Декабрь 1 декабря На крестинах в доме Головарева у солдата (восприемница – немка, дев. горничная барона [Г...]). Несколько времени не мог хорошо, спокойно, без запинки читать молитв; наконец принудил себя – и пошел громко читать. Отчего? Вчера днем и с вечера при большой ходьбе много пил и ел: в членах царила сласть и блудное расположение. Согрешил пред Богом. 2 декабря Молебен у Коровпанова с акафистом Покрову. Радуйся, Радосте наша в нескольких местах не мог выговорить от противления диавольского. Преодолел себя, читая нараспев. Вечером был Палисадов: пил чай и херес и с наглостию припрашивал. Пред тем как ложиться спать, согрешил – пожалел для него благ земных, и жестоко уязвил меня за то враг: не мог спокойно спать, беспокоило меня чувство негодования и жаления: негодования на дармоеда, жаления – сластей и вина, что даром часто ест и пьет. За книгой будто бы пришел. Благодарение Господу, внявшему многократной молитве моей на ложе и помиловавшему меня в пятый или шестой уже раз. Ведь и я все даром получил и получаю, даром ем-пью и угощаться на чужой счет иногда тоже люблю. Бог взыскивает с меня долг. Напрасно я поел на ночь гречневой каши: она была во мне как бы костром горящим. Утром прослабило: она полезна для организма, когда вовремя её есть. Одновременно вчера уязвился от врага и от своего злого обычая сластолюбием, корыстолюбием и озлоблением, когда пожалел Палисадову вечернего угощения и – увы! оставил сердцем Господа своего, вменив как бога сласти и деньги и понадеявшись на них и думая найти в них жизнь. За то по достоинству пострадал. Горе зри и к суете не прилепляйся. Чтобы иссушить любовь Божию в сердцах людей, диавол противопоставил ей свою, греховную, плотскую, или мирскую, нечистую, беззаконную любовь – любовь прелюбодеев и любодеев, любовь сребролюбцев к бездушному металлу, на который они возлагают свои надежды, любовь объедал и пьяниц к лакомствам и напиткам, любовь мотов и расточителей и проч. Не любите мира, ни того, что в мире ( 1Ин. 2, 15 )... Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего (от диавола) ( 1Ин. 2, 16 ). Кто любит мир, в том нет любви Отчей ( 1Ин. 2, 15 ). Я, окаянный, принадлежу к числу любителей мира, ибо люблю и славу мира сего, и наслаждение пищею, и украшение одеждою, и красоту лица, и красоту жилища, и богатство мира сего, чрез что – увы! часто, часто иссякает или уже иссякла любовь к Богу и ближнему. Господи! Измени мя изменением Духа Твоего Святого, да не погибну любовию мира сего. (Любовь к театру, или страсть к нему, тоже относится к любви мира сего, а не к любви Отчей.) 4 декабря 1871 г. Суббота. 4-го декабря

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Корень всему злу – сребролюбие и самолюбие. Вот жала или стрекала врага бесплотного, коими он поджигает и подстрекает к злобе на ближнего: табак, который курит брат в моей квартире, пища и питье, особенно которые я очень люблю и которые брат ест-пьет неумеренно, действительно или призрачно. Терпение нужно и необращение внимания на эти стрекала или жала: в Боге надо иметь покой и вседовольство. Благодарю Господа, сподобившего непреткновенно привести к присяге свидетеля в окружном суде. 16 января 1871. Суббота. Восемь с половиной часов вечера. При всем том, что брат Алексей курит сильно и страстно и много [болтает], он лучше меня в тысячу раз, ибо незлобив, прост, услужлив, уступчив, тогда как я озлобчив, раздражителен, лукав, непослушлив, неуступчив и упрям. Согреших ко Господу! Случай с одним отцом, который советовал отдать волкам, гнавшимся за ними, младенца; между тем сам выпал, и волки растерзали его. Козни бесовские над одним офицером после пьянства. Лепота 191 красивых людей