Багалей Д.И. История города Харькова за 250 лет его существования (1655-1905). Ист. Монография. В 2-х т. Т.2./Д.И. Багалей, Д.П. Миллер. - Репринт. Изд. - Х.: 1993. 982 с. 2. Баталов А.Л. Историзм в церковном сознании середины XIX в./А.Л. Баталов//Русское церковное искусство нового времени. - М.: Индрик, 2004. С. 252-257. 3. Беляев Л.А. Христианские древности: Введение в сравнительное изучение/Л.А. Беляев. - СПб.: Алетейя. 2001 (Византийская библиотека). 4. Дедов В.Н. Святые горы: от забвения к возрождению/В.Н. Дедов. - К.: РПО " Полиграфкнига " , 1995 С 7-97. 5. Жилинская Е. Святогорская успенская общежительная пустинь/Е. Жилинская. - Одесса: Типография Е.И. Фесенко, 1902. - 103 с. 6. Кириченко Е.И. " Симфония священства и царства " . Храмы-памятники XIX - начала XX вв./Е.И. Кириченко//Русское церковное искусство нового времени. - М.: Индрик, 2004. С. 221-237. 7. Климова С. Автобиографический роман/С. Климова//Литературная учеба. Март-апрель 1990. К. 2. - М.: 1990. С. 55. 8. Кодин В.А. Храмы Слобожанщины: Формирование архитектурно-художественных и градостраительных традиций/В.А. Кодин, Е.А. Ерошкина. - Х.: РИП Оригинал, 1998. 181 с. 9. Лейбфрейд А.Ю. Харьков. От крепости до столицы: Заметки о старом городе/А.Ю. Лейбфрейд, Ю.Ю. Полякова. - Х.: Фолио, 1998. - 335с. 10. Павлинов П.С. Архитектура церквей Ярославской губернии второй половины XIX - начала XX в./П.С. Павлинов//Русское церковное искусство нового времени. - М.: Индрик, 2004. С. 257-264. 11. Павлова А.Л. Старчество и рассвет монастырской архитектуры в России в XIX в./А.Л. Павлова//Русское церковное искусство нового времени. - М.: Индрик, 2004. С. 243-251. 12. Редин Е.К. Церкви г. Харькова/Е.К. Редин//сборник статей, материалов и документов посвященных 140-летию со дня рождения Е.К. Редина. - Х.: Райдер, 2003. С. 13-49. 13. Савельев Ю.Р. Византийский стиль в церковном зодчестве России второй половины XIX - начала XX вв./Ю.Р. Савельев//Церковные древности: Сборник докладов конференции (27 января 2000 г.). - М.: 2001.

