Конечно, Иисус имеет власть судить не потому что Он — Один из людей (будь это так, все люди имели бы право творить суд), а потому что в Нём — восстановленное и оправданное человечество. Не дивитесь сему — Иоанн Златоуст (Го­ми­лии 39:3) связывал эти слова с потому что Он есть Сын Человеческий в предыдущем стихе. Скорее смысл здесь таков: не удивляйтесь сказанному выше, то есть тому, что Сын Человеческий уже судит и воскрешает духовно мёртвых людей, ибо Он производит и последний Суд и Воскресение. Возможно, не дивитесь — не повеление, а риторический вопрос: ‘неужели вы дивитесь?’. Как слышу, так и сужу — Отец отдал Суд Сыну, но Сын судит по слову Отца, ибо ищет не Своей воли, но Пославшего; Его миссия совершается в послушании. Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно — явное противоречие с 8:14 (если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно) разрешается, по-видимому, контекстом. Здесь речь идёт о том, что Иисус, Который во всём следует воле Отца, не может быть независимым от Него, самодостаточным источником авторитета. Есть другой, свидетельствующий о Мне — имеется в виду не Иоанн Креститель, о котором речь пойдёт в следующем стихе, но Бог Отец. О Боге свидетельствующем см. Прем 1:6 и далее Ин 5:37. Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине — здесь истина есть весть Иоанна о том, что Иисус — избранный Агнец Божий, крестящий Духом и т. д. Впрочем Я не от человека принимаю свидетельство — слова Иоанна истинны, но Иисус, у Которого есть Другой Свидетель, не зависит от человеческого свидетельства. Но говорю это для того, чтобы вы спаслись — несмотря на сказанное выше, авторитет Иоанна постольку, поскольку он приводит людей к вере в Иисуса, — источник спасения. Ст. 35, возможно, направлен против тех, кто преувеличивал роль Иоанна. Светильник, lЪcnoj — обычная переносная лампа; ср. 1:8 (Он не был свет). В 2 Цар 21:17 Давид назван светильником Израиля. Ещё более примечательна параллель из Пс 131:17: поставлю светильник помазаннику Моему, где светильник свидетельствует о Мессии. А вы хотели малое время порадоваться при свете его — вы, то есть те, кто посылал запрос к Иоанну и к кому теперь обращается Иисус. ‘хотели’ может быть понято и как ‘предпочли’ — в таком случае общий смысл: ‘Вы предпочли краткий подъём религиозного энтузиазма, который вызвало выступление Иоанна, вере в Того, Кого послал Бог и о Ком свидетельствовал Иоанн’. ‘радоваться’ — обозначение сильной радости; этот глагол повторяется в Ин ещё раз, когда говорится о радости Авраама увидеть день Христа (8:56). То, что проповедь Иоанна вызвала волну мессианского энтузиазма в народе, подтверждается в других частях НЗ и у Иосифа Флавия.

http://pravmir.ru/referat-barret-ch-k-ev...

Но христианское откровение положительно говорит, что, несмотря на правдивый суд человеческой совести, Христос все-таки и Сам еще непременно будет судить весь мир ангелов и людей, потому что Он – не только Верховный Творец всего мира, но и действительный Спаситель его. Об этом прежде всего говорит Сам Христос в своей речи о воскресении умерших. " Как Отец, – говорит Он, – воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет: ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, потому что Он есть Сын Человеческий " (Иоан. 5, 21-22, 27; срав. Деян. 10, 42). Это основание, в силу которого Бог Отец передал свою верховную власть суда над миром своему божественному Сыну, вполне ясно показывает, что последний Божий суд над миром будет не просто лишь судом абсолютной божественной правды, но и праведным судом великой божественной любви, – той именно самоотверженной любви, которая сделала Сына Божия истинным Сыном Человеческим. Пред судом Божией правды всякий грешник, конечно, есть только существо, (недостойное Бога, и потому если бы судить всех грешников судом неумолимого правосудия, то следовало бы не только отвергнуть их от лица Божия, но и нарочито предать их особенным казням, так как закон правды обязательно требует соответственной кары за грех. В действительности, однако, самое посольство в мир единородного Сына Божия и все Его спасительное дело в мире вполне убедительно доказывают, что у нелицеприятного Бога милость выше суда и что в мире не может найтись такого великого грешника, который не мог бы надеяться на безмерное милосердие Христа. Во время своего земного служения делу спасения мира Спаситель заявил однажды иудейским ревнителям правды законной, что Он имеет власть на земле прощать грехи (Мф. 9, 6), и в подтверждение этой власти своей Он действительно нередко прощал людей, – прощал и таких людей, которые пользовались только дурной репутацией за свою низкую жизнь, прощал и таких людей, которые, несомненно, подлежали суровому суду закона, и, наконец, даже таких людей, которые прямо несли на себе жестокую кару закона.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

