Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БИСТРИЦА ПРИЗРЕНСКАЯ Мон-рь во имя св. Архангелов под Призреном. Монах у гробницы серб. царя Стефана Душана Мон-рь во имя св. Архангелов под Призреном. Монах у гробницы серб. царя Стефана Душана ущелье в 3 км от г. Призрена, где находится муж. мон-рь во имя св. Архангелов Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви. Мон-рь был основан серб. царем Стефаном Душаном в 1343 г. как будущая усыпальница на месте разрушенного визант. храма. Обитель имела статус ставропигии. Церковь во имя свт. Николая Жичского, кельи, трапезная. Вид с юго-запада. Фотография. 2002 г. Церковь во имя свт. Николая Жичского, кельи, трапезная. Вид с юго-запада. Фотография. 2002 г. В монастырский комплекс входили: большая ц. св. Архангелов (1348-1352), малый храм свт. Николая, еп. Мирликийского, трапезная, братские корпуса, б-ка, больница и гостиница. В основе плана ц. св. Архангелов - крест, здание было возведено из тесаного камня. Церковь имела 5 глав, 3 апсиды с вост. стороны и открытый нартекс с запада. В нач. XV в. главный храм мон-ря послужил образцом для строительства в Раванице и Ресаве (Манассии). В нач. XVII в. ц. св. Архангелов была разрушена: фрески уничтожены, камень использован для постройки мечети Синан-паши в Призрене. Из богатого декора сохранились фрагменты мраморной пластики, украшавшей фасады, и мозаичного пола (обнаружены в ходе археологических работ в 1927). В 60-80 гг. XX в. были произведены археологические исследования на всей территории обители. Восстановление мон-ря началось в 1995 г. Строительство велось при участии гос. и общественных организаций (Мин-во культуры Сербии, правосл. община Призрена, Общество восстановления мон-ря св. Архангелов, Призренский округ и др.) и частных лиц под контролем Комитета по защите памятников культуры Призрена. Новые постройки возведены на старых фундаментах: братский корпус (по образцу корпуса мон-ря Хиландар ), апартаменты для епископа, домашняя церковь и др. В планах - восстановление церквей св. Архангелов и свт. Николая, еп. Мирликийского, перенесение епархиальной кафедры и создание издательского центра. В марте 1998 г. в мон-ре были возобновлены богослужения. После бомбардировок ВВС НАТО и вывода югославской армии из Косова мон-рь находился под защитой нем. контингента KFOR. 15 июня 1999 г. экстремистами из UÇK (Освободительная армия Косова) был похищен насельник мон-ря мон. Харитон (Лукич). Его изувеченное тело было обнаружено 8 авг. 2000 г. Международной комиссией по эксгумации в общем захоронении в албан. пос. Тусус (пригород Призрена) и погребено 12 нояб. 2000 г. в мон-ре с. Црна-Река, могила стала местом почитания его как новомученика. В 2002 г. братию мон-ря составили: игум. иером. Герман, 1 иеродиак., 3 монаха, 2 послушника.

