В Священном Писании изображаются только два Царства Христовы: настоящее Царство благодати , которое будет продолжаться до самой кончины мира и всеобщего суда ( 1Кор.15:23–26 864 ), и будущее вечное Царство славы ( Лк.1:33 ; 2Пет.1:11 ; Откр.3:21 ), которое наступит непосредственно после всеобщего суда; и среднего между этими царствами не существует. Наконец, Господь обещал Своим верным последователям не земное царство, а Царство Небесное ( Мф.5:3, 19, 6:20 ; Лк.12:33; 18:22 ), исполненное не земных. а небесных благ. Стих 4. «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет». Под сидящими на престолах нужно разуметь святых апостолов (ср. Мф.19:28 ) и тех святых, которые удостоены от Бога такой чести и славы. «Престолы, говорит святой Иоанн Златоуст , – не означают седалища, так как Он один есть Сидящий и Судящий, но ими означается неизреченная слава и честь». 865 Суд сидящих на престолах состоит не в произнесении приговора, так как такой суд, и тем более последний, принадлежит одному Иисусу Христу ( Ин.5:22 ; Мф.25:31 ), а в том, что они своею высоко-добродетельною жизнью осудят нечестивых (ср. Прем. Сол. 2:14–15; Μф. 12:41–42). Кроме сидящих на престолах, святой Иоанн увидел в числе удостоенных прославления и души христиан, обезглавленных за свидетельство об Иисусе Христе, за проповедь христианской истины, не поклонившихся ни зверю, ни образу его и отказавшихся принять начертание на чело свое и на руку свою имени зверя или числа имени его (ср. Откр.13:14–16 ). Они ожили (ζησαν от ζω – жить, существовать, не угасать; собств.: жили, были живыми), т.е. Мученики были живы (душою) на небе пред очами тайнозрителя, а на земле они умерли (телом: были обезглавлены), как и Господь сказал: не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить ( Мф.10:28 ). Апостол ничего не говорит о телах их и о соединении с ними душ, что предполагало бы происшедшее воскресение.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

   Ответ.    Здесь изображаются люди нечестивые, которые всякие неправды и гонения возводят на благочестивых.     «Нет во устах их истины: что ни говорят, всегда лгут». О таковых еще в другом псалме го­ворит: «Уста его полны проклятий, и горечи, и ле­сти: под языком его мучение и болезнь» (Пс 9:28).     «Сердце их суетно». О таковых говорит Хри­стос: «Злой человек из злого сокровища выносит злое» (Мф 12:35), «ибо из сердца» их «исходят злые помыслы» (Мф 15:19), они подобны «окрашен­ным гробам, которые снаружи кажутся краси­выми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Мф 23:27). На сердце их не иное что, как только суета, и о том только думают и замышляют в сердце своем, как бы здесь про­славиться и обогатиться.     «Как гроб открытый, гортань их». Как от гроба, в котором труп смердящий лежит, ис­ходит смрад, так и от них не иное что, как смрад нечестия, лести и хулы исходит.     «Языками своими льстят». О таковых в дру­гом месте говорит: «Слова их мягче масла, но ранят они, как стрелы» (Пс 54:22). Такие люди ласково говорят, но в сердце иное замышля­ют. Смягчают слова свои, но ими, как стрела­ми, хотят уязвить, и уязвляют. Снаружи ка­жутся друзьями, но внутри злые враги. Ибо злее скрытый враг, нежели явный. Так Иуда, предатель Господа нашего, устами говорил Ему: «Радуйся Равви! И поцеловал Его, -» но те­ми словами и поцелуем как знаком предавал Господа и Учителя своего в руки врагов Его (Мф 26:48—49). И таковых людей все более и более умножается, чем ближе конец мира на­ступает. От таких сердец, как служителей дья­вольских, много пострадает благочестивая душа.    Послушаем же далее, что против них во­пиет к Богу Псалмопевец святой, ревнуя по Боге, Которого они бесстрашно прогневляют. «Суди их, Боже, да отстанут от замыслов сво­их, за их великое нечестие низвергни их, ибо они прогневали Тебя, Господи» (Пс 5:11). То же гово­рит о них и апостол: «суд им давно готов, и по­гибель их не дремлет» (2 Петр 2:3). Не знают, где, и когда, и как суд Божий их постигнет, но в яму, которую другим копают, сами впадут.