Но временем высшего расцвета Мангупа стал все-таки период княжества Феодоро. Именно с этой эпохи сохранились множественные искусственные пещеры-казематы, оборонительные стены, фундаменты базилик и руины цитадели на мысе Тешкли-бурун. Лучше всего сохранились сама цитадель и остатки оборонительных стен. В самой большой пещере, называемой Барабан-коба, стоит колонна. Если ударить по ней, раздастся звук, напоминающий бой барабана. Предполагают, что здесь находилась тюрьма, в которой при турках томились знатные пленники, в том числе русские. Так, в Мангупе в 1569 году держали в заточении русского посла Афанасия Нагого с товарищами, а в 1572–1577 годах — Василия Грязного. К сожалению, от самых величественных зданий Мангупа — дворца князей и величественного храма Святых Константина и Елены — остались лишь фундаменты, но по обрывам сохранились пещерные церкви и монастыри, кое-где возможно увидеть следы фресковой росписи. Из Крыма — в Химки-Ховрино Сейчас именно этим маршрутом — почти что в Химки-Ховрино (а точнее, в Шереметьево) летают из Крыма в Москву самолеты — всего два часа полета. В Средние века путь занимал много дней, иногда — целый месяц, на лошадях, по плохим дорогам, сквозь рогатки и засеки оборонительных линий. Но жители Феодоро преодолевали его, налаживая свои связи и с Московским государством. Развалины крепостной стены города Мангуп. Фото: Олег Макаров/РИА Новости Великий московский князь Иван III направлял в Крым послов, чтобы породниться с князьями Феодоро. Но судя по нынешней московской топонимике, наибольшую известность получила знатная семья Ховриных, позднее ставших московскими боярами и расколовшихся в XVI веке на два рода — Головиных и Третьяковых. В конце XIV века предок Ховриных переселился из крымского города Судак в Москву. По одним данным, его звали Кузьма Коверя и он был всего лишь богатым купцом, по другим — это был аристократ Стефан Васильевич. Недоброжелатели говорили, что фамилия Ховрин происходит от древнерусского слова «ховра», то есть неопрятный, вероломный человек. Но им возражают, что Стефан Васильевич был не просто знатного, а даже царского рода, и потому Ховрин — это искаженное от византийской императорской династии Комнен. Мол, фамилия Комнен оказалась неблагозвучной для русской речи, и ее тут же переиначили на Комрин, а позднее — Ховрин.

http://pravmir.ru/feodoro-posledniy-osko...

775 Ян Замойский (1541–1605) – один из видных польских политических деятелей, ближайший советник Стефана Батория, с 1578 г. – коронный канцлер, с 1581 г. – великий гетман. 776 ...егда преставися царевичь князь Иван на Москв. – Царевич Иван скончался 19 ноября 1581 г. Автор не случайно вспоминает о его смерти – псковичи видели в царевиче Иване своего заступника. Так, в Архивском списке Псковской 3-й летописи известие о смерти царевича Ивана имеет пояснение: «Глаголют нцыи, яко сына своего царевича Ивана того ради остнем поколол, что ему учал говорити о выручении града Пскова». (Псковские летописи. М., 1955. Вып. 2. С. 263). 777 ...по мирномъ положении... – В январе 1582 г. было заключено Ям-Запольское перемирие, согласно которому Русь уступала все завоеванные ливонские города, Стефан Баторий возвращал завоеванные им русские крепости (Великие Луки, Остров и др.). 778 ...турский царь Амурат Селимовъ... охуждая голдовника своего, короля польского... – Турецкий султан Мурад III, сын Селима II (1574–1595). Автор напоминает о том, что до избрания на польский престол Стефан Баторий, будучи трансильванским князем, находился в вассальной зависимости от турецкого султана. Это обстоятельство использовали Иван Грозный и русская дипломатия, чтобы вызвать недоверие к Баторию среди христианских государств. 785 ...