http://pravenc.ru/text/149237.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКОВ [серб. Jakob], митр. Серрский Сербской Православной Церкви (40-60-е гг. XIV в.). Впервые упоминается в 1343 г., когда серб. кор. Стефан IV Душан (с 1345 г.- царь) поставил его строителем и игуменом мон-ря св. Архангелов близ Призрена; во время строительства мон-ря жил в метохе во имя прп. Петра Коришского. Возможно, ранее он был монахом на Синае. После завоевания Стефаном Душаном г. Серры (ныне Серес) И. был поставлен митрополитом Серрским. Благодаря знанию греч. языка, сохранил часть визант. клира в митрополии. Поддержал возведение Сербской Церкви в ранг Патриархии, не признанное К-польским патриархом Каллистом I , поэтому после смерти Душана положение митрополита в Серрах было неустойчивым. Принимал активное участие в гос. делах: заседал в гос. Соборе, в 1346 г. участвовал в коронации Стефана IV Душана, в мае 1349 г.- в утверждении и дополнении его Законника. В нояб. 1354 г. был на Соборе в Серрах, на к-ром патриархом Сербским был избран Савва IV . Состоял советником у царицы Елены ( Евгении , прп.), к-рая после смерти мужа, Стефана IV Душана (1355), управляла выделенным ей княжеством с центром в г. Серры. Последний раз И. упоминается в нояб. 1360 г.; его преемник Савва занял кафедру ранее авг. 1365 г. В 1352/53 г. И. получил в дар ц. свт. Николая Чудотворца на р. Пчиня с земельными угодьями (после его смерти передана мон-рю св. Архангелов). Сохранилась грамота, данная И. в 1355 г. афонскому мон-рю Филофея с подтверждением границ одного из его метохов ( 1992. С. 66-67). И. известен как книголюб. В сент. 1354 г. по его указанию в ц. святых Феодора Тирона и Феодора Стратилата в г. Серры было переписано роскошное Евангелие на пергамене (найдено в 1857 в мон-ре св. Павла на Афоне англ. путешественником Р. Керзоном и позднее подарено Британскому музею; в нем сохр. изображение И., молящегося Спасителю ( J. Српске мuhujamype. Београд. 1983. С. 43, 51, 102-103, 119), и пространное лит. послесловие ( Записи. 1. N 103)). В сент. 1359 г. отправил неск. книг в мон-рь вмц. Екатерины на Синае («Пресвятой Богородице Синайской») для слав. насельников этой обители, в т. ч. заказанные им монахам афонского мон-ря Зограф списки нового перевода постной и цветной Триоди, выполненного незадолго до этого болг. книжниками (хранятся и ныне в монастырской б-ке). Оба списка Триоди сопровождаются кратким стихотворением И. о Синае (Там же. N 116; Стара Београд, 19722. С. 562). С именем И. известен также канон на греч. языке, предназначенный для чтения ночью. На церковных и светских документах, написанных на греч. языке, И. подписался по-славянски (1357, 1359).

http://pravenc.ru/text/200263.html

– Лет.) столетия в богоспасаемом Киеве, где находился принадлежащий Синаю монастырь Екатерининский. По всей вероятности, обучавшийся тогда в Киевской Духовной Академии иеромонах Константин, впоследствии архиепископ Синайский и патриарх вселенский, по просьбе академических наставников сделал переложение, о котором идет речь. Но как бы то ни было, а теперь греческая церковная музыка – не тай на для меня…» 527 . Но епископ Порфирий не ограничился чисто кабинетным изучением найденных им рукописей. Он хорошо понимал важность возрождения песнопений, мелодий, которые слышались под сводами древних киевских храмов в те времена, которые отстояли от времени крещения Киевской Руси всего лишь на несколько десятилетий. Поэтому он предпринял практические шаги по возрождению древних церковных песнопений в столице древнего русского государства. «Теперь и петь мы умеем по-гречески, и хорошо поймем, какое «изрядное осмогласие» и какое «трисоставное сладкогла-сование и самое красное демественное пение» принесено было в Киев при великом князе Ярославе Владимировиче в 1051 году, – писал епископ Порфирий. – «Изрядное осмогласие» – это пение всего, что поется в церкви, на 8 гласов; «Трисоставное сладкогласование» – это сочинение мелодий, соответствующих трем составам, или способностям нашей души, уму, сердечному чувству и воле; «демественное пение» – это пение доместика, то есть главного певца, обладающего самым лучшим голосом, пение с многочисленным хором, голосящим одну ключевую ноту. Замечательно, что я спустя 814 лет после 1051 года возобновил в Киеве то пение, которое при Ярославе введено было греческими певцами, пришедшими туда из Константинополя» 528 . Обзор деятельности архимандрита Порфирия в Эсфигменовом монастыре будет неполным, если не упомянуть о том, что в рукописном наследии русского ученого, переданном после его кончины по завещанию в Российскую Академию наук, содержались ценные материалы, имеющие отношение к этому афонскому монастырю. В 1-й книге «Афонских актов» (всего 4 рукописных книги) архимандрит Порфирий поместил «архив Есфигменова монастыря», занимающий 93 листа (ст. 3–187), на которых изложено 47 греческих актов, причем некоторые из них были даны монастырю византийскими императорами Андроником и Иоанном Палеологами 529 и сербским царем Стефаном Душаном (2) и Патриархами Иоанном Гликой, Кириллом (1814 г.) и Григорием (1819 г.). Кроме этого здесь находились копии славянских актов, а именно: сербского деспота Юрия Бранковича (1), княжны Ангелины (1499 г.), Печского патриарха Паисия (1633 г.) и 2 грамоты царя Алексея Михайловича 1656 г. по подлинникам, хранящимся в монастыре 530 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

