Лазарь созвал настоящее собрание, и хочет приготовить из своего воскресения трапезу, достойную тех, которые любят прекрасныя и чудныя вещи. Или лучше, он уже приготовил ее, и зовет на пир всех тех, которые в страданиях своих изображают Христовы страдания. Как же он это делает? - Предлагая в снедь совершившееся над ним великое чудо. А сколь оно велико, о сем тотчас будет сказано. И так взяв теперь в руки Евангелие и вникнув в слова, постараемся открыть глубокий смысл их, остановясь на чуде, откуда рекою проливающиеся токи учения предложим желающим обильно почерпать из них. По сему пусть станет среди нас Боговидец Иоанн, сей самовидец и провозвестник неизреченных таин, возлежавший на персях Того, кто есть жизнь всех, приложивший сердце свое, как удобоприемлемый сосуд, к живому источнику, и, посредством духовнаго некотораго сообщения, исполнившийся сокрытыми в сердце Господа животворными тайнами. Он, приступая к описанию страданий Господа, один только особливо описывает чудо, произведенное над Лазарем, и говорит: Бе некто боля Лазарь от Вифании, от веси Марии и Марфы сестры ея. Посласте убо сестре его ко Иисусу, глаголюще: Господи, се его же любиши, болит. Слышав же Иисус, рече: сия болезнь несть к смерти, но о славе Божией, да прославится Сын Божий ея ради. (Ин. гл.2). Что Лазарь был болен, это общая слабость человеческой природы. Ибо видимая часть человека, состоя из брения и земли, много имет по природе своей недугов, возмущающих душу и обременяющих тело. - А что не к смерти, сказано, была у него болезнь, но к славе Божией, дабы Сын Божий прославился чрез нее, в сем без сомнения заключается таинственный смысл, который должно объяснить в настоящем изследовании. Какую иную славу для Себя разумеет здесь Христос, как не славу Креста? - Слава Христова есть Крест; он был целию, предназначенною Им прежде веков. Ибо Иудеи, сотворившаго толикое чудо имели пригвоздить ко кресту, для славы коего Он пренебрег поношение, как говорит богословствующий Апостол (Евр.12:2). Ибо те, которые оставались нечувствительными при многократных чудесах Его, могли ли придти в чувство, видя и сие чудо? Несмотря на то, что воскресение и восстание из гроба четверодневнаго мертвеца, приходившаго уже в согнитие, не маловажное было чудо, и ничем не меньшее других, которых они были свидетелями, - их не вразумило толикое чудо, а только более зажгло в них зависть. И так о сей славе Он говорит, о славе Креста, на котором вознамерился умереть за нас. Хотя Он еще прежде всех веков имел славу Отца, как Бог и Сын Божий, равносущный Отцу; но и святое страдание пречистой плоти своей вменяет Себе в славу, как причину всемирнаго спасения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Неделя по Рождестве Христовом «Спаситель мой, Спаситель мой, к Тебе стремлюсь я всей душой!» Так взывает душа верующего человека в дни Рождественского поста, готовясь к встрече великого дня явления в мир наш Любви Божией в Лице Богочеловека Иисуса Христа. Не умолкает этот молитвенный вопль в сердце верующего и во все дни жизни его. И вместе с тем пытливый ум испытует всемирное событие Рождества Христова в деталях его. Почему Сын Божий, Спаситель мира, возлег в яслях убогой пещеры, а не в чертогах богатых? Дорогие мои братья и сестры, если бы Его при, рождении окружали роскошь и богатство, люди бы приняли это как благословение свыше роскоши и суеты человеческой. Возлегши в убогих яслях, Божественный Младенец изобличает суету жизни тех, кто, отрывая свой взор от Горнего Иерусалима, не заботится о пище духовной, стремится к мирской славе. Почему Сын Божий пришел в уничижении, а не в славе Своей? Мы знаем из Священного Писанияо том, как возгордился и осуетился в мыслях своих Адам – первый человек Библии . В нем звучали фальшивые нотки искусителя: не слушай Бога, вкуси от древа познания добра и зла, ты все будешь знать и сам станешь «богом»... Сын Божий, второй Адам, приходит в уничиженном виде, в смирении и этим указывает нам, людям, что путь к Богу – это путь