Особенно трудно было служение его в должности ректора академии, по причинам выше изъясненным, а из юбилейного слова архимандрита Феофана еще более выясняющимся. Не напрасно он говорил в этом слове, «бросим разделение, тайно проходящее в рядах наших». Те признаки заражения духом времени, духом вольномыслия, которые указывали мы выше в самой академии, не смотря на меры, какие принимаемы были к уничтожению их, продолжали существовать не только в 1858-м, но и в 1859 году «Увы»! – писал от 10 января 1859 года святитель Московский Филарет. – Зараза светских училищ едва ли не переходит в духовные. Слышу из верного источника, что между студентами Петербургской и Невской академий есть секретная переписка. 113 Этим движением духа времени в России вообще и проявлением его в С.-Петербургской духовной академии в частности определяется по преимуществу учено-литературная деятельность ректора сей академии архимандрита Феофана за период его ректорства, являющаяся уже гораздо более плодовитой, нежели какой она была за время, предшествовавшее назначению его на эту должность. В этом отношении прежде всего обращает на себя внимание изданная архимандритом Феофаном еще около половины 1858 года брошюра, под заглавием: Предостережение от увлеченья духом настоящего времени. Спб. 1858, 8° min. Стр. 82. В состав содержания этой брошюры входят – I. Письмо духовного отца к смущенному речами вольнодумцев (стр. 8–19); II. О прогрессе (стр. 21–43); III. О возрождении (стр. 44–73); IV. О св. храме (стр. 73–82) Первая из этих составных частей представляет собой статью, первоначально напечатанную в издаваемом при С.-Петербургской духовной академии журнале Христианское чтение за 1858 г. ч. 1, стр. 343–352; а последние три суть проповеди, в разное время произнесенные архимандритом Феофаном в течение первой половины 1858 года, и именно первая, о прогрессе, представляет собой «слово в день восшествия на престол Государя Императора Александра Николаевича», произнесенное 19 февраля 1858 года, другая, о возрождении, – «слово в день рождения Его Величества», произнесенное 17 апреля того же года и третья, о св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Синода 4 марта 1858 г., а в Орловской духовной консистории «дело об увольнении от должности в заштат священника, села Казанского, Иоанна Орлова».., нач. 19 сентября 1860 г., оконч. 1 мая 1861 г., и частью – «дело по указу Св. Правит. Синода от 22 апреля 1858 г., за 467».., 155, нач. 3 мая 1858 г., оконч. 22 ноября 1860 г.). Преосвящ. Поликарп был сильно удручён Сёмовскою историей и поручил бывшему по ней следователю и местному благочинному, Кромскому протоиерею Н. И. Шубину 293 , представить обо всём экстрактную записку, на которой в резолюции 3 ноября 1858 г. выразил, что Сёмов «опустился или ожесточился». 22 декабря 1858 г. Поликарп специально просил Синод об ускорении производства, констатируя, что Сёмов «пал в неизлечимое высокоумие», a 20 июля 1859 г. повторял о том же и. д. Обер-Прокурора Св. Синода, кн. C. Н. Урусову – с прибавлением, что Сёмов, вошедший в подозрительную дружбу с подсудимым военным офицером Полубинским, уже «с Августа 1857 года и по настоящее время противозаконно поставил себя в безотносительное и безотчётное положение к Орловскому Епархиальному Начальнику вообще». При проезде чрез Орёл (в конце 1858 г.) митр. Исидора (Никольского) из Киева в С.