76) преобразование Богоявленского мужского скита в Верхней Курье города Перми в Пермский Богоявленский мужской монастырь (25.03.2004), 77) открытие Иоанно-Предтеченского женского монастыря в городе Кунгуре Пермской области (25.03.2004), 78) открытие мужского монастыря Бело-Бережской пустыни в честь Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в предместье Брянска (17.08.2004), 79) возобновление монашеской жизни в Свято-Вознесенском женском монастыре в Смоленске (17.08.2004), 80) открытие Николо-Теребенской пустыни (женского монастыря) в селе Труженик Максатихинского района Тверской области (17.08.2004), 81) преобразование Свято-Покровского прихода в селе Верхнемакеевка Кашарского района Ростовской области в Свято-Покровский мужской монастырь (17.08.2004), 82) открытие Свято-Предтеченского Иаково-Железноборовского мужского монастыря в селе Борок Буйского района Костромской области (17.08.2004), 83) открытие Карачевского Воскресенского мужского монастыря в городе Карачеве Брянской области (17.08.2004), Свято-Троицкому Стефано-Махрищскому женскому монастырю в селе Махра Александровского района Владимирской области усвоен статус ставропигиального. 8. В межсоборный период были рукоположены епископы: Магаданский и Синегорский Феофан (Ашурков), ныне Ставропольский и Владикавказский (26.11.2000); Почаевский Владимир (Мороз) , викарий Киевской митрополии (03.12.2000); Васильковский Пантелеимон (Бащук) , викарий Киевской митрополии (24.12.2000); Брестский и Кобринский Софроний (Ющук), ныне Могилевский и Мстиславский (04.02.2001); Балтийский Серафим (Мелконян) , викарий Смоленской епархии (19.05. 2001); Дмитровский Александр (Агриков) , викарий Московской епархии (02.09.2001); Южно-Сахалинский и Курильский Даниил (Доровских) (11.11.2001); Полтавский и Кременчугский Филипп (Осадченко) (30.12.2001); Керченский Иларион (Алфеев) , викарий Сурожской епархии (позднее епископ Подольский, викарий Московской епархии, ныне епископ Венский и Австрийский) (14.01.2002); Барнаульский и Алтайский Максим (Дмитриев) (20.01.2002); Сергиево-Посадский Феогност , викарий Московской епархии (31.03. 2002); Борисовский Иоанн (Хома) , викарий Минской епархии (31.03.2002); Пермский и Соликамский Иринарх (Грезин) (14.04.2002); Брянский и Севский Феофилакт (Моисеев) (20.04.2002); епископ Ветлужский Феодосий (Васин) , викарий Нижегородской епархии (ныне епископ Тамбовский и Мичуринский) (21.04.2002); Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов) (02.02.2003); Люберецкий Вениамин (Зарицкий) , викарий Московской епархии (14.08.2003); Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин) (19.08.2003); Егорьевский Марк (Головков) , викарий Московской епархии (14.01.2004); Якутский и Ленский Зосима (Давыдов) (27.09.2004).

http://patriarchia.ru/db/text/420130.htm...

