Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ [серб. Jocuф] (Раячич Илия; 20.07.1785, с. Лучани - 1.12. 1861, Сремски-Карловци), патриарх Сербский в 1848-1861 гг. Род. в семье свящ. Луки. Учился в немецких светских школах, затем в Загребе, Сремски-Карловци, в 1806-1808 гг. в Сегедине (ныне Сегед, Венгрия) бесплатно изучал философию в школе монашеского ордена пиаристов. Поступил в Венский ун-т, но в 1809 г. прервал учебу и вступил в студенческий батальон для защиты Вены от приближавшихся французских войск. 10 апр. 1810 г. принял монашеский постриг в монастыре Гомирье , 20 дек. 1811 г. возведен в сан архимандрита и назначен помощником Горно-Карловацкого еп. Моисея (Милковича) . В 1822 г. стал администратором Пакрацкой епархии. 24 июня 1829 г. в соборной церкви Сремски-Карловци хиротонисан во епископа Далматинского Карловацким митр. Стефаном (Стратимировичем) . 6 окт. 1829 г. открыл «клерикальную» школу в г. Шибеник. 30 сент. 1832 г. австрийский имп. Франц Иосиф I утвердил указ о деятельности школы, а в 1841 г. она была перемещена в Задар и преобразованав семинарию. Пытался ввести в епархии духовный суд. И. удалось сохранить в храмах епархии богослужебные книги русской печати, которые власти намеревались заменить книгами, напечатанными в Вене или в Пеште (ныне Будапешт). Активно выступал против навязывания унии православным сербам в Сев. Далмации и в результате в 1834 г. был переведен на Вршацкую кафедру. На новом месте основал гимназический фонд, в который пожертвовал 3,6 тыс. форинтов. После смерти в 1841 г. Карловацкого митр. Стефана (Станковича) И. стал вместе с еп. Темишварским Пантелеимоном (Живковичем) и еп. Будимским Платоном (Атанацковичем) одним из кандидатов на замещение вдовствующей кафедры. На народно-церковном Соборе, созванном 31 авг. 1842 г., ни одному кандидату не удалось получить все голоса (митрополит должен был быть избран единогласно), но за И. проголосовало большинство. Поэтому 27 сент. имп. Франц Иосиф I назначил его митрополитом Карловацким. И. остался недоволен вмешательством властей и позднее выступал против противоречащих канонам назначений епископов императором.

http://pravenc.ru/text/578457.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВГЕНИЙ (Йованович Евфимие; 19.02.1802, Голубинци, обл. Срем - 14.09.1854, Карловац, ныне Хорватия), еп. Горно-Карловацкий СПЦ в 1839-1854 гг. Окончил начальную школу в родном городе, затем нем. школу в с. Стари-Сланкамен, с отличием гимназию и семинарию в Сремски-Карловци. Преподавал в учебных заведениях Сремски-Карловци, затем в 1-й и 2-й лат. школах г. Бечкерек (ныне Зренянин, Сербия). Изучал философию и право, служил помощником адвоката в Темешваре (ныне Тимишоара, Румыния), в 1828 г. получил звание адвоката в университете Пешта (ныне Будапешт). В 1829 г. принял монашеский постриг. Нек-рое время исполнял обязанности секретаря митр. Карловацкого Стефана (Стратимировича) . В 1831-1837 гг. профессор богословия в семинарии в Сремски-Карловци. В 1833 г. рукоположен во иерея, получил чин синкелла, чуть позже - протосинкелла. С 1834 г. архимандрит Раковицкого Архангельского монастыря . 29 июня 1837 г. назначен администратором Горно-Карловацкой епархии . 10(22) сент. 1839 г. хиротонисан во епископа, 11 февр. 1840 г. взошел на Горно-Карловацкую кафедру. В 1848 г. перенес кафедру епархии из с. Плашки в г. Карловац. В 1848 г. был зам. председателя Народной скупщины в Сремски-Карловци. Преобразовал школу в с. Плашки в семинарию и читал в ней лекции, заботился о серб. школах. Занимался юриспруденцией и лингвистикой. Член-корреспондент Об-ва сербской словесности в Белграде (с 7 авг. 1844). Автор ряда научных работ и публикаций (см., напр.: Начатки церковнаго права дpebhuja npabocлabhuja Цркве, с латинским и српско-словенским текстом. Нови Сад, 1841), Р. Груич приписывает ему «Црковно право источне Цркве у aycmpuckoj држави» (1842). Е. был противником языковой реформы Вука Караджича (см. соч. «О преводу Новога Зabjema Вука Стефановича 1850). Выступал за сохранение серб. певч. традиций. Похоронен в склепе еп. Горно-Карловацкого Лукиана (Мушицкого) на кладбище в Карловаце. Соч.: Opmorpaфuja српска. Будим, 1836; О cyдjex церковних cbjamuja bocmoчhuja coбophuja и anocmoлckuja церкве, jaжe во державах abcmpujuckux. [Карловац], 1844; Граматика цepkobho-cлabjahckaro jaзuka. Вена, 1851.

