Рубрики Коллекции Великий вторник на картинах Джеймса Тиссо 2 мин., 23.04.2019 Поделиться Великий вторник — картины «Неразумные девы» и «Мудрые девы» французского художника конца XIX века Джеймса Тиссо Православная церковь вступает в Страстную седмицу, которую верующие проживают вместе со Спасителем. Эти важнейшие в истории человечества события много веков вдохновляют художников, и сегодня «Фома» знакомит вас с наиболее интересными их произведениями, посвященными последним дням земной жизни Христа в  проекте «Холст, Пасха» . В Страстной вторник во время богослужения читается евангельская притча о десяти девах, которую Спаситель рассказывает для того, чтобы показать, как верующим можно попасть в Царствие Небесное. Христос часто говорил со своими современниками притчами, отражавшими знакомые им обычаи Древнего Востока, — так им было легче Его понять. Десять дев — пять разумных и пять неразумных — ночью вышли навстречу жениху. В те времена, если будущие супруги жили далеко друг от друга, то ночью они устраивали торжественную процессию с факелами и светильниками к условленному месту, в сопровождении своих друзей и подруг. Но неразумные девы, в отличие от мудрых, не взяли с собой запаса масла для светильников. Ждать жениха возле дома невесты пришлось долго, девушек сморил сон. Когда же в полночь раздался крик: Вот, жених грядет, выходите навстречу ему (Мф 25:6), мудрые девы долили масла в свои светильники, а у неразумных все масло выгорело, пришлось бежать покупать новое. Но пока они бегали, мудрые девы встретили жениха и зашли с ним в его дом. После приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий (Мф 25:11–13). На картине Джеймса Тиссо «Мудрые девы», хранящейся в Бруклинском музее, они изображены заснувшими в ожидании жениха, который вот-вот появится. 1 Мудрые девы спят. Согласно древнеиудейским традициям, подруги невесты надевали одинаковые белые наряды — символ чистоты и покрывали головы большими покрывалами. А саму невесту укутывали так, чтобы не было видно ее лица — оно должно быть оставаться закрытым вплоть до начала свадебной церемонии. 2

http://foma.ru/velikiy-vtornik-na-kartin...

Рубрики Коллекции Великая суббота на картинах Василия Перова и Гюстава Доре 6 мин., 06.04.2018 Поделиться В Великую Субботу Церковь вспоминает снятие Спасителя с Креста и положение Его во гроб. Иосиф Аримафейский, тайный ученик Христа, дерзнул прийти к Пилату и попросить отдать ему тело Учителя для погребения. Наступала суббота (шабат), когда иудеям запрещалась любая работа, и надо было успеть завершить обряд. Поэтому Христа похоронили прямо рядом с Голгофой, на которой Его казнили, в новой гробнице, приготовленной Иосифом Аримафейским для себя. Она представляла собой пещеру с двумя «комнатами» — в первой тело готовили к погребению, а во второй хоронили. По окончании обряда вход в гробницу заваливали большим камнем. Православная Церковь вступает в Страстную седмицу, которую верующие проживают вместе со Спасителем. Эти важнейшие в истории человечества события много веков вдохновляют художников, и сегодня «Фома» знакомит вас с наиболее интересными их произведениями, посвященными последним дням земной жизни Христа проекте «Холст, Пасха» . Снятие с креста. Василий Перов На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого. Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать » (Мф 27:62–66). Сошествие во ад. Гюстав Доре В Великую Субботу в православных храмах во время службы исполняется торжественное и скорбное песнопение, которое начинается словами: «Да молчит всякая плоть человеча…». Великая Суббота — день великого покоя. По учению Церкви, пока Тело Христа пребывало во гробе, Сам Он сошел во ад и вывел оттуда всех ветхозаветных праведников. В Евангелиях об этом ничего не говорится, но об этом упоминают в своих посланиях апостолы, например Петр: … Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды (1 Пет 3:18–20). Оплакивание Спасителя и приготовление Его Тела к погребению запечатлены на картине Василия Перова «Снятие с креста», хранящейся в Третьяковской галерее.

http://foma.ru/velikaya-subbota-na-karti...