-Петербург преосвящ. Поликарп подавал ему записку о Сёмове и о нуждах Орловского архиерейского дома, 18 октября 1859 г. препроводил ему доклад прот. Н. И. Шубина и просил, чтобы «Орловская Епархия избавилась от соблазна, навлекаемого на неё зловредными действиями этого подсудимого священника». Поликарпу «ясно представляется», что «дело, произведённое первою по назначению Епархиального Начальства Комиссиею [из прот. Н. И. Шубина и свящ. Мих. Зимина: см. выше стр. 1147] и обревизованное Консисториею, было сделано правильно». «Это первое следственное дело началось в Орловской Епархии с 1 июня 1857 года вследствие доноса, который дерзнул представить Св. Синоду Священник Сёмов о расколе его прихожан, и попущением Божиим превратилось в продолжительную тяжбу приходского Священника с своим Епархиальным Начальством.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

382 У Чистовича в той же статье, стр. 69–70 и в том же указе Св. Синода от 7-го июля 1858 года на имя митрополита Московского. 384 Она напечатана в 3 кн. этого журнала и затем, кроме того, вышла отдельным оттиском в Москве 1858 года. 385 См. цитов. выше указ Св. Синода на имя Филарета, митроп. Москов. от 7 июля 1858 г.; срав. статью Чистовича в Христ. Чт. за 1873 г. ч. 2, стр. 605–606. Срав. также извлечение из отчета обер-прокурора Св. Синода за 1858 г. стр. 71. Спб. 1860. Другие правила того же постановления Св. Синода в подробности определяющие самый способ ведения дела перевода академиями будут рассмотрены в критической части нашего настоящего исследования. 386 См. цитованный в предшествующем примечании указ Св. Синода от 7 июля 1858 г. за 853, рукописный список с которого хранится в библиотеке Моск. дух. академии. В исполнение резолюции Его Высокопреосвященства, академическая конференция мнением положила: «первоначальное производство перевода поручить профессору академии по классу церковной истории Александру Горскому. Комитет же для пересмотра перевода составить из ректора академии Сергия (Ляпидевского , ныне архиепископа Кишиневского), профессора математических наук протоиерея Петра Делицына (сконч. в 1863 году) и профессора Горского» (см. в делах архива Академической конференции это постановление последней, помеченное 21 числом июля 1858 года за 37). Подлинное постановление хранится в Академической библиотеке между бумагами по делу перевода Св. Писания Нового Завета на русский язык. Последовавшею от 23 июля резолюцией на этом постановлении Конференции владыка изъявил свое согласие на таковое избрание. Срав. С. К. Смирнова, История Моск. дух. академии. стр. 115. Москва, 1879. В начале 1861 года, когда ректор академии архимандрит Сергий призван был к высшему служению церкви в сане епископском, его заменил в переводном Комитете заступивший на его место по должности ректора академии архимандрит Савва, ныне архиепископ Тверской. См. дело переводного Комитета за 1861 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Однако противники Общества одержали верх: сперва был приостановлен перевод, а затем закрыто и само Общество. Только в 1858 году по указанию государя Александра II работа над переводом Писания была начата вновь 706 . Краткое напоминание истории Библейского общества и перевода Писания на русский язык понадобилось здесь потому, что подробная разработка святителем учения о слове напрямую связана с этой историей. Это учение изложено прежде всего в проповедях святителя: на память святителя Алексия 12 февраля 1822 года, на Благовещение (25 марта) 1822 года, на Благовещение 1824 года, на Вознесение того же года, на память преподобного Сергия 1833 года, в день рождения государя Александра II 5 июня 1858 года. Нетрудно заметить, что речи в защиту распространения слова Божия, произнесенные на ежегодных собраниях Общества (соответственно 26 февраля 1822 и 23 марта 1824 тесно связаны датировкой с первыми тремя, а Слово 1858 года, в котором подводится итог