Теперь тут строят каменную часовню, и уже выведен фундамент. Другое место для моих дум была гора Поклонная, любимое место прогулок отца Иоанна, в двух верстах от Суры, за речкой Сурой. Пройдя луг, потом, по краю леса в гору, маленькую деревеньку, местность все выше и выше поднимается в гору, покрытую лесом. Отклоняясь по горе немного влево, очутишься прямо у обрыва горы и невольно перекрестишься: вся Сура со своими храмами сразу открывается перед глазами. Лес тут несколько редеет и идет под гору; прямо внизу речка Сура вьется среди луга широкой лентой; влево река Пинега; прямо село Сура, а дальше и вширь тянутся лес и холмы, насколько только может охватить глаз. Отец Иоанн, говорят, в свободное время любит целые часы про­водить тут в молитве. Действительно, глядя на окружающую живо­писную природу, среди зелени которой возвышается белый чудный храм Божий, невольно приходишь в молитвенное и благо­дарное настроение к Творцу всего видимого чудного творения – Богу. В подобных прогулках и хлопотах я и не заметила, как две недели прожила в Суре у своей дорогой подруги, учительницы школы А.А. Сосиной, с которой большею частью и делила свои прогулки. 21 мая, в субботу, было получено разрешение за ветхостью разо­брать старую деревянную теплую церковь 319 , во имя святого Николая Чудотворца, перенести на кладбище и там вновь поставить ее. В этот же день была совершена в ней всенощная, а 22 мая – Литургия. Еще в первый раз я была в этом убогом, бревенчатом, закоптелом храме на богослужении, и благоговейное умиление охватило мою душу: живо я себе представила, как в былое время в эту низенькую дверь храма с высоким порогом, через который, вероятно, еще перелезал маленький тогда, но в настоящее время великий – Иоанн, как он, стоя таким же, может быть, босоногим, как и все его сверстники, с благоговением и вниманием слушал, что поют и читают на клиросе; и как благотворно действовали на его чуткую впечатлительную детскую душу все наши дивные церковные песнопения; на какую благодатную почву они пали и какой богатый и обильный плод принесли! Невольно пожелалось, чтобы и наши современные дети учились стоять в церкви с благоговением и вниманием, беря в ней уроки благочестивой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

О. Иоанн, обильно озаренный благодатию Христа Воскресшего, и был тем светильником, который озарил и как бы воскресил пред нашим духовным взором все величие и дивную красоту русских угодников Божиих, от которых нас удаляет, подобно облакам, мгла греховности и неверия. Взирая на его благодатное величие, подвижничество и чудодейственную силу молитвы, всякий с благоговением взирал и на жития прочих святых Божиих угодников, убеждаясь в их истинности и непреложной достоверности. И вот среди этой духовной красоты и внешней бедноты пришлось вырасти Кронштадтскому светильнику. Сура раскинулась на одном из самых красивых поворотов реки Пинеги, при впадении в Пинегу Суры. Она высоко царит над всей окрестностью. Далеко, далеко на севере виднеется синева гор. «Вот они Летовские холмы – бывшие пят или шесть тысяч лет тому назад берегами великой реки Суры». (О. Иоанн. Дневник за 1902 г.). «С юго-западной стороны, где протекает река Сура, тянется длинная полоса земли, замыкающаяся возвышением, на котором раскинут лес. С южной, на самой окраине горизонта, покрытый дымкою тумана, тянется другой лес, теряющийся в отдалении. На далеком расстоянии по этому пространству змеится речка Сура, сверкая своими струями на ярко-сияющем солнце. Там и сям работают крестьяне, плетется телега, бегают дети». (Животов). Красивый угол, но в то же время это и один из самых захудалых уголков, как мы уже сказали, всюду темного и бедного Пинежского края. И уж, конечно, далеко небогата была в убогом селе хижина псаломщика Ильи Сергиева. Эта хижина сохранилась и теперь. По ней можно видеть, среди