http://sobory.ru/article/?object=04036

В Карее я не застал святогорских иконописцев. Одни из них работают в Ватопеде, а другие в Симонопетре, расписывая тамошние церкви. Вызывать их оттуда в Карею по требованию любознательности значило бы показать им странное своенравие, по которому лень идти к источнику для утоления жажды и хочется, чтобы сама вода подошла к устам. Посему я до другого времени отложил свои разведки об афонском иконописании, надеясь встретиться с пустынными художниками на местах их занятий; однако и без них решился сверить врученную мне Ее Высочеством рукопись о церковной живописи с греческим подлинником, который взят мною из библиотеки Руссика. При сверении оказалось, что эта рукопись переведена с французской книги Дидрона и наполнена ошибками этого господина, не понимавшего греческого подлинника, который написан деревенским языком с примесью слов турецких, албанских и цаконских. Значение этих слов и технических выражений афонской школы живописи, не находимых ни в одном греческом лексиконе, может быть понятно только здесь, где некоторые старцы, занимавшиеся живописью, умеют объяснить вышеупомянутый подлинник. С помощью этих живых словарей я начал вновь переводить его и надеюсь кончить сей труд на св. горе, объяснив себе некоторые недоразумения при свидании с лучшими художниками в Ватопеде и Симонопетре. Весьма тяжел этот труд мой; но он не сверх сил моих, укрепляемых желанием расширить круг наших познаний о древней церковной живописи, которую разумно ценит и любит Высочайшая председательница нашей академии художеств. Переводя помянутый подлинник, я сверяю изложенные в нем наставления, как писать иконы на досках и изображения на стенах, сверяю с самыми иконами и стенной живописью и нахожу, что в этом подлиннике словами описано то, что в афонских храмах изображено красками. Посему перевод мой будет обогащен примечаниями, в которых укажутся образчики древней живописи на Афоне, точно и верно описанные в переводимом мною подлиннике. Я самый счастливый переводчик! Ибо вижу те предметы, о которых читаю иноязычную книгу.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Депутат Зубов ведет незаконное строительство на территории Святогорской лавры Киев, 11 октября 2006 г . Свято-Успенская Святогорская лавра судится с народным депутатом от блока Юлии Тимошенко Валентином Зубовым, обвиняя его в незаконном строительстве на территории обители, сообщает " Интерфакс-Религия " . Иск подан в городской суд города Славянска, заявил на пресс-конференции в Киеве игумен лавры Феофан. По его словам, на три заседания суда В.Зубов не явился. Еще в 2003 году депутат завладел бывшей монастырской хлебной лавкой. По словам председателя Союза православных граждан Украины (СПГУ) Валерия Каурова, народный депутат начал здесь строительство своей приемной и кафе, где будут продаваться алкогольные напитки. " За прошедшие годы Зубов незаконно расширил площадь строительства, возвел второй этаж, чем закрыл обзор монастыря с моста через реку Северский Донец " , – сказал он. Стройка ведется на земле, где находятся останки монахов. В.Кауров отметил, что народный депутат игнорирует решение Святогорского городского совета от 30 ноября 2005 года о приостановлении реконструкции, постановление Славянского суда от 28 августа 2006 года о приостановлении любых строительных работ и ряд других нормативных документов государственных служб и инспекций. Игумен Феофан со своей стороны сообщил также о фактах оскорбления депутатом служителей лавры и о подаче иска в городской суд Славянска о защите чести и достоинства. В связи с отклонением иска по причине необходимости подачи его по месту жительства В.Зубова служители лавры собираются подавать иск в суд Киева по месту проживания народного депутата. " Зубов в ряде СМИ нападает на лавру с грязью и клеветой " , - отметил священнослужитель. СПГУ обратился к лидеру БЮТ за официальным разъяснением позиции фракции на действия их коллеги, а также в комитет по регламенту и депутатской этике Верховной Рады с просьбой лишить В.Зубова мандата народного депутата. Спикеру украинского парламента Александру Морозу направлено письмо, под которым стоят 30 тыс. подписей православных граждан. Интерфакс-Религия 11 октября 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/18764.html

Синодальный отдел передал партию адресной помощи в Голую Пристань. Информационная сводка о помощи беженцам (от 24 апреля 2024 года) 26 апреля 2024 г. 11:07 Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению направил партию адресной помощи для жителей Голой Пристани: одежду, электрообогреватели, дизельные отопители, ходунки, детское питание, подгузники, сладости и многое другое. Винницкая епархия передала около 22 тонн помощи в Успенскую Святогорскую лавру . Информационная сводка Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению о церковной помощи беженцам и пострадавшим мирным жителям от 24 апреля 2024 года . Статистика Помощь раненым, медицинская помощь Помощь нуждающимся в зоне конфликта Размещение беженцев в церковных учреждениях и при поддержке Церкви Гуманитарная помощь Адресная помощь Предложить свою помощь или обратиться за помощью в связи со сложившейся острой ситуацией можно по номеру горячей линии церковной социальной помощи «Милосердие»: 8 (800) 70-70-222. Помочь беженцам и пострадавшим мирным жителям можно, отправив смс на номер 3443 со словом «Беженцы» и суммой пожертвования. Например: «Беженцы 300». Сообщить, какую помощь оказывает ваша епархия беженцам и пострадавшим мирным жителям, можно на почту diaconia@patriarchia.ru (необходимо указывать тему письма: «Сводка беженцы»). Актуальная информация о возможностях помощи в епархиях на территории России собрана на  сайте церковной помощи беженцам , а также на  специальной странице  сайта Синодального отдела по благотворительности. Предыдущие информационные сводки о помощи беженцам и пострадавшим мирным жителям доступны по  ссылке . Новости и истории о церковном социальном служении публикуются в  Telegram-kahaлe «Дела Церкви»  и  «Дела Церкви. Кратко» ,  «Помощь беженцам»  и в группе Синодального отдела по благотворительности в  VK ,  ОК , на  Уоитиве-канале . Помочь беженцам и пострадавшим мирным жителям можно на сайте  помочьвбеде.рф . Поддержать церковные социальные проекты можно на онлайн-платформе Синодального отдела по благотворительности  «Поможем» . Диакония.ru /Патриархия.ru Календарь ← 21 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/6027080.ht...

