Особенно усиливается поминовение усопших в две вселенские родительские субботы - Мясопустную и Троицкую. В Мясопустную субботу усугубляется моление потому, что в следующее за ней воскресение вспоминается Страшный Суд, и сыны видимой - земной Церкви, готовясь сами предстать на этот Суд, просят милости у Господа и ко всем умершим. А в субботу перед Пятидесятницей, в день, в который сошел Дух Святой на апостолов и даровал им благодатные силы ко благовестию Царствия Божия, возносится моление о том, чтобы и умершие получили ослабление и свободу и вошли в это Царство. Служба в эти дни исключительно заупокойная. Сугубые заупокойные моления в субботы Великого поста установлены в возмещение того, что в будущие дни поста нет поминовений на литургии. То же значение имеет и Радоница - первый вторник после Антипасхи (недели св. ап. Фомы). А поскольку на Руси обычай весенних поминок был у наших предков еще до принятия христианства ( " Навий день " ), то в этот день поминаются вообще все усопшие. Христианство придало этим поминкам иной характер - радости о воскресшем Господе, почему и называется Радоница. В этот день верующие после службы приходят на кладбище и христосуются с умершими, принося с собой окрашенные яйца. Некоторые яйца оставляют на могиле, воспринимая умерших как живых, и деля с ними свою радость. Трижды в год Русская Православная Церковь совершает поминовения воинов, на поле брани убиенных - в субботу (25 октября ст.ст.) перед церковной памятью св. Димитрия Солунского (26 октября ст.ст.) и в день Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 августа ст.ст.). Первое поминовение было установлено по воле святого благоверного князя Димитрия Донского для поминовения воинов, павших в 1380 году на Куликовом поле. Соединено оно было с памятью св. Димитрия Солунского потому, что св. Димитрий считается славянами их покровителем, к тому же он был небесным покровителем св. благоверного князя. Поминование усопших воинов совершается Церковью 26 апреля (9 мая по н.ст.). Молитва о всех прежде почивших имеет большое духовное значение, особый сокровенный смысл. Если бы христиане молились только за своих родных и близких, то они по своему духовному состоянию недалеко бы ушли от язычников и грешников, которые приветствуют своих братьев и любящих их любят (Мф.5,46-47; Лк.6,32). К тому же, есть и такие умирающие, за которых и некому помолиться уже в первые дни их перехода в потусторонний мир.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1374...

29 Вот это возглашение: «Великаго и славнаго и Богом хранимаго Новаграда святыя великия соборныя и апостольския церкви Софии Премудрости Божия создателем Благоверному и Христолюбивому великому князю Владимиру Ярославину и матере его Благоверной и Христолюбивой великой княгине Анне и Благоверной великой княгине его Александре – вечная память» (л. 37). 30 «Печерския обители в Псковской области блаженным создателем, первому старцу Марку и игумену Кориилию, и иже с ними, всем, лежащим в Богом зданиой пещере, вечная память. Преосвященному епископу Нифонту, создавшему обитель и храм Преображения Христова над Миражею рекою и прочим в той святой обители архимандритом и игуменом, богоугодно пожившим, вечная память». 31 «Иже добре храбрствовавшим и мужественне подвизавшимся, и крови своя пролиявшим и души свои положившим за святые Божии церкви и за великих государей, царей и за все православное христианство в 7089 (1581 г. – Ред.) и в 7121 (1613) годах от литовских и от немецких королей и от их воинских людей. И в прошлых же, в 7158 (1650) году в междоусобной брани псковского смутного времени во граде в Пскове и подо Псковом, и около Пскова, во окрестных местах. И в 7141 и в 42 (163334)... под Смоленском, и с тех времен до 7183 (1675) году, в татарские и литовские и немецкие бои и войны, на украйне и в литовской и в немецкой землях, и по иным странам сопротиво иноплеменных, на боех, и на приступе, и на выласках побиенным, и в полонех скончавшимся нужною и мученическою смертию; полковым воеводам, и их полков начальным и рядовым всяких чинов, великаго государя ратным людем, вечная память» (лист 5 и 6). " Там сказано: «Лета 7145-го (1637 – Ред.) в азовское взятие, да во 7149 году (1641) от турских и от крымских людей в Азове посаде за православную веру Донские казаки побиты. По Государеве Цареве и великаго князя Михаила Феодоровича всея России грамоте паписаша их в сенодике в вечное поминовение». 