соким куполом. Уже внешние стены её поражают своим великолепием; они, снизу до верху, состоят из мраморных плит, правильно расположенных горизонтальными полосами, из белого, розового и серого мрамора. Иконостас деревянный в позолоте, с старинными образами. По правой стороне царских дверей стоит рака с крестом из честного древа, принесённого, по преданию, из Иерусалима св. Саввой. Другой драгоценный крест, хранящийся на самом престоле, сооружён был для этой обители царём Душаном в 1348 г. С левой стороны царских дверей почивают в раке мощи св. короля Стефана Уроша III, которому народ придаёт имя созданной им обители. На правой стороне церкви лежат мощи св. Елены, сестры Дечанского короля и супруги болгарского царя Михаила. Внутренность церкви выложена белым мрамором; пол из разноцветных мраморных плит. – Летом 1902 года монастырь этот был оцеплен неистовствующими, крайне разнузданными албанцами, грозившими перерезать 450 православных монахов, защищавших прадедовскую святыню, и разрушить эту обитель до основания. Албанцы требовали выкупа в 40 тыс. франков, чтобы оставить монастырь в покое. Совершенно разорённое и голодное местное славянское население не могло, конечно, собрать этой суммы. Сам монастырь также беден. Призренский митрополит высокопреосвященный Никифор, в епархии которого находится монастырь, обратился за помощью к русскому посольству в Константинополе и к константинопольскому патриарху для заступничества перед Портой. Но Турцию ослабление славянского элемента в её владениях нисколько не печалит; напротив, ей и её европейским друзьям истребление славян прямо выгодно. Славянский клуб в Белграде просил путём печати оповестить русский народ как об этой неотложной нужде, так и об ужасном положении славян в Турции, в надежде, что русский народ, всегда столь отзывчивый к бедствиям славян, и здесь, в этом святом деле, окажет свою посильную помощь... К концу 1902 года „Высокия Дечаны“, благодаря главным образом настоянию русского посольства в Константинополе, были освобождены от диких албанцев, но уже в совершенно разорённом виде. Раз-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Особую страницу в истории Болгарского Патриархата времен Второго Царства составляют отношения с Римом: в 1274 году патриарх Игнатий не принял Лионской унии. Не в последнюю очередь это решение связано с позицией византийского императора Михаила VIII Палеолога, который хитроумно заявил на Лионском Соборе, что и Болгарская Патриархия, и Сербская архиепископия были созданы без согласия папы, в умаление прав Охридской архиепископии – наследницы Юстинианы Первой, которая была основана императором Юстинианом и папой Вигилием . Вследствие этого болгары, которые, по некоторым свидетельствам, пред Собором были открыты к идее унии и подчинения папе , категорически отказались ее признавать. Позднейшие призывы к унии папы Николая IV в 1291 году успеха не имели . В XIV веке Болгарский Патриархат стремится активно участвовать в международной церковной политике. Так, патриарх Симеон участвовал в Соборе в Скопье (1346), на котором была учреждена Печская Патриархия и венчан на царство сербский король Стефан Душан . Его участие в Соборе и согласие на этот рискованный с канонической точки зрения акт было обусловлено временным союзом болгарского царя Ивана Александра с царем Стефаном Душаном. В Соборе участвовали сербские и болгарские иерархи, монахи-святогорцы. Для середины – второй половины XIV века характерна определенная напряженность в отношениях с Константинополем. Так, Болгарский патриарх Феодосий II в 1352 году в нарушение канонов рукоположил Феодорита в митрополита Киевского после того, как это отказался сделать Константинопольский патриарх Каллист I В свою очередь, Константинопольский патриарх в 1371 году принимает под свой омофор Видинскую митрополию по просьбе видинского царя Ивана Срацимира, отделившегося от своего брата Ивана Шишмана и стремившегося подчеркнуть свою церковную независимость от Тырнова. Последним патриархом Второго Болгарского царства явился великий богослов, проповедник, писатель и просветитель, «духовный сеятель» святитель Евфимий Тырновский . При нем Тырново было взято штурмом турками в 1393 году , часть церквей разрушена, большинство священников перебито, а сам святой патриарх Евфимий был заточен в Бачковском монастыре, где и скончался около 1402 года.

