«В одно из своих посещений Императрица Елисавета Петровна нашла старца Зосиму очень больным, сильно огорчилась и просила келейника его Иону дать ей знать в Москву в случае кончины пустынника Зосимы. «Я приеду к нему на погребение», сказала она. Вскоре после Ее отъезда, это было в половине июня, старец скончался. Есть предание будто бы он завещал, что он желает, чтобы его похоронили без всяких почестей, а если не исполнять его просьбы, он более ста лет не явится. Насколько это завещание справедливо, неизвестно, но известно, что сейчас после его преставления отправили гонца в Москву к Императрице Елисавете Петровне. Известие о кончине старца застало Ее больной; она не могла приехать, но будто бы пожертвовала десять тысяч рублей (т.е. по тогдашнему курсу) на погребение и прислала Владимирского архиерея и певчих, чтобы похоронить его со всеми почестями. Три недели лежал усопший непохороненным и, несмотря на сильные жары, не изменился и не было ни малейшего запаха, могилу ископал он сам себе и выложил кирпичом. Погребение, как передали предки, было великолепное; народу стеклось очень много». Это было, по исследованию других летописцев, в 1710 – 1713 годах (см. брошюру Арх. Леонида стр. 8) и в виду того, что Царевна Наталия Алексеевна скончалась в 1716 году, когда ближайшая Переяславль Залесская епархия еще не была учреждена (учреждение ее относится уже к 1721 году), a Владимирско – Суздальская была далеко по своему Стольному городу, то естественнее всего предположить, говорить профессор И. Корсунский (см. стр.9), что хоронил схимонаха Зосиму не Владимирский архиерей, а или Крутицкий, живший в Москве, на Крутицах, или, что еще вероятнее, Ростовский архиерей, как ближайший. Если Великие княгини приняли такое участие в похоронах блаженного старца, схимонаха Зосимы и были настолько огорчены потерею дивного молитвенника и мудрого наставника, то можно себе вообразить, как велико было горе народное, сколько приходило богомольцев в часовню Ульяновой пустыни, чтобы проститься со старцем, лежавшим нетленно в гробу, на виду всех, в продолжение трех недель.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

К сер. XIII в. Городенское княжество было разделено на ряд владений, из них Волковысское, Свислочское и Слонимское княжества с 40-х гг. XIII в. были подчинены Литовскому вел. кн. Миндовгу, к-рый вел борьбу с Галицким вел. кн. Даниилом Романовичем за обладание Понеманьем, в первую очередь Новогородком (совр. Новогрудок), Городно и ятвяжскими землями. В 1252 и 1258 гг. Романовичи захватывали Городно, но не смогли его удержать. После неудачных походов 1260, 1275 и 1278 гг. галицко-волынским князьям пришлось отказаться от попыток завладеть крепостью. С сер. XIII в. среди сев.-зап. владений вел. кн. Даниила Галицкого известен г. Турийск (совр. дер. Турейск Щучинского р-на), ранее входивший в состав Городенского княжества. В 1252 г. Турийск выдержал нападение литов. кн. Войшелка , разорившего его окрестности (Войшелк был послан Миндовгом в отместку за потерю литовцами Городно и др. мест). Др. центром, за к-рый шла борьба между галицко-волынскими и литов. князьями, был Волковыск. Впервые он упоминается в Ипатьевской летописи под 1252 г. По результатам археологических раскопок возникновение Волковыска можно отнести к сер. или 2-й пол. X в. Первоначально это было укрепленное валом поселение на Шведской горе на р. Рось. На рубеже XI и XII вв. в 0,5 км от него возникли поселения на городище Муравельник и на Замчище. В сер. XII в. Волковыск был разрушен, по-видимому, в ходе борьбы за киевское наследие между ростово-суздальским кн. Юрием (Георгием) Владимировичем Долгоруким и владимиро-волынским кн. Изяславом (Пантелеимоном) Мстиславичем , в числе сторонников последнего были правители Городенского княжества. В посл. трети XII в. в Волковыске на Замчище началось возведение 3-нефного 6-столпного храма, по особенностям плана и строительному материалу близкого к Нижней церкви в Городно. Можно предположить, что оба храма строились одной артелью по заказу городенского князя. Строительство церкви в Волковыске остановилось после закладки фундамента ( Каргер. 1968. С. 427-428). В ходе археологических раскопок на Шведской горе в Волковыске в слое XII в. обнаружены части хороса, небольшие иконы, застежки от книг, писалы-стили, значительное количество предметов с надписями, что свидетельствует о широком распространении грамотности среди горожан.

