Крайняя степень ожесточения называется грехом против Св. Духа. Об этом грехе говорит Господь Спаситель: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам. Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему, если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем ( Матф. 12:31–32 ). Грех против Св. Духа есть грех нераскаянности. Этот грех не может быть отпущен человеку, так как человек сам изгоняет прощающую людей благодать Божию. Условия вменения Из факта свободы воли человека непосредственно следует ответственность его за свои действия. То, что человеческие действия вменяемы, значит, что он за них должен получить или награду, или наказание, смотря по своей заслуге или вине. Выражение «вменение» встречаем в книге Бытия: Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность (15:6), в книге Псалмов: Блажен муж, ему же Бог не вменит греха (31:2), – в послании к римлянам: воздаяние делающему вменяется не по милости, а по долгу. А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность (гл.4:4–5) и коринфянам: потому что Бог во Христе примирил с Собой мир, не вменяя людям преступлений их (5:19). Вменение или оценка человеческих действий совершается прежде всего внутри самого человека, в его собственной совести. Здесь человек непосредственно ощущает, что совершенные им действия составляют его неотъемлемую собственность, что суд совести или его одобряет, или осуждает. Но суд совести не непогрешим, по крайней мере, пока человек живет на земле, в состоянии неполного нравственного развития. Потому говорит апостол: я и сам не сужу о себе, ибо хотя я и ничего не знаю за собой, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь ( 1Кор. 4:3–4 ). Итак, высший судия человеческих дел есть Бог, который испытует сердца и утробы ( Иер. 17:10 ), перед очами Которого вся тварь обнажена и открыта ( Евр. 4:13 ). Он, по слову ап. Иакова, как наш законоположник, так и судия (4:12). Но так как каждый из нас принадлежит к человеческому обществу, а в идее этого общества лежит мысль, что оно должно быть блюстителем справедливости, и, след., в праве судить наши действия и награждать или наказывать за них, то мы подлежим суду общества церковного и гражданского в лице их представителей. Выражение не судите, да не судимы будете относится к частным отношениям человека к человеку, а не к отношению человека, как члена общества, к обществу. А то, что в этом человеческом суде проявляется, в последнем основании, суд Божий, можно видеть в особенности в таинстве исповеди; здесь связываемое или разрешаемое представителем Церкви связывается или разрешается Самим Богом. Но так как и суд общества есть прежде всего суд человеческий, а все человеческое всегда несовершенно, то мы опять приходим к тому заключению, что один Бог совершенный, вполне справедливый судия.

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

548.  …любящим Бога… все содействует ко благу (Рим. 8. 28). 549. Преподобный Нил Сорский. Слово 3. 550.  …Господи! спаси нас, погибаем. …Запретил ветрам и морю… великая тишина (Мф. 8. 25, 26). 551. Ср.: …важнейшее в законе: суд, милость и веру (Мф. 23. 23). 552.  Милость и суд буду петь; Тебе, Господи, буду петь. Буду размышлять о пути непорочном (Пс. 100. 1). 553. Евр. 10. 38. 554.  …слово Господне право и все дела Его верны (Пс. 32. 4). 555.  …без веры угодить Богу невозможно (Евр. 11. 6). 556. О еже, како может кто стяжати истинную веру. Книга 1. Добротолюбие. Ч. 3. 557.  Господь… направляет кротких к правде, и научает кротких путям Своим (Пс. 24. 8, 9). 558.  …не устоят нечестивые на суде, и грешники — в собрании праведных (Пс. 1. 5). 559.  Господи! силою Твоею веселится царь и о спасении Твоем безмерно радуется (Пс. 20. 1). 560.  …ибо царь уповает на Господа, и по благости Всевышнего не поколеблется (Пс. 20. 8). 561.  Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются (Пс. 84. 11). 562.  …в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение (Кол. 3. 