какой глубокой бедности протекло детство великого праведника, чудотворца и молитвенника земли русской и всего мира православного – дорогого батюшки о. Иоанна. В глухую осеннюю ночь, на 19-е октября 1829 года, на далеком севере на берегах реки Пинеги, в селе Суре, Архангельской губернии, Пинежского уезда, в 500 верстах от Белого моря, в бедной семье причетника Ильи Сергиева, при самой скудной, печальной обстановке родился мальчик – хилый и, на первый взгляд, болезненный до такой степени, что родители, не надеясь сохранить его жизнь даже на несколько дней, решили в ту же ночь окрестить его, причем дали ему имя святого Иоанна Рыльского, память которого празднуется на следующий день. Ни родителям, ни кому другому, не могла придти в голову в то время мысль, что этому хилому ребенку суждено окрепнуть и телом и духом, окрепнуть и прогреметь впоследствии не только по всему необъятному пространству Русской земли, но и далеко, далеко за ее пределами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Теперь тут строят каменную часовню, и уже выведешь фундамент. Другое место для моих дум была гора Поклонная, любимое место прогулок О. Иоанна, в двух верстах от Суры, за речкой Сурой. Пройдя луг, потом, по краю леса в гору, маленькую деревеньку, местность все выше и выше поднимается в гору, покрытую лесом. Отклоняясь по горе немного влево, очутишься прямо у обрыва горы и невольно перекрестишься: вся Сура со своими храмами сразу открывается перед глазами. Лес тут несколько редеет и идет под гору; прямо внизу речка «Сура» вьется среди луга широкой лентой; влево река «Пинега»; прямо село Сура, а дальше и в ширь тянутся лес и холмы, насколько только может охватить глаз. О. Иоанн, говорят, в свободное время любит целые часы проводить тут в молитве. Действительно, глядя на окружающую живописную природу, среди зелени которой возвышается белый чудный храм Божий, невольно приходишь в молитвенное и благодарное настроение к Творцу всего, видимого чудного творения – Богу. В подобных прогулках и хлопотах я и не заметила, как две недели прожила в Суре, у своей дорогой подруги, учительницы школы, А. А. Сосиной, с которой большею частью и делила свои прогулки. 21 мая, в субботу, было получено разрешение, за ветхостью разобрав старую деревянную церковь теплую, во имя Св. Николая Чудотворца, перенести на кладбище, и там вновь поставить ее. В этот же день была совершена в ней всенощная, а 22 мая – литургия. Еще в первый раз я была в этом убогом, бревенчатом, закоптелом храме на Богослужении, и благоговейное умиление охватило мою душу: живо я себе представила, как в былое время в эту низенькую дверь храма с высоким порогом, через который, вероятно, еще перелезал маленький тогда, но в настоящее время великий – Иоанн, как он, стоя таким же, может быть, босоногим, как и все его сверстники, с благоговением и вниманием слушал, что поют и читают на клиросе; и как благотворно действовали на его чуткую впечатлительную детскую душу все наши дивные церковные песнопения; на какую благодатную почву они пали и какой богатый и обильный плод принесли! Невольно пожелалось, чтобы и наши современные дети учились стоять в церкви с благоговением и вниманием, беря в ней уроки благочестивой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Христианство, с которым сталкивался Мухаммад, не имело ничего общего с кафолической (вселенской) верой, оно представляло собой огромную группу сект, последователи которых зачастую жестоко враждовали между собой. Рассеянные по всему региону, они поддерживали преемственность различных верований о природе Бога и святой Троицы и в конечном итоге оказали влияние на развитие ислама. Интересно отметить, что христианство, упоминаемое в Коране, не было чистой верой Нового Завета, оно, скорее, представляло собой искаженный вариант вероучения, бытовавшего в церквах на территории Аравии. Влияние