«Истязания мя, Пречистая, в час смертный исхити от бесов» (четверток, глас 4, песнь 6). «В час, Дево, кончины моея руки бесовские и осуждения, и ответа, и страшного испытания, и мытарств горьких, и князя лютого, и огня вечного исхити мя» (вторник, глас 4, песнь 8). «Владычице и Мати Избавителя, Ты предстани мне в час исхода моего, истязуему мне от воздушных духов о яже несмысленною мыслию содеях » (пяток, глас 3, песнь 6). «Егда плотского союза хощет душа моя разлучитися, тогда ми предстани, Владычице, и бесплотных врагов советы раззори, и сих челюсти сокруши, ищущих пожрети мя нещадно: яко да невозбранно пройду на воздусе стоящия князи тьмы» (суббота, глас 2, песнь 9). В «Чине на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет», читается: «Ныне убо время все живота моего яко дым претече, и предсташа прочее ангели, послании от Бога, окаянную мою душу ищуще немилостиво» (Требник). «Се предсташа множество лукавых духов, держаще моих грехов написание, и зовут зело, ищуще безстудно смиренныя моея души» (там же, песнь 1, тропари 2 и 3). «Помилуйте мя, Ангели всесвятии Бога и Вседержителя, и избавите мытарств всех лукавых » (там же, песнь 7, тропарь 2). В Каноне Ангелу – Хранителю: «Да покрыет срам и студ студная и смрадная, и мрачная лица вражия, егда смиренная моя душа от тела распрягается» (Канонник, песнь 6). «Да узрю тя одесную окаянныя души моея предстояща, внегда исчезати от Мене нуждно духу моему, и ищуща мя пояти, горькие враги отгоняюща» (там же, песнь 9). «Молю тя хранителя моего, буди ми защититель и поборник непоборим, егда прехожду мытарства, лютого миро держца» (песнь 9). Во второй молитве Святителю Николаю: «Во исходе души моея помози ми, окаянному: умоли Господа, всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечного мучения» (Акафисты и каноны, издание Киево – Печерской Лавры). Прошение об избавлении воздушных мытарств помещено также в молитве Преподобному Сергию Радонежскому и в молитвах другим Святым. в) Основания для учения о мытарствах в Священном Писании

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Прихожанка. Вот отчего у богомольцев на службе возникает рассеянность ума. Пресвитер. И не только рассеянность, но и непонимание характера богослужебного пения объясняется отсутствием правильно организованного молитвенного делания и пения. И пассии – тому наглядный пример. Об акафистах (Суббота Акафиста) Прихожанка. Батюшка, мне очень понравилась сегодняшняя служба. Пресвитер. Если это вас утешило молитвенно, то я рад. Впрочем, догадываюсь, что именно вам понравилось. По меткому замечанию святого Иннокентия Херсонского : «Народ весьма любит подобные вещи и услаждается ими» 180 . Прихожанка. Он имел в виду акафисты? Пресвитер. Угадали. Ибо, как в его время, так и в наше, «опыт показывает, что это одно из любимейших чтений для православного народа» 181 . Прихожанка. Но почему тогда у нас в Церкви так мало «подобных вещей»? Пресвитер. Разве мало? Акафисты сейчас читают можно сказать везде. Они включаются в состав келейного правила, начиная с правил при подготовке к Причащению и заканчивая правилами монашескими и священническими. Кроме этого, акафисты совершаются на молебнах, вместо кафизм на утрене и даже на так называемых «вечернях с акафистом». К слову сказать, у нас в семинарии такая неуставная «вечерня с акафистом» совершалась каждую среду, и была обязательна для посещения. Прихожанка. Простите, батюшка, но в вашем храме я не видела, чтобы что-то из перечисленного вами совершалось или рекомендовалось. Пресвитер. Я лично стараюсь придерживаться Устава, согласно которому акафист совершается только один раз в году, на утрене, в субботу пятой седмицы Великого поста. Других уставных предписаний относительно акафистов не имеется. Прихожанка. А почему нет этих предписаний? Пресвитер. Видимо потому, что у греков акафисты популярностью не пользовались. Кстати, эта тенденция сохраняется и до наших дней. Прихожанка. За что же греки так не любят акафисты? Пресвитер. Все должно быть благообразно и по чину. Чтобы понять характер и место акафиста в нашей молитвенной практике следует обратиться к истории акафиста и вообще акафистного творчества.