третиему... по древнему... – Автор зашифровал свое имя, используя цифровое значение букв: третиему (Г) сотое (Р) с осмым (И), паки же с третьим (Г) седмьдесятое (О), сотое же аки (Р) со десятым (I) и девятьсотное по-древнему (Я) – Григория. 794 ...крестися великий князь Владимеръ в Корсун... – Согласно одному из вариантов рассказа о крещении, Владимир крестился в греческом городе Корсуни, который до этого завоевал. 797 ...поем Всенощное к понедлнику с Вознесениемъ... – Праздник Вознесения Господня совершается на сороковой день после Пасхи, празднование длится девять дней и переходит на седьмую неделю после Пасхи, когда и происходит крестный ход в Псков. 799 ...противу монастыря святаго Николы чюдотворца Каменные ограды. – Никольский у Каменной ограды монастырь находился на левом берегу реки Великой, рядом с дорогой, ведущей на переправу в город к Взвозским воротам. Ныне сохранился храм Николы (XV в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Важной проблемой был вопрос о наследнике Московского престола, поскольку Великий князь Василий III был бездетен. О событиях тех лет повествуется в «Выписи о втором браке Василия III». А. А. Зимин, издавший этот памятник письменности, относит его написание «к началу XVII в.» и считает, что он был —281— создан в «приказной среде, близкой к Посольскому приказу» 895 . В «Выписи» говорится, как после отказа Вселенских патриархов разрешить великому князю Василию III вступление в брак во второй раз, причём при жизни первой супруги, Соломонии Сабуровой, государь «для кручины своей» отправился в Александрову слободу, где велел быть «Досифею, епископу Сарскому и Подонскому, да с ним архимандриту Ионе Михалова Чуда на согласие» 896 . Последнее свидетельствует о благорасположении государя к Крутицкому владыке. Перед вступлением государя в брак с Еленой Глинской митрополит Даниил собирал «преосвященный сонм», который утвердил Великого князя в его намерении 897 . Ю. К. Бегунов в числе возможных авторов «Повести о втором браке Василия III» называет и епископа Досифея 898 . В мае 1531 г. преподобный Максим Грек , осуждённый ранее в 1525 г., был вызван из Иосифо-Волоцкого монастыря на новый соборный суд. Когда встал вопрос о причине «заглаживания» преподобным Максимом отпуста на Троицкой вечерне, он сослался на указание митрополита Варлаама и архиереев, что, однако, епископ Досифей не подтвердил. Далее епископ Досифей задавал учёному греку вопросы о книжных исправлениях, о его упрёках, что русские митрополиты поставляются без благословения Константинопольского патриарха, о сомнениях в святости русских чудотворцев 899 . Когда при этом встал вопрос, что монастыри владеют угодьями, то епископ Досифей в качестве доказательства сослался на привезённое в Москву в 1518 г. афонским посольством житие святителя Саввы Сербского , в котором гово- —282— рилось, что «свитый Сава и брат его Стефан давали к монастырем села» 900 . При этом встал вопрос и о римском, т. е. латинском прошлом учёного грека 901 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

участие в дипломатических делах, особенно литовских, которые в тот период далеко не всегда были дружественными, был членом посольств, иногда под руководством отца, иногда самостоятельно, и мог в ряде случаев проводить в Вильно самостоятельную политику, «высокоумничал», как упрекнет его позже Иван III. Возможно, он осуществлял великокняжеский суд высшей инстанции, рассматривавший решения судей низшей инстанции. Опала, постигшая Патрикеевых в январе 1499 года, была неожиданной и для них самих, и для окружающих. Зять Ивана Юрьевича С. И. Ряполовский был казнен, но отца и сына Патрикеевых «отмолил» митрополит. Казнь отца была заменена насильственным пострижением в монастырь («в железах»), он был отправлен в Троице–Сергиеву лавру. Василий получил имя Вассиана в Кирилло–Белозерском монастыре. Через несколько лет (в промежутке между 1503 и 1509 годами) он вернулся в Москву и