В богослужении антиномически сопрягаются Божественная и человеческая энергии. Реально эта связь выявляется в ритмическом строе богослужения. Отец Павел утверждает всеобщее, всеохватывающее значение ритма как основного жизненного закона, пронизывающего всю структуру богослужения. При этом ритм и темп он рассматривает как «древнейшую и едва ли не существеннейшую часть богослужения» по его «человеческой стихии», «оставляя пока таинственную сторону». Он пишет: «Идея церковности – в ритме. Каждое дыхание и каждое биение сердца должно быть подчинено ритму Иисусовой молитвы. Ритмически бьются мысли, чувства, даже телесные ощущения. «Господи Иисусе Христе, Сьше Божий, помилуй мя, грешного» – вдумайтесь, какое здесь богатство идей, настроений, побуждений. Но это ритм наименьшего круга. За ним идут другие циклы переживаний, – все увеличивая свой период, все усложняя свое содержание или, точнее, расчленяя основное содержание, основной ритм Иисусовой молитвы... Ритмы поклонов и крестных знамений, ритмы «слава» и «ныне», прославляемых расчленениями и усложнениями тех же «Слава, и ньгне», хождения кругом престола, входы и исходы, ритм каждений, ритм колыхающихся риз, перемежающееся «аминь» и «Господи, помилуй», – и все это богатство ритмов расчленяется, и еще расчленяется, и паки расчленяется. А там находят еще новые и новые волны, все больших и больших длин, и бьют в душу и в тело. Цикл суточный – из девяти служб, ритмически повторяющихся изо дня в день, в соединении по три. Затем цикл седмичный, то есть ритм «гласов», и в зависимости от них – всего, что ими определяется, – прокимнов, песнопении, воспоминаний седмичных, отпустов и так далее. Этот ритм повторяется из седмицы в седмицу. А там – еще «ширшии» круг годовой, с воспоминаниями событий года, с чтением Евангелий и Апостолов, с канонами... Он повторяется из года в год. Сверх этого – особые, вставные циклы – «около Пасхи», выражаемые Великим постом и временем от Пасхи до Пятидесятницы. Расчлененность богослужения на ряд ритмически повторяющихся циклов теснейшим образом связана с циклом солнечным, лунным и лунно-солнечным, подчинена ритму космической жизни. Тут нет произвола – служба течет с такою же точностью, как и светила небесные, да и сама есть явление небесной музыки здесь, на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Стражами» древние называли части ночи. Воины, державшие «стражи» в войске, разделяли ночь на 4 «стражи» , каждая из которых заключала в себе 3 часа; посему четвертую часть ночи (перед рассветом) называли «стражей утренней» . Поэтому «от стражи утренния до нощи» означает весь день, в который необходимо «уповать на Господа» . Просвещенный Духом святой Давид повелевает «от стражи утренния» — от самой юности, с первого возраста должно «уповать на Господа» день и ночь, во всю жизнь. Ибо начав с «утренней стражи» , продлив ее до «нощи» , потом опять дошел до «утренней стражи» — Пророк выразил этим суточный круг, не оставив ни одного часа, в который можно было бы не иметь «упования на Господа» (Феодорит, Златоуст). Пс.129:6.   Яко у Господа милость, и многое у Него избавление: и Той избавит Израиля от всех беззаконий его. Где «милость» , там и человеколюбие. Там не бывает строгих истязаний за допущенные преступления. Ибо таков Бог: Он всегда готов к помилованию и подает кающимся прощение (Златоуст, Феодорит). Песнь степеней, 130 Двенадцатая степень: смирение. Пс.130:1.   Господи, не вознесеся сердце мое, ниже вознесостеся очи мои: ниже ходих в великих, ниже в дивных паче мене. Апостол называет неразумием хвалить самого себя, а Пророк хвалится перед Вселенной. И мы бываем иногда неразумными от того, что именно не хвалимся, ибо кто говорит истину по требованию обстоятельств, тот не безумен. Здесь Давид рассказывает о себе, какое смирение он имел после освобождения от искушений. Этим он поучает нас не надеяться на свои подвиги и добродетели, но на Господа. «Не вознесеся сердце мое» и не коснулось меня то душевное лукавство, которое служит причиной зол и крайних беззаконий. И «не вознесостеся очи мои» : я не поднимал бровей и не возносил шею вверх, ибо этот недуг, преизливаясь из источника внутренней страсти, дает и телу вид по подобию внутреннего воспаления. «Ниже ходих в великих и дивных» , т.е. среди людей надменных и тщеславных. Вот истинное смиренномудрие. Он избегал подобных собраний людей по ненависти к надменности (Златоуст).