Следует отметить неординарный стиль мысли Соломона. На поставленный вопрос ответ не даётся. На предполагаемый отрицательный ответ даётся указание причины. Но, строго говоря, из указанной причины этот ответ не очевиден. Из того, что все дни труженика – скорби, и труды его доставляют беспокойство, разве следует, что он не будет ничего иметь от трудов своих? Соломон следует в своих размышлениях не формальной логике, а экспрессии чувств своего сердца. Он говорит от ума, но не уму. Его речь к сердцу. Это вообще свойственно Востоку и многим авторам Библии, в частности. Надеялся на прибыль, трудился и хотел что-то от этого иметь. А поимел скорби и беспокойство. И это – суета! В погоне за ветром это не всегда сразу доходит. Соломону вторят его толкователи. Раши: «Что пользы человеку от всего его труда и печали из-за труда и тревог, когда он трудится и оставляет другим добытое тяжкими усилиями… Также и это одна из сует, существующих в мире» 2, 22–23]. Много сует – какую ещё не попробовал?.. Сколько гоняться будешь? – а не гоняться как? Не безделью же предаться. Св. Дионисий Александрийский пространнее раскрывает это екклесиастово разочарование, немало относя причину его к жадности трудящегося: «Действительно, для тех, которые занимают душу житейскими развлечениями, жизнь тяжела и как бы бичами терзает сердце всё более и более широкими желаниями. Исполнена печали также забота об удовлетворении жадности, когда человек не столько наслаждается тем, что у него есть, сколько скорбит о том, чего ещё недостаёт ему, – когда весь день проходит в трудах, а ночью сон бежит от глаз вследствие помышлений о выгоде. Итак, тщетно старание человека, помышляющего об этом» 2, 22–23]. Св. Григорий Чудотворец повторяет за Екклесиастом, что человек, надеющийся что-то поиметь от своих трудов и забот, «ночью и днём всегда мучимый как неотложными трудами телесными, так и непрерывными заботами души», ничего не поимеет, «так как у него сердце трепещет из-за бессмысленных дел» 2]. Пока разочарованный царь-философ сидит, погружённый в мысли о том, что всё нажитое придётся оставить в наследство другому, прислушаемся к скорбной песни иного царя, блистательного Давида IV Строителя, святого царя Грузии и Абхазии (1089–1125 гг.). Победоносные походы, расширение пределов царства, роскошное строительство – всё вместе с жизнью подходило к концу. Святой царь составил Покаянный канон и сокрушался:

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Напротив, Рим приобрел серьезный политический вес, и теперь уже никто в Германии или Франции не мог сказать, что епископ является обычным королевским ставленником и вассалом. Мало-помалу начался процесс десакрализации королевской власти – задача, едва ли ставившаяся первыми папами-реформаторами, озабоченными лишь внутренним обновлением Западной церкви. Но ход событий неизбежно привел их последователей к более резким и революционным шагам 177 . Дальнейшая история подтвердила эту оценку. После смерти Генриха V, не имевшего наследников, завершила свой путь могучая Салическая (Франконская) династия, и новым королем Германии был избран Лотарь II (1125–1137) – известный противник умершего императора и горячий сторонник клерикальной партии. Но подчинение интересов Западной империи интересам папства привело к тому, что, во-первых, уже самому Лотарю II пришлось спорить с Римской курией из-за наследства маркграфини Матильды, а, во-вторых, воевать с новым папой Иннокентием II (1130–1143) за власть в Италии. За этими борениями Лотарь II не заметил, как Западная империя разваливается на мелкие княжества, не желавшие подчиняться центральной власти. В очередной раз папство побеждало за счет империи 178 . Эта перманентно длящаяся «война всех против всех» потребовала специального Собора, состоявшегося в Клермоне в 1096 г., на котором были приняты постановления «о Божьем мире». Уже простое сопоставление даты Собора и описанных выше событий позволяет крайне низко оценить эффективность принятых на нем решений. «Замечательные» по своему содержанию в полной мере законы отражают печальное состояние западного общества и заменяют собой многие действующие государственные законы по причине их крайней неэффективности. Были установлены временные периоды «Божьего мира», введены специальные правила о судьбе имущества, которым другое лицо завладеет путем грабежа в «мирные» дни, убийстве человека или его порабощении и т.п. Оговорили правила обеспечения безопасности путешествующих клириков и их провожатых и ввели запрет на снос кладбищ и строительство на них новых строений. Уровень благочестия общества прекрасно характеризуют правила-напоминания о воздержании от мяса на все дни Великого Поста и вообще о постных днях. Отдельно провозглашались анафемы тем, кто в случае смерти клирика овладеет его имуществом, а также лицам, заточившим епископа в темницу 179 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Владимир Мономах (1053-1125) был воинственным князем. В своем " Поучении " (1117 г.) он сообщает, что совершил 83 больших похода против половцев, ляхов, против других князей, число же малых походов – не помнит. Он победил и посек около двухсот лучших половецких мужей, а примерно сто половецких князей взял в плен и отпустил. Но в заслугу себе князь ставит и перемирия, которые он заключал с врагами. Замечательно, что свои походы, свои ратные подвиги князь Владимир несколько раз называет трудом или трудами (Поучение 1978:403,409). Для него поход есть такой же необходимый труд, как и любое мирное занятие: выращивание хлеба или строительство жилья. Мало того, князь считает этот смертельно опасный труд своим главным делом и ставит себе в заслугу, что он " хрестьяныхъ людiй деля (для), колико бо сблюдъ по милости своей и по отчи молитве от всехъ бедъ " (Поучение 1978:392). Владимир Мономах. Фрагмент барельефа Храма Христа Спасителя И другое, что бросается в глаза в Поучении: князь начинает и заканчивает его изложением христианской мудрости и завещает детям исполнять христианские заповеди. Владимир Мономах особо подчеркивает, не упоминая о других князьях-клятвопреступниках, что он не нарушал крестного целования (Поучение 1978:392). И когда Мономах подробно рассказывает о своих " трудах " , он не забывает подчеркнуть, что, например, он уступил своему родичу князю Олегу Чернигов, потому что " съжаливси хрестьяныхъ душь и селъ горящихъ и манастырь " (Поучение 1978:404). Владимир молится перед походом и во время похода, упоминает о церковном празднике, случившемся в день битвы или в день выступления в поход, он призывает святых на помощь в ратном деле, а после победы не забывает воздать хвалу и славу Господу, как например, после сражения на Белой Веже: " И Богъ ны поможе и Святая Богородица " (Поучение 1978:404). Своим покровителем князь Владимир считал св. Бориса: " Богъ и святый Борисъ не да имъ (половцам) мене вь користь " (Поучение 1978:405). И в конце Поучения князь на основе собственного опыта заверяет читателя, что в любом случае " Бoжie блюденье леплее есть человечьскаго " " (Поучение 1978:408). В заключение стоит упомянуть, что Владимир Мономах был не просто хорошим христианином, молитвенником, защитником вдов и сирот, согласно заповеди Христовой, но и глубоко церковным человеком, хорошо знавшим церковные службы: " …Церковнаго наряда и службы самъ есмъ призиралъ " (Поучение 1978:408).

