Александр III (Тахан; 1869–1958), Патриарх Антиохийский и всего Востока с 1931 г. Александр, Патриарх Антиохийский см. Александр III (Тахан), Патриарх Антиохийский и всего Востока «Александров», секретный сотрудник ГПУ УССР. Александра Азарьевна см. Андреева (Горбунова) Александра Азарьевна Алексий (Буй Семен Васильевич; 1892–1937), епископ. В 1923 г. хиротонисан во епископа Велижского, викария Полоцкой епархии. С 1924 г. епископ Бугульминский, викарий Самарской епархии, в 1925 г. временно управляющий Свердловской епархией; с 1926 г. епископ Острогожский, викарий Воронежской епархии. В 1926 г. провел 6 месяцев в тюрьме. С 1926 г. епископ Козловский, викарий Тамбовской епархии. В 1926–1928 гг. фактически управлял Воронежской епархией, епископ Уразовский, викарий Воронежской епархии. В 1928 г. присоединился к оппозиции митрополиту Сергию (Страгородскому) , возглавляемой митрополитом Иосифом (Петровых) . Арестован в 1929 г. В 1929–1930 гг. в заключении в Соловецком лагере. Был арестован в лагере, приговорен к расстрелу, с заменой на 10 лет концлагерей. Наказание отбывал в Свирлаге, затем с 1932 г. в Соловецком лагере. Расстрелян. Алексий (Готовцев Александр Дмитриевич; 1891–1936), епископ. В 1921 г. хиротонисан во епископа Звенигородского, викария Киевской епархии. Арестован в 1922 г., провел 6 месяцев в тюрьме, выслан в Москву. С 1923 г. епископ Серпуховской, викарий Московской епархии. В 1926–1927 гг. временно управляющий Московской епархией. С 1927 г. епископ Рыльский, временно управляющий Курской епархией. С 1932 г. епархией не управлял. Скончался в Москве. Алексий (Дьяконов; 1872 – после 1936), обновленческий «митрополит». В 1922 г. уклонился в обновленческий раскол. С 1923 г. обновленческий «епископ Смоленский», затем занимал обновленческую Саратовскую кафедру и был возведен в сан «архиепископа». С 1934 г. назначен «архиепископом Псковским и Порховским» с возведением сан «митрополита». Алексий ( Кузнецов Николай Николаевич; 1875–1938), архиепископ. В 1916 г. хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. С 1917 г. епископ Сарапульский, викарий Вятской епархии, с 1918 г. епископ Слободский, викарий Вятской епархии. С 1919 г. епископ Сарапульский и Елабужский. В 1924 г. арестован и выслан в Москву, где был арестован в 1925 г., сослан в Вятскую губ. С 1927 г. архиепископ. С 1931 г. в. у. Свердловской епархией. В 1932 г. арестован, приговорен к 3 годам лагерей. С 1933 г. архиепископ Пензенский, с 1934 г. архиепископ Тобольский, с 1935 г. архиепископ Сарапульский и Елабужский, в. у. Свердловской епархией. Арестован в 1937 г. Расстрелян.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Махно Нестор Иванович (1888–1934), украинский политический деятель, один из вождей анархистского движения в годы гражданской войны. Мейер Генрих-Август (1800–1873), немецкий богослов. Мелиссино Иван Иванович (1718–1795), российский государственный и церковный деятель. Обер-прокурор Св. Синода с 1763 г. В 1767 г. внес в Св. Синод так называемые «Пункты», – проект наказа Синоду о желательных преобразованиях в Русской Православной Церкви, – предполагавшие значительные исправления православных обрядов в духе протестантизма. Св. Синод уклонился от рассмотрения проекта. В 1768 г. Мелиссино был уволен. Мелхиседек (Паевский Михаил Львович; 1879–1931), архиепископ. В 1916 г. хиротонисан во епископа Кронштадтского, викария Петроградской епархии. С 1919 г. епископ Слуцкий, временно управляющий Минской епархией; позднее епископ Минский и Туровский. В июле 1922 г. провозглашен «митрополитом Минским и Белорусским, главой автономной Белорусской Церкви», признал «законность» обновленческого ВЦУ. В 1923 г. отошел от обновленчества, был принят в