Но уже в период Судей, когда народ начал отступать от служения Господу и ходить вслед иных богов, жизнь ветхозаветной Церкви периодически оказывалась в опасности. И тогда появляются пророки, обличавшие народ, призывавшие его вернуться к Завету с Господом. В книге Судей упоминаются только два пророка: Девора ( Суд.4:4 ) и некий человек Божий ( Суд.13:6 ). Однако надо иметь в виду, что в этот период многое из пророческого служения выпадало на долю самих судей, которые, также как и пророки, были поставляемы Господом. «Когда Господь воздвигал им судей, то Сам Господь был с судьею и спасал их от врагов их во все дни судьи: ибо жалел их Господь, слыша стон их от угнетавших и притеснявших их» ( Суд.2:18 ). Но все же, по замечанию 1й книги Царств, «слово Господне было редко в vie дни, видения были не часты» ( 1Цар.3:1 ). Этот период еще не был временем тьмы – после каждого отпадения народ возвращался к служению Господу. Тьма сгустилась во времена разделения единого царства после смерти царя Соломона. Впервые государственные, личные и династические амбиции были поставлены выше исполнения завета Божия. Создание независимого Северного царства при наличии одного народа, единого Закона, единого Храма, единых требований Закона о принесении жертв всем народом в иерусалимском Храме не менее трех раз в год, с неизбежностью должно было поставить перед каждым израильским царем проблему выбора. Или он будет поддерживать единый культ со всеми его требованиями – тогда для него реальной станет возможность потери царства: если весь активный народ будет трижды в год ходить в столицу другого государства, то через какое-то время существование двух отдельных царств станет бессмысленным и будет восстановлено единство. Или он должен создать свой собственный культ, похожий на иерусалимский, но со своим местным святилищем, своими священниками и т. д., чтобы не допустить постоянного паломничества в столицу другого государства. Это понимал каждый израильский царь, и перед каждым монархом северного царства вставал выбор – что для него важнее: исполнение Закона или сохранение собственного царства? Выбор главенства царства фактически означал отвержение Закона, потому что, независимо от личного благочестия того или иного царя, это вело весь народ к постоянному нарушению Первой заповеди. Впервые и весь народ Божий столкнулся с дилеммой: Церковь или государство?

http://azbyka.ru/vnimaya-golosu-prorokov

Полное уничтожение потомства или дома Иеровоама, действительно, совершил 3-й царь израильский Вааса ( 3Цар.15:28–29 ). Быть лишенным погребения (ст. 11) составляло предмет ужаса для древнего еврея ( Втор.28:26 ; Иер.8:2,12:9 и др.), 12–13: собственно ответ пророка на вопрос о больном сыне. Последний должен немедленно умереть, но только один он – за то, что в нем нашлось нечто доброе пред Господом 13 , – войдет в гробницу (ст. 13), тогда как все остальные члены дома Иеровоама будут лишены погребения (ст. 11). Конец ст. 14 представляет речь отрывочную, мысль такая: смерть Авии – лишь начало бедствий дома Иеровоама и Израиля. 15–16 ст. говорят о грядущем суде уже над целым царством Израильским, причем слова: (будет Израиль), «как тростник, колеблемый в воде» замечательно точно характеризуют всю историю Израильского царства с отделения от Иудейского до падения – образ политической неустойчивости, растерянности Израиля, повлекшей изгнание его из земли отцов и рассеяние за Евфрат (ср. 4Цар.15:29,17:23,18:11 ). «За то, что они сделали у себя идолов», евр. ашерт, LXX: τ λοη, Vulg.: lucos, слав.: «дубравы»; таким образом, древние переводы считают ашера названием священной рощи идолопоклоннического культа: такое значение подтверждается, напр., ( Суд.6:25,30 ) (Гедеон срубил ашеру – священное дерево Ваала) или ( Втор.16:21 ) (запрещается садить ашеру – рощу); в других же местах ашера означает и деревянную статую или идол богини ( Ис.27:9 ; Втор.7:5 ), хотя обычно в связи с рощами ( Ос.4:13 ; Иез.6:13 ; Ис.1:29 ; Иер.17:2 ). По мнению большинства толкователей и археологов, Ашера есть лишь другое имя Астарты, так как оба эти названия нередко соединяются и смешиваются ( Суд.2:13,10:6 ; 1Цар.7:4 ). См. у М. Пальмова, Идолопоклонство у древних евреев, с. 308–322. 3Цар.14:17 .  И встала жена Иеровоамова, и пошла, и пришла в Фирцу; и лишь только переступила чрез порог дома, дитя умерло. 