учению, явилось, очевидно, непосредственной реакцией на последовавшее 5 мая 1858 года «Высочайшее соизволение» 707 . Сказанное подтверждается еще одним не лежащим на поверхности фактом. Слово 1858 года содержит явные аллюзии на текст из времен петербургской юности святителя 708 , также, вероятно, давший импульс к становлению учения в целом. Это текст из «Божественной философии» Дютуа. Ниже он приводится в сопоставлении с упомянутым выше «гимном слову» 1858 года. Табл. 13 Дютуа Свт. Филарет Главная цель моя относится к тому, чтобы открыть и показать одну разительную и доселе мало известную черту образа сего божественного Слова в человеке, одну, говорю, черту из всех. Греческое слово логос, в оригинале помещенное, значит вместе слово, разум, глагол, речь, выражение; а Слово-Бог Иисус Христос есть идея, разум, премудрость, выражение, глагол Отца или внутренния Троицы, в коей Он содержится, и из коей вечно исходит и истекает во внешность В Нем [в Боге] глаголать значит творить и производить, значит выводить из ничтожества существование.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Поскольку в постройку нового собора планировали вложить до 30 тыс. руб. серебром, то жители города в мае 1858 г. подготовили подписной лист для сбора средств на строительство. В то же время они докладывали правящему архиерею: «… поручаем второй гильдии купцу Сергею Ивановичу Пешкову составить план и фасад предполагаемого собора суммою от 20 до 30 тысяч рублей серебром вчерне и представить оный на утверждение Вашему Высокопреосвященству, а сумма, нами жертвуемая, будет немедленно собрана по окончательному утверждению плана и фасада. Попечение же и ходатайство по сему делу поручили второй гильдии купцу Сергею Иванову Пешкову, а по его поручению и сыну его Ивану Сергееву Пешкову». После этого 19 мая 1858 г. «города Данкова второй гильдии купеческий сын Иван Сергеев Пешков» вместе с новым прошением представил Владыке Гавриилу план и фасад предполагаемого к сооружению собора во имя Тихвинской иконы Божией Матери с планом местности. 21 августа 1858 г. проект поступил на рассмотрение в Главное управление ПСиПЗ, а 13 сентября того же года - в Рязанскую губернскую строительную и дорожную комиссию. 3 ноября 1858 г. Департаментом искусственных дел ГУ ПСиПЗ было рекомендовано поместить собор на середине торговой площади, где храм будет виден со всех сторон и послужит украшением площади. Для этого необходимо будет снести незаконно построенные на площади «трактирное заведение, кабак и другие, ныне совершенно ветхие лавочки», сооружённые вопреки утверждённому в 1780 г. плану города. Рязанская ГСиДК отношением от 13 октября 1858 г. в Департамент искусственных дел ГУ ПСиПЗ подтвердила: «В случае разрешения строительства собора таковому приличнее было бы существовать в средине площади… Для построения собора кабак, все незаконные и ветхие строения придется уничтожить… Предполагается лавки с Хлебной площади перенести на площадь, на которой назначен в Данкове каменный гостиный двор, где все лавки возвести в одном общем корпусе, поэтому препятствий к очищению площади от лавок нет». Главноуправляющий ПСиПЗ по докладу 21 октября 1858 г. согласился с тем, что более прилично поместить собор в центре площади, тем более, что в любом случае трактир, питейный дом и ветхие строения должны быть снесены. После этого Департамент проектов и смет ГУ ПСиПЗ к 22 августа 1860 г. внёс некоторые изменения в чертежи собора и подсчитал, что на осуществление данного проекта может потребоваться приблизительно 100 тыс. руб. и, находя проект в «техническом отношении одобрительным», признал нужным его перечертить для Высочайшего утверждения».