От престола, то есть от Бога, звучит: «Совершилось!», то есть «Конец!», гнев Божий с излиянием седьмой чаши достиг своей цели, и Вавилон великий (Рим) распался на три части. Острова убежали, утонули, и гор не стало. Излияние на землю семи чаш с гневом Божьим завершается хулением Бога из уст тех людей, которые остались глухи как к призывам любви Божьей, так и к гневу Божьему. Это те, кто затворили свои сердца для Бога. 5. Суд Божий над блудницей Вавилонской (17:1–19:10) А. Блудница Вавилонская и зверь (17:1–18) В главах 17 и 18 говорится о падении Вавилона. Глава 17 – одна из самых трудных в Откровении. Она служит введением к провозглашению суда над Вавилоном, то есть над Римом (гл. 18). Структура главы 17 такова. Сначала следует вступление к видению ( Откр.17:1 -З). Затем – само видение ( Откр.17 :З-б). Оно изображает жену по имени «Вавилон великий», которая сидит на некоем звере. Раз имя города Вавилон по-гречески женского рода, вполне уместно было бы и перевести как бы женским именем «Вавилония» – «великая Вавилония». Наконец, следует толкование видения ( Откр.17:7–18 ). Сначала подробно и загадочно толкуется, кто такой зверь, на котором сидит блудница, а потом кратко, в одном стихе, толкуется и образ самой блудницы Вавилонии. а) Вступление к видению ( Откр.17:1–3 ) 1 И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; 2 с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле. 3 И повел меня в духе в пустыню. Появляется один из Ангелов с чашами, который будет открывать Иоанну видения и помогать в их истолковании. Новое видение должно произойти в пустыне, куда ведет Иоанна Ангел. Это происходит «в Духе», то есть Иоанн погружается в экстатический восторг, в котором он испытывает пространственное перемещение. Ангел ведет его в пустыню, чтобы показать ему «суд над великою блудницею». Следует обратить внимание, что в другом случае, когда тоже действует один из Ангелов с чашами, Иоанн возносится Ангелом на высокую гору, чтобы тот увидел небесный Иерусалим ( Откр.21:9–10 ). Уже разные места получения откровения указывают на антагонизм великой блудницы (Вавилона) на земле и невесты Агнца (Иерусалима) на небе.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Откр. 16:21. Зах. 5:7. И се, талантъ оловянъ вземляйся, и се, жена едина сдяше посред мры. И вот, кусок свинца поднялся, и там сидела одна женщина посреди ефы. Глава семнадцатая. Суд над великою блудницею, сидящею на водах многих Откр. 17:1–3. И npiuдe единъ от седми Ангелъ имущихъ седмь фiaлъ, и глагола со мною, глаголя ми: npiuдu, да покажу ти судъ любодйцы beлukiя, cдящiя на водахъ многихъ: съ неюже любодяша цapie зeмcmiu, и упишася жubyщiu на земли от вина любoдяhiя ея. И веде мя въ пусто мсто духомъ: и видхъ жену сдящу на зври червлен, исполненмъ именъ хулныхъ, иже имяше главъ седмь и роговъ десять. И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле. И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. Один из семи Ангелов предложил св. Иоанну показать ему суд над великой блудницей, сидящей на водах многих, с которой блудодействовали цари земные, и вином любодеяния которой упивались живущие на земле. Некоторые принимали эту блудницу за древний Рим, как расположенный на семи холмах. Семью главами носящего ее зверя считали семь нечестивейших из всех царей, которые от Домициана до Диоклетиана преследовали Церковь (1–4 века). Св. Андрей, приводя это мнение, далее говорит: «Мы же, руководствуясь И сообразуясь с последовательностью происходящего, думаем, что блудницею называется вообще земное царство, как бы в одном теле представляемое, или же город, имеющий царствовать даже до пришествия антихриста» (гл. 53). Некоторые толкователи видят в этой блуднице неверную Христу церковь , поклонившуюся антихристу, или богоотступническое общество – ту часть человечества христианского, которая вступит в тесное общение с миром греховным, будет ему служить и опираться всецело на его грубую силу – силу зверя–антихриста, почему жена эта и показана была Тайновидцу сидящей на звере багряном. «Ибо самый зверь и багряный вид его служат указанием серовости, жестокости и предрасположения к убийствам» (св. Андрей, гл.53). Откр. 17:4.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