смирения, послушания и кротости, что противны Богу гордость и тщеславие, самомнение и самопревозношение, ибо они поначалу удаляют человека от Бога, а затем сам человек становится на место Бога. Это печальное явление мы наблюдаем нашим невооруженным глазом. Мы видим у яслей Богомладенца Марию и Иосифа; в лице их дивно сочетаются смирение и бедность со славой; уничижение и материальное убожество – с высотой духа. И свидетельствуют они, у яслей предстоящие, о том, что в очах Божиих имеют цену не внешние преимущества, а вера и чистота сердца. Не приближает нас к Богу высокое положение в обществе или государстве, и не удаляет нас от Бога самое скромное, даже уничиженное положение. В своем земном положении все люди пред очами Божиими равны. И снизошла на землю Любовь Божия, чтобы всех осиять Светом Своей Любви, ибо люди – дети одной Семьи чад Божиих; все во Христе родные, а не чужаки друг другу. Этому поучает нас великое и радостное всемирное событие – Рождество Христово.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

О Вопр. Как святитель Тихон говорит об Обрезании? Отв. (Книга VII, стр. 297). Наконец, возсияло Солнце правды, из девственной утробы: родился от Девы Сын Божий , явился на земли Царь небесный; Слово плоть бысть и Ветхий деньми, яко младенец, пеленами повился; показался Невидимый, и питаяй всякую плоть – матерним млеком питается. При рождении Его, Ангели святые воспели славу и хвалу Божию: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Рождество по плоти Сына Божия Спаса нашего празднует Церковь декабря 25. Рожденный Сын Божий в осьмый день обрезан по закону Моисееву, и наречено имя Ему Иисус, нареченное Ангелом, прежде даже не зачатся во чреве ( Мф. 1:21 ). Иисус значит Спаситель, яко спасает людей Своих от грех их. Постоим здесь, любезный читатель, и почудимся благости Божией. Обрезался Тот, Который не имеет скверны; приял нарицание и имя Тот, Котораго род и имя неизреченно; нарекся Иисус, да сим именем покажет, что Он есть Спаситель мира и ведет людей своих не в Хананею, как Иисус Навин, но в Небесное царствие; нарекся сыном человеческим Тот, Который на земли не знает Отца; зачался Тот, Который начала не имеет; видим стал Тот, Который по естеству Своему не видим; осязался матерними руками Тот, Который Ангелам неприступен; повился пеленами Тот, Который одевает небо облаками. Мене ради и тебе, человече, восприял Сын Божий великое сие посольство. Благослови, душе моя Господа. Когда прошло четыредесять дней от рождения, святою Материю Он принесен во храм Господень по закону Моисееву. В то время, по смотрению Божию, пришел во храм Господень Симеон праведный, муж престарелый, которому обещано было не видеть смерти, пока не увидит Христа Господня. Только что он увидел младенца Иисуса, Духом Святым узнал, что младенец тот есть Мессия, от Бога обещанный и пророками проповеданный; итак, взявши Его с благословением на руки свои, благословил Бога и с радостию воскликнул: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей ( Лк. 2:29, 31 ). И сие то значит праздник Сретения Господня, бывающий 2 Февраля.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Христос – Сын Божий Обратимся к размышлениям о Христе как о Сыне Божием. В этих словах также заключена великая тайна. Именно они порождают неимоверное разномыслие. Человек либо принимает Христа как Сына Божия, либо, если он этого сделать не в состоянии, у него неизбежно возникают другие, самые различные предположения. Что такое Сын Божий? В Священном Писании эти слова употребляются в различных смыслах, поэтому и христиане понимали их тоже поразному. То или иное восприятие этого словосочетания делает человека или православным, или еретиком. Нередко под ересью подразумевается все что угодно, например: обычай креститься двумя, тремя или пятью перстами справа налево или слева направо и многоемногое другое… Но изначально понятие «православие» возникло в связи с различным пониманием тайны Божия сыновства. Именно это – мерило и главный критерий