стал одним из авторитетных советников великого князя, очень влиятельным лицом. Причины этой опалы покрыты тайной, о них не обмолвились ни единым словом ни одна из летописей и никакой другой источник того времени, сообщающий о событии. В историографии выдвигались различные версии. Ясно лишь то, что опала была связана с династической борьбой вокруг престолонаследия, начавшейся после смерти в 1490 году Ивана Ивановича Молодого, сына Ивана III от первого брака с Марией Тверской. У него остался сын, внук Ивана III Димитрий, родившийся в ноябре 1483 года. Младший сын Ивана III Василий (от второго брака, с Софьей Палеолог) родился в марте 1479 года и был на четыре года старше Димитрия. Его мать, византийская царевна из рода Палеологов, конечно, желала видеть сына на московском троне. Мы уже говорили в итальянской главе, что вскоре после рождения сына Василия ее посетил брат, Андрей Палеолог с бреве от римского папы (сама Софья воспитывалась в Риме, ей покровительствовал кардинал Виссарион). Но и мать внука Димитрия, Елена Волошанка, вдова Ивана Молодого, отличалась, надо полагать, не меньшим честолюбием — ее отец, молдавский господарь Стефан Великий, был крупным и влиятельным европейским правителем. Соперничество Софьи и Елены было неизбежным.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

дательству; в) события во время странствования Израильтян от Синая к Ханаану; г) состояние Израильского народа во времена Иисуса Навина и Судей. В. Период пророческо-царский. Сообщены предварительные сведения об общем характере церковно-исторической жизни во времена пророков и царей, о начале этого периода, о пророчестве и пророческом служении, в частности о высоком значении деятельности Самуила, как шофета и как пророка, и об установлении царской власти. Эпоха трёх первых царей неразделённого царства. Инспектор Академии, экстраординарный профессор по кафедре гомилетики и истории проповедничества Архимандрит Евдоким студентам III курса прочитал: Введение в науку. Определение науки. Предмет её, задача и метод. Разделение и план науки. Место науки в ряду других богословских наук. Источники и пособия. I. Историю проповедничества. Проповедь Спасителя. Проповедь Апостолов. Проповедь мужей апостольских. Ориген , как проповедник. Представители практически-ораторского и мистического плана проповеди в IV веке на Востоке: Василий Великий , Григорий Богослов , Иоанн Златоуст . Ефрем Сирин . Макарий Великий (Египетский). – Характеристика древнерусского проповедничества (древний период). Русская проповедь под латино-польским влиянием (средний период): Стефан Яворский . Феофан Прокопович , как проповедник. Придворная и академическая проповедь в России во второй половине XVIII столетия (новый период). Митрополит Платон (Левшин) , как проповедник. – Современное состояние проповеди во Франции: А. Винэ, как проповедник; Е. Берсье, как проповедник. II. Историю Гомилетики. Первая христианская Гомилетика. „Пастырское правило“ св. Григория Двоеслова . Средневековая Гомилетика. Судьбы Гомилетики в последнюю половину средних веков. Гомилетические воззрения Лютера и —30— Меланхтона. Гомилетические правила Як. Шпейера. Гомилетика Мозгейма. Теория красноречия Шотта. Риторика Франца Теремина. Теория духовного красноречия Юнгмана. Теория красноречия Винэ. III. Теорию Гомилетики. Понятие о типе проповеди. Генезис и генетическое развитие типов проповеди. Главные факторы генетического образования типов проповеди. Образование проповедника. Приготовление к проповеди. Значение „живого слова“ в деле проповеднического служения. Нужно-ли для проповедника знакомство с приёмами ораторского искусства?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Члены Старшего Брат. Кружка Петров Иван Сын отст. унт.