общение св. Патриархом Тихоном. Продолжал именововать себя полученным в расколе титулом митрополита. В 1924 г. привлечен к следствию, в августе 1925 г. приговорен к трем годам заключения условно. В декабре 1925 г. арестован в Москве. В январе 1926 г. был освобожден, уклонился в григорианский раскол. В июне 1926 г. принес покаяние перед митрополитом Сергием (Страгородским) , сложил с себя титул митрополита. Арестован в 1927 г., содержался в тюрьме четыре месяца и был овобожден. С 1928 г. архиепископ Красноярский и Енисейский . Менжинский Вячеслав Рудольфович (1874–1934), советский партийный и государственный деятель. С 1919 г. член Президиума ВЧК. В 1920–1922 гг. начальник Особого отдела и член коллегии ВЧК-ГПУ. С июля 1922 г. начальник СО ГПУ. С 1923 г. заместитель председателя ГПУ. С 1926 г. председатель ОГПУ. Меркулов Всеволод Николаевич (1895–1953), генерал армии. Руководитель ГУГБ НКВД СССР в 1938–1941 гг., нарком государственной безопасности СССР в 1941, 1943–1946 гг., министр государственного контроля СССР. Расстрелян.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Приговор: два года ссылки в Зырянский край, считая с 14 ноября 1922 года. Тюрьмы: владимирская, московская Таганская (еп. Феодосий Коломенский [Ганецкий]), вятская. Этапы (еп. Серафим [Звездинский], еп. Николай [Ярушевич]) 10 сентября 1922 – 15 мая 1923 года. В Зырянском крае. Усть-Сысольск, Усть-Вымь, с. Керчемье (митр. Кирилл [Смирнов], архиеп. Фаддей [Успенский], еп. Николай [Добронравов], прот. [Владимир] Богданов, арх[им]. Неофит [Осипов]). В народном суде пересуд по делу о ценностях, один год заключения. За давностью дело прекращено в апреле 1924 года 198 . В Зырянском крае по приговору: 15 мая 1923 – 14 ноября 1924 года. Без приговора, сверх срока: 14 ноября 1924 – 20 января 1925 года. Возвратился во Владимир на церковное делание в феврале 1925 года. Арестован в Гавриловом Посаде при поездке по епархии 8 сентября 1925 года. Препровожден во Владимир для выяснения личности 9 сентября 1925 года. Освобожден 10 сентября 1925 года. Арестован 2 января 1926 года. Освобожден 2 марта 1926 года. Предложено уехать из Владимира или прекратить управление епархией. Отказался оставить вверенную мне епархию: декабрь 1926 года. Арестован 2 января 1927 года. Московская внутренняя тюрьма: 3 января – 30 апреля 1927 года. В одиночке с митр. Сергием [Страгородским] 23–28 [апр.?] 1927 года. За принадлежность к группе архиереев (архиеп. Корнилий [Соболев], еп. Григорий [Козлов]), возглавляемой митр. Сергием Страгородским , 3 года соловецких лагерей. Ленинградская пересыльная тюрьма: май 1927 года. Соловецкие лагеря (Разноволока, Чупа-пристань, Попов остров, г. Кемь). Сторож, счетовод хозчасти, сторож: июнь 1927 года. Арестован 23 декабря 1929 года. Отправлен на Соловецкие острова 24 декабря 1929 года. Возвращен на Попов остров 1 января 1930 года. Болел сыпным тифом: январь – февраль 1930 года. В соловецких лагерях: – по приговору: июнь 1927 – 2 января 1930 года. – без приговора, сверх срока: 2 января – 3 февраля 1930 года. Этапирован в Туруханский край на три года. Тюрьмы: ленинградские «Кресты», новосибирская, красноярские пересыльная и внутренняя (митр. Кирилл): 23 февраля – 30 апреля 1930 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Митрополит Агафангел. 1. Жизнеописание Тихона, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси: Рукопись 2. Люперсольский H., протоиерей. Митрополит Сергий – законный, каноничный Заместитель Патриаршего Местоблюстителя. Вятка, 1928 Письмо Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] на имя управляющего Московской епархией, епископа Серпуховского Алексия [Готовцева] по вопросу о выяснении мер канонического прещения по отношению к митрополиту Ярославскому Агафангелу [Преображенскому] в связи с притязаниями последнего на местоблюстительство Преосвященному Управляющему Московской епархией. 