http://pravenc.ru/text/186975.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНЕДИКТ (Кралевич, наст. фамилия Пачавура (серб. по др. данным, Полизович; 15.01.1765, по данным Н. Милаша, 1767, близ г. Фессалоника - 1.02.1862, Венеция), еп. Далматинский. Родители - грек Хрисодул и болгарка Александра. Принял монашество в мон-ре св. Анастасии близ Фессалоники, затем переехал в Бухарест. 3 года жил в Янине при Али-паше. Получил копию грамоты мон-ря на горе Синай, с к-рой, представляя себя протосинкеллом, собирал милостыню в Боснии. В 1806 г. по подложной грамоте К-польского Патриарха митр. Боснийским Каллиником был хиротонисан во епископа Кратовского. После отъезда митр. Каллиника в Стамбул управлял Боснийской митрополией. Из-за связей с вождем серб. восстания 1804-1813 гг. Карагеоргием был арестован боснийским везиром, а затем отпущен благодаря взятке. Бежал в Славонию, просил австр. власти оказать содействие в организации восстания в Боснии. В сент. 1807 г. митр. Карловацкий Стефан (Стратимирович) предоставил ему убежище в мон-ре Бешеново. В нач. 1808 г. уехал в Белград, где общался с рус. дипломатом К. К. Родофиникиным и получил рус. паспорт. 17 апр. уехал в австр. г. Землин (Земун), а затем в занятую французами Далмацию, где был представлен генерал-губернатору Далмации и Иллирийских провинций О. Мармону, у к-рого просил помощи для организации восстания в Боснии. В сент. 1808 г. была учреждена Далматинская епархия, и 28 янв. 1809 г. от населения и духовенства главе местных властей Вико Дандоло было подано прошение о назначении В. Далматинским епископом. В марте 1809 г. в Далмации вспыхнуло антифранц. восстание, в ходе к-рого В. сохранил верность французам. В июле 1809 г. австр. войска взяли Шибеник, арестовали В. и отправили в Осиек, а затем в мон-рь Бездин. Был отпущен после заключения между Австрией и Францией мирного договора в окт. 1809 г. Вернулся в Далмацию и 26 марта 1810 г. Наполеоном был утвержден епископом Далматинской епархии, к к-рой были присоединены Бока-Которска, Пула и Перой. 20 мая состоялась интронизация в Шибенике. Открыл в Шибенике семинарию и консисторию.