http://pravenc.ru/text/168161.html

Ф. 280. Оп. 3. 488. Л. 7-17), в 1916 г. в архиерейском доме жили эконом-архимандрит, казначей-игумен, 3 иеромонаха, 3 иеродиакона и монах (Там же. Оп. 1. 4983. Л. 3 об.). До 1764 г. архиерейский дом существовал в основном за счет натуральных и денежных доходов с вотчинных крестьян Рождество-Богородицкого мон-ря. В 1748 г. за архиерейским домом числилось 1890 дворов, 7442 крестьянина, 12 775 четв. и 4 четверика пашенной земли и леса, 10 926 копен сена, лесные угодья, рыбные ловли на р. Клязьме во Владимирском у., 6 мельниц. Собиралось 1534 р. 80 к., 1313 четв. 51/2 четверика хлеба. Из собранного в епархии оставалось 776 р. 60 к., 1293 четв. 51/2 четверика хлеба, в Коллегию экономии отсылалось 818 р. 20 к. и 200 четв. хлеба. После введения штатов в 1764 г. доходы архиерейского дома складывались из штатных сумм, получаемых от гос-ва, в XIX - нач. XX в. дополнялись суммами арендных статей, процентов с гос. доходных билетов и облигаций, др. неокладных сумм. В 1916 г. штатная сумма составляла 4700 р. (ГА Владимирской обл. Ф. 556. Оп. 1. 4983. Л. 4). В XIX - нач. XX в. за владимирским архиерейским домом числились: Суздальское подворье в Москве, в Суздале архиерейские палаты, 60 дес. пахотной и сенокосной земли, мельница при с. Порецком на р. Нерли, рыбные ловли на р. Ст. Клязьме, в 2 заводях с оз. Хвощовым и на р. Старице. Функции надзора за приходами с 40-х гг. XVIII до 60-х гг. XIX в. выполняли духовные правления. В 40-х гг. XVIII в. во В. е. действовали Арзамасское, Балахнинское, Гороховецкое, Кинешемское, Краснослободское, Лухское, Починковское, Юрьевец-Повольское и Яропольское, в 1772 г.- Арзамасское, Вязниковское, Муромское, Починковское и Темниковское духовные правления. В 1-й пол. XIX в. духовные правления существовали в Вязниковском, Муромском, Переславском, Суздальском, Шуйском и Юрьевском уездах. Помощниками архиерея в адм. надзоре за духовенством и различными сторонами приходской жизни епархии с 40-х гг. XVIII в. являлись благочинные, заменившие собой заказчиков.

http://pravenc.ru/text/154964.html

Волынская епархия (с резиденцией во Владимире Волынском). Смоленская епархия (выделена из Переяславской). До 1156 г., вероятно, в 1140-е гг. Галицкая епархия (выделена из Волынской). В течение XIV в. неоднократно выделялась в самостоятельную митрополию: в 1302–1303–1305 гг. с подчинением ей Туровской, Перемышльской, Владимиро-Волынской, Холмской, Луцкой епархий; ок. 1331–1347 гг.; в 1371–1391–1392 гг. с подчинением Перемышльской, Владимиро-Волынской, Холмской епархий. После 1187 г., возможно, в 1198 г. Рязанская епархия (выделена из Черниговской). Владимиро-Суздальская епархия (выделена из Ростовской). С 1381 г. архиепископия. 1219–1220 г. или, возможно, ранее – в 1117–1127 гг. Перемышльская епархия (выделена из Галицкой или Волынской). До 1238 г., возможно, в 1219–1220 г. Угровская епархия (выделена из Волынской); ок. 1240 г. перенесена в Холм, с этого времени называется Холмской. До 1288 г., вероятно, в 1220–1230-х гг. Луцкая епархия (выделена из Волынской). Сарская (Сарайская), с нач. XV в. – Крутицкая епархия. С 1269 г. включила в себя Переяславскую епархию. После 1250 г., ок. 1271 г. Тверская епархия (отделена от Владимиро-Суздальской). Ок. 1317 г. Литовская митрополия (выделена из Киевской митрополии), кафедра в Новогрудке; в период ок. 1317 – ок. 1328 г. в состав митрополии входили Туровская и Полоцкая епархии. В 1354– 1361 гг.– Волыно-Литовская митрополия, в состав которой входили Полоцкая, Туровская, Луцкая, Владимиро-Волынская, Холмская, Перемышльская, Галицкая епархии, а в 1415– 1419 гг.– Полоцкая, Черниговская, Луцкая, Владимиро-Волынская, Холмская, Смоленская, Туровская епархии. Суздальская епархия (выделена из Владимирской – митрополичьего диоцеза). В 1374–1407 гг. архиепископия. До 1365 г. и в 1374–1394 гг. (фактически до 1385 г.) в епархию входили также Нижний Новгород и Городец с их владениями. Ок. 1350 г. Коломенская епархия (выделена из Рязанской). Приложение 3 Архиереи Русской Православной Церкви (1240–1448) 2994 Киевские и всея Руси митрополиты Свт. Кирилл II (III)