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира… Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его… И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» ( Мф. 25:31-46 ). К слову, Страшным этот Суд является именно по той причине, что судить нас будут по нашим страстям, иначе грехам. Вот и получается, что, бросив в чей-то адрес незамысловатое, на первый взгляд, обидное словечко, мы, сами того не осознавая, творим над ним суд, который нам никак не подвластен. Вспомним же слова, сказанные Спасителем в Нагорной проповеди: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы» ( Мф. 7:1-2 ). Вот и получается, что расхожее грубое словцо, адресованное ближнему как бы невзначай, оборачивается на деле проклятием, обращённым… к самому себе! Как же печально, что в числе многих бранных выражений, вошедших в моду в последние годы, появилось и слово овца, выражающее некую степень пренебрежения к другому человеку. Чаще всего в эту категорию попадают люди наивные, не вписывающиеся в чрезвычайно престижное в нынешнее время понятие «крутизны», не умеющие прокладывать свой неповторимый путь в этой жизни кулаками и локтями. Господи, помилуй, но ведь слово это испокон века есть символ Самого Спасителя! Вспомним ветхозаветное пророчество о Нём святого пророка Исайи: «Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» ( Ис. 53:7 ). Беседуя с учениками, Господь не раз и не два прибегает к этому образу: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков» ( Мф. 10:16 ). А ещё: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» ( Ин. 10:11 ). Упрекая же иудеев, скажет им: «Но вы не верите, ибо вы не из овец моих, как Я сказал вам» ( Ин. 10:26 ). Вообще, образы овец, стада (словесного) и пастырято и дело встречаются в Священном Писании и церковной литературе.

http://azbyka.ru/fiction/russkoe-solnce-...

Всеобщее воскресение, «восхищение» праведников и следующие за ним Страшный суд и вечная жизнь – составляют явления, которые мы не в состоянии ни вполне понять, ни представить, так как ничего подобного не переживалось нами. Не можем мы и разрешить те вопросы, которые при этом встают перед пытливым умом. Конец физического мира Вследствие грехопадения человека все творение невольно покорилось «рабству тления» и «стенает (стонет) и мучится доныне» ( Рим. 8:22 ). Наступит время, когда человечество и весь вещественный мир очистятся от греха и обновятся. Это произойдет в «последний день», после Всеобщего суда, – и совершится оно посредством огня. Допотопное человечество было очищено от греха посредством потопа, «а нынешние небеса и земля, – наставляет ап. Петр, – содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков» ( 2Петр. 3:7 ). «Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят... Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» ( 2Петр. 3–13 ). О том, что нынешний мир не вечен, предсказывал еще псалмопевец, говоря: «В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса есть творение рук Твоих. Они погибнут, Ты же пребываешь всегда. Все они, как риза, обветшают, и, как покрывало, свернешь их, и изменятся» ( Пс. 101:26–27 ). Конец мира будет состоять не в уничтожении его, а в полном обновлении. Всеобщий суд Среди многочисленных свидетельств о действительности и непререкаемости будущего Всеобщего суда ( Ин. 5:22, 27–29 ; Мф. 16:27 ; Мф 7:21–23 ; Мф 11, 24 ; Мф 12, 41–42 ; Мф 13:40–43 ; Мф 19:29–30 ; Мф 24:30 ; Мф 25:31–46 ; Деян. 17:31 ; Иуд. 14–15 ; 2Кор. 5:10 ; Рим. 2:5–7 ; Рим. 14:10 ; 1Кор. 4:5 ; Еф. 6:8 ; Кол. 3:24–25 ; 2Фес. 1:6–10 ; 2Тим. 4:1 ; Откр. 20:11–15 ), наиболее полное описание этого события содержится у евангелиста Матфея ( Мф. 25:31–46 ). По этому образцу можно заключить и о свойствах Суда. Он будет – всеобщий, т.