христианства на ранний ислам Мухаммад претендовал на то, что Коран является откровением, ниспосланным ему с небес, но многие его учения обнаруживают определенную зависимость от христианства, исповедуемого в доисламской Аравии. И действительно, в Коране нет ничего, что можно было бы назвать поистине оригинальным. Более того, в нем нет ничего, что не составляло бы параллели с различными религиозными убеждениями, распространенными по всему аравийскому региону. Мухаммад встречался с толпами паломников, стекающихся на ежегодные празднества в Мекку. Этот город был вместилищем передающихся из уст в уста познаний. Он поглощал и хранил в памяти огромное количество информации. Исследования учений Корана показывают, что пророк ислама был в большей степени знаком с еврейскими талмудическими работами и апокрифическими христианскими писаниями, нежели с содержанием Ветхого и Нового Заветов. История о том, как младенец Иисус заговорил еще в люльке, изложенная в малоизвестной книге, рукописи которой находятся в Аравии, — «Арабском Евангелии детства», феноменальным образом повторена в Коране (сура 19:29); Евангелие от Фомы, еще одно апокрифическое произведение, сирийская версия которого, как известно, существовала до рождения Мухаммада, описывает другие чудотворные деяния Иисуса, также повторенные Кораном, например, эпизод создания глиняных птиц, оживших по Его повелению (сура 3:49). И хотя имя, которым арабские христиане всегда называли Иисуса, было Ясу (происходит от древнееврейского Яшуа), в Коране используется имя Иса, которое, по всей вероятности, берет свое начало от несторианского Исхо. Нигде в христианской истории не встречается сколь-нибудь исчерпывающего объяснения странного имени Иисуса, используемого в Коране. Поскольку арабский язык относится к семитской группе, тесно связанной с древнееврейским языком, то вполне закономерно было бы ожидать использования имени Ясу. На самом деле полное имя Иисуса, используемое сирийскими несторианцами, было Исхо Мшиха, т. е. Иисус Мессия, и наиболее распространенное имя, используемое в Коране, очень на него похоже — ал-Масиху Иса (сура 3:45).

http://azbyka.ru/muxammad-prorok-islama

«Аллах основал горы на Земле, чтобы она не трясла людей». На стр 429, ал-Бейдави говорит: «Аллах сотворил прочные горы на Земле чтобы она не сотрясалась и не трясла людей». Он также сотворил небеса как клетку и удерживает их от падения вниз». В коране (Сура 50:7), мы находим и иные аяты, имеющие тот же самый смысл: «Мы также простерли землю, воздвигли на ней горы недвижимые…». (50:17) Эти слова сопровождаются аналогичным комментарием со стороны исламских теологов (см. Ас-Суйюти, стр. 437, Бейдави, стр. 686, Табари, стр. 589, Замахшари, ч. 4, стр. 381). Все они уверяют нас, что «если бы не было этих прочных гор, Земля бы сдвигалась». Замкшари, Бейдави и Ас-Суйюти говорят: «Аллах сотворил небеса без опор, но Он поместил на Земле прочные горы, чтобы не было сотрясений». Касаясь Суры 50:7,Суйюти говорит, что теологи отмечают: «Каф название суры 50) – это гора которая охватывает внутреннюю часть Земли» (см. Иткан, ч. 3, стр. 29). Каф – арабская буква, аналогичная латинской «К». Выше были дословно приведены комментарии древних исламских теологов. Однако религиозные исследователи из Саудовской Аравии выпустили несколько лет назад книгу чтобы опровергнуть шарообразность Земли, они заявили, что это миф, и согласились с вышеупомянутыми утверждениями теологов и написали, что мы должны верить Корану и не признавать шарообразности Земли. Также широко известно, что Коран декларирует: существует семь слоев земли (см. комментарии Ас-Суйюти, стр. 476, аль-Бейдави, стр. 745 как интерпретируется Сура 61:12, Сура Развод: 12). Совершенно ясно, что солнце не проходит через атмосферу и не садится в горячем, илистом колодце или в источнике мутной воды, или в месте, где находится и то и другое как утверждают Бейдави, Замахшари и Коран. Ясно также, что молния не является ангелом Рафаилом, не является ангелом и Гром. Никогда ангел Гавриил не вдохновлял Мухаммеда на написания стихов о его друге ангеле-Громе. Гром и молния – природные явления, а не ангелы, похожие на Михаила и Гавриила, как утверждал пророк ислама. Исторические ошибки Корана

