§ XXIII Чтобы науки, принятые в миссионерский институт, в самом деле процветали и плод приносили, для того Российское миссионерское общество приняло бы на себя попечение: а) О составлении сколько возможно полной библиотеки при институте и собрании разных чучел, травников, цветников, минералов для класса естественной истории, скелетов, анатомических атласов и всего нужного по классам опытной физики, химии, космографии, географии. б) Надлежало бы непрестанно преследовать современность [т. е. отслеживать, идти в ногу со временем. – Прим. ред. портала] и все, что она производит лучшего по богословским и прочим наукам в России и других землях, выбирать и вносить в библиотеку миссионерского института. в) Российское миссионерское общество постаралось бы употребить верные средства для составления полных, сколько возможно, и при всей полноте своей, необширных, точных и ясных систем по всем наукам, которые составляли бы учебный период миссионерского института. Хорошо, если бы те просвещенные мужи, которым было бы поручено сочинение этих систем, имели между собой сношения, совещания, не огорчаемые желчию зависти, оживляемые единодушным желанием общего блага, великого блага. За всем тем обществу миссионерскому надлежало бы, получив от них сочинения в рукописях, рассмотреть, привести их в единство, дабы все они составляли одну систему всеобщую, стройную во всех частях своих, чтобы все эти инструменты были настроены на один тон, который дан Церкви с Неба в таких изречениях, как сии: « Славьте Господа, ибо Он благ, ибо милость Его вечна! Иегова Господь наш! как величественно имя Твое по всей земле! Когда взираю на небеса Твои, дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и что есть сын человеческий, что Ты посещаешь его?» Опять: « И всякое создание, находящееся на небе, и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь и слава и держава во веки веков». Опять: « Благодарю Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, исхитившего нас из-под власти тьмы, и поставившего в царство возлюбленного Сына Своего, в котором мы имеем искупление кровью Его, и прощение грехов, Который есть Образ Бога невидимого, рожден прежде всякой твари.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Девочки Сьюзен и Люси Пэвэнси, наблюдающие издалека за гибелью Аслана и оплакивающие его у Каменного Стола, подобны евангельским женам, наблюдавшим за казнью Христа, а затем в слезах пришедшим к Его гробу с благовонным миром. Подобно мироносицам, бывшим свидетельницам Воскресения Спасителя, сестры становятся свидетельницами воскресения Великого Льва с первым лучом солнца. Как и Евангелие, “Лев, колдунья и платяной шкаф” заканчиваются победой жизни над смертью, истины над ложью, света над тьмою. И совершенно необычен конец книги “Последняя битва”, которую можно назвать “Апокалипсисом Нарнии”. Аслан говорит детям Пэвэнси, погибшим в катастрофе: “Разве вы не догадались?.. Ваши папа и мама и все вы, как называют это в стране теней, – мертвы. Учебный год позади, настали каникулы. Сон кончился, вот и утро”. И Льюис записывает: “И пока Он говорил, Он все меньше и меньше походил на льва. А то, что случилось дальше, было так прекрасно, что писать об этом я не могу... Вся их жизнь в нашем мире, все приключения в Нарнии были только обложкой и титульным листом. Теперь, наконец, началась Глава Первая Великой Истории, которую не читал ни один человек на земле; Истории, которая длится вечно; Истории, в которой каждая глава лучше предыдущей”. Разве не об этой Истории писал апостол Павел? “Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его” (1 Кор. 2 :9). Сон кончился... Христос и повзрослевшие дети встречаются лицом к лицу. И снова вспоминаются слова апостола Павла: “Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал. А как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы гадательно в зеркале, тогда же – лицом к лицу” (1 Кор. 13 :11-12). Впрочем, последняя книга “Хроник Нарнии” еще ждет своей экранизации. Что же касается фильма Адамсона (кстати, его фамилию можно перевести как “сын Адама”), то хочется думать, что после просмотра “Хроник Нарнии” у многих появится желание перечесть или впервые прочесть не только книгу Льюиса, но и Евангелие. А со страниц этой вечной книги к нам обращается Сам Бог: “Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное” (Мф. 18 ,3).