В начале 20-го столетия, по случаю предстоящего 500-летия со дня блаженной кончины преподобного Стефана, храм был значительно перестроен. Первоначально, еще в 1903 году, старую церковь предполагалось полностью разобрать, однако Императорское Московское Археологическое общество под председательством графини П.С. Уваровой выразило согласие лишь на частичную перестройку храма, причем с сохранением древней колокольни, как представляющей «археологический и художественный интерес». В результате реконструкции, проводившейся по проекту архитектора И.Ф. Мейснера, была возвышена средняя часть храма с устройством свода и шатра, с перекладкою части существующих стен и подводкою местами нового фундамента, устроен новый алтарь взамен ветхого прежнего, с юго-запада вместо каменного сарая была сделана каменная пристройка со сводами для расширения храма. В самом храме был установлен новый дубовый иконостас, сделаны вновь престол и жертвенник, два клироса и киоты. Столярные работы производились известным александровским мастером Чистяковым, живописные – Ф.Д. Лавровским. Освящение перестроенного храма совершил 5 июня 1906 года наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрит Товия в сослужении Махрищского строителя Мелхиседека с братией. В 1908 году ветхий деревянный пол был заменен каменным плиточным, были расписаны стены храма. Над гробом преподобного Стефана на средства жертвователей, насельников и рабочих Барановской фабрики села Карабаново была устроена новая металлическая, вместо деревянной, сень. В 1912 году при строителе иеромонахе Корнилии к храму преподобного Стефана, из-за его маловместимости, была пристроена каменная паперть. Означенная перестройка не вызвала капитальной переделки самого храма и была выполнена сообразно с его архитектурой. В 1923 году монастырь был закрыт, храмы осквернены. В 1942 году Троицкий собор и Стефановская церковь были взорваны, щебень от построек использовался на сооружение аэродрома в деревне Слободка Киржачского района. В конце 1980-х начале 1990-х годов на месте уничтоженного Троицкого собора и Стефановского храма находилась спортплощадка, крытая асфальтом, где под спудом почивали мощи святых угодников Божиих. Обитель предстояло возрождать из руин. Спустя семьдесят лет после закрытия, в 1993 году в монастыре появились первые насельницы, возобновились богослужения.