http://pravoslavie.ru/33796.html

Многие из них по сему поводу раскрыли свои опыты в духовной жизни писаниями [ 229 ]. Общее уважение православной церкви к подвижникам Афона свидетельствовалось ясно тем, что многие из его иноков были возведены на престолы святительские; оттуда свет их разливался еще обильнее [ 230 ]. О житии своем на Святой Горе говорит сам Киприан в своем послании к игумену Афанасию [ 231 ]. Но в каком именно из святогорских монастырей подвизался блаженный Киприан, положительных указаний на это нет; очень вероятно, что в одном из славянских монастырей, ибо со времени посещения Афона сербским царем Стефаном Душаном (в 1347–48 гг.) [ 232 ] некоторые из афонских обителей его царственной щедростью были усвоены славянскому иночеству [ 233 ]. Впрочем, судя по характеру послания к преподобному Киприану Евфимия, патриарха Болгарского, можно предполагать, что он подвизался вне монастыря в пустыне [ 234 ]. Преподобный Киприан, приняв на Святой Горе иноческое пострижение, не прерывал своих сношений с отечеством; он вел переписку со своим духовным наставником и воспитателем, блаженным Евфимием, который в то время (после 1360 г.) уже занимал патриарший престол в родном им обоим городе Тырнове. Переписка эта ясно свидетельствует о близком их родстве не только по духу, но, вероятно, и по плоти. Дошедшее до нас послание носит такое заглавие: «Евфимия патриарха Терновского послание к Киприану монаху, живущему на святой Горе Афонстей и просившу написатисе ему о некиих церковных винах нужных и послатисе ему тамо» [ 235 ]. Вопросы «о церковных винах» заключались в следующем: 1) о поклонах в дни Пятидесятницы и в двенадцать дней между Рождеством Христовым и Богоявлением. 2) О причащении Св. Таин в отсутствие священника в пустынях. Во время пребывания на Афонской Горе занятия преподобного Киприана были посвящены преимущественно переписыванию и переводу книг, к чему он был достаточно приготовлен своим воспитанием в Тырнове, под руководством блаженного Евфимия, известного своим классическим образованием и трудолюбием.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Печский в г. Печь-Ипеке (в Старой Сербии) основан был в XIII в. вторым сербским архиепископом Арсением и потом несколько раз был перестроиваем в XVI и XVII в. Он некогда служил кафедрою сербских первосвятителей, но по закрытии сербского патриаршества потерял свое значение, и, подчиненный греческой иерархии, низведен был в ряд обыкновенных монастырей. В монастыре почивают под спудом останки сербских первосвятителей Евстратия, Макария, Никодима, Арсения, Саввы II, Саввы III, Иоанникия, Даниила, Спиридона, Саввы IV, Максима. В нем хранится престол сербских патриархов из серого мрамора, митра св. архиепископа Никодима, и много древних рукописей. К нему причислен печский приход, состоящий из 800 православных семейств, в котором иноки исполняют все требы вместо мирских священников. При монастыре есть православное училище, основанное уже давно, около 80 лет назад, Иосифом Чукичем. Монастырь и православные много и часто терпят бедствий от арнаутов 137 . Дечанский,– во имя Господа Вседержителя, в 15 верстах от Печь-Инеки. Начатый постройкой при сербском короле Стефане Уроше и оконченный Стефаном Душаном (1327– 1350 г.), он во все время владычества турецкого в Сербии был одним из главнейших