Страстная Седмица – это уже не Четыредесятница и даже не Великий Пост – это отдельное время. Можно сказать так: Четыредесятница (первые 40 дней) – это время, когда мы идём навстречу к Богу. В 2012 год Страстная седмица у православных начинается 9 апреля и завершается 14 апреля. Страстная Седмица – это уже не Четыредесятница и даже не Великий Пост – это отдельное время. Можно сказать так: Четыредесятница (первые 40 дней) – это время, когда мы идём навстречу к Богу. Страстная Седмица – это время, когда Господь идёт навстречу нам. Идёт через страдания, через арест, Тайную Вечерю, Голгофу, сошествие во ад и, наконец, к Пасхе Он преодолевает последние преграды, которые отделяют нас от Бога. Диакон Андрей Кураев Страстная седмица – последняя неделя перед Пасхой . В православной Церкви это самая важная неделя всего года, посвященная последним дням земной жизни Христа, о Его страданиям, распятии, крестной смерти, погребении. Страстная Седмица – это уже не Великий пост, хотя пост в эти дни соблюдается особенно строгий. В первые три дня Страстной седмицы Церковь подготавливает верующих к сердечному соучастию в Крестных страданиях Спасителя. В Великий понедельник Церковь вспоминает ветхозаветного патриарха Иосифа Прекрасного, из зависти проданного братьями в Египет, прообразовавшего страдания Спасителя. Кроме того, в этот день вспоминается иссушение Господом покрытой богатой листвой, но бесплодной смоковницы, служащей образом лицемерных книжников и фарисеев, которые не принесли истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел. В понедельник Страстной седмицы Патриарх совершает молитвы на начало чина мироварения. Чин мироварения происходит только раз в году и только на Страстной седмице. По церковному правилу возглавляет чин мироварения предстоятель Церкви. В первый день миро доводят до кипения и потом все время варят на малом огне, постоянно перемешивая его. Миро варится в течение трех дней: в Великий понедельник до вечера, весь Великий вторник и утро Великой среды. Все это время священники по очереди читают Святое Евангелие, а диаконы перемешивают миро веслами. Освящение мира совершается Святейшим Патриархом в Великий четверг за Божественной литургией. Освящение бывает после Евхаристического канона при открытых Царских вратах.

http://pravmir.ru/strastnaya-sedmica-kal...