http://azbyka.ru/oshibki-v-korane

...Ничто столько не заставляет любить богатство, как тщеславие (свт. Иоанн Златоуст , 51, 234). ...Не закапывай в землю ни золота, ни чего-либо другого тому подобного, потому что сокровище ты собираешь для червя, тли и для воров. Хотя ты и сбережешь его от этих истребителей, но не сохранишь своего сердца от порабощения и прилепления ко всему земному, – потому что где будет сокровище твое, там будет и сердце твое (свт. Иоанн Златоуст , 51, 236–237). Источник. Богатство соединяет в себе два противоположных зла: одно сокрушает и омрачает – это есть забота; другое расслабляет – это есть роскошь (свт. Иоанн Златоуст , 51, 467). Если Господь не пощадил для нас Самого Себя, то чего будем достойны мы, когда, дорожа богатством, не щадим души своей, за которую Он не пощадил Себя? (свт. Иоанн Златоуст , 51, 521). Источник. ...Любовь к богатству превратила и ниспровергла все и истребила истинный страх Божий. Как таран разрушает крепость, так и она ниспровергла души людей (свт. Иоанн Златоуст , 51, 616). Хотя бы мы в остальных отношениях и были добродетельны, богатство истребляет все эти добродетели (свт. Иоанн Златоуст , 51, 643). ...Приращение богатства более и более возжигает пламя страсти и делает богачей беднее прежнего... (свт. Иоанн Златоуст , 51, 645). Источник. ...Знай, что не умножением богатства, но истреблением в себе страсти к нему прекращается зло (свт. Иоанн Златоуст , 51, 648). Источник. Страсть эта разоряла многие дома, воздвигала жестокие войны и заставляла прекращать жизнь насильственной смертью. Да еще и прежде этих бедствий она помрачает добрые качества души и часто делает человека малодушным, слабым, дерзким, обманщиком, клеветником, хищником, лихоимцем и вообще имеющим в себе все низкие качества (свт. Иоанн Златоуст , 51, 648). Как же можно спастись богатому? Все стяжание свое делая общим для нуждающихся, как поступал Иов, изгоняя из души пристрастие к большему и ни в каком случае не преступая пределов необходимого (свт. Иоанн Златоуст , 51, 751). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

30. 12–3 Архитектура Западных Церквей 30. 2 Мозаика, живопись (иконы, фрески, миниатюры, картины). 30. 21 Дохристианская мозаика, живопись 30. 22 Христианская мозаика, живопись 30. 221 Раннехристианская и византийская. Мозаика и живопись Поместных Православных Церквей. 30. 222 Мозаика, живопись Русской Православной Церкви 30. 222–1Иконописные школы 30. 222–2 Отдельные иконописцы, художники и скульпторы 30. 223 Мозаика и живопись Западных Церквей 30. 3 Христианская иконография 30. 31 Богословие иконы, символика 30. 32 Специальная иконография 30. 321 Изображения Святой Троицы 30. 322 Изображения Бога-Отца. 30. 323 Изображения Иисуса Христа. 30. 324 Изображения Святого Духа… 30. 325 Изображения Божией Матери 30. 326 Изображения Креста… 30. 327 Изображения святых небесных сил бесплотных 30. 328 Изображения святых 3. История религий Общие вопросы истории религий] Религии Древнего мира] Буддизм. Зороастризм. Индуизм. Ислам . Иудаизм. Конфуцианство. Сикхизм. Синтаизм] Другие религии] 4. Агиография 4. Общие вопросы 41 Жизнеописания святых неразделенной Церкви. 42 Жизнеописания восточных святых 43 Жизнеописания западных святых 44 Жизнеописания святых Русской Православной Церкви 45 Канонизация святых и составление служб. 46 Сказания о земной жизни Божией Матери 47 История чудотворных икон и других святынь… 48 Паломничество по святым местам 5. Богословие Основное богословие] 51. 