нашего православия! Иногда в Священном Писании сыновьями Божиими называются Ангелы, например: И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана. ( Иов.1:6 ). Далее описывается, как сатана клевещет на Иова. Изза этих наветов Бог посылает особые страдания Иову, названному «многострадальным». В другом случае, когда в Вавилоне за отказ поклониться истукану, воздвигнутому великим Навуходоносором, в огненную печь бросили трех отроков – Ананию, Азарию и Мисаила, обнаружилось, что в печи находились не три, а четыре человека, и вид четвертого подобен Сыну Божьему ( Дан.3:92 ). Конечно же, рассуждая о «Сыне Божьем», халдеи 25 вовсе не имели в виду «единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рождена, несотворена, единосущна Отцу, Имже вся быша». Они лишь выражали свое изумление перед чемто поразительным, неслыханном, из ряда вон выходящим, тем более что поклонение духам и ангелам вообще было присуще язычеству. Сам Господь говорит: Я сказал, вы – боги. И сыны Всевышнего – все вы ( Пс.81:6 ). Речь в данном случае идет не об Ангелах, а о судьях, причем далеко не всегда праведных… Израильские цари тоже назывались сынами Божиими. Мессия в иудейском понимании означал царя, Сына Божия. Когда Нафанаил скажет: Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев ( Ин.1:49 ), он не будет вкладывать в эти слова тот смысл, который сегодня подразумевается православными. Нафанаил имел в виду лишь некую исключительную личность, некоего избранника и посланника Божия, Который пришел в мир, чтобы исполнить какоето Божественное предначертание. Впрочем, и весь избранный Богом израильский народ называется так же. У пророка Осии говорится:

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

С какой радостью с каким трепетом мы ожидаем рождения всякого младенца, с какой радостью мы говорим: «Человек родился в свет». Каждый из нас рождается из небытия, вступая из ничего в бытие сначала временное, а потом и вечное. И совершается это как торжество любви его отца и матери, торжество любви, которое вводит человека в жизнь с тем, чтобы из времени он перешел в вечность. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Мы празднуем в нощь сию рождение в наш грешный, темный, порой страшный мир Живого Бога в образе Господа нашего Иисуса Христа. С какой радостью с каким трепетом мы ожидаем рождения всякого младенца, с какой радостью мы говорим: «Человек родился в свет». Каждый из нас рождается из небытия, вступая из ничего в бытие сначала временное, а потом и вечное. И совершается это как торжество любви его отца и матери, торжество любви, которое вводит человека в жизнь с тем, чтобы из времени он перешел в вечность. И вот Сын Божий рождается в нашу жизнь; но не от любви мужчины к женщине, Матери Своей к мужу, а от непостижимой любви Божией к нам, людям, и от неизмеримой веры, преданности, от изумительного послушания и любви к Богу Пресвятой, Пречистой Девы Марии. Как всякий младенец, вступающий в жизнь, Сын Божий, покоящийся в вечности и вступающий во время, вступает в него хрупким Младенцем, беззащитным, уязвимым; как всякий младенец, является как бы иконой, образом любви воплощенной, так и Сын Божий являет реальность Божественной любви и человеческого ответа на эту любовь. Бог отдает Своего Сына — да, на земную жизнь, но также и на смерть ! На смерть, которая Ему всем чужда, с которой у Него ничего общего нет, потому что смерть является плодом нашей отчужденности от Бога, смерть — это плод греха, мертвость души, которая за собой влечет и умирание тела. Воплощенный же Бог, Богочеловек Господь Иисус Христос и при рождении Своем уже бессмертен: и Он принимает смертность, желая во всем отождествиться с нами, людьми, быть с нами заодно, не отлучаясь ни от любви Божией, ни от единства с Ним, чтобы жить нашей жизнью, но жизнью очищенной, прозрачной ко всему светлому, и умереть нашей греховной смертью. Да! Он умирает нашей смертью, не Своей, потому что — как может Вечная Жизнь умереть?.. Но Он приобщается нам и умирает.

