Господь показал трем ученикам Свое Преображение, чтобы они впоследствии засвидетельствовали Его Божественную природу и добровольное согласие на Крестные муки. Преображение Господа нашего Иисуса Христа празднуется Православной Церковью 19 августа (по новому стилю). 15.17. Какие события вспоминаются в праздник Входа Господня в Иерусалим? – О Входе Иисуса Христа в Иерусалим за несколько дней до Его крестных страданий повествуют все четыре евангелиста ( Мф. 21:1–11 ; Мк. 11:1–11 ; Лк. 19:28–44 ; Ин. 12:12–19 ). После чудесного воскрешения Лазаря за шесть дней до Пасхи Иисус Христос собрался для празднования ее идти в Иерусалим. Многие из народа с радостным чувством и торжественно последовали за Ним, Первосвященники же иудейские, негодуя на Иисуса за то, что Его почитал  народ, задумали убить Его, а также и воскрешенного Им Лазаря «потому что ради него многие из иудеев приходили и веровали в Иисуса» ( Ин. 12:10–11 ). Но произошло неожиданное для них: услышав, что Иисус идет в Иерусалим «многие постилали одежды свои по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге. И предшествовавшие и сопровождавшие восклицали: осанна! Благословен Грядущий во имя Господне! Благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! Осанна в вышних!» ( Мк. 11:8–10 ). Уверовав в могущественного и благого Учителя, народ готов был признать в Нем Царя, Который пришел освободить Его. Праздник Входа Господня в Иерусалим вследствие употребления в этот день ваий (пальмовых ветвей) называется также Неделей ваий. Этот праздник на Руси называется еще Вербным воскресением, так как вайи заменяются вербой, которая раньше других деревьев пробуждается после зимы. Стояние с этими ветвями и зажженными свечами – это воспоминание торжественного Входа Царя Славы на вольные страдания. Молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, как Победителя ада и смерти. В воскресенье вечером во время богослужения мы слышим тексты о наступлении Страстной, или Великой, седмицы.

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

Господь предлагает учение, резюмируя то, что в своей проповеди Он говорил о вере. Он призывает своих учеников — всех, кто мог Его слушать, к тому, чтобы они имели веру Божию. Протоиерей Георгий Бреев рассказывает о значении и смысле событий, вспоминаемых во второй день Страстной седмицы . Господь предлагает учение, резюмируя то, что в своей проповеди Он говорил о вере. Он призывает своих учеников — всех, кто мог Его слушать, к тому, чтобы они имели веру Божию: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: “перейди отсюда туда”, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф17:20). Он указывает, что вера – это самая высочайшая сила, которая только движет человеком и соединяет его с Богом. Ко вторнику также относится посещение Спасителем после Вифании Храма Иерусалимского. Шли предпраздничные предпасхальные дни, Храм был наполнен людьми – паломниками, теми, кто должны были осуществлять продажу и денежные обмены. И Господь изгнал из Храма – в первую очередь, язычников, которые приводили животных на заклание, меновщиков и других торговцев в притворах Храмов. Притворы теряли из-за этой торговли свой благовидный, достойный вид. Спаситель по ревности своей напоминает: «Дом Мой домом молитвы наречется». Дважды в Евангелии Он принимал такие резкие меры и изгнал тех, кто оскверняли святыню Храма. Весь день Спаситель пребывал в Храме, даже оставался там на ночное время. И все это время Он учил. В этот день Он предложил притчу о десяти девах, где показал, что не только надо иметь внутренний светильник веры, любви к Богу, но еще нужно запастись елеем. А елей символизирует наличие добрых дел, без которых человеку невозможно встретить Бога. Вера без дел мертва. Если даже человек верит, молится, но в нем нет этого елея добрых дел, внутренней благостыни, самоотверженной любви, то его светильник в ночи суровых испытаний, невзгод и скорбей гаснет. Мудрые люди знают, что грядет этот час, когда должна будет состояться встреча с Творцом и Создателем, поэтому заранее хотят иметь в запасе этот елей. Немудрые же надеются предстать такими, какие они есть. А перед полуночью им скажут: «Идите, встречайте Жениха!», — а светильники угасли.

http://pravmir.ru/protoierej-georgij-bre...