есть лепота Божия. Возносись сердцем к Богу при виде всякой красоты. Не забывай, что человек свободен и властен делать что хочет. Так смотри на действия законные или противозаконные твоего брата и не огорчайся на него, когда он поступает против твоего желания. Враг наводит уныние и смятение, когда хочет низложить меня в помыслах и словах. Надо унынию противопоставлять бодрость и дерзновение, смелость. Мирен был сон мой после счастливо выдержанной борьбы на вечерней молитве и вечернем правиле (канон и акафисты) с бесплотным врагом, который томил меня сном и гнездился, как кошмар, в сердце. Благодарение Господу за мир, сон и победу! Воскресение, 14 января. Благодарю Господа за непреткновенное, со дерзновением моление в квартире Марьи Арсеньевны в присутствии Чуевых. Слава благодати Твоей, слава милосердию Твоему, слава силе Твоей, Господи, яко меня немощного укреплявши, грешного очищаеши, омраченного просвещавши, унылого ободрявши и бесчисленные силы во мне содеваеши. Аминь. 17 января 1871 года. Воскресение. Девять часов. Сегодня два брака предстоит венчать. Да поможет Господь. 17 января

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Кондак 12 Благодать дати восхотев, долгов древних, всех долгов Решитель человеком, прииде Собою ко отшедшим Того благодати, и раздав рукописание, слышит от всех сице: Аллилуиа. Икос 12 Поюще Твое Рождество, хвалим Тя вси, яко одушевленный храм, Богородице: во Твоей бо вселився утробе содержай вся рукою Господь, освяти, прослави и научи вопити Тебе всех: Радуйся, селение Бога и Слова; радуйся, святая святых большая. Радуйся, ковчеже, позлащенный Духом; радуйся, сокровище живота неистощимое. Радуйся, честный венче царей благочестивых; радуйся, честная похвало иереев благоговейных. Радуйся, Церкве непоколебимый столпе; радуйся, Царствия нерушимая стено. Радуйся, Еюже воздвижутся победы; радуйся, Еюже низпадут врази. Радуйся, тела моего врачевание; радуйся, души моея спасение. Радуйся, Невесто Неневестная. Кондак 13 О Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово! Нынешнее приемши приношение, от всякия избави напасти всех, и будущия изми муки, о Тебе вопиющих: Аллилуиа. Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос: «Ангел предстатель…» и 1-й кондак: «Взбранной Воеводе…». МОЛИТВЫ О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, вышши еси всех Ангел и Архангел, и всея твари честнейши, помощнице еси обидимых, ненадеющихся надеяние, убогих заступнице, печальных утешение, алчущих кормилице, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление. О, Всемилостивая Госпоже, дево Богородице Владычице, милостию Твоею спаси и помилуй святейшия патриархи православныя, архиепископы и епископы и весь священнический и иноческий чин, и вся православныя христианы ризою Твоею честною защити; и умоли, Госпоже, из Тебе без семене воплотившагося Христа Бога нашего, да препояшет нас силою Своею свыше, на невидимыя и видимыя враги наша. О, Всемилостивая Госпоже Владычице Богородице! Воздвигни нас из глубины греховныя и избави нас от глада, губительства, от труса и потопа, от огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани, и от напрасныя смерти, и от нападения вражия, и от тлетворных ветр, и от смертоносныя язвы, и от всякаго зла. Подаждь, Госпоже, мир и здравие рабом Твоим, всем православным христианом, просвети им ум, и очи сердечнии, еже ко спасению; и сподоби ны, грешныя рабы Твоя, Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего; яко держава Его благословена и прпрославлена, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым, и Благим, Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

http://pravmir.ru/subbota-akafista-s-kra...

