Изречение пророка приведено почти буквально по переводу LXX. Мысль изречения пророческого такова: небо и земля, вся вселенная исполнена Моим присутствием, составляет жилище Мое и покой Мой; потому никакой созданный человеком храм, как бы ни был он великолепен, не может быть исключительным местом присутствия и откровения Моего. Если Я сам Творец всего сущего, то Я не нуждаюсь в человеческой помощи, чтобы устроить место покоя Моего; весь мир есть место покоя Моего. Этим пророческим изречением Стефан разбивает заблуждение отживающего и умирающего иудейства, будто храм иерусалимский есть необходимое и единственное место истинного богопочтения, и, таким образом, обосновывает истинность того великого переворота, какой должно произвести христианство относительно места богопочтения. Это – тоже, что Христос некогда сказал самарянке: поверь Мне, что наступит время, когда и не на горе сей и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу, – когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине ( Ин.4:21 ; Ин.4:23 ). Лжесвидетели обвиняли Стефана, будто он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие (храм) и переменит обычаи, заповеданные Моисеем относительно храмового богослужения ( Деян.6:14 ). Стефан словом пророческим указывает, в каком смысле и на каком основании он говорил о сем, и тем защищает себя от сего обвинения, указывая хотя не прямо, что этому храмовому культовому иудейскому богослужению может и должен быть положен конец; на пророческом слове опирает он божественное право на такое изменение