http://sobory.ru/article/?object=10743

276 В.Д. Кудрявцев-Платонов, черниг., 1-й маг. XVIII к. Моск. акад. (1852), 1852 – бак. библейск. ист. и греч. языка, 1854 – бак. метафиз. и истор. древн. философ., 1858 – орд. проф., 1861 – препод. философии Государю Цесаревичу Николаю Александровичу, 1873 – докт. богосл. 278 Прот. Ф. А. Сергиевский, моск., 2-й маг. XIX к. Моск. акад. (1854), 1854 – бак. библейск. ист. и греч. яз., 1856 – бак. логики и истор. средней и новой философ., 1857 – нравств. богосл. и пастырского, 1860 – экстраорд. проф., 1865 – орд. проф., 1874 – рект. Вифан. сем. 279 А. Ф. Лавров-Платонов, ярослав., 1-й маг. XIX к. Моск. акад. (1854), 1854 – бак. церк. законоведения, 1864 – экстраорд. проф., 1878 – мон. и еп. Можайский, У архиеп. Литовский. Не получил степени доктора богословия (хотя более, чем кто-либо, был ее достоин), потому что не представил сочинения, а не представил, как он сам заявил мне, потому, что «боялся критики». Тогда же в разговоре (это было в Петербурге, вскоре после его хиротонии) он сообщил мне, что принял монашество по настоянию Преосв. Михаила (Лузина) , его товарища по студенчеству и друга. «Не будь его влияния, не был бы я монахом», – прибавил Преосв. Алексий. 281 Дм. Фед. Голубинский, вифан., 5-й маг. XIX к. Моск. акад. (1854), 1854 – бак. геометрии и физики, 1864 – орд. проф., 1870 – сверхштатный препод. «естественно-научной апологетики». 282 В.Н. Потапов, моск., 1-й маг. XXI к. Моск. акад. (1858), 1858 – бак. логики и истор. нов. философ., 1864 – экстраорд. проф., 1870 – истор. древн. и новой философии. 283 П. И. Горский-Платонов , вифан., 2-й маг. XXI к. Моск. акад., 1858 – бак. библейск. ист. и евр. яз., 1867 – экстраорд. проф., 1870 – библейск. археол. и еврейск. яз., 1878 – инспект. Моск. акад. Был потом градским головою Троице-Сергиева Посада. 284 Н.К. Соколов, костр., 3-й маг. XXI к. Моск. акад. (1858), 1858 – бак. рус. церк. истории, 1861 – за границей в командировке, 1863 – бак. новой общей церк. истор. (вновь открытой кафедры), 1865 – экстраорд. проф., 1867 – проф. Моск. универ. по кафедре церк. права, † 1874 (орд. Профессором Моск. унив.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

г. настоятель посольской русской церкви в Константинополе, с 1860 г. – в Афинах; с 29 мая 1869 г. викарий кишинев. епархии, епископ аккерманский † 10 окт. 1873 г. См. о нем собрание мнений и отзывов м. Филарета по делам прав. церкв. на Востоке. СПБ. 1886 г., стр. 8, прим. 3. Ср. у Строева. Списки иерархов. Стр. 554. 192 Сведения о последних днях пребывания преосв. Кирилла в Константинополе заимствованы нами преимущественно из записки посла Бутенева, представленной им в Министерство Иностранных Дел в феврале 1858 г. См. арх. Св. Синода по канцелярии обер-прокурора на 1858 г. д. 381. 193 См. письмо преосв. Кирилла к м. Григорию от 15 января 1858 г. 35 в бумагах м. Никанора, вышеупомянутых нами. 194 Об этом говорит сам преосв. Кирилл в письме к своим родным от 12 февраля 1858 г. из Иерусалима. «Посольство привязалось ко мне, – пишет он, – как я не ожидал. Не осталось человека, который бы не старался быть поближе со мною и чем-нибудь или как-нибудь выразить свою любовь и внимание; кажется, я писал кому-то, что посланник выразился вскользь Левинсону: «вашего преосвященного как увидишь, захочешь поговорить с ним; поговоришь, не можешь не полюбить...» В день отъезда, все семейство посланника и все члены посольства собрались в церковь молиться за нас Богу. После молебна следовало трогательное прощание не без слез. Все чины проводили меня до берега; тут опять прощались. Добрые люди. И великолепное шествие! (Восток вообще любит церемонии). Впереди несколько кавасов; дальше члены моей миссии; я в средине, ведомый двумя кавасами: правда, и нужно было поддерживать, – снег замерз и было скользко; далее члены посольства и среди них, для помпы, носилки для меня... Добродушные турки разевали рты и поднимали руки от сердца ко лбу: знак уважения, благодарности и прочих благонамеренных чувств»... 196 На основании письма преосв. Кирилла к своим родным петербургским от 12 февраля 1858 года из Иерусалима. 197 См. письмо преосв. Кирилла к м. Григорию в бумагах м. Никанора и в Духовной Беседе 1858 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pr...

