Первое явление Славы Божией описывается в Исх. 16,7, 10 : «и утром увидите Славу Божию... они оглянулись в пустыне и вот Слава Господня явилась во облаке». В этом первом явлении уже наличествует одна черта, которая чаще всего повторяется и в дальнейших доксофаниях, явлениях Славы, именно явление Ее во облаке. Облако имеет значение некоей среды, одновременно и закрывающей и открывающей для слабых глаз присутствие Божие внутри этого облака. Но в этом именно значении прообраз Богоматери и разумеется Церковью в явлении облака, – таков, напр., столп огненный и облачный, руководивший Израиль в пустыне. 72 Итак, уже первое явление Славы Божией говорит и о Славе человеческой, о Богоматери. (По-видимому, в ряде мест, где просто говорится: «и явилась Слава Божия» Лев. 9,6, 23 ; Числ – 14,10; 16,19,42; 20,6, – разумеется явление облака, прямо это сказано лишь в Чис. 16:42 .) Облако является при обоих освящениях богослужебных мест: сначала скинии ( Исх. 40,34–35 : «и покрыло облако скинию собрания, и Слава Господня наполнила скинию. И не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеяло ее облако, и Слава Господня наполняла скинию»), а затем и Соломонова храма ( 3Цар. 8, 10, 11 : «когда священники вышли из святилища, облако наполнило дом Господень. И не могли священники стоять на служении по причине облака, ибо Слава Господня наполнила храм Господень»; ср. 2Пар. 5,13 – 14 ). В связи с этим надо понимать и Числа 9,15 – 23 , где говорится о стоянии облака над скинией при стоянках и о движениях его при переходах. Скиния и храм сами по себе суть прообразы Богоматери, но скиния-храм, осененный облаком Славы Божией, есть уже двойное Ее знаменование; Она есть вместилище Славы Божией, но и Сама прославлена; Она есть вместилище Бога невместимого, но и Сама обожена. Словом, здесь, где говорится о Славе Божией, несомненно, говорится и о Богоматери. Обратимся теперь к богоявлению Моисею, которое также было явлением Славы Божией. Самое вступление Моисея на гору Синайскую соединяется с явлением облака: «и взошел Моисей на гору, и покрыло облако гору.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Перешедши Чермное море, израильтяне вступили в большую дикую пустыню. Вокруг них не было ни полей обработанных, ни рек, обильных водою; на несколько верст кругом не было видно ничего, кроме песку; ни одного источника, изредка зелень, ни одной тропинки и никакого жилья человеческого. Спустя три дня после перехода их через море нашли они один источник, но вода в нем была так горька, что ее нельзя было пить. Тогда народ возроптал. Но Моисей воззвал ко Господу, и Бог показал ему одно дерево, которое он положил в воду, после чего ее можно было пить. «Я Господь Бог твой, исцеляющий тебя!» – говорил при сем Бог Своему народу. Но вскоре затем народ снова возроптал, ибо у него не стало ни хлеба, ни мяса. Тогда Бог послал огромные стада перепелов, а на другое утро нечто мелкое, как крупа, и белое, как замерзшая роса, что лежало по земле, как иней. «Что это?» – спрашивали изумленные израильтяне друг друга. Моисей же отвечал им: «Это – хлеб, который Господь дал вам в пищу». И как на еврейском языке слово «что» называется «ман», то оттуда и названа эта пища манною. Это были небольшие кругловатые зерна, сладкие, как мед, вкусные и питательные, как самая лучшая мука. Но вот опять является недостаток в воде. Опять поднялся ропот. Моисей снова воззвал ко Господу о помощи, и Господь сказал: «Возьми жезл твой и ударь в скалу». Моисей ударил в скалу – и скала дала из себя воду. Потом напали на израильтян толпы амалекитян. Моисей выслал против них Иисуса, а сам пошел на вершину горы и простер руки к небу. И пока Моисей держал руки свои поднятыми к верху – побеждал Израиль; когда же опускались руки его – преодолевал Амалек. Тогда Аарон и Ор стали поддерживать утомленные руки Моисея, и он так оставался до самого захождения солнца. Наконец израильтяне преодолели Амалека, и он бежал от лица их. Таким образом, израильтяне продолжали путь свой, руководимые Самим Богом. Столп облачный, сопутствовавший им при переходе через Чермное море, не отступал от них во все время странствия, днем показывая им путь светлым облаком, а ночью светя столпом огненным. 25. Законодательство

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