http://pravmir.ru/rozhdestvo-xristovo-2/

Скачать epub pdf Вступление Трактат «Против Праксея» (Adversus Praxean), принадлежащий одному из самых замечательных западных христианских апологетов конца II – начала III века Квинту Септимию Тертуллиану , относится к догматико-полемическим сочинениям и представляет собой первый в истории христианского богословия трактат, специально посвящённый тринитарному вопросу. Этот трактат был написан около 213 г. и направлен против ереси Праксея, который утверждал, что Бог Един не только по сущности, но и по Лицу, то есть отрицал догмат о Святой Троице. Впоследствии эта ересь получила название монархианства (единоначалия), под чем понималось учение о неразличимости Ипостасей Святой Троицы. Кроме того, ересь Праксея получила название патрипассианства, то есть учения о крестном страдании Бога Отца. Тертуллиан подробно опровергает ересь Праксея, которую он считает разновидностью иудейства, а также излагает свою точку зрения по тринитарному вопросу, которая сводится к знаменитой формуле una substantia tres personae («единая сущность и Три Лица»). При этом сам Тертуллиан в некоторых подробностях своего учения также отклонился от церковного учения, в частности, слишком сблизив бытие Второй и Третьей Ипостасей Святой Троицы с творением мира и Божественным промышлением о нём (что в целом выражается у Тертуллиана в понятии икономия, то есть домостроительство). Наконец, Тертуллиан защищает монтанизм – раскольническое движение, возникшее в конце II в. в Малой Азии и быстро распространившееся и на Западе империи, сторонником которого стал он сам. Более подробно особенности богословия Тертуллиана обсуждаются в примечаниях к переводу. А. Фокин Глава 1. Праксей и его ересь (§1) 1. По-разному диавол противоборствует истине. Иногда он стремится сокрушить её под видом её защиты. [На сей раз] он настаивает на том, что есть только Единый Господь, Всемогущий Творец мира, чтобы изобрести ересь на основании утверждения о Его единстве. Диавол говорит, что Сам Отец сошёл в Деву, Сам от Неё родился, Сам пострадал, наконец, что Он Сам – Христос. Этот змей забыл, что он, искушая Христа после Иоаннова крещения, приступил к Сыну Божиему, ибо знал, что Бог имеет Сына, знал это даже из самого Священного Писания , на основании которого строил своё искушение: Если ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами ( Мф.4:3 ). А также: Если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, – то есть Отец [заповедает], – и на руках понесут Тебя, да не преткнёшься о камень ногою Твоею ( Мф.4:6 ; Пс.90:11–12 ). Или, возможно, он упрекал Евангелие во лжи, на самом деле говоря: «Пускай [Его] видели Матфей и Лука, я же к Самому Богу приступил, Самого Всемогущего искушал лицом к лицу. Только потому я и приступил, чтобы искусить [Его]. Напротив, если бы это был Сын Божий, я бы, пожалуй, не удостоил Его вниманием». Всё же сам диавол от начала лжец ( Ин.8:44 ), кого бы он ни привлёк на свою сторону, как, например, Праксея.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/pro...

Скачать epub pdf Глава XI Ин.11:1 .  Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее. Бе же некто боля Лазарь от Вифании, от веси Мариины и Марфы сестры ея. Затем указывается на одно событие из жизни этой Марии. Ин.11:2 .  Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими. Бе же Мариа помазавшая Господа миром и отершая нозе Его власы своими, еяже брат Лазарь боляше. Это обстоятельство особенно прославило Марию. Ин.11:3 .  Сестры послали сказать Ему:... Посласте убо сестре к Нему,... Не пошли сами, но послали, потому что были вполне уверены, что Иисус Христос, находясь в дружественных отношениях к их дому, поможет им; кроме того, они были женщины слабые и в то время сильно были опечалены. А что они послали к Иисусу Христу не потому, что отнеслись к Нему с пренебрежением, это сами они показали потом, когда вышли к Нему навстречу с большой поспешностью. Ин.11:3 .  ...Господи! вот, кого Ты любишь, болен. ...глаголюще: Господи, се, егоже любиши, болит. Сестры сказали так, желая вызвать в Иисусе Христе сострадание; они все еще смотрели на Него, как на человека, хотя и великого, но все-таки не Бога. Ин.11:4 .  Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти,... Слышав же Иисус рече: сия болезнь несть к смерти,... Эта болезнь не ведет к смерти в собственном смысле. Смерть в собственном смысле, или вернее состояние умершего, продолжается до всеобщего воскресения, а смерть Лазаря нужно назвать смертью , потому что последовало разделение души от тела; но можно относительно ее сказать и так, что болезнь Лазаря не к смерти, по причине последовавшего вскоре за нею воскрешения. Ин.11:4 .  ...но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий. ...но о славе Божии, да прославится Сын Божий ея ради, так как слава Бога Отца есть вместе с тем и слава Сына. И здесь выражение с να (да) означает не причину, а указывает только на следствие, именно что эта смерть послужит к славе Бога Отца и Сына. Некоторые же, разумея здесь под славой крест, изъясняют эти слова так: болезнь сия не к смерти, но к распятию Бога, чтобы через нее был распят Сын Божий. И действительно, лишь только иудеи узнали о воскрешении Лазаря, как воспылали, вследствие величия этого чуда, неукротимой яростью и начали усердно действовать, чтобы убить Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Скачать epub pdf Лазарь созвал настоящее собрание, и хочет приготовить из своего воскресения трапезу, достойную тех, которые любят прекрасные и чудные вещи. Или лучше, он уже приготовил ее, и зовет на пир всех тех, которые в страданиях своих изображают Христовы страдания. Как же он это делает? – Предлагая в снедь совершившееся над ним великое чудо. А сколь оно велико, о сем тотчас будет сказано. И так, взяв теперь в руки Евангелие и вникнув в слова, постараемся открыть глубокий смысл их, остановясь на чуде, откуда рекой проливающиеся токи учения предложим желающим обильно почерпать из них. Посему пусть станет среди нас Боговидец Иоанн, сей самовидец и провозвестник неизреченных тайн, возлежавший на персях Того ( Ин.13:23 ), кто есть жизнь всех, приложивший сердце свое, как удобоприемлемый сосуд, к живому источнику, и, посредством духовного некоторого сообщения, исполнившийся сокрытыми в сердце Господа животворными тайнами. Он, приступая к описанию страданий Господа, один только особливо описывает чудо, произведенное над Лазарем, и говорит: Бе некто боля Лазарь от Вифании, от веси Марии и Марфы сестры ее. Посласте убо сестре его ко Иисусу, глаголюще: Господи, се его же любиши, болит. Слышав же Иисус, рече: сия болезнь несть к смерти, но о славе Божией, да прославится Сын Божий ее ради ( Ин.11:1–4 ). Что Лазарь был болен, это общая слабость человеческой природы. Ибо видимая часть человека, состоя из брения и земли, много имеет по природе своей недугов, возмущающих душу и обременяющих тело. – А что не к смерти, сказано, была у него болезнь, но к славе Божией, дабы Сын Божий прославился чрез нее, в сем без сомнения заключается таинственный смысл, который должно объяснить в настоящем исследовании. Какую иную славу для Себя разумеет здесь Христос, как не славу Креста? – Слава Христова есть Крест; он был целью, предназначенной Им прежде веков. Ибо Иудеи, сотворившаго толикое чудо имели пригвоздить ко кресту, для славы коего Он пренебрег поношение, как говорит богословствующий Апостол ( Евр.12:2 ). Ибо те, которые оставались нечувствительными при многократных чудесах Его, могли ли придти в чувство, видя и сие чудо? Несмотря на то, что воскресение и восстание из гроба четверодневного мертвеца, приходившего уже в согнитие, немаловажное было чудо, и ничем не меньшее других, которых они были свидетелями, – их не вразумило толикое чудо, а только более зажгло в них зависть. И так о сей славе Он говорит, о славе Креста, на котором вознамерился умереть за нас. Хотя Он еще прежде всех веков имел славу Отца, как Бог и Сын Божий, равносущный Отцу; но и святое страдание пречистой плоти своей вменяет Себе в славу, как причину всемирного спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Те философы, которые довольствуются одними умственными доказательствами бытия Божия, от кого первоначально узнали о бытии Божием, и о свойствах Божиих, и о воле Божией? Они узнали о Боге в самых юных летах от своих родителей и воспитателей. Так всегда было, насколько запомнит история рода человеческого, так и теперь есть: познания о Боге передаются путем откровенным чрез посредство родителей и воспитателей. Конечно, при этом доказательства бытия Божия и познания о Боге, заимствуемые от видимой природы и от свойств души человеческой, также необходимы, потому что они служат постоянным подтверждением того, что родители говорят детям о Боге. Господь Бог, являясь прародителем нашим еще в раю и утвердив веру их в Свое бытие, дал чрез это, так сказать, первый толчок вере