http://pravenc.ru/text/150213.html

Помещая эту статью, редакция, однако, замечает, что она написана с чувством озлобления против белого духовенства и высказывает ту мысль, что священники повинны лишь в том, что обратились не к надлежащей власти. Им нужно было обратиться не к конгрессу, а к архиерейскому собору, который мог бы передать ее на рассмотрение и других православных церквей, а потом поднять вопрос и о вселенском соборе. Последнюю мысль защищает и некий «Калоним» в журнале «Браник» (Нови Сад, 1900 г., 270). Ссылаясь на § 18 органического статута карловицкой церкви, он выясняет, что конгресс не имел права рассматривать этот вопрос. Не компетентен здесь и карловицкий синод, а только вся вселенская церковь . 9 февраля 1907 года белое духовенство обратилось с обширным прошением о разрешении второбрачия уже в архиерейский синод, разослан его также и многим епископам других православных церквей. Прошение подписано также 502 священниками, в том числе 130 вдовыми. В прошении описывается сначала тяжелое положение священника – вдовца (в особенности с детьми), затем указывается, что в божественном законе нет оснований для запрещения второбрачия, что второбрачие запрещено вследствии влияния идей энкратизма, по что запрещение это принадлежит к дисциплинарным церковным законам, подлежащим изменению. В подкрепление своей аргументации священники ссылаются на авторитет карловицкого митрополита Стефана Стратимировича 8 († 1830), епископа горне-карловицкого Феофана Живковича, нынешнего темишвирского епископа Георгия Летича и далматинско-истрийского епископа Никодима Милаша . Разрешить второбрачие может или сан архиерейский синод, предоставив епископам право диспенсации от 6 правила трульского собора или вселенский собор по инициативе синода, путем отмены правила. И то и другое было бы согласно с практикой православной Церкви, не соблюдающей и много других канонических постановлений. Желание духовенства разделяет и вся поместная церковь , что выразилось на народно-церковном конгрессе 20 декабря 1906 г. 9 Ответом на это прошение и было постановление синода от 12 мая 1907 года обратиться с посланием по давнему вопросу по всем автокефальным православным церквам.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Записки Стефана Стратимировича, Православного Сербского и Валахийского народа Митрополита, в Угорском Королевстве сущего, представленная, чрез посредство Русского Протоирея А.А. Самборского, Государю Императору Александру Павловичу, в 1804 году, об освобождении Сербского народа вообще. С предисловием Д. Члена О.М. Бодянского Изображения Славянских Первоучителей и Просветителей, Св. Кирилла и Мефо-дия, на полях образа Святителя Николая Скоропомощника, находящегося в Афонском Дохиарском монастыре. С литографированным изображением. Д. Члена О.М. Бодянского Извлечения из записок Фотия, Архимандрита Новгородского Юрьевского мона-стыря О статье Г-на П.М.: «Из прошлого». П.В. Сушкова Протокол Заседания Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете 1867 года, Мая 6 дня Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1868. Апрель-Июнь. Книга вторая I. Исследования Об отношениях супругов по имуществу в древней России и Польше Константина Алексеева Днепровские пороги по Константину Багрянородному. Д. Члена. А.Ф. Вельтмана Несколько замечаний на сочинения Ф. Смита по поводу переводов их с Немецкого на Русский господином Квитницким II. Материалы отечественные Русские народные песни, собранные П.В. Шейном. Часть I. Песни хороводные III. Материалы славянские Падение Чехии в XVII-м веке. Д. Члена. П.А. Лавровского IV. Материалы иностранные Подробное описание путешествия Голштинского Посольства в Московию и Пер-сию в 1633, 1636 и 1638 годах, составленное Секретарем Посольства Адамом Олеарием. Перевод с Немецкого П.П. Барсова. Книга II V. Смесь Мирный договор между Швецией и Россией, заключенный 10-го Мая, 1595 года, близ Нарвского озера, на стороне Ивангорода, в Тявзяне. Перевод с Шведского Соревно-вателя А.А. Чумикова Письмо Императора Петра I-ro к Подполковнику 1716 года Дополнение к статье: «Последние годы жизни Государыни Царицы Евдокии Фе-доровны». Николая Дуюровского О караванной торговле с Джангарской Бухарией в XVIII столетии. Н.Г. Потанина

