Беседа на слова Евангелия от Матфея: «по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею» (Мф.19:3)? Источник Прекрасно у христиан и трудолюбцев это сочетание двух дней, – разумею, – субботы и дня Господня(т.е. воскресенья), – которое еженедельно повторяется в круговороте времени; ибо как матери или кормилицы Церкви, они и народ собирают, и священников заставляют выступать в качестве наставников, а учеников и учителей вместе руководят к попечению о душах. У меня, например, все еще звучит речь вчерашнего дня и засело в памяти то, чем (вчера) мы занимались. Взираю на крест, водруженный пророчеством Исаии и на одежды Господа, обагренные кровью как у того, кто выжимает виноград ( Ис.63:2–3 ), и на Спасителя, несущего скорое искупление в деснице Своей. И Соломона созерцаю, производящаго перед нами суд и правду во всей возможной строгости ( 3Цар.3:24 ). Жалею и о должнике евангельском, который не оказал подобному себе рабу человеколюбия, коим сам воспользовался от Господа ( Мф.18:28 ), но по безрассудству и жестокости снова навлек сам на себя беду. Вот какими главными предметами занимались мы в прошедший день, как знаете все вы, если только слушали не без надлежащаго внимания. Сегодня опять многое и все – прекрасное предложил нам Дух Святой на сей видимой трапезе. Но я обратил внимание на пустословов и вместе искусителей – фарисеев и очень пожалел их за испорченность нравов, причем они замышляли перехитрить (самый) Источник мудрости своими вопросами, но потерпели неудачу в предприятии, так как Божество Единородного всегда обращает (подобные) вопросы в противное для них. О сем, мне кажется, и Исаия пророчески говорил: (Господь) «отвращаяй мудрыя вспять, и советы их обуяяй, и уставляяй глагол раба Своего» ( Ис.44:25–26 ), – и затем Давид: «языки своими льщаху: суди им Боже, да отпадут от мыслей своих» ( Пс.5:10–11 ). Впрочем, благодарность нужно воздать им, хотя и врагам, что подвигли Премудрость к ответу, дабы нам, рабам Ея, оставить в нем письменное научение полезному: ибо вот канонизуется брак – главное дело жизни человеческой, – законополагаются точные пределы как (для) заключения, так и расторжения (его), которые пусть выслушают со всем тщанием оба пола, дабы и женская половина научилась свойственному ей, и мужская обязывалась к назначенному для нее.

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

Восточно-Американская епархия: Ситуация для христиан Америки становится все более тревожной Призываем нашу паству не отчаиваться, но укрепляться в молитве, в первую очередь о тех – сейчас более, чем когда-либо – кто сбился с пути и вовлечен в гомосексуальные действия. 11 июля, 2015 Призываем нашу паству не отчаиваться, но укрепляться в молитве, в первую очередь о тех – сейчас более, чем когда-либо – кто сбился с пути и вовлечен в гомосексуальные действия. В пятницу, 26 июня 2015 г., Верховный суд США вынес постановление о легализации однополых браков. На своем летнем заседании 30 июня под председательством Высокопреосвященнейшего митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона, Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, и в присутствии его викария, Преосвященнейшего епископа Манхеттенского Николая, и членов Совета, Епархиальный совет Восточно-Американской епархии Русской Православной Церкви Заграницей обсудил это постановление и выпустил следующее заявление. Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения. — Петр 2:11-12 С легализацией 26 июня 2015 года Верховным судом США однополых браков ситуация, с которой столкнулись христиане в Америке, становится все более тревожной. К великому прискорбию, современное гуманистическое общество продолжает свое отчуждение от Христа и Его Церкви. В этом решении суда просматривается желание как государства, так и тех, кто поддерживает решение суда, отрицать основные принципы христианского нравственного учения и даже обличить нашу христианскую веру «в ненависти». Печально, что среди сторонников решения суда оказались и некоторые христиане. Еще в апостольскую эпоху св. Иоанн Богослов писал, что «мир во зле лежит» Иоан. 5:19). Что тогда сказать о нашем времени? Современный мир утверждает, что постановление Верховного суда об однополых браках основано на любви. Мы не должны обманываться. Многие скажут, что христиане не должны осуждать, однако Господь наставляет нас – «судите судом праведным» (Иоан. 7:24), и потому мы утверждаем, что греховные противоестественные взаимоотношения никоим образом нельзя почитать добродетелью и называть их истинной любовью.