– офиц. Чернигов. г. Глуховск. у. 4 авг. 1889 г. Савченко Василий Крестьян. Шамрай Трофим Чл. Мл. Бр. Кр. Всего 7 учеников Ведомости о составе учеников на 1 октября 1893 года а) По сословиям Классы Крестьян Казаков Духовного сословия Дворян Сыновья отст. ряд. и друг. I приготовительный II приготовительный I специальный II специальный III специальный б) По возрасту Возраст I приготов. II приготов. I специальн. II специальн. III специальн. Примечания б) По предварительному образованию Классы I приготов. II приготов. I специальн. II специальн. III специальн. Примечания Из 2-х клас. школ М.Н.П Из земских школ Из одноклассн. город. школ С домашним образованием Приняты 1 августа 1894 года Имя и фамилия Звание Откуда родом Бурдукало Федот М. Борозна, Черниг. г., Черниговского уезда Дворниченко Иосиф Крестьян. М. Янполь, Чернигов. г., Глуховского уезда Короза Афанасий Сын солд. М. Янполь, Чернигов. г., Глуховского уезда Косичиев Стефан М. Янполь, Чернигов. г., Глуховского уезда Кравченко Григорий Крестьян. С. Береза, Чернигов. г., Глуховского уезда Кудряшев Семен С. Тростянец, Харьк. г., Ахтырского уезда Лысенко Феодосий С. Гирянка, Черниг. г., Конотопского уезда Овчаренко Денис С. Камень, Чернигов. г., Кролевецкого уезда Овчаренко Нестор С. Камень, Чернигов. г., Кролевецкого уезда Пархоменко Яков Крестьян. М. Дробова, Полтав. г., Золотоношского уезда Петров Митрофан Сын унт.-офицера С. Гамалеевка, Черниг. г., Глуховского уезда Петруненко Феодор Сын солд. Шостенский порохов. зав. Черниг. г., Глухов. у. Поправка Василий Крестьян. Сл. Великий-Хутор, Полтавск. г., Золотон. уезда Савченко Николай С. Белица, Чернигов. г., Глуховского уезда Сердюк Филипп М. Дубовичи, Черниг. г., Глуховского уезда Тамарка Трофим Крестьян. М. Дубовичи, Черниг. г., Глуховского уезда Теличенко Михаил М. Янполь, Чернигов. г., Глуховского уезда Чвертка Яков Слоб. Свесса, Чернигов. г., Глуховского уезда Шаповал Василий С. Хотуничи, Черниг. г., Городницкого уезда

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Neplyu...

(IX в.) Св. равноапостольный Горазд, Архиепископ Моравский. г. Св. благоверный король сербский Стефан Милютин. г. Св. преп. Филофея Велико Терновская. Приложение III Сравнительная летопись событий в связи с крещением Болгарии, Моравской Миссией Святых Братьев Кирилла и Мефодия и с учреждением Св. Болгарской Православной Церкви век. Борьба франков с меровингами. Римский папа Захарий благословляет франкского майор-дома Пипина низложить последнего меровингского короля и пожелал Пипину стать королем. Папа Стефан помазал Пипина на королевство в 751 г. Междувременно лангобарды завладели Равеннским Экзархатом, принадлежавшим Восточной Римской Империи (Византии). Папа обратился за помощью к Пипину. В 755 г. Пипин отнял Равеннскую область от лангобардов, но не возвратил ее Византии, а подарил ее папе. Преемник Пипина, Карл Великий, увеличил еще более владения папы дарительной грамотой, которую возложил на могилу св. Петра в Риме. Этим актом образовалась так называемая папская область, которая занимала среднюю часть Апеннинского полуострова с гор. Римом. Папская область просуществовала с 755/6 г. до 1870 г., когда Рим был взят Гарибальди и стал столицей нового государства Италия. Папская область и Франкское государство являлись материальной силой римо-католицизма, на которую он опирался в веках. Из-за конфискации Папской области светским итальянским государством с 1879 г. по 1929 г. римские папы, сердитые и обиженные, заперлись в Ватикане и не выходили оттуда. В 1929 г. между итальянским государством и Римско-католической Церковью был заключен Конкордат с подписанием так называемых Латеранских договоров, в силу которых Римско-католическая церковь приобретает право на государственность – государство- церковь , названное Ватикан. Между 791 и 803 гг. Разгром Аварского каганата франкским королем Карлом Великим и болгарским Каном