32 Там сказано: «Лета 7145-го (1637 – Ред.) в азовское взятие, да во 7149 году (1641) от турских и от крымских людей в Азове посаде за православную веру Донские казаки побиты. По Государеве Цареве и великаго князя Михаила Феодоровича всея России грамоте паписаша их в сенодике в вечное поминовение».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Про другие примеры, помещенные в рубрике «русские выражения», нельзя с большей или меньшей вероятностью сказать, были бы они исправлены или нет. Очевидно, что члены Комиссии фиксировали необычные (ненормативные) для языка стандартных богослужебных книг выражения. Так, например, из службы на 11 сентября выписано выражение врага старого : споспшающа им поборника въ бжственнй рати гда, врага стараго земныхъ побдилъ че, пдвиги твоими (11 сент. 4 п. К. 1 ст.) Богослужебные церковнославянские тексты знают слово старый в значении ‘преклонного возраста’. Значение ‘прежний, давний’ было представлено в древнерусском языке лишь в непереводных памятниках. Другой пример из службы на 10 сентября: мкъ лютость доблественн претерпша (10 сент. 6 п. К. 1 тр.). После выражения мук лютость в скобках было отмечено (вм. лютая ), то есть стандартной в подобном примере является форма среднего рода множественного числа. 3.9. Изменение молений о властях Последним делом, которым занималась Комиссия, было исправление формул поминовения гражданской власти после отречения Николая II от престола. На основании предложений Комиссии 7–8 марта 1917 года Синод принимает постановления «Об изменении богослужебных чинов и молитвословий» и «Об изменениях в церковном богослужении в связи с прекращением поминовения царствующего дома» 174 , согласно которым «во всех случаях за богослужениями вместо поминовения царствовавшего дома возносить моление: «О богохранимей Державе Российстей и благоверном Временном правительстве ея» «. Необходимые изменения печатались на отдельных листах, которые вклеивались в старые богослужебные книги. 175 3.10. Отзывы на деятельность Комиссии Мы не знаем, сколько экземпляров исправленных книг успело разойтись и была ли новая книжная справа осознана и осмыслена церковным обществом. Б.И. Сове пишет, что новоисправленный текст распространялся медленно, встречая оппозицию, например, на Валааме. 176 «Исправленный текст ирмосов почти нигде не привился, так как певчие пользовались старыми нотными книгами. Эти новые издания не получили оценки и в духовной литературе со стороны заинтересованных лиц, будучи почти замолчаны» 177 (Сове 1970, с. 62). Серьезным препятствием для вхождения в богослужебную практику исправленной редакции стало и то, что так и не был издан исправленный Октоих, в состав которого входит значительное число текстов, общих с другими богослужебными книгами. В цитированном выше (см. 3.7) письме Н.Ф. Чуриловский писал о том, что справу следовало бы начинать именно с Октоиха. Повсеместное употребление исправленного Октоиха сделало бы возвращение к старой редакции богослужебных книг малореальным.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Как творили поминовение по усопшем в третий, со времени его кончины, день, т. е. в день самого погребения, указание об этом находим в одном нотном рукописном ирмологии Чудовской библиотеки. «По представлении же некоего брата, – читаем мы здесь, – или господина великого от мирских человек и по нем поминание творим, память по души его. Возставше от стола, по отпущении пречистыя хлебца 827 , иерей глаголет Благословен Бог наш и клирицы начинают во глас 6-й: Содетелю и Творче, Зиждителю, Избавителю, отпусти Христе Боже и душа их помилуй. Таже тропарь Помяни Господи, яко благ; Слава, Со святыми упокой, и Ныне, Тя град и пристанище имамы. Октения, и поминает священник, о нем же поминание творим» 828 . В одном рукописном памятнике нам пришлось встретить другое указание на то, как поминать усопших за поминальным обедом: «Чаша заупокойная где запросто на беседе, без панахиды, иерей речет: Благословен Бог наш, и, по