Однодневные посты следующие: – среда и пятница в течение всего года, за исключением сплошных седмиц; – 14 сентября – Воздвижение Креста Господня; – 5 января – навечерие Богоявления, или Крещенский сочельник; – 29 августа – Усекновение главы святого Иоанна Предтечи. Наконец, перечислим сплошные седмицы , то есть периоды, когда отменяется пост в среду и пятницу: – Святки – с 25 декабря по 4 января включительно; – седмица после Недели о мытаре и фарисее ; – сырная седмицаседмица перед Великим постом; – Светлая седмицаседмица после Пасхи; – Троицкая седмицаседмица после праздника Пятидесятницы. Глава 4. Виды церковных молитвословий Прежде чем рассматривать богослужебные книги и говорить о находящихся в них молитвословиях и песнопениях, о порядке и способе их исполнения, следует обязательно рассмотреть сами виды церковных песнопений, выяснить этимологию их наименований и изложить краткую историю. К сожалению, далеко не во всех духовных учебных заведениях этому уделяется должное внимание, так что многие священнослужители и регенты, оперируя понятиями «тропарь», «кондак», «стихира», «ирмос», «светилен» и так далее, совершенно не имеют представления об их истории и даже не могут объяснить, почему именно так, а не иначе называется то или иное песнопение. Нет нужды говорить о важности и даже необходимости знать смысл и этимологию терминов, которые употребляются в богослужебных книгах и во всех пособиях, посвященных Уставу, в том числе и в данной книге. Потому мы в первую очередь рассмотрим виды и краткую историю всех церковных песнопений. Содержание данной главы основано на книгах двух выдающихся отечественных литургистов: архимандрита Киприана (Керна) «Литургика. Гимнография и эортология» и М. Скабаллановича «Толковый Типикон»; к указанным источникам и следует обращаться за более подробной информацией. §1. Библейский песенный материал Христианство родилось в иудейской среде, и влияние этой среды сказывалось еще очень долгое время после Вознесения Спасителя и Сошествия Духа на апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Писания и богослужения 7. 2 Проповеди и размышления на Господские праздники 7. 21 Рождество Христово, включая Недели пред Рождеством (святых отец и праотец), Навечерие и Неделю по Рождестве. 7. 22 Обрезание Господне и Новый год. 7. 23 Богоявление (Крещение) Господне, включая Неделю пред Богоявлением и после 7. 24 Вход Господень в Иерусалим… 7. 25 Вознесение Господне 7. 26 Пятидесятница 7. 27 День Святого Духа. 7. 28 Преображение Господне 7. 29 Воздвижение Креста Господня 3 Проповеди и размышления на Богородичные праздники] 7. 31 Рождество Пресвятой Богородицы 7. 32 Введение во храм Пресвятой Богородицы 7. 33 Сретение Господне. 7. 34 Благовещение Пресвятой Богородицы. 7. 35 Успение Пресвятой Богородицы 7. 36 Покров Пресвятой Богородицы. 7. 37 Проповеди и размышления в честь Божией Матери 7. 38 Проповеди и размышления в честь икон Божией Матери 4 Проповеди и размышления на воскресные дни (недели по Пятидесятнице)]. 5 Проповеди и размышления в честь святых] 51 Проповеди и размышления в честь Небесных Сил бесплотных] 6 Проповеди и размышления Постной Триоди] 7. 61 Приготовительные недели к Великому Посту. 7. 611 Неделя о мытаре и фарисее 7. 612 Неделя о блудном сыне 7. 613 Неделя мясопустная 7. 614 Неделя сыропустная (Прощенное воскресение) 7. 62 Недели Святой Четыредесятницы. 7. 621 Первая седмица Великого Поста. 7. 622 Вторая седмица Великого Поста. 7. 623 Третья седмица Великого Поста. 7. 624 Четвертая седмица Великого Поста 7. 625 Пятая седмица Великого Поста 7. 626 Шестая седмица Великого Поста 7. 627 Проповеди и размышления за Пассией 7. 628 Проповеди и размышления Страстной седмицы 7. 629 Проповеди о покаянии и причащении 7. 7 Проповеди и размышления Цветной Триоди 7. 71 Светлое Христово Воскресение 7. 72 Светлая седмица 7. 73 Неделя вторая по Пасхе (о Фоме) 7. 74 Неделя третья по Пасхе (о святых женах Мироносицах) 7. 75 Неделя четвертая по Пасхе (о расслабленном) 7. 751 Преполовение Пятидесятницы. 7. 76 Неделя пятая по Пасхе (о самаряныне). 7. 77 Неделя шестая по Пасхе (о слепом)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Так как история Хотькова монастыря соприкасается с историей Радонежа, то скажем нечто и о сем городке, которого имя слилось с именами Кирилла и Марии и Святого их сына. Радонеж (от Радуница?) при Калите называется весью и селом. В 1328 году, по завещанию Калиты, село Радонежское назначено великой княгине с малыми детьми, и досталось меньшему сыну Великого Князя, Андрею 5 . Так как наместник княжеский, Терентий Ртищь, обещал особенные льготы переселенцам, то в Радонеж скоро собралось довольное число жителей из Ростова: вместе с семейством Св. Сергия переселились в Радонеж еще пять семейств 6 . Князь Андрей подарил Преподобному Сергию землю, которую сей избрал для построения монастыря. При сыне Андрея, Владимире, Радонеж является уже городом «с тамгою и с мыты, » и поступает в 1410 году, как удельный город, в ведение сына Владимирова Андрея, который в нем основал свое местопребывание, и по смерти (1426) погребен в Троицком монастыре. В это время шла чрез Радонеж дорога в обитель Преподобного Сергия 7 . В военное время Радонеж наравне с другими городами отправлял своих ратников в полки Великого Князя. Так в походе Uoahha III на Новгород участвовали и Радонежцы. При Иоанне III в 1491 году в Радонеж переведена из Троицкой обители ярмарка, происходившая 25 Сентября на Сергиеву память, и это сделано по приказанию самого Великого Князя 8 . Древняя церковь Радонежская была построена в честь Рождества Христова, и близ неё жили родители Преподобного Сергия; она в том же виде существовала и в первой четверти XV века, как свидетельствует Епифаний. Судьба её до нашествия Литвы в начале XVII века неизвестна; но в это время Радонеж опустошен и церковь разрушена. В 1617 году Царь Михаил Фёдорович указом велел приписать Радонеж к Троицкому монастырю в вотчину «с пустошами, и с пашнею и с сенными покосы и со всякими угодьями». В грамоте замечательно известие, что «до Московского разоренья был ям на городке Радонеже, а охотников (ямщиков) на нем устроено было сорок человек 9 ». Новое доказательство, что через Радонеж шла из Москвы большая дорога в Троицкий монастырь и далее в Ростов и Ярославль. Приняв Радонеж во владение, архимандрит Дионисий и келарь Авраамий Палицын били челом Государю, что «на том городке (Радонеже) храм поставить и монастырский двор устроить нечем, хоромного лесу близко нет», и просили дать им на храм из села Воздвиженского с царского двора «повалушу» или избу. Царь согласился исполнить их просьбу и повалушу с своего двора на храм им отдал 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

