По завершении Божественной литургии Святейший Патриарх Кирилл возглавил крестный ход вокруг Успенского собора. В Успенском соборе Патриарх Кирилл обратился к присутствующим с Пасхальным поздравлением и Первосвятительским словом. 20 апреля в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и художественный руководитель, директор Государственного академического Мариинского театра Валерий Гергиев открыли Хоровую программу VIII сезона Московского Пасхального фестиваля (подробнее см. с. 15). Вечером 20 апреля, в понедельник Светлой седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Свято-Троицкую Сергиеву лавру. В Троицком соборе Предстоятель поклонился честным мощам преподобного Сергия Радонежского. В Успенском соборе Святейший Патриарх Кирилл совершил Пасхальную вечерню. За богослужением Святейший Патриарх Кирилл возвел наместника Троице-Сергиевой лавры епископа Феогноста в сан архиепископа. Предстоятель Русской Православной Церкви удостоил права ношения наперсного креста священнослужителей из числа лаврской братии. Вечером 20 апреля, после богослужения в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь. Здесь Его Святейшество встречали настоятельница монастыря игумения Елисавета и сестры обители. Святейший Патриарх Кирилл посетил храм в честь преподобного Стефана, Махрищского чудотворца, где совершил молебен перед мощами первоначальника Махрищской обители. После богослужения Предстоятель поздравил матушку игумению и сестер обители с праздником Пасхи. Затем Святейший Патриарх Кирилл посетил монастырский приют, в котором проживает 20 девочек от 3 до 20 лет, и осмотрел территорию Стефано-Махрищского монастыря. 21 апреля, во вторник Светлой седмицы, день праздника Иверской иконы Божией Матери (переходящее празднование во вторник Светлой седмицы), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

Первые упоминания о местечке Талицы связаны с именем святого благоверного князя Димитрия Ивановича Донского. Перед Куликовской битвой в 1380 году московский князь направился из Москвы в Троице-Сергиев монастырь, к преподобному Сергию за благословением и сделал остановку для отдыха в Талицах. В 1423 году сын князя Пётр Димитриевич подарил эти земли Троице-Сергиеву монастырю. После польско-литовского разорения это место пришло в полное запустение. В середине XVIII в. Талицы числились во владении костромского Богоявленского монастыря, затем - Лукиановой пустыни, что в Александровском уезде. В 1765 году строитель Лукиановой пустыни о. Моисей построил здесь деревянную часовню для сбора милостыни. В 1811 году по ветхости часовня была разобрана, а спустя пять лет, в 1816 году по прошению махрищского строителя иеромонаха Виссариона на этом же месте построена новая деревянная часовня, отданная в ведение Стефано-Махрищского монастыря. Землю под неё пожертвовали местные помещики - полковник Василий Александрович Сухово-Кобылин и майорша Екатерина Ефимовна Дурново. При часовне находились жилое строение и двор, где проживало несколько человек из братии, несущих здесь послушание. После окончания Отечественной войны 1812 года  сюда пришли из Киева два монаха - Антоний и Симеон. В течение девяти лет, начиная с 1818 года, в горе напротив часовни их трудами были вырыты пещеры общей протяжённостью более 100 метров, а при входе в них - колодец, где вода считалась святой и целебной. Для чего монахи затеяли это подземное строительство? Для того, чтобы устроить там кельи - место для жития и уединённых молитв. Соединялись кельи укреплёнными подземными ходами, что предохраняло их от разрушения. Здесь Антоний и Симеон и подвизались, проводя всё своё время в молитвах и уединении. Позднее в пещеры были сделаны два входа в виде каменных арок с каменным же фронтоном над ним. Над входом под иконой Спасителя на деревянной доске была сделана надпись: " Пещера, ископанная благочестивым тружеником Махрищского монастыря, в иночестве Антонием. Не оставляя послушание при часовне, он ископал в девять лет по вся время своего отдыха не имея, а более в ночное время и свободное от зрителей, как бы укрываясь от похищения нищих взыскающего, но тело положено в часовне, а душа его в руце Господа " (из описания Талицкой часовни за 1873 г.). В пещере, часто посещаемой богомольцами, на стене висели железные вериги старцев Антония и Симеона весом около восьми килограммов.