Среди проповедей и речей выделялись Слова митр. Григория, особенно многочисленные в 1858 г. 1-34, от 1 до 4 в каждом номере), речи при наречении мн. епископов (в т. ч. свт. Феофана Затворника во епископа Тамбовского (1859. 23)), «Слова по случаю пожаров, бывших в Тамбове в 1860 г.» (1860. 45. С. 241-256; 46. С. 273-281; 49. С. 371-379) и др. поучения свт. Феофана. Также заслуживают внимания «Катехизические беседы» прот. И. Яхонтова (1859. 40. С. 1-11; 42. С. 77-84; 45. С. 209-217; 49. С. 374-385; 50. С. 419-427; 52. С. 531-545), ст. Шаврова «Отпадение человека от Бога и его возвращение к Богу» (1859. 6, 13), «Советы молодому священнику» прот. Феодора Гиляровского (1868-1869). Публиковались агиографические материалы: жития, составленные свящ. Константином Добронравиным (впосл. епископ Псковский Ермоген ) (1858), П. И. Савваитовым (1858), свящ. Димитрием Флоринским (равноапостольных Константина и Елены (1860. 38. С. 57-70; 43. С. 177-196; 45. С. 256-272; 47. С. 301-328; 49. С. 380-397)), П. М. Сладкопевцевым («О святых юродивых Христа ради» (1860. 30. С. 362-368; 31. С. 369-381; 33. С. 428-438)), ст. свящ. Александра Преображенского «Значение мученических актов древности» (1858. 49. С. 397-405), переводы мученических актов (1858-1860), «О святых столпниках» прот. Василия Нектарьевского (1859. 35. С. 288-301; 36. С. 326-339), переводы житий греч. новомучеников свящ. Петра Соловьёва (напр., о св. Иоанне Новом, мч. Янинском (1861. 15, 17)). В «Д. б.» были напечатаны переводы святоотеческих текстов: посланий и др. творений свт. Фотия К-польского (1859-1866; анонимный очерк о нем опубл. в 3-4 за 1859), «Латинянина» Марка Эфесского (1859. 29. С. 73-80), «Изложения веры» Митрофана Смирнского (1859. 37. С. 343-344), «Изъяснения десяти заповедей» Григория Паламы (1860. 9. С. 273-285), «Гимна Спасителю» Григория Двоеслова (1869. 1. С. 14-16) и др. В журнале встречались изъяснения евангельских чтений и притч (напр., «Изъяснение притчи о домоприставнике» Новомиргородского еп. Софонии (Сокольского) (1869.

http://pravenc.ru/text/180643.html

И неполнота и некоторая неопределенность делопроизводства о Крастилевском объясняется, на наш взгляд, не тем, что как думает мудрый Владыка Филарет, Владыка Игнатий не был членом Консистории, ибо канцелярское делопроизводство им изучено достаточно за время всякого рода следствий по монастырям С.-Петербургской епархии и др., а скорее тем, что Владыка Игнатий при властности, решительности и настойчивости своего характера, в случае глубокой убежденности в правоте своего взгляда, как это было в деле Крастилевского, и принципиальности вопроса, затрагивающего дело веры и христианской жизни ближних, не хотел считаться с условиями юридическими, решая вопрос на почве моральной, а не номистической. Какой характер имело в действительности это, по-видимому, более моральное в духе старчества, наблюдение игумена Германа за Кизлярским духовенством, и как духовенство относилось к игумену Герману, можно судить по возникшим в связи с данным игумену Герману поручению делам: 1) Рапортом от 30 октября 1858 года за 136 игумен Герман доносил Епископу Игнатию о произведенном им дознании о поведении священника Кизлярского Казанского собора Илии Хамбарадзева с заключением при этом, что Хамбарадзев не может быть законоучителем в уездном училище. На рапорте игумена Германа положена Епископом Игнатием резолюция от 15 октября 1858 года за 1274: « Консистория имеет определить, на законах основанное наказание священнику Илии Хамбарадзеву, дерзнувшему явиться и ко мне в хмельном виде, в бытность мою в Кизляре. Игнатий Е К. и Ч.». Как видно из дела а) Игумен Герман сделал свое донесение Епископу Игнатию после того, как обвинение Хамбарадзева в нетрезвости по дознанию благочинного Иосселианова оказалось необоснованным и священник Хамбарадзев оправдан (Указ Кавк. Консистории на имя Благочинного протоиерея Алексея Иосселианова от 30 июля 1858 года за 2738); б) сношения игумена Германа с Хамбарадзевым велись не только устно, но и письменно (напр. Рапорт священника Хамбарадзева игумену Герману от 6 сентября 1858 г.