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Письмо Малороссийского Военного Губернатора, Князя Н.Г. Репнина, к Графу В.П. Ко-чубею Его же. Краткая Записка о Малороссийских Казаках Извлечение из Записки, на Французском языке, поданной Министром Финансов, Канкри-ным, и возражение на оную Малороссийского Военного Губернатора, Князя Н.Г. Репнина Доношение Попечителя Казанского Учебного Округа М.Л. Магницкого на издателя «Библиографических Листов» Г. Министру Народного Просвещения, и объяснения про-тив Доношения, представленные П.И. Кеппеном Последний день жизни Императрицы Екатерины II и первый день царствования Импера-тора Павла I-ro. Графа Ф.В. Растопчина Нужно ли нам преобразование Календаря? Д. Члена О.М. Бодянского Ответ с основательнейшими доводами на представление, еже изгладити Ветхий и ввести Новый Календарь, Православной Восточной Церкви Митрополитом Сербским, Стефаном Стратимировичем, Августейшему Двору Австрийскому данный, Ноября 9-го дня, 1814 года О бедности Русского Православного Духовенства и о средствах восстановить его нрав-ственное влияние на народ. Н.В. Сушкова Его же. Ответ на вопрос Протокол заседания Общества Истории и Древностей Российских декабря 14 дня, 1863 года Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1864. Июль-Сентябрь. Книга третья I. Исследования Очерки из истории Российской Церковной Иерархии. Св. Петр Митрополит. – Несколько слов о Галицкой Митрополии в XIV столетии. О Переяславском Соборе в 1313 г. Ген. Карпова II. Материалы отечественные Записки Алексея Петровича Ермолова. С приложениями. Издание Н.П. Ермолова. Часть I. 1801–1812 г. III. Материалы славянские Народные песни Галицкой и Угорской Руси. Собрание, составленное Профессором Рус-ского языка и Словесности в Львовском Университете, Я.Ф. Головацким, и изданное с предисловиями разными объяснениями О.М. Бодянским. Часть II. Гаилки или весенние хороводные песни, Шумки и Чабарашки, Царинные, Коломийки IV. Материалы иностранные Средневековые путешественники, посещавшие Россию, или говорившие о ней: Козма Ин-дикоплов, Абу-Сеид, Салам Толмач, Ахмед бен-Фоцлан, Мухаммед ибн-Батута, Николай Асцелин, Джиованни де Плано Карпини, Вильгельм Руисберк, Джиованни ди Монте Кор-вино, Одерико ди Порденоне и Джон Мандевилль. Из «Lander und Volkerkunde in Biog-raphien von Dr. Ph. Hedw. Kulb», перев. Соревнователь Общ. А.Н. Шемякин

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ [серб. Jocuф] (Йованович-Шакабента; ок. 1743, Ириг - 31.12.1805, Вршац), еп. Вршацкий в 1786-1805 гг. Род. в семье свящ. Андрии, младшего брата патриарха Печского Арсения IV (Йовановича-Шакабенты) . 25 дек. 1758 г. рукоположен во диакона, на Пасху 1760 г. возведен в сан протодиакона, в 1770 г.- в сан архидиакона. В 1774 г. рукоположен во иерея и назначен протосинкеллом. 19 окт. 1774 г. в мон-ре Раковац еп. Темишварским Моисеем (Путником) пострижен в монашество. 1 нояб. того же года возведен в сан архимандрита. 31 июля 1781 г. митр. Моисеем хиротонисан во епископа Пакрацко-Славонского (см. ст. Славонская епархия СПЦ). Главными задачами И. были противодействие унии, активно насаждаемой в это время в населенных сербами землях Австрийской монархии, и поддержка пожелавших вернуться в Православие униатов, к-рые за это подвергались гонениям со стороны австрийских властей. Заботился о просвещении паствы, об укреплении традиции духовничества, о сохранении тайны исповеди, написал «Краткую рукописную книжицу, сочиненную ради христианского научения». В 1784 г. возглавил Бачскую епархию, а в 1786 г.- Вршацкую. Возродил церковную школу во Вршаце, в к-рой помимо катехизиса и церковного пения преподавались грамматика и арифметика. Отстроил разрушенный турками монастырь Месич . Оказывал поддержку, в т. ч. и финансовую, серб. просветителям Захарии Орфелину и иером. Досифею (Обрадовичу) . Благодаря действиям И. Вршац получил статус свободного королевского города. На Соборе 1790 г. в Темешваре (ныне Тимишоара, Румыния) выступил за создание автономной Сербской Воеводины и был одним из 3 кандидатов на Карловацкую митрополию, но большинство голосов получил Стефан (Стратимирович) . Поддержал Первое Сербское восстание (1804-1813) против османского владычества; участвовал в освящении креста, к-рый 1 сент. 1804 г. установили жители г. Панчево на границе с Османской империей. Похоронен в кафедральном соборе свт. Николая Чудотворца во Вршаце. Соч.: Abmoбuorpaфuja еп. Jocuфa J. Шакабенте//ГлИДНС. 1934. 7. Св. 1(17/19). С. 363-365. Лит.: Ucmopuja српског народа. Београд, 1986. 4. Т. 1. С. 202, 358; Ucmopuja. 2. С. 87, 88, 90; Српски jepapcu. С. 256-257. Иером. Игнатий (Шестаков) Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ (Евтич Зоран; 1938 - 2021), еп. Захолмский и Герцеговинский, богослов, духовный писатель, публицист, переводчик