http://pravmir.ru/vostochno-amerikanskay...

Глава 16 1–7. Суд Божий над Ваасою, царем Израильским. 8–33. Другие цари Израильские, современные Асе Иудейскому: Ила (8–10), Замврий (10–15), Фамний (21–22), Амврий (23–28) и Ахав (29–33). 34. Неугодное Иегове восстановление Иерихона. 3Цар.16:1 .  И было слово Господне к Иую, сыну Ананиеву, о Ваасе: 3Цар.16:2 .  за то, что Я поднял тебя из праха и сделал тебя вождем народа Моего Израиля, ты же пошел путем Иеровоама и ввел в грех народ Мой Израильтян, чтобы он прогневлял Меня грехами своими, 3Цар.16:3 .  вот, Я отвергну дом Ваасы и дом потомства его и сделаю с домом твоим то же, что с домом Иеровоама, сына Наватова; 3Цар.16:4 .  кто умрет у Ваасы в городе, того съедят псы; а кто умрет у него на поле, того склюют птицы небесные. 3Цар.16:5 .  Прочие дела Ваасы, всё, что он сделал, и подвиги его описаны в летописи царей Израильских. 3Цар.16:6 .  И почил Вааса с отцами своими, и погребен в Фирце. И воцарился Ила, сын его, вместо него. 3Цар.16:7 .  Но чрез Иуя, сына Ананиева, уже было сказано слово Господне о Ваасе и о доме его и о всем зле, какое он делал пред очами Господа, раздражая Его делами рук своих, подражая дому Иеровоамову, за что он истреблен был. Впервые по разделении выступает здесь пророк в Израильском царстве (Вефильский старец-пророк, гл. XIII, не выступает в качестве общественного деятеля и учителя): и десятиколенное царство, несмотря на измену Иегове, оставалось народом Божиим, в котором очень многие члены были связаны самыми тесными связями веры и любви к храму Соломонову с царством Иудейским, и кроме того, в будущем имели образовать с последним один народ Божий. Имя пророка «Иуя» (евр. Йегу, Vulg.: Iehu), тождественное с именем одного из царей израильских ( 4Цар.9:2 ), встречается только в данном месте и ( 2Пар.19:2 ), ср. ( 2Пар.20:34 ); вероятно, отец пророка Ииуя Анания ( 3Цар.16:1 ) – одно лицо с пророком Ананиею, обличившим Асу и вверженным им в темницу ( 2Пар.16:7–10 ). Грозное пророчества Ииуя на дом Ваасы (ст. 3–4) изложено в выражениях, близко напоминающих пророчества: Ахии – на дом Иеровоама ( 3Цар.14:10–11 ) и пророка Илии – на дом Ахава ( 3Цар.21:23–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 17 1–26. Первосвященническая молитва Господа Иисуса Христа. 37 Прощальная беседа Христа с учениками закончена. Но прежде, чем пойти навстречу врагам, которые поведут Его на суд и мучения, Христос произносит торжественную молитву Отцу за Себя Самого, за Своих учеников и за будущую Свою Церковь , как великий Первосвященник человечества. Молитва эта может быть разделена на три части. В первой части (стихи 1–8) Христос молится за Себя Самого. Он просит о Своем собственном прославлении или о даровании Ему, как Богочеловеку, божественного величия, так как Он есть краеугольный камень Церкви, а Церковь может достигнуть своей цели только тогда, когда Глава ее – Христос будет прославлен. Во второй части (стихи 9–19) Христос просит за Своих учеников. Он молит Отца об охранении их от зла, царствующего в мире, и об освящении их Божественной истиной, ибо они представляют собой продолжателей дела Христова в мире. Мир только тогда получит в чистоте и во всей небесной мощи слово Христово, когда сами апостолы будут утверждены в этом слове и освящены его силою. В третьей части (стихи 20–26) Христос молится за верующих в Него. Для того, чтобы верующие во Христа могли осуществить свое назначение, составить Церковь Христову, они должны соблюдать между собой единение, и о поддержании этого единения между верующими Христос и умоляет Отца. Но прежде всего они должны быть в единении с Отцом и Христом. Ин.17:1 .  