12). 563. Слово 84. 564. Ин. 2. 13. 565.  …но судите судом праведным (Ин. 7. 24). 566. Мф. 7. 16. 567. Ин. 8. 15. 568.  А если и сужу Я, то суд Мой истинен (Ин. 8. 16). 569.  Боже! даруй царю Твой суд и сыну царя Твою правду, да судит праведно людей Твоих и нищих народа, да спасет сынов убогого и смирит притеснителя (Пс. 71. 1–4). 570. 1 Кор. 1. 18–25. 571.  Вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне (Быт. 18. 20, 21). 572.  Вящшая закона: суд и милость и вера — слова Спасителя. — Мф. 23. 23. 573. Святой Димитрий, митрополит Ростовский. Летопись. Святитель заимствует объяснение этих слов Священного Писания у святых Иоанна Златоустого, Григория Двоеслова, Исидора Пилусиотского и Пимена Великого. 574. Быт. 13. 10. 575. См. речи Цицерона против Антония. 576.  …беззаконие Содомы… в гордости, пресыщении и праздности (Иез. 16. 49).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

ПРАВОСУДИЕ БОЖИЕ " Совершенны дела Его, и все пути Его праведны; Бог верен, и нет неправды (в Нем); Он праведен и истинен " (Втор. 32, 4). " Во всем постигшем нас Ты праведен, потому что Ты делал по правде, а мы виновны " (Неем. 9, 33). " Вседержитель, мы не постигаем Его. Он велик силою, судом и полнотою правосудия " (Иов. 37, 23). " Господь праведен, любит правду; лице Его видит праведника " (Пс. 10,7). " Праведен Ты, Господи, и справедливы суды Твои " (Пс. 118, 137). " Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои " (Апок. 15, 4). Милостыня у Него не без суда и суд не без милости. Прежде суда Он любит милостыню, но после милостыни приходит на суд. У Него сопряжны между собой милость и суд, чтобы милость не привела нас к расслаблению, а суд не довел до отчаяния. Судия хочет тебя помиловать и сделать участником Своих щедрот, но только в том случае, если ты после греха смирился, много плакал о лукавых своих делах, без стыда открыл содеянное тайно, просил братию помолиться о твоем исцелении. Одним словом, если увидит, что ты пришел в сокрушение, то щедро подаст Свою милостыню. Если же увидит сердце нераскаянное, ум гордый, который не верит будущему веку, не боится суда, тогда призовет на суд. Так искусный и добрый врач сначала старается исцелить опухоль смягчающими средствами, но если увидит, что опухоль не опадает, а затвердевает, тогда употребляет хирургические средства. Потому человеколюбивый Бог милостив к раскаявшимся, но судит упорствующих в грехе. Святитель Василий Великий (113, 110). Господь не без причины проклял смоковницу (Мф. 21, 19), но с намерением показать неблагодарным иудеям, что и для наказания Он имеет достаточную силу. Во всех чудесах Своих Он никому не причинил скорби, и они предполагали, что Он только благотворит, не имея власти подвергать наказанию порочных. И Он на примере дерева показывает, что может и наказать, но не желает этого по благости. Дерево засохло, чтобы устрашить людей. Но, по преданию мудрых старцев, с этим соединен и некий таинственный смысл. Смоковница-дерево преслушания: ее листья употреблены нарушившими заповедь для прикрытия; и она проклята Христом, чтобы не приносила плода, послужившего причиной греха. Ибо второе пришествие Бога будет уже не для вочеловечения, а для воздаяния. Святитель Исидор Пелусиот (116, 351).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

181 Во всяком случае колена Иудино и Симеоново не участвуют в деле большинства колен израилевых. Мадианитяне и амаликитяне ходят со своими стадами по всей стране израильской даже до Газы ( Суд.6:3,4 ). Естественно предположение, что это указание крайнего предела вражеских опустошений обнимает и колена Иудино и Симеоново; но в свержении ига Гедеоном колена эти опять не принимают участия ( Суд.6:35; 7:24 ). Аммонитине притесняют израильтян по ту сторону Иордана в земле аморрейской, которая в Галааде, наконец, переходят Иордан, чтобы вести войну с Иудою и Вениамином и с домом Ефремовым, – и весьма тесно было сынам