Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине. Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух. Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник. И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь. Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли в дали и смотрели на это. Лк. 23, 32-49 И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь. Лк. 23, 48 Великая Пятница. Распятие, VIII в, Синай Какое то было зрелище, которое приводило зрителей в совершенное недоумение? Какое было то зрелище, которое запечатлевало уста зрителей молчанием, и вместе потрясало души их? Приходили они на зрелище, чтоб удовлетворить любопытству; уходили со зрелища, ударяя в грудь и унося с собою страшное недоумение… Какое было это зрелище? На это зрелище смотрели не одни человеки: смотрели на него с ужасом и глубочайшим благоговением все Ангелы Божии; предметы небесные уже не привлекали их внимания; взоры их устремились, приковались к зрелищу, открывшемуся на земле. Солнце увидело невиданное им, и, не стерпевши увиденного, скрыло лучи свои, как человек закрывает очи при невыносимом для него зрелище: оно оделось в глубокий мрак, выражая мраком печаль, столько глубокую, как горька смерть. Земля колебалась и потрясалась под событием, совершившемся на ней. Ветхозаветная Церковь растерзала свою великолепную завесу; так терзаются и не щадятся драгоценнейшие одежды при бедствии неотвратимом, решительном. И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь… Какое это было зрелище? Было зрелище, которое ныне мы созерцаем в воспоминании, в совершаемом церковном служении, в священном Изображении, предлежащем нашим взорам. Зрелищем был Сын Божий, сошедший с небес, вочеловечившийся для спасения человеков, обруганный, убитый человеками.

http://pravoslavie.ru/1701.html

Быстро пройдут несколько месяцев, но для отца Игоря они окажутся как целая жизнь, за которую он возмужает духовно. Пройдет и Великий пост, и вот во вторник Страстной седмицы за Великой вечерней в храме станут читать паремию ii из книги Иова Многострадального, и, невидимый прихожанам, в алтаре отец Игорь будет вслушиваться в каждое знакомое слово. То, что было известно уму, теперь открывалось и в сердце. Он сидел, приклонив голову, как птица особящаяся на зде (Пс. 101: 8), и согласно кивал тому, что уже познал опытно, испытал, пережил и изведал: Горы над кладбищем, где погребен отец Игорь «Настал день тот, когда сыновья Иова и дочери его ели и вино пили в доме брата своего старшего. И вот, вестник пришел к Иову и сказал ему: " пары волов пахали, и ослицы паслись возле них; и, придя, грабители захватили их, и отроков убили острием меча; а я один, спасшись, пришел возвестить тебе " . Еще этот говорил, как пришел другой вестник к Иову и сказал: " Огонь пал с неба [на землю] и сжег овец, и пастухов сжег также; и я один, спасшись, пришел возвестить тебе " . Еще этот говорил, как пришел другой вестник к Иову и говорит ему: " Всадники построились тремя отрядами против нас, и окружили верблюдов, и захватили их, и отроков убили мечами; а я один спасся и пришел возвестить тебе " . Еще этот говорил, как иной вестник приходит к Иову, говоря: " Когда сыновья твои и дочери твои ели и пили у [сына твоего], брата их старшего, внезапно сильный ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и упал дом на детей твоих, и они скончались; и спасся я один, и пришел возвестить тебе " . Услышав такое, Иов встал, разодрал одежды свои, остриг волосы головы своей (и посыпал прахом голову свою); и, пав на землю, поклонился Господу и сказал...» И отец Игорь трижды кивнул, уже измерив истинность этих слов не только умом, но и сердцем. «Сам я нагим вышел из чрева матери моей, нагим отойду и туда. Господь дал, Господь отнял; как Господу было угодно, так и совершилось; да будет имя Господне благословенно вовеки!»

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/o...