После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, «Иисус возвел очи Свои на небо» – см. комментарии к Ин.11:41 . «Отче! пришел час». Для Христа пришел час прославления, потому что наступил час смерти (ср. Ин.12:23 ). Победа над смертью, диаволом и миром уже, можно сказать, одержана Христом – настало время Сыну получить ту небесную славу, в какой Он пребывал до Своего воплощения (ср. стих 5). «Да и Сын Твой прославит Тебя». Христос и ранее прославлял Отца Своего (ср. Мф.9:8 ), как и Отец прославлял Христа прежде (ср. Ин.12:28 ). Но прославление Христом Бога Отца не доведено еще до совершенной полноты, пока Христос еще находится на земле, в ограничивающих полное проявление Его славы условиях существования. Только тогда, когда Он уже с прославленной плотью Своей снова воссядет на Божественном престоле, и возможно будет полное раскрытие славы Его и Отца, которая состоит в привлечении ко Христу всех концов земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 26 1–5. Совещание о предании Христа смерти. – 6–13. Помазание Его в Вифании драгоценным миром. – 14–16. Предательство Иуды. – 17–19. Приготовление пасхальной вечери. – 20–25. Обличение предателя. – 26–30. Установление Таинства Причащения. – 31–35. Предсказание об отречении Петра. – 36–46. В Гефсимании. – 47–56. Взятие под стражу. – 57–68. Суд и поругание. – 69–75. Отречение Петра. Мф.26:1 .  Когда Иисус окончил все слова сии, то сказал ученикам Своим: Как нужно думать, это было во вторник на Страстной неделе, т.е. в тот же день, когда сказаны были речи, изложенные в 24-й и 25-й главах. На слова Лк.21:37–38 можно смотреть как на краткий очерк предшествующей истории. Но их едва ли можно считать введением к дальнейшей речи евангелиста. Начиная рассказ о последних днях земной жизни Христа, Матфей употребляет вместо обычного «тогда» еврейский оборот речи. Буквально: «и было, когда Иисус окончил» и т.д. Эта формула повторяется у Матфея пять раз ( Мф.7:28, 11:1, 13:53, 19:1 ), всякий раз по окончании речей Иисуса Христа, у Марка – 4 раза, у Луки – 43 раза, в Деяниях – 18 раз. Здесь у Матфея формула может считаться точным указанием времени произнесения дальнейших слов 2-го стиха. Но если евангелист в указанных выше цитатах говорит просто: «и было, когда окончил Иисус слова сии» или «наставления», «притчи» – то здесь к выражению «слова сии» прибавляется πντας – «все слова сии». Это значит, что Спаситель окончил теперь всю Свою проповедь народу. В дальнейшем рассказе синоптиков до Воскресения не приводится, действительно, никаких длинных речей Христа народу. Длинная речь, изложенная у Иоанна в главах 14–17, обращена только к ученикам. Первый стих разбираемой главы относится ближе всего, конечно, к речам, изложенным в главах 24–25, но можно толковать стих и в более общем смысле, что учительная деятельность Христа теперь окончилась и это совпадало с началом Его первосвященнического служения. Omnia dixerat, quae dicenda habuerat (все сказал, что было нужно). «Хотя Он и часто терпел от козней иудеев, однако они не могли нанести Ему никакого вреда, потому что диавол отошел от Него до времени; Он не мог подвергнуться страданиям, пока не окончил всех речей Своих, которые предполагал произнести перед Своими учениками» ( Ориген ). Ср. Втор.31:1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 9 Суд Божий над домом Ахава. 1–10. Помазание Ииуя на царство Израильское. 11–29. Заговор Иуия против Иорама и убиение им последнего и Охозии иудейского. 30–37. Ужасная смерть Иезавели. 4Цар.9:1 .  Елисей пророк призвал одного из сынов пророческих и сказал ему: опояшь чресла твои, и возьми сей сосуд с елеем в руку твою, и пойди в Рамоф Галаадский. 4Цар.9:2 .  Придя туда, отыщи там Ииуя, сына Иосафата, сына Намессиева, и подойди, и вели выступить ему из среды братьев своих, и введи его во внутреннюю комнату; 4Цар.9:3 .  