Израиля ( Суд.10:8,9 ). Колено Иудино упоминается здесь (в первый раз после Гофониила) в числе тех, которые терпят притеснения от врагов, но и опять не видно, чтобы оно принимало какое-либо участие в освобождении от этого ига ( Суд.11:5; 12 ). Иосиф Флавий думает, что следующий за Иеффаем судья Есевон из Вифлеема происходил именно из Вифлеема иудейского (12:8); 182 таким образом предполагаемая предшествующею историею замкнутость прерывалась бы здесь. Но большинство исследователей священного текста видят здесь в Вифлееме не город колена Иудина, который обыкновенно ближе определяется прибавкою ( Суд.17:7,9 ; Руфь.1:2 ; 1Цар.17:12 ) и Ephrata ( Мих.5:2 ), но Вифлеем в колене Завулоновом ( Нав.19:15 ). 183 Во всех вышеприведенных случаях колено Иудино затрагивается врагами не ближайшим образом; враги распространяют свое влияние сначала на ближайшие к ним колена и только в конце достигают и Иудина; так поступают, быть может, моавитяне, так мадианитяне и амаликитяне, так и аммонитяне. Больший гнет этих народов обрушивается на колена, непосредственно с ними соприкасающиеся, среди этих колен сильнее чувствуется его давление сильнее потому сознаётся потребность в освобождении от него, и всего естественнее здесь же являются и освободители Израиля от вражеского гнета; так было во все известные порабощения израильского народа. 184 Во всех этих случаях колено Иудино стоит далее от врагов, менее, конечно, страдает от них и потому менее чувствует нужду и в свержении их ига.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Откровении есть три ряда Суда: семь печатей (6,1–17; 8,1.4–5), семь труб (8,2.6–21; 11,14–19) и семь чаш (16,1.5–21). Семь – число завершенности. В некотором смысле каждый ряд завершает Суд Божий над неправедным миром. То есть седьмой член каждого ряда изображает окончательное действие Суда с разрушением зла и наступлением Царствия Божия. Но три ряда связаны так, что 7-я печать включает 7 труб, а 7-я труба – 7 чаш. Так каждый ряд приходит к одному и тому же концу, но еще теснее, ближе. Поэтому мы видим возрастание суровости «казней»: суд печатей воздействует на ¼ земли (6,8), суд труб на 1/3 (8,7–12; 9,18), а суд чаш – полный и неограниченный. Предостерегающие суды, ограниченные и сдержанные в надежде на покаяние злого мира (ср. 9,20–1), достигают конца в последнем ряду, в судах конечного воздаяния (ср. 16,5–7). Конечно, крайняя схематичность изображения судов указывает на их богословское значение. Все это не может пониматься как буквальное предсказание событий. Попытаемся увидеть этот богословский смысл в необычной структуре «семь в семи в семи». Вспомним «цепочку откровения», о которой шла речь выше. Откровение (содержания запечатанной книги) дано Богом Иисусу Христу, Который снимает семь печатей и только в 10-й главе через Ангела сообщает содержание книги рабу Своему Иоанну. До 10-ой главы основное содержание пророческого откровения, которое Иоанн сообщает в своей книге, ему не дается . Все предшествующее 10-ой главе – предуготовление, необходимое для понимания откровения, но не само откровение тайны. Здесь ключ к пониманию структуры и основного смысла книги Откровения. И этот ключ, как правило, оставляется без внимания 7 . Окончательный суд Но почему книга дана Иоанну именно в этот момент, после 6-ой трубы, перед самым концом второго ряда казней? Здесь следует отметить, что «казни» выражают святую волю Божию, направленную на покаяние злого мира. И эти казни, вплоть до 6-ой трубы были строго ограничены (см. 6,8; 8,7–12; 9,5.15.18). Они – предупреждающие суды, призывающие человечество к покаянию. И вот в 9,20–21 обнаруживается, что все казни не привели к покаянию. «Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить. И не раскаялись они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем» (9,20–21). Несмотря на все наказания люди не раскаялись. Вывод из этого таков: одни суды и казни не ведут ни к покаянию, ни к вере!