В 10 1/4 отправились в город и в крепость на заупокойную обедню. Завтракали у Мама на Елагине. По пути на жел. дорогу заехали в часовню Спасителя и простояли молебен. Вернулись в Царское Село в 3 1/4. Было ясно и морозно — около 5°. Погулял полчаса. Принял Григоровича и Тимашева. После чая — Горемыкина и Кривошеина. В 7 час. поехали ко всенощной с акафистом в нижней церкви. После обеда читал. Вечером исповедывались. 21-го октября. Вторник. Сподобились причаститься Св. Тайн в нижней церкви. После чая читал и принимал, также и доклад Сазонова. Завтракали в 12 1/2. Через час, простившись с своею семьею в вагоне, отправился в армию. День был морозный и солнечный. Со мною едут те же И еще Кира Нар[ышкин] и Саблин. Много читал. Принял доклад Сухомлинова. К вечеру мороз стал меньше. 22-го октября. Среда. Проснулся нехолодным дождевым утром. В 10 час. приехал в Минск. На станции был прием начальства и несколько депутаций. Ехал по городу в своем моторе с Сухомлиновым. После собора осмотрел лазарет для раненых в доме губернатора и военный полевой госпиталь на краю города. Уехал из Минска с опозданием в полчаса. Прибыл в Барановичи в 5 ч. Николаша встретил там и сел в поезд. В 5 1/4 был на Ставке. Принял ген. Рузского, Янушкевича и о. Шавельского. Обедал со всеми в 7 1/2. Видел Петю, кот. приехал из Галиции прямо с боевых позиций. После доклад по-прежнему. Вечером пил ранний чай и лег в 12 1/4. 23-го октября. Четверг. Сегодня около 4 час. была получена телеграмма об общем отступлении австрийцев от всего Сана. В 10 ч. в домике у поезда Николаши слушал доклад по сводке донесений. В 11 час. принял Пантелеева. После завтрака сидел с Петей, кот. рассказывал о преб[ыв]ании в Галиции. Сделал прогулку с Н. П. [Саблиным]. В 6час. был благодарственный молебен. После обеда читал бумаги. 24-го октября. Пятница. Простоял чудный тихий морозный день. После утреннего доклада в домике, сделал прогулку до завтрака кругом. В 2 1/2 пошел в расположение лейб-гусарского полка, вызвал полк на площадку, поблагодарил его за боевую службу и осмотрел казарму моего эскадрона. Прошел через военный городок и смотрел выводку лошадей 2-го эскадрона. Вернулся в поезд очень довольный. В 6 ч. принял кн. Щербатова. После обеда читал. Поиграл в кости. 25-го октября. Суббота.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

28 марта 1880. Пятница 4-й недели Великого Поста Утром пришел ризничий о. Митрофана с поздравлением, потом о. Исайя – сказать, что Владыка в воскресенье о. Демкина приглашает на обед. Я взялся свезти к нему приглашение. Поехал к Феодору Николаевичу. Он был в Церкви, исповедывал; мы с Ольгой Петровной раскупорили ящики из Москвы, где, между прочим, отличнейшие воздухи, там же шелковая материя на подрясник, цепочка и ложка от Калининой; ложку я тут же подарил маленькой Людмиле. Пошел потом к обедне в Инженерном, застал половину. – Пообедавши у Феодора Николаевича и прочитавши два экземпляра речи и проверивши, отвез одну в редакцию «Нового Времени», где не взялись всю напечатать, а обещались выдержку, другой экземпляр – в редакцию «Церковно-Общественного Вестника». Встретил Ивана Михайловича Павловского, товарища по Семинарии о. Владимира. Поповицкого не застал; он бывает дома по вторникам, четвергам и субботам. – «Речь будет напечатана», – сказал Павловский. – К Демкину; он был в Церкви и исповедывал; не дождался; с детьми напился кофе; Митя распоряжался; о приглашении Митрополита написал записку, оставил ее и ушел к Махову Ивану Васильевичу. Сам он – курьезный тип выдохшегося любителя и знатока Японии, немало эксплуатировавшего именем ее (карта, монеты). Семейство порядочное; просидел и проболтал об Японии часа два; старшая дочь – Наташа, гимназистка, подарок нашим ученицам обещалась послать. К десяти часам вернулся домой. 