae. Etiam, amen, ego sum alfa et o, dicit dominus deus, qui est et qui erat et qui uenturus est omnipotens. Quem igitur conpunxerunt et quem speramus esse uenturum nisi dei filium? Ergo omnipotens dominus et deus Christus est. Но прими хотя бы слова, о значении которых ты не можешь сомневаться: Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око, и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь, Я есмь Альфа и Омега, говорит Господь Бог, Который есть и был и грядет, Всемогущий ( Откр.1:7–8 ). Кого пронзили и Кто, как мы уповаем, грядёт, как не Сын Божий? Христос есть всемогущий Господь и Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Третий член Символа веры : Отношение сего члена к предыдущему; учение о сошествии с небес Сына Божия; цель этого сошествия – спасение людей, и его всеобщее значение для всех человеков, или – всеобщность искупления; от чего именно спасти человеков пришел на землю Сын Божий; учение о грехе, его первом источнике – в личности диавола, и история перехода греха от диавола к людям Третий член Символа веры читается так: («Верую во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия) Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес, и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася». В предыдущем члене Символа веры о Второй Ипостаси Святой Троицы было раскрыто учение главным образом о Божестве Иисуса Христа. Но, начиная с третьего члена и до седьмого включительно, излагается учение по преимуществу о человечестве Иисуса Христа, сначала в его уничиженном состоянии, а потом в состоянии прославления. Именно – в третьем члене  Символа веры говорится, что единородный Сын Божий сшел с небес для нас человеков и для нашего спасения, воплотился от Духа Святого и Марии Девы и сделался совершенным человеком, не переставая быть Богом. " Как Сын Божий сшел с небес, когда Он, как Бог, вездесущ? « – вот первый вопрос, который рождается при чтении третьего члена Символа веры и который первым стоит в Катехизисе, в учении о Сшедшем с небес. Выражение: «сшедшего с небес» надо понимать в том смысле, что единородный Сын Божий, движимый безграничной к нам любовью, оставил славу, которую Он имел у Бога Отца Своего прежде основания мира ( Ин. 17:24 ), уничижил Себя, принявши на Себя образ раба, и явился на земле, не оставляя недр Отца Своего. Он, – говорит Апостол – будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам, и по виду ставь как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной ( Фил. 2:6–8 ). С другой стороны, – как объясняет Катехизис, – выражение: «сшел с небес» указывает на то, что Сын Божий прежде на земле был невидим, а потом явился во плоти. « Справедливо , – говорит Катехизис, – что Сын Божий вездесущ и потому Он всегда на небе, и всегда на земле: но на земле прежде был Он невидим. а потом явился во плоти: в сем смысле сказано, что Он сшел с небес ». Т. е., принявши плоть, Сын Божий открыл людям и Свои Божественные совершенства, неразлучно пребывая с Богом Отцом. О таком сошествии Своем с небес говорит Сам Иисус Христос в Своей беседе с Никодимом. « Вот слова Самого Иисуса Христа . – отвечает Катехизис на вопрос относительно учения Священного Писания о сошествии с небес Сына Божия: никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе Сын человеческий, сый на небеси». На современном языке: никто не восходил на небо, как только сшедый с небес Сын человеческий, сущий на небесех ( Ин. 3:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

Ч.»; Лк. 18, 8 : «но С. Ч. пришед найдет ли веру на земле?»; Мф. 18, 11 ( Лк. 19, 10 ): «С. Ч. пришел взыскать и спасти погибшее». К этому же циклу можно отнести и Ин. 1, 51 : «будете видеть ангелов Божиих, восходящих и снисходящих к С. Ч.»; Ин. 12, 23 : «пришел час прославиться С. Ч. (13, 31: «ныне прославися С. Ч.»; 12, 34: «Ты говоришь, что должно быть вознесеную С. Ч., кто этот С. Ч.?»; Деян., 7, 56: «вот я вижу небеса отверсты и С. Ч. стоящего одесную Бога»; Откр. 1, 13 : «(увидел) подобного С. Ч., облеченного в подир» и т. д.; 14, 4: «на облаке сидит подобный С Ч.». Во всех этих случаях употребления имени С. Ч. содержится учение о Человеке, который, будучи человеком, является в то же время «Мессией», сверх – человеком, Богом. В этом отношении особенно замечательны два синоптических текста, где эта равнозначность Сын Человеческий и Сын Божий свидетельствуется с полной очевидностью. Первый текст относится к: повествованию об исповедании Петра по ев. Мф. 16, 13, 15 . Вопрос: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?», и ответ Петра: «Ты Христос, Сын Бога Живого». Сын Человеческий есть Сын Божий. И ублажая Петра за этот ответ, Христос сказал: «не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах» (17). Второй текст относится к рассказу о суде над Иисусом у Мк. 14, 61–62 (парал. Мф. 26, 63–4 , ср. также Лк. 22, 66–70 ): «первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам: Ты ли Христос Сын Божий. Иисус говорит ему: ты сказал (у Мк.: Я); даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, седящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» (здесь содержится и молчаливая аутентическая экзегеза Дан. 7, 13 в смысле полного уравнения: Сын БожийСын Человеческий, Богочеловек). Это своеобразное отожествление Сына Божьего и Сына Человеческого, 341 которое подразумевается на протяжении всех синоптических евангелий, представляет собой предмет нарочитого раскрытия у Иоанна. Прежде всего, в таинственной беседе с Никодимом Господь говорил о Себе как об Единородном Сыне, посланном в мир Отцом, но Он говорит о Нем, как о Сыне Человеческом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010