амине, молитву: Небесный царю, благоверного царя нашего укрепи... Господи помилуй, дважды, благослови. Певцы поют: Живым на здравие всем православным христианам, а представльшимся – вечная память. И по сем, иерей испивает прежде чашу, потому предстоящим людем подает» 829 . В девятый, двадцатый и сороковой дни по кончине умершего, творили по нем поминовение таким образом: в эти дни нужно было служить по усопшем «службу», т. е., литургию, пли посылать просфоры в другую церковь , где имела быть в те дни литургия. Собор 1666/7 года предписывал в эти дни поминовения тоже совершать литургии, а накануне, после вечерни петь великую панихиду: «службу всю, якоже и на погребении, кроме стихир, блажен, апостола и Евангелия«, и совершать «исхождение на гроб», т. е. на могилу поминаемого, для совершения там литии 830 . Общественное поминовение усопших соединялось со службами круга дневного и седмичного. Ежедневно по отпусте вечерни или утрени, нужно было, по предписанию памятников рассматриваемого времени, совершать исхождение в притвор, для совершения литии по усопшим 831 . Рукописные требники отводят в своем составе место для особой главы: «о еже како подобает творити литию еже есть похождение в притвор о усопших между неделями всего лета«. Священник, по окончании вечерни или утрени, брал кадильницу и, в предшествии параекклисиарха, со свечою и в сопутствии певцов, поющих стихиру храма, исходил в притвор, где и совершал краткую литию на усопших. Лития эта, по своему составу, ничем не отличается от современной краткой заупокойной литии, как она излгается в современных служебнике и типиконе. На ектении, которая произносилась при совершении заупокойной литии, рукописные требники предписывают поминать сначала патриархов, потом царей, князей, княгинь, «блаженныя ктиторы», и всех православных христиан 832 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

Святейший Патриарх Кирилл призвал молиться святой Евфросинии Московской при нестроениях в семейной жизни 3 мая 2011 г. 14:20 3 мая 2011 года, во вторник 2-й седмицы по Пасхе — день Радоницы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию и Пасхальное поминовение усопших в Архангельском соборе Московского Кремля. По окончании литии Предстоятель Русской Церкви посетил придел святого мученика Уара, где с 28 мая 2008 года почивают честные мощи святой благоверной великой княгини Евфросинии Московской, и совершил молебен св. Евфросинии. Со ступеней придела мученика Уара Святейший Патриарх Кирилл обратился к духовенству и к собравшемуся на Соборной площади Кремля народу с кратким словом: «Христос Воскресе! Всех вас сердечно поздравляю с праздником. Сегодня день особого Пасхального поминовения усопших, и сегодня мы вспоминаем также имя святой благоверной великой княгини Московской Евфросинии. Она была женой великого государя, великого князя, и прожила жизнь такую, что явила пример всем женщинам Руси — пример любви, беззаветной преданности Богу, Церкви, мужу своему, готовности разделять с ним все скорби его трудов по сохранению Руси. И сегодня, когда у нас часто распадаются браки, мы должны особенно просить святую преподобную и благоверную княгиню Евфросинию, чтобы она вразумила, в первую очередь, женщин, жен, в том числе высокопоставленных людей, — но не только. Чтобы она открыла им, что такое подлинное счастье, а через них помогла и мужьям их увидеть подлинное предназначение мужа, главы семьи, несущего особую ответственность и за жену, и за детей своих. Сегодня и наше общество, и весь мир переживают кризис семьи. Так много соблазнов, и люди по слабости своей неспособны с этими соблазнами справляться; и мы нуждаемся в помощи свыше. Я призываю всех тех, кто чувствует надвигающееся неблагополучие в семье своей, усиленно молиться святой благоверной и преподобной княгине Евфросинии, чтобы она своей молитвой пред Богом сохраняла наши семьи, многочадие жен, подлинные семейные ценности, способные противостоять ложным ценностям греховного мира сего. Ее молитвами да сохранит Господь Русь Святую, страну нашу Российскую, Церковь нашу и всех, кто с верой и надеждой призывает имя Божие. Аминь. Христос Воскресе!» Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1468850.ht...

