Великий понедельник Святой Иоанн Златоуст в одной из своих бесед, при начале великой страстной седмицы, обращается к христианам с таким наставлением: «вот уже мы пришли и к концу св. четыредесятницы, совершили плавание поста, и, но милости Божией, достигли наконец пристани. Но не предадимся от сего беспечности, а покажем тем более усердия и бдительности. И кормчие, когда, переплыв неизмеримыя бездны морския, готовятся уже, с распущенными парусами и выложенным наверх грузом, войти в пристань, тогда-то и показывают особую внимательность и заботливость, чтобы как-нибудь не удариться кораблем о скалу или на мель, и не потерять плодов прежнего труда. Таким же образом и мы теперь достигши, по благости Божией, этой великой седмицы, должны особенно усилить подвиг поста, совершать усерднейшия молитвы, принести полное и искреннее исповедание грехов и творить добрые дела, подавать щедрую милостыню, являть тихость, кротость и всякую другую добродетель, чтобы с этими добрыми делами достигнуть нам дня воскресения Господня и насладиться щедротами Владыки». «Великою же называем сию седмицу не потому, чтобы дни ея были длиннее, ибо есть другие недели, которых дни гораздо продолжительнее и не потому, чтобы в ней было больше дней – их число в ней одинаково, как и в других неделях. А называем мы ее великою потому, что в продолжение ея совершились для нас великая и неизреченные благодеяния. В эту седмицу окончена продолжительная брань, уничтожена смерть, истреблена клятва, разрушена власть диавола, расхищены орудия его; Бог примирился с человеками, небо сделалось для них доступным, люди соединились с ангелами, разделенное сблизилось, разрушена стена, разорена преграда, Бог мира умиротворил небесное с земным. Потому-то и называем эту седмицу великою, что в ней Господь даровал нам такое множество благ. Поэтому-то многие в эту седмицу и усердствуют более к посту и к священным бдениям и всенощным молитвам, более подают и милостыню, желая этими своими делами выразить то почтение, какое они питают к этой седмице. Ибо если Господь даровал нам в ней столько благ, то не должны ли и мы, чем только можем, показывать свое к ней уважение и почтение? Поэтому прошу вас, прибавляет св. Златоуст, если в какое-либо другое время, то особенно теперь будем приходить во храм, отложив всякое житейское помышление, с чистым и бодрым оком ума. Входя в церковь , никто не вноси сюда с собою житейских забот, чтобы возвращаться отсюда домой с наградою, достойною труда».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Г.И. Вениаминова Четвероевангелие. II семестр Почасовой план семинарских занятий курс, семестр) Окончание Галилейского периода общественного служения Господа Иисуса Христа. Начало пути на Страсти. Учение Господа по пути на Страсти: притча о добром самарянине, учение о покаянии, учение о молитве. Учение Господа по пути на Страсти: о богатстве, о рассудительности, о Царствии Божием. Беседы на празднике Кущей. Исцеление слепорожденного. Беседа на празднике Обновления ( Ин 7–10 ). Резервный семинар. (По усмотрению преподавателя возможна контрольная работа по периоду служения Господа «Путь на Страсти»). Воскрешение Лазаря. Вход Господень в Иерусалим. Изгнание торгующих из Храма и проклятие смоковницы. Обличительные притчи и ответы на искусительные вопросы на Страстной седмице. Страстная седмица. Обличительная речь Господа против книжников и фарисеев. Эсхатологические беседы и притчи. Тайная Вечеря. Установление Таинства Евхаристии. История предательства Иуды. Основные темы Прощальной беседы Господа. Первосвященническая молитва. Гефсиманское моление, взятие Господа под стражу. Допрос у Анны. Суд у первосвященника, приговор Синедриона. Отречение ап. Петра. Суд Пилата. Суд Ирода. Голгофа. Смерть и погребение Господа Иисуса Христа. Воскресение Христово. Явления воскресшего Господа. Вознесение. II – 1 (13). Окончание Галилейского периода общественного служения Господа Иисуса Христа. Начало Пути на Страсти Рекомендуемая литература по теме семинара: с. 64–72, 76–77; 2, с. 158–159, 170–174, 196–198, 199; 3, т. 2, с. 1–4, 66, 87,165; 4; 5; 6, с. 489; 15; 16] 5 План семинара I . Исповедание ап. Петра как завершение Галилейского периода Повествование синоптических Евангелий о переломном моменте евангельской истории; Плоды воспитания учеников: от окамененного сердца ( Мк. 6:52; 8:17 ) до исповедания ап. Петра; Слова исповедания ап. Петра ( Мф. 16:16 ). Почему это исповедание в точном смысле слова мессианское, а слова ап. Андрея ( Ин. 1:41 ), ап. Нафанаила ( Ин 1:49 ) и в Мф. 14:33 не принято так называть?