е. простирающийся на всех людей – живых и умерших, добрых и злых, а по иным указаниям слова Божия – и даже на самих падших ангелов ( 2Петр. 2:4 ; Иуд. 1:6 ), торжественный и открытый , ибо Судия явится во всей славе Своей, со всеми святыми ангелами, пред лицом всего мира; строгий и страшный , совершаемый во всей правде Божией, и «день тот будет днем гнева и откровения праведного суда Божия» ( Рим. 2:5 ); последний и окончательный , определяющий на вечность судьбу каждого. Результатом Суда будет вечное воздаяние: блаженство праведных и мучение осужденных злых.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Следовательно, спова: «друг пред другом» не говорят об исповеди у мирян, а об исповеди пред пресвитерами Церкви, по молитвам которых больные получают прощение грехов. 9) Сектант: Каждый человек может простить грехи другому человеку: «прощайте друг друта, как и Бог во Христе простил вас» ( Еф. 4:32 ). «Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» ( Мф. 6:12 ). Объяснения православного: Для всякого понятно, что здесь разумеется не прощение грехов, в смысле уничтожения их, а прощения людьми, для мира, взаимных обид и оскорблений, – как необходимое условие получения прощения грехов от Самого Бога. Спаситель учил молиться: «прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим»а затем еще прибавил: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный. А если не будете прощать людям согрешений их, то и Отец ваш не простит согрешений ваших» ( Мф. 6:12–15 и Map. 11:25–26). Эти слова Христа и вышеприведенные ап. Павла ( Еф.4:32 ) показывают, что если христиане желают получить прощение грехов от Бога, то должны прежде примириться с людьми, к которым имеют какую-либо вражду или которыми они обижены ( Мф. 5:23–25 ), как учит в другом послании ап. Павел, «снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу; как Христос простил вас, так и вы» ( Кол. 3:13 ). Вот в каком смысле нужно понимать слова Христа: «прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим», и слова ап. Павла: «прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас», то есть нужно понимать в том смысле, что если мы других не прощаем, то и сами, будучи злыми, не получим прощения от Бога. Но если человек простит грех другому человеку, то это еще не значит, что этот грех ему и Бог уже простил. Иначе для чего бы тогда Христос давал право прощать людские грехи Апостолам: каждый и без Апостолов прощал бы их друг другу. Простивший грех другому только получает сам право и надежду на прощение своих грехов от Бога. Если, напр., вора простит человек потерпевший от него, то разве грех воровства уже и Бог ему простил? Если убийцу простят родные убитого и даже суд его оправдает, то неужели его тяжкий грех прощен уже и Богом? Нет, их грехи может смыть таинством покаяния только священнослужитель Церкви, даже если бы не простили их ни люди, ни суд.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Блаженный Августин так истолковал данный отрывок: «Святое Писание учит нас тому, что есть два пира Господа: на один приходят добрые и злые, на другой злые не приходят. На тот пир, о котором мы только что слышали при чтении Евангелия, собрались и добрые, и злые гости. Все отказавшиеся прийти – злые, но не все пришедшие – добрые. Сейчас я обращаюсь к вам, добрым гостям на этом пире. Будьте внимательны к словам: “кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем” ( 1Кор.11:29 ). Это вам я говорю: не ищите добра вне Церкви и переносите зло внутри нее» 278 . Первый пир – это возможность в этой земной жизни исправиться для всякого человека, живущего на земле, – и для « злых и добрых », которая прекращается в момент нашей физической смерти. Ибо если мы до момента нашей физической смерти не примиримся с Богом, то мы уже нигде и никогда не примиримся с Ним. Вот что говорит святой Иоанн Дамаскин : «По отшествии из сей жизни нет уже времени для добрых дел, потому что Бог по долготерпению Своему время настоящей жизни определил на делание нужного для угождения Богу. Настоящее время есть время покаяния и отпущения грехов, а в будущем веке – праведный суд и воздаяние» 279 . А вот слова святителя Григория Богослова : «Лучше здесь подвергаться вразумлению и очищению, нежели претерпеть истязания там, когда настанет время наказания, а не очищения... Потому что Бог ограничил время деятельной жизни здешним пребыванием, а в тамошней жизни предоставил исследование сделанного. Тогда кто поможет сетующим напрасно. Здесь врачевство для людей; а напоследок все будет закончено заключением» 280 . Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Только настоящая жизнь есть время для подвигов, а после смерти суд и наказание. Ибо сказано: во аде кто исповедует тебя?» 281 Следовательно, по Августину, второй пир – есть радость общения со Христом и во Христе, ожидающая верующих на Небесах. Сказал Христос о грядущем мессианском Небесном пире: «Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» ( Мф.26:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Протоиерею Аквилонову возражал В. Соколов , автор книги «Можно ли и должно ли нам молиться в церкви за усопших инославных?», изданной Московской Духовной Академией: «Во всех этих речах слышится какая-то необыкновенная черствость, какая-то щепетильно-самолюбивая забота о том, как бы не оказать излишнюю услугу и не явиться с нею навязчивым и непрошеным; в них совсем забыто то, что, несмотря на разность исповеданий, мы все христиане, и потому любя ближних своих, обязаны оказывать им великую помощь. Умершие лютеране и реформаты при жизни своей не веровали в молитвы за усопших. Но что же из этого? Ведь мы-то православные! Мы веруем, что наша молитва может оказывать умершим великую помощь». Истинное Православие, говорится там же, дышит не «корпоративным» духом, а духом любви, милосердия и снисхождения ко всем людям, в том числе и находящимся вне Православной Церкви. ВОСКРЕСЕНИЕ МЕРТВЫХ Хотя душа в момент смерти не умирает, но продолжает жить, и над ней совершается суд, Церковь верует, что в конце мировой истории будут всеобщее воскресение мертвых и всеобщий Суд, который станет окончательным для всех людей. Вера в воскресение мертвых ясно выражена в Ветхом Завете. «Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога», – говорит Иов ( Иов 19:25–26 ). «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела», – говорит пророк Исаия ( Ис. 26:19 ). «И многие из спящих в прахе земли пробудятся – одни для Жизни Вечной, другие на вечное поругание и посрамление», – написано у пророка Даниила ( Дан. 12:2 ). В книге Иезекииля содержится пророчество о поле, наполненном мертвыми костями: под действием Духа Божия эти кости соединились одна с другой, были облечены плотью, в них вошел дух, и они стали живыми людьми ( Иез. 37:1–11 ). Потрясающим свидетельством веры в воскресение мертвых является описанное во 2-й Маккавейской книге мученичество семи братьев и их матери, отказавшихся повиноваться повелению языческого царя и нарушать законы отеческие. «Ты, мучитель, лишаешь нас настоящей жизни, но Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы, для Жизни Вечной», – говорит, умирая, один из братьев. Другой на требование отдать руки на отсечение протянул их, говоря: «От Неба я получил их и за законы Его не жалею их, надеясь получить их опять». Еще один из братьев говорит: «Умирающему от людей вожделенно возлагать надежду на Бога, что Он опять оживит».