Крумом. Раздел территории бывшего Аварского каганата в землях среднего Дуная между Франкским государством и Болгарией. Франкское королевство и Болгария становятся соседями с общей границей в Паннонии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ранее же, со времени окончательного упрочения сербов, на Балканском полуострове в VII в. при имп. Ираклии и до конца XII в.. в период так назыв. удельно-княжеский или жупанийский, область эта, называвшаяся также Диоклеей (лат.) или Дуклей (слав.), на месте древне-римской провинции Превалитании (Praevalis), занимала самостоятельное политическое положение, – из нее вышел и первый в собственном смысле объединитель почти всех сербских земель, великий жупан Стефаи Неманя. Когда самый могущественный из всех Неманичей, сербский царь половины XIV в., Стефан Душан (Сильный), раздвинув далеко и широко границы своего царства, для удобства управления разделил его на провинции или наместничества, то Зета снова получила известную долю автономии, а при слабых и ничтожных преемниках Душана († 1356 г.), когда Сербия распалась на деспотии. Зета сделалась самостоятельным владением, почти маленьким государством под управлением (с 1367 г.) боярской фамилии Бальшичей (от имени владетеля Бальши († 1360 г.). Но в 1421 году умер последний из Бальшичей Бальша III младший; венецианцы завоевали южную часть Зеты, которую, однако, скоро отняли у них турки, постепенно и энергично покорявшие тогда, после Косовского погрома 1389 г., остальные, в том числе и сербские, земли Балканского полуострова: в 1459 году Сербия окончательно делается турецким пашалыком, в 1463 г. окончательно покорилась туркам Босния, а к 1486 г. турки овладевают Захолмией (Герцеговиной). В северной же части древней Зеты продолжало еще таиться стремление к охранению сербской свободы: образовалось новое особое владение под управлением династии Черноевичей (с 3427 по 1516 г.), которое становится известным теперь в истории не под старым именем Зеты, а под новым именем «Черной Горы». В 1427 году возвратился из Италии Стефан Черноевич († 1471 ?), который был признан господином всей Зетой, но управлял только верхней Зетой с Черной Горой, а преемником ему был сын Иван (известный больше под именем Иванбега), который, между прочим, основал в Ободе типографию, в Цетинье построил монастырь с храмом Лореттской Божией Матери, куда перенесена была (в 1485 г.) зетская митрополия и где находится кафедра черногорского митрополита и доселе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/no...

401 Сулимень – Сулейман, сын Урхана, османский эмир. В 1352 г. он захватил крепость Цимпе на европейском берегу пролива Дарданеллы, на Галлипольском полуострове – этим было положено начало вторжению турок в Европу. 402 ...при цари гречестем Андрониц, имущу рать со братомъ своим. – После смерти Андроника III власть перешла к его сыну Иоанну V. Однако регент Иоанна – Иоанн Кантакузин объявил себя императором и фактически правил страной в 1347–1354 гг. После свержения Иоанн постригся в монахи и умер в 1383 г. 403 Амурат – османский султан Мурад I (1362–1389). При нем турки подчинили себе обширные районы с городами Адрианополь (Эдирне), Филипполь (Пловдив), София, Шумен, Ниш. Мурад был убит в Косовской битве сербским воином Милошем Обиличем, проникшим в его палатку. Однако благодаря решительности сына Мурада – Баязида (султан в 1389–1402) битва была выиграна, и Сербия стала вассалом турок. 404 Равница – Раваница – монастырь в долине реки Ресавы, правого притока Моравы. В 1391 г. туда было перенесено тело князя Лазаря. 405 ...Громъ нареченый по своему их языку... – Баязида именовали «Иылдырым», что значит «молния», «молниеносный». 406 ...князь великий Стефанъ...Стефан Лазаревич, сербский князь (1389–1427, с 1402 г. – деспот). 407 ...