Тверской князь Александр Михайлович и его сын Феодор, которых 28 октября 1339 года в Орде хан предал ужасной казни («разъимаша их по составам») и страдальческие тела их были привезены в Тверь и погребены в Спасо-Преображенском Соборе. Великий князь Тверской Михаил Александрович, в иночестве Матфей, внук св. благоверного Великого князя Михаила Ярославича; он, по завещанию, был погребён в Княжеском монастыре (Афанасьевском), бывшем близ кафедрального собора, где ныне Тверское реальное училище; в кафедральном соборе хранится частица от его мощей. В городе Старице, в Вознесенской церкви, бывшей прежде монастырём женским, местно чтится Пелагия, мать святейшего патриарха Иова. В Торжке – имеются иконные изображения (в единоверческом храме) благоверного князя Симеона Мстиславича, супруга св. княгини Иулиании Новоторжской. Там же, в Борисоглебском монастыре, ежегодно торжественно совершается поминовение архимандрита Константина и сожжённых с ним иноков (25 января 1609 г.). В Кашине в Сретенском женском монастыре свято чтится память схимонахини Дорофеи (Лодыгиной) и др., а в Клобукове Николаевском монастыре совершается ежегодно (18 августа) поминовение Сергия и Марфы (Ансимовых). В селе Кожине – богомольцами на пути в Колязин к мощам пр. Макария посещаются гробницы родителей его болярина Василия и Ирины и супруги преподобного Елены. – В ограде Христо-Рождественской церкви города Колязина погребён местно чтимый отрок Иоанн; над местом его погребения недавно устроена часовня. В селе Нектариеве Тверского уезда – в приходском храме (в бывшем монастыре) находится древняя рака, в коей покоится основатель обители Нектарий, а в селе Тутане – того же уезда, под спудом покоится основатель бывшего Тутанского монастыря Ксенофонт. В селе Застолбье Бежецкого уезда – устроена часовня на месте жительства Иоанна (Ионы) и Нестора (Димитрия) в иночестве Нектария, бояр из свиты святителя Гурия, почивающих в пещерке Казанского Спасского монастыря. Супруга Нижегородского князя Андрея Константиновича Васса или Анастасия была родом из Твери.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

В 1715-м году приходные книги фиксировали 6.300 рублей: 6.000 рублей из казны, 255 рублей за погребальные места и 45 рублей вкладов от разночинцев на строение. В 1716-м году цифра поступлений крайне понизилась: 229 рублей из казны и 100 рублей за погребальные места. В 1717-м году из казны ничего не было отпущено, весь приход – 446,80 рублей – был «за погребальные места». 1718-ый год принес некоторое разнообразие в статьи прихода: за погребальные места 300 рублей; от крестьян села Валдая Петра Карпова и Дмитрия Шилы «в строение с откупного Зимнегорского кабака» 200 рублей; от стольника Феодора Лукина Мартемьянова «в строение» 1.150 рублей; от Царицы Екатерины Алексеевны «по благоверной блаженные памяти царевне Наталии Алексеевне в поминовение во всякое монастырское строение» 3.000 рублей; из Канцелярии Тайных Дел «в поминовение в сорокоуста по царевиче Алексее Петровиче» 20 рублей и от архимандрита Феодосия «в поминовение и на строение по нем же, царевиче», 80 рублей; – всего 4.750 рублей 744 . В 1718-м году Петр отдал на строение Александро-Невского Монастыря деньги и имущество, оставшиеся после скончавшегося Астраханского митрополита Сампсона. Ходатайствуя, в письме 17-го апреля 1719-го года, о высочайшем указе на приведение этого в