29 марта 1880. Суббота 4-й недели Великого Поста В одиннадцать был на Акафисте; служил Преосвященный Варлаам; я сослужил. – После, попросив лаврскую лошадь, посетил графиню Ламберт, генерала Лошкарева, с ним княгиню Багратион; на минуту Путятиных, Кованько и вернулся к всенощной домой; заезжал еще к Маденокоодзи, так как и он просил известить, когда хиротония. На всенощной был в Крестовой. После с Путятиными зашел к о. Амфилохию. О. Митрофан между тем озабочен был достать где-нибудь мне на завтра цветную рясу и у ближайшего о. протоиерея достал. 30 марта 1880. Воскресенье

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Насколько позволяли глаза, писал ответные письма. От Селима Хури известия все хуже и хуже. Дело о ключах и колоннах испорчено окончательно 716 . Всенощная вечером. Крашенье дверей кухонных. Столетник. Чай. Молитвы. Пятница, 8 мая Готовились служить обедню в церкви, похожей на хлевину. А меня смущает мысль, что вот откроется нужда. Тем временем певчие, не дожидаясь, поют все, что следует по порядку, и уже допели до Приидите, поклонимся. Я кричу: «молчать», но напрасно. Уже поют Да исправится великопостное. Я шлю кого-то выгнать с хор (!) негодяев и, не доверяя ему, сам взбираюсь на хоры, точно там никого не осталось более, но зато не осталось и спуска оттуда (а откуда же я взошел!). Экое ведь не любо, не слушай! В 6 ½ обедня. Чай. КС. Чистка разных сосудов. Меблировка и всякого рода поправка номеров 14 и 16-го. Длилось все это до 3-х часов. Обед с компанией. Поправка коридоров. Семен беспамятный. Всенощная с акафистом Святителю 717 . Патриарх с безвременным визитом. Еще крашенье в 16 с огнем. Мука с больным глазом. Соннометание по диванам. Около полночи ветер сломиголовный, продолжавшийся до 3-х часов. Слепая молитва. Суббота, 9 мая Ночью даже подождило. Тихо, но солнышка не видать. 6 ч. Молитвы. Денежный пакет от эфенди с 50 р. без всякого письма. Служение. На чаю только С. Старик Яффский возобновляет дело о прикупке виноградника 718 . Паша уже в Яффе ради встречи гостей. С Як в город. У г-жи Богдановой постигнуты были самоназванной «пануклой» 719 с письмом-яйцом от Сары де-Бове 720 . Речь об иконостасе Елеонском. Мать Антония 721 , уехавшая в Тивериаду. Сидение долгое у Патриарха. Хочет Севастийского сделать Св. Петром, Анфима повысить (!) в Птолемаидские, а Агапия возвратить в Вифлеем. Никодима же прочит в Севастийские 722 . Иорданский едет встречать Грандуков в Яффу. Сцена с Виссарионом, кончившаяся δι τς πακος 723 , тут же обозванным σκλαβι ς 724 . По дороге 15–20 фр. застряло у Nicodem " a. А негодный Φωκιλδης 725 уехал навсегда из Иерусалима и увез или замотал мои книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Благодарю Господа за избавление от тесноты, постигшей меня за сердечную боязнь, смущение и скрадение возношений на отпустительной ектении повечерия. Я приложился к святому престолу несколько раз в покаянии и получил помилование, мир. 12 марта Во сне видел мать свою, восставшую от гроба, слабую, болезненную, дрожащую, протягивающую ко мне руки и как бы хотевшую схватить или обнять меня; я испугался. Надо молиться о ней усерднее и творить милостыню в память ее. (Конечно это враг мечтами своими и во сне пугает меня.) После утрени. Чего ожидал за свое пресыщение вечером и за обедом (вчера), то и случилось со мною: я лишен был во время утрени благодатной помощи при произношении окончательной ектении на полунощнице, на сугубой, малой и великой ектениях на утрени и на просительной и малой; сердце совсем расслабело, омрачилось, поразилось страхом бесовским, и я поспешно, как изумленный 127 , говорил почти только концы ектений; пел и читал редко, громко, с