5(18) апреля с. г. митрополит Ярославский Агафангел выпустил в Перми послание, в котором неожиданно для всех объявил себя Патриаршим Местоблюстителем и о том, что он вступил в управление Российской Церковью. Неожиданность такого выступления могла равняться разве только с неосновательностью притязаний автора послания. Он уверенно говорит, что по определению Собора 1917–1918 гг., в случае кончины Патриарха в обязанности Местоблюстителя Патриаршего Престола вступает старейший иерарх. Между тем такого определения Собора совершенно нет. Но с не меньшей уверенностью он указывает и на грамоту Святейшего Патриарха от 3 мая 1922 г. [ст. ст.], которой он назначен Заместителем Святейшего (при его жизни, а не Местоблюстителем по смерти). Но грамота эта потеряла силу свою ещё в момент возвращения Святейшего к управлению в 1923 г., как об этом ясно говорит послание Святейшего от 15 июля 1923 г, [ст. ст.]. Наконец, митрополит Агафангел в послании своём глухо ссылается на завещание Святейшего от 25 декабря 1924 г. (7 января 1925 г.), якобы назначающее его Местоблюстителем, но потому и не приводит подлинного текста завещания, что оно говорит против его притязаний; может занять эту должность только тогда, когда она окажется свободной. Но будучи вполне неосновательным по существу, выступление митрополита Агафангела является канонически беззаконным и формально. Каковы бы ни были права митрополита Агафангела на местоблюстительство, у нас уже есть законный и всеми признанный Местоблюститель митрополит Пётр.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

В 1919—1920 годы — настоятель Петропавловской церкви Петроградского университета. С декабря 1920 — настоятель Казанского собора. В 1920 был избран ректором Петроградского богословского института, преподавал в институте христианскую педагогику с дидактикой Закона Божия. Являлся товарищем председателя правления Общества православных приходов Петрограда и его губернии. 30 мая 1922 года был арестован по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей». 5 июля 1922 был приговорён к высшей мере наказания на «процессе митрополита Вениамина». 3 августа 1922 расстрел был заменён ему и ещё нескольким приговорённым пятью годами тюрьмы со строгой изоляцией. Был освобождён 30 ноября 1923. С 29 марта 1924 по март 1935 года — настоятель Николо-Богоявленского собора. В 1924—1928 возглавлял районные богословские курсы, с 1925 — Высшие богословские курсы. В трудные годы гонений на церковь стремился сохранить традицию качественного духовного образования. Был сторонником «примирительной» политики по отношению к обновленческому движению (в том числе соглашался на значительные уступки обновленцам, возможность которых была отклонена священноначалием), однако всегда оставался в юрисдикции Патриаршей церкви. По словам профессора-протоиерея Георгия Митрофанова, «безусловно, он не демонизировал обновленчество, он видел в обновленцах людей, достойных уважения. Сам не будучи обновленцем, сотрудничал с ними в сфере духовного просвещения. Безусловно, ему были созвучны некоторые их идеи в плане преобразования богослужения». Остался верен Заместителю Патриаршего митрополита Сергию (Страгородскому), с которым был близко знаком ещё в годы его служения на Финляндской кафедре, после издания им декларации от 1927 года. Одновременно с церковной службой, с 1918 по 1922 состоял научным сотрудником Комиссии по исследованию естественных производительных сил России при Академии Наук, а с 1926 — членом Комиссии по изучению Карельско-Мурманского края при Русском географическом обществе. 11 июня 1930 года был арестован по делу организации «Всенародный союз борьбы за возрождение свободной России» («Дело академика Платонова»), 14 марта 1931 освобождён из Дома предварительного заключения «за недоказанностью обвинения». Саратовская ссылка