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

VII. Быт и общественное положение духовенства. Его мирское (небогослужебное) одеяние. Отношения Русской церкви к Римской, попытки пап подчинить нас своей власти и наши собственные обращения к папам. Приложения. Примечание к примечанию Так называемый «Церковный устав» Владимиров . Так называемый «Церковный устав» Ярославов. «А се устав Ярославль, суды святительскыа. О блядни: А се о крадбах разноличных: Устав Ярославов южной или Киевской редакции. «Свиток Ярославль». Область суда церковного по грамоте Ростислава Мстиславича Смоленского и по посланию неизвестного Владимирского епископа к не называемому по имени сыну Александра Невского. Грамота Ростислава Мстиславича: Послание епископа Владимирского: О поучении Новгородского архиепископа Илии священникам епархии в сборное воскресение 1166 года. Отдельные известия о епархиях периода до-монгольского. 1. Епархия Черниговская. 2. Епархия Белгородская. 3. Епархия Владимиро-Волынская. 4. Епархия Новгородская. 5. Епархия Ростовская. 6. Епархия Туровская. 7. Епархия Полоцкая. 8. Епархия Тмутараканская. 9. Епархия Переяславская. 10. Епархия Юрьевская. 11. Епархия Смоленская. 12. Епархия Галичская. 13. Епархия Рязанская. 14. Епархия Владимиро-Кляземская или Суздальская. 15. Епархия Перемышльская (вторая в области Галичской после епархии города Галича). 16. Епархия Угровская (также в области Галичской). Глава Четвёртая. Просвещение. I. Неудавшаяся попытка Владимира ввести у нас просвещение и наше действительное просвещение – грамотность. II. Переводная и вообще заимствованная письменность. III. Наша собственная (оригинальная) письменность. Наши писатели из Греков. Светская литература. Приложения. Татищев об училищах и просвещении у нас в период до-монгольский. Библиографический обзор существовавшей у нас в период до-монгольский переводной и вообще заимствованной письменности. Священное Писание. Писатели и книги в алфавитном порядке. Апокрифы. Дополнения и поправки. Хронологическая таблица.     Предисловие. Введение. Первое издание настоящей 1 половины Тома моей Истории русской церкви, напечатанное в 1880 году, давно распродано.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