http://sobory.ru/article/?object=05788

Иконографический образ святого Иоанна пророка с усекновенной головой, символически воплощавший собой идею жертвенности царя, был особенно распространен в Московском царстве в XVI в., во время правления царя Ивана Грозного. Заказывая икону «Иоанн Предтеча Ангел пустыни» (царский вклад в Стефано-Махрищский монастырь), в образе своего небесного заступника царь Иван Васильевич видел наиболее яркое выражение. с одной стороны, мученичества, с другой – апокалиптических ожиданий. Иконографический сюжет пророка и провозвестника Страшного суда, представавшего в виде ангела, который держит в руке чашу с отрубленной головой, был связан с эпохой опричнины. Призыв к покаянию ассоциировался с преступлениями московского государя и царской ответственностью за содеянное, с представлениями о душеочистителыюй миссии государя-«святителя», одновременно мученика и неумолимого судии 810 . Иконографический образ патронального святого царя Иоанна Алексеевич а, воплощенный Никоном на иконе, у адресатов опального патриарха мог вызывать прямые ассоциации с современными им событиями, связанными с подготовкой церковного Собора для осуждения патриарха Никона . Призыв к покаянию, выраженный на иконе в образе святого Иоанна Предтечи, символически определял линию поведения светской власти в отношениях с патриархом Никоном , которая ограничивалась следующими аспектами: личной ответственностью царя, жертвенностью и темой суда по смерти. В контексте покаянной темы идея искупительной миссии царских детей за обиды и «преступления», совершенные их отцом, царем Алексеем Михайловичем, против Церкви и патриарха Никона лично, получала в связи с «делом» Никона особое звучание. Не думаю, что патриарх Никон, посылая царевичу Иоанну в дар икону-мощевик, намеренно пытался смоделировать будущее поведение царевича, еще младенца, по хорошо известной в истории Московской Руси модели: подобно его отцу, царю Алексею Михайловичу, признавшему вину Ивана Грозного за смерть митрополита Филиппа, реабилировать в будущем и патриарха Никона, искупив тем самым вину московского государя перед опальным патриархом. Никоном двигало лишь чувство духовной любви к новорожденному царевичу, которого он никогда не увидит и которого ему не довелось крестить, как других детей Алексея Михайловича. Через свой дар патриарх Никон хотел научить наследника царского престола христианской любви во всех ее проявлениях: не случайно надпись на иконе завершается толкованием имени Иоанн, означающего «Господня милость и дар и милосердие». Икона, написанная патриархом Никоном, заняла особое место в пристолпном иконостасе Архангельского собора среди царских икон 811 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Патриарх призвал паству хранить в сердцах пасхальную радость; когда же по немощи нашей эта радость уходит из нашего сердца — вспоминать о пасхальных днях, а вместе с этим воспоминанием стараться укрепить свою веру в Господа, Который через смерть и воскресение даровал нам жизнь вечную. Затем Патриарха приветствовал архиепископ Сергиево-Посадский Феогност. Благодаря предстоятеля за высокую награду, архиепископ Феогност, в частности, рассказал о значении для лаврской братии состоявшихся 13-14 декабря 2008 года встреч с Патриархом Кириллом — тогда местоблюстителем Патриаршего престола. Архиепископ Феогност отметил, что воспринимает возведение в сан архиепископа как большую ответственность, как честь не ради чести, но ради более преданного и более самозабвенного служения Церкви Христовой. «Братия лавры всегда с тем, кто служит Богу. Первосвятитель показывает пример жертвенного, самозабвенного служения Христу и Его Церкви, поэтому братия с еще большими усилиями и еще большей любовью будут исполнять порученные Священноначалием Церкви послушания. Ваше Святейшество, мы — Ваши соработники на ниве Христовой», — сказал архиепископ Феогност. Патриарх Кирилл поздравил архиепископа Феогноста с возведением в высокий сан. Предстоятель Русской Православной Церкви отметил, что архиепископ Феогност многие годы является наместником лавры и за это время многое сделано для возрождения обители.  «Я имею в виду не только стены, — подчеркнул Патриарх. — Я имею в виду и строй монастырской жизни, и молодых монахов — нашу надежду и опору. Поэтому я считаю возведение наместника лавры в сан архиепископа делом достойным и праведным». Из Успенского собора лавры Патриарх Кирилл направился в Стефано-Махрищский монастырь. Здесь предстоятеля РПЦ встречали настоятельница монастыря игумения Елисавета и сестры обители. Патриарх Кирилл посетил храм в честь преподобного Стефана, Махрищского чудотворца, где совершил молебен перед мощами первоначальника Махрищской обители. После богослужения предстоятель поздравил матушку игумению и сестер обители с праздником Пасхи.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Говорят, что «Бог не ошибается». Действительно, эти два года оказались для меня очень полезными. С одной стороны, мое призвание к монашеской жизни прошло испытания и оказалось серьезным. С другой – в этот период ожидания мне представилась возможность поехать с коллегами в долгое путешествие в Грецию. Вначале, как и все остальные, я думал, что еду только на каникулы. На самом же деле эти два месяца позволили мне воочию узнать Православную Церковь и ее Божественную литургию. Мне даже было позволено встретиться с архимандритом Серафимом – авторитетным представителем православного монашества. Митрополит Волоколамский Иларион и схиархимандрит Гавриил (Бунге) посещают Стефано-Махрищский женский монастырь      Я еще не понимал, что этот визит, первоначально только туристический, придал моей жизни определенную «ориентацию», указав, как реализовать будущую монашескую жизнь. Путешествие в Грецию также направило меня в сторону Православной Церкви в эпоху, когда мой переход к ней был еще просто немыслим. Шел 1961 год, и Католическая церковь еще была (или казалась) одним монолитным блоком. Православные Церкви расценивались как «раскольники», и наши преподаватели советовали нам избегать любого слишком близкого контакта с ними. Этот личный пример хорошо показывает, что учитель нашей жизни – это Господь, Который использует даже наши слабые стороны для того, чтобы вывести нас на Его дорогу, если только Он видит в наших сердцах искреннее и страстное желание творить Его волю. Возраст кандидата в монахи не имеет значения. Некоторые люди призываются очень рано, как маленький Варфоломей, будущий святой Сергий Радонежский, другие только после неправедной жизни, неудачного брака или других человеческих бед. История о Благоразумном разбойнике, однако, учит, что человек может спастись даже «за час», если только признает свои грехи и всю свою надежду направит на Христа! – Расскажите, пожалуйста, основываясь на своем личном опыте, чем в первую очередь молодой человек, ставший на путь иночества, должен руководствоваться?