в Него и для потомков. Затем Он являлся патриархам и лучшим из людей в последующие времена, обновляя веру в последующих поколениях. Когда же после потопа народы, омраченные грехами, прельстились откровениями злых духов и отступили от истинного Бога, Господь сосредоточил откровения Свои в еврейском народе, не оставляя без Своего промышления и прочие народы. Явился Господь целому еврейскому народу на горе Синай и изрек ему закон Свой. Явление Господа Бога при громах и молниях, в густом облаке, в огне, восходящем до небес, при сильном трубном звуке и колебаниях горы было столь поразительно, что евреи в страхе отступили от горы. Бог Отец являлся в Ветхом Завете в виде Ветхого деньми, Сын Божий являлся в виде Ангела Господня, Дух Святой двигал устами пророков, так что они сами иногда не понимали того, что Он говорил устами их, часто Он показывал им будущее в видениях и образах. По временам Господь Бог посылал святых ангелов возвещать волю Его людям. Вообще многоразлично открывался Бог людям в Ветхом Завете, полнее и полнее сообщая им познания о Себе и Своей воле. Наконец, в совершенной полноте открылся Бог людям чрез Единородного Сына Своего, воплотившегося на земле. Сей Сын Божий дал людям такой высокий нравственный закон, что к нему уже ничего невозможно прибавить. Во время земной жизни Его ясно открыта людям великая тайна Троичного Божества, особенно на Иордане, даже для внешних чувств человека. Бог Отец открылся во гласе с небес, Сын Божий во плоти на земле, Дух Святой в виде голубя, сходящего с неба на Сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 14. О принятых Сыном Божиим телесных изъянах Далее мы исследуем изъяны, принятые в человеческой природе Христом: во-первых, изъяны тела; во-вторых, изъяны души. Под первым заглавием наличествует четыре пункта: 1) должен ли был Сын Божий вместе с человеческой природой принять и изъяны тела; 2) принял ли Он обязательность быть субъектом этих изъянов; 3) обусловил ли Он эти изъяны; 4) принял ли Он все эти изъяны. Раздел 1 Должен ли был Сын Божий вместе с человеческой природой принять и изъяны тела? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1 . Кажется, что Сын Божий не должен был принять человеческую природу вместе с изъянами тела. В самом деле, подобно тому, как Его душа личностно соединена со Словом Божиим, точно так же [соединено] и Его тело. Но душа Христа, как уже было сказано (7, 9), была исполнена совершенством истины и благодати. Следовательно, и Его тело тоже должно было быть совершенным во всем и не содержать в себе никакого изъяна. Возражение 2. Далее, нами уже было сказано (9, 2) о том, что душа Христа видела Слово Божие тем видением, которым видят блаженные, и потому душа Христа была блаженной. Но блаженство души прославляет тело, поскольку, по словам Августина, «Бог сотворил природную душу столь сильной, что от полноты ее блаженства в куда более низкую природу», то есть тело, «изливается пусть и не само блаженство, присущее блаженному наслаждению и видению, но – полнота здоровья», то есть сила не подвергаться порче. Следовательно, тело Христа не было подвержено порче и не имело никакого изъяна. Возражение 3. Далее, наказание является следствием преступления. Но Христос не совершил никакого преступления, согласно сказанному [в Писании]: «Он не сделал никакого греха» ( 1Петр. 2, 22 ). Следовательно, в Нем не должно быть никаких телесных изъянов, каковые суть наказания. Возражение 4. Кроме того, благоразумный человек никогда не примет то, что будет препятствовать ему в достижении надлежащей цели. Но телесные изъяны, похоже, препятствовали в достижении цели Воплощения, причем многими способами. Во-первых, потому, что эти немощи удерживали людей от Его признания, согласно сказанному [в Писании]: «[Не было в Нем вида] который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни – и мы отвращали от Него лицо свое, Он был презираем – и мы ни во что ставили Его» ( Ис. 53, 2, 3 ). Во-вторых, потому, что не были удовлетворены просьбы [святых] отцов, от имени которых сказано: «Восстань, восстань, облекись крепостью, мышца Господня!» ( Ис. 51,9 ). В-третьих, потому, что преодолеть дьявольские козни и уврачевать человеческие слабости представляется более уместным скорее посредством силы, чем слабости. Следовательно, похоже на то, что Сыну Божию не приличествовало вместе с человеческой природой принять немощи и изъяны тела.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010