После скорби великой, какой не было от начала мира и не будет, после страшного соблазна, когда падут некоторые даже из числа избранных, после необыкновенных явлений в мире физическом вдруг загремят трубы ангелов, и нить земной жизни оборвется, наступит конец свету... Тогда все люди, и живые и мертвые, предстанут на Суд Божий с телами, мгновенно измененными в нетление ( 1Кор. 15, 51–52 ), и пред взором их покажется знамение Сына Человеческого, т. е. святый крест. «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф», – воскликнут Силы Небесныя, встречая появление Судии вселенной Иисуса Христа, Который сядет на престоле славы Своей, окруженный ангелами и святыми угодниками Божиими как живыми свидетелями. Совесть каждого, так сказать, обнажится и будут видны всем не только наши дела, но и слова, и самыя намерения сердечныя ( Мф. 12,36 ; 1Кор. 4,5 ). Вследствие этого все нечистое и греховное будет отделено от светлого, и скажет Господь праведникам, стоящим по правую сторону Его: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира». И пойдут они блаженно радостные в жизнь вечную, где просветятся, как солнце. «А вы, – скажет Он грешникам, стоящим по левую сторону Его, – идите от Меня, проклятые, в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его». И пойдут они с тоской страшной в муку вечную без всякой надежды на лучшее... Один из учителей Церкви говорит: «Вкушаю ли я пищу, пью ли я воду, ложусь ли спать, встаю ли, или другое что делаю, всегда пред глазами моими стоит эта картина Страшного Суда, изображенная Самим Иисусом Христом, а в ушах моих гремит голос: вставайте, мертвые, идите живые – на Суд!..» Вострепещи душа, окаянная, вострепещи, и если тебя не трогает милосердие Божие, то убойся Его правосудия. Суд Мой праведен есть,– глаголет Господь ( Ин. 5, 30 ). Итак, что же ты хочешь, христианин? Стать в день тот по правую сторону Христа или по левую? Знай, что это зависит от тебя. Что же ты хочешь, услыхать: вожделенное «приидите» или сердце щемящее «отойдите?!»... Аминь. Поучение в Неделю сыропустную. Евангелие от Матфея, зач. 17 (6, 14–21).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kolchev...

Светило означает «светило самосветящееся», не «отражающее свет», а сам свет – Бог, ибо «Бог есть свет» ( 1Ин. 1:5 ). Свет – сущность, естество Бога. От Него, «от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» ( Иак. 1:17 ), получает освещение вечный город. Всякий человек, приходящий в мир Христа, в Церковь – Его обитель, просвещается этим нетварным, невечерним светом. Светило это несравнимо ни с чем земным. Чтобы как-то описать его, Иоанн говорит, что оно подобно драгоценнейшему камню . Нет таких камней на земле, от которых исходил бы такой чудный свет. Но если сравнивать, то это светило подобно как бы яспису кристалловидному – камню зеленому и прекраснейшему. Этим означено, что светило города несравненно, всегда растущее, цветущее и жизнеподательное. В картине небесного престола в 4,3 «Сидящий», то есть Бог-Свет, «подобен камню яспису и сардису», ибо там свет производил жизнь и Суд (сардис – красный, цвета огня). Теперь Суд позади, настала вечная жизнь, освещаемая светилом, подобным только яспису, а не яспису и сардису. В этом веке «милость и суд буду петь ( Пс. 100:1 )», в том – только милость и благость Божию. Да воскликнем и мы вместе с Исайей: «Восстань, светись Иерусалим, ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою» ( Ис. 60:1 )! 21 .12–13 Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых: с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трос ворот, с запада трое ворот. Город имеет большую и высокую стену. Этим означена полная и совершеннейшая защищенность города. Но с другой стороны, этот город уже не будет иметь врагов, ибо они погибли. «Ты утвердишься правдою, будешь далека от угнетения, ибо тебе бояться нечего, и от ужаса, ибо он не приблизится к тебе» ( Ис. 54:14 ), – говорит Исайя об израильской Церкви. Об этом же говорится в Откровении, что ворота городские не будут запираться (ст. 25). Стена города более указывает на его благоустроенность и благоукрашенность.