http://pravoslavie.ru/113450.html

Свободная программа живописный и чистый пляж на берегу речки Серебрянки в поселке Заветы Ильича; Свято-Троицкий Стефано-Махрищский женский монастырь (дер. Талицы, Старое Ярослав­ское ш., 58). Бюджет ночлега: бесплатно . День четвертый. Четверг, 11.10 — 21.05. Позарастали стежки-дорожки Этап протяженностью в 23 км стал третьим по длине, но физически показался самым сложным. Да еще основательно поджарило затылок: большую часть трека приходилось идти под палящим солнцем на северо-восток. Начиналось все, впрочем, довольно бодро. В лесу встречаю геодезистов, приступивших к топосъемке для будущего благоустройства тропы. Предполагается, что тропа на всем ее протяжении будет засыпана щепой по лесным участкам и щебенкой на открытой местности и на пересечениях с ЛЭП. При этом въезд для колесной мототехники на тропу хотят запретить, для чего строителям предстоит оборудовать множество заграждений и предусмотреть въезды для машин оперативных служб, а законодателям — ввести штрафные санкции для нарушителей. В этих наблюдениях и размышлениях я не заметил, как добрался до тютчевского заповедника «Усадьба Мураново» в одноименном селе. Быстро проштемпелевал «Подорожную грамоту» в музейной кассе и устремился на запад — как раз в направлении проложенного трека. Надо заметить, что в населенных пунктах натурная навигация на маршруте практически отсутствует. Поэтому, дойдя до мурановской околицы, я озадаченно оглянулся: стежки-дорожки закончились, а трек упрямо звал в бурьян. Вернулся к Казанскому святому источнику в селе и посоветовался с дежурной монахиней в часовне. Та взметнула брови: «Не-е-ет, там деревня Папертники, только дороги давно уже нет! Ваши ходят по трассе, так что возвращайся, мил человек, на асфальт и принимай левее». В означенном направлении виднелась дорога с немного зловещим топонимом «Мурановская петля». Примерно через час пути по ней удалось обнаружить тропинку, уходящую на север в лес. Тут же и стрелки на деревьях подтвердились — проставленные буквально каждые 10 м, они были совсем не лишними, учитывая сильную заболоченность и отчаянно петлявшую тропку. Вывели они меня вскоре к точке, именовавшейся на карте «Лесной церковью». Это оказался деревянный храм во имя великомученика Никиты, воссозданный на месте разоренного во время польско-литовского нашествия скита настоятелем храмового комплекса в соседнем Артемове игуменом Феофаном (Замесовым). «От моста через речку Сумерь близ деревни Горенки тут 800 м, — рассказал сторож Сергей Глазков. — Все стройматериалы на себе приходится носить, газа и света у нас тоже нет. По легенде, перед приходом отряда интервентов, осаждавших Лавру во время Смуты, скитские монахи сбросили в речку колокол. Ищем, но пока не нашли...» Зато в церкви — аккуратно оформленные витрины с археологическими находками: старинными крестиками, предметами утвари, бытовыми артефактами...

http://e-vestnik.ru/reports/peshkom_k_pr...