http://foma.ru/neudobnaya-kniga.html

Какие же основы вероучения, какие понятия об отношении Бога к человеку можем мы передать ребенку в возрасте от семи до девяти лет? Дети уже могут воспринять Бога как Творца вселенной. Религиозное значение эта идея получит только в том случае, если дети ощутили в какой-то мере красоту и чудесность окружающего их мира. Школьные учебники, к сожалению, отделываются сентиментальными фразами о красоте звезд, облаков и гор. Детей важно научить удивляться естественным событиям. Например, слова Библии: " И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящие плод " - обретут для детей больше значения в том случае, если мы покажем им эти процессы. В классе можно выполнить простые опыты, можно показать фильм о росе растений. Так же можно проиллюстрировать другие аспекты творения. Дети могут нарисовать плакаты, рассказывающие о воде, о значении огня, атмосферы и т.д. Учителю полезно ознакомиться с учебниками по естественным наукам для тех же классов и, используя учебный материал, с некоторой долей фантазии проиллюстрировать историю творения. Это поможет ребенку преодолеть пропасть, отделяющую то, что он узнает о мироздании в храме, от того, чему его обучают в школе, пропасть, с которой начинается превращение религии в " изолированную комнату " , " воскресное знание " - не имеющее ничего общего со знанием " будничным " . Дети могут воспринимать Бога как нашего защитника и покровителя. И здесь мы призваны учитывать детский жизненный опыт, врожденную способность познавать вещи путем сравнения. О всевозможных авариях и трагических происшествиях ребенок узнает из телепередач, они составляют ежедневную пищу для ума. Такие библейские повести, как рассказ о трех отроках в печи вавилонской, нельзя иллюстрировать как доказательство того, что не надо бояться огня. Подлинный смысл рассказа - в ответе отроков царю: " Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану не поклонимся " . (Дан. 3, 17-18).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2021...