По выходе евреев из Египта Сам Бог показывал им путь в землю Ханаанскую днем – облачным столпом, а ночью – огненным столпом. Дойдя до Чермного (Красного) моря, евреи увидели, что за ними гонится фараон со всем египетским войском. Он скоро раскаялся, что отпустил евреев из Египта, и погнался за ними, чтобы возвратить назад. Увидев египетское войско, евреи пришли в ужас. Перед ними было глубокое море, а сзади фараон со всем своим войском. Тогда многие стали говорить Моисею: «Разве не стало бы нам могил в Египте, что ты вывел нас погибнуть в пустыне?» Но Моисей сказал им: «Не бойтесь, только смотрите, как Господь избавит вас от египтян». Потом, помолившись Богу, он по велению Божию ударил палкой по морю, и вода в море расступилась на одну и другую сторону, а дно осталось сухим. С наступлением ночи евреи стали переходить по морскому дну, а чтобы не видели их египтяне, облачный столп стоял позади них и закрывал от египтян. На рассвете египтяне также пошли за ними по морскому дну. Но как только евреи вышли на берег, а египтяне были на самой середине моря, Господь опять повелел Моисею ударить палкой по воде. Он сделал так, и вода возвратилась на свое место и покрыла египтян. Сам фараон и все его войско и колесницы – все потонуло в море. В живых не осталось ни одного египтянина. Евреи, увидев, как помог им Бог, упали на колени, запели хвалебные песни и возблагодарили Господа, своего Помощника и Покровителя. Путешествие евреев от Чермного (Красного) моря до горы Синай От Чермного моря Бог повел евреев к горе Синай дикой и песчаной пустыней. На третий день у них не стало воды. Они нашли один источник, но вода в нем была горькая. Тогда Моисей по велению Божию положил в эту воду какое-то дерево и она сделалась годной для питья. Потом евреи начали роптать на Моисея за то, что у них не было ни хлеба, ни мяса. Они говорили: «Лучше бы нам остаться в Египте: там мы имели хлеб и целые котлы мяса, а здесь мы помрем с голоду!» Господь через Моисея сказал им: «Вечером будет вам мясо, а по утру хлеб». Так и было. Когда наступил вечер, Бог послал им так много перепелок, что их можно было брать руками, а на утро, встав, они увидели на земле что-то белое, наподобие крупы. Это была манна, которая по утрам, как роса, падала с неба и была сладка, как мед. Эту манну они собирали и вместо хлеба ели уже постоянно, пока не пришли в землю Ханаанскую.

http://azbyka.ru/deti/uroki-dlya-voskres...

Потому напустил Бог на них десять казней, что десять месяцев топили они детей еврейских. Когда же начался мор в Египте, сказал фараон Моисею и брату его Аарону: «Поскорей уходите!» Моисей же, собрав евреев, пошел из Египта. И вел их Господь через пустыню к Красному морю, и шел впереди их огненный столп ночью, а днем – облачный. Услышал же фараон, что бегут люди, и погнался за ними, и прижал их к морю. Увидев это, евреи стали кричать на Моисея: «Зачем повел нас на смерть?» И возопил Моисей к Богу, и сказал Господь: «Что взываешь ко мне? Ударь жезлом по морю». И поступил Моисей так, и расступилась вода надвое, и вошли дети Израиля в море. Увидев это, фараон погнался за ними, сыновья же Израиля перешли море по суху. И когда вышли на берег, сомкнулась вода над фараоном и воинами его. И возлюбил Бог Израиля, и шли они от моря три дня по пустыне, и пришли в Мерру. Была здесь вода горька, и возроптали люди на Бога, и показал он им дерево, и положил его Моисей в воду, и усладилась вода. Затем снова возроптали люди на Моисея и на Аарона: «Лучше нам было в Египте, где ели мы мясо, лук и хлеб досыта». И сказал Господь Моисею: «Слышал ропот сынов Израилевых», и дал им есть манну. Затем дал им закон на горе Синайской. Когда Моисей взошел на гору к Богу, люди отлили голову тельца и поклонились ей как Богу. И иссек Моисей три тысячи этих людей. А затем снова возроптали люди на Моисея и Аарона, так как не было воды. И сказал Господь Моисею: «Ударь жезлом в камень» и сказал: «Из камня этого разве не источите вы воды?» И разгневался Господь на Моисея, что не возвеличил Господа. И не вошел он в землю обетованную из-за ропота людей, но возвел его на гору Вамьскую и показал землю обетованную. И умер Моисей здесь на горе. И принял власть Иисус Навин. Этот вошел в землю обетованную, избил хананейское племя и вселил на место его сынов Израилевых. Когда же умер Иисус, стал на его место судья Иуда; а иных судей было четырнадцать. При них забыли евреи Бога, изведшего их из Египта, и стали служить бесам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Праздник, установленный в честь выхода евреев из Египта, был назван Пасхой («Песах»), что означает «прошел мимо», в воспоминание о том, как Господь миновал израильтян, когда поражал египтян ( Исх. 12:27 ). Бог заповедовал израильтянам ежегодно его совершать в 14-й день первого месяца. Ветхозаветная Пасха была прообразом Пасхи Новозаветной, агнец – прообраз Христа, Кровь Которого избавляет нас от смерти. 