Святейший Патриарх Алексий совершил Божественную литургию в Никольском соборе Хотькова монастыря 3 мая 2008 г. 17:24 3 мая, в субботу Светлой седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь, расположенный в 10 километрах от Троице-Сергиевой лавры . Приветствуя прибывшего в обитель Предстоятеля Русской Православной Церкви насельницы обители и паломники дарили Его Святейшеству букеты цветов. В возрождающемся Никольском соборе обители Святейший Патриарх Алексий поклонился честным мощам преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского, и совершил Божественную литургию. Его Святейшеству сослужили архиепископ Верейский Евгений , председатель Учебного комитета при Священном Синоде , ректор Московских духовных академии и семинарии , епископы Сергиево-Посадский Феогност , Брянский и Севский Феофилакт . На богослужении присутствовала глава городского поселения Хотьково Р.Г. Тихомирова. Среди молившихся за Божественной литургией были также игумения Филарета (Смирнова), настоятельница Московского подворья Пюхтицкого Свято-Успенского монастыря ; игумения Елисавета (Жегалова), настоятельница Свято-Троицкого Стефано-Махрищского монастыря; игумения Феврония (Маратканова), настоятельница Покровской Свято-Введенской Островной женской пустыни; монахиня Мария (Солодовникова), настоятельница Аносина Борисоглебского ставропигиального женского монастыря. По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Алексий прочитал молитву на раздробление артоса. Затем Предстоятеля Русской Православной Церкви приветствовали настоятельница монастыря игумения Олимпиада (Баранова), воспитанницы монастырского приюта-пансиона для девочек и учащиеся воскресной школы. Святейший Патриарх Алексий благословил юных воспитанников Покровского монастыря и вручил им фарфоровые Пасхальные яйца с изображением Покровского Хотькова монастыря, отмечающего в 2008 году 700-летие с момента основания. Никольский собор Покровского Хотькова монастыря был построен по проекту архитектора А.А. Латкова на месте одноименной церкви XVIII века и освящен 27-28 сентября 1904 года. Главный престол собора во имя святителя Николая Чудотворца освятил священномученик Владимир, в то время — митрополит Московский. Правый престол в честь святых апостолов Петра и Павла освятил епископ Дмитровский Трифон, наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Товия освятил левый алтарь, посвященный празднику Воскресения Христова. В 1911 году храм был расписан палехскими мастерами Сафоновыми (роспись не сохранилась). Создание Никольского собора было последним ярким событием в дореволюционный период истории обители.

http://patriarchia.ru/db/text/401274.htm...

Вот почему всякий раз, когда я посещаю обители, я говорю о необходимости молитвенной жизни для каждого инока или инокини — тех, кто принес обеты Господу и кто спасается в обители. Молитва для вас должна быть не просто механическим исполнением церковного устава, монашеских правил. Она должна быть в центре вашей жизни, даже если какие-то молитвы вы не всегда успеваете дочитать до конца. Может быть, куда важнее, если уж совсем не хватает времени, — вместо тех молитв, которые вы автоматически прочитаете, с глубоким смирением и осознанием своего греха обратиться ко Господу. Каждая молитва, возносимая монахом, — это в первую очередь молитва покаяния. С этого нужно начинать, пред Господом раскрывать душу, каяться в своих грехах, сознавать их и стараться всеми силами притяжение греха преодолеть. Собственного говоря, вся монашеская жизнь есть особое отношение к себе с точки зрения преодоления греха и через это — стяжание особой духовной мудрости, которой монашествующий призван делиться с теми, кто посещает святую обитель. Ведь люди приходят сюда именно для того, чтобы прикоснуться к величию монашеского подвига, к красоте монашеской жизни. И как важно, чтобы каждый монашествующий мог от своего сердца что-то сказать паломникам, поддержать в трудных обстоятельствах, помолиться и ни в коем случае не превозноситься над людьми мирскими, которые приходят в монастырь. Потому что неизвестно, кто будет первым в очереди на Суд Божий, кого Господь оправдает, а кого накажет. Поэтому со смирением, дорогие сестры, осуществляйте свое монашеское служение. Пребывайте в искренней молитве ко Господу, постоянно сознавайте свое несовершенство, кайтесь в своих грехах и любите всех, кто к вам приходит. Помогайте людям укрепиться в вере, разделяйте с ними их скорби, молитесь за них. Вспоминаю, с какой радостью я посещал в детстве Пюхтицкую обитель в Эстонии и как мы все просили монахинь помолиться за нас в наших скорбях. В то время было особенно трудно жить в большом городе и оставаться христианином, и знаю, с какой любовью, с какой материнской нежностью относились к паломникам матушки Пюхтицкой обители. До сих пор я храню эту нежность, эту любовь монашескую в своем сердце. Поэтому по опыту говорю вам, дорогие сестры: ваша любовь к тем, кто приходит в святую обитель, дорогого стоит. Она способна менять жизнь людей и надолго оставаться в их благодарной памяти. Пусть Господь хранит сию святую обитель и Вас, матушка Елисавета, много здесь потрудившуюся.

http://patriarchia.ru/db/text/5261951.ht...