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Исключительность и чрезвычайность положения Апостолов в среде «внешних» заключалась в том, что они не могли иметь другого суда над «внешними», кроме свидетельства о том, что, отвергая их, Апостолов, люди приближают к себе суд Божий. Поэтому Иисус Христос и говорит Апостолам, что Сам принимает на Себя суд над теми городами, которые отвергнут Апостолов, как благовестников истины и Царствия Божия. «Слушающий вас, – говорит Иисус Христос Апостолам, – Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается» ( Лк.10:16 ); «сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому» ( Лк.10:12 ). Но и помимо этого обращения Апостолов к суду Божию, во всех случаях встречаемой ими неправды к себе людей этого мира, они должны оберегать себя и защищать свое дело всеми законными и нравственно-дозволенными средствами: «пред правителями и царями» и вообще пред язычниками они должны говорить смело и безбоязненно, что внушит им в данном случае и при данном их положении Дух Божий ( Мф.10:18–20 ). Воззвание к истине, требование оказательства общечеловеческой справедливости, защита своих личных прав по существующим законам, обличение неправды и пристрастного к себе отношения правительственной власти, обличение лживого обвинения и наглого, беззаконного обращения с собою нашли в Самом Иисусе Христе свое естественное воплощение, как средство самозащиты и самоохранения в силу общемирового, действующего в людях вполне на основе нравственных и добрых начал – «jus gentium». Когда на предварительном допросе у первосвященника Анны один из служителей Анны ударил Иисуса Христа в ланиту за якобы непочтительный его ответ первосвященнику, то Иисус Христос не только не подставил другой Своей ланиты низкому и подлому оскорбителю, но с строгим словом обличения, выговора и укоризны сказал ему: «Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» ( Ин.18:22–23 ); на суде синедриона Иисус Христос, со всей строгостью истины и Своего Божественного приговора выразил беззаконным судьям своим, что, в сущности, они разбойники, ибо, разбойнически взявши Его ( Мф.26:55 ), они уже теперь ни за что не выпустят Его из своих рук: «Ты ли Христос? скажи нам, – вопросили судьи. – Он сказал им: если скажу вам, вы не поверите; если же и спрошу вас, не будете отвечать Мне, и не отпустите Меня» ( Лк.22:67–68 ); Пилату, в порыве надменной гордости забывшему о том, что он есть только приставник власти, а не ее источник, Иисус Христос заметил: «Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше», – и указал при этом на то преступление, которое Пилат совершил над Ним, осудив Его на смерть ( Ин.19:10–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Но усматривать в пророческой книге Ездры лишь учение Талмуда о скрытом состоянии Мессии несправедливо. Мессия обрисован здесь такими чертами, которые явно показывают в Нем не земное, а небесное существо. Учение о Мессии, как сверхъестественном существе, имеющем предвечное существование, выражено в ней с достаточной определенностью, хотя и не поставлено в органическую связь с представлением о Нем, как потомке Давида. Эта двойственность проходит красной нитью через все догматическое учение послепленного иудейства. Противоречие было устранено только христианским догматом воплощения, который чужд был автору 3 книги Ездры. 3Езд.7:29 А после этих лет умрет Сын Мой Христос и все люди, имеющие дыхание. 29 . Мессия, как человек, подчинен закону смерти. Смерть Его не имеет никакого отношения к учению христианства о Его искупительной жертве (ср. 1Kop XV:28 ). Пророческой книге Ездры чужда мысль об уничижении и страданиях Мессии. 3Езд.7:30 И обратится век в древнее молчание на семь дней, подобно тому, как было прежде, так что не останется никого. 30 . Ср. VI:39. Молчание в начале существования мира длилось до творения человека. В данном месте опять проводится параллель между первыми и последними днями мировой жизни. 3Езд.7:31 После же семи дней восстанет век усыпленный, и умрет поврежденный. 31 . Ср. 1 Кор (XV:26) «об этих обителях и говорит Господь» ( Uh XIV:2 ). 3Езд.7:32 И отдаст земля тех, которые в ней спят, и прах тех, которые молчаливо в нем обитают, а хранилища отдадут вверенные им души. 32 . По словам Амвросия (De bono mortis, X) «об этих обителях и говорит Господь ( Uh XIV:2 ), что у Его Отца много обителей, которые Он приготовит для своих учеников, восходя к Отцу». 