«Радонеж» вчера, сегодня и завтра Православное общество (братство) «Радонеж» основано по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и является религиозной организацией Русской Православной Церкви. Братство уже 25 лет работает с целью духовного просвещения граждан нашей страны. В своей резолюции, положенной на Рапорт председателя Братства «Радонеж» с просьбой на Первосвятительское благословение на продолжения работы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в частности писал: «Издание газеты и продолжение выпуска радиопередач считаю важным и полезным делом, также, как и решение задач, стоящих на пути расширения и совершенствования этого благого дела». Председатель - Никифоров Евгений Константинович, Духовник - архимандрит Амвросий (Юрасов) История Радонежа Православное братство " Радонеж " - крупнейшее просветительское объединение Русской Православной Церкви. Сейчас «Радонеж» это три православных гимназии, радиостанция, газета, интернет-портал,  кинофестиваль, паломническая служба и множество просветительских проектов. В 2011 году братство отмечает 20-летие " Радио Радонеж " . Хотя началось все гораздо раньше. «Первая наша регистрация, - говорит Председатель «Радонежа» Евгений Никифоров, - произошла в 1987 году, с началом горбачевской перестройки. Тогда мы зарегистрировались сначала экспериментально-творческое объединение, а вскоре (в 1988 году) - кооператив «Радонеж». Это была единственная возможность получить юридическое лицо. Мы назывались " творческо-производственный кооператив " Радонеж " . «Радонеж» никогда не был формальным объединением и не ставил перед собой надуманных целей. Мы всегда были братством православных людей, объединенных любовью ко Христу, Его Церкви, собравшимися вокруг одного духовника - знаменитого архимандрита Амвросия (Юрасова), основателя одного из крупнейших женских монастырей - Свято-Введенского монастыря в г. Иваново. Мы, видимо, не являемся каким-то особенным исключением этой эпохи. Я знаю, что в Польше в то же время возникло братство православной молодежи, которое так же, как и мы, открыло для себя существование Православной Церкви, было вдохновлено ее величием и красотой и горячо пожелало ей послужить.

http://radonezh.ru/society/history/20yea...