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Глава 1. Введение в постную триодь Прежде чем мы перейдем к непосредственному рассмотрению каждого значимого дня периода Постной Триоди в отдельности, прежде чем пустимся в это увлекательное путешествие, кульминационной вехой которого является праздник Святой Пасхи, необходимо поговорить о периоде Постной Триоди в целом и сделать краткий обзор истории Постной Триоди как богослужебной книги. Кроме того, в этой вводной главе уместно рассмотреть историю поста Святой Четыредесятницы и поговорить в целом о духовном значении и месте Великого поста в жизни православного христианина. § 1. Общая характеристика периода Постной Триоди Период Постной Триоди является частью подвижного круга годичного богослужения и охватывает 70 дней: от Недели о мытаре и фарисее и до Великой Субботы включительно. При этом его можно четко разделить на две части: подготовительный период к Великому посту (22 дня) и собственно Великий пост (48 дней). В свою очередь период Великого поста делится на три неравных по продолжительности отрезка: 1) Святая Четыредесятница длится 40 дней (что отражено и в названии), начинается с понедельника 1-й седмицы и заканчивается пятницей 6-й седмицы. 2) Суббота и неделя 6-й седмицы – Лазарева суббота и Неделя ваий – составляют как бы промежуточный двухдневный период между Четыредесятницей и Страстной седмицей. 3) Страстная седмица – 6 заключительных дней Великого поста, каждый из которых называется великим и посвящается воспоминанию событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа. Перечислим теперь по порядку недели (воскресные дни) периода Постной Триоди (их всего 10): Неделя о мытаре и фарисее; Неделя о блудном сыне; Неделя мясопустная (о Страшном суде); Неделя сыропустная (Адамово изгнание, Прощеное воскресенье); 1-я Неделя Великого поста – Торжество Православия; 2-я Неделя Великого поста – святителя Григория Паламы ; 3-я Неделя Великого поста – Крестопоклонная; 4-я Неделя Великого поста – преподобного Иоанна Лествичника ; 5-я Неделя Великого поста – преподобной Марии Египетской;

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Господь никогда не нарушает нашу свободу – человек живет так, как он сам хочет. 18 мая, в неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в храме иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость». По окончании богослужения с архипастырским словом к верующим обратился митрополит Иларион, — сообщает Отдел коммуникации ОВЦС : «Христос воскресе! В пасхальные дни Святая Церковь призывает нас как можно чаще бывать в храме, потому что здесь мы соприкасаемся с той реальностью, что ожидает нас за порогом смерти и уже здесь становится частью нашей жизни, когда мы, уверовавшие во Христа, всем своим внутренним опытом осознаем, что Господь наш Иисус Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав . В жизни многих верующих после Пасхи наступает период расслабленности, потому что за время Великого поста, за дни Страстной седмицы мы как бы выдыхаемся: наши религиозные чувства и переживания всегда бывают очень сильными в этот период, и после Пасхи хочется «отдохнуть». Есть для этого и объективные причины: наступление теплой погоды, гражданские праздники, которые позволяют кому-то уехать за город, кому-то – за границу, кому-то – побыть дома с семьей. Но есть и причины внутреннего характера, которые связаны с тем, что мы не можем постоянно находиться в напряжении: наши внутренние духовные силы требуют некоего отдохновения. Что ожидает от нас Господь после того, как прошел Великий пост, завершилась Страстная седмица и мы встретили Святую Пасху? Он не ждет от нас особых покаянных трудов, потому что мы принесли эти труды и молитвы в дни Великого поста, не ожидает от нас, чтобы мы продолжали скорбеть той скорбью Страстной седмицы, что оставляет отпечаток на нашей жизни на весь последующий год. Господь призывает нас к тому, чтобы мы радовались Его Воскресению, чтобы эта радость наполняла нашу жизнь новым смыслом и новым содержанием.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-tsa...