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Писал я Вам несколько раз о некоторых недоуменных вопросах церковно-богослужебной практики настоящего времени, но разъяснения их мне тоже не последовало. Я этому, конечно, не удивляюсь, представляя всю Вашу занятость и загруженность отправлением неукоснительным согласно устава своего молитвенного правила, работой по редактированию богослужебных указаний и всякого рода изданий при Патриархии, личным участием в комиссиях. Если я, приходский священник, никак не могу выполнить всего, что надо бы было сделать и что себе намечал сам для выполнения, то что же можно сказать при несравнимой широте Вашей работы с моею? А тут еще подоспели нам старость со всеми ее склерозами, быстротой утомляемости, ослаблением памяти и всего прочего. Я ведь один на приходе, очень часто служу, иногда почти сплошь всю неделю (четверг и суббота у меня литургии с акафистами св. Николаю, препод[обному] Пафнутию плюс полупраздники церковные да заказные обедни по покойникам), а тут требы всякого рода, которых немало. В выходные дни по воскресеньям прямо разрываюсь иногда на части: домой прихожу в шесть-семь часов вечера, прямо валюсь в изнеможении на постель, хорошо еще, если нет обедни в понедельник, а то когда же готовиться? Вот и хожу усталый, ни отдохнуть, ни почитать, ни летом побродить по бору, искупаться в реке – местность у нас очень красивая. Счетоводную часть опять-таки я веду сам, отнимает это тоже много времени. У своих родных почти не бываю. Но что меня окончательно давит, так это ремонты и всякие хозяйственные вопросы. Я в этом совсем не сведущ, собрались мне все пожилые инвалиды 914 – ни сил, ни ловкости, ни уменья, ни связей что-либо достать из материалов у нас нет, вот и выкручивайся как знаешь. Правда. Господь помогает, молящиеся все довольны, я лично совершением богослужения у нас в храме удовлетворен и, если бы не было всяких хозяйственных забот, лучшего и не пожелал бы. Надо бы, конечно, иметь второго священника, но трудно сейчас найти подходящего себе по настроению, а то, пожалуй, не только не будет никакой помощи, лишь одна неприятность.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Люди прекрасно понимают, откуда дует ветер, и куда. Начало формы Параллельно, 12 января 2018 г. - «Редактор одной из крупнейших газет штата Вермонт в США Burlington Free Press был уволен после критического высказывания в адрес решения властей штата ввести графу «третий пол» в водительские права. Как сообщает американская газета Christian Post, Денис Финли написал в своем Твиттере, что это решение «делает нас на шаг ближе к Апокалипсису». Параллельно,18 января 2018 г., сайт «Секрет фирмы»: «Пять лет назад Лоунер был обанкротившимся риелтором, мужем и отцом двух дочерей. Сейчас он летает на личном джете из Нью-Йорка в Москву и из Лос-Анджелеса в Лондон, чтобы организовывать маскарады, где можно заняться сексом с незнакомцем, оходить кого-нибудь плёткой или посмотреть на эротические ритуалы за бокалом дорогого шампанского... « " Санктум " - это раскрепощённый мир желаний, которые незачем скрывать от таких же, как вы, искателей приключений, азартных исследователей чувственного опыта». - «Хочу уточнить, это ЛГБТ- френдли вечеринка?