Для православного христианина мысль об аде и вечных мучениях неразрывно связана с той тайной, которая открывается в богослужении Страстной седмицы и Пасхи, – тайной схождения Христа во ад и избавления находящихся там от владычества зла и смерти. Церковь верует, что после Своей смерти Христос сходил в адские бездны для того, чтобы упразднить ад и смерть, разрушить страшное царство диавола. Как войдя в воды Иордана в момент Своего Крещения, Христос освящает эти воды, напоенные человеческим грехом, так и сходя в ад, Он озаряет его светом Своего присутствия до последних глубин и пределов, так что ад уже не может терпеть силы Божьей и погибает. Святитель Иоанн Златоуст в Пасхальном огласительном слове говорит: «Ад огорчился, встретив Тебя долу; огорчился, ибо упразднился; огорчился, ибо был осмеян; огорчился, ибо был умерщвлен; огорчился, ибо был низложен». Это не означает, что ада вообще больше не существует после Воскресения Христа: адское состояние присуще душам грешников, ожесточившимся, подобно дьяволу. Каждый воскресный день православные христиане слышат песнопения, посвященные победе Христа над смертью: «Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившася, смертную же, Спасе, крепость разоривша… и от ада вся свобождша» (от ада всех освободившего). Избавление от ада, однако, не должно быть понимаемо как некое магическое действие, совершаемое Христом вопреки воле человека: для того, кто сознательно отвергает Христа и вечную жизнь, ад продолжает существовать как страдание и мука богооставленности. 9.7. Как выдержать горе при смерти близкого человека? – Скорбь разлуки с почившим может быть утолена молитвой о нем. Христианство не воспринимает смерть как конец. смерть – начало новой жизни, а земная жизнь – лишь подготовка к ней. Человек создан для вечности; в раю он питался от «древа жизни» ( Быт. 2:9 ) и был бессмертен. Но после грехопадения путь к древу жизни был прегражден и человек стал смертным и тленным. Но жизнь со смертью не кончается, смерть тела не есть смерть души, душа бессмертна. Поэтому провожать душу усопшего надо с молитвой. «Не предавай сердца твоего печали; отдаляй ее от себя, вспоминая о конце. Не забывай о сем, ибо нет возвращения; и ему ты не принесешь пользы, а себе повредишь… С упокоением умершего успокой и память о нем, и утешься о нем по исходе души его» ( Сир. 38:20–21, 23 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

До сего дня никто не решался это сделать, несмотря на старания фарисеев и Синедриона. Кроме того, народ был в подавляющем большинстве на стороне Иисуса Христа. Раздосадованные притчею Христовою о злых виноградарях, священники и старейшины «старались схватить Его, но побоялись народа» ( Мк. 12, 12 ), тем более что во время спорных собеседований Христа с фарисеями «множество народа слушало Его с услаждением» (ст. 37). Все это было уже после входа Господня в Иерусалим. Отсюда видно, что обнаружившаяся пред лицом Пилата перемена народного настроения произошла не в продолжение пяти дней, как обыкновенно говорят в проповедях, а в срок более краткий. Насколько он был краток, мы скоро узнаем, а теперь упомянем о том, что еще в среду страстной седмицы враги Христовы «боялись» расположенного к Нему народа, ибо в сей день Иуда «обещал и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе» ( Лк. 22, 2–6 ). Все же этим заявлением предателя одно затруднение арестовать Спасителя было наконец устранено: свидетель нашелся. Понятно, что «они обрадовались и согласились дать ему денег» (ст. 5). Предатель, стало быть, нужен был им вовсе не для того, чтобы указать, где Иисус уединяется с учениками: проследить за 12 человеками в городе легко было им через своих собственных слуг, но по закону библейскому они не имели права взять Христа без доносчика, а по законам римским не могли казнить Его без утверждения Игемона, а следовательно, без предварительного ареста. Иуда исполнил обещание, но не вполне точно: он не решился возложить руки на голову Учителя, а заменил этот обряд поцелуем, заявив предварительно страже и фарисеям: «Кого я поцелую, Тот и есть; возьмите Его и ведите осторожно» ( Мк. 14, 44 ). Вот почему Господь сказал: «Иуда, целованием ли предаешь Сына Человеческого» ( Лк. 22, 48 ); этот поцелуй был не указанием того, кто из предстоящих есть Иисус, ибо Его знали или все, или многие бывшие с Иудой, – нет, целование его было обрядом, необходимым для ареста обвиняемого. Но обряд был неточный, и, может быть, потому воины не сразу решались наложить руки на Спасителя, пока Он Сам не помог им, предварительно повергнув их на землю силою Своего духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