Наши юноши интеллигенты извратили всякий общественный и учебный порядок: взяли на себя дело политики и суда, не будучи никем к тому призваны; взялись судить своих учителей, начальников и правительство, и едва не самих царей; судили и осудили со своим главою Львом Толстым Самого всемирного и страшного Судию Христа Бога, грядущего со славою судить живых и мертвых; дерзко осудили св. церковь Христову, неимущую скверны или порока или нечто от таковых ( Еф. 5:27 ), ее учение, спасительные таинства и служителей Христа. Истинно, близок день пришествия страшного Судии для суда над всеми людьми, потому, что уже настало предсказанное отступление от Бога, и открылся уже предтеча антихриста, сына погибели, противящегося и превозносящегося выше всего, называемого Богом или святынею; тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. – И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих, и истребит явлением пришествия Своего – того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи (и верят лжецу Толстому), да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду ( 2Фес. 2:4, 7–12 ). Слушайте и читайте современные безверные интеллигенты эти слова Духа Святого, – они относятся к вам. Се, гряду скоро, и мзда Моя со Мною воздати коемуждо по делом его ( Апок. 22:12 ). Аминь. Слово в неделю сыропустную, называемую «изгнание Адамово», т.е. из рая «Изгнан бысть Адам из рая снедию (за невоздержание), темже и седя прямо сего рыдаше, стеня умилительным гласом, и глаголаше: увы мне, что пострадах окаянный аз, едину заповедь преступих Владычню, и благих всяческих лишихся!» (Триодь, на стих. стих., Слава). «Солнце лучи скры, луна со звездами в кровь преложися, горы ужасошася, холми вострепеташа, егда рай заключися.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Ныне сложился обычай, чтобы в православной гимназии был единый духовник; этого не было даже до революции. В старой гимназии был священник-законоучитель, который совершенно не вмешивался ни в административно-организационный процесс, ни в учебный процесс, не являлся судьей в межличностных конфликтах, не вмешивался в деятельность Дирекции. Так, еще не войдя в силу как организованная система общего образования и духовного воспитания, православная школа испытывает неквалифицированное вмешательство со стороны некоторых священников, поверивших в свою «непогрешимость» (по выражению Святейшего Патриарха Алексия 2 – «младостарчество») и всякое свое решение представляющих как «волю Божию». Если такой «папизм» не пресечь священноначалием, то мы не будем иметь православной общеобразовательной школы. В Москве в 2001 году не найдется и десяти полноценных православных общеобразовательных учебных заведений. А имеющиеся около тридцати школ влачат жалкое существование без всякой поддержки с какой бы то ни было стороны. Каждый ученик и педагог православной школы имеет или будет иметь своего личного духовника – об этом педагоги будут говорить детям и сами себе, потому что мы создаем школу не по разнарядке и не по указке, а по велению совести, ревнующей о православном воспитании детей. Сегодня для дьявола нет более важной заботы, кроме той, как бы не допустить существования какой бы то ни было православной школы, не допустить детей к образованию, проникнутому благодатью Святого Духа, но оставить детям телевизор, жвачку и «Макдоналдс». Слугами своими он избирает иногда не только чиновников государственного департамента образования. Еще и еще раз повторюсь. Забота о вдовах, о бедных и больных, о солдатах и заключенных – все это крайне необходимо по заповеди: «И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. ... Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» ( Мф.25:40,45 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» ( 5  голосов:  5.0 из  5) В новой творческой рубрике для родителей «Куда уходит детство» готовим для вас рассказы и стихи современных авторов и классиков о младенчестве, детстве, взрослении, о взрослой ностальгии по всему детскому. Сознательно не ставим в названии вопрос, потому что осмелимся предположить – детство никуда не уходит. Оно оседает на разной глубине памяти, в самые тяжелые минуты подбодряя  и обновляя  нас.  Скоро учебный год, и во всех храмах Церкви идут молебны на начало учения, где обычно читаются евангельские  отрывки о детях. «И сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» ( Мф.18,3 ); «Пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него ( Лк.18,16 ). Почему детское в нас так ценно для Бога? Что мы, взрослея, утрачиваем из своих детских сокровищ? Чего именно он ищет в людях как в своих любимых чадах? Ну, точно не инфантильности – в повседневном понимании детскости: капризов, требований, эгоизма, неспособности к принятию решений и духовной незрелости. Скорее, благих плодов детства души. Души, не помнящей злого, не таящей обиды. Полной здорового оптимизма и радостного взгляда на жизнь. Доверчивой и доброжелательной к Богу и ближним. Искренней и непосредственной, деликатной и бережной к внутреннему миру другого. Не наигранно-доброй, а настоящей, цельной, со всеми своими особенностями. И хотели бы вернуться к детству – к чистому источнику, к земному раю, к началу своему, но горький житейский опыт нашептывает: «Не будь наивным, мир лежит во зле, побеждает сильнейший». И мы снова отмахиваемся от своего внутреннего Маленького принца, избегая боли и  надевая маску благополучия взрослости. …Ребенок открыт Богу, миру и людям, он радостен и любопытен. И любопытство побуждает его к поиску настоящего себя и своего Отца. Небесного Отца в себе самом. Себя в Нем. Детство – это узнавание, это вопросы, поэтому детский взгляд – это еще и принцип богопознания и самопознания.

http://azbyka.ru/deti/kuda-uhodit-detstv...