В древней Церкви в Великую Субботу совершалось крещение оглашенных, к которым этот стих особенно и обращался. Но, помимо своего исторического значения, эти слова имеют и внутренний мистический смысл, раскрывающийся в следующем после прокимна чтении Апостола. Прокимен Апостола Вся земля да поклонится Тебе, и поет Тебе, да поет же имени Твоему, Вышний, – уже как бы предвосхищает тайну избавления и прославления вместе с человеком и всей твари, а, следуемое за ним Апостольское чтение, раскрывает всю глубину совершившегося ныне «крещения в смерть Христову» ( Рим.6:3—11 ): Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились. Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения…Ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное… Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним… Почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. Великая Суббота, бывшая в Ветхом Завете завершением миротворения, открывает собою в Новом Завете начало новой жизни во Христе, приобщение к которой возможно лишь через покаяние и крещение во оставление грехов. После чтения Апостола, на середину церкви выходят певцы; чтец, облеченный в белый стихарь, стоя перед Плащаницей, вместо обычного Аллилуиа возглашает: Воскресни Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех, — и певцы повторяют за ним этот же стих. Это торжественное пение у гроба в белых одеждах знаменует собой явление Ангелов мироносицам. Начавшееся на горнем месте, в алтаре, переоблачение Престола и одежд священнослужителей из темных в белые, переносится и в церковь: все преображается, все изменяется. Наступает Пасхальная радость. И Евангелие повествует об этой великой радости, возвещенной мироносицам Ангелом, о явлении Самого Господа ученикам и о словах Его: Се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века.

http://azbyka.ru/obyasnenie-sluzhb-stras...

В немже утверждается – при. Никодим пишет, что в некоторых списках стоит «в нем» (то есть Воскресении), однако правильнее писать «в Нем» (то есть Христе), согласно двум истолкователям канонов и в соответствии с песнью Анны, в которой пишется: «Утвердися сердце мое в Господе». Песнь 3, тропарь 2 Церковнославянский Перевод иеромонаха Амвросия (Тимрота) Подстрочник Перевод Е. Ловягина Вчера спогребохся Тебе Христе,/совостаю днесь/воскресшу Тебе,/сраспинахся Тебе вчера,/Сам мя спрослави Спасе во Царствии Твоем. Вчера я погребался с Тобою, Христе,/– с Тобою воскресшим в сей день восстаю;/распинался я с Тобою вчера:/Сам прославь меня с Собой, Спаситель,/в Царстве Твоем! Вчера я был предан погребению вместе с Тобой, Христе – восстаю сегодня вместе с Тобой, воскресшим; я был распят вместе с Тобой вчера – Сам меня ныне сопрославь, Спаситель, в Царствии Твоем. Вчера я погребался с Тобою, Христе, сегодня восстаю с Тобою воскресшим; вчера я распинался с Тобою; прославь же сам Ты, Спаситель, и меня в Царствии Твоем. Этот тропарь использует выражения из 1го Слова Григория Богослова : «Вчера я распинался со Христом, сегодня прославляюсь с Ним; вчера умирал с Ним, сегодня с Ним оживаю; вчера погребался с Ним, сегодня с Ним воскресаю». Слова о распятии, умирании и погребении со Христом можно понять как указание на службы Страстной Седмицы. Также можно в этом тропаре увидеть отсылку к теме крещения, совершавшегося в древности в вечер перед Пасхой (крещение оглашаемых старались приурочить к вечеру накануне Пасхи, чтобы их церковная жизнь началась на главный праздник года) – «Итак мы погреблисъ с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения» ( Рим 6:4-5 ). Сраспинахся Тебе… Сам мя прослави… – см. «А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» ( Рим 8:17 ) и «если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем» ( 2 Тим 2:11-12 ). Песнь 4, ирмос

http://azbyka.ru/molitvoslov/objasnenie-...