К концу августа все участники программы благополучно возвратились в уже мирный Краматорск. Домой приехало на 3 человека больше, чем выезжало: в дороге на свет появились ещё три младенца. 26 августа волонтёры — слушатели «Школы духовности» посетили Свято-Успенскую Святогорскую Лавру, где приняли участие в благодарственном молебне, помолились в лаврских пещерах и в скиту Всех Святых, получили благословение на начало нового учебного года. 1 сентября учителя вернулись в классы, чтобы продолжить учить детей добру и миру, не дав им увидеть зла и ужасов войны. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 5 декабря, 2023 20 ноября, 2023 16 ноября, 2023 17 декабря, 2022 15 июня, 2022 27 февраля, 2022 26 февраля, 2022 26 февраля, 2022 8 февраля, 2022 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru

http://pravmir.ru/volonteryi-iz-kramator...

В московском церковном штабе помощи беженцев приняли 29 000 обращений беженцев с марта. Информационная сводка о помощи беженцам (от 6-7 декабря 2022 года) 8 декабря 2022 г. 11:06 29 000 обращений беженцев поступило в церковный штаб помощи беженцам в Москве с марта. В приходах проходят сборы рождественских подарков для беженцев и пострадавших мирных жителей. В  Успенской Святогорской лавре на Донбассе приняли партии гуманитарной помощи от Каменец-Подольской и Тернопольской епархий . Священники, волонтеры, сестры милосердия в России регулярно передают в пункты временного размещения (ПВР) продукты, бытовую химию, воду, одежду, обувь, канцелярские товары. Информационная сводка  Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению  о церковной помощи беженцам и пострадавшим мирным жителям от 6-7 декабря 2022 года. Статистика Помощь раненым, медицинская помощь  Размещение беженцев в церковных учреждениях и при поддержке Церкви  Гуманитарная помощь Духовная помощь  Адресная помощь  Предложить свою помощь или обратиться за помощью в связи со сложившейся острой ситуацией можно по номеру горячей линии церковной социальной помощи «Милосердие»: 8 800 70-70-222. Помочь беженцам и пострадавшим мирным жителям можно, отправив смс на номер 3443 со словом «Беженцы» и суммой пожертвования. Например: «Беженцы 300». Сообщить, какую помощь оказывает ваша епархия беженцам и пострадавшим мирным жителям, можно на почту diaconia@patriarchia.ru (необходимо указывать тему письма: «Сводка беженцы»). Актуальная информация о возможностях помощи в епархиях на территории России собрана на  специальной странице сайта Синодального отдела по благотворительности. Предыдущие информационные сводки о помощи беженцам и пострадавшим мирным жителям доступны по  ссылке . Новости и истории о церковном социальном служении публикуются в  Telegram-kahaлe «Дела Церкви» и  «Дела Церкви. Кратко» ,  «Помощь беженцам» и в группе Синодального отдела по благотворительности в  VK ,  ОК ,  Viber , на  Уоитиве-канале . Экспертные комментарии и ответы на вопросы — в аккаунте Отдела в  Яндекс.Кью . Диакония.ru /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5983695.ht...