Святой Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн был последним из пророков и первым из мучеников. Он стоит на пороге Нового Завета, возвещая людям о том, что «идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Мк. 1. 7-8). Иоанн Предтеча указывает на грядущего Спасителя и говорит: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1. 29). Он первым распознает в Иисусе Христе не простого человека, не просто пророка, а Того, Кого Бог обещал израильскому народу – Мессию Христа, Спасителя мира, Который на Себя берет грех всего мира. Того, Кто пришел для того, чтобы искупить человеческий род от греха и смерти. Святой Иоанн Предтеча, как бы предшествуя Господу Иисусу Христу не только здесь, на земле, но и в вечности, умирает раньше Него для того, чтобы уготовать Ему путь не только здесь, но и там. Как верует Церковь, после того, как Иоанн был убит беззаконным четвертовластником Иродом (о чем мы сегодня слышали в чтении из Евангелия от Марка), его душа сошла в адские бездны, дабы и там уготовать путь Спасителю, прямыми сделать стези Ему, чтобы и там возвестить о том, что грядет Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. И когда Господь Иисус Христос умер на Кресте, тогда, как мы веруем, Его душа сошла во ад не для того, чтобы там остаться, но для того, чтобы и адские бездны наполнились Божественным присутствием, для того, чтобы открыть путь к воскресению из мертвых и к вечной жизни всем тем, которые ожидали Спасителя в этих темных адских безднах. И, конечно, вместе с ними был выведен оттуда и святой Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн, которого мы сегодня почитаем и прославляем как пророка, который указал и продолжает указывать людям путь ко Христу Спасителю». Обращаясь к представителям профессорско-преподавательской корпорации ОЦАД и учащимся, ректор этого учебного заведения отметил: «Мы совершаем престольный праздник, одновременно отмечая начало учебного года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре. Нынешний год начинается в непростых условиях, потому что, к сожалению, продолжается пандемия коронавируса. Нет возможности в полной мере обеспечить очное обучение для всех студентов, но, по крайней мере, после целого года, когда мы занимались заочно, сегодня мы имеем возможность видеть друг друга в лицо, пусть и в масках. Мы имеем возможность начать учебный год в очном режиме с надеждой на то, что при строгом соблюдении и преподавателями, и начальствующими, и учащимися необходимых противоэпидемических мер, сумеем избежать заражений, распространения коронавируса и сможем продолжить обучение в нормальных условиях.

http://mospat.ru/ru/news/88004/

Подведены итоги первого учебного года дистанционной системы обучения Москва, 20 мая 2004 г.  С окончанием 2003/2004 учебного года завершились трансляции учебных лекций по программе дистанционного обучения студентов духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. В учебном году участники проекта прослушали свыше 200 академических часов лекций по курсу духовной семинарии, в ходе которых были апробированы различные методики преподавания. В целом, можно оценить завершившийся учебный год как год прорыва в области освоения Русской Православной Церковью современных информационных технологий, сообщает Богослов.Ru. Однако не удалось избежать некоторых ошибок и трудностей, которые, впрочем, сопровождают любой новый проект, новое начинание. В этой связи Учебный комитет неоднократно обращался к участникам дистанционного проекта с просьбой высказать собственные пожелания, указать возможные недостатки. Учебный комитет благодарит всех, кто нашел возможность внести конструктивные предложения, в частности о необходимости избежать дублирования дистанционных лекций с программами самой семинарии, решения вопросов обратной связи и т.д. Сегодня, подводя итоги первого года реализации проекта дистанционного обучения, Учебный комитет, учитывая все пожелания и предложения участников, разрабатывает новую программу на 2004/2005 учебный год. Принято решение о приоритетных в трансляции спецкурсах в рамках учебной программы, о чтении лекций по дисциплинам, выходящим за рамки обычных семинарских программ (правоведение, бухучет, пастырская психология и т.д.), а также об участии в трансляциях общественных и государственных деятелей. Поскольку за летние месяцы учебная программа дистанционного обучения на 2004/2005 учебный год будет уточняться и дополняться, координационная группа проекта просит его участников направить в Учебный комитет пожелания по перечню тех тем и учебных дисциплин, на которые стоит обратить особое внимание. 20 мая 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/9833.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 УЧЕБНЫЙ КОМИТЕТ ПРИ СВЯТЕЙШЕМ СИНОДЕ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Учебный комитет при Святейшем Синоде - третье в преемственном порядке после Комиссии духовных училищ (1808-1839 гг.) и Духовно-Учебного Управления (1839-1867 гг.) центральное учреждение для высшего заведования духовно-учебными заведениями в России. В 1866 г. граф Д.А. Толстой ходатайствовал об отпуске из Государственного Казначейства ежегодного пособия в 1,5 миллиона руб. на улучшение духовно-учебных заведений. Граф Толстой предложил Святейшему Синоду образовать особый Комитет для выработки учебных уставов. Этот комитет, состоящий под представительством митрополита Киевского Арсения , но большей частью руководимый епископом Нижегородским Нектарием , пересмотрел многочисленные подготовительные материалы, между прочим, труды особого комитета 1860-1862 гг. по тем же вопросам реформы и в конце 1866 г. представил Св. Синоду проекты новых уставов духовных семинарий и училищ. Эти уставы были представлены графом Толстым на Высочайшее утверждение, которое получили 14 мая 1867 г. Толстой также испрашивал Высочайшего соизволения упразднить Духовно-Учебное Управление и вместо него открыть при Св. Синоде Учебный комитет на основании особого о нем положения, которое и было утверждено 14 мая 1867 г. Учебный комитет был устроен на коллегиальных началах. В состав его входили председатель (лицо духовного сана), 9 членов - частью из духовных, частью из светских лиц, из них 6 - постоянно присутствующих в комитете и 3 - посылаемые на ревизии духовно-учебных заведений, а также правитель дел для делопроизводства. Все дела должны решаться общим голосом членов, а при несогласии - большинством голосов. Решения комитета нигде не имели самостоятельной силы. Учебный комитет все свои мнения и заключения должен был представлять через обер-прокурора на утверждение Св. Синода.