и возьми сосуд с елеем, и вылей на голову его, и скажи: «так говорит Господь: помазую тебя в царя над Израилем». Потом отвори дверь, и беги, и не жди. 4Цар.9:4 .  И пошел отрок, слуга пророка, в Рамоф Галаадский, 4Цар.9:5 .  и пришел, и вот сидят военачальники. И сказал: у меня слово до тебя, военачальник. И сказал Ииуй: до кого из всех нас? И сказал он: до тебя, военачальник. 4Цар.9:6 .  И встал он, и вошел в дом. И отрок вылил елей на голову его, и сказал ему: так говорит Господь Бог Израилев: «помазую тебя в царя над народом Господним, над Израилем, 4Цар.9:7 .  и ты истребишь дом Ахава, господина твоего, чтобы Мне отмстить за кровь рабов Моих пророков и за кровь всех рабов Господних, павших от руки Иезавели; 4Цар.9:8 .  и погибнет весь дом Ахава, и истреблю у Ахава мочащегося к стене, и заключенного и оставшегося в Израиле, 4Цар.9:9 .  и сделаю дом Ахава, как дом Иеровоама, сына Наватова, и как дом Ваасы, сына Ахиина; 4Цар.9:10 .  Иезавель же съедят псы на поле Изреельском, и никто не похоронит ее». И отворил дверь, и убежал. Исполняя последнюю часть данного Иеговой повеления пророку Илии ( 3Цар.19:16 ) пророк Елисей повелевает одному из сынов пророческих (по раввинам, пророку Ионе) помазать на царство Израильское одного из военачальников израильского царя Иорама – Ииуя, в то время защищавшего с войском Рамоф Галаадаский от сирийцев (стихи 1–2, ср. 4Цар.8:28 ). Все дело помазания Ииуя, мстителя дому Ахава, должно было произойти экстренно и втайне.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава IV. Болгарская Православная Церковь Содержание Исторический очерк Болгарской Православной Церкви 1. Проникновение христианства к болгарам 2. Стремление князя Бориса к провозглашению церковной автокефалии; автономия Церкви 3. Деятельность в Болгарии учеников святых братьев Кирилла и Мефодия; период расцвета славянской письменности 4. Обстоятельства установления автокефалии и возведения Болгарской Церкви в ранг Патриархата 5. Охридская Архиепископия 6. Тырновский Патриархат 7. Церковь во время турецкого господства на Балканах: тяжесть духовного и политического гнета; борьба болгар за церковно-национальную независимость; усиление этой борьбы в XIX веке; греко–болгарская схизма. 8. Первые Экзархи 9. Положение Церкви после Балканской войны: управление Церковью Наместниками-Председателями; деяния Второго Церковно- Народного Собора 10. Прекращение схизмы 11. Восстановление патриаршества и отношение к этому Константинополя 12. Патриарх Кирилл; его ученые труды 13. Патриарх Максим 14. Современное положение Болгарской Православной Церкви: статистические данные; приходы и представительства за рубежом; духовные школы; церковные учреждения, издательство, журналы; Церковно-исторический и архивный институт; положение Церкви в государстве; организация Церкви, устройство, управление; церковный суд. Раскол в Болгарской Православной Церкви 15. Особо чтимые святые 16. Монастыри 17. Сношения Болгарской Православной Церкви с Русской 18. Связи с иными Православными и инославными Церквами. 19. Борьба за мир Митрополии Болгарской Православной Церкви Епископии Предстоятели Болгарской Православной Церкви Библиография к главе IV. «Болгарская Православная Церковь» Примечания Юрисдикция Болгарской Православной Церкви распространяется на территорию Болгарии, а также на православные болгарские общины Северной и Южной Америки, Австралии и др. Республика Болгария — государство на востоке Балканского полуострова. На севере отделена от Румынии Дунаем, на востоке омывается Черным морем, на юге граничит с Турцией и Грецией, а на западе с Союзной Республикой Югославией. Основное население страны составляют болгары. Кроме них имеются турки, армяне, цыгане, русские, греки, евреи и др.