исполнение, архимандрит Феодосий вместе с тем испрашивал высочайшего повеления, чтобы «и прочих епархий преставляющихся архиереев келейные деньги и вещи собирать, для поспешения строения», в Александро-Невский Монастырь «в помощь государственной казны, понеже суммы немалой для великого и регулярного и поспешного строения помянутой Монастырь будет требовать» 745 . В апреле 1720-го года архимандрит Феодосий вновь писал Царю: «По твоему Царского Величества именному указу созидается гошпиталь Святой Троицы и Александра Невского. А по рисунку на оное создание надобно денег немалое число. А после бывшего епископа Ростовского Демида ростриги платье и пожитки его да 400 золотых червонных взято в Москву в Монастырской Приказ. Да бывший же Дионисий, архиепископ Вятский, который ныне живет в Москве в Данилове Монастыре, имеет при себе и по разным местам, а именно: в Москве, в доме своем, что у Серпуховских ворот, в котором ныне живет вдова сына его, Дионисеева, бывшего дьяка, Яковлевская жена Давидова, да в доме ж Алексея Чоглокова многое богатство.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Архив Пн В день Радоницы Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию и поминовение усопших в Архангельском соборе Кремля 3 мая 2011 г. 13:16 3 мая 2011 года, во вторник 2-й седмицы по Пасхе — день Радоницы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию и Пасхальное поминовение усопших в Архангельском соборе Московского Кремля. Его Святейшеству сослужили: епископ Дмитровский Александр ; епископ Звенигородский Николай ; секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве протоиерей Владимир Диваков ; настоятель Казанского собора на Красной площади протоиерей Николай Иноземцев ; ректор Николо-Угрешской духовной семинарии игумен Иоанн (Рубин); московское духовенство. После чтения Евангелия Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с проповедью, посвященной значению молитвенного поминовения усопших в жизни православных христиан. Как отметил Предстоятель Русской Церкви в слове по окончании Литургии, сегодня не только день памяти всех усопших, «христосование с теми, кто оставил земную жизнь», но и годовщина кончины  Святейшего Патриарха Пимена . Святейший Владыка попросил всех сугубо помолиться о приснопамятном Первосвятителе. Затем Святейший Патриарх совершил литию, за которой вознес молитвы об упокоении душ «усопших рабов Божиих приснопамятных Предстоятелей Российския Церкви, строителей и правителей Святыя Руси, благоверных князей и княгинь, царей и цариц и всех во власти бывших, попечение имевших о непорочной вере и с прилежанием управлявших страною нашей, на месте сем упокоения и в иных местех погребенных», а также помолился об упокоении души митрополита Никодима (Ротова) и почивших родных. По окончании литии Предстоятель Русской Церкви посетил придел святого мученика Уара, где с 28 мая 2008 года почивают честные мощи святой благоверной великой княгини Евфросинии Московской, и совершил молебен св. Евфросинии. Со ступеней придела мученика Уара Святейший Патриарх Кирилл обратился к духовенству и к собравшемуся на Соборной площади Кремля народу с кратким словом. За богослужениями пел хор Николо-Угрешского монастыря и семинарии под управлением иеромонаха Александра (Богдана). Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 21 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/1468841.ht...