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Достойно внимания, что Давид назвал не одно и тоже днем лютым и днями лютыми: под первым разумеется день, когда про­изойдет суд, от которого Бог избавит человека милосердого, да­ровав ему полную свободу, а под последними время мучений, почему и сказал про них во множественном числе: дни, а не день; в эти дни Бог укрощает, т.е. облегчает мучения, сообразно с на­казаниями, т.е. сообразно с обращением и исправлением, ко­торое происходит от наказания. " Ибо не отверг нет Господь народа Своего и наследия Своего не оставит» ( Пс.93:14 ). Псалмопевец указал здесь причину, по которой Бог наказывает тех, кого он назвал блаженными. Щадя Свой народ и Свое достояние, Он наказывает некоторых, желая, чтобы они и сами покаялись и спаслись, и для других послужили поводом и примером обращения. А если бы Он хотел отвергнуть за грехи Свой народ и оставить Свое достояние мысленным врагам, то Он и не наказывал бы нас, предоставляя погружаться в еще большее нечестие. А что оставление Божие бывает следствием великого гнева, послушай, как об этом говорит Бог иудеям: «Я оставлю наказывать дочерей ваших, когда они блудодействуют» ( Ос.4:14 ), и еще: «Я оставил дом Мой; покинул удел Мой; самое любезное для души Моей отдал в руки врагов его. Удел Мой сделался для Меня как лев в лесу» ( Иер.12:7–8 ). " Пока правда не возвратится в суд, (а также) и все, держащиеся ее, правые сердцем» ( Пс.93:15 ). Пророк говорит не то, что после того, как правда возвратится на суд, Бог отвергнет Свой народ и Свое достояние, а желает показать тебе этими словами, до каких пор будут нужны те наказания, которые Бог посылает для доказательства того, что Он не оставляет без попечения свое достояние. Когда именно Хри­стос – истинная Правда – «возвратится в суд " , т.е., оставив долго­терпение, явится для совершения суда и «правые сердцем», т.е. пра­ведники, «держащиеся ее», явятся не как подсудимые, а в качестве слуг, окружающих Судию (почему другие переводчики, вместо: «держащиеся ее», сказали: позади его), тогда все частные наказания прекра­тятся, так как суд Божий будет совершаться не ради научения, а для воздаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Идет слив искусственно созданного компромата в Интернете, по радио, по телевидению, в журналах, в газетах. А в Писании сказано: «Господи! кто может пребывать в жилище Твоем?.. Тот, кто… не принимает поношения на ближнего своего» ( Пс.14:1,2,3 ). Мы не имеем права принимать хоть какое-то свидетельство на наших братьев от внешних. Мы можем принять свидетельство на нашего брата по вере от двух-трех свидетелей. И оглашать эту информацию мы не имеем права. Потому что Господь сказал: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви» ( Мф.18:15–17 ). А Церковь уже выносит решение. Какое? Судебное решение. Право суда принадлежит Церкви. Вы знаете, что христиане не имеют права обращаться в светские суды, если они судятся с христианами? Апостол Павел говорит: «Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых?.. Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские? А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви» ( 1Кор.6:1,3–4 ). Сидит какая-нибудь судья-молокососка и судит двух христиан православных. Кто ей дал право судить верующих? По каким законам она судит? В светские суды мы можем обращаться только в том случае, если мы судимся с неверующими. Помните, как апостол Павел требовал суда кесаря для себя? Потому что он судился не со своими, а с внешними. Вот здесь можно подать в суд. А когда ты судишься со своими, надо требовать церковного суда. Сейчас возрождается Церковный суд. Архиереи говорят, что уже начинает действовать епархиальный суд. Но этого мало, должен быть общецерковный суд, чтобы человек мог подать в суд даже на своего архиерея. Потому что архиереи иногда себя ведут очень странно, перемещают священников с места на место… Некоторые архиереи вообще считают, что их епархия – это вотчина, откуда они деньги доят, и они, как гордые фарисеи, книжники, не любят народ Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