http://pravoslavie.ru/296.html

В 1-й четв. XII в., в период царствования св. Давида IV Строителя (1089-1125), свод «К. Ц.» был значительно пополнен. Повествование, прерванное на 80-х гг. VIII в., было продолжено новым сочинением, описывающим события до 1072 г. Название и имя автора этого произведения не сохранились. Историки условно называют его «Матиане Картлисай» (Летопись Картли). В 30-х гг. XII в. были написаны и внесены в свод краткая история царя Георгия II (1072-1089) и обширная летопись, посвященная св. Давиду IV Строителю - «Жизнь царя царей Давида». Повествование об исторических событиях 1125-1207 гг. представлено в 2 редакциях «Древней Картлис Цховреба». Сохранилось 3 рукописи 1-й (условно) редакции: список царицы Мариам (НЦРГ. S 30, рубеж XVII и XVIII вв.), список Мачабели (НЦРГ. H 2135, 1736 г.) и список еп. Самебского Николая (НЦРГ. Q 1219, 1697 г.). В этом варианте после «Жизни царя царей Давида» помещено сочинение автора XI в. Сумбата Давитис-дзе «Жизнеописание Багратионов» («Жизнь и деяния Багратиони», «История и повествование о Багратионах»), в котором история Грузии восходила к библейским предкам Багратиони и заканчивалась событиями 1032 г. Т. о., нарушалась хронологическая последовательность, существовавшая в своде. В 30-х гг. XIII в. после сочинения Сумбата Давитис-дзе было внесено произведение под условным названием «История и восхваление венценосцев», в котором кратко повествовалось о правлении наследника св. Давида IV Строителя царя Димитрия I (1125-1156) и его сына Георгия III (1156-1184) и подробно - о царствовании св. Тамары (1184-1207/10/13). В 20-х гг. XIV в. было написано продолжение, содержащее сведения по истории Грузии после кончины св. Тамары до воцарения Георгия V Блистательного (1318). В историографии это сочинение анонимного хронографа (груз.- Жамтаагмцерели) условно названо «Столетняя летопись». Вторая (условная) редакция «Древней Картлис Цховреба» дошла в 2 списках: царицы Анны (НЦРГ. Q 795, 1479-1495 гг.) и Чалашвили (НЦРГ. Q 207, XVI-XVII вв.). Этот вариант пополнился сочинениями, охватывающими период с конца царствования св. Давида IV Строителя до кончины св. Тамары. После «Жизни царя царей Давида» было помещено краткое описание царствования Димитрия I, Георгия III, св. Тамары и Георгия-Лаши. В историографии это сочинение по дате составления (1222-1223) называют «Летописью времени Лаши Георгия» (им заканчивается список Анны). В списке Чалашвили после описания царствования Димитрия I содержится сочинение, составленное в 30-х гг. XIII в. и повествующее о царствовании Георгия III и св. Тамары. В историографии его автор условно назван «вторым историком царицы Тамар», произведение - «Жизнь царицы цариц Тамар». В списке Чалашвили, так же как и в списках 1-й редакции «Древней Картлис Цховреба», после истории царствования св. Тамары помещена «Столетняя летопись» анонимного автора. «Новая Картлис Цховреба»

http://pravenc.ru/text/1681189.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАВИД IV СТРОИТЕЛЬ Св. Давид IV Строитель. Роспись собора Рождества Богородицы мон-ря Гелати. XVI в. Св. Давид IV Строитель. Роспись собора Рождества Богородицы мон-ря Гелати. XVI в. [Багратиони; Возобновитель, Агмашенебели; груз. ] (ок. 1073 - 24.01.1125), блгв., св. царь Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. 26 янв.), сын груз. царя Георгия II, царь объединенной Грузии (1089-1125); политик и военачальник. Сведения о нем содержатся в пространном соч. «Жизнь царя царей Давида» неизвестного автора, которого принято называть «историком Давида», а также в греч., араб., арм., европ. источниках. В нарративных и исторических источниках, в устных преданиях Д. С. именовался по-разному, однако довольно рано за ним прочно укрепился эпитет Агмашенебели (груз.- возобновитель, восстановитель, строитель), впервые упоминается в грамоте «царя царей Баграта», выданной в 1452 г. ( Жордания. Хроники. Т. 2. С. 264-266), в «Истории Грузии» (XVII в.) Парсадана Горгиджанидзе, в офиц. груз. историографии - в «Новой Картлис Цховреба» Бери Эгнаташвили и в «Описании царства Грузинского» Вахушти Багратиони (оба XVIII в.). В 1089 г., в условиях, когда нашествие турок-сельджуков привело к политическому кризису в Грузии, Георгий II отрекся от престола в пользу 16-летнего сына Давида и венчал его на царство. К началу царствования Д. С. Грузия и ГПЦ находились на грани полного уничтожения: туркам-сельджукам выплачивалась ежегодная дань, монастыри и церкви были ограблены, разрушены и сожжены, население, избежавшее смерти и плена, укрывалось в лесах и горах. Местные феодалы фактически не признавали власти царя и католикоса-патриарха, особенно к востоку от Лихского хребта - в Картли, Кахети-Эрети, Тбилисском эмирате. Они вступали в союзы с сельджуками и возводили на церковные кафедры своих ставленников, к-рых «историк Давида» называет «вертепом разбойников». «Недостойные незаслуженно стали епископами, и от самих священников исходило всякое беззаконие и грех» (Жизнь царя царей. С. 327).