«РАДИО «РАДОНЕЖ» - ЭТО БЕСЦЕННЫЙ ДАР. Главный редактор Радио «Радонеж» Николай Бульчук беседует с протоиереем Валерианом Кречетовым, настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в Акулово. 06.10.2014 07:55:37 Кульков Сергей Андреевич Н.Б.: Приветствуем вас, дорогие наши слушатели! Сегодня я с радостью встречаю в студии, нашего постоянного автора, передачи с которым вы так любите и ждете. Как всегда, мы говорим с отцом Валерианом на животрепещущие темы, касающиеся нашей веры, нашей преданности Церкви, нашей традиции. Начать я хотел бы сегодня с вопроса, который волнует непосредственно нас, сотрудников радиостанции «Радонеж». 30 октября исполняется четверть века с тех пор, как единственная и первая православная радиостанция «Радонеж» вышла в российский эфир. Тогда это было событие, как некоторые считали, чисто символическое: никто, конечно, не ожидал, что православный канал, созданный энтузиастами, очень малой группой людей, просуществует четверть века, переживет многие известные радиостанции и обретет огромную аудиторию радиослушателей. Сегодня Радио «Радонеж» вещает в FM-дuanaзohe, совсем недавно мы вышли в пакете цифрового транслятора «Триколор-ТВ», - казалось бы, внешне все обстоит замечательно. Нас слушают, нам звонят, наши авторы общаются с радиослушателями. Продолжают выходить интереснейшие передачи, звучат уникальные архивные записи… Но как Главный редактор Радио «Радонеж» я обязан свидетельствовать о том, что финансовое положение радиостанции, накануне ее четвертьвекового юбилея, очень и очень критическое. Отец Валериан, мне бы хотелось, чтобы вы обратились с пастырским словом к нашим слушателям, которые, может быть, не всегда отдают себе отчет в том, что Радио «Радонеж» нуждается в постоянной поддержке. Необходимо постоянное памятование о том, что мы не можем существовать без помощи слушателей. Такая схема пожертвований, которая обуславливает, может быть, определенный клуб, что ли, радиослушателей, конечно, выработалась не сразу. На заре своего существования «Радонеж», как и многие православные инициативы, имел спонсоров, меценатов: кому-то нравилось название, кто-то откликнулся на интересный проект, захотел, чтобы прозвучало его имя в эфире… Но и вообще: это были 90-е годы, совершенно другая эпоха!

http://radonezh.ru/text/radio-radonezh-e...

35. Мумриков О., свящ. Палитра теорий развития жизни: дискуссии и подходы к мировоззренческому осмыслению// - июля 2011 г.] Электронный ресурс: Научно-богословский портал «Богослов.ру»: http://www.bogoslov.ru/text/1842609.html 36. Мумриков О., свящ. Homo religiosus: осмысление некоторых аспектов современной социобиологии и психогенетики в контексте библейского богословия.//Сборник материалов XIII междисциплинарной конференции «Наука. Философия. Религия»: " Человек перед лицом новейших биомедицинских технологий " г. Дубна, 20-21 октября 2010 г. – М.: Фонд Андрея Первозванного, 2011. - С. 183-190. 37. Мумриков О., свящ., Александр (Урбанович), иеродиак. Современные представления о пространстве и времени: естественно-апологетический аспект// - ноября 2011 г.] Электронный ресурс: Научно-богословский портал «Богослов.ру»: http://www.bogoslov.ru/text/2230131.html 38. Мумриков О., свящ. Библейский взгляд на феномен научно-технического прогресса: ноев ковчег или вавилонская башня? - ноября 2011 г.] Электронный ресурс: Научно-богословский портал «Богослов.ру»: http://www.bogoslov.ru/text/2246328.html 39. Мумриков О., свящ. Вопрос о множественности миров в контексте мировоззрения М.В. Ломоносова//Доклад на юбилейной конференции «Целостное мировоззрение ученого-христианина: вызовы современной эпохи и пути их преодоления: к 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова (1711-1765)», Свято-Троицкая Сергиева лавра, МДА:), 1-2 декабря 2011 г.: - декабря 2011 г.] Электронный ресурс: Научно-богословский портал «Богослов.ру»: http://www.bogoslov.ru/text/2288128.html 40. Мумриков О., свящ. Курсы повышения квалификации для преподавателей духовных школ при Общецерковной докторантуре и аспирантуре имени свв. Кирилла и Мефодия: неделя первая .  - февраля 2012 г.] Электронный ресурс: Научно-богословский портал «Богослов.ру»: http://www.bogoslov.ru/text/2429268.html 41. Мумриков О., свящ. Курсы повышения квалификации для преподавателей духовных школ при Общецерковной докторантуре и аспирантуре имени свв. Кирилла и Мефодия: неделя вторая, завершающая.  - февраля 2012 г.] Электронный ресурс: Научно-богословский портал «Богослов.ру»: http://www.bogoslov.ru/text/2438379.html