1 Бог , природа и человек 51. 2 Размышления о процессах, происходящих в человеческом обществе. 51. 3 История христианской апологетики 51. 4 Общее религиоведение 51. 41 Религия и наука. 51. 42 Религия и культура 51. 5 Апология религиозных истин 51. 51 Истина Воскресения Христова 51. 6 Апология Христианства. Догматическое богословие] 52. Общие вопросы 52. 1 Триадология (Учение о Святой Троице) 52. 2 Антропология (Учение о человеке) 52. 3 Амартология (Учение о грехопадении и его последствиях) 52. 4 Христология (Учение о Лице Богочеловека и двух естествах) 52. 5 Мариология (Учение о Божией Матери) 52. 6 Догмат воскресения Христова…

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

как дым... как одежда. Эти метафоры подчеркивают преходящую сущность тварного мира (50,9; ср. 24,4; 34,4; Пс. 67,2; 101,4.27 ; Ос. 13,3 ; Евр. 1,10.11 ; 2Пет. 3,10 ). Мое спасение. См. ком. к 12,2. правда Моя. См. ком. к 1,21. 51 в сердце закон Мой. См. Пс. 39,9 ; Иер. 31,31 ; Иез. 36,27 . 51 Восстань, восстань. Пророк от лица всех гонимых и угнетенных взывает к Богу о помощи. Раава. Очевидно, подразумевается египетский фараон периода исхода из Египта. крокодила. Исаия прибегает к образу этого животного, как к обобщенной метафоре силы, противостоящей Богу Творцу и Спасителю ( Иов 7,12 ; Пс. 73,13.14 ; Иез. 29,3–5; 32,2–6 ). Напоминая о поражении Египта, противостоявшего Божиему плану спасения Израиля, пророк обращается к заимствованному из культурного обихода соседствующих с Израилем народов образу водяного чудовища, тем самым соотнося исход из Египта с ныне описываемым исходом из Вавилона. И Вавилон, и Египет выступают олицетворением зла как противления воле Божией. 51 Утешитель. См. ком. к 40,1. 51 пленный... в яме. Эти слова относятся не только к плененным иудеям, но и ко всем, кто будет испытывать чувство беспросветного одиночества и скорби в день гнева Господня (42,7.22; 49,9.24.25; 52,2; 61,1). 51 Я Господь. См. ком. к 41,4. возмущающий море... волны его ревут. В ветхозаветной поэзии власть Бога над морской стихией является воплощением Его власти над всей вселенной ( Иов 26,12 ; Пс. 106,25 ; Иер. 31,35 ). Господь Саваоф. См. ком. к 1,9. 51 слова Мои в уста твои. Остаток Израиля представляется здесь прообразом Иисуса Христа (см. ком. к 49,2; 50,4). 51 Воспряни, воспряни. См. ст. 1,9; 52,1.11; ср. Еф. 5,14 ; ком. к ст. 9. чашу ярости Его... чашу опьянения. Метафора Божественного суда (29,9; 63,6; Пс. 74,9 ; Иер. 25,15–31 ; Иез. 23,31–34 ; Зах. 12,2 ; Ин. 18,11 ; Откр. 14,10; 16,19 ). 51 два бедствия. Т.е. опустошение земли и гибель населявших ее людей. 51 как серна в тенетах. Осада Иерусалима вавилонянами. 51 мучителям. Т.е. вавилонянам ( Плач 1,4.5.12; 3,32 ) и всем, кто будет преследовать и угнетать детей Божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Сура XXIII. Верующие (Мекка): Смиренный, целомудренный и честный должен быть счастливым. Творение, рождение, смерть и воскресение человека; Божия благость выражающаяся в предупредительных мерах поддержания человека. Он посылает Ноя к народу своему, который не понимая сего отвергается праведника; все погибает в потопе, но Ной спасается в ковчеге. Моисей и Аарон также признаются у неверующих лжецами. Мария и её сын служат причиною раскола в почитателях их. Страх Божий придает человеку силы. За свою хищность Кураисы (Qurais) достойны порицания, и за отречение от Магомеда. С ними соединяется воспоминание о голоде и поражении некогда испытанных. Учение о воскресении. Единство Божие; Бог не имеет потомства и есть всемогущ. Магомед желает отклонять лживые обвинения мекканцев, но не теряет из виду и Божьей помощи. Наказание в день воскресения, над коим насмешливо ругается партия неверных. Сура XXIV. Свет (light). (Медина): Наказание публичным женщинам и содержателям развратных домов. Свидетельство, требуемое