" Достойно причащаться " апреля 2022 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию во Владимирском соборе Кронштадта " Каждый день Страстной седмицы называется великим, потому что великие события происходили в эту неделю, - сказал владыка в проповеди. - Сегодня за Божественной литургией мы слушали евангельское чтение о том, как Христос провел ночь со среды на четверг. Сначала ученики спросили у Него, где Он велит отмечать Пасху. Господь хотел отметить ветхозаветную Пасху в последний раз - и установить уже Свою Пасху. Он, как агнец Божий, шел на эту Пасху. " Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими " (Мф. 26:18). Иудеи праздновали Пасху так: готовили ягненка и за трапезой вспоминали избавление евреев из плена египетского. По преданию, дом, в котором состоялась Тайная вечеря, принадлежал праведному Иосифу Аримафейскому. Ученики собрались, и Спаситель установил Таинство Евхаристии - то, ради чего приходил на землю. Он пришел, чтобы воссоединить всех нас с собой. Как соединить, посредством чего? Посредством Своих Тела и Крови. Господь дал нам Свою Кровь, чтобы мы были с Ним единокровными. Когда мы причащаемся, становимся родными, близкими Ему. " Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает, и Я в нем " (Ин. 6:56). Видите, какое теснейшее, благодатное соединение? Ради этого Христос и пришел на землю - чтобы соединиться с нами " . " Но, прежде чем это Таинство установить, Господь опять показал нам пример смирения, - продолжил архипастырь. - По иудейскому обычаю, младший оказывал уважение пришедшим на трапезу - омывал им ноги и руки. Но Христос сам омыл всем ученикам ноги. Он по смирению пришел на землю, оставив небо, воплотился в нашем теле, а потом показал величайшее смирение, омыв ноги ученикам. Мы не должны гордиться, в сердце надо постоянно хранить смирение. А смирение - это служение ближнему. Господь пришел, чтобы послужить нам, и когда мы приходим в храм, Он нам служит: причащает, исцеляет нас. И нам надо так же поступать, выходя из храма. Какие бы ни занимали высочайшие должности, мы должны служить другим людям. Чем выше должность, тем выше служение. Наша задача - служить Богу и ближнему. Господь говорит ученикам и всем нам: " Как Я поступаю, так и вы поступайте: не спорьте, кто из вас больший, а кто меньший, как Я вам служу, так и вы служите друг другу " . В этом смирении заключается наше достоинство " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Дрогнули небо и ад, солнце и земля. «Бе же час яко шестый», повествуют евангелисты, «и тма бысть по всей земли до часа девятого. И померче солнце, и завеса церковная раздрася на двое с вышняго края до нижняго; и земля потрясеся; и камение распадеся; и гроби отверзошася; и многа телеса усопших святых восташа» ( Лк.23:44–45 ; Мф.27:51–52 ). И только такия страшныя знамения неба и земли остановили, наконец, все неистовства грубой толпы, и зрители необыкновенного события, молча, в великом смущении, стали расходиться по домам. «И вси пришедшии народи на позор сей, видяще бывающая, биюще перси своя, возвращахуся» ( Лк.23:48 ). А сотник и бывшая с ним стража исповедали в распятом Праведнике Сына Божия ( Мф.27:54 ). Оставим и мы, братие, место зрителей на Голгофе и поразмыслим о совершившейся здесь тайне. Господь не произнес на кресте ни одного слова осуждения на Своих мучителей, а, напротив, молился за них, потому что Он пришел в мир не затем, чтобы судить людей, но затем, чтобы спасти их ( Ин.3:17 ). Он есть жизнь ( Ин.11:25 ), и веруюший в Него не погибнет, но также имеет жизнь вечную ( Ин.3:16 ), потому что получает во Христе Иисусе закон духа жизни, освобождающий его от закона духа и смерти. Христос умер на кресте не за Себя, но за нас; греховное начало нашей падшей природы, наш ветхий человек был с Ним распят и был виною Его смерти. Но Христос, воскресши из мертвых, уже не умирает, смерть уже не имеет над Ним власти. Следовательно, смерть и в смерти царствовавший грех побеждены Христом, и потому уже не имеют более власти, и не над Ним только одним, но и над нами, верующими в Него, ибо и мы спогребаемся Ему крещением в смерть, чтобы, умерши со Христом для греха, с Ним и жить для Бога (Рим:5–8). В этом-то освобождении от власти греха и смерти и в примирении с Богом и состоит тайна искупления нашего, совершившагося на Голгофе. Христос Сам воскрес и для нас Он есть «воскрешение и живот» ( Ин.11:25 ), Христос жив и не умирает более, значит, испразднен последний враг – смерть ( 1Кор.15:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Vadkov...