( 10). По определению Консистории Хамбарадзев отбыл по вышеизложенной причине трехмесячную эпитимию в Крестовоздвиженском монастыре под наблюдением того же игумена Германа, который, рапортом от 30 января 1859 года, за 22 доносил Епископу, что Хамбарадзев вел себя в монастыре трезво и послушно. На этом рапорте игумена Германа положена такая резолюция Епископа Игнатия от 20 февраля 1859 года за 353: «В Консистории, священнику Илии Хамбарадзеву предоставляется прежнее место; понесенной им эпитимии в формуляр не вносить, как по молодости Хамбарадзева, так и потому что он вел себя в монастыре очень хорошо. Таковая милость да будет ободрением священнику, да поощрит его к внимательной жизни и к охранению себя от пороков, которых последствия всегда бедственны. Игнатий Е. К и Ч.» (Арх. Кавказ, дух Консистории, Дело 3-го стола, по описи 1858 года за 176, листы 1, 3, 4 и 29).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

И опять я страшусь!.. Страшусь воли моей, чтоб, последуя ей, не последовать вместо Бога самому себе, и тем не навлечь на себя непредвидимого бедствия 9 . Тесно ми отвсюду ( Дан. 13:22 )! В недоумении моем, отрицаясь себя, предаю и временную и вечную участь мою в руце Бога моего. Связанный избранием Вашим и повелением Августейшего Помазанника Божия, с покорностию и трепетом преклоняю главу под бремя, могущее сокрушить недостойного. Не преставайте укреплять меня назиданиями вашими! Не отриньте, когда, по завещанию Св. Духа, приду к вам за словом разума, за словом душеспасительным. Дух Святый заповедал: вопроси отца твоего, и возвестит тебе, старцы твоя, и рекут тебе ( Втор. 32:7 ). Простирая на меня руки, чтоб облачить меня великим саном Архиерейства, прострите их и молитвенно о мне к Богу, являющему силу Свою в слабости человеческой. Что ж касается до меня, то я, в сей грозный для меня час, ищу успокоения совести моей, и нахожу его в безусловной преданности воле Божией, в сознании и исповедании пред Вами обилия моих немощей. Выписки из годового отчета епископа Игнатия о состоянии Кавказской епархии за 1858 год 10 Окончив лечение в Кисловодске, Епископ направил путь свой для обзора Епархии вдоль южной, и потом – по юго-восточной стороне Ставропольской губернии. Чтоб уяснить по возможности вернее найденное им современное состояние Епархии, обратимся к взгляду на нее самого епископа Игнатия, высказанному им в его годовом отчете за 1858 год, когда он уже лично осмотрел большую половину ее, но еще не видал Черномории, не успев посетить ее за поздним временем, – которого много было отнято ожиданием приезда Великих Князей Николая и Михаила Николаевичей, посещавших в осень того года Кавказ, и проезжавших через Ставрополь. Обратимся к выпискам из годового отчета о состоянии Епархии за 1858 год. Консистория Личный состав Консистории в 1858 году (т. е. в год приезда епископа Игнатия на кафедру) значительно изменился. В начале 1858 года, вслед за епископом Игнатием, прибыли в Ставрополь новый ректор Семинарии архимандрит Гермоген 11 и новый инспектор, соборный иеромонах Исаакий 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010