5.5. Переход через Красное (Чермное) море Оставив Египет, весь израильский народ исходит в пустыню. Опомнившись, фараон отправляется в погоню и почти настигает беглецов. Тогда «двинулся Ангел Божий, шедший пред станом [сынов] Израилевых, и пошел позади их; двинулся и столп облачный от лица их и стал позади их; и вошел в средину между станом Египетским и между станом [сынов]  Израилевых, и был облаком и мраком для одних и освещал ночь для других, и не сблизились одни с другими во всю ночь» ( Исх. 14:19–20 ). Израильтяне идут не кратчайшей дорогой в Палестину, а на юг, в сторону Красного моря. Этому две причины: во-первых, в Древнем Египте граница хорошо охранялась, и всякий человек, который ее пересекал, должен был пройти массу формальных процедур: объяснить кто он, откуда, зачем следует, и получить соответствующее разрешение. Кроме того, эта граница была достаточно прочно укреплена, потому что именно с этого направления шли обычно нашествия с севера, с Междуречья и со стороны Малой Азии. Конечно, для Бога это не препятствие. Но Он желал, несомненно, явить чудо такое, которое бы не забылось уже никогда. И этим чудом является как раз спасение израильтян в отчаянных обстоятельствах, а именно переход их через Красное море. С этим переходом у современных комментаторов возникают затруднения, потому что непонятно, как так получилось, что вода расступилась и люди прошли по суше? Выдвигаются разные толкования, что это было не море, а болото или, может быть, озеро, где воды было по колено, так что можно было бы пройти пешком. А египетские колесницы просто увязли в грязи. И когда израильтяне смогли убежать и вышли на ту сторону, они поняли, что это чудо и от радости стали петь, что прошли по дну моря ( Исх. 15 ). Эта версия отражена в большинстве современных библейских атласов – маршрут Исхода огибает Красное море с севера, не пересекая его.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Пред десятою казнью Бог сказал Моисею и Аарону: «еще одну казнь Я наведу на фараона и на египтян, и тогда они с поспешностью будут гнать вас отсюда. Я пройду ночью по Египту и поражу всех первенцев от человека до скота». При этом Господь повелел евреям выбрать для каждой семьи однолетнего агнца, без всякого недостатка, в 14-ый день месяца нисана заколоть его, испечь на огне и есть, не сокрушая костей, с пресным хлебом и горькими травами; кровью же агнца помазать косяки и перекладины дверей. Есть агнца евреи должны были совершенно готовыми в путь, подпоясавшись, и с посохами в руках. В полночь, когда евреи вкушали пасхального агнца, Ангел Господень поразил всех первенцев египетских, от первенца царя фараона до первенца узника, сидевшего в темнице, и все первородное из скота, и прошел мимо только тех домов, на дверях которых был сделан знак кровью. По всему Египту поднялся плач. Фараон призвал Моисея и велел ему скорее уходить с народом еврейским из Египта. Египтяне также понуждали евреев скорее отправиться в путь, «а то», говорили они, «и мы умрем». Евреи должны были выступить с такою поспешностью, что не успели испечь хлебов, и взяли с собою тесто не вскисшее, из которого уже дорогою испекли себе опресноки. С Моисеем вышло из Египта до 600 тысяч человек, не считая женщин и детей. Как только евреи выступили из Египта, перед ними явился столп, который днем был облачным, а ночью огненным, и указывал им путь. День выхода из Египта Господь повелел евреям праздновать ежегодно. Праздник этот назван был Пасхою, что значит: прошел мимо. Вечером, в 14-ый день нисана, евреи закалывали пасхального агнца и семь дней ели опресноки. Вместе с тем Господь повелел посвящать Ему, в благодарность за избавление от смерти первенцев еврейских, каждого первенца, от человека до скота: первенцев от людей выкупать принесением за них жертвы, первенцев от чистых животных приносить в жертву, а от нечистых животных заменять агнцами или выкупать. Агнец пасхальный прообразовал Господа Иисуса Христа. Агнец был избираем без всякого телесного недостатка; Иисус Христос чужд всякого греха. Костей агнца велено было не сокрушать; Господу на кресте не были перебиты голени. Кровь агнца спасла первенцев еврейских от смерти; кровь Спасителя спасает нас от вечной гибели. Посему Господь Иисус Христос называется в церковных песнопениях Агнцем и Пасхою.