Рубрики Коллекции Разбойники, распятые рядом со Христом: два пути 4 мин., 24.04.2019 Поделиться Мы свободны менять свои решения — до тех пор, пока живы, —и Бог смиренно ждет, что мы решим. Но однажды приходит пора сделать окончательный выбор. Для многих людей, окружавших Христа в дни Его земной жизни, это время наступило накануне Его страданий. Каждому пришлось решать, с Христом ли он или с противниками Христа. О том, кто какое решение принял и как оно ему далось, читайте в проекте «Фомы»  «Герои и антигерои Страстной недели» . Земная проповедь Господа Иисуса Христа продолжалась три с половиной года, и почти всë это время Он был окружен людьми. Ему с учениками некогда было ни поесть толком, ни поспать, рассказывает Евангелие. Но в последние часы с Христом остались лишь пять человек. Двое стояли у Креста — Божия Матерь и Иоанн, «ученик, которого любил Иисус». Один — сотник Лонгин — издали наблюдал за казнью: он руководил действиями солдат и отвечал за порядок. И еще двое были распяты по обе стороны от Иисуса. Причем, в отличие от Него, наказание они заслужили. Это были разбойники. Как и предсказал за 700 лет до этого пророк Исайя, Иисус, завершая свой земной путь, к злодеям причтен был (Ис 53:12). О том, что Спаситель был распят посреди двух других осужденных, сообщают все евангелисты. Матфей и Марк уточняют, что эти двое злословили Иисуса. А вот Лука рассказывает и кое-что еще. Один из двух разбойников вдруг стал стыдить другого, говоря: Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал . А затем обратился к самому Иисусу: Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И услышал в ответ: Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк 23:40–43). По вере Церкви, этот разбойник оказался первым, кто вошел в рай. Его слова: Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем , мы слышим в начале чина изобразительных (одна из служб дневного круга, совершающаяся в церкви Великим постом).

http://foma.ru/razboyniki-raspyatyie-rya...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Слово в Неделю 5-ю Великого Поста. Преподобной Марии Египетской 22.03.2013 Рубрика: Великий Пост Метки: Великий Пост , Преподобной Марии Египетской , Седмица 5-я Великого Поста Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! За неделю до Страстной седмицы Церковь совершает память преподобной Марии Египетской, и мы снова молимся Великим покаянным каноном святого Андрея Критского, участвуя в Мариином стоянии. Как мы знаем, смысл этого стояния, в отличие от того, когда покаянный канон читается в первую неделю Поста, — в том, чтобы мы испытали себя, стали ли эти слова покаяния нашими собственными словами. Каемся ли мы вместе со всей Церковью, пройдя этот путь, достигаем ли святости? Сегодня за Литургией мы слышали два Евангелия, созвучные друг другу. Одно посвящено преподобной Марии, и мы слышим слова о грешной женщине, которая в доме фарисея со слезами приносит Господу миро, плачем орошает Его пречистые ноги и отирает «власы своими». И второе Евангелие о том, как Господь возвещает Своим ученикам, что Он идет в Иерусалим, где будет предан книжниками и фарисеями в руки грешников, что Его будут бить, и надругаются над Ним, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день Он воскреснет. Услышав слова Спасителя о Его Воскресении, самые лучшие ученики — Иаков и Иоанн — говорят Ему: «Дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую, в славе Твоей» (Мк. 10, 37). Эти два Евангелия говорят нам о том, что Господь идет на страдание, и мы должны это увидеть, мы должны в этом участвовать — и не так, как Иаков и Иоанн. Хотя они исполнены веры в Господа и в числе лучших учеников были с Господом на Горе Преображения, познав уже, что такое благодать Божия, однако первое, о чем они заботятся — чтобы быть самыми близкими ко Господу в Царстве Его Воскресения, в Царстве радости. Они как бы не слышат то, что Христос говорит о предстоящих Ему страданиях, и сразу хотят, чтобы в этом Царстве быть рядом с Ним. Мы должны серьезно задуматься над этим, потому что, в конце концов, в этом заключается весь грех человека и его первое падение. И падение самого денницы было в том, что он восхотел иметь славу, красоту и благодать — все дары Господни — вне зависимости от Самого Господа и оттого, что с Ним происходит. И это желание всегда является причиной вечной смерти.

http://moral.ru/слово-в-неделю-5-ю-велик...