хранилищ православия. – После Коссовской битвы он раззорен был турками, но потом возобновлен вдовою князя Лазаря Милицею, в монашестве Евгениею. По дарственным грамотам королей сербских ему принадлежало несколько десятков христианских сел, так что весь край от Печи до окрестностей Призрена назывался и доселе называется Дечанской метохией (μετοχοζ– церковное владение). Но теперь почти все эти села заняты албанцами, так что в самом селе Дечане только два христианских семейства, тогда как вокруг монастыря более 3.000 семейств арнаутских. Поэтому монастырь очень беден и при бедности своей должен платить значительную сумму турецкому правительству 138 . Замечателен в нем древний храм, уцелевший от турецкого погрома и представляющий один из совершеннейших па-мятников византийской архитектуры 139 . В нем хранятся мощи св. Стефана Уроша III, сестры Дечанского Елены и супруги болгарского царя Михаила, хранится в ковчеге крест из животворящего древа, древний престол сербских царей из белого мрамора и несколько рукописей XII и XV века 140 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 5 дней Ватопед   Ватопед Афон             Осн. в 972 г., престольный праздник 25 марта/7 апреля, в день Благовещения. Игумен: архим. Ефрем. Тел. (30-377) 23219. Факс (30-377) 23781.         История По преданию Афонский монастырь в его нынешнем виде создан около 972—985 годов тремя богатыми и знатными людьми: Афанасием, Николаем и Антонием. Они приняли монашество и стали учениками преподобного Афанасия Афонского, который отправил их жить на то место где сейчас стоит Ватопед.    Они прибыли сюда жить монашеской жизнью во времена св. Афанасия Афонского , основателя Великой Лавры. Во втором Типиконе (1045 г.) Ватопед занимал среди святогорских монастырей 2-е место, которое он сохранил и на сегодняшний день. В XII и XIII столетиях свв. Савва и Симеон, самые чтимые сербские святые, были монахами Ватопеда. Среди многих пожертвований, сделанных монастырю в XIV в. сербским государем Стефаном Душаном, упоминается деревня Агиос Мам. В следующем столетии другие сербские правители продолжили благочестивую практику пожертвований монастырю. В величественной хронологии Ватопеда есть трудные времена насилия и мародерства каталонских пиратов (1307 г.) и турок. Однако эти бедствия в конечном итоге не помешали дальнейшему процветанию монастыря. Напротив, в разные времена монастыри: Халкей , Вериот, Иеропатор, Калец, св. Димитрия, Ксистр, Триполит и Трохал вошли в число его владений. Византийские императоры не были чрезмерно великодушны по отношению к обители. В поствизантийские времена даже западные властители прославили себя защитой монастыря. Именно здесь открылась знаменитая Афонская академия, которая давала образование в трудные для Греции времена.     Русский паломник-пешеходец Василий (Григорович-Барский) посетил Лавру в 1744 году. Странник так описал увиденное:       Василий (Григорович-Барский) продолжает:             Главный собор монастыря освящен во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и был построен в Х столетии. Его самые старые фрески (закрашенные в XVIII и XIX вв.) восходят к XIV в. Ватопед имеет 12 храмов внутри и 19 - вне территории, пять из которых пристроены к собору. Колокольня монастыря относится к 1427 п и считается самой древней на Святой Горе.