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Итак, самая невозможность осуществить во всей полноте подобный круг богослужения свидетельствует, что в данном случае мы имеем дело не с цельной и неразрывной богослужебной системой, а с кругом сводным, составным, образовавшимся из двух или нескольких систем. Наглядное подтверждение этой мысли мы находим в Син. 868 (XIII–XIV в.). Общее количество дневных и ночных служб, по этому памятнику, простирается до 34-х. Конечно, не может быть и речи о рядовом исполнении их. Очевидно, здесь соединены разные системы. И памятник дает ключ к их разграничению. За утратой первых листов, Часослов начинается заключительной молитвой почасия 1-го часа. Каждый час кончается отпустом, и затем следует трехчастное почасие, представляющее соединение трех однопсалмных последований. Изобразительные примыкают к почасию 6-го часа и после «чина о панагии» (без обряда «возвышения»), подобно часам, имеют отпуст. Далее идут: девятый час и его почасие, вечерня, повечерие в составе одной первой части, с отпустом, и почасие повечерия (μεσριον τν ποδεπνων), по своему составу соответствующее второй части обычного повечерия, или малому повечерию; а затем начинается «последование ночи» (κολουθα τς νυκτς), состоящее из 12-ти однопсалмных, часов и полунощницы (τν μεσονυκτινν μνων). Здесь вполне ясно обозначаются два типа служб – службы однопсалмные и службы трипсалмные или шестопсалмные. К первым относятся дневные почасия и ночные часы, ко вторым – дневные часы с изобразительными, «почасие повечерия» и полунощница, а также службы шестопсалмные, т. е. утреня, вечерня и повечерие (первая часть) Трипсалмные и шестопсалмные службы сами по себе составляют полную и совершенно законченную суточную систему. Однопсалмные службы являются уже усугублением этой системы, применимым, конечно, только в келейном обиходе. И, несомненно, рассматриваемые однопсалмные службы предназначались, если не исключительно, то главным образом для келейного употребления; а потому каждая, из трипсалмных и шестопсалмных служб, имеющих церковный характер и назначение, и отграничивается от служб однопсалмных особым отпустом (κα πλυσις, – κα πολει).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Все молящиеся имеют в руках горящие свечи, как в великие праздники. Как при больших торжествах совершается обильное воскурение фимиама, причем всякое каждение начинается и оканчивается каждением тела мертвого, честь, которая обычно воздается иконе праздника, чествуемой святыне и предстоятелю церковного собрания. Не случайно тело усопшего в большинстве случаев в последовании погребения именуется «мощами». Дорогие останки дорогого усопшего становятся как бы некоторой святыней. Они и действительно святыня, ибо неоднократно освящались таинствами церковными. При перенесении тела усопшего из дома в храм и из храма к могиле, ему предшествует с кадильницами, как при встрече почетных лиц и перенесения святынь. Так чествуют церковное собрание своего собрата. А в отношении окружающих гроб последования погребений имеют в виду, насколько возможно, умерить их печаль, утешить их, приободрить, подвигнуть к тому, что наиболее нужно усопшему – к молитве о нем и, наконец, самим им преподать обильное назидание. ПОСЛЕДОВАНИЕ ИСХОДНОЕ MIPCKUX ЧЕЛОВЕК Из последований не входящих в круг суточного богослужения главнейшие и чаще совершаемые составлены по образцу утрени, являются сокращением ее. Таковы молебен, панихида. Последование погребения мipckux человек также по образцу утрени, но утрени торжественной и лишь изредка, в исключительных случаях совершаемой. Кроме обычных для утрени псалма 50 и канона с его седальнами, кондаком и икосом, что есть и на панихиде и на молебне 489 в последовании погребения есть и стихиры, которых нет на панихиде 490 , а на молебне бывает по большей части всего одна 491 . Сверх этого в последование погребения входят непорочны как на воскресной и великосубботной утрени, блажены, как на утрени Четвертка Великого Канона и Великого Пятка, и апостол, и Евангелие, как только утрени Великой Субботы. Уже это свидетельствует о том, что последование погребения – служба важная, торжественная и что, следовательно, к нему должно относиться особливо бережно, исполнять его с возможной тщательностью и точностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Как и А. А. Дмитриевский , Николай Дмитриевич не был «узким специалистом»: общий круг его научных интересов необычайно широк. Кроме нескольких фундаментальных трудов по происхождению и истории развития главнейших служб суточного круга богослужения (вечерни, всенощного бдения и Божественной Литургии), его наследие составляет множество статей, этюдов и очерков по практической литургике (рубрицистике) и ритуалистике, сравнительной литургике, эортологии, по основному богословию, истории церкви и экклезиологии, по исторической гимнологии и гимнографии, древней и новой истории русского церковного пения, по церковной и библейской археологии... Эти исследования опубликованы на страницах «Журнала Московской Патриархии», в сборнике «Богословские труды», а также во многих зарубежных сборниках и периодических изданиях. Свою же докторскую диссертацию, отвергнутую кафедрой теории музыки консерватории, Николай Дмитриевич в полноценном виде и под более соответствующим названием «История богослужебного пения Русской Церкви (до середины XVII в.)» представил на рассмотрение Ученого совета Московской духовной академии. 