В основу и руководство моего с вами собеседования в настоящий высокоторжественный день я полагаю, возлюбленные братие, следующия слова апостола Павла: «прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте; ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим.2:1–4 ). С таковым наставлением почти при самом конце своего апостольского поприща апостол Павел обращается к ученику своему Тимофею, которому он поручил управление Ефесскою Церковию. Это было время, когда насажденная руками святых апостолов в разных местах вселенной Церковь Христова должна была упрочивать свое существование и дальнейшее свое развитие как внутренним благоустройством, так и определением внешняго своего положения среди окружающей ее неблагоприятной обстановки. Это было время, когда «малое стадо» последователей Христовых должно было чувствовать себя в собственном смысле в положении «овец среди волков», стремившихся с свирепостию разогнать это мирное стадо и подвергавших его жестоким преследованиям. Враги его были многочисленны. Христиан ненавидели и гнали иудеи, преследовали и презирали язычники, и само правительство языческое начало обнаруживать в отношении к ним признаки неприязни и неблагорасположения. Между тем, для правильного устройства церковной жизни, для безпрепятственного исполнения религиозных потребностей, для обнаружения во всей полноте высоты христианской веры и благочестия, первенствующим христианам потребна была тихая и безмятежная жизнь. Желая процветания у них таковой жизни «во всяком благочестии и чистоте» и стремление к ней поставляя средоточием своего наставления, апостол указывает своему ученику и средство, следуя которому он мог привести вверенную ему Церковь к указанной цели. Что же это за средство? Борьба со врагом? Непримиримая вражда и ненависть к нему?... Нет! Этому не мог учить ревностный апостол Господа, сказавшого всем Своим последователям: «любите врагов ваших, добро творите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас...» Апостол и указывает такое средство, в котором в наибольшей степени обнаруживается эта всеобъемлющая любовь христианская. Средство это – молитва за всех, даже и за неверных, и за врагов.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Vadkov...

В. Чернов Светлое Христово Воскресение. Пасха События праздника Воскресение Христово – основа всей христианской веры. «Если Христос не воскрес,– пишет апостол Павел, – то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» ( 1Кор. 15:14 ). Своей смертью и воскресением Господь Иисус Христос открыл врата вечной жизни каждому, кто не затворит своего сердца перед Его великой победой. «Если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним» ( 1Фес. 4:14 ). В православной Церкви Воскресение Христово – главный праздник церковного года. Как «торжество торжеств», этот святой и великий день даже не входит в число двунадесятых праздников, как бы стоя превыше всяческого празднования. Христос воскрес после еврейской Пасхи – праздника, установленного в честь освобождения израильского народа из египетского рабства. Воскресение Христово стало новой Пасхой – радостью освобождения от рабства смерти. «Слово «Пасха». – пишет святой Амвросий Медиоланский , – означает «прехождение». Назван же так этот праздник торжественнейший из праздников, в ветхозаветной Церкви – в воспоминание исхода сынов Израилевых из Египта и вместе с тем избавления их от рабства, а в Церкви новозаветной – в ознаменование того, что Сам Сын Божий, чрез воскресение из мертвых, перешел от мира сего к Отцу Небесному, от земли на небо, освободив нас от вечной смерти и рабства врагу, даровав нам «власть быть чадами Божиими» ( Ин. 1:12 )». Церковное приготовление к празднику Пасхи, состоит из Страстной седмицы и святой четыредесятницы, вместе образующих Великий Пост, 8 ТЗЮКС из нескольких подготовительных к великому посту седмиц. По древнему обычаю, праздник Пасхи совершается в первое воскресенье после полнолуния, выпадающего в день весеннего равноденствия. Если на равноденствие полнолуния не приходится, то Пасха совершается в воскресенье, следующее за полнолунием, ближайшим после весеннего равноденствия. Из-за такого счисления, дата Пасхи может приходиться на период с 22 марта(4 апреля н. ст.) до 25 апреля (8 мая н. ст.). Ангел в Гефсиманском саду