http://pravenc.ru/text/578505.html

Только при благоприятных условиях в правление этого визиря, происходившего из христиан, и в практически свободной Пивской области стало возможным в период всеобщего порабощения Балкан воздвигнуть при участии ктиторов и братств монументальную церковь в монастыре Пива. Патриарх Савватий, племянник патриарха Макария, намеревался даже по соображениям безопасности перенести центр Печской Патриархии из Печи в более укрытую Пиву. Поэтому он так всеусердно готовил свою задужбину, но осуществление этой идеи остановила его кончина. Около южных врат монастыря Пива есть плохо сохранившаяся ктиторская композиция, на которой Савватий (Соколович) изображен как ктитор, держащий в руке пивскую церковь и преподносящий ее Пресвятой Богородице. Надпись практически полностью стерта, но можно понять, что Савватий обращается к Богородице с мольбой принять это приношение. Особенно интересна фигура турецкого вельможи, с бородой овальной формы и в тюрбане, расположенная с другой стороны врат. Предполагается, что это изображение великого визиря Мехмед-паши Соколовича. Большое значение имело обновление монастыря между 1790 и 1793 годами, проведенное под руководством архимандрита Арсения (Гаговича). Из этого «общенародного Успенского монастыря» он развернул активную просветительскую и политическую миссию. Он трижды ездил в Россию: в 1786 году из Хиландара, 1803 и 1813 году из Пивы, а также два раза в Иерусалим, Константинополь, Румынию, Сремские Карловцы, Дубровник и Вену. Часто бывал в Сербии. Архимандрит Арсений был активным деятелем освободительной борьбы, принимал участие в подготовке первого сербского восстания в 1804 году, организовывал и направлял освободительное движение и борьбу герцеговинских племен против турок, сотрудничал с вождем восстания Карагеоргием, митрополитом Черногорским Петром I (Петровичем-Негошем), поддерживал связь с российским Синодом, митрополитом Карловацким Стефаном (Стратимировичем), а также вступал в разнообразные дипломатические контакты с русским и французским консулами, военными и т.д.