Золото, ладан и смирна 14.01.2013 23:31:07 Сергей Белозерский Наступает великий праздник Рождества Христова, и нам важно вспомнить — и рассказать другим — что он означает. Евангелие говорит о том, что волхвы, «войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. (Матф.2:10,11)». Эта деталь (которую мы, очевидно, знаем от Самой Марии) сохранилась в памяти Церкви не случайно — первые христиане считали ее важной. Она сообщает нам что-то о самом Младенце, что нам совершенно необходимо знать. Золотом платят дань Царю. Ладан — это благовонное курение, которое употребляется при богослужениях. Смирна — состав, который использовался при погребении. Родившийся Младенец есть Царь, Бог, и человек, которому предстоит умереть и быть погребенным. Иисус есть истинный Царь, и Он приходит, чтобы установить Царство Божие. Мы часто понимаем под «Царством» область, которую можно обозначить на карте, а под «Царством Божиим» некое место, куда отправляются праведники после смерти. Но Священное Писание имеет в виду другое — Царство есть «царствование», владычество Бога. В те времена люди страстно ожидали вмешательства Бога в историю, того великого дня, когда Господь выступит на стороне Своего народа, сокрушит его угнетателей и установит Царство мира, праведности и изобилия. С одной стороны, это и произошло — Бог не просто вмешался, в лице Иисуса Христа Он лично вошел в человеческую историю, Он действительно установил Царство. С другой — Царство оказалось не таким, какого люди хотели. Они хотели (как хотят сейчас) избавления от внешних бед — от несправедливости со стороны других людей, болезней, нужды. Но Господь говорит, что наша главная беда — внутри нас самих. «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека. (Мар.7:21-23)» Несправедливые люди не могут построить справедливого общества — и все попытки сделать это натыкались на одно и то же препятствие: порочность человеческого сердца. Да, римляне, под властью которых тогда находился народ Божий, были жестокими угнетателями; но главная беда людей была не в римлянах — она была и остается в грехе.

http://radonezh.ru/analytics/zoloto-lada...

Закрыть Святая Русь: очертания… Крестопоклонная неделя и современные события 28.03.2022 574 Время на чтение 4 минуты Фото: Из личного архива автора Воскресенье 3-й недели Великого поста в Православной Церкви носит название Крестопоклонной недели. В субботу вечером на Всенощном бдении в центр храма торжественно выносился Животворящий Крест Господень – напоминание о приближающейся Страстной Седмице и Пасхе Христовой. После этого совершались перед Крестом три поклона. При поклонению Кресту Церковь поёт: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Это песнопение поётся и на Литургии вместо Трисвятого. Крест выносится верующим для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. «Крест – хранитель всея вселенныя, Крест – красота Церкве, Крест – царей держава, Крест – верных утверждение. Крест – Ангелов слава и демонов язва» (Светилен Кресту). Так объясняет значение Креста одно из церковных песнопений. Крестом Христовым пришла радость всему миру об избавлении от пагубы греха, крестом открылся вход в Небесный рай, который был закрыт до этого. С другой стороны, каждый человек и каждый народ несет свой крест. В Евангелии Христос, обращаясь к народу, говорит: « Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. 16:24-25), « и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф. 10:38-39). И мы должны пронести этот крест через всю свою жизнь. И этот путь зачастую скорбный, тесный… И необходимо противостоять своей самости, эгоизму, своим греховным желаниям, даже своей воле, если она без Бога, если противна воле Божией. И крест скорбей в любом случае придётся нести, но можно его нести или с ропотом и осуждением или со смирением, благодарением и упованием на помощь Божию. Для первых, кто хулит свой крест, как для безумного разбойника, крест не служит во спасение, а для вторых – послужит во спасение.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/03/28/sv...