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Так «верою пали стены иерихонские, по седмидневном обхождении». Бл. Феодорит говорит: «звук труб, издаваемый с верою, подобно стенобитным орудиям, низпроверг стены» 22 . 31. Верою Раав блудница не погибе с сопротивлшимися, приимши сходники с миром, (и иным путем изведши). «Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными». Иерихон уничтожен; царь, войско его, и все жители города истреблены; только Раав с ее родными пощажена. Вера в Бога, покровительствовавшего народу еврейскому, спасла ее: она, еще до прихода в Иерихон еврейских соглядатаев, слышала, как Бог осушил воду Чермного моря, когда Евреи вышли из Египта, как они истребили царей амморейских ( Нав.2:9–11 ), – и веровала, что Бог предаст Евреям и ее отечество. Потому она приняла и укрыла в своем доме еврейских соглядатаев и после отпустила, взяв с них клятву пощадить ее и родных ее, когда Господь предаст Евреям эту землю. Клятва, данная соглядатаями, сохранена, и Раав не погибла с неверными ( Нав.6:21–24 ). 32. И что еще глаголю? Не достанет бо ми повествующу времене о Гедеоне, Вараце же и Сампсоне и Иеффаи, о Давиде же и Самуиле, и других пророцех 23 «И что еще скажу? не достанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Сампсоне, о Иеффае, о Давиде, Самуиле, и других пророках». Апостол, указав на более известные примеры веры, говорит, что не достанет времени, или невозможно в послании повествовать о всех подвижниках веры, и при этом еще упоминает о некоторых, как-то: о Гедеоне, о Вараке, о Сампсоне, о Иеффае, о Давиде и Самуиле. Гедеон был призван Богом к освобождению Евреев от порабощения Мадианитянам. В уповании на крепкую помощь Божию, он с тремя стами избранных мужей одержал победу над сто двадцатью тысячами Мадианитян (Суд. гл. 6. 7. 8). Варак, по наставлению пророчицы Деворы, пошел на войну против царя асорского, угнетавшего Израильтян, и одержал решительную победу над военачальником его Сисарою (Суд. гл. 4. 5). Сампсон, по вере обладавший необыкновенною чудесною силою, защитил свой народ от угнетения Филистимлян (Суд.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Чис.24:20 .  И увидел он Амалика, и произнес притчу свою, и сказал: первый из народов Амалик, но конец его – гибель. Амаликитяне ( Быт 14.7 ) – древнее ханаанское племя, кочевавшее между Египтом и Палестиной ( Исх 17 ; Чис 13.30, 14.45 ; 1Цар 15.7, 27.8 ). В них можно видеть потомков Амалика, одного из сыновей Елифаза, первенца Исава от Ады ( Быт 36.10, 12 ). Военное могущество амаликитян окончательно сокрушено было при Давиде. Чис.24:21 .  И увидел он кенеев, и произнес притчу свою, и сказал: крепко жилище твое, и на скале положено гнездо твое; Кенеи ( Быт 15.19 ) – древнее ханаанское племя, получившее свое название («кень» или «кин» – гнездо), быть может, от тех аулов, которые они устраивали для себя в горах обитаемых ими местностей (Властов). Часть кенеян, через родственника Моисея Иофора, который называется кенеянином ( Суд. 1.16 ), сблизилась с евреями и поселилась в Палестине ( Суд. 1.16, 4.11, 17 ). Часть сблизилась с мадианитянами и амаликитянами( 1Цар 15.5–7, 27.10, 30.29 ). Чис.24:22 .  но разорен будет Каин, и недолго до того, что Ассур уведет тебя в плен. Начало стиха очень различно в греко-слав. т. от евр.-русск., вследствие того, что LXX поняли евр. qain в смысле нариц. «гнездо», а гл. «ebaer» – в смысле собств. «Веор». Имеется в виду или нашествие месопотамского царя Хусарсафема ( Суд. 3.8 ), или порабощение израильтян (а c ними и кенеев) ассириянами. Чис.24:23 .  И [увидев Ога,] произнес притчу свою, и сказал: горе, [горе,] кто уцелеет, когда наведет сие Бог! Слов «увидев Ога» нет в еврейском тексте (как отсутствуют они и во многих код. LXX у Гольмеса). Речь Валаама обращена к ассуру, еверу и киттиму. Чис.24:24 .  придут корабли от Киттима, и смирят Ассура, и смирят Евера; но и им гибель! «Придут корабли от Киттима и смирят Ассура». Под именем Киттим на языке Св. Писания разумеются острова и прибрежья Средиземного моря, расположенные на запад от Палестины, как-то: Македония, Греция, Италия, с прилегающими к ним островами. В 1 кн. Мак Александр Македонский представляется пришедшим из земли Хиттим (Хеттим, Киттим); по уверению раввинов, Хиттим и Македония – одно и то же.