http://sedmitza.ru/lib/text/441210/

Глава XXXIV Господь устами пророка изрекает суд народам языческим под общим именем Едома. Странам их пророчествуется запустение в тех же образах, как в гл. XIII, 19–22. Пророк вместе с тем видит и возрождение человечества в царстве Мессии. Едом упоминается повидимому, как представитель всех тех народов, которые приговорены к уничтожению с запустением стран, ими занимаемых. Он может быть выбран как представитель этих народов, потому, что, – хотя родственный Израилю 1140 ,-он всегда ненавидел его и враждовал с ним с времен Исхода 1141 , радовался всегда несчастью Израиля 1142 и принимал сторону врагов его. (Ср. ниже главу LXIII Исаии). Но пророчество, отвечая на стоны современного пророку Израиля, объемлет вместе с тем гораздо обширнейшее поле видения; оно между прочим в стихе 10 главы XXXV отвечает на тоску душ всех времен, которую исцеляет Господь: „избавленные Господом придут на Сион.... печаль и воздыхание удалятся“. 1 . Приступите, народы, слушайте и внимайте, племена! да слышит земля и всё, что наполняет ее, вселенная и всё рождающееся в ней! Воззвание ко всем народам и ко всей земле ясно доказывает, что Едом, упомянутый в стихе 5, есть в этом пророчестве имя, употребленное как собирательное, под которым разумеются все те народы, в которых заглохло нравственное чувство и в которых плоть почти совершенно уничтожила духовные стремления и потребности. Может быть, что Едом взят как тип таких народов, потому что родоначальником его Исав изображен в кн. Бытия с этой точки зрения 1143 . В этих народах нравственное чувство было почти совершенно задушено плевелами плотоугодия и самоволия; они не признавали никакого закона, кроме нрава насилия. В этом то и лежало основание отделения народа, – избранного хранить обетования и откровения воли Божией,-от всех других народов. Вторая половина читаемого нами стиха взывает ко всем существам, живущим на земле, и напоминает нам стих 2-й первой главы, о котором мы говорили в своем месте 1144 . И профессор Якимов, в примечаниях своих на стих 1-й настоящ. главы говорит: „пророк обращается с своею речью ко всему живущему на земле, не только к разумным существам-людям, но и к твари неразумной, хотя и одушевленной“. (Комм. стр. 518).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Грех Беседуя о мысленном корабле, жизни всякого христианина, мы снова вспомним святого Амвросия, который сказал, что из-за одного Иуды на море поднялась буря и волны на корабль апостольский ( Мф. 14:22–24 ), и скажем: в корабле жизни нашей в каждом отдельно сидит Иуда – наш тяжкий грех и обыкновенная страсть. Как Иуда был вор, предатель, льстец и самоубийца, так и обыкновенный грех наш есть вор, ибо обкрадывает нас, губя все наши труды и подвиги, которыми мы хотели заслужить милость у Господа Бога нашего; он есть предатель, ибо предает нас на вечную смерть в геенне; он есть и льстец, ибо, усладив в малом, наполняет нас вечной горечью; он есть, наконец, и убийца, ибо убивает и душу нашу, и добрую славу. Пока такой Иуда, то есть наш тяжкий грех и обычная наша страсть, будет находиться в корабле жизни нашей, пока он не будет изгнан из нас совершенным покаянием, до тех пор мы не будем плавать безбедно и не достигнем доброй пристани. Вспомним пророка Иону. Он был муж праведный перед Господом, был святой пророк, а кто не знает, что