3Езд.7:33 Тогда явится Всевышний на престоле суда, и пройдут беды, и окончится долготерпение. 33 . О престоле, на котором будет восседать Судия мира, упоминают книга пророка Даниила (VII:9) и Апокалипсис (XX:11). На последнем суде не будет места жалости и долготерпению. «И минует сострадание (et pertransibunt misericordiae), и удалится долготерпение». 3Езд.7:34 Суд будет один, истина утвердится, вера укрепится. 3Езд.7:35 Затем последует дело, откроется воздаяние, восстанет правда, перестанет господствовать неправда. 35 . Дела, которые каждый совершил последуют за ним на суд ( Omkp XIV:13 ) и за них будет достойным образом воздано (ср. Uc XL:10 ). Последняя мысль в рукописях передается в такой форме: «и неправды не будут покоиться». Подобно тому, как поступки праведников не будут оставаться в безвестности, так и неправды и злодеяния грешников совершавшиеся под покровом тайны, предстанут пред очами всех 2 . 36 Я сказал: Авраам первый молился о Содомлянах; Моисей – за отцов, согрешивших в пустыне;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

п. Следовательно, правда и милость действуют каждая сама по себе, не сталкиваясь, не ограничиваясь взаимно, но в некоторой гармонии, уступая место действию, при известном условии, одна другой. Иначе, какой бы был смысл говорить в Откровении о правде и милости, если бы эти понятия были синонимичны, и правда переходила в милость? И Христос, говоря, что фарисеи оставили вящее закона – суд и милость, и веру, если под судом разуметь правду, имеет в виду не только защиту обиженных, но и наказание виновных, как это видно из Мф.5:21–22 ; а еще грандиознее это выражаете св. ап. Павел в Рим.1:18; 2:1–16 и др.; 1Кор.3:16–17 ; Ис.11:3–4 . Точно такое же соотношение мы видим и в псалме 84, откуда взяты: «милость и истина сретостася»... Вспоминая недавнюю историю плена и возвращения из него израильтян, псалмоп. говорит: «Господи, Ты умилосердился к земле Твоей, возвратил плен Иаковль, простил беззакония народа Твоего, покрыл все грехи его, отъял всю ярость Твою, отвратил лютость гнева Твоего». Созерцая современное написанию псалма печальное состояние народа, псалмопевец просит Бога: «возстанови нас, Боже спасение нашего, и прекрати негодование Твое на нас. Неужели вечно будешь гневаться на нас, прострешь гнев Твой от рода в род?.. Яви нам, Господи, милость Твою и спасение Твое даруй нам». В духовном восхищении он говорит: «послушаю, что скажет Господь Бог ? Он скажет мир народу Своему и избранным Своим». Однако, эта милость не безусловна, а обусловливается правдою, ожидающею покаяния, «да не впадут они снова в безрассудство. Так, близко к боящимся Его спасение Его, чтобы обитала слава на земли нашей». И вот, только при таком сочетании покаяния и прощения с дальнейшими милостями, «милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются». Значит, последние слова не вырываются схоластиками, а находятся в полном соответствии с контекстом всего псалма, являясь своего рода выводом из предшествующего. С этим гармонируют и последние слова: «истина возникнет из земли» – первое условие со стороны человеческой – покаяние, возвращение к Богу, на истинный путь, «и правда приникнет с небес» – второе условие – правда Божия снимает вину, и тогда уже будет действовать милость: «и Господь даст благо и земля наша даст плод свой». А все-таки «Правда пред Ним (милостию) пройдет и поставит на путь стопы своя». Посему, и прор. Исаия, засвидетельствовав о грядущем гневе Божием на Евреев, говорит: «тогда суд водворится в этой пустыне… и делом Правды будет мир и плодом правосудия – спокойствие и безопасность на веки ( Ис.32:16–17 ). «Когда суды Твои совершаются на земли; тогда живущие в мире научаются правде. Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, – будет злодействовать на земле правых и не будет взирать на величие Господа» ( Ис.26:9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010