подобает и судимого, какова жизнь его : безупречен ли, не держит ли долго благочестив ли и гостеприимен, , целомудрен ли и чист от лжи, всегда ли воздерживается от всякого лукавого дела; -П ибо блажен тот, кто испытан будет и достойным окажется. Ведь человек непроверенный, сказано, ненадежен у Бога. А проверенный на ложь скажет сам так же: «Ты видел, Господи, не умолчи» ( Пс. 34:22 ),/216в «ибо восстали на меня свидетели неправедные» ( Пс. 26:12 ) и солгали неправду себе. Б514 П- Посмотрите и на суд простых властью которого, (как) мы видели, приводят и прелюбодеев, отравителей, разбойников, и начальники, получая И347 от приводящих обвинения против них, спрашивают злодея: «Так ли говорят?» Если злодей говорит и признается, то его не сразу предают наказанию, а в продолжение многих дней ведут расследование, советуясь, сомневаясь и проверяя. И затем тот, кто должен принять на себя , воздев руки к солнцу, перед всеми свидетельствует, что он неповинен в крови/216г этого человека. А ведь они язычники и безбожники -П и учителем имеют только природу. А вы, знающие Бога, «испытующего сердца и утробы» ( Пс. 7:10 ) и «разумеющего все дела наши» ( Пс. 32:15 ), тем более должны с великим испытанием праведный суд судить, ибо суд – Господа, «Который воздаст каждому по делам его» ( Рим. 2:6 ). Поэтому- Соломон ясно наставляет и предсказывает, говоря: «Слушайте и внимайте, все обладатели множества людей: от Господа дана вам власть, и сила – от Вышнего, который исследует ваши дела и помыслы испытывает. Так как вы, служители Его Царства, не судили справедливо и не соблюдали закона не/217а по воле Божьей поступали» ( Прем. 6:1–4 ), – «страшное и скорое придет на вас испытание, так как Б515 немилостив суд над владыками. Ибо меньший примет помилование, сильные же сильно будут испытаны» ( Прем. 6:5–6 ). И Господь сказал: «Кому мало дано, мало и спросят с того, » ( Лк. 12:48 ). И великий Исидор сказал: И- Судьям над делами подобает быть зоркими и очень внимательными при беспристрастном и нелицеприятном обдумывании, расследовании и решении, ибо Господень суд, – чтобы они, обращая внимания на силу говорящих и слов, смогли проникнуть в самую глубину мыслей и оттуда, после полной/217б проверки и испытания, не спеша и не торопясь, но с долготерпением и беззлобием, уловив, извлекли истину.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Псалмопевец имеет в виду чрезвычайный суд Божий с неба над Ассириянами – при царе Езекии. – «Во дни царя Езекии сделал нашествие Сеннахирим, царь Ассирийский, и послал к нему полководца своего Рапсака, который поднял руку свою на Сионе, и много величался в гордости своей. Тогда затрепетали сердца и руки жителей Иерусалима, и они мучились... И воззвали они к Господу милосердому, простерши к Нему руки свои. И Святый скоро услышал их с неба... Он поразил войско Ассирияне, и ангел Его истребил их» (I. с. Сир.48:20–24 ; Ис.37:36 ). 11. Яко помышление человеческое исповестся Тебе, и останок помышления празднует Ти. В виду того, как во гневе своём Господь открывает свой суд над всеми, кто противиляется Ему, помышление человеческое откроется Ему или – Он, как Судия, откроет всякое помышление к славе своей. И останок помышления или – то, что остается в мысли еще не высказанным, и это празднует Ти – потом высказывается торжественно и также ради прославления имени Господа, ибо «у Израиля велико имя Его» (ст. 2). 