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Старец сказал: «Как не может плодоносить дерево, которое постоянно пересаживают, так и монах, переходящий с места на место, не может достичь добродетели». Одного брата одолели помыслы уйти из киновии, и он рассказал об этом авве. И тот посоветовал: – Иди и сиди в келье. Свое тело отдай ее стенам как под залог и не выходи оттуда телом. А что до помысла, пусть себе думает, что хочет. Старец сказал: «Келья монаха – вавилонская печь, в которой три отрока обрели Сына Божия. Она столп облачный, из которого Бог говорил с Моисеем». Один брат девять лет сражался с помыслом уйти из киновии. Каждый день он брал свою милоть, чтобы уйти. Но когда наступал вечер, он говорил: «Уйду завтра». А наутро он говорил помыслу: «Попробуем удержаться и сегодня ради Господа». И когда исполнилось девять лет, как он это делал, Бог навсегда избавил его от этого искушения. И. Из святого Ефрема Не говори, монах, что здесь одни тяготы и брань, а где-то там – тишина и покой. Разве ты забыл, кто борется против нас? Наш враг – диавол. Вот послушай, что сказано в книге Иова: И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу: Я ходил по земле и обошел ее ( Иов. 2:2 ). Так знай, что до неба тебе высоко, и куда бы ты ни пошел, нет такого места под небом, куда бы не мог добраться наш общий враг. Поэтому оставайся в том месте, которое ты выбрал; противостань дьяволу, и он убежит от тебя; обратись к Богу, и Он придет к тебе. Горе душе, в которую проникли неверие, утрата страха Божия, неведение, неразумие и бесстыдство: такая душа достанется в добычу лисицам ( Пс. 62:11 ). Блаженна душа, в которой живет страх Божий и благочестие. Кто не хочет служить одному господину, тот служит многим. Кто не хочет подчиняться одному игумену, тот повинуется многим, но в разных обителях. В Писании сказано: Прихоти ищет своенравный, восстает против всего умного ( Притч. 18:1 ). Точно так же и монах, который оставляет обитель, винит во всем игумена и братию. Но ему не избежать порицания Бога и благоразумных людей.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

Схоронив умерших первенцев, египтяне стали сожалеть, что отпустили евреев. Фараон наскоро собрал войско и погнался за ними. Евреи были у Чермного (Красного) моря. Увидев позади себя грозные полчища фараона, они пришли в ужас. Вместо того чтобы просить у Бога помощи, они стали роптать на Моисея за то, что он вывел их из Египта. Ободряя их, Моисей в душе молился Богу. Господь услышал его молитву. Облачный столп стал позади евреев и скрыл их от египтян. Господь сказал Моисею: подними жезл твой, простри руку твою на море и раздели его. Моисей исполнил повеление Божие. Поднялся сильный ветер и раздвинул море. Вода стала по сторонам как стена, и израильтяне пошли через море посуху. Слыша в стане израильском движение, египтяне погнались за евреями по дну морскому и уже достигли середины моря. В это время израильтяне вышли на другой берег, и Моисей по повелению Божиему снова простер руку свою на море. Воды морские слились и потопили фараона со всем его войском. Видя такое чудо, евреи воспели благодарственную песнь Богу: Поим Господеви, славно бо прославися: коня и всадника вверже в море. Переход евреев через Чермное (Красное) море стал прообразом крещения, через которое мы освобождаемся от власти диавола и рабства греху. Глава 11. Дарование Закона Божия на горе Синай. Скиния ДАРОВАНИЕ ЗАКОНА БОЖИЯ НА ГОРЕ СИНАЙ. На пятидесятый день после выхода из Египта евреи подошли к горе Синай и остановились. Черная туча покрыла вершину горы. Раздался гром, заблистала молния, послышался трубный звук, а затем – голос Бога Отца, говорящий: 1. Аз есмь Господь Бог твой… да не будут тебе бози инии разве Мене. 2. Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе и елика на земли низу, и ели-ка в водах под землею; да не поклонишися им, ни послужиши им… 3. Не приемли имене Господа Бога твоего всуе… 4. Помни день субботний, еже святити его: шесть дний делай и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый, суббота Господу Богу твоему… 5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли…

http://azbyka.ru/katehizacija/zakon-bozh...