http://bogoslov.ru/person/278181

Левинская возомнила себя экспертом в той области, которая ей далека как Луна. И если к «богословию» на уровне «оба-на» можно отнестись с улыбкой, как к бреду немолодой дамы, пострадавшей на полях борьбы с Россией, то относиться с юмором к открытой лжи и грязи, в ситуации глобального давления на Православную Церковь, сегодня нельзя. Вот цитаты, пропитанные ложью, которые обличают Ирину Левинскую, как человека, ненавидящего нашу страну и Православие. - «Происходят вещи невозможные, абсолютно антиконституционные: государство становится теократическим, а церковь – государственным институтом. Мы становимся «православным Ираном» (Фонтанка.Ру). - «…сейчас мы наблюдаем попытку воссоздать тоталитарное государство, только основанное на православии. На православном фундаментализме. Фундаментализм – это прекрасная основа для тоталитарного государства» (Фонтанка.Ру). - «РПЦ устроена по типу армии, там армейская дисциплина» (Фонтанка.Ру). - «Эти вещи происходили и раньше: церковь переставала обличать грехи власти и сливалась с этой властью. И как раз в такие моменты в России появлялись юродивые. В ситуации, когда происходит что-то возмутительное, невозможное, неправильное, появляется протест. И эти девочки, понимая или не понимая, как раз попали в российскую традицию юродства. И как отвечает на это церковь? Совсем не так, как она должна была бы ответить – с точки зрения милосердия, любви, всепрощения. Она отвечает очень жёстко» (Фонтанка.Ру). - «Сложилась ситуация, в которой совестливым людям становится стыдно говорить, что они находятся в Московской патриархии» (Фонтанка.Ру). - «…В православии существуют разные направления, и Московская патриархия – только одно из них. Есть старообрядцы разных толков, есть Суздальская церковь, Греческая, Украинс кая… Существует много православных церквей. И люди, не переставая быть православными, просто станут посещать церкви, не относящиеся к Московской патриархии. Они есть в Москве , есть в других городах» (Фонтанка.Ру). - «Патриарх таким поведением дискредитирует Русскую православную церковь. Много писали по поводу резиденции патриарха, этой демонстрации роскоши. А, с другой стороны, у нас огромное количество приходов, где работают прекрасные, самоотверженные священники, у которых нет денег для того, чтобы хоть как-то отремонтировать храмы. И одновременно верхушка православной церкви иногда рейдерски захватывает собственность. Посмотрите, что происходит в Калининграде, где РПЦ получила здания, которые никогда им не принадлежали, которые принадлежали католическим и протестантским приходам. Отнимаются детские больницы, которые находились в зданиях, когда-то принадлежавших православной церкви» (Радио «Свобода»).

http://ruskline.ru/news_rl/2012/09/15/ob...