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ягве создал вселенную, Он Бог неба и земли; стало быть, Он и Бог всех богов. Он – Бог истории, а следовательно, и самый политеизм, как самое крупное и общее историческое явление, не мог произойти без Его произволения: самые боги, господствующие над народами, поставлены над ними Его волей. Взирая на солнце, луну, звезды и все воинство небесное, Израиль не должен поклоняться и служить им,  так как Ягве уделил их прочим народам, а Израиля взял Себе (уже Вт. 4, 19–20) . С другой стороны, однако, сознание лжи языческого политеизма и общей неправды и зла, господствующего на всей земле, вызывало убеждение, что корни этого зла и неправды лежат глубже эмпирической действительности, – в тех самых началах, которым служат народы и которые управляют ими. Самые ангелы, самые небеса нечисты перед Богом (Иов, 4, 18 и 15, 15), и суд Божий коснется не только народов и царей земных, но и богов, их духовных князей. Бог судит и горних (ibid. 21, 24); уже в древности над всеми богами египетскими совершил Он суд (Исх. 12, 12; Иис. Нав. 23, 3). В день гнева Господня «истлеет все небесное воинство и небеса свернутся, как свиток книжный; и все воинство их падет, как спадает лист с виноградной лозы и как увядший лист со смоковницы,  ибо упился меч Мой в небесах», говорит Господь (Ис. 34, 3–5). В дивном псалме (81) изображается суд Божий в сонме богов, которые творят неправду и не судят, как им заповедал Господь: за это боги и сыны Всевышнего умрут, как люди, и падут как человеческие князья: «восстани, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех " .     –  269  –   В видении Даниила (8,10 сл.) Бог является вождем воинства небесного и Владыкою владык; народы – евреи, персы, греки – имеют своих князей на небесах, и Михаил, князь еврейского народа, борется вместе с Гавриилом против «князя персидского» (10, 11). Но Ягве есть Владыка владык и в день суда Своего посетит «воинство выспреннее на высоте и царей земных на земле, и будут собраны вместе как узники в ров… и после многих дней будут наказаны» (Ис.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

Яко сотворил еси суд мой и прю мою: сел еси на престоле, судяй правду. Запретил еси языком, и погибе нечестивый; имя ею потребил еси в век и в век века. Врагу оскудеша оружия в конец, и грады разрушил еси, погибе память его с шумом ( Пс.9:5–7 ). В сих словах псалмопевец объясняет причину почему он находит необходимым славословить и благодарить Бога. Потому, говорит он, славлю Тебя, Господи, что Ты даль мне суд и защиту и воссел на престол, Судия праведный. Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого, имя их изгладил на веки, навсегда. У врага совсем не стало мечей, и города Ты разрушил; погибла память их с шумом. Ничего не может быть справедливее, как сия благодарность и сие славословие Богу, творящему суд и правду. Но в сем славословии и благодарности достойно особенного замечания то, что пророкодарственный Давид усмотрел правду Божию там, где другой на его месте, быть может, и не подозревал бы её, или нашёл бы только правду свою, а правды Божией вероятно не стал бы даже и доискиваться. Вот обстоятельства, в которых он, как приметно из его собственных слов, в то время находился. Враждебные народы, окружая его царство, многократно вторгались в пределы оного, вносили меч и огонь в мирные селения и разным образом оскорбляли и притесняли его подданных. Но между многими врагами особенно беспокоил его один, который отличался от прочих и своим богатством и могуществом, и многочисленностию войск и неприступностию стен и крепостей и личною храбростию, искусством и опытностию в брани, и сильным влиянем на других, и наибольшим ожесточением против Давида. Давид всё это знал и видел, скорбел духом и однако ж молчал; он был в сие время, по его же выражению, яко глух не слышай, и яко нем, не отверзаяй уст своих, или якочеловек не слышай и не имый во устех своих обличения ( Пс.37:14 ); ибо он, подобно тому, как после учил Апостол, не желал воздавать злом за зло, но хотел благим победить злое, не желал также отмщать сам за себя, помня слова Господа: Мне отмщение, Аз воздам, но благодушно предавал судьбу свою и народа своего Богу, судящему праведно ( Рим.12:17,19:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010