чувством, помянув и живо представив свое окаянство и бессловесные страсти. Зачем не восхожу к началу невоздержания первых человеков, навлекших на себя и потомство страшную беду? Зачем в новой благодати живу как язычник, работая чреву? Зачем доселе не презираю его? Отчего преступаю непрестанно заповедь о посте? О, вселукавый ветхий человек, царствующий во мне! О, гнездо смерти и тления! Сколько раз и сколь с сильной верой и прошением милости припадал я к престолам благодати – и за невоздержание мое не ощутил сердцем благодати животворящей, ибо прогневал Господа своего языческой жизнью. Помилуй мя и еще, Господи Иисусе Христе, и да не победит множество грехов моих неизреченного человеколюбия Твоего! Буди! 13 марта Благодарю Господа за помощь при служении литургии Преждеосвященной и чтении молитвы заамвонной и молитв пред исповедью. О, и милосердие мое часто переходит в жестокосердие и бесчеловечие, или есть скорее скупость, чем щедроты. Помилуй мя, Господи! Суббота. Господь явил на мне крепость милосердия Своего в начале литургии, избавив меня от смертельной тесноты по крепкой молите веры и покаяния в чревоугодии и пресыщении моем и одебелении сердца моего с вечера (ел рыбу сига с черным хлебом и сардинку), вследствие чего враги невидимые легко пленили и заняли собою чрез разные лукавые, скверные и хульные помыслы сердце мое окаянное, нечистое, скверное и не давали мне читать Акафиста Божией Матери соборне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Он еще посмеялся и говорит: «Ну, ты что? Ну, как такое возможно?» Вот. В итоге, вечерняя с утренней, акафист, молебен, – пели ужасно, и возраст пришел трудный – за 55. Уже трудно, понимаете? Но люди знали, что здесь поем «Херувимскую», здесь – «Милость мира». То есть это же еще устав, помимо пения. – А что потом произошло? – Проходит год, и мне говорят: «Они ж так прекрасно сейчас уже поют, пусть народный хор будет петь по будням», – а это минус 80 процентов из зарплаты. Я прихожу – суббота, вечер, воскресенье, утро, получаю ставку за две службы. Допустим, по тысяче рублей. Либо у меня будет девять выходов – и я получу девять тысяч. Правильно? Это профессия, которая меня должна кормить. И я говорю: «А зачем? Народный хор должен петь в воскресенье». Должны спеть ектеньи все. А они не хотят в воскресенье, они хотят по будням. И это история, которая идет по кругу. Большинство этих женщин либо бездетные, либо безвнучные, то есть людям некуда деться. И вот этот энтузиазм. Мы за этот год выучили одну «Херувимскую», одну «Милости мира», допустим, какую-то «Господи, помилуй». Но мало того, что это по звуку не очень красиво. Для молебна пойдет, для акафиста пойдет, для праздничной службы – не пойдет. А Пасха! Она вообще-то праздников праздник. Она по своей конструкции уставной вообще выбивается из всего. Надо много уметь, чтобы вот это все спеть. А пойдет у нас Великий пост. Там вообще космос. Я до сих пор путаюсь сама там во многих вещах. На литургии народное пение хорошо в трех местах – «Верую», «Отче наш», просительная ектенья, если хотят – сугубая ектенья, где «Господи, помилуй. Подай, Господи». – Как раз хотела спросить, где тогда вы допускаете участие прихожан? – Нет, ну при желании можно все отдать, и пусть поют. Ектеньи, просительные ектеньи, сугубую ектенью, можно отдать воскресные причастия. Ну, такие вот небольшие какие-то вещи. Здесь легко сказать: стремимся к народному пению. Так, а вы скажите, как к нему стремиться. Например, вот эта пауза, когда причащается священство в алтаре, все воспринимают, вроде как спектакль окончился, можно ходить, начинается шум. Так пусть из алтаря выйдет человек и споет с ними «Царицу преблагую», «Богородице Дево, радуйся».

http://pravmir.ru/regent-ulyana-menshiko...