Так или иначе, но всякое богооткровение приводится в связи с Боговоплощением, а из него неустранимо и Богоматернее начало. Его–то именно и предполагаем выделить и проследить. Первое явление Славы Божией описывается в Исх. 16,7, 10: «и утром увидите Славу Божию… они оглянулись в пустыне и вот Слава Господня явилась во облаке». В этом первом явлении уже наличествует одна черта, которая чаще всего повторяется и в дальнейших доксофаниях, явлениях Славы, именно явление Ее во облаке. Облако имеет значение некоей среды, одновременно и закрывающей и открывающей для слабых глаз присутствие Божие внутри этого облака. Но в этом именно значении прообраз Богоматери и разумеется Церковью в явлении облака, — таков, напр., столп огненный и облачный, руководивший Израиль в пустыне. Итак, уже первое явление Славы Божией говорит и о Славе человеческой, о Богоматери . (По–видимому, в ряде мест, где просто говорится: «и явилась Слава Божия» Лев. 9,6, 23; Числ14,10; 16,19,42; 20,6, — разумеется явление облака, прямо это сказано лишь в Чис. 16:42.) Облако является при обоих освящениях богослужебных мест: сначала скинии (Исх. 40,34–35: «и покрыло облако скинию собрания, и Слава Господня наполнила скинию. И не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеяло ее облако, и Слава Господня наполняла скинию»), а затем и Соломонова храма (3 Цар. 8, 10, 11: «когда священники вышли из святилища, облако наполнило дом Господень. И не могли священники стоять на служении по причине облака, ибо Слава Господня наполнила храм Господень»; ср. 2 Пар. 5,13 — 14). В связи с этим надо понимать и Числа 9,15 — 23, где говорится о стоянии облака над скинией при стоянках и о движениях его при переходах. Скиния и храм сами по себе суть прообразы Богоматери, но скиния–храм, осененный облаком Славы Божией, есть уже двойное Ее знаменование; Она есть вместилище Славы Божией, но и Сама прославлена; Она есть вместилище Бога невместимого, но и Сама обожена. Словом, здесь, где говорится о Славе Божией, несомненно, говорится и о Богоматери.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Теперь фараон видит евреев, видит их беспомощность, сознаёт свою победу, считая дело уже сделанным. Здесь Моисей играет на психологическом моменте, ему надо заставить фараона пойти за израильтянами, когда они начнут “ускользать” от него через море. Как видим, евреи готовят не побег от египтян, а разгром египетского войска. И опять же, как изюминка всего замысла, подчёркивается, что войско фараоново — это колесницы. И двинулся Ангел Божий, шедший пред станом сынов Израилевых, и пошел позади их; двинулся и столп облачный от лица их и стал позади их; и вошел в средину между станом Египетским и между станом сынов Израилевых, и был облаком и мраком для одних и освещал ночь для других, и не сблизились одни с другими во всю ночь. И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды. И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону (Исх 14:19–22). Из всего вышесказанного напрашивается вывод о том, что Моисей переправлял людей не один день и может быть не за один раз. Не здесь ли кроется и причина того, что израильтяне, выйдя к морю и зная, что фараон рано или поздно догонит их, вдруг ни с того ни с сего останавливаются перед морем, разбивают лагерь и ждут, что с ними будет дальше?! Всё было бы так нелепо, если бы не чёткий расчёт Моисея, который знал, для чего ему нужно выигранное время. Мордехай Гишон в своих исследованиях идентифицирует место столкновения между израильтянами и преследовавшими их египтянами как узкую полосу земли между Средиземным морем и солёной лагуной, известной как Сербонское море 23 . Но независимо от того, каким образом и в результате чего там появилось место, глубина воды которого позволяла двигаться людям, колонна, выйдя к морю, не остановилась, а сразу же приступила к форсированию водной преграды, насколько позволяли пропускная способность и условия местности. При этом те, кто ожидал своей очереди для переправы на другую сторону, разбили лагерь, в котором они находились, пока не подошли войска египтян.

http://pravmir.ru/voennoe-iskusstvo-v-kn...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010