http://pravenc.ru/text/168512.html

дю Соссей) приводили предание о строительстве базилики при кор. Хлодвиге и о перенесении мощей И. в др. варианте. Источником этих сведений было Житие И., составленное Хильдебертом Лаварденским, еп. Ле-Мана (1097-1125) и архиеп. Турским (1125-1133). Вероятно, это Житие не сохранилось. Согласно преданию, И. был похоронен в построенной им капелле святых Иоанна и Павла в одном саркофаге с женой и дочерью. Незадолго до завоевания Аквитании кор. Хлодвигом (507) некие благочестивые мужи вскрыли гробницу, из к-рой исходило благоухание, и перенесли мощи И. под защиту городских стен. В честь этого события были установлены празднования 26 июня и 1 нояб. Согласно «Галльскому Мартирологу» А. дю Соссея, ангелы перенесли мощи И. в новую церковь, построенную аббатом Туделином и богато украшенную по повелению Хлодвига (ActaSS. Ian. T. 1. P. 798-799). Болландисты указывали на существование в Пуатье «старой» ц. св. Илария «у кельи» (Сент-Илер-де-ла-Сель), якобы воздвигнутой на месте первоначального захоронения святого. В этой церкви хранилась плита с рельефным изображением погребения И., к-рая в средние века считалась первоначальным надгробием святого. Однако легенда, согласно к-рой усыпальница И. находилась на месте этой церкви, впервые упоминается лишь в 1270 г. ( Gaillard. 1861. P. 283). В действительности базилика св. Илария (впосл. ц. Сент-Илер-ле-Гран) находилась на месте его первоначального погребения. Восходящее к Хильдеберту Лаварденскому предание о том, что мощи И. ввиду военной опасности были укрыты внутри городских стен, где для них построили новую церковь, анахронично - базилика св. Илария, построенная на месте позднеантичного некрополя, находилась за пределами городских укреплений до X в., когда образовавшееся вокруг нее поселение (бург) было обнесено стеной и т. о. соединено с городом. Легенда о строительстве базилики при кор. Хлодвиге, по всей вероятности, основана на рассказе Венанция Фортуната и Григория Турского о чудесном предзнаменовании победы франков над вестготами.