3Цар.14:18 .  И похоронили его, и оплакали его все Израильтяне, по слову Господа, которое Он изрек чрез раба Своего Ахию пророка.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Слово Божие есть духовное млеко, от которого мы возрастаем во спасение ( Иак.1:21 ). 1–3. Кто уже вкусил, сколь благ Господь, тот не пренебрегай благости, кротости и долготерпения Божия, но помышляй, что благость Божия ведет к покаянию ( Рим.2:4 ). 5. Молитвы святых суть духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом ( Откр.8:4 ; 1Кор.6:19, 20 ). 7–8. Соблазн есть камень претыкания, то есть, подобен камню, о который претыкаются и падают ( Мф.18:6 сл.). Кто ищет оправдания не в вере во Христа, а в делах закона: для того Христос есть камень претыкания или соблазн ( Рим.9:32 ; 1Кор.1:23 ). 9. Верующие во Иисуса Христа – род избранный, царственное (Божие) священство, народ святый, люди, взятые в удел (усыновленные) Откр.5:10 ). Богом мы призваны из небытия в бытие, и Богом дано нам лучшее, благодатное бытие: посему мы должны покланяться Богу, как Существу Высочайшему; прославлять Бога, как Всесовершенного; благодарить Бога, как Творца, Промыслителя и Спасителя ( 2Кор.4:6 ). 11. Всякий странник, доколе он на пути, должен быть чист и телом, и духом; а всякий грех есть тяжелое бремя и делает препятствие к достижению предположенной цели ( Евр.12:1 ). 12. Так да светит свет ваш пред человеками, говорит Спаситель верующим, чтобы они видели ваши добрые дела, и прославили Отца вашего небесного ( Мф.5:16 ). 13–14. Верховная власть на земли дана Богом царю, а правители суть слуги царя и вместе слуги Божии: и так, во-первых, должно повиноваться царю, а потом посылаемым от него правителям ( Рим.13:1, 1 ). Есть суд Божий, и есть суд человеческий. Бог управляет человеками (миром) невидимо, а через царей земных и прочие власти – видимо ( Рим.13:1 ). 15. Кто делает другому добро, тот заграждает ему против себя уста и отклоняет от всякого злоречия. 16. Рабы Божии свободны от греха; посему никто не должен употреблять сей свободы для прикрытия порока или в угождение плоти ( Гал.5:13 ; Рим.6:15, 16 ). 19–20. Кто, страдая не для Бога страдает, но за преступление ( 1Пет.4:14, 15 ), или кто страдает, не помышляя о страданиях И. Христа, тот страдает не по воле Божией ( 1Пет.4:19 сл.) и без пользы для своей души ( 2Тим.2:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Кроме того, процесс освобождения душ из чистилища представляется чисто механическим, подобным освобождению заключенного из тюремного заключения, независимо от того, исправило его заключение или нет. Такая чисто внешняя, юридическая мерка неприложима к религиозно-нравственной жизни. Наконец, все души, находящиеся в чистилище, могли бы быть освобождены посредством полных папских индульгенций. Т. о. чистилище если и «существует», то по вине пап. Литература. Давыденков О. , прот. Догматическое богословие. Ч. 3. С. 247–255, 269–274; Макарий (Булгаков) , митр. Руководство к изучению христианского, православно-догматического богословия. С. 325–338; Малиновский Н. , прот. Очерк православного догматического богословия. Кн. 2. С. 277–288. Вопрос 59. Неизвестность времени Второго славного пришествия Господа Иисуса Христа и признаки его приближения (Мф.16:27, 24:14,30,36; Лк.18:8; Деян.1:11; Иуд.14–15; 2Тим.3:1–5; Евр.9:28). Понятие об антихристе (Ин.5:43; 2Фес.2:3–4,7–10) Ответ. Суд частный, которому подвергается каждый человек после смерти, не есть суд окончательный. После частного Суда и для праведников и для грешников открывается только предначинание того блаженства или мучения, которое они заслужили. Но придет последний день для всего человеческого рода, в который Бог произведет Суд всеобщий и окончательный. Когда придет этот день, Господу не было угодно открыть нам для нашей же нравственной пользы. О неизвестности этого события говорит Сам Господь Иисус Христос: «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» ( Мк.13:32 ). «Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет» ( Мф.24:42 ). Перед Вознесением Господь говорит апостолам: «...