Рубрики Коллекции Богородица: Посвятившая Себя Сыну 3 мин., 27.04.2019 Поделиться Мы свободны менять свои решения — до тех пор, пока живы, —и Бог смиренно ждет, что мы решим. Но однажды приходит пора сделать окончательный выбор. Для многих людей, окружавших Христа в дни Его земной жизни, это время наступило накануне Его страданий. Каждому пришлось решать, с Христом ли он или с противниками Христа. О том, кто какое решение принял и как оно ему далось, читайте в проекте «Фомы»  «Герои и антигерои Страстной недели» . Как ни странно, в Евангелии совсем немного мест, повествующих о Божией Матери. Если исключить самые первые главы Матфея и Луки — о Рождестве и детстве Спасителя, — останутся буквально считанные эпизоды: брак в Кане Галилейской и осторожное обращение Матери к Сыну: вина нет у них (Ин 2:3), мимолетное появление в одной из синагог Капернаума и попытка вызвать Иисуса наружу… И — подножие Креста, на который обрекла Ее Сына толпа озверевших людей. А за тридцать с лишним лет до этого дня Пресвятая Дева услышала и хорошо запомнила одно пророчество. Это было здесь же, в Иерусалиме. Мария и Иосиф принесли Младенца Иисуса в Храм, чтобы совершить положенный обряд — посвятить своего первенца Богу. В Храме их уже поджидал древний старец Симеон. Первым делом он возблагодарил Бога за возможность лицезреть родившегося Спасителя мира, а затем обернулся к Матери и сказал: Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец (Лк 2:29, 34–35). Это пророчество сбылось здесь, у Креста. На нем распяли Того, Кто был не только Сыном Божиим, но и Сыном человеческим, плотью от ее плоти. Его она носила на руках и прижимала к сердцу. И когда римские солдаты вбивали гвозди в Его руки и ноги, они попадали в ее сердце. Но Богородица была готова к этому испытанию. Она была готова ко всему с того дня, когда Архангел Гавриил явился известить Ее о зачатии Младенца, который будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца (Лк 1:32–33). Тогда Мария произнесла: Се, Раба Господня, да будет Мне по слову твоему (Лк 1:38). В этот момент она сделала свой выбор, которому осталась верна до конца.

http://foma.ru/bogoroditsa-posvyativshay...

Рубрики Коллекции Филипп де Шампейн. Трапеза у Симона-фарисея», XVII век Женщина с сосудом мира: благодарение Богу 5 мин., 22.04.2019 Поделиться Мы свободны менять свои решения — до тех пор, пока живы, —и Бог смиренно ждет, что мы решим. Но однажды приходит пора сделать окончательный выбор. Для многих людей, окружавших Христа в дни Его земной жизни, это время наступило накануне Его страданий. Каждому пришлось решать, с Христом ли он или с противниками Христа. О том, кто какое решение принял и как оно ему далось, читайте в проекте «Фомы»  «Герои и антигерои Страстной недели» . О женщине, помазавшей Иисуса драгоценным миром, евангелисты рассказывают по-разному, но суть от этого не меняется. По свидетельству Иоанна, за шесть дней до Пасхи Господь пришел в Вифанию (селение в трех километрах от Иерусалима) и разделил трапезу с хозяевами дома. Судя по всему, это был дом Лазаря, за несколько дней до того воскрешенного Иисусом. Одна из сестер Лазаря, Марфа, ухаживала за гостями, а другая, Мария, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира (Ин 12:3). Миро — очень дорогое благовоние — использовали в особо торжественных случаях. Им помазывали царей и священников. Поэтому можно понять реакцию апостола Иуды, которого возмутил поступок женщины: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? (Ин 12:5). Но Христос вступается за нее, объясняя: «Нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда» (Ин 12:8). Не может быть чрезмерной щедрость, которую человек проявляет по отношению к Богу. Из рассказов Матфея и Марка выходит, что всë это произошло за два дня до Пасхи, и не у Лазаря, а у Симона прокаженного. Женщина (имени ее евангелисты не называют) возлила миро на голову Спасителя, после чего Христос объяснил недовольным ученикам: так она приготовила Его к погребению. Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала , — добавил Господь (Мф 26:13).

http://foma.ru/zhenshhina-s-sosudom-mira...