http://pravenc.ru/text/389089.html

и изданным в книге:Повести о начале Москвы/Исследование и подготовка текстов М.А. Салминой. М.; Л., 1964. С. 173–175. Исправления внесены по списку ГИМ, Синодальное собр., 607, начало XVIII в. Стр. 104. Вся убо христианская... а четвертому не быти. – Эта фраза почти дословно повторяет слова старца псковского Елеазарова монастыря Филофея (см. выше), обращенные к дьяку Мисюрю Мунехину (см. наст. изд., т. 9, с. 298). ...от Рома и Ромила. – Согласно преданию Рим был основан Ромулом, но легенда утверждает, что в самом начале строительства города принимал участие, правда вскоре погибший, и его брат Рем. ...сдати и ров копающе... по пролитии кровей многих. – Весь отрывок заимствован из главы «Царство Левкиа Таркиниа» Хронографа 1512 г. Глава является извлечением из славянского перевода «Хроники Константина Манассии». Значение слова «ентинарии» становится понятным, если обратиться к греческому тексту «Хроники Константина Манассии». Слово «ентинарии» есть не что иное, как выражение, по-видимому неправильно понятое еще славянским переводчиком «Хроники» и в переводе означающее «В Тиррении» (в Этрурии) (см. Салмина М.А. «Ентинарий» в «Повести о зачале Москвы»/I ТОДРЛ. М.; Л., 1958. Т. 15. С. 362–363). ...князя Владимира Всеволодича Мономаха... – Его княжение в Киеве падает на 1113–1125 гг. ...князь Юрий Владимирович Мономащ... – Князь Юрий Владимирович Долгорукий (ок. 1090–1157), сын Владимира Всеволодовича Мономаха. Князь ростово-суздальской земли с 1125 г. С 1155 г. – великий князь Киевский. Весь дальнейший рассказ о встрече Юрия по пути следования им в 1158 г. (дата явно вымышленная) во Владимир с боярином Кучкой, казни последнего из-за неуважительного его отношения к князю, основании Юрием града Москвы на месте сел убитого им боярина Кучки и т. п. является легендой. В летописях же Москва первый раз упоминается под 1147 г. здесь состоялось свидание Юрия Долгорукого со Святославом Ольговичем. ...князь Всеволод Юрьевич... – См. ниже, примеч. к стр. 495. ...князя Андрея Юрьевича Боголюбскаго посади в Володимер.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНИССКАЯ ЕПАРХИЯ [груз. ] Мцхетского Католикосата (ок. XII в.- не ранее нач. XVI в.), с кафедрой в г. Ани (груз. Аниси) - одна из древних епархий Грузинской Церкви. Появилась, возможно, уже в XII в., поскольку в источнике сер. XII в. упоминается армяно-халкидонитский епископ Ани, перешедший в XII в. в иерархию Грузинской Церкви. Паству епархии составляли армяне-халкидониты и грузины, жившие в Ани еще с X в.: груз. историком Д. З. Бакрадзе в 1885 г. была опубликована одна из груз. лапидарных надписей Ани, датированная 990 г. Как повествует груз. историч. хроника Картлис Цховреба , анисские старейшины выразили желание подчиниться власти груз. царя Баграта IV (1027-1072), внука по матери арм. царя Сенакерима (КЦ. Т. 1. С. 299). В царствование груз. царя Давида II Строителя (1089-1125) Ани вновь упоминается в груз. и арм. источниках: в «Житии царя царей Давида» груз. анонимного историка XII в., в сочинениях арм. историков Вардана, Матеоса Урхаеци и Степаноса Орбелиани рассказано о том, что в авг. 1124 г. Давид II отвоевал у турок-сельджуков среди проч. арм. крепостей и Ани (КЦ. Т. 1. С. 345). Царь Давид заново «крестил» (освятил) кафедральный анисский собор и церковь, построенную дочерью «греческого царя» царицей Катрамидой (КЦ. Т. 1. С. 345). В царствования Димитрия I (1125-1155) и Георгия III (1156-1184) Ани неск. раз переходил в руки мусульман, пока в 1161 г. при Георгии III на длительное время не вошел в состав Грузинского гос-ва. Надпись на асомтаврули о посещении Католикосом-Патриархом Грузии Епифанием Анисской епархии. 1218 г. Фрагмент Надпись на асомтаврули о посещении Католикосом-Патриархом Грузии Епифанием Анисской епархии. 1218 г. Фрагмент В состав А. е. входили провинции Грузинского гос-ва - «весь Зариштиани, и Ширакоани, и Магасберди» ( . Т. 3. С. 245). А. е. соседствовала с Валашкертской (известна с XI в.) и Карсской епархиями Мцхетского Католикосата (Там же). Анисский епископ (анели) имел довольно высокое положение среди иерархов Грузинской Церкви, занимая в списках архиереев при короновании царя 27-е место из 36 между Болнисским и Карсским епископами; даже Тбилисский (30-е место) и Дманисский (34-е место) епископы стояли ниже (там же. Т. 2. С. 249).