Детские пасхальные праздники прошли в епархии апреля 2017 Как рассказал корреспонденту ИА " Вода живая " клирик обители иерей Дионисий Харин , такие праздники проводятся с участием добровольцев. На этот раз помогли студентки вузов под руководством сестры милосердия отделения " Синий Крест " сестричества святой Татианы при храме иконы Божией Матери " Державная " Валентины Павловой. Девушки исполнили стихи, музыкальные номера и сценки на тему Пасхи, для детей были устроены игры с воздушными шариками. Дальнейшая программа была разделена на две секции. В одной из комнат расположилась познавательная выставка фотографий, репродукций картин, предметов, напоминающих об орудиях Страстей Христовых. На этой секции под названием " Православная беседка " студенты наглядно рассказывали детям и мамам о земной жизни и страданиях Спасителя. Участники арт-викторины " Земной путь Христа " отвечали на вопросы по темам " От Рождества Христова до выхода на служение людям " , " Чудеса, исцеления, учение Христово " , " Страстная седмица и Пасха " . Другая секция называлась " Мастерская радости " : под руководством ведущих дети с мамами изготовили пасхальное панно, оформили нарядные закладки и семейные календари. Самые маленькие раскрашивали картинки пасхальной тематики. Мама одной из студенток изготовила пасхальное панно, которое было подарено приюту. А панно " Семейный календарь " , изготовленное в " Мастерской радости " , было подарено матери четверых детей Анастасии за участие в проекте " Книга семьи " . " Проект " Книга семьи " направлен на формирование семейных традиций среди выпускников детских домов, - объяснил отец Дионисий. - Воспитанники детдомов, выходя во взрослую жизнь, не подготовлены к тому, чтобы жить семьей, строить отношения. Чем старше ребенок, тем больше трудностей у матерей. Валентина Павлова разработала программу совместного воспитания матери и ребенка: семья-участник получает обложку книги и заполняет страницы по темам " Рисунки нашей семьи " , " Правила нашего дома " , " Наши имена " , " Семейный календарь " . Проходят обсуждения, беседы либо в приюте, либо на дому у наших подопечных " .

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПРЕДЛОЖЕНИЯ НОВОСТИ ИЗ СВЕТСКИХ ИСТОЧНИКОВ Светлое Христово Воскресение 1655 года 14.04.2001 [См. также: Страстная Седмица Пасха - Светлое Христово Воскресение ] В полночь на 15 апреля 1655 года " раздался по городу колокольный звон во всех церквах так, что земля задрожала и поколебалась. Народ, по обыкновению, шел в свои приходские храмы на пасхальную службу, которая была окончена задолго до рассвета " . За три часа до восхода солнца началась служба в Успенском соборе. Патриархи и духовенство облачились в алтаре. Патриарх Никон раздал сослужащим с ним свечи, и все пошли крестным ходом вокруг престола. Через северные двери алтаря вышли в северные двери храма и, дойдя до западных, совершили " чин Воскресения " . Патриарх отворил двери, и все вошли в храм. Патриарх Никон стоял на кафедре посреди храма, а духовенство разместилось по чину по обе стороны от него. Затем, с крестом в руке, патриарх Никон кадил иконы на аналое, престол, алтарь, иконостас, предстоящий народ и обходил с каждением весь храм. То же сделал патриарх Макарий, а за ним попарно архиереи. Ексапостиларий пели хором все анагосты торжественным напевом. Вошли все в алтарь. Патриарх Никон снял свой праздничный саккос, который не мог долго носить из-за его необыкновенной тяжести. Это был великолепный саккос из очень дорогой материи, расшитый золотом и украшенный множеством драгоценных камней. Говорили, что в нем было около пуда одного только жемчуга. Патриарх Никон дал его подержать антиохийским гостям, и те не смогли удержать его в руках... Патриарх Никон облачился в саккос полегче, и все начали христосоваться. Сначала патриарх обошел все духовенство, приветствуя каждого словами " Христос Воскресе! " и лобызаясь с каждым. Затем все вышли на середину храма. Патриарху Никону подали короб с красными яйцами. Он подарил три яйца патриарху Макарию, по два яйца - архиереям и архимандритам и по одному - иереям, обходя каждого и с каждым христосуясь.