10 апреля 1957 г. за этот труд ему была присвоена высшая ученая степень доктора церковной истории. Однако для огромного большинства как отечественных и зарубежных исследователей, так и для всех интересующихся историей русского церковного пения это эпохальное сочинение еще в течение восьми следующих лет оставалось недоступным. В июне 1957 г. скоропостижно умерла Наталья Ивановна. Без малого три десятка лет она была верной спутницей, поддержкой и утешением во всех скорбях. Николай Дмитриевич был преданным и любящим супругом, и очень тяжело переживал смерть горячо любимого человека. Он лишился заботливого и надежного друга, к которому привязался всей душой, всем сердцем. Николай Дмитриевич был по природе человеком семейным и не любил одиночества. В вопросах быта он был совершенно беспомощен, и всех хозяйственные вопросы всегда решала Наталия Ивановна. Конечно, сестры не оставили его без помощи. Но и Господь ведал сердце Своего верного сына, и в свое время все устроил таким непостижимым, удивительным образом, что Николай Дмитриевич не мог не встретиться именно с той, которая до конца жизни стала его земным ангелом-хранителем...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Католич. св. Доменик де Гусман. Роспись базилики Сан-Доминико в Болонье. XIV в. Католич. св. Доменик де Гусман. Роспись базилики Сан-Доминико в Болонье. XIV в. Появление нищенствующих орденов было, с одной стороны, тесно связано с личностями их основателей, но при этом стало формой, с помощью к-рой церковные власти смогли сохранить мирянские движения в лоне Церкви. Первые последователи св. Франциска Ассизского, организуясь в общины (см. в ст. Конвент ), вели странствующий образ жизни и отказывались от строительства монастырей. Движение изначально носило миссионерский характер. Поскольку 13-й канон IV Латеранского Собора запрещал основывать орден с новым уставом и требовал выбирать из уже существующих, устав францисканцев был утвержден только со 2-й попытки благодаря поддержке кард. Уголино ди Сеньи (папы Григория IX). Еще при св. Франциске внутри движения наметились 2 течения - конвентуалов и спиритуалов, различавшихся во взглядах на собственность: одни считали, что орден должен жить исключительно на подаяние, др.- что при запрете личной собственности для всех членов у ордена может быть корпоративная собственность. Жен. ветвь ордена, основание которой связано с Кларой Ассизской , долгое время жила по «Уставу св. Бенедикта». Правила, составленные св. Кларой, были утверждены папой только накануне ее кончины, тем не менее до XV в. клариссы жили по разным уставам. Различие в положении 2 ветвей францисканцев объяснялось тем, что женщины не могли вести странствующий образ жизни и жить на подаяние. Булла Бонифация VIII «Periculoso et detestabili» (1298) обязывала все женские общины пребывать в затворе в монастырях. Особенностью всех нищенствующих орденов стало появление в их составе терциариев (3-й ветви) - мирян, разделявших идеалы ордена, но продолжавших жить в своих семьях. При жизни св. Франциска появились т. н. братья и сестры покаяния, или пенитенты. Нищенствующий орден «братьев проповедников» был основан св. Домиником де Гусманом для борьбы с альбигойцами . Поскольку сам Доминик изначально принадлежал к регулярным каноникам, для новой конгрегации он избрал «Устав блж. Августина», дополненный конституциями премонстрантов. Доминиканцы сразу сделали акцент не только на проповеди, но и на развитии образования, создав свою структуру учебных заведений (от начальных до высших). Ради получения образования доминиканцам было разрешено сокращать суточный круг богослужения, посты и свободно перемещаться, не пребывая в одном мон-ре. Каждому члену ордена полагалась отдельная келья для ученых занятий. Доминиканцы становились штатными проповедниками при соборных и приходских храмах в соответствии с 11-м каноном IV Латеранского Собора, часто были духовниками (в т. ч. в жен. обителях), а также инквизиторами (см. в ст. Инквизиция ).