http://pravenc.ru/text/115528.html

Летопись рисует его смерть как мученичество за веру: Василько якобы отказался отвергнуть христианство и заключить с татарами союз против своих земляков. Эта летописная похвала, очевидно появившаяся до 1271 г., явно преследовала цель канонизации Василька, однако вплоть до XVII в. нет никаких данных о почитании “блаженного” князя Василька Ростовского. Владимир (Иоанн) Василькович, сын Василька Романовича, родился около 1249 г., умер 10 декабря 1288 г. Поначалу Владимир занимал один из волынскиих столов, но после смерти своего отца в 1269 г. утвердился во Владимире-Волынском. Как государственный и политический деятель он оставался пассивен, что, видимо, объясняется его многолетней болезнью; с этим связана полная его лояльность по отношению к татарам. Летописец подробно рассказывает о культурной и благотворительной деятельности князя (церковном строительстве, заказах на изготовление произведений искусства, предметов церковного обихода, книг, ктиторстве и пожертвованиях), хваля его как образцового христианина, книжника и философа. По распоряжению Владимира (а возможно, и собственноручно им самим) в 1286 г. был сделан список церковных правил (Номоканона), новая древнерусская редакция которого была предоставлена князю митрополитом Кириллом II. В позднейшей копии сохранилось завещание Владимира, единственный документ такого рода вплоть до XIV в. Владимир (Василий) Всеволодович Мономах, сын Всеволода Ярославича, внук Ярослава Мудрого и византийского императора Константина IX Мономаха, родился в 1053 г., умер 19 мая 1125 г., киевский князь в 1113–1125 гг. Около 1074 г. он женился на Гите, дочери англо-саксонского короля Харальда II, павшего в битве при Гастингсе в 1066 г. До 1093 г. Владимир по большей части был проводником политики своего отца, киевского князя. После смерти отца и неудавшихся попыток закрепиться в Киеве или Чернигове Владимир в 1094–1113 гг. утвердился на своем наследственном Переяславском княжении, к которому были приданы также Смоленская и Ростово-Суздальская земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кстати, вопрос о реальности Антония перед историками вообще не стоит. Существует два автографа святого – духовная и купчая, причем современная наука склоняется к тому, что духовная Антония – подлинник и написана до 1131 г.; купчая – тоже подлинник, но написана в 1354-1357 гг. и отнесена к Антонию по заблуждению, связанному с тем, что обе грамоты в XVI в. объединили в единый переплет. Современные историки Новгорода и Церкви полагают, что Антоний был одним из «внутренних миссионеров» Киево-Печерской лавры, которая старалась поддерживать контроль Киева над Новгородом, и, возможно, именно Киев дал деньги на монастырское строительство. И именно поэтому рукоположение Антония стало одним из первых деяний выходца из Киева – Нифонта. Впрочем, даже историки не отказывают Антонию в иноземстве. Как полагают, он был родом из итальянской Калабрии, населенной греками и относившейся в XI-XII вв. к Византийской империи, за что и получил прозвище Римлянин. Так что перед нами – один из важнейших этапов русско-итальянских связей, приведших потом к расцвету московской архитектуры в XV-XVII веках. Изуродованные фрески Фрески на южной стене. Рождественские волхвы Сам храм тоже необычен. Несмотря на то, что, судя по всему, его строили те же мастера, что и Благовещенский, и Никольский соборы, мастера, присланные новгородскому князю Мстиславу его отцом Владимиром Мономахом (кстати, Мстислав – сын английской принцессы Гиты и внук английского короля Гаральда II, в Европе его тоже знали под именем Гаральд), храм строили по-иному. Недавние исследования показали, что сначала (в 1117-1119 гг.) построили четырехстолпный храм, а потом, практически сразу после завершения работ (1119-1125), пристроили еще и нартекс (от греческого «ларчик» – западная часть храма, где во время литургии могут находиться не православные люди). Нартекс содержал в себе с северо-запада круглую лестничную башню, которую венчала тяжелая глава, для симметрии уравновешенная юго-западной третьей главой. Сейчас в алтарной части храма расчищены фрагменты фресок, созданных в 1125 г. Фрески показывают выдающееся мастерство артели художников: фигуры изображены в сложных поворотах, очень реалистично. Увы, также эти фрески – горький упрек Церкви: некоторые из них были изуродованы по повелению монастырского руководства. Когда фрески потускнели, их заштукатурили, предварительно вырубив прямо по живописи, по ликам святых насечки – чтобы держались лучше.

http://pravmir.ru/antoniev-monastyir-chu...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010