http://pravoslavie.ru/41599.html

Главным трудом И. стала 1-я фундаментальная история сербов и «остальных храбрых славянских народов» (История разных славянских народов, наипаче Болгар, Хорватов и Сербов. Виена, 1794. 1-3; 1795. 4; Будим, 18232. 1-4; 2002. 1-4), над которой он работал в течение 10 лет после возвращения из России. «История...» написана на основе трудов визант., лат. и др. иностранных историков, «Славяно-сербских хроник» Георгия Бранковича, соч. «Славянское царство» далматинского историка М. Орбини, с к-рым автор познакомился по рус. переводу 1722 г., и собственных архивных изысканий. Над законченной в 1768 г. рукописью И. продолжал работать до издания произведения в 1794-1795 гг. в Вене, в серб. типографии С. Новаковича. Первый том «Истории...» в 1795 г. был также напечатан в С.-Петербурге, однако издание не было продолжено по цензурным соображениям. В предисловии к сочинению И. с сожалением замечает, что все народы имеют славную историю и только сербы забыты и презираемы, и если в каких-то книгах и есть упоминания о сербах, то чаще всего неприязненные, сопровождаемые клеветой; их авторы выдают слав. храбрость за варварство, добродетели славян за пороки, а их славные дела замалчивают. В своей книге И. хотел показать соотечественникам величие серб. истории, пробудить у них патриотические чувства и «приумножить славу всех славян». Выход в свет «Истории...» стал возможен благодаря протекции митр. Стефана (Стратимировича) и содействию рус. послов при австр. дворе кн. Д. М. Голицына и гр. А. К. Разумовского. По просьбе писателя неск. экземпляров митр. Стефан отправил в Россию. За свой подвижнический труд И. был награжден имп. Екатериной II большой золотой медалью с образом царицы; через рус. посольство в Вене ему было передано 100 голл. червонцев от императрицы. И.- автор лит. произведений, в т. ч. аллегорической поэмы «Бой змея с орлами» (1791) (Бoj змaja са орлови/Приред.: М. Д. Београд, 2008), воспевающей борьбу христиан с турками, он сделал авторский перевод драмы Э. Козачинского «Царь Урош» (Tpareдuja сиречь Печалная повесть о смерти последнего царя сербского Уроша V и о падении сербского царства. Будим, 1798) и др.

http://pravenc.ru/text/469538.html

4 дек. 1826 г. по инициативе митр. Карловацкого Стефана (Стратимировича) мощи были переоблачены и переложены в новую раку из кипариса. В 1848 г. мощи переносили в мон-рь Фенек, но через 3 месяца возвратили во Врдник. Не ранее XVIII в. (точная дата неизв.) части мощей были посланы в монастыри Шишатовац и Раваница. В 1941 г. врдникский архим. Лонгин перенес основную часть мощей в мон-рь Бешеново , т. к. во Врднике был размещен нем. военный объект. Из Бешенова мощи были перевезены хорват. усташами в Загреб, 14 апр. 1942 г. перенесены в Белград и положены в соборной церкви. После окончания войны поднимался вопрос о возвращении мощей Л. в Раваницу, но его решение было отложено. По данным на 1952 г., когда производилось обследование мощей, они отличались редкой сохранностью и по ним можно было составить представление о прижизненном облике Л. (Там же. С. 122-123). Помимо мощей Л. из связанных с ним реликвий сохранилось его облачение типа кафтана (серб. «халина») из итал. шелковой ткани с вытканными геральдическими львами - редчайший образец средневек. сербской одежды (см.: 1974. С. 293-295; Приватни живот у српским века/Приред.: С. Д. Београд, 2004. С. 178-179). В кон. XIV - 1-й четв. XV в. по инициативе и при непосредственном участии сербских высших церковных и светских властей (семьи князя) был создан корпус богослужебных и четьих текстов (самый большой в истории почитания средневек. сербских святых), связанных с прославлением Л. как святого. В него входят: 1) стихиры и тропарь Л., написанные в Раванице, очевидно, сразу после перенесения мощей 1970. 2. С. 129-142; О С. 302); 2) служба с 2 канонами (1-й с текстовым акростихом: «Лазара похвалити, Боже мои, разум даруй ми»), написанная, вероятно, в Раванице в нач. XV в. 1970. 2. С. 143-198; 1970. С. 303-306); 3) анонимное Проложное Житие со стихом, сопровождающее большинство списков службы (Жumuje св. кн. Лазара. 1989); 4) Похвальное слово, написанное патриархом Печским Даниилом III в 90-х гг. XIV в.; 5) анонимное Житие; 6) анонимное Слово «и отчасти житие воспоминание» ( Tachiaos.

http://pravenc.ru/text/2462521.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010