http://sobory.ru/article/?object=25830

Благоукрашение Сергиевской церкви продолжил строитель иеромонах Геннадий. К 1832 году на престоле и жертвеннике были заменены облачения, написаны новые иконы для иконостаса взамен прежних, перенесенных во вновь устроенный за оградой обители Сергиевский храм. В июне 1832 года богослужения в Сергиевском храме были возобновлены. Сергиевская надвратная холодная церковь – двухъярусное Т-образное в плане здание по главной оси прорезано въездными воротами. Основной объем церкви, прямоугольный в плане, с проездной аркой в первом ярусе и двухсветным объемом в уровне второго этажа, завершался подъемистым купольным сводом. С юга и севера к основному объему примыкали двухэтажные притворы. После закрытия монастыря в 1923 году храм использовался под различные хозяйственные нужды. К моменту возобновления обители 1993 году церковь находилась на грани полного разрушения: была практически лишена кровель, на стенах имелись многочисленные трещины, оба придела откалывались. В феврале 1998 года начались сложнейшие реставрационные работы по восстановлению храма преподобного Сергия Радонежского - самого старого строения в обители. Всего лишь через восемь месяцев храм был возрожден. В октябре 1998 года в канун празднования памяти преподобного Сергия архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий освятил восстановленный храм. В 2006-2007 гг. арка восточных врат, над которыми возвышается Сергиевский храм, была расписана художниками иконописной мастерской «Киноварь». Фрески изображают главные события жития преподобного Стефана: рождество, приход в монастырь, пострижение в монашество, основание монастыря на реке Махре, встречу с преподобным Сергием и успение. Здесь же были помещены изображения вселенских святых и преподобных мужей и жен. http://www.stefmon.ru/puwo/ncsr Надвратная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского ансамбля Свято-Троицкого Стефано-Махрищского ставропигиального женского монастыря – кирпичное двухэтажное здание, построенное в 1791 г., в восточном прясле монастырских стен, на средства митрополита Платона.

http://sobory.ru/article/?object=06918

Храм был холодный, и потому в зимнее время многочисленные прихожане охотнее посещали теплый монастырский храм, что приводило к частым недоразумениям между приходским духовенством и монастырским начальством. После 1824 года за крайней ветхостью Сергиевская церковь была запечатана, и приход остался без собственного храма. Об этом затруднительном положении стало известно Преосвященному Парфению, епископу Владимирскому. В 1824 г. владыка помог приходу купить деревянную церковь в селе Ям у помещика Яковлева. В 1832 году махринский священник Иван Герасимов обратился с просьбой к Преосвященному Парфению об освящении вновь устроенной каменной теплой церкви в честь преподобного Сергия Радонежского. В 1851 году прихожане сумели собрать средства для переустройства храма. Была возведена новая трехъярусная колокольня и устроены два придела: по правую сторону в честь святителя Николая, а по левую – в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Одноэтажная каменная церковь имела вид корабля. Северный и южный приделы были размещены в трапезной части, с западной стороны располагался притвор, с пристроенной к нему трехъярусной колокольней. В 60-70 годы храм благоукрашался усердием и на средства ревностного приходского старосты крестьянина деревни Юрцово Ильи Васильевича Дворецкого. В храме был настелен мраморный пол, позолочен центральный четырехъярусный резной иконостас, стены были расписаны масляными красками, росписи выполнял Ф.Д. Лавровский. С 1877 по 1879 год,на средства того же старосты была возведена каменная ограда. При храме действовало церковно-приходское училище и библиотека. В конце 30-х годов XX века храм был закрыт, разобраны алтарная часть и верхний ярус колокольни. В советское время в стенах храма размещался клуб, чайная, библиотека. Замечательный памятник архитектуры, включенный в ансамбль памятников Свято-Троицкого Стефано-Махрищского монастыря, долгое время пребывал в запустении, так как средств на его восстановление у возрождающейся обители не было. Лишь в 2006 году нашлись благотворители, и были начаты реставрационные работы.