Путь в Царство Небесное 18.04.2022 11:10:21 Протоиерей Александр Балыбердин В последнее воскресенье Великого поста Церковь вспоминает Вход Господень в Иерусалим, за которым следует Страстная седмица, и нам предстоит понять, сколь губительно быть книжником и фарисеем. Когда, собравшись во дворе Пилата и обезумев от собственных страстей, они будут требовать распятия Любви и добьются этого. « Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш! Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря. Тогда, наконец, он предал Его им на распятие» (Ин. 19, 14-16). Так, соединив первые дни подготовки к Великому посту, когда в храмах звучало евангельское чтение о мытаре и фарисее с событиями Страстной пятницы, Церковь со всей очевидностью засвидетельствует, что фарисейство всегда ведет к насилию. Формы этого насилия могут быть различными. Это могут быть «булинг» или, проще говоря, травля своих же одноклассников, сокурсников или коллег; «психологический прессинг» и «боссинг» - травля начальником сотрудника с целью его последующего увольнения, в том числе по собственному желанию; «харассмент» - различные приставания и домогательства, в том числе сексуального характера; «абьюз» - психическое насилие над женой, мужем или другими близкими людьми. Продолжим. Жестокое обращение с детьми и женщинами. Аборты и самоубийства. Суд Линча и Шемякин суд. Тирании и диктатуры. Военные конфликты и репрессии. Борьба с классовыми и иными врагами. Богоборчество и разрушение храмов. Работорговля и геноцид в отношении других народов. И как вершина фарисейства – мировые войны, вплоть до последней, в которой может погибнуть все человечество.  К сожалению, всех видов насилия не перечислить. Но, если приглядеться, легко заметить, что в каждом случае одной из его причин является фарисейское превозношение над другими людьми, горделиво уверенное в своей правоте и чуждое покаяния. А, если так, то нельзя не заметить, как во всех этих случаях, в той или иной степени, повторяется то, что произошло в Страстную седмицу с Христом. Точнее, то, что с Ним сотворили «дети Адама» и, в первую очередь, книжники и фарисеи. Из года в год. Из века в век. По все стороны границ, рек, морей и океанов.

http://radonezh.ru/2022/04/18/put-v-cars...

Рубрики Коллекции Фото Елены Добряковой Дорогое прощение: о чем говорит Крест 4 мин., 30.04.2013 Поделиться Мы вошли в Страстную Седмицу, когда Церковь вновь ставит нас перед Благой Вестью, которую она возвещает со времен Апостолов: «Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию (1 Кор 15:1-4)». О чем говорят эти слова — «Христос умер за грехи наши?» Во-первых, о грехе. Представьте себе, что мы празднуем мой день рождения в каком-нибудь ресторане, и Вы спрашиваете — «я слышал, у тебе были какие-то неприятности? Ты попал под суд?» — «Да — весело отвечаю я — было дело, мне светило пожизненное, но суд пришел к выводу, что я, в общем-то, неплохой человек, да тут, к тому же, мой невиновный друг принял всю вину на себя, он и отправился в тюрьму». Вы, очевидно не поймете, о чем речь — если суд пришел к выводу, что я неплохой человек, и не заслуживаю кары, то зачем же невиновному нести эту кару на себе? Спасать меня от наказания за мои преступления просто не нужно. Если невиновный несет тяжкую кару за мои преступления, это неизбежно означает, что я эту кару заслужил — что  я вовсе не являюсь «неплохим человеком». Меру моей преступности я начинаю понимать, когда вижу, куда за меня отправился другой. Пророки и апостолы постоянно говорят о том, что Христос умер за грешников — за плохих людей, не заслуживших ничего, кроме осуждения. «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных» (1 Пет 3:18) . Снова и снова Писание утверждает, что Спаситель «за преступления народа Моего претерпел казнь» (Ис 53:8) , «понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем» (Ис 53:12) . Желание как-то уйти от этих бьющих в лицо слов, сказать, что Пророки и Апостолы имели в виду что-то совсем не то, что сказали, совершенно понятно. Ведь если принимать их слова в прямом смысле, это просто значит, что мы заслужили осуждение перед судом Божиим. Более того, лично я заслужил осуждение — поскольку мы верим в то, что Спаситель умер не за абстрактный человеческий род, но за каждого грешника лично — как говорит Святой Апостол Павел, «живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал 2:20) . Вера во Христа не дает нам возможности сказать, что мы «несть, яко прочие человецы» — мы именно как прочие человецы, грешники, виновные и испорченные.

http://foma.ru/dorogoe-proshhenie.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010