Добрые примеры исполнения заповедей о любви к Богу и ближним способны пробудить у прихожан, паломников и туристов уважение к монашеству, благоговение перед совершаемым подвигом. А у кого-то из посетивших монастырь возникнет желание иноческого жития. При Покровском Хотьковом, Покровском Московском, Стефано-Махрищском, Саввино-Сторожевском монастырях, Троице-Сергиевой Лавре не один десяток лет существуют приюты. Хотелось бы узнать из ежегодных отчетов обителей не только о том, как живут в них дети, но и о том, как складывается их дальнейшая судьба, какой путь они выбирают, приспособлены ли они к самостоятельной жизни, какие у них профессиональные ориентиры. Полагаю важным упомянуть и об активности монастырей в сети Интернет. Что представляют собой сегодня сайты некоторых обителей? Размещено много красивых фотографий и минимум информации. Такие интернет-странички мало о чем говорят посетителям. Иногда даже отсутствуют сведения о времени совершения богослужений, исповеди, о том, как добраться до монастыря, о возможности остаться на ночлег. Сайты редко обновляются и не содержат актуальных сведений о жизни монастырей. Многие обители являются объектами культурного наследия и привлекают множество интересующихся не только духовной жизнью, но и историей, архитектурой, памятниками прошлого. Потому, создавая сайты, необходимо позаботиться об их достойном наполнении, чтобы люди могли найти ответы на самый широкий круг вопросов, связанных и с современной жизнью монастыря, и с его историей. Наши интернет-проекты должны стать действенными инструментами интерактивной проповеди, миссионерства, вызывать у виртуальных гостей обители желание стать ее реальными посетителями, а может быть, даже и насельниками. Монашествующие, зная, каким авторитетом среди верующих пользуется сам институт монашества, должны понимать свою высокую ответственность перед Богом и Церковью, являя пример подлинно христианской жизни, относиться ко всем приходящим в святые обители с терпением и смирением, без какого бы то ни было высокомерия и пренебрежения.

http://religare.ru/2_98897.html

Архив Пн В день памяти святителя Николая Чудотворца Предстоятель Русской Церкви освятил Вознесенский собор Крестовоздвиженского Иерусалимского монастыря 19 декабря 2015 г. 16:20 19 декабря 2015 года, в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил  Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь  в селе Лукино городского округа Домодедово Московской области. Предстоятель Русской Православной Церкви совершил чин великого освящения главного храма обители — возрожденного собора Вознесения Господня и Божественную литургию в новоосвященном соборе. Центральный престол был освящен в честь Вознесения Господня, северный — в честь Успения Пресвятой Богородицы, южный — в честь святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца. За Божественной литургией была совершена хиротония  архимандрита Сергия (Копылова)  во епископа Семилукского, викария  Воронежской епархии . Его Святейшеству сослужили:  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии;  митрополит Воронежский и Лискинский Сергий ;  архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , наместник  Троице-Сергиевой лавры , председатель  Синодального отдела по монастырям и монашеству ;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии;  епископ Россошанский и Острогожский Андрей ;  епископ Валуйский и Алексеевский Савва ;  протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Петр Петров, настоятель Никольского храма г. Воронежа; клирики  Воронежской митрополии , Свято-Троицкой Сергиевой лавры и г. Москвы. За богослужением молились заместитель председателя Синодального отдел по монастырям и монашеству, настоятельница  Зачатьевского ставропигиального женского монастыря   игумения Иулиания (Каледа) , настоятельница Крестовоздвиженского Иерусалимского ставропигиального женского монастыря  игумения Екатерина (Чайникова) , настоятельница  Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря  игумения Викторина (Перминова), настоятельница  Свято-Троицкого Стефано-Махрищского ставропигиального женского монастыря  игумения Елисавета (Жегалова), настоятельница Князь-Владимирского архиерейского подворья в Нарва-Йыэсуу (Эстония) монахиня Флавиана (Пономарева), насельницы Крестовоздвиженской Иерусалимской обители.

http://patriarchia.ru/db/text/4301933.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010