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

[править]Деятельность при советской власти В 1918 году входил в состав отдела о духовно-учебных заведениях Поместного собора Русской православной церкви 1917—1918 годов. В 1918 году был членом Временного Совета объединенных приходов города Москвы. Предоставил свою квартиру для занятий созданных весной 1918 года по благословению Патриарха Тихона Богословских курсов, преподавал на этих курсах. В 1922 году был членом Братства ревнителей Православия. Против него 11 июля 1922 года было возбуждено уголовное дело по обвинению в антисоветской агитации, в ночь на 12 июля того же года в его квартире был произведён обыск. Сам Михаил Новосёлов в это время находился в Оптиной пустыни, поэтому ему удалось избежать ареста. Был арестован 12 августа 1922 года и до 19 марта 1923 года находился под арестом. Дело против него было прекращено в связи с тем, что при обыске не было найдено ничего компрометирующего (был изъят лишь орден Святого Станислава). После этого уехал в Вышний Волочёк, где и поселился, жил на нелегальном положении. В 1922—1927 годах написал своё основное сочинение — «Письма к друзьям», посвящённые актуальным вопросам церковной жизни. В нём он резко критиковал обновленческое движение, рассуждал о причинах гонений на церковь в России, рассматривался вопрос о конечных судьбах церкви и мира (значительное внимание уделялось эсхатологическим рассуждениям), анализировал различия между православием, католицизмом и протестантизмом, отдавая безусловное предпочтение первому. Принадлежал к традиции мистического богословия. В 1970—1980-е годы отдельные «Письма к друзьям», ранее распространявшиеся в самиздате, были опубликованы в зарубежном «Вестнике РХД» и в нелегально издававшемся альманахе «Надежда» (1984). Был видным деятелем «иосифлянского» движения, сторонником создания катакомбной церкви, вместе с протоиереем Фёдором Андреевым составил обращение к Заместителю Патриаршего местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому) с предложением изменить церковно-политический курс. В марте 1929 года был арестован в Москве как «руководитель антисоветских церковников, ведущий их к переходу на нелегальное положение, распространяющий своеобразные циркуляры идеологического антисоветского характера с призывом к „мученичеству“». 23 мая 1929 года был приговорён к трём годам лишения свободы, отбывал наказание в Суздальском политизоляторе.

http://pravicon.com/info-2966

Самарин Ф. Д., член Братства святителей Московских. Самарин Юрий Александрович (1904–1965), искусствовед, сын А. Д. Самарина. Самарина Софья Дмитриевна (1863–1935), сестра А. Д. Самарина. Самойлович Иван (1630-е – 1690), гетман Украины в 1672–1687 гг. Санчерро, кардинал. Сахаров, священник. Свенцицкий Валентин Павлович (1897–1931), протоиерей, духовный писатель. В 1919 г. рукоположен во иерея. С 1920 г. служил в московских храмах. В 1922 г. арестован, выслан. С 1926 г. настоятель церкви свт. Николая «Большой Крест» на Ильинке в Москве. В 1928 г. со своей паствой отделился от митрополита Сергия (Страгородского) , вскоре арестован, приговорен к ссылке в Сибирь. В 1931 г. вернулся в общение с митрополитом Сергием (Страгородским) . Скончался в ссылке. Похоронен в Москве. Севастиан (Вести Григорий Иванович; 1870–1929), архиепископ. В 1914 г. хиротонисан во епископа Кинешемского, викария Костромской епархии. С 1917 г. епископ Макарьевский