http://pravenc.ru/text/2564108.html

В эпоху григорианской реформы помимо бенедиктинского М. на Западе развивались и иные формы аскетической жизни. В 1059 г. Латеранский синод наряду с обязательным целибатом для клириков установил для них правило совместной жизни (общая трапеза, общий дормиторий, разделение доходов и т. д.). Кард. Гильдебранд (буд. папа Григорий VII ) и Петр Дамиани , одна из ключевых фигур реформы, призвали отменить решения Ахенского синода, позволившего каноникам владеть частной собственностью и вернуться к идеалу апостольской жизни. С этого времени возникло разделение каноников на секулярных и регулярных (каноники- августинцы ). Среди возникших в XI в. конгрегаций выделяются каноники св. Руфа в Авиньоне, Латеранские каноники и каноники Марбаха, чьи уставы были впосл. восприняты мн. каноникатами в качестве образца. Каноническое оформление на основе бенедиктинского устава получило стихийное движение т. н. еремитов. Одной из первых сложилась конгрегация камальдулов . Обитель камальдулов была построена по образцу восточной лавры и представляла собой ряд небольших крестьянских домов (келий) и часовню. Суточный круг молитв и трапеза, кроме больших праздников, совершались по кельям. Для камальдулов была характерна крайняя аскеза с умерщвлением плоти (строжайший пост, самобичевание, ношение вериг и т. п.). Поскольку при мон-ре действовали госпиталь и странноприимный дом, монахам помогали миряне- конверсы , что позволяло им сосредоточиться на созерцательной молитве. Вторая конгрегация еремитов-бенедиктинцев (см. Картузианцы ) возникла во франц. Альпах. Хотя, как и у камальдулов, у них не было общего дормитория, они ежедневно участвовали в общем богослужении. Будучи ориентированными на созерцание и строгую аскезу, они также вынуждены были использовать труд братьев-мирян для своего жизнеобеспечения. Поэтому картузианские обители часто состояли из 2 мон-рей - верхнего для монахов и нижнего для конверсов. Кроме того, картузианцы ввели жесткие ограничения на численность монахов в одном мон-ре и ограничили прием новициев.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

Очень интересная традиция совершения Последования ко Святому Причащению сохраняется на Афоне. По субботам и по праздникам, — то есть в дни, когда причащаются большинство монахов, — Последование включается в круг суточных служб и читается либо по окончании 6-го часа, перед литургией, либо после одной из кафизм утрени. В конце Последования игумен, возложив на себя епитрахиль, совершает молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Бога живаго...» . В современных русских изданиях Требника указанная молитва известна как вторая молитва чина исповеди, но в византийских и древнерусских рукописях она не входила в этот чин, но читалась священником в качестве дополнительного разрешения грехов тех, кто готовится причащаться. Использование этой молитвы в ее архаичной функции заставляет предположить, что и включение Последования ко Святому Причащению в состав служб суточного круга является в афонской традиции следом той древней практики, которую мы видим в памятниках XI–XII веков. Продолжение следует... В следующей статье мы расскажем о том, как менялся состав Последования ко Святому Причащению на протяжении его истории в ту эпоху, когда оно уже существовало в качестве самостоятельного чина, то есть с XI века и до наших дней. Все это время — а это половина всего времени существования новозаветной Церкви, — оно было одним из тех руководств на пути духовной жизни, без которых уже нельзя представить себе православную аскетическую традицию. Рейтинг: 7.3 Голосов: 425 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Здесь необходимо отметить, что в современных изданиях Молитвослова благодарственные молитвы и их завершение оформляются как отдельный чин — «Молитвы по Святом Причащении», — но ни исторически, ни литургически они не отделены от молитв перед приобщением: в рукописях это единое Последование, да и сейчас очевидно, что у молитв перед Причащением нет отпуста, а у благодарственных молитв, — наоборот, обычного начала.  Беседа о кладбище и Кресте, 3. Греческий текст: PG. 49. Col. 397–398. Русский перевод: Tbopehiя святаго отца нашего Ioahha Златоуста... СПб., 1899. Т. 2. Кн. 1. С. 442 (перевод уточнен нами).