http://drevo-info.ru/articles/15970.html

2. Архив Санкт-Петербургского государственного университета. Ф. 1. Оп. 3. Д. 2734. Личное дело профессора В.С. Серебреникова . 63 л. Опубликованные источники 1. Журналы заседаний Совета СПбДА за 1882/83 учебный год. СПб., 1883. 292 с. 2. Журналы заседаний Совета СПбДА за 1885/86 учебный год. СПб., 1888. 384 с. 3. Журналы заседаний Совета СПбДА за 1890/91 учебный год. СПб., 1896. 281с. 4. Журналы заседаний Совета СПбДА за 1908/09 учебный год. СПб., 1909. 440 с. 5. Отчёт о состоянии СПбДА за 1903 год. СПб., 1904. 42 с. 6. Отчёт о состоянии СПбДА за 1904 год. СПб., 1905. 43 с. 7. Отчёт о состоянии СПбДА за 1909 год. СПб., 1910. 44 с. 8. Отчёт о состоянии СПбДА за 1912 год. СПб., 1913. 58 с. 9. Отчёт о состоянии Императорской СПбДА за 1913 год. СПб., 1914. 50 с. 10. Обозрение преподавания на Географическом факультете Ленинградского государственного университета на 1926/27 учебный год. СПб., 1927. 39 с. 11. Серебреников В.С. Лейбниц и его учение о душе человека. СПб., 1908. 366 с. 12. Серебреников В.С. Лекции по психологии для I и II курсов СПбДА. СПб., 1904. 263 с. 13. Серебреников В.С. Отчёт об учёных занятиях за границею в течение 1892/93 учебного года//Журналы заседаний Совета СПбДА за 1893/94 учебный год. СПб., 1894. 128 с. 14. Серебреников В.С. Подробный конспект лекций по истории древней и новой философии. СПб., 1898. 24 с. 15. Серебреников В.С. Учение Лейбница о бессознательной душевной жизни//Вестник психологии криминальной антропологии и гипнотизма. СПб., 1904. 2. 32 с. 16. Серебреников В.С. Учение Локка о прирождённых началах знания и деятельности. Опыт установки Локкова учения на основании историко-критического исследования и критического рассмотрения его в связи с христианским учением об образе Божием. СПб., 1892. 358 с. 17. Серебреников В.С. Центральная нервная система и органы высших внешних чувств. Прибавление к лекциям по психологии за 1893/94 год. СПб., 1894. 35 с. Исследования 1. Вопросы философии и психологии/Под ред. проф. Н.Я. Грота. М., 1892. май. (Кн. 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Serebr...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010