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В этот день, когда были созданы моря и землю произрастила растения, Церковь совершает память «пустыни прозябения» — Иоанна Предтечу, научившего воды смывать людские грехи и своей проповедью превратившего камни людских сердец в растения посаженные Отцом. В этот же день Страстной Седмицы Христос объяснил ученикам чудо иссохшей смоковницы, показав этим, что Он Тот, Кто в начале мира создал растения и потому может у них и отнять ту жизнь, которую Он же и дал. И этим явил Себя не только Спасителем, но и Праведным Судией, искореняющим всякое непосаженное Богом растение (т. е. грех). СРЕДА. «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвёртый». Как пишет священномученик Ипполит Римский , «первое пришествие Господа нашего во плоти, которое было в Вифлееме, совершилось за восемь дней до январских календ, в среду, в сорок второй год Августа». 243 Так же говорит и преп. Максим Исповедник : «Мы познахом, яко в кий быша день сотворени светила, в той же родися Христос истинный Бог наш, яко превечное Солнце правды». 244 Эта символика отражена и в православном богослужении этого дня, например в известных словах тропаря и в тексте первой паремии. Которая «заканчиваясь третьим днем творения, приводит нас к предвкушению созерцания четвертого дня — дня сотворения светил и дня Рождества Христова, наступающему через несколько часов». 245 Конечно вовсе не случайно Христос воссиял в сем мире в тот самый день, в который были сотворены светила. Ведь Он и есть то самое Солнце правды, воссиявшее благоговеющим пред именем Господа, о Котором предсказывал Малахия ( Мал.4:2 ).

http://azbyka.ru/kto-kak-bog-ili-skolko-...

" Великие дни " апреля 2023 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Скорбященском храме В Великий вторник, 11 апреля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию преждеосвященных Даров в  храме иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " на Шпалерной . Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления, благочинный  Центрального округа  протоиерей Сергий Куксевич, настоятель  протоиерей Вячеслав Харинов  с клиром, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители. Среди молящихся был заместитель начальника главного областного управления МВД генерал-майор полиции Виктор Борисенко. За усердное служение Святой Церкви к празднику Пасхи иерей Павел Вишнев был награжден правом ношения наперсного креста золотого цвета. " Все дни Страстной седмицы называются великими, потому что в каждый из них совершаются великие дела, - сказал владыка в проповеди. - Все евангелисты описали последние дни жизни Спасителя на земле. Он хотел утешить учеников перед Своими страданиями, чтобы, увидев Его распинаемым, они не потеряли веры в Него как в божественного Учителя, Сына Божия. Сегодня, переночевав в Вифании, Христос пришел в Иерусалимский храм, где окружили Его люди, и Он беседовал с ними. Его проповедь была о Царстве Божием. К Нему подошли искушающие и, провоцируя Его, сказали: " Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лицо; итак, скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? " (Мф. 22:16-17). Если бы Христос сказал " не подавать " , это значило бы, что Он призывает не подчиняться римским властям. Если бы сказал " подавать " , это бы значило, что Он за оккупантов и против народа израильского. Вот такую ловушку Ему устроили, но Он вышел из положения, поскольку видел их сердца. Господь ответил: " Что искушаете Меня, лицемеры? покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу " (Мф. 22:18-21). И нам что кесарь дал, нужно отдавать кесарю, а что Бог дал, нужно отдавать Ему. Он нам все дал: наше бытие - от Бога, если бы Господь не дал нам эту жизнь, нас бы не было на земле. Через родителей Он дал нам жизнь, мы всем обязаны Богу и должны Его любить всем сердцем, всей душою, всем умом. Это обязательная заповедь, чтобы достичь Царствия Божия. В этом Царствии Господь - Царь и живет по закону, который дал людям. Мы должны этот закон знать. Нужно знать и земные законы, Конституцию, пока мы здесь живем, но главное - знать закон о любви к Богу и ближнему " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Великий пост призван напомнить нам и о том, что все ветхозаветное человечество жило ожиданиями пришествия в мир Господа Спасителя и Господь пришел для того, чтобы искупить все человечество и каждого человека. Своей смертью Он победил смерть, Своей победой над грехом Он победил грех в каждом человеке. Как мы услышим в молитвословиях Страстной седмицы, с тех пор, как Господь воплотился и стал Человеком, хоть грех царствует, власть его не вечна над родом человеческим. Мы сами так устраиваем свою жизнь, что грех становится для нас как бы печальной необходимостью, но он не может вечно преобладать над нами, потому что над нами вечнствует Сам Господь Иисус Христос. В дни Великого поста Господь через великопостные богослужения, через Литургию Преждеосвященных Даров дает нам возможность соприкоснуться с вечностью, для которой все мы созданы и для которой предназначены. В эти дни Святая Церковь также напоминает нам о том, что каждый из нас несет ответственность за свои поступки. И как было невозможно для Адама и Евы вкушать одновременно от древа жизни и от древа познания добра и зла, так и для нас невозможно грешить и в то же время идти путем ко спасению. Поэтому мы всякий раз, когда согрешаем, нуждаемся в покаянии, и Господь дает нам это лекарство, которое мы принимаем через исповедь. Господь дает нам воссоединение с Самим Собой, которое мы принимаем через Причащение Христовых Таин, для того, чтобы вновь и вновь мы восставали от греха и возвращались на путь спасения. Во время Великого поста будем стараться по возможности приходить в храм не только по воскресеньям, но и в те дни, когда Церковь установила великопостные богослужения, особенно Литургию Преждеосвященных Даров. То, что она совершается вечером, дает возможность и тем, кто день проводит на работе, прийти в вечерние часы в храм, в покаянной молитве соединиться с Господом и через причащение Святых Христовых Таин получить новые силы на прохождение поприща Великого поста. Пусть Господь дарует нам этот Великий пост как время покаяния, время обновления, как духовную весну, которая очистит нас от всякой скверны плоти и духа и приуготовит к встрече с Господом нашим Иисусом Христом, Который был распят и воскрес нашего ради спасения. Аминь.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-lit...