и Унженский. В 1919–1920 гг. епископ Кинешемский, викарий Костромской епархии. С 1920 г. архиепископ Костромской. В 1922 г. перешел в обновленческий раскол. В 1923 г. принес покаяние, был арестован, вскоре освобожден, затем вновь перешел в раскол. В 1924 г. вторично принес покаяние, назначен архиепископом Костромским. С 1927 г. включен в состав Временного Патриаршего Св. Синода при митрополите Сергии (Страгородском) . С 1929 г. в заключении. Селецкий Григорий, протоиерей. Семеняко Николай Иванович , священник см. Феофан (Семеняко), архиепископ. Смоличев Иоанн, протоиерей. Сенгелевцев, священник Уральской епархии. Серапион (Сысоев † 1673), святитель, митрополит. В 1637 г. хиротонисан во епископа Сарского и Подонского на Крутицы с возведением в сан митрополита. В 1651 г. удалился на покой в Калязинский монастырь. Серафим (Александров Дмитрий Александрович, 1867–1937), митрополит. В 1914 г. хиротонисан во епископа Кустанайского, викария Оренбургской епархии. С 1918 г. епископ Полоцкий и Витебский, затем епископ Тверской и Кашинский. С 1920 г. член Св. Синода и ВЦС. С 1922 г. архиепископ. В 1922 г. арестован в Москве, освобожден. С 1924 г. митрополит. В 1925 г. арестован, вскоре освобожден. С 1926 г. в ссылке. В 1927 г. включен в состав Временного Патриаршего Св. Синода при митрополите Сергии (Страгородском) . С 1928 г. митрополит Саратовский; с 1933 г. митрополит Казанский и Свияжский. В 1936 г. арестован, сослан на 3 года в Казахстан, где был осужден. Расстрелян.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Сщмч. Дамиан (Воскресенский), архиеп. Курский. Фотография. Нач. XX в. 24 сент. 1920 г. Владимирским губернским ревтрибуналом «за хранение рукописей контрреволюционного характера» Д. был приговорен к тюремному заключению «на все время гражданской войны». 4 июля 1921 г. предписанием ВЦИК бессрочное заключение заменено на 3 года лишения свободы. Амнистирован и досрочно освобожден 13 янв. 1922 г. Вернулся в переславль-залесский Данилов мон-рь, выразил протест в связи с изъятием церковных ценностей из мон-ря. В июне того же года Д. вслед за Владимирским митр. Сергием (Страгородским) формально признал обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ). По словам Д., он «шел за Сергием в порядке иерархического подчинения и личного доверия к нему» (Архив УФСБ по Владимирской обл. Д. П-6401. Л. 198 об.), соглашаясь с ограничениями, поставленными митр. Сергием условием своего признания ВЦУ. Обращенные к нему распоряжения ВЦУ по церковно-адм. вопросам Д. игнорировал, не скрывал своего мнения, что с программой «Живой церкви» правосл. сознание мириться не может. В церквах Переславля-Залесского и Александрова продолжалось поминовение во время богослужений имени Патриарха Тихона, что вызывало доносы на Д. местных священников-обновленцев. 5 дек. 1922 г. Д. был арестован Владимирским отделом ГПУ по обвинению в «будировании масс на религиозной почве». Виновным себя не признал. В обвинительном заключении был назван «ярым реакционным элементом» и «сторонником Тихона». 23 февр. 1923 г. Комиссией НКВД по адм. высылкам приговорен к 2 годам ссылки, к-рую отбывал в пос. Теджен (ныне город в Туркмении). После отбытия срока вернулся в Переславль-Залесский. В нояб. 1925 г. назначен временно управляющим Владимирской епархией. 22 дек. 1925 г. участвовал в собрании архиереев в Донской иконы Божией Матери московском муж. мон-ре во главе со Свердловским архиеп. Григорием (Яцковским) и, не зная о принятии Нижегородским митр. Сергием (Страгородским) временного исполнения обязанностей Патриаршего Местоблюстителя, вошел в состав Временного высшего церковного совета (ВВЦС), тем самым невольно стал одним из инициаторов григорианского раскола .