- спрашивает Дарья Кушнир , редакторка (так обозначено на сайте ) .- Да. Мне не важно, какого вы цвета, национальности или ориентации. Это не играет никакой роли в нашем решении принимать или не принимать вас в наш клуб. Я думаю, наши вечеринки склоняются к гетросексуальности в том, как мы их презентуем. Я понимаю, откуда этот вопрос». Ну конечно же, заголовок: «Мои секс-вечеринки спасают браки», кто б сомневался. (Кстати «вечеринка» в Москве назначена на вечер-ночь 23 марта, когда Великим постом на 24-е будет праздноваться Суббота Акафиста, Похвала Богородице, рогатый подстроил). Из всех щелей лезет это непотребство...Прошедшей осенью, незадолго до «Нуреева»: секс-скандал, гей-лобби в гнезде либерализма, Высшей Школе Экономики, омерзительное видео, которое посмотрели миллионы сограждан, где совокупляются два гомосексуалиста, один из них - г-н Фрумин, руководитель Института образования НИУ ВШЭ, который сегодня является одним из ключевых модераторов российской системы образования (!!!) . Фрумин - основная фигура на этом направлении. Он является правой рукой Ярослава Кузьминова, ректора НИУ ВШЭ, который проявляет активное внимание к проектам Института образования НИУ ВШЭ и считается куратором Фрумина. У них очень тесные отношения: Фрумин часто сопровождает Кузьминова на совещаниях в Правительстве и Администрации Президента. Также у Фрумина доверительные отношения с экс-министром финансов, куратором КГИ Алексеем Кудриным, что позволяет ему пользоваться связями в кругах российской элиты. (Инет).

http://ruskline.ru/analitika/2018/01/27/...

Я занялся чтением Евангелия и молитвой. До сего в ДПЗ я мог молиться кратко, прочитывал лишь наизусть выученные молитвы. Теперь я прочитал акафист Иисусу Сладчайшему, а вечером – канон Божией Матери и все вечерние молитвы. И легко, легко было на душе. Молитва в ДПЗ доставляла мне величайшее утешение и подкрепляла. Только там я познал истинную молитву, и молился всегда так, как именно нужно, чтобы молитва доставляла успокоение и духовно удовлетворяла. Тяжело, тяжело сделается на душе, слезы не держатся в глазах, станешь молиться, никак себя не заставишь вникать в смысл читаемых слов молитвы, какая-то как бы невидимая сила отталкивает тебя от молитвы, и в руках, и в ногах ощутишь как бы тяжесть, усталость и боль, в голове – кружение. Но все это стараешься преодолеть, и мало-помалу молиться становится легче, а потом молитвой совсем увлечешься, забудешься и даже кончать ее не хочется. И уходишь с молитвы успокоенным, ободренным, с надеждой на все доброе, без всякой боязни смерти и мучений, с забвением о семье, со свалившимся с души камнем, как будто никакой беды тебе не предстоит. Скоро каноник оказался не в состоянии духовно меня удовлетворять. Подошла суббота. Захотелось отправить всенощную и пришлось это сделать пением лишь знакомых церковных песнопений. Долго я боролся с боязнью не только не получить, но и затерять иерейский молитвослов в случае пересылки его из дома ко мне по моей о сем просьбе. Наконец, желаньем иметь его была побеждена боязнь; на риск написал и, к своей радости, через неделю получил. Слава Богу! Теперь я стал совершать и всенощную, не только все выпевая, но и вычитывая; всенощная выходила почти самой настоящей – уставной, и обедница – недурной. В иерейском молитвослове я отыскал ектении о избавлении во узах сидящих, и чтение их доставляло мне опять большую радость и отраду. Раз или два в течение дня я прочитывал их за разными дневными молениями своими. Так прошло воскресенье первое. На другой же день – в понедельник – я столь же неожиданно получил первую передачу из дома.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1469...