http://sobory.ru/article/?object=03853

Более шести столетий назад, в пятидесятые годы 14 века, была основана святая обитель преподобным Стефаном, выходцем из стен Киево-Печерского монастыря Из-за притеснения униатов, широко распространившихся в землях Киевского княжества после овладения им великим литовским князем Гедимином, преподобный Стефан был вынужден покинуть родные места и искать убежища в Москве, где он был приветливо встречен великим князем Иоанном II Иоанновичем Кротким (1353 - 1359), предложившим ему поселиться в любом московском монастыре. Но в поисках уединения преподобный Стефан пожелал поселиться в тихом и отдаленном месте в пределах Московского княжества С этой целью он отправился в северные земли княжества и остановился в лесном урочище, именуемом по реке Махрище. Выбранное место находилось в 35 километрах от Троицкой обители известного тогда всюду преподобного Сергия Радонежского Преподобный Стефан получил от Великого князя не только грамоту на пользование найденным местом, по и пожертвования на строительство монастыря Молва о благочестии преподобного распространилась среди окрестных жителей К угоднику стало притекать немалое число желающих поселиться в его пустыни ревнителей иноческой жизни Вскоре возникла необходимость сооружения первого храма, трапезной, келий, а также ограды. Общими усилиями братства все это было с успехом построено, и преподобный Стефан направился в Москву к святителю Московскому Алексию за благословением на освящение построенной им церкви в честь Святой Живоначальной Троицы. Митрополит Алексий посвятил его в сан пресвитера и поставил игуменом основанного им монастыря. В Махрищском монастыре, как и в обители преподобного Сергия, был введен общежительный устав. Немало скорбей пришлось претерпеть преподобному Стефану и в деле устроения монастырской жизни. Крестьяне деревни Юрцово грубо восстали против преподобного, боясь, что он овладеет их землями. Это вынудило преподобного покинуть на время Махрищскую обитель, оставив управление иеромонаху Илии. Взяв с собой инока Григория, преподобный Стефан отправился на север. Миновав Вологду, близ реки Сухоны он основал около 1370 года Троицкий Авнежский монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=00207