После татарского разгрома, особо тяжелого для Юго-Восточной Руси, митрополиты Киевские и всея Руси всё чаще бывают во Владимире. Однако, с 1274 года Владимирская епархия определенно была действующей и её архиерей пребывал в своёт титульном граде. В 1299 году митрополит Киевский святитель Максим окончательно переселился во Владимир, будучи утвержден в этом выборе явлением Пресвятой Богоматери. Хотя митрополит продолжал носить наименование Киевского, Владимирская епархия составила новую Митрополичью область, а отдельные Владимирские архиереи не назначались. Святитель Петр в 1325 году перенес митрополичью кафедру в Москву, но оставил Владимир в своём непосредственном управлении. Большая часть прежней Владимирской кафедры продолжила существование как отдельная Суздальская епархия, но Владимирский край разделил церковную судьбу Московской епархии вплоть до 1740-х годов. В 1352-1354 годах Владимирская епархия кратковременно существовала в виде наместничества - своего рода викариатства, которое занимал нареченный митрополитом святитель Алексий Московский . Указом от 16 июля 1744 года был вновь учреждена местная Владимирская епархия, на деле открывшаяся 10 февраля 1748 года. Указом от 6 мая 1786 года к ней была присоединена Суздальская епархия, кафедральным городом вновь объединенной Владимиро-Суздальской епархии стал Суздаль. В 1788 году к епархии была присоединена и Переславльская, а её название изменено на Суздальскую. При императоре Павле была проведена еще одна административная реформа надолго закрепившая местное церковное первенство за Владимиром - 31 июля 1798 года туда была перенесена архиерейская кафедра, а 16 октября 1799 года епархия вновь поименована Владимирской. С 1922 по 1936 год существовала одноименная обновленческая епархия и с 1925 года - григорианская. После восстановление Владимирской области в 1944 году границы Владимиро-Суздальской епархии совпадали с её пределами. 16 июля 2013 года из состава Владимирской епархии были выделены самостоятельные Муромская и Александровская епархии, после чего в ведении Владимирской кафедры остались городские округа Владимир, Гусь-Хрустальный, Ковров; ЗАТО Радужный, а также Гусь-Хрустальный, Камешковский, Ковровский, Собинский, Судогодский и Суздальский районы в средней части Владимирской области. Одновременно Владимирская епархия была определена центром новоучрежденной Владимирской митрополии.

http://azbyka.ru/palomnik/Владимирская_о...

Территория Слободской Украины, присоединенная в 1656 г., в церковном отношении также была подчинена патриарху (города Чугуев, Карпов, Хотмыжск, Обоянь, Вольный, Алешня, Каменный, Недригайлов - РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Д. 39). В 50-х гг. XVII в. 4 уезда Новгородской епархии - Валдайский, Боровичский, Крестецкий и Старорусский - были приписаны к вотчинам патриарших Валдайского Святоозерского в честь Иверской иконы Божией Матери монастыря (12 мон-рей и 45 приходских церквей в Тверской (см. Тверская и Кашинская епархия ), Новгородской (см. Новгородская и Старорусская епархия ), Полоцкой (см. Полоцкая и Глубокская епархия ) епархиях) и Кий-Островского Крестного Онежского мон-ря (земли в Каргопольском и Турчасовском уездах) (ПСЗ. С. 286, 367-368, 437-449). Решением Собора 1666-1667 гг. эти земли были возвращены епархиальным архиереям. В кон. 60-х - нач. 70-х гг. XVII в. новые города, возникшие на юж. окраинах страны, включены в состав П. о., пополнив пограничную Темниковскую десятину (г. Красная Слобода (ныне Краснослободск), Троицкий острог, Наровчатское городище, а также города Керенск (ныне с. Вадинск), Инсар, Саранск, Корсунь, Пенза, Белополье). К 90-м гг. XVII в. количество новых городов так возросло, что в составе П. о. возникли новые десятины: Пензенская (44 церкви), Верхне- и Нижнеломовская (77 церквей), Саранская, Мокшанская и Починковская (134 церкви), Керенская (28 церквей), Белопольская (17 церквей). В 60-х гг. XVII в. территория П. о. начала изменяться вслед. затяжной епархиальной реформы. Решением Собора 1666-1667 гг. в старых границах была восстановлена Коломенская епархия, создана Белгородская митрополия (см. в статьях: Белгородская и Старооскольская епархия , Курская и Рыльская епархия ), сформированная из земель П. о. (20 городов: Белгород, Курск, Ст. Оскол, Обоянь, Болхов, Карпов, Хотмыжск, Вольный, Алешня, Короча, Яблонов, Нов. Оскол, Верхососенск, Усерд, Ольшанск, Коротояк, Недригайлов, Валуйки, Чугуев, Каменный (МДИР. Т. 2. С. 428)). В 1668 г. произошел обмен землями между П. о. и Суздальской епархией . Близкие к Москве города Таруса, Калуга и Оболенск составили Калужскую десятину П. о. В 1668-1671 гг. Суздальской епархии из П. о. переданы десятина г. Юрьева-Польского, 32 церкви Медушской десятины, 10 церквей в вотчинах Троице-Сергиева мон-ря (см. Троице-Сергиева лавра ) и 20 церквей в Суздальском у. (РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Д. 74. Л. 329 об.- 346). В 1672 г. учреждена Нижегородская епархия (см. Нижегородская и Арзамасская епархия ), которой отошли патриаршие города Н. Новгород, Алатырь, Курмыш, Ядрин. За патриархом были сохранены нижегородский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужской монастырь и Дудин Амвросиев во имя святителя Николая Чудотворца монастырь .