покори царя Срацимира болгарьскаго... – В 1393 г. турки захватили Тырново, столицу одноименного царства. Видинское царство просуществовало еще три года, но в 1296 г. после битвы при Никополе Видин был захвачен, царь Иван Срацимир взят в плен, и Болгарское государство прекратило свое существование. 409 ...дщерь ея Оливеру въ жену... – Дочь Лазаря стала женой Баязида, а сама Сербия вассалом турок: Стефан Лазаревич и брат его Вук были обязаны являться со своими воинами на службу к султану. 410 ...умышляеть брань на угры и волохи. – Битва с валашским господарем Мирчем произошла в 1395 г. 411 ...краль Марко... – Сын краля Вукашина, владетель удела со столицей в г. Прилеп. Марко погиб в 1395 г. Его эпический двойник – Марк Королевич – популярнейший герой сербского героического эпоса.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Дворцовых разрядах читаются, например, такие очень нередкие записи: «тогож числа (1-го сент. 1674 года) служили власти в соборной и апостольской церкви: святейший Иоаким, патриарх московский и всеа Русии, да с ним власти: Иона, митрополит ростовский и ерославский, Иосиф, митрополит рязанский и муромский, Симон, архиепископ вологодский и белозерский, Стефан, архиепископ суздальский и юрьевский, Иосиф, архиепископ коломенский и каширский, Иона, епископ вятский и великопермский, да архимандриты и игумены и протопопы: а пели певчие и подьяки патриарши. У Благовещения: Корнилей, митрополит новгородский и великолуцкий, да с ним архимандриты и игумены, да ключари благовещенские с собором: а пели певчие и подьяки новгородские. В Вознесенском монастыре: Павел, митрополит сарский и падонский, да с ним архимандриты и игумены, да протопоп Вознесенский с собором, а пели певчие и подьяки крутицкие. У архангела Михаила: Иоаким, епископ сербо-словенский, да с ним игумен, да протопоп архангельской с собором; а пели певчие и подьяки сербо-словянские». Или: «тогож году сентября в 4 день праздновал великий государь государыни царевны и великой княжны Марфы Алексеевны ангелу: а выходу великому государю небыло и государю царевичу в соборную и апостольскую церковь . А служили: в соборной и апостольской церкви Иоаким, патриарх московский и всеа России, да с ним власти: Корнилей, митрополит новгородский и великолуцкий, а с ним архиепископ Симон вологоцкий и белозерский, Стефан, архиепископ суздальский и юрьевский, Иосиф, архиепископ коломенский и каширский, да архимандриты и игумвы и протопопы; а пели певчие и подьяки патриарши. У архангела Михаила служил Иона, митрополит ростовский и ярославский, да с ним архимандриты и игумны, да протопоп архангельской с собором; а пели певчие и подьяки ростовские. В Вознесенском монастыре служил Павел, митрополит сарский и педонский, да с ним архимандриты и игумны, да протопоп Вознесенский с собором; а пели певчие и подьяки крутицкие. У Спаса на Новом служил Иосиф, митрополит рязанский и муромский, да с ним архимандрит спасской; а пели певчие и подьяки резанские. У Николы у Столпа служил Иона епископ вятский и велико пермский, да с ним игумен, да Никольской священник; а пели певчие и подьяки вятские» (т. III, стр. 976, 981 – 982, 1005, 1017, 1051, 1084, 1110, 1228 и др.). Тогдашние москвичи, любители торжественных архиерейских служб, громогласных протодьяконов и церковных певчих, переходя из одного храма в другой, могли наслаждаться и торжественными службами равных архиереев, и голосами знаменитых протодьяконов, и пением хоров различных епархиальных архиереев, воспитывая и развивая свой вкус в этой области. Всем известная любовь и пристрастие и современных москвичей к архиерейским пышным службам, к крестным ходам, к голосистым дьяконам и к церковным певческим хорам, явились не сейчас, а воспитывались веками, – корни их прочно заложены были еще в древней, допетровской Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010