Обитель по его молитвам и трудам пребывала тогда в цветущем состоянии. Достигнув глубокой старости и предчувствуя приближение своей кончины, преподобный Стефан собрал братию и преподал ей последнее наставление, обратив ее внимание на стяжание страха Божия, непрестанной памяти смертной и особенно любви нелицемерной, строго сохраняя монашеское общежитие. Старейшество в обители он поручил опытному в иноческой жизни и совершенному в добродетелях старцу иеромонаху Илии. Сам облекшись в схиму, вскоре предал дух Господу. Это было 14 июля 1406 года. С кончиной в Бозе почившего игумена от тела его повеяло благоуханием, в чем братия уразумела явное свидетельство о благоприятном его предстательстве пред Богом. Погребен преподобный был у стен сооруженной им Троицкой церкви. Со временем над могилой от одного корня выросли три большие березы, в вершинах своих сросшиеся в виде шатра, осенявшего место упокоения праведника. При мощах преподобного Стефана совершилось немало исцелений больных, с верою притекающих к угоднику Божию. В конце XV века в монастыре случился сильный пожар, который почти полностью истребил все постройки. В сгоревшем монастыре остались только несколько братии, сохранивших общежительный устав. Монастырь оказался в крайнем запустении. В 1557 году игуменом стал Варлаам, прадед которого, иеромонах Серапион, подвизался в Махрищском монастыре, помнил преподобных Сергия и Стефана и, будучи уже древним старцем, много рассказывал о них правнуку. Игуменство Варлаама было временем расцвета обители, число братии составило более 60 человек С особым усердием он собрал все сведения о жизни преподобного Стефана и чудесах, бывших от его гроба, и преподнес свой труд царю Иоанну Васильевичу Грозному, а также и митрополиту Макарию, который осгавил заметный след в церковной и культурной жизни Руси. Монументальный многотомный труд святителя Макария - Великие Макариевскис Четьи-Минеи стали выдающимся памятником духовной письменности Русской Церкви. Большое влияние святитель Макарий оказывал и на молодого царя Иоанна Грозного, называвшего его " желателем добрых дел и любви " . По благословению митрополита иеромонах московского Данилова монастыря Иоасаф написал житие и службу преподобному Стефану. Не случайны, видимо, и неоднократные посещения царем Махрищского монастыря и пожертвование им 200 рублей на строительство каменной церкви Святой Троицы на месте сгоревшей При построении нового каменного храма Святой Троицы в 1557 году были обретены нетленными мощи преподобного Стефана. По открытии гроба повеяло благоуханием. На персях преподобного оказался неистлевшим кожаный пояс с тисненым изображением двунадесятых праздников. По велению митрополита Макария пояс был вложен в серебряный вызолоченный крест, от которого многие стали получать исцеления.

http://sobory.ru/article/?object=00207

Радуют посетителей не только музеи. Так, несколько древних рукописных книг выставляет Российская государственная библиотека , в древлехранилище которой попало в свое время богатейшее собрание Троице-Сергиевой лавры. Два экспоната первого ряда – Стихирарь Епифания Премудрого 1380 года с автографом самого писца и подробно иллюстрированный житийный памятник Преподобного – рукописное «Лицевое житие Сергия» конца XVI века с 652 миниатюрами. Интересно, что эту инкунабулу главная библиотека страны рискнула выставить в экспозиции лишь в течение первой недели работы выставки, а затем заменит ее факсимильной копией. Пара других пергаментных рукописей конца XIV века – мемориальные подлинники преподобного Никона Радонежского: Служебник и Евангелие. Фонды ГИМа не уступают: на соседнем стенде – раскрытое на замечательной лицевой миниатюре «Спас Эммануил в силах» Евангелие Апракос («Андрониково», Москва, XVb.) И все же, пожалуй, главный экспонат здесь – созданный не позднее XIV века пергаментный Служебник, по преданию Троицкого монастыря принадлежавший самому преподобному Сергию. Основной и самый интересный экспозиционный ряд – иконография Преподобного. Впервые на широкой публике выставляется цельный житийный свод образов из Покровского собора в Рогожской слободе. Девять лет назад были опубликованы только две иконы из него, остальные восемь специально отреставрированы митрополией Русской Православной Старообрядческой Церкви к 700-летнему юбилею. Написаны все они в конце XVIII столетия предположительно в Поволжье. «В целом же иконография преподобного Сергия, особенно раннего периода его почитания, изучена далеко не окончательно. Известен созданный около 1420-х годов покров. А потом до конца XV века практически ни одной иконы мы не знаем, - говорит заведующая отделом древнерусской живописи ГИМа Ирина Тарасенко. - Отчасти закрывает это своеобразное белое пятно очень редкая выставляемая нами икона так называемой ктиторской композиции Богоматери с Младенцем с предстоящим Сергием Радонежским. Она явно ориентирована на греческие образцы. Ктиторские сюжеты вообще были популярны в Византии. А вот отечественных икон, особенно таких старинных и по композиционной структуре явно архаичных, до нас дошло очень мало. Как мы считаем, написана икона в Москве в первой трети XV века. В истории ее бытования много неизвестного. К нам она попала из музея «Александрова слобода», а туда поступила из соседнего Стефано-Махрищского монастыря , где располагалась в Троицком соборе. Не исключено, происходит она из Троице-Сергиевой обители».

http://e-vestnik.ru/reports/yubileynye_s...