Другой пример неожиданного регионального издания – якутская газета " Логос " . Она выходит с 2003 года и, как и многие православные СМИ, является авторским проектом одного человека, главного редактора Ирины Дмитриевой. Газета позиционируется как молодежная и, как пишет Дмитриева, " ставит цель говорить с молодым человеком о самом важном: жизни и смерти, смысле бытия " . Задача, как и у многих катехизических изданий, скорее пригодная для книги или серии брошюр, чем для СМИ. Но " Логос " , как и " Вера-Эском " , полна материалами о людях. В отличие от сыктывкарской газеты, в Якутии пишут в довольно жестких журналистских форматах и в основном об остросоциальном: аборты, дети-сироты, вызовы язычества в Якутии. Все это с комментариями разных сторон, с заостренными формулировками проблемы и, как правило, без специфически " православненькой " интонации. Гайд-парк в интернете Печатные православные СМИ в целом выходят средними по российским показателям тиражами. Как и в большинстве других тематических сегментов, информационные поводы они черпают из интернета. Сегодня именно интернет-публикации и интернет-полемика определяют как содержание большинства внутрицерковных дискуссий, так и ход диалога (или развитие конфликта) с обществом. У Церкви есть официальные сайты, самый главный из которых – " Патриархия.ру " – сайт пресс-службы патриарха Кирилла, публикующий огромный массив официальной информации. Но внимание широкой читательской аудитории принадлежит независимым или полузависимым проектам. Долгие годы самым посещаемым был сайт московского Сретенского монастыря " Православие.ру " . На этом сайте в основном печатаются катехизические и культурологические материалы, а также публикации умеренно консервативного характера. Здесь некоторое время публиковались Наталья Нарочницкая, православные активистки Татьяна Шишова и Ирина Медведева – известные борцы с компьютерными играми, западными мультфильмами, ювенальной юстицией и прочими проявлениями современной культуры. " Православие.ру " уделяет много внимания связям с другими православными церквами, прежде всего Сербской. Посещаемость сайта складывается из трех составляющих: интерес читателей к личности наместника монастыря архимандрита Тихона (Шевкунова), автора бестселлера " Несвятые святые " , выпущенного " ОЛМА-Пресс " миллионным тиражом, священника, которого называют " духовником Путина " ; живая интерактивная рубрика " вопросы священнику " , на которые отвечают насельники Сретенского монастыря; несколько лет назад на " Православие.ру " переехал с сайта Days.ru православный календарь на каждый день, который автоматически выпадает в первых строчках Яндекса на запрос о праздниках и святых конкретного дня, календарь существует и в виде встраиваемого модуля для любых сайтов: " Православие.ру " – практически монопольный держатель самой популярной православной услуги. В 2012 году " Православие.ру " выпустил в AppStore первый молитвослов для iPhone и iPad.

http://religare.ru/2_95113_1_21.html

Вашего Святейшества послушный Августин, епископ Дмитровский, Московский   5 1814 г., декабря 7.– Рапорт Дмитровского епископа Августина в Святейший Синод   Святейшему Правительствующему Синоду от Присутствующего Московской оного Конторы, Московской митрополии викария Августина, епископа Дмитровского и кавалера репорт. Указали. Святейшему Правительствующему Синоду 1813-го года 1-м апреля… предписано: отпустить на исправление описанных в преставлении моем и в сметах архитекторских в московские монастыри следующие суммы. В Спасо-Андрониев – до 63 000 ру[блей], в… В можайский Лужецкий – 1000 ру[блей] и московский приходской Василия Блаженного собор – 30 000 ру[блей] на действительно выдан. Но на оные места Спасо-Андрониев – 45 000 ру[блей]… Лужецкий – 1000 ру[блей] и Покровский собор – 13 000 ру[блей], каковыя суммы все издержаны… Вашего Святейшества послушный Августин, епископ Дмитровский, Московский   1812 г., декабря 11. – Доношение Правления московской Славяно-греко-латинской академии Святейшему Синоду   Святейшему Правительствующему Синоду от Правления московской Славяно-греко-латинской академии доношение. Его Императорское Величество указом из Святейшего Правительствующего Синода 1799-го года февраля от 14-го дня присланным к Синодальному члену, покойному Преосвященному Платону, митрополиту Московскому и Коломенскому, Свято-Троицкая Сергиевы лавры архимандриду и кавалеру велено. Две тысячи рублей, остающихся от 12 тысяч рублей, получаемого тогда жалованья на Московскую академию, предоставлять для будущих надобностей, могущих случиться при переведении Академии в Донской монастырь; сверх сего 1807-го года декабря 28-го, по воспоследовавшей прибавке двойного жалованья на Академию, резолюциею его же, покойного Преосвященного митрополита Платона, по репорту академического Правления, предписано из прибавочных 12 тысяч рублей оставлять, на предполагаемую постройку Академии, от 24 тысяч рублей жалованья, получаемого доселе Академиею, оставлять каждого по четыре тысячи рублей. Каковые остатки от жалованья действительно после всякого года до сего времени отправляемы были для хранения в Опекунский совет Императорского московского воспитательного дома.

http://sedmitza.ru/lib/text/6074367/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010