http://pravenc.ru/text/2579756.html

Видны следы Луцкой или Луческой Епархии на Волыни в начале XIV века. Там сперва были Епископы православные, в Киеве поставлявшиеся, но в конце XVII века отступили они к униатам. У Поляков известны под названием Луцких и Острожских. Государь Царь Пётр Алексеевич старался обратить их по-прежнему к православной Митрополии в начале XVIII века, но безуспешно. После Луцкой заведена Епархия Галицкая, известная около тех же времён, и Епископы сии всегда поставлялись от Киевского Митрополита, пока в конце XVII века они не отступили в унию. У Поляков они именовались Галицкими, Львовскими и Каменец-подольскими. В 1795 году, по присоединению сей провинции опять к России, учреждена здесь Епархия второго класса под именем Бряцславской и Подольской, которая в 1799 году переименована Подольской и Бряцлавской (смотри ниже). В 1347 году, по требованию Князей Суздальских, основано при Великом Князе Московском Симеоне Иоанновиче Епископство СУЗДАЛЬСКОЕ, по 1799 год продолжавшееся. В Епархии сей были сперва Епископы, потом, с 1577 года, Архиепископы, после, с 1682 года, Митрополиты, а напоследок, с 1712 года, Епископы. Сперва они именовались Суздальскими, Брянскими и Тарускими; после сего, с 1465 года, Суздальскими, Калужскими и Тарускими; потом, с 1654 года, Суздальскими и Юрьевскими; с 1788 года, по соединению Епархии сей с Владимирской, до 1799 года, Суздальскими и Владимирскими; ныне же, с 1800 года, Владимирскими и Суздальскими (смотри выше Епархию Владимирскую). В половине того же XIV века, или немного спустя, при державе Великого Князя Иоанна Иоанновича Московского, началось Епископство в Коломне, продолжавшееся до 1799 года. Там были с 1672 года Архиепископы, с 1719 года один Митрополит, по нём, с 1723 года, опять Епископы, всегда именовавшиеся Коломенскими и Каширскими до 1788 года; потом Коломенскими и Тульскими до 1799 года, а с того времени переведена Епархия сия в Тулу, и Епископы именуются Тульскими и Белевскими (смотри ниже). Около того же времени известны были Епископы Российские православные в БРЯНСКЕ, но по недостатку достоверных свидетельств полагаются, между сомнительными.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