12–13. Помолитеся и воздадите Господеви Богу нашему: вси, иже окрест Его, принесут дары Страшному и Отъемлющему духи князей, Страшному паче царей земных. Проникнутый глубоким чувством благоговения к промыслу Господа, открывающемуся в чудодейственном суде Его над врагами, псалмопевец призывает свой народ и другие народы к благоговейному служению Ему. – «Помолитесь и молитвы свои, как обеты, воздавайте Богу нашему,» – как Спасителю своего кроткого народа (ст. 10). – Все, которые вокруг Него – сопредельные с местом Его обитания, землей Ханаанской – да принесут свои дары Страшному, как Царю и Судии такому, которому никто противостать не может (ст. 8–9), и Отъемлющему духи князей или умерщвляющему начальпиков – вождей и Страшному больше царей земных, ибо Он сокрушает всякое оружие, прекращает войну, уничтожает войска, открывает свой суд с неба, так что пред Ним трепещет вся земля (ст. 4–9 и сл.). Суд над Ассириянами – уничтожение Ассирийского войска под стенами Иерусалима в одну ночь – чудодейственно Господь совершил пред взорами не только своего народа, но и всех окрестных народов. А потому, не только Израильский народ, но и другие, прежде трепетавшие пред силой оружия Ассириян, искавшие милости царя Ассирийского, приносившие ему дары и платившие дани, теперь – в благодарность Господу Богу, который ведом в Иудее (ст. 2) и здесь совершил свой суд над страшным царем Ассирийским – все должны поклониться молитвенно и принести дары в храме Его на Сионе. – Так, очевидно, мысль псалмопевца, в священном восторге, восходит ко временам мессианским (ср. Пс.71:9–11,15,17 ; Ис.60:2,5–9,16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Ср. у синоптиков Мф 7:24=Лк 6:47–49. Глагол ‘слушать’ означает здесь, как нередко и в ВЗ глагол [mX, ‘слушать и поступать в соответствии с услышанным’; ‘повиноваться’. Итак, слово Иисуса действует — в Ин оно почти самостоятельный персонаж, который судит, даёт жизнь и очищает (15:3). И на суд не приходит — то же, что в 3:18 (верующий в Него не судится). Суд — одновременно и конечный Суд над миром, и тот суд, который осуществляется в земном служении Иисуса Христа, как и обличение Духа Святого (16:8). В учении апостола Павла та же мысль выражена иначе — верующий уходит с суда оправданным. Перешел от смерти в жизнь — те же слова в 1 Ин 3:14. Верующий оставил мир, в котором властвует смерть, и вступил в царство вечной жизни, которой ещё предстоит осуществиться в полноте. Иоанн здесь чужд заблуждению Именея и Филита, которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было (2 Тим 2:18), — избавление от грядущего осуждения не означает того, что эсхатология “растворяется” в настоящем. Наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут — в этом стихе речь идёт не о воскресении физически мертвых, как, например, в 6:63,68 или 11:25, а о тех, кто пробуждается от духовной смерти, поэтому, в отличие от ст. 28, они не названы находящимися в гробах; аористное причастие ‘услышавшие’ означает тех, кто к моменту речи уже получил жизнь от слов Христа. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе — вновь звучит тема единства двух Лиц. Здесь нет противоречия с Прологом (в Нем была жизнь, 1:4), так как дарование жизни — не временный акт, но вечное отношение Отца к Сыну. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий — единственный случай в Ин, когда выражение Сын Человеческий употребляется без артиклей, как в Септуагинте (Дан 7:13), и стих в целом отсылает к этому месту книги Даниила в Септуагинте (И Ему дана власть, слава и царство, Дан 7:14). При отсутствии обоих артиклей выражение ‘Сын Человеческий’ означает скорее человека вообще, чем конкретное Лицо.

http://pravmir.ru/referat-barret-ch-k-ev...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010