http://zavet.ru/news/news-s010414.htm

Закрыть itemscope itemtype="" > " Аще убо вы друзи Мои есте, Мене подражайте " - к сороковому дню кончины Высокопреосвященнейшего митрополита Лавра 24.04.2008 347 Время на чтение 9 минут Сегодня, в Великий четверток, святая Церковь вспоминает Тайную вечерю, на которой Господь омыл ноги Своим ученикам и установил таинство причащения. Нынешний день - сороковой день со дня кончины Высокопреосвященнейшего митрополита Лавра, Первоиерарха Русской Православной Церкви заграницей. Вместо " откуда начну плакати " хочется сказать " откуда начну писати? " С одной стороны, Страстная седмица настолько свята, настолько Христоцентрична, что даже памяти святых отменяются на службах. Мы призваны Церковью отложить все попечения и каждую минуту следовать за нашим Господом. И вместе с тем, большая часть последних дней Спасителя связана с людьми, с Его учениками, друзьями, с теми, кто Его искал и желал с быть с Ним: Лазарем, Марфой и Марией в Вифании, апостолами на Тайной вечери, женщиной-блудницей помазавшей Его ноги, Симоном Киринейским на крестном пути, благоразумным разбойником на Голгофе, Иосифом и Никодимом и женами мироносицами у гроба, и другими последователями Христа. " Темже подражайте образ, егоже во Мне видесте " (первый тропарь шестой песни канона на утрени Великого четверга) Новопреставленный митрополит Лавр своей жизнью, своим участием в богослужениях Православной Церкви и своей верой был реальным последователем Господа нашего Иисуса Христа, подражателем Ему. Поэтому, как мне кажется, можно и нужно в нынешний сороковой день его кончины посвятить ему несколько слов, тем более, что у Господа нет " случайностей " , в том числе и тот факт, что Господь взял к Себе Своего верного служителя митрополита Лавра в Неделю православия, а сороковой день новопреставленного выпадает именно в Великий четверг. На Тайной вечери рядом с Спасителем " возлежал " Его любимый ученик, апостол Иоанн Богослов. Он был любимым учеником Христа в особенности, как нам думается, за свою чистоту, за свое целомудрие. Новопреставленный митрополит Лавр с юности возлюбил Господа, возлюбил всем сердцем, всем своим существом. Он в одиннадцатилетнем возрасте поступил в братство преподобного Иова Почаевского в Ладомирово и посвятил себя Господу. Всю свою жизнь он сохранил чистоту сердца. Один обозреватель в России отметил следующее свойство характера владыки Лавра: " Все, кто хоть раз сталкивался с владыкой Лавром, никогда не забудут взгляд его добрых глаз, который, несмотря на преклонность лет Владыки, до конца оставался взглядом богобоязненного ребенка. Он действительно был этим евангельским ребенком, по-детски не боящимся признавать собственную немощь, но именно поэтому и возвышавшимся над ней " (из статьи: " Ребенок, боящийся Бог " на сайте Правая.ру).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Молитва на удалёнке 29.04.2020 560 Время на чтение 6 минут Источник: Прихожанин То, что наши храмы могут закрыть, не секрет для православных, знающих о событиях Апокалипсиса из одноименной книги апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Правда, точной даты грядущего конца света там не указано – книга имеет педагогическое значение для христианских народов разных эпох. Милостью Божией таинство Евхаристии пока совершается и службы идут, но сложившаяся в результате эпидемии ситуация привела к совершению богослужений при закрытых дверях в большинстве церквей мира. Где-то небольшому количеству верующих удавалось помолиться на той или иной службе, но в целом Страстная седмица и Пасха прошли в пустых храмах. Многие монастыри и храмы организовали онлайн-трансляции богослужений. Для этого использовались их страницы в социальных сетях «ВКонтакте», «Facebook» и на УоиТиве-канале. Таким образом прихожане могли услышать привычное пение хора и увидеть любимого батюшку. Причаститься на эту Пасху мало у кого получилось, и этот факт опечалил православных, но были в эти пасхальные дни и неповторимые моменты. Большинство людей на Страстной седмице вынужденно находились дома. С Великой Среды начинаются самые значимые богослужения, которые христиане обычно в полном объеме посещать не могут из-за работы или по состоянию здоровья. Кто-то привык причащаться в Великий Четверг, кто-то слушать в храме двенадцать Страстных Евангелий, кто-то молиться на службе, где совершается вынос или погребение Плащаницы Господа нашего Иисуса Христа. Всегда есть желающие причащаться в Великую Субботу, но мало кто выдерживает весь этот богослужебный ритм, кроме монахов, служителей храмов и клироса. Но вот трансляция служб позволила многим побывать на всех богослужениях Страстной седмицы, вникнуть в их содержание, которое часто ускользает от разума, когда приходится подолгу стоять в переполненном храме. Строгий пост, усталость, плохая слышимость из-за большого наплыва людей – и значительная часть смысла, увы, остается за кадром.