е. Христос), еще будучи в живых, сказал: «После трех дней воскресну». Итак, прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, пришедши ночью, не украли Его и не сказали народу: «Воскрес из мертвых. И будет последний обман хуже первого». Пилат сказал им: «Имеете стражу; подите, охраняйте, как знаете». Они пошли и поставили у гроба стражу и приложили к камню печать. б) Часы великого пятка. – Последний день важен и в жизни каждого человека; тем более важен в жизни Богочеловека: поэтому все четыре евангелиста особенно занимаются описанием событий этого последнего дня. По указанию их, в нем преимущественно знаменательны и важны четыре времени: утро – время совета архиереев и старейшин иудейских, осудивших Господа Иисуса на смерть; час третий – время осуждения Его на суде Пилата; час шестой – время крестных страданий и час девятый – время смерти Господа и необыкновенных явлений в природе. Времена эти церковь освятила ежедневным воспоминанием, и, еще в первые века христианства, она учредила повседневную службу, известную под именем часов, которая состоит из псалмов, тропарей, кондаков и молитв, и которую иноки в обителях, а особенно пустынножители совершали по частям, отделяя для известного часа дня ту часть ее, которая соответствует ему своим наименованием и содержанием. Служба эта особенно важна, трогательна и поучительна в тот день, который своими чрезвычайными событиями и подал повод к установлению ее, т. е. в Великий пяток. Самое время этого дня – время смерти Богочеловека, невольно располагающее к скорби и сетованию, придает ей умилительный тон и необыкновенно высокое значение. К тому же и сама она в этот день в своем составе и отправлении имеет много особенного, как со стороны внешней, так и со стороны внутренней. Со стороны внешней она имеет высшую степень торжественности. В древней греческой церкви часы Великого пятка, равно как часы в навечерии Рождества Христова и Богоявления Господня, отпевались в придворной церкви в присутствие государя. Оттуда и получили часы эти название часов царских, которое они и ныне сохраняют в нашей православной церкви, потому что совершаются торжественно и посещаются нашими благочестивыми царями.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

«Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть. И вспомнили они слова Его; и, возвратившись от гроба, возвестили всё это одиннадцати и всем прочим. То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем Апостолам. И показались им (повторяет евангелист Лука то, что говорил Марк. — Игум. А. ) слова их пустыми, и не поверили им» ( Лк.24:6-11 ). Ученики настолько были потрясены скорбными событиями последних дней Страстной Седмицы: предательством Иуды, распятием, смертью и погребением Спасителя, настолько во всем разочаровались и разуверились, что не поверили женам-мироносицам. Им показалось, что они или поддались воображению, как это свойственно женщинам, или приняли за истину явление призрака, а может быть, и лгут ради их утешения, и ученики пренебрегли их словами. А может быть, апостолы, никак не объясняя себе поведение женщин, просто не могли принять этого события так легко, как мы его сейчас воспринимаем, зная всю евангельскую историю. Иногда говорят, что ученикам несложно было поверить в Воскресение, а вот нам, не присутствовавшим при этом событии, — тяжело. На самом же деле мы видим, что ученики с большим трудом, с внутренней борьбой воспринимали весть о Воскресении Спасителя. Да, мы приходим к вере от неверия, мы приобретаем веру в Воскресение Христово, вообще в Господа, отрекшись от своих прежних безбожных взглядов. Но нужно иметь в виду, что и ученики пребывали в неверии, которое возникло у них именно из-за пережитой ими страшной скорби и глубочайшего разочарования, какое только можно себе представить. И от страшного неверия к радостной вере в Воскресение Христово они переходили с трудом, борьбой и муками. Поэтому не надо себя оправдывать тем, что нам тяжело, а им было легко. На самом деле, я думаю, им было гораздо труднее вновь приобрести веру, утраченную буквально несколькими днями раньше. Когда человек всей душой чему-то отдастся, поверит, чем-то вдохновится, а потом вдруг разочаруется в этом, то приобрести прежнее воодушевление бывает тяжело, почти невозможно. К такому психологическому рассуждению касательно душевного состояния учеников приводит нас само евангельское повествование.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

«Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть. И вспомнили они слова Его; и, возвратившись от гроба, возвестили всё это одиннадцати и всем прочим. То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем апостолам. И показались, – повторяет Евангелист Лука то, что говорил Марк, –им слова их пустыми, и не поверили им» ( Лк.24:6–11 ). Ученики настолько были потрясены скорбными событиями последних дней Страстной Седмицы: предательством Иуды, распятием, смертью и погребением Спасителя, настолько во всем разочаровались и разуверились, что не поверили женам-мироносицам. Им показалось, что те, или поддавшись, как это свойственно женщинам, воображению, или приняв за истину явление призрака, а может быть, и ради их утешения лгут, и ученики пренебрегли их словами. А возможно, никаких доводов или мыслей касательно того, что эти женщины лгут, у них не было, а просто они не могли принять этого события так легко, как воспринимаем его сейчас мы, зная всю евангельскую историю целиком. Говорят, что ученикам поверить было несложно, а нам, не присутствовавшим там в то время, – тяжело. На самом же деле мы видим, что ученики с большим трудом, со страшной борьбой воспринимали весть о Воскресении Спасителя. Да, мы приходим к вере от неверия, мы приобретаем веру в Воскресение Христово, вообще в Господа, отрекаясь от прежних своих безбожных взглядов. Но нужно иметь в виду, что у учеников также были глубочайшие разочарование и неверие, какие только можно себе представить, возникшие в результате именно этой ужасной мировой скорби; и от страшного неверия к радостной вере в Воскресение Христово они переходили с трудом, борьбой и муками. Поэтому не надо себя оправдывать тем, что нам тяжело, а им было легко. На самом деле, я думаю, им было гораздо труднее вновь приобрести веру, утерянную буквально на несколько дней раньше. Нужно иметь в виду, что когда человек всей душой чему-то отдастся, поверит, чем-то вдохновится, а потом вдруг разочаруется, то второй раз приобрести прежнее воодушевление бывает гораздо тяжелее, почти невозможно. Об этом необходимо помнить. К такому психологическому рассуждению касательно душевного состояния учеников приводит нас само Евангельское повествование.

http://azbyka.ru/istina-voskreseniya

Его правда страшила врагов при жизни, она стала устрашающей после Воскресения. И уж лучше верить, что совсем не было ни Его, ни Воскресения. Оно так спокойнее. Избрание последнего и приводит к неверию, к отрицанию. Нередко дела и поступки людей повторяются. Воскресение Христово и ныне радует рабов Божиих кротких и богобоязненных, тех, кто ежедневно состраждет Христу в течение святой Четыредесятницы, идет вместе с Ним по Его крестному пути в великие дни Страстной седмицы, созерцает Его, висящего на Кресте, со слезами сокрушения, провожает Его ко гробу в Великую Пятницу. Таковые Воскресение Христово ныне видят и с радостью поют: «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь». Подлинная пасхальная радость – удел тех, кто вместе с благоразумным разбойником повторяет: Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое ( Лк. 23:42 ). Такие люди в день Пасхи сердцем чувствуют и слышат благодатный ответ воскресшего Господа: Ныне же будешь со Мною в раю ( Лк. 23:43 ). Подлинная радость охватывает всё наше существо, если мы приготовили себя к празднику Пасхи, приняв святые Таинства Покаяния и Божественного Причащения, соединяясь со Христом в Его страдании и Воскресении. Святой апостол Павел говорит: Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше ( 2Кор. 1:5 ). Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения... Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уж е не имеет над Ним власти ( Рим. 6:5, 8–9 ). Тот, кто отчетливо понимает, что Воскресение наступает только после Голгофы и Креста; кто без ропота принимает Им дарованный каждому из нас жизненный крест; кто в надежде на Господа терпеливо переносит искушения, приходящие к нам от мира, плоти и диавола; кто мужественно борется со злом в этом мире, тот сегодня Воскресение Христово видит, тот и радостно поет: «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь». Тот, кто не погасил в душе своей веру в Господа, несмотря на бури и ветры житейские, кто очами и умом этой веры всё видит и воспринимает всё, тот сегодня Воскресение Христово видит и с радостью поет: «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/hristo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010