Богомладенцем в окружении святых. На верхнем поле изображен преподобный Сергий, но это, видимо, более поздняя вставка. Из точно датируемых икон с изображением преподобного следует назвать икону из Троицкого собора (взорванного в 1942 г.) Стефано-Махрищского монастыря. Ныне эта икона первой трети XV в. в собрании Государственного исторического музея. По композиции она похожа на новгородскую: Богоматерь сидит на престоле с Богомладенцем; пред Нею изображен в молении преподобный Сергий. Благословляющий преподобного Сергия Богомладенец Христос почти точно повторяет изображение на келейной иконе преподобного — Богоматери Одигитрии XIV в. (из собрания Троице-Сергиевой лавры). Преподобного Сергия часто изображали в числе палеосных святых на иконах Богоматери: вместе с Пречистой Девой и другими угодниками Божиими он выступал ходатаем пред Богом, как говорится в одной из молитв к нему, за всю богопросвещенную Россию. Преподобного Сергия почитали новгородцы и часто изображали рядом со «своим» преподобным Варлаамом Хутынским. Известны изображения и на иконах-святцах, т.н. новгородских «таблетках» из Софийского собора. В собрании Третьяковской галереи есть происходящий из Ильинской церкви пригородного коломенского села Сандыри трехстворчатый складень — Богоматерь Ярославская с избранными святыми. На левой створке складня среди прочих святых изображены преподобный Сергий и митрополит Петр; на другой створке святитель Алексий. Эта икона — родовая святыня Шереметевых, написанная, судя по всему, в Троице-Сергиевой лавре. Икона датируется 1491 г. Молитвенное предстояние угодника Божия, строго говоря, нельзя привязать к какому-то определенному моменту — оно было постоянным. В то же время достаточно быстро в иконографии преподобного Сергия появляются сюжеты, вполне определенные в хронологическом отношении. Один из самых ранних эпизодов жития, ставший излюбленным иконографическим сюжетом, — явление преподобному Сергию Матери Божией. Епифаний рассказывает о том, как во время совершения келейного правила, завершив пение акафиста Божией Матери, он вдруг сказал своему ученику Михею: «Чадо! Трезвись и бодрствуй, потому что сейчас мы будем иметь чудесное и неизреченное посещение». Еще он говорил это, как раздался голос: «Пречистая грядет», и святой поспешно вышел из келлии в притвор. Его осиял яркий свет, сильнее солнечного, и блаженный увидел Пречистую с двумя апостолами, Петром и Иоанном, от которых также исходило неизреченное сияние. Явление Божией Матери преподобному Сергию известно не только как клеймо житийной иконы, но и как самостоятельный иконографический сюжет уже с первой половины XVI в.: Богоматерь с посохом, в сопровождении апостолов Петра и Иоанна протягивает руки навстречу святому, который склоняется пред Нею в молитве; позади преподобного Сергия изображают его келейника, преподобного Михея Радонежского.

http://pravmir.ru/ikonografiya-prepodobn...