http://pravenc.ru/text/168758.html

В 1919-1920 гг. преемник архиеп. Иоасафа на Коломенской кафедре Сильвестр (Братановский) , «епископ Верейский и Коломенский», жил в Коломне; 3 мая 1920 г. его перевели на Пермскую кафедру (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 26. Л. 69; в указе патриарха назван «бывшим епископом Коломенским»). 18 мая того же года К. в. возглавил священноисп. Феодосий (Ганицкий) , имевший титул «епископ Коломенский и Бронницкий»; он обладал архиерейской властью в пределах Коломенского и Бронницкого уездов. В июне 1921 г. против духовенства Коломны было открыто дело по обвинению в антисоветской агитации. По нему проходили еп. Феодосий, диакон коломенского Успенского собора Иосиф Сенкевич и диакон Петропавловской ц. в Коломне Андрей Самарин. 4 окт. 1921 г. клирики были освобождены (ГАРФ. Ф. 10035. Д. П-57345). В 1922-1924 гг. еп. Феодосий находился под арестом в Москве, обязанности по управлению приходами и мон-рями Коломенского окр. выполнял Подольский еп. сщмч. Петр (Полянский ; с 1923 архиепископ Подонский и Подольский); в дек. 1923 г. он подписал распоряжение о преобразовании собора Старо-Голутвина мон-ря в приходскую церковь, как того требовали местные власти, стремившиеся изгнать из Коломны монашествующих (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 215). Хиротонисанный 24 дек. 1923 г. Иоанн (Василевский) имел титул «епископ Бронницкий и Коломенский», рукополагал в 1923-1924 гг. клириков на приходы Коломенского у. (Там же. Д. 234). В 1924 г. на Коломенскую кафедру вернулся еп. Феодосий (Ганицкий). В связи с отказом поминать за богослужением советскую власть 25 сент. 1929 г. он был уволен на покой Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским ; впосл. патриарх Московский и всея Руси), 25 нояб. арестован и заключен в коломенскую тюрьму. Вместе с епископом были арестованы 18 чел.- большей частью монахи Старо-Голутвина монастыря, а также близкие к архиерею священники и миряне. В 1929-1933 гг. К. в. возглавлял еп. Петр (Руднев) , в 1933-1934 гг.- еп. Сергий (Воскресенский) . В 1937 г. еп. Дмитровский Сергий, викарий Московской епархии, был обвинен в «контрреволюционной деятельности» в бытность епископом Коломенским, в частности в контактах с «Коломенской церковно-монархической организацией». По делу об этой «организации» в 1937 г. проходили 14 представителей духовенства Коломны во главе с районным благочинным прот. Александром Флериным, приговоренным к смертной казни. В авг. 1937 г. еп. Сергий (Воскресенский) оказался под угрозой ареста, но вскоре был оправдан (ГАРФ. Ф. 10035. Д. П-50945).

http://pravenc.ru/text/1841790.html

Алексия (Сергиева) Рязанского и Зарайского. Архиереи на актах и постановлениях Соборов и заседаний Синода расписываются по старшинству хиротоний, и т. к. архисп. Алексий получил хиротонию в 1935 г. 20/V, наши предположения о хиротонии его в 1921 г. отпадают, иначе он стоял бы по старшинству за митр. Николаем (Ярушевичем) . С другой стороны, в списке награждений правом ношения креста на клобуке, он стоит за архиеп. Уфимским Иоанном (Братолюбовым), хиротонисанным в 1923 г. 1/VIII с. ст., а после него следует архиеп. Стефан (Проценко) Харьковский и Богодуховский (хиротония 1926 г. 28/VIII. ЛИТЕРАТУРА: ФАОС дело 13д. ЖМП. 1943. 1. С. 13. 15–17; 1944. 10. С. 7; 1945. 3. С. 9; 1947. 1. С. 15. ФПС I. 35. ФПС 13. Кат-АМ 73. Кат-Яв 62. С. 32. Допол. к Кат-ЕС. См. Мануил. 2.107–109. [Кат-ГУБ. С. 966.] В 1921 г. хиротонисан во епископа Св. Патр. Тихоном. Уклонился в обновленческий раскол, был членом обновленческого Синода в сане митрополита, занимал Курскую кафедру, после чего отказался от сана и был делопроизводителем обновленческого Синода в звании мирянина. В 1941 г. принёс покаяние и был принят митрополитом Сергием (Страгородским) в сане епископа, так как скрыл факт своего отречения от сана, и назначен на Калининскую кафедру. С сентября 1944 г. – архиеп. Минский и Белорусский. С 13/VIII-1 947 г. на покое. По свидетельству одного из священнослужителей Московской Патриархии, рукоположенного Ратмировым, последний был нравственно разложенной личностью, но своими высокопоставленными связями немало помогал и существованию приходов, и спасению из рук НКВД священников (Поспеловский Д. В. Русская православная церковь в XX веке. М.: Республика, 1995. С. 191.) Умер около 1980 г. [ПСТБИ] ВАСИЛИЙ (Смелов) Митрополит Владивостокский Родился в 1869 году. Много лет был священником-миссионером. В сане протоиерея служил в г. Оренбурге. В 1922–1923 гг. уклонился в обновленческий раскол. 6/I-1923 г. хиротонисан во еп. Бийского. 20/V-1923 г. возведён в сан архиепископа и назначен правящим Владивостокской епархией.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010