он пострадал в море только за один грех ослушания? «Господь воздвиг на море крепкий ветер, и сделалась на море великая буря, и корабль готов был разбиться. И устрашились корабельщики, и взывали каждый к своему богу» ( Ион. 1:4–5 ). О как много тяжких смертных грехов среди нас! Как же мы хотим иметь тишину? Великие грехи низложили сильных с престолов, разрушили царства, разорили города, рассеяли великие полки, опустошили страны, и пощадили ли они хоть одного злого человека? Мерзкие грехи навели потоп на людей прежнего мира (см. Быт. 7 ), пролили огонь на города содомские (см. Быт. 19:24 ), превратили у египтян реки в кровь (см. Исх. 7 ) и их же потопили в Чермном море (см. Исх. 14:27 ). Кого же из нас они могут спасти? Тяжкий грех проломил небо под Люцифером и до ада разверз землю под Дафаном и Авироном (см. Чис. 26:10 ), утвердил великую пропасть между богатым и Лазарем (см. Лк. 16:19–26 ), «ангелов, не сохранивших своего достоинства... соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня» ( Иуд. 1:6 ), людей превратил в скотов, как Навуходоносора, и в бесчувственные столпы, как жену Лотову (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Каким он был, таким он и остался... 28.04.2012 811 Время на чтение 3 минуты Нас ненавидят, значит, - Церковь жива. Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел (Ин. 15:18). Тот самый, который «лежит во зле» ещё по апостольскому определению (1Ин. 5:19). Быть с Богом, значит, - быть «не от мира сего», в той или иной степени. Причём в проекции обратнопропорциональной, - чем дальше от мира, тем ближе к Богу... Фёдор Михайлович Достоевский заметил в своё время - всякий рассуждающий о вере безбожник, «всегда будет не о том говорить». Времена меняются, нравы не очень. И удивительным образом критика Православия, как раньше, так и сейчас, касается чего угодно, кроме смыслов, относящихся к содержательной его части непосредственно, - к ней лишь только ненависть. Мир упёрт. Так что, и реакция его на оптимистические миссионерские надежды двухгодичной давности - катехизировать его как бы между прочим, оказалась вполне предсказуемой - беснование. И что примечательно - особенно при упоминании вечной перспективы, места в которой ему явно не предусмотрено. С человеком мира сего можно говорить о чём угодно, судить кого и как угодно, но стоит намекнуть, что есть ещё и Божий суд, его начинает, выражаясь современно, колбасить не по-детски... Увы, конструктивного диалога не получается. Да и какой диалог между Богом и дьяволом? Сердце человеческое - место их брани, а не диалога, по выражению литературного классика. И хотя богословски это не вполне верно - дьявол Богом давно побеждён; их противостояние - не иллюзия, а реальность, цена которой исключительно высока - спасение в вечности. Кому-то казалось недавно, - минимум исключительно умственных усилий, и толпа, шествующая, как сказано (Мф. 7:13), пространной погибельной дорогой, свернёт на узкий спасительный путь. Исключительно наивное предположение. Спасаться вообще трудно, и притом, что большинство наших современников не имеют даже приблизительного представления, - что это такое. Человек - существо ленивое и сластолюбивое, и склонен, скорее, расслабляться, служить страстям, нежели Богу. Это как-то всегда было, и бывает, к сожалению...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010