1. Из авторизированного интервью архиеп. Марка (Арндта) проф. Евгению (Верещагину) (журнал Континент). Цит. по: Вертоград-Информ. N 11-12 (56-57) 1999. С. 58. 2. ГАРФ. Ф. 6343. Оп.1. Д. 135. Л. 1-1об. 3. Обновленческий раскол (Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики)/Сост. И.В. Соловьев М., Издательство Крутицкого подворья, 2002. С. 918. 4. Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине (1917-1943). М., 2004. С. 281. (Материалы по истории Церкви. Кн. 36.). С. 318. 5. См.: Справка о принятии в общение еп. Серафима (Лядэ)//Церковная жизнь. 1937. N 12. 6. Берлинская и Германская епархия//Православная Энциклопедия. М., 2002. Т. IV. С. 663. 7. Церковная жизнь. 1938. N 5/6. С. 96. 8. Церковная жизнь. 1942. N 4. С. 51. 9. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 16. Л. 97. 10. Из авторизированного интервью архиеп. Марка (Арндта) проф. Евгению (Верещагину) (журнал Континент). Цит. по: Вертоград-Информ. N 11-12 (56-57) 1999. С. 55. 11. Суздальский паломник. 1995. N 21. С. 48. 12. Владимир Черкасов-Георгиевский ИСТОРИЯ РПЦЗ. http://ortodoxz.narod.ru/ 13. КТО ЕСТЬ КТО В РОССИЙСКИХ КАТАКОМБАХ Историко-каноническая справка http://www.krotov.org/libr_min/s/smir2001.html (сайт в настоящее время закрыт) 14. Суздальский паломник. N 18, 19, 20, Суздаль, 1994. (Специальный выпуск. Хроника событий Российской Православной Свободной Церкви в материалах и документах). С. 9. 15. Интервью журналисту М. Тульскому. 2001 г. 16. ГАНО. Ф. 5899. Оп 1. Д. 61. Л. 20. 17. Валентин, митрополит Суздальский и Владимирский. Слово и дело. Письма. Слова и речи. 1973-2001. СПб, 2001. С. 114. 18. http://sovsekretno.ru/2002/08/8.html 19. Валентин, митрополит Суздальский и Владимирский. Слово и дело. С. 115. 20. Там же С. 116. 21. Там же. С. 118. 22. Кислинская Л. В постели с митрополитом//Совершенно секретно. 2002. N 8. 23. Там же. 24. Суздальский паломник. N 18, 19, 20. С. 10. 25. Суздальский паломник. N 18, 19, 20. С. 15. 26. Суздальский паломник. N 18, 19, 20. С. 88.

http://ruskline.ru/analitika/2006/04/24/...

Белгородская и Старооскольская епархия Белгородской митрополии Русской Православной Церкви//ПЭ. М., 2002. Т. 4. С. 506–508; Смирнова С. С. Великоустюжская епархия//ПЭ. Т. 7. М., 2004. С. 516–523; Маштафаров А. В., Минин С. Н., Куприянова Н. Э.Владимирская и Суздальская епархия//ПЭ. М., 2005. Т. 9. С. 38–61; Кузьмин А. В., Шамина И. Н. Вологодская и Великоустюжская епархия//Православная энциклопедия. М., 2005. Т. 9. С. 240–245; Митрофан (Шкурин), иеромон. Воронежская и Лискинская епархия//ПЭ. М., 2005. Т. 9. С. 368–393; Маштарафов А. В., Дудин А., Крупина О. В. и др. Вятская и Слободская епархия//ПЭ. М., 2005. Т. 10. С. 148–164; Липаков Е. В, Пидгайко В. Г., Ключевская Е. П., Маханько М. А. Казанская и Татарстанская епархия//ПЭ. М., 2012. Т. 29. С. 134–196; Печников М. В., Пидгайко В. Г., Кулемзин С.Коломенская епархия//ПЭ. М., 2014. Т. 36. С. 390–398; Пидгайло В.Г., Печников М. В., Баранова С. А., Мерзлютина Н. А. Крутицкая кафедра//ПЭ. М., 2015. Т. 39. С. 66–86; Тихон (Затекин), архим., Морохин А. В., Абросимова Л. В., Кривцов Д. Ю.Нижегородская и Арзамасская епархия//ПЭ. М., 2018. Т. 49. С. 251–276; Гаврилова А. А., Галкин А. К., Ковалев Б. Н., Печников М. В. и др. Новгородская и Старорусская епархия//ПЭ. М., 2018. Т. 51. С. 382–451. Евгений (Болховитинов), митр. Исторические сведения об иерархах Древне-Пермской и Вологодской епархии (опубликовал и дополнил Н. И. Суворов)//Вологодские епархиальные ведомости. 1866. Прибавления. 1. С. 20–39. Башнин Н. В.Архиепископ Вологодский и Белозерский Симон//Вопросы истории. 2016. 5. С. 16–41. Евгений (Болховитинов), митр. Исторические сведения об иерархах Древне-Пермской и Вологодской епархии (опубликовал и дополнил Н. И. Суворов)//Вологодские епархиальные ведомости. 1866. Прибавления. 1. С. 37. Башнин Н. В., Устинова И. А., Шамина И. Н. Высшее духовенство в начале церковной реформы Петра I: правовой статус и имущественное положение. М.; СПб., 2022. С. 146, 546–558, 578–605 и др. Сборник хозяйственных документов Вологодского архиерейского дома Св.

http://sedmitza.ru/lib/text/10190246/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010