не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» ( Деян.1:7 ). Второе пришествие Христово будет для большинства людей неожиданным, день Господень «придет, как тать ночью» ( 1Фес.5:2 ). «Но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого» ( Мф.24:37–39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Пророк приходит в царский дворец и говорит царю и всем жителям Иерусалима: «если вы не исправитесь нравственно, то погибнете (ст. 1–9). Напрасно вы плачете об умершем (царе Иосии), плачьте об отведенном в плен в Египет (Иоахазе), ибо он более не воротится в землю свою, но умрет там (ст. 10–12). Горе Иоакиму, настроившему себя насилием много прекрасных дворцов: разве ты можешь царствовать, если не подражаешь своему отцу, который хотя ел и пил (не постился формально), но творил суд и правду, а сердце свое направляешь к сребролюбию, к пролитию неповинной крови, к обидам? Ибо так говорит Господь: не оплачут его и не будут рыдать о нем и не удостоится он почетного погребения, но погребением ослиным погребется, брошен будет за воротами Иерусалима за то, что не внимал голосу Божию из уст пророческих» (ст. 13–23). Действительно Иоаким, умерший во время осады Иерусалима, не удостоился царского погребения, а погребен был спешно, зарыт, подобно умершему ослу, вне города. «И Иехония царь будет отвержен и, отведенный в плен Вавилонский, там умрет, и никто из племени его не будет сидеть на престоле Давидовом» (ст. 24–30). Глава 23-я Изрекши суд Божий на царей, как главных виновников развращения и погибели народа, пророк в 23 главе излагает суд Божий на других виновников этого развращения и погибели Евреев – пастырей нечестивых и ложных пророков. «Горе пастырям, расточившим овец Моих», – говорит Господь устами пророка, – «Я накажу вас за злые деяния ваши, а остаток овец Моих соберу и поставлю над ними истинных пастырей» (ст. 1–4). В параллельном месте у пророка Иезекиля под этими пастырями разумеется Единый Истинный Пастырь – Мессия ( Иез. 34, 12–17 ). И у Иеремии далее говорится о Нем же: «Я восставлю Давиду Отрасль Праведную, и воцарится Царь и будет поступать мудро и справедливо во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно и будет имя Его: Господь, оправдание наше» (ст. 5–6). Это избавление будет гораздо славнее избавления из рабства Египетского, которое поэтому потеряет силу и значение (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Светило означает «светило самосветящееся», не «отражающее свет», а сам свет – Бог, ибо «Бог есть свет» ( 1Ин. 1:5 ). Свет – сущность, естество Бога. От Него, «от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» ( Иак. 1:17 ), получает освещение вечный город. Всякий человек, приходящий в мир Христа, в Церковь – Его обитель, просвещается этим нетварным, невечерним светом. Светило это несравнимо ни с чем земным. Чтобы как-то описать его, Иоанн говорит, что оно подобно драгоценнейшему камню . Нет таких камней на земле, от которых исходил бы такой чудный свет. Но если сравнивать, то это светило подобно как бы яспису кристалловидному – камню зеленому и прекраснейшему. Этим означено, что светило города несравненно, всегда растущее, цветущее и жизнеподательное. В картине небесного престола в 4,3 «Сидящий», то есть Бог-Свет, «подобен камню яспису и сардису», ибо там свет производил жизнь и Суд (сардис – красный, цвета огня). Теперь Суд позади, настала вечная жизнь, освещаемая светилом, подобным только яспису, а не яспису и сардису. В этом веке «милость и суд буду петь ( Пс. 100:1 )», в том – только милость и благость Божию. Да воскликнем и мы вместе с Исайей: «Восстань, светись Иерусалим, ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою» ( Ис. 60:1 )! 21 .12–13 Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых: с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трос ворот, с запада трое ворот. Город имеет большую и высокую стену. Этим означена полная и совершеннейшая защищенность города. Но с другой стороны, этот город уже не будет иметь врагов, ибо они погибли. «Ты утвердишься правдою, будешь далека от угнетения, ибо тебе бояться нечего, и от ужаса, ибо он не приблизится к тебе» ( Ис. 54:14 ), – говорит Исайя об израильской Церкви. Об этом же говорится в Откровении, что ворота городские не будут запираться (ст. 25). Стена города более указывает на его благоустроенность и благоукрашенность.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Скачать epub pdf Соборное Послание Апостола Иуды 1 1 Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова, возлюбленным в Боге Отце и сохранённым для Иисуса Христа, призванным: 2 милость вам и мир и любовь да умножатся. 