http://ruskline.ru/opp/2020/04/29/molitv...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Не зря все было " Страстная седмица 18.04.2006 401 Время на чтение 9 минут Дни Великой седмицы издревле посвящены Церковью каждый особому воспоминанию, и каждый называется Великим. В Богослужении Святая Церковь приглашает верующих сопутствовать Христу, распяться с Ним, умереть для жизненных наслаждений ради Него, чтобы пожить с Ним. Все страстные события умещаются в три дня: Великий Четверг, Великая Пятница и Великая Суббота, и есть один важный контекст трагических событий последних дней Господа на земле, он связан с работой сатаны. Информационная служба Псковской епархии разговаривала о Страстной седмице с одним из старейших священнослужителей Епархии, настоятелем храма Святой великомученицы Варвары в Печерах протоиереем Евгением Пелешевым: " В то время ведь не было никаких репортеров и журналистов, и мы верим тому, что написано в Евангелие. Я его хорошенечко просмотрел снова, и там повествуется, что после Входа в Иерусалим Господь учил народ в Храме, к Нему приходили люди, рядом были и ученики. Церковь призывает нас подготовиться к страстным дням: со среды начинают поносить Иуду. Он в среду сходил к первосвященникам и сказал, что вы мне дадите, и я вам Его предам. Договорились о цене предательства Иисуса Христа тридцать сребреников. Великая Среда - день предания на страдания и смерть Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. В понедельник и вторник служится Литургия Преждеосвященных Даров, последняя - в среду, и читается в последний раз великопостная молитва: " Господи и Владыка живота моего... " Самый важный день, можно сказать, для спасения человечества - Великий Четверток, Чистый Четверг, потому что Господь в этот день установил Таинство Евхаристии и оставил себя Церкви на все времена: " ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь, во Мне пребывает и Аз в нем " . В этом Таинстве мы со Спасителем соединяемся самым теснейшим образом через причащение. Для нас, как верующих людей, для Церкви этот Четверг является самым спасительным. Господь воскрес, а потом вознесся, оставив землю, но Себя Он оставил в Таинстве Причащения. Великий Четверг сугубо почитается в Церкви, и люди к этому дню особенно приготавливаются и причащаются. Я ребенком жил в Эстонии и ходил в эстонскую школу, тогда там не было советской власти, и учительница нас готовила к этому дню. Мы шли маршем в церковь нашу деревенскую, исповедовались и причащались в Великий Четверг. У нас и урок начинался с молитвы " Царю Небесный " , а заканчивалось учение благодарственной молитвой.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > О планах, ожиданиях, упущениях, итогах и выводах Великого поста 19.04.2019 919 Время на чтение 7 минут «Успех духовной жизни измеряется глубиной сокрушения сердечного и смирения, без которых всё суета или прелесть » свт. Игнатий Брянчанинов 40 спасительных дней Великого поста уже позади. Это было самое благоприятное в году время для углубленной работы над собой, принесения покаяния, искупления грехов, изменения к лучшему своей жизни. До Пасхи осталась страстная седмица, наше шествие за Христом, идущим пострадать ради нас, чтобы избавить от временных и вечных страданий весь человеческий род. Оглядываясь на прожитые 40 дней, мы видим несоответствие нашей жизни тому замыслу, который мы имели перед началом поста. О наших планах на пост: Перед выходом на пост многие замышляли поститься каким-то определенным образом в отношении: а) улучшения режима дня, б) исполнения запланированных дел, б) режима питания, в) молитвенного делания, г) посещения храмового богослужения, д) Исповеди и Причащения, е) полезного духовного чтения, общения, совета и пастырского наставления, ё) ограничения или прекращения просмотра телевизора, «зависания» в соцсетях, уменьшения количества телефонных разговоров и т.д. О наших ожиданиях от себя: Многие намеревались преодолеть постоянную мысленную жвачку, рассеянность, несобранность при молитве, скупость, алчность, зависть; стремление к материальному преуспеянию и многие другие мысли, чувства и желания, которые одолевают нас в повседневной жизни. Кроме того, с помощью поста и молитвы мы хотели углубить покаянное чувство, искоренить греховные привычки, примириться и простить всех своих обидчиков, не помнить зла и не иметь ни на кого обиды, и еще много-много чего... Теперь нам важно подвести некоторые итоги прожитых дней и увидеть, что получилось, а что нет. Пусть каждый спросит себя: Еще до начала самого Великого поста, а затем до 5-й недели в посту, за богослужением мы слышали призыв св. Церкви: « Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче...».

http://ruskline.ru/analitika/2019/04/20/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010