Правило стало для нас, как суббота для еврея. Святитель Игнатий Брянчанинов писал: “Мо­литвенное правило — для человека, а не человек — для правила: оно должно способствовать достижению человеком духовного преуспеяния, а не служить бременем неудобоносимым (тягостной обязанностью), сокрушающим телесные силы и смущающим душу. Тем более оно не должно служить поводом к гордостному и пагубному самомнению, к пагубному осуждению и унижению ближних. Благоразумно избранное молитвенное правило, соответственно силам и роду жизни, является большим подспорьем для подвизающегося о своём спасении” 1 . Я не уверен, что все хорошо понимают смысл прочитанных молитв, но и здесь опять же никто не мешает людям разобраться с теми молитвами, которые они читают. Даже произнося Царю Небесный, многие думают, что вся исполняяй значит, что Дух Святой всё для нас должен исполнять, а в церковнославянском языке глагол исполняти означает на­полнять собою’. А ведь разбираться в молитвах и знать смысл произносимого — первейшая необходимость для христианина. Почему у нас такое стремление всё формализовать? Почему у нас такая непоколебимая вера в то, что сама форма, само прочитывание-вычитывание в любых условиях от корки до корки, от звонка до звонка имеет хоть какой-то смысл? Что такое люди, сидящие в толкучке метро с молитвословами? Кому это нужно? Кому, ради кого, ради чего? Вычитывание правила или акафистов в метро, в суете, в беготне — кому нужна такая молитва 2 ? Неужели непонятно, что если у тебя есть возможность помолиться пять минут, а не пятнадцать, то ты помолись пять минут, ПОМОЛИСЬ! Ведь написано в молитвослове, что если ты предстоишь пред Богом, то постой немножечко, подожди, пока твои чувства придут в норму и от сердца тихонечко произнеси: “Боже, милостив буди мне, грешному!”. Ведь если у тебя есть пятнадцать минут на молитву и ты за это время не успеваешь прочитать всё правило, то прочти пять молитв хорошо, а не пятнадцать молитв плохо. Прочти три молитвы хорошо, а не пять молитв плохо.

http://pravmir.ru/zhut-po-evangeliyu/

3-го июля. Суббота. Сильно развращено мое сердце, сильно поколеблена любовь и уважение к ближним, кто бы они ни были – царь ли, царица ли, архиерей ли, иереи ли и какого бы звания, состояния, возраста и полу ни были люди; диавол скоро, скоро похищает из сердца искреннее, глубокое уважение к личности человека и заменяет его недостойным представлением, мерзкою мечтою о человеке или презрением, гордостию, злобою, завистию, недоброжелательством и зложелательством, блудом, корыстными на него видами, холодностию к нему, небрежением о спасении его души, хотя это прямой долг мой. Горе мне окаянному, что я не в себе, а в других ищу причины неуважения, холодности и неприязни к ним, хотя сам я во всем виновен. Помилуй меня, Господи, очисти мя, освяти и утверди непотребного раба Твоего. Буди! Вот пост необходим мне для этой цели: отвержение сластей, винных напитков, пива, сладкого чаю. А я жаден, не пощусь и тем усиливаю с каждым днем страсти свои, и особенно страсть сластолюбия, блуда внутреннего, не наружного. При чтении акафистов и канонов Господь дал обильные слезы умиления. Благодарю Господа. 3 июля. Воскресение. «Не смущаетесь ни от какого страха» [ 1Пет.3:6 ]. Вера в Господа Иисуса Христа не допускает до души ни единого призрачного или бесовского страха: она во всем уповает на Иисуса Христа и видит себя под защитою Его; только неверующий всего пугается. – А ты пугаешься, значит, в тебе мало веры. 3 июля 1877 г. Благодарю Господа, избавившего меня от яда змиина пред ранней обедней за огорчение мое на трех молодцов, просивших у меня денег для переезда в Рамбов. Я дал им с неудовольствием, неохотно сорок копеек и согрешил тяжко скупостью, алчностью, злобою, нетерпением, разорив заповедь Божию. Тяжко мне было. Но преклонился Господь на милость. Славлю Его долготерпение и милосердие. Служил обедню ясным голосом, громко. На Бритнева обиделся я за то, что торопился [он] читать и петь: едва не потерял мира и не пришел в смятение. На отпевании разрешительную молитву прочитал громко, ясно, молодецки. Слава благодати. Но при возгласе «Яко Ты ecu воскресение»... диавольскою боязнию поражен был. Прекрасный жаркий день, благоухание в воздухе. Слава Богу! Растительность великолепная. Благодарю Господа, сподобившего меня видеть лето приятно, зелень, цветы, обонять ароматы растений.