3 Возлюбленные, имея всяческое усердие писать вам об общем нашем спасении, я почел за нужное написать вам увещание подвизаться за веру, раз навсегда преданную святым. 4 Ибо вкрались некоторые люди, издавна предназначенные на этот суд, нечестивые, превращающие благодать Бога нашего в распутство и отвергающие единого Владыку и Господа нашего Иисуса Христа. 5 Но я хочу напомнить вам, уже всё знающим, что Господь, спасши народ из Египта, погубил потом не уверовавших, 6 и ангелов, не сохранивших первоначального состояния, но покинувших свое жилище, Он сохранил под стражею в узах вечных, во мраке, на суд великого Дня; 7 так Содом и Гоморра и окрестные города, которые подобным образом предались блуду и пошли за плотью иною, поставлены как пример, подверженные наказанию огнем вечным. 8 Подобным образом и эти, предаваясь сонным мечтаниям, оскверняют плоть, отвергают Владычество, хулят славы. 9 Когда же Михаил архангел спорил с диаволом и препирался о теле Моисея, он не посмел произнести оскорбительного суда, но сказал: да накажет тебя Господь. 10 Они же всё, чего не знают, то хулят, а всем, что знают по естеству, как бессловесные животные, тем растлеваются. 11 Горе им, потому что они пошли путем Каина, и за мзду совершенно предались заблуждению, как Валаам, и в восстании, как Корей, погибли. 12 Это они – пятно на ваших вечерях любви, когда пиршествуют с вами без страха, самих себя упитывая; они – безводные облака, ветром носимые; они – деревья осенние, бесплодные, дважды умершие, вырванные с корнем; 13 они – бурные волны морские, вздымающие пену своих срамот; они – звёзды блуждающие, которым мрак тьмы сбережен навек. 14 И Енох, седьмой от Адама, изрек пророчество и о них, говоря: вот пришел Господь со святыми ратями Своими 15 сотворить суд над всеми и обличить всех нечестивых во всех делах нечестия их, которые они нечестиво совершили, и во всех дерзких словах, которые сказали против Него нечестивые грешники.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

1 . «Будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его» ( Деян. 10, 42 ; 1Петр. 4, 5 ; 2Тим. 4, 1 ). 2 . «Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей.... и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов» ( Мф. 25, 31–46 ). 3 . О пшенице и плевелах: «Так будет при кончине века сего» ( Мф.13, 24–30; 36–43 ) 4 . «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» ( 2Кор. 5, 10 ). 5 . «Итак, каждый из нас за себя даст отчет Богу» ( Рим. 14, 10–12 ). 6 . «Каждого дело обнаружится; ибо день покажет; потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть» ( 1Кор. 3, 13 ). В дополнение к этим отрывкам, которые безоговорочно определяют будущий Суд автор Послания к Евреям заявляет: «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд» ( Евр. 9, 27 ). Эти слова являются для любого неадвентиста окончательным свидетельством того, что никакой суд над верующими в настоящее время не проходит. В Послании к Евреям 4, 13 также приводятся слова, не стыкующиеся с концепцией «Суда- расследования»: «И нет твари, сокровенной от Него, ко все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет». Если наш Господь обладает знанием о делах каждого, то в чем того состоит необходимость Суда – расследования? Мы уверены, что Священное Писание не дает никаких поводов к существованию подобных доктрин. Завершая анализ концепции о Суде – расследовании, укажем на то, что воздаяние верующим будет произойдет после Второго Пришествия Господа или в «воскресение праведных» для воскресения к жизни ( Ин. 5, 29 ; Лк. 14, 14 ). Даже адвентисты признают то, что суда над грешниками не будет до конца этого мира ( Откр. 20, 11–12 ; Мф. 25, 31–46 ). Еще раз мы можем убедиться в том, что теория о Суде- расследовании вступает в конфликт с библейским учением о суде как над праведниками так и над грешниками. По мнению автора, глубочайшим заблуждением и ошибкой учений о святилище и Суде- расследовании является посылка о том, что грехи, исповеданные христианами не исчезают без следа, но остаются до вынесения приговора Суда – расследования, чего абсолютно не следует из текстов Священного Писания.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/zagadka-...