Главный редактор журнала «Православный паломник», секретарь Московской Патриархии по зарубежным учреждениям епископ Егорьевский Марк в слове к читателям по случаю выхода юбилейного номера журнала, в частности, отмечает: «В самом конце прошлого столетия Русской Православной Церковью был учрежден Паломнический центр Московского Патриархата. Его задачей стало возрождение традиций православного паломничества. В начале осени 2001 года, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II вышел в свет первый номер нашего журнала. С самых первых шагов редакционный совет " Православного паломника " , в который входят много значимых для Русской Церкви и культуры имен, возглавлял митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, в этом году ставший шестнадцатым Предстоятелем Русской Православной Церкви. Перед редакцией журнала стояла нелегкая задача дать новый импульс возрождению традиций паломничества в Русской Православной Церкви, рассказать о его традициях, истории, но, самое главное, раскрыть его содержание, дать правильное осмысление, очистить от примеси чуждых идей и явлений. С момента выхода первого номера прошло почти восемь лет. За этот срок удалось сделать немало. По сравнению с первыми номерами изменился внешний облик журнала — он стал полностью цветным, с большим количеством сопутствующих иллюстраций к публикуемым материалам. В прошлом году в качестве приложения к журналу начала выходить серия книг " Русский паломник " . С начала 2009 года " Православный паломник " стал издаваться ежемесячно». В журнале также публикуются поздравления главного редактора Издательства Московской Патриархии протоиерея Владимира Силовьева , главного редактора газеты «Православная Москва» протоиерея Владимира Харитонова, председателя Синодального информационного отдела Московского Патриархата В.Р. Легойды , генерального директора издательств «Славянка» и «Ковчег», главного редактора журнала «Славянка» С.В. Тимченко, а также читателей журнала. Руководитель Службы паломнических и туристских услуг по России и ближнему зарубежью Паломнического центра Московского Патриархата И.В. Жарова рассказывает в своем материале о посещении Святейшим Патриархом Кириллом Стефано-Махрищского монастыря. Из этой статьи читатели также узнают об истории славной обители.

http://patriarchia.ru/db/text/701849.htm...

Для того чтобы уметь прозревать глубину человеческого сердца, для того чтобы делать правильный выбор, в том числе политический, мы должны всегда укреплять себя в вере и молитве. Из слова после Литургии в Стефано-Махрищском монастыре 3 сентября 2013 г. XXI век – век духовного воспитания Современная цивилизация имеет в качестве одного из своих идолов идею комфорта. Но, находясь в комфорте, человек становится слабее. Человек растет, преодолевая трудности и проблемы, растет духовно, когда он способен ограничивать самого себя. Поэтому я глубоко убежден в том, что XXI век, который очень много делает для еще большего повышения комфорта, должен быть ориентирован и на духовное воспитание, то есть чтобы материальный прогресс сопровождался внутренним, духовным прогрессом человеческой личности. Из беседы с настоятелем монастыря Шаолинь Ши Юнсинем в Патриарших покоях кафедрального соборного храма Христа Спасителя в Москве, 4 сентября 2013 г. Святитель Петр – поборник единства Святой Руси И сегодня святитель, жизнь свою отдавший за единство Святой Руси, проповедует это единство всем, являясь великим укором для тех, кто желает разорвать единство Русской Церкви. Мы знаем, как те, кто желает оторвать Церковь в Украине от Церкви всея Руси, не любят вспоминать святого Петра; как не любят вспоминать и святителя Алексия; как не любят вспоминать то, что князь Владимир, до того как стать князем Киевским, был князем Новгородским; как не любят вспоминать и то, что Ярослав Мудрый, до того как стать князем Киевским, был князем Новгородским, и то, что он, будучи Киевским князем, основал Ярославль на тогдашних северо-восточных окраинах исторической Святой Руси. Святитель Петр отдал все свои силы – будучи сыном Западной Украины, как сейчас бы об этом сказали (в то время Волынь так не называлась), имея поддержку князей Галиции, которая в то время была исключительно православным княжеством, – борьбе за сохранение единства Руси. И до сих пор его пример является частью нашей общей борьбы за сохранение единства – духовного единства Святой Руси и единства Церкви нашей. И верим, что если будем устремляться к вечному, а не ко временному, то Господь поможет и нам в нашей жизни – и личной, и семейной, и общественной; и в церковной жизни преодолевать кратковременные и легкие страдания, чтобы стяжать вечную славу.

http://pravoslavie.ru/63941.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010