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Утром, проснувшись, к удивлению моему я припоминала не только напев, слышанный мною ночью, но и самые слова. Целый день, несмотря на множество случившихся житейских занятий, я находилась под необычайным впечатлением слышанного. Отрывками, непоследовательно, припоминались слова, хотя общая связь их ускользала из памяти. Вечером я была у всенощной, то была суббота – канун последнего воскресенья шести недель по Пасхе, канон Пасхи. Но ни эти песнопения, ни стройный хор Чудовских певчих не напоминали мне слышанного накануне: никакого сравнения нельзя было провести между тем и другим. Возвратившись домой утомленная, усталая, я легла спать, но сна опять не было, и опять, только что начал стихать городской шум, около полуночи, слуха моего снова коснулись знакомые звуки, только на этот раз они были ближе, яснее, и слова врезывались в памяти моей с удивительной последовательностью. Медленно и звучно пел невидимый хор: „Православия поборниче, покаяния и молитвы делателю и учителю изрядный, архиереев богодухновенное украшение, монашествующих славо и похвало: писаньми твоими вся ны уцеломудрил еси. Цевнице духовная, новый Златоусте: моли Слова Христа Бога, Его же носил еси в сердце твоем, даровати нам прежде конца покаяние!» На этот раз, несмотря на то, что я усиленно творила молитву Иисусову, пение не рассеивало внимания, а еще как-то неизъяснимым образом и моя сердечная молитва сливалась в общую гармонию слышанного песнопения, и сердце живо ощущало и знало, что то была торжественная песнь, которою небожители радостно приветствовали преставившегося от земли к небесным земного и небесного человека, епископа Игнатия. На третью ночь, с 21 на 22 мая, повторилось то же самое, при тех же самых ощущениях. Это троекратное повторение утвердило веру и не оставило никакого смущения, запечатлело в памяти и слова тропаря, и тот напев, на который его пели, как бы давно знакомую молитву. Напев был сходен с напевом кондаков в акафистах. После, когда я показала голосом, какой слышала напев, мне сказали, что это осьмый глас».

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

5/18 февраля. Суббота. 3 часа дня Устал за вчерашний день - день именин. Начну с утра. Слу­жил сам позднюю литургию в соборе. На молебен (с акафистом, пе­ренесенным со среды вследствие праздника Сретения) выходил Преосв. Алексий и некоторые из нашего духовенства. После молебна, на солее староста с членами приходского совета поздравил меня и поднес просфору. Тут же поздравили некоторые богомольцы и некоторые студенты... После обедни прошли ко мне на стакан чаю (с пирожком) Либин, Надежин, В.А. Симанский, Е.Ф. Тураева, В.А. Фатеев, Н.А. Афанасьева, З.Н. Немова, Ф.Л. Золотов. Потом заходили П.А. Иткин и В.Б. Шкловский. В 4 часа к обе­ду пришли: М.В. Иславин, К.М. Сопетов, Преосв. Венедикт, Э.О. Юрша, И.П. Акимов, С.И. Зинкевич, Л.К. Богоявленский... Долго ждали Владыку-Митрополита, который был на заседании благочинных в помещении Богословского института и пришел только в 5 с половиной часов; с ним - Преосв. Алексий, Новицкий и Д.В. Рождественский. Обед прошел непринужденно, в разговоре при­нимали участие все, что особенно приятно, ибо обыкновенно в по­добных случаях разговор сосредотачивается только около Митропо­лита и на церковные темы, а присутствие Иславина (бывший новго­родский губернатор и член нашего приходского совета) и Ядрышева (моего товарища по гимназии) внесло разнообразие. Получил письма от С.М. Любецкой, Сони, игуменьи Ангелины ( Сергеевой - Л.