Апостолы, сообразно с наставлениями Господа, возвещали, что Сын Божий в конце веков совершит суд над всей вселенной. Всем нам, - говорит апостол Павел, – должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить, соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое ( 2Кор.5:10 ). В другом месте апостол пишет: Не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога ( 1Кор.4:5 ). В послании к римлянам апостол о Последнем Суде учит, что тогда Бог воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, – жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, – ярость и гнев… Ибо нет лицеприятия у Бога ( Рим.2:6-11 ). На этом суде окончательно решится судьба всех людей и падших ангелов, соблюдаемых на суд великого дня ( Иуд.1:6 ). Сердцеведец Господь будет судить не только наши слова и дела, произнесенные и соделанные в продолжение земной жизни, но и мысли наши, намерения и желания. Самые сокровеннейшие наши помышления будут тогда открыты и изобличены – суд будет нелицеприятен. “Если же кто, имея на себе тяжкие грехи, переселится из жизни сей не раскаявшись, то видя их тогда стоящими пред ним и обличающими его, с болезнию скажет: для чего я бедный не боролся с ними, но погубил время, забавляясь и сам служа забавою? Для чего не покаялся пред Вземлющим грех мира, но провел годы свои в обольщении? Что же я буду делать теперь? Время покаяния миновалось уже безвозвратно” – говорит святой Ефрем Сирин . После окончательного и потому страшного приговора на Всеобщем Суде осужденные своими делами грешники будут заключены в ад (см. Лк.16:23 ), – место удаления от Бога, терзаемые собственной совестью, бесполезно терпя вечный стыд и проклятия со стороны вовлеченных ими в грехи; нападение демонов, сожительство с ними и со всеми осужденными, – все это и будет причиной того скрежета зубов в кромешной тьме, о котором говорил Господь Иисус Христос (см. Мф.22:13 ).

http://azbyka.ru/apokalipsis/apokalipsis...

Вот почему Павел и сказал: « есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? » (Евр. 12:7) И Соломон: « кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему » (Прит. 3:12). « И правда Его пребывает в век века ». 4. Это, мне кажется, пророк сказал для тех, которые соблазняются несчастьями, нечаянно постигающими некоторых, вразумляя их как бы так: не смущайтесь, видя людей, подвергающихся клевете, обижаемых, страждущих невинно; есть суд беспристрастный, приговор справедливый, воздающий каждому по достоинству. Если ты будешь требовать этого приговора теперь же, то смотри, чтобы тебе не произнести его против себя самого. Подлинно, если бы Бог стал каждый грех тотчас же поражать наказанием и над каждым преступлением приводить в исполнение праведный суд свой, то род человеческий давно был бы истреблен. Для чего говорить о таком–то и таком–то человеке? Я укажу в доказательство этого на величайшего из всех людей — Павла, проповедника вселенной, восхищенного до третьего неба, введенного в рай, причастника страшных таинств, сосуд избранный, друга Христова, проводившего ангельскую жизнь, достигшего таких добродетелей. Если бы Бог не хотел быть к нему долготерпеливым и милостивым, но, когда он грешил, хулил и гнал Церковь, тотчас бы исполнил над ним праведный суд Свой, то давно лишил бы его возможности покаяться. Сознавая это, сам он говорит: « благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение, меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной » (1 Тим. 1:12, 13, 16). Если бы Бог тотчас же наказал блудницу, то когда бы она обратилась (Лк. 7:37)? Также Матфей, мытарь, если бы подвергся наказанию прежде обращения, в бытность свою мытарем, то не лишился ли бы возможности покаяться? Тоже было бы и с разбойником, и с волхвами, и с каждым из грешников.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010