в случае обвинения женщины в нецеломудрии. Оправдание и защита (vindicatio) – Aysha’s и отказ (denuntiatio) в обвинении со стороны обвинителей. Клеветники, порицающие других и обвиняющие сами, будут осуждены в последний день. Верующие не вступают в чужие дома без позволения или за отсутствием их настоящих обитателей. Целомудрие и умеренность особенно требуемые для женщин. В каких случаях и какого рода женщины не могут быть видимы без покрывал. Рабы допускаются приобретать свою независимость. Дети рабов не могут быть принуждаемы к бесчестию и добровольной проституции. Бог есть свет небесный. Ни что не может удержать верующего от служения Богу; тогда как дела неверного подобны миражу в долине, или густому туману на поверхности моря. Вся природа подчинена Божьему контролю. Упрек секте, не желавшей принимать третейского суда пророка. Настоящее повиновение лучше, нежели нарушаемая клятва и присяга. Верование в единство Божие, решимость в молитве, необходимы с совершением милостыни. Рабы и дети не могут быть допускаемы в отделение помещения домовладыки без предварительного испрошения на то позволения, и вовсе не могут беспокоить во время самых занятий. Правила для общественных сношений с женщиной взрослой, слепой, увечной, кормилицы. Лица, в домах которых дозволяется по закону вкушение пищи. Приветствия при перемене или вступлении в дом. Поведение мослемов в отношении к апостолу. Ему подобает большая почтительность нежели всему народу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

Скажи: «Если бы были на земле ангелы, которые ходят спокойно, тогда бы Мы низвели к ним с неба ангела посланником». сура 17.95 Если бы на земле жили ангелы, Бог послал бы к ним ангела, но, пожелай Он жить среди Своего народа и спасать его от грехов, не предпочел бы Он принять образ человека? В конце концов, Библия говорит, что когда Бог творил первого человека, Он воскликнул: «…сотворим человека по образу Нашему…» ( Быт. 1:26 ). Если так, то должно быть очевидно, что первый человек носил образ Божий. Иисус воистину Сын Божий. Мы никогда не должны отходить от этой великой истины. Напротив, необходимо возвещать ее исламскому миру насколько возможно эффективно и молиться, чтобы Святой Дух Божий даровал мусульманам внутренний свет ее познания. 4. РАСПЯТИЕ И ИСКУПЛЕНИЕ Исторические и духовные вопросы распятия и искупления 4.1 Следствие греховной природы человека Мусульманин: Никто не может понести грехи другого человека – каждый человек сам отвечает за свою собственную жизнь. Вы должны стараться быть послушными законам Аллаха и уповать на Его милость, на то, что Он простит ваши грехи. Грех – это злые дела, которые должны быть перечеркнуты добрыми деяниями. Одно из самых значительных расхождений между исламом и христианством заключается в различном понимании ими греха и его влияния на отношения между Богом и человеком. Согласно Новому Завету, грех Адама был не просто преступлением против святых Божьих законов, но актом открытого неповиновения, который сделал весь род человеческий противником Бога (см.: Рим.3:9–18 ), оставил всех людей духовно мертвыми по их преступлениям и грехам и, как сынов противления, покорными воле дьявола (см.: Еф.2:1–2 ). Ислам же учит, что люди способны на добрые и злые дела по собственному выбору. Хотя Коран постоянно оплакивает стремление человека потворствовать своим страстям (см.: сура 100.6–8), отвернуться от Бога и быть неблагодарным Ему, однако он не расценивает человеческую неспособность быть совершенно послушным Богу как огромную пропасть, разделяющую человека и Бога. Библия учит, что эта пропасть была до тех пор, пока Бог не вмешался и не осуществил дело искупления посредством распятия, смерти и воскресения Своего Сына Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/bog-ili-prorok-otstaiva...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010