http://isihazm.ru/?id=499&c_pid=11

На Пасху 1346 г. наступил знаменательный день в сербской истории. В Скопии (Скопле, Ускуб в северной Македонии), стольном городе Душанов, собрались именитые властители со всего Сербского королевства, все высшее сербское духовенство во главе с сербским архиепископом, болгарское и греческое духовенство завоеванных областей и, наконец, прот, т.е. глава совета игуменов, управлявшего Афоном, игумены и старцы святой Афонской горы. Этому многолюдному торжественному собору “предстояло узаконить и освятить совершенный Душаном политический переворот – основание нового царства.” 860 Прежде всего собор учредил сербское патриаршество, совершенно независимое от цареградского патриарха. Такой сербский независимый патриарх был необходим Душану для самого акта его венчания на царство. Так как избрание этого патриарха происходило без участия вселенских патриархов, то место цареградского патриарха должны были занять на соборе 1346 г. греческие епископы и святогорские старцы. Сербский патриарх был избран, а Константинопольский патриарх, отказавшийся признать действия собора законными, произнес на Сербскую церковь отлучение. После избрания патриарха было совершено торжественное венчание Душана царским венцом. Вероятно, этому событию предшествовала церемония провозглашения его царем в Сересе вскоре после занятия этого города. В связи с вышесказанным, при дворе Душана был введен пышный придворный штат и были усвоены византийские нравы и обычаи. Новый “басилевс” приблизил к себе представителей греческой знати; греческий язык, по-видимому, стал официально равноправным с языком сербским, так что многие грамоты Душана были написаны по-гречески. “Привилегированные сословия в Сербии, властели и духовенство, пользовавшиеся в стране огромным влиянием и силой и стеснявшие свободу действий сербских кралей, должны были склониться перед высшим авторитетом царя, как носителя абсолютной монархической идеи.” 861 Согласно византийскому обычаю, Душан вместе с собой венчал на царство свою супругу, а их десятилетний сын был венчан “кралем всех сербских земель.”

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Ваше Превосходительство! Князь Сергей Николаевич Урусов при письме своем от 19 марта, за препроводил ко мне ответ настоятеля нашей церкви в Париже протоиерея Васильева о том, что в тамошней императорской библиотеке под числится греческое Евангелие, написанное на пергамене в XII веке, а не та рукопись, в которой помещены искомые иконографические замечания Елпия Ромея. Верю о. протоиерею Васильеву, но думаю, что этих замечаний надобно искать там или в историческом, или в археологическом отделении манускриптов под тем же покорнейше прошу Вас, Милостивый Государь, снова пригласить о. протоиерея к отысканию статьи Елпия по новому указанию моему и вместе сообщить ему догадку мою, что в книге Тишендорфа, быть может, неверно выставлен вместо его надобно читать или 269 или 396, или 692, и им подобный. Ахматов передал Васильеву и эту докуку мою, и о. протоиерей отыскал статью Елпия и прислал ее мне. В день 8-й. В императорское археологическое общество доставлено мое «Известие о глаголической псалтири, хранящейся в библиотеке Синайского монастыря». Вот оно. «В этой библиотеке вместе с многими славянскими рукописями разных веков хранится Псалтирь, написанная буквами глаголическими. Тут я видел и читал ее в 1850 году, и в своем каталоге синайских рукописей 30 поместил следующую краткую заметку о ней: «Эта Псалтирь писана на пергамене в 16-ю долю листа. Начало и продолжение ее уцелело, а конец потерян. Последний псалом в ней 137-й, а всех страниц лицевых и обратных 354. Мелкий почерк ее красив. Она довольно сходна с нашей церковной Псалтирью. Разницы мало; например, вместо слова моление употребительно слово молитва». 31 Неизвестно, когда и где эта Псалтирь была написана и кто принес ее в Синайский монастырь. Можно думать, что ее принесли туда славянские монахи из Далмации, в которой наиболее употреблялась глаголическая письменность 32 и принесли в четырнадцатом веке, пользуясь тогдашним преобладанием сербских иноков на Афоне, в метеорских обителях, в монастыре Св. Саввы близ Иерусалима и в обители Синайской, в которую посылаемы были милостыни сербскими царями Стефаном Душаном, Урошем II u Ypoшeм III (1270–1336 г.), и церковнославянские книги сербского издания в 1344 и 1360 годах. 33 Тогда же, по мнению моему, принесена была туда далматинцами и та глаголическая литургия, которой отрывочек я нашел в тамошней библиотеке и недавно передал г. Срезневскому для рассмотрения. 34

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010