http://pravoslavie.ru/64129.html

Кроме того, в Типиконе, под 24 и 25 числом нет указания относительно отправления перед праздничной вечерней часов и изобразительных, тем не менее следует помнить, что весь суточный круг без часов немыслим. Во время молитвы 9-го часа священнослужители совершают входные молитвы. По окончании 9-го часа поются «Блаженны». Псалмы 102-й: «Благослови, душе моя, Господа...» и 145-й: «Хвали, душе моя, Господа...» опускаются, и хор сразу поет «Во Царствии Твоем...». Все остальные стихи поются с припевом: «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Затем по прочтении «Честнейшую...» священник выходит из алтаря на амвон и произносит молитву св. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами, после чего чтец читает молитву: «Всесвятая Троице...». По окончании ее священник произносит: «Премудрость». Хор: «Достойно есть...» до середины. Священник: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую...». Священник: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше...». Хор: «Слава, и ныне. Господи, помилуй (трижды). Благослови». И бывает полный отпуст. Священник идет в алтарь и молится у Престола: «Боже, милостив буди мне, грешному. Боже, очисти грехи моя и помилуй мя. Создавый мя, Господи, помилуй. Без числа согреших, Господи, прости мя» 22 . Затем священник произносит литургийный возглас: «Благословено Царство...», начертывая крест Евангелием над Антиминсом, и начинается вечерня, которая соединяется с литургией Преждеосвященных Даров. Но если литургия Преждеосвященных Даров не совершается, то переход от изобразительных к вечерне будет таков. Сразу после молитвы св. Ефрема Сирина начинается вечерня со слов: «Приидите, поклонимся...» и т.д. Если праздник случится в Великий пост , то кафизмы и поклоны на вечерне опускаются. На «Господи, воззвах...»– стихиры на 10: Триоди – 2, подобны – 3 и праздника – 3 (2 из них повторяются), «Слава, и ныне» – праздника. Прокимен дня, паремии дня (2) и праздника (3): 1) Быт. 28; 2 ) Иез. 43–44; 3 ) Притч. 9 . Затем «Да исправится молитва моя», великие поклоны (три) и прочее последование литургии Преждеосвященных Даров. Но если литургия не совершается, то на «Господи, воззвах...» – стихиры на 8: Триоди – 3 и праздника – 5, «Слава, и ныне» – праздника. Вход. Прокимен дня, паремии дня (2) и праздника (3). Но если Благовещение случится в одну из суббот поста, то читаются 7 паремий: 2 дневных и 5 праздника, а если праздник случится в воскресенье, то читаются 5 паремий: три, которые читаются на Рождество Богородицы, и две, которые принадлежат только службе Благовещения: 1) Исх. 3 (о купине); 2) Притч. 8 (о вечном бытии Сына Божия).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Студийские богослужебные главы отразились в Типиконе патриарха Алексия Студита, а также в дополнительных главах к Мессинскому типикону. Choras G. A. He «hagia mone» Areias. Athenai, 1975. P. 245. В этом же Типиконе имеются две ссылки на студийские Главы о распределении пищи (Ibid., P. 246, 247). Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Киев, 1895. Т. I. С. XCVII, 728, 758, 760. Там же. С. XCVIII, 728, 758, 760. Подробнее о Типиконе патриарха Алексия Студита см.: Пентковский А. М. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. М., 2000 (в печати). Phountoules I. He eikositetraoros akoimetos doxologia. Athenai, 1963. S. 63–65. Пентковский А. М. Константинопольский и иерусалимский богослужебные уставы//Журнал Московской Патриархии. 2001, 4. С. 70–71. Brightman F.E . Liturgies Eastern and Western. Oxford, 1894. P. 494–501; Дмитриевский А. А. Богослужение Страстной и Пасхальной седмиц во св. Иерусалиме. Казань, 1894. С. 303–309. Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Петроград, 1917. Т. III. С. 15, 58–59, 273. Mateos J. Un Horologion inedit de Sant-Sabas: Le Codex grec 863 (IXe siecle)//Melanges Eugene Tisserant, vol. III. Orient Chretien. Citta del Vaticano, 1964. P. 58 (Studi e Testi, 233). См. также: Дмитриевский А. А. Что такое kanon tes psalmodias , так нередко упоминаемый в жизнеописании преподобного Саввы Освященного?//Руководство для сельских пастырей. 1889. 38. C. 72. См., например: Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Петроград, 1917. Т. III. С. 2–5. Арранц М. Как молились Богу древние византийцы//Суточный круг богослужения по древним спискам византийского евхология. ЛДА, 1979. С. 21, 56–60, 122–123. Скабалланович М. Толковый Типикон. Киев, 1910. Т. 1. С. 395–396. Арранц М. Указ. соч. С. 19, 151. Доброклонский А. П. Указ. соч. С. 421–432; Leroy J. La reforme studite//Il monachesimo orientale.

http://sedmitza.ru/lib/text/443682/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010