Весть о чуде с Лазарем зажгла в людях веру в то, что наконец-то должны начаться изменения. Тот, перед Кем отступает сама смерть, должен сделать что-то такое, что перевернет жизнь людей. И на самом деле именно для того, чтобы раз и навсегда в корне изменить жизнь всех, живших когда-либо на земле от Адама, и всех, кто когда-либо родится, Христос стал Человеком. И для того чтобы завершить Свою миссию, Он и отправился в Иерусалим. От «Осанна!» к «Распни!» Но «Осанна сыну Давидову!» сменилась криком: «Распни, распни Его!», радость — злобой. Почему так произошло? Люди ждали Мессию, но видели в нем земного царя, который вернет процветание и благополучие, освободит от плена. Они ошиблись только в одном: Христос действительно — Царь, только другой. Он царствовует не во дворцах и вершит власть не силой армии и оружия. Царство Христово не земное — Небесное, «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21). Пилат, осудивший Господа на смерть, несколько раз спрашивает: «Ты Царь Иудейский?» (Ин. 18, 33, 37), но в ответ слышит: «Ныне Царство Мое не отсюда… Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине» (Ин. 18, 36–37). Царство Христа – в истине. Истина же в том, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16). Христос царствует на Кресте. Простирая Свои руки на древе Креста, Он зовет всех к Себе, раскрывает Свои объятия, чтобы принять каждого «труждающегося и обременного», чтобы «успокоить» его (Мф. 11, 28). Христос «кроток и смирен сердцем» (Мф. 11, 29). Господь спасает нас не силой оружия, не гениальными реформами общественного устройства или экономики. Господь спасает силой Любви, дошедшей до Креста. Для верующих Страстная седмица, которая следует после праздника Входа Господня в Иерусалим, становится воспоминанием спасительных страданий Господа Иисуса Христа (церковно-славянское слово «страсть» переводится в данном случае как страдание). Каждый день седмицы посвящен определенным событиям из жизни Спасителя.

http://pravoslavie.ru/78375.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010