Архиепископ Запорожский Лука: “Мама стала не только ребенком войны Отечественной, но и свидетелем войны 21-го века — братоубийственной…” Удивительно было слышать слова: «Эта война научила нас молиться по-настоящему». 28 июля, 2014 Удивительно было слышать слова: «Эта война научила нас молиться по-настоящему». 21 июля, после участия в торжествах, посвященных 260-летию со дня обретения Песчанской иконы Божией Матери в Изюмской епархии, архиепископ Запорожский и Мелитопольский Лука лично встретил гуманитарный груз Запорожской епархии весом 28 тонн, который накануне был куплен на средства прихожан и отправлен в места назначения: г. Славянск и Святую Успенскую Святогорскую Лавру. Груз доставлен при участии учредительного благотворительного фонда “Развитие Украины”. Во время поездки Владыка так и не увидел свою маму, которая находится сейчас в Донецке в зоне боевых действий. По прибытии в Запорожье архиепископ Запорожский и Мелитопольский Лука дал интервью пресс-службе Запорожской епархии. Ваше Высокопреосвященство, как Вы доехали туда и обратно? Кто Вас сопровождал? Как проезжали блок-посты? Что при этом говорили Вы и Вам? Как Вы попали в Славянск, ведь была информация, что еще город закрыт? — По приглашению Высокопреосвященнейшего Елисея, архиепископа Изюмского и Купянского, мы приняли участие в торжествах по случаю 260-летия со дня обретения Песчанской иконы Божией Матери. Местоблюститель Киевской митрополичьей кафедры митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий и архиепископ Запорожский и Мелитопольский Лука на праздновании 260-ти летия со дня обретения Песчанской иконы Божией Матери 21 июля 2014 г. После совершения Божественной литургии, которую возглавил Местоблюститель Киевской митрополичьей кафедры митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий, с протоиереем Олегом Семенчуком и группой журналистов запорожского ТВ-5 мы направились в город Славянск. На въезде в город Славянск со стороны города Краматорска на блокпосте нас уже встречали две фуры, загруженные гуманитарной помощью в городе Запорожье накануне, 20 июля.

http://pravmir.ru/arhiepiskop-zaporozhsk...