Ирины и для среды и пятницы. Но древнейшие уставы — Ипотипосис и п. Алексея разрешают в пон., втор, и четверг поста вареную пищу без масла и вина. Нынешний устав правее, что не делает такого различия: среда и пятница в Великом посту наиболее радостные из 5 седмичных дней благодаря тому, что имеют литургию, и даже на первой седмице поста в оба эти дня облегчается пост. Так искусно из церковного устава устранялись постепенно все неудачные его правила.    Несколько дней в течение 2—6 седмиц поста заслуживали некоторой льготы в посте по особой их знаменательности. Таковы 1) среда Крестопоклонной недели, являющаяся самой серединой, „преполовением» всего поста; 2) четверг 5-ой недели, на утрени которого поется великий канон, и за одно предшествующая ему среда, в вечер которой начинается эта утреня; 3) пятница той же недели, предшествующая ночи акафистного пения; 4) суббота Лазарева.     Среда Крестопоклонная начинает отмечаться в правилах поста позже, чем четверг великого канона. Ипотипосис не упоминает о ней. Впервые говорит о ней, по-видимому, устав императрицы Ирины, причем дает для нее самое большое разрешение, такое, как для суббот и воскресений поста (три вареных кушанья с маслом и большая чаша вина). Такое же большое разрешение для этой среды дает и Евергетидский Типикон, вообще один из самых строгих в посте. Напротив Ипотипосис в одной из своих редакций, Διατπωσιζ св. Афанасия, Пандократорский устав всю четвертую неделю уравнивают по строгости поста с первой. Историей настоящего вопроса объясняется положение его в нынешнем уставе. Прежде всего 32 гл. Типикона, подобно древнейшим уставам, совершенно о ней не упоминает (о четверге великого канона говорит). 49 же глава и Триодь дают мимолетное указание о ней не в уставе этого дня, а в уставе четверга 5-й недели и то только в форме цитаты из Святогорского устава (см. ниже).     Четверг великого канона отмечается относительно трапезы уже Ипотипосисом. Но здесь дается для этого дня самая малая льгота: такая, как для праздника Обретения главы св.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

649 Некоторые литургисты, говоря о крайне редком употреблении 2-й песни в богослужебных канонах, указывают на иную причину: не столько покаянный, сколько обличительный характер ее, лишенный молитвенных прошений ко Господу, выделяет ее из ряда остальных 8 песен. Если содержание библейских песней 1, 3–9 обращено к Богу, то речь Моисея во 2-й песни адресована людям, народу израильскому. См., например: Михаил (Таги-Заде), иеромонах. Литургика: Курс лекций. М., 1996. С. 68. – Ред. 650 См. статью «Жанр канона и его место в православном богослужении» в 1-й главе настоящей книги, с. 23–28. – Ред. 656 Автор указывает ряд текстуальных совпадений между канонами, несомненно принадлежащими перу преподобного Иосифа Песнописца, и трипеснцами Постной Триоди, надписанными именем Иосифа. Совпадения эти касаются, правда, только Богородичных, однако И. А. Карабинов приводит и другие аргументы в пользу предложенной им атрибуции. См.: Там же. С. 152, примеч. 196. 659 Разбор творений преподобного Иосифа Песнописца, написанных для дней Великого поста и Пятидесятницы, а также относительную хронологию их составления см.: Там же. С. 149–168. – А. Б. 670 Минея. Месяц иулий, 15. Утреня. Канон. Песнь 6, тропарь 3. – М. И. Служба им писана 14-го дня. – Ред. 677 О разновидностях риторических фигур см.: Гаспаров М. Л. Античная риторика как система//Античная поэтика. Риторическая теория и литературная практика. С. 27–59. – А. Б. 692 См., например, во франкоязычном издании воскресных песнопений: Dimanche, office selon des hurt tons. 710 Триодь Постная. Седмица 5-я Великого поста. Суббота [акафиста]. Утреня. Канон. Песнь 1, тропарь 1. – Ред. 717 Октоих. Глас 1. Вторник. Утреня. Канон; Гласы 4, 6, 7, 8. Понедельник, вторник. Утреня. Канон. 763 В прежней редакции Триоди эти трипеснцы полагались петься за литургией; в греческих Триодях они читаются на повечериях. В современной редакции церковно-славянской Триоди трипеснцы указано петь на повечериях, чего ради они собраны отдельно, в конце книги, и озаглавлены: Трипеснцы, творение Иосифово. – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010