А. ). В 7 часов все прошли в Богословский институт, где «открывался» портрет Патриарха и служился по этому поводу молебен в церкви Троицкого подворья. На молебен собралось около 25 священников и много народа, студенты, профессора, члены правления Общества приходов. Пред молебном я сказал слово о значении Патриарха для Богословского института, Русской Церкви и русского народа. Затем прошли в аудиторию (Митрополит в мантии). Там архидиакон провозгласил «большое» многолетие Патриарху, и в это время порт­рет был открыт. Затем Л.Д. Приселков прочитал реферат о патриар­шестве в России - очень интересный и глубокий. Я пригласил всех к чаю. Но в следующей комнате-аудитории неожиданная остановка: студенты поднесли мне просфору и пирог, а И.Д. Дмитрюков сказал речь, приветствуя с ангелом, и благодаря за простые добрые отеческие отношения. Я ответил, подчеркнув, что не противился устройству этого праздника только ради большего единения. Этим, я думал, все и закончилось. Не тут-то было: Чепурин нео­жиданно выступил с большой речью ко мне, где также от лица соработников по Богословскому институту и Обществу приходов сер­дечно приветствовал, характеризуя меня со стороны деликатного ведения дела в совете, уменья привлечь к себе всех, отданности работе по институту тогда, когда никто почти не шел на работу. Дал и историческую картину постепенного знакомства со мной пе­троградцев, для которых я заменил многих ушедших. Я коротко ответил благодарностью; сказал, что это обращение меня обязыва­ет еще больше, но в нем я вижу и поддержку в работе. Затем пе­решли дальше, где был прекрасно и обильно обставлен чай.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/1...

Сейчас как раз период искушений. Пытаюсь мужественно их преодолеть, вернее даже не сколько преодолеть, сколько пережить. Развернул стройку, пытаюсь придать зданию (читайте бараку), которое мы внутри довольно удачно превратили в храм, внешне пристойный церковный вид. С этой целью необжитую часть строения разбираем, а из полученного материала будем строить колокольню. Я потихоньку переквалифицируюсь в прораба, ибо занят поисками людей, техники, стройматериалов, рабочих рукавиц и т. д. и т. п. Активно общаюсь с местными трудящимися массами, вживаюсь в народ. Для полноты образа мне осталось только засмолить цигаркой и начать нецензурно выражать свои мысли. До этого, правда, пока не дошло. Сегодня, кстати, был знаменательный день, расплачивался с рабочими, которые несмотря на перманентные запои все же раскурочили вверенное им строение. Бригада 8 человек, шесть чукчей, двое русских, но по образу мыслей и жизни немного от коренного населения отличающихся, в смысле что такие же алкоголики. Некоторые из этих ребят имеют просто золотые руки, но водка все губит… Четырем из 8 предложил работать дальше, на строительстве колокольни, предложение восприняли с энтузиазмом, но дня три теперь никого не будет, пока все деньги не пропьют. В храм народ почти не ходит, на службах два-три человека. Иногда и вовсе никого, хоть летом служим редко: суббота, воскресенье да два акафиста на неделе. Никак к этому не могу привыкнуть, хотя уже воспринимаю спокойнее, чем в первые месяцы. Все пытаюсь себя успокоить, что для такого места и так не плохо. Видимо, воцерковить безбожное Лаврентия можно только каким-то незаурядным подвижничеством, а с этим… На заурядное-то не хватает. Утешался чемпионатом мира по футболу, но и тут беда — на Чукотке матчи транслировали столь поздно, что сил смотреть не всегда хватало. Интересно, в Академии инспекция благословляла смотреть футбол после отбоя? Иногда мочу сетки в водах бухты Лаврентия, но воды сии у наших берегов безжизненны, редко когда голец-другой залетит. Это не Анадырь, где рыба кишмя кишит. Тут за рыбой надо ехать подальше от поселка, на вездеходе али моторке. Погода, то теплая, то холодная, то туман, то ветер, то в куртке ходишь, а то и в свитере. Разгар лета, в общем-то хорошо. Дождей до последних дней не было, это плохо, тундра стояла сухая, что не предвещало изобилия грибов. Но теперь надежда появилась, то льет, то моросит, не переставая.

http://pravmir.ru/pisma-s-chukotki-svyas...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010