Иеродиакон стоит на своем месте до окончания Сподоби Господи... и потом говорит ектению: Исполним вечернюю молитву нашу Господеви. После главопреклонной молитвы и возгласа после нее отверзаются царские врата и бывает лития. На нее выходят настоятель в мантии с скрижалями и с посохом в левой руке, сослужащие иеромонахи в ризах, возложенных сверху мантий и в камилавках с клобуками. Выход на литию совершается обыкновенно в таком порядке: два пономаря впереди с возженными свечами, настоятель и сослужащие иеромонахи по порядку и за ними иеродиаконы, все идут царскими вратами. Пришедши к западным дверям и остановясь на определенном месте, два иеродиакона кадят на местные иконы, настоятеля и сослужащих... По окончании стихир, старший иеродиакон начинает: Спаси, Боже, люди твоя; затем другие прошения говорит иеродиакон младший. К концу литии, после пения стиховных стихир, на Ныне отпущаеши соединяются оба клироса и поют торжественно сие радостное воззвание праведного Симеона вместе со служащими. По освящении хлебов и пении псалма: Благословлю Господа на всякое время, настоятель преподает благословение, и иеродиакон в мантии читает шестопсалмие. По окончании трех первых псалмов, служащий иеромонах выходит пред царскими вратами и с открытой головой читает утренние светильны. Когда окончится шестопсалмие, выходит иеродиакон и вместе с иеромонахом пред царскими вратами кладут три поясных поклона; потом поклонившись друг другу, иеромонах отходит в алтарь, а иеродиакон начинает говорить великую ектению: Миром Господу помолимся... По возгласе иеромонаха, иеродиакон говорит по гласу: Бог-Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне и проч. Певцы поют, переменяя лики, согласно и чинно, Бог Господь и затем тропарь праздника трижды, после чего начинается чтение кафизм. По окончании первой кафизмы, следует малая ектения, в начале второй кафизмы братии позволяется сидеть (согласно уставу, лист. 4-й) на своих местах. По окончании второй кафизмы также малая ектения и седален праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Г.И. Кулжинский Предисловие Если когда, то именно в настоящее время описывать русские монастыри не только полезно, но даже необходимо. С одной стороны, вследствие затаенной цели врагов вообще христианства, а православного в особенности, подрывать нравственно-религиозное значение, какое для русского народа всегда имели его св. обители, и с другой стороны, вследствие размножения в последнее время завистливых глаз, желавших бы так или иначе посягать на чужую собственность, стали появляться резкие нападки на наши монастыри, не только в разговорной речи, но и в печати, не только среди открытых врагов христианства и индифферентистов религиозных, но и среди тех, о коих «не леть есть и глаголати»... Такое озлобление одних и предубеждение других следует останавливать не безмолвием, а содействием к тому, чтобы все истинно лучшее, среди образованного русского общества, ближе познакомилось с нашими монастырями, не чрез десятые уста, а из самого источника. Со времени введения в России христианства и до наших дней, православные монастыри в России приносили и приносят громадную пользу нашему отечеству. Польза эта нравственно-религиозная, а потому и неуловимая для глаз. Как хорошие учебные и воспитательные заведения служат России свою службу, так точно и наши обители служат интересам нашего отечества; но ежели учебные и воспитательные заведения приносят пользу не только материальную, но больше нравственную, то, что же сказать о монастырях? Тот лишь дерзнет отвергать значение учебных и воспитательных заведений, кто не ценит значение просвещения ума и сердца в молодом поколении. Так точно – кто говорит о бесполезности монастырей, тот или мало знаком с последними, или, отвергая божественную религию, действительно видит в них большую помеху распространению своих гнусных идей, особенно среди народа. Уже одно то обстоятельство, что наши монастыри существуют, главным образом, на частные пожертвования, между которыми народные копейки имеют большое статистическое значение, свидетельствует, что монастыри всегда нужны русскому народу, а стало быть – они для него полезны. Те же единичные уклонения от идеала монашества, на которые нередко указывают современные враги монашества, служат лучшим доказательством, что ни в одном обществ на земле нет совершенства, что монахи и монахини подобострастные нам люди, стремящиеся к известному идеалу, нередко претыкающиеся и даже падающие (хотя видя падение, не замечаем их востания с новыми силами) и, наконец, те уклонения есть не более, как очевидная улика в несовершенствах самой же мирской среды, выходцами которой наполняются все наши монастыри. Для того люди и поселяются в монастырях, чтобы удобнее распинать свою плоть со страстьми и похотьми; не будем же копаться в чужой совести, и недостатки ближнего выставлять на позорище; не будем слабостями отдельных единиц чернить такое богоугодное учреждение, как наши православно-русские монастыри.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если в Консистории есть какие-нибудь важные и требующие моего утверждения дела, не может ли привести их в Москву к 30-му или 31-му числу г. Секретарь, или кто-либо другой? Мое помещение там будет на Саввинском подворье. Призывая Вам и прочим собратьям нашим о Господе Божие благословение, пребываю с истинною к Вам любовью». 25-го ч.. в пятницу, часу во втором пополудни, стало собираться в мою залу городское духовенство к обеденному столу, устроенному на его счет по случаю моего выезда из Харькова. Когда всё было готово, мне доложили об этом, и я вышел из своего кабинета. Принявши от меня благословение, все сели за трапезу. Обед этот был чисто семейный: исключительно присутствовали на нем о.о. протоиереи и иереи г. Харькова и близлежащих сел, настоятель Святогорской Успенской пустыни, секретарь духовной Консистории и эконом архиерейского дома (всего до 40 человек). В продолжении стола пел хор архиерейских певчих и говорились, по заведенному обычаю, речи. С речами обратились ко мне: Кафедральный протоиерей А. Г. Кустов, профессор богословия в университете В. И. Добротворский и Кафедральный Ключарь С. А. Иларионов, который изложил свои чувства на бумаге и вручил мне на память. Вот содержание его речи: «Преосвященнейший Владыко! Милостивейший Архипастырь и Отец! Воля Божия и державная власть вверяют твоему пастырскому руководительству другую паству. Не далее, как четыре года тому назад, высшие власти и представители града, народ и духовенство, с особою радостью исходили в сретение тебя. Преданность и любовь к тебе паствы Полоцкой, скорбь и слезы при разлуке с тобою радовали и утешали благою надеждою, что ты, добрый Архипастырь, своею мудростью, знанием и опытом, долго и долго будешь руководить нас на пути ко спасению и вести порядок внешнего управления. И вот так неожиданно и скоро скорбь паствы Полоцкой обнимает нашу душу и слезы орошают наше лице. Мы собрались в последний раз хлебом-солью запечатлеть нашу преданность, принять твое благословение и проститься, быть может, навсегда.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010