Они измерили кита и нашли в нем восемь больших сажен, а рассекши извесили и нашли весу одного жиру более 200 пудов. Продав это, они выручили «до 500 гривен», и из них уплатили трудникам и наемникам, да и состояние монастыря поддержали. Пожалования и вклады царские и пожертвования частных лиц Пертоминская обитель имела счастье принимать милости от некоторых царственных особ, именно следующие: а) 1636 года июня 19 дня, государь Михаил Феодорович пожаловал в вечное поминовение по отце своем святейшем патриархе Филарете 50 рублей. б) 1646 года царица Евдокия Лукиановна пожаловала для Преображенской церкви царские врата и сень, писанную на золоте. в) 1678 года июня 15 дня от монарших щедрот высочайше повелено выдать в Пертоминскую пустынь 50 четвертей ржи на пропитание братии. г) Крест напрестольный серебряный, весь вызолоченный с и обложенный добрым зернистым жемчугом, . Лета 7188 апреля в 20-й день построен сей крест повелением великой государыни царевны и великой княжны Татьяны Михайловны в Преображенскую пустынь в вечное поминовение по душе сестры великой государыни благоверной царицы и великой княжны Ирины Михайловны, – неотъемлемо. д) 1683 г. февраля 27 дня цари Иоанн и Петр Алексеевичи, пожаловали на созидание каменного храма Успения Пресвятой Богородицы, на братские кельи и на ограду все материалы, как то: кирпич, известь, железо и все эти здания повелено ими возвести на счет казны царской. е) 1684 г. теми же государями – с покупных монастырск по всем городам десятой пошлины не брать. ж) 1686 г. теми же государями повелено выдавать строить про все годы прогонные деньги на 13-ть лошадей, и при том прописано воеводам на Двину и на Холмогоры именными грамотами давать строителю Пертоминской пустыни водоходные суда с Вологды до Холмогор, и от Холмогор до монастыря со всякими снастями, или вместо судов деньги из таможенных доходов. з) 1689 г. апреля в 15 день от царственного двора тех же государей пожалованы сосуды серебряные, весом в три фунта двенадцать золотников, с надписью: «7197 г. апреля в 15 день, в вечное поминовение по государыне цесаревне и великой княжне Ирине Михайловне». и) 1690 г. те же государи пожаловали игумену с братию на разные расходы сто девяносто восемь рублей, пятнадцать алтын и одну деньгу. i) 1694 г. июня 3-го, Император Петр I-й, во время пребывания своего в сем монастыре, изволил даровать на строение ограды 200 рублей, да братии в милостыню 60 рублей, в церковь красного вина и свеч довольное количество и рыбы для братского стола; пожаловать также монастырю рыбные и звериные ловли; государственные пошлины, взятые за прошлые годы, повелел возвратить; за разбитую на промысле ладью даровал монастырю, в возмещение убытка, 60 рублей. Пожертвования частных лиц, более значительные, были следующие:

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Кроме того, на двух из них следующие латинские надписи: I – «1643. Gloria in excelsis Deo» и II – «Anno Domini 1673» 275 . В том же Новгороде на колокольне церкви Св. Архистратига Михаила на Торговой стороне замечателен колокол 16 века с подписью: «+ и христолюбиваго царя и государя великаго князя Феодора Ивановича всея Руси и благоверной царице и великой княгине Ирине». Из этой неполной надписи на колоколе видно, что вместе с ним лит был другой колокол, которого теперь нет. Здесь же находятся два колокола 17 века. Из них один без ушей с надписью: «159 (1651) марта 7 дал сей колокол Благовещению Богородице Михаилу Архангелу Василей Степанов по своих родителей в Великий Новгород». На другом колоколе надпись: «В лето 7200 (1692) купил сий колокол в Великий Новгород к церкви всемилостиваго Спаса и пресвятыя Богородицы Благовещению и Воздвижению Честнаго Креста и Архангела Михаила на Михайлову улицу Дому Премудрости Божии приказной Андрей Богданов Сназин в вечное поминовение о себе и родителей своих. Весу в нем 42 пуда и 2 фунта». В Антониевом монастыре в Новгороде сохранился замечательный колокол в 165 пудов, слитый по повеленью царя Ивана Грозного в 1573 году. Очевидно, Иван Грозный, разорив Новгород и обитель преподобного Антония, впоследствии сожалел об этом, так как он вернул все драгоценные сосуды, взятые из монастыря и приказал отлить названный выше колокол. В этом же монастыре на паперти собора находится небольшой колокол в 1 пуд 10 фунт[ов], считаемый современным преподобному Антонию. Далее, в Новгородских церквах находятся следующие колокола: В церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Десятинном женском монастыре в третьем этаже висят девять небольших колоколов, но древних из них, судя по надписям, нет. Из них третий колокол, в 15 пудов, лит 1754 году, и большой, в 60 пудов, лит 1838 году на вечное поминовение о. архимандрита Фотия. В церкви святых мучеников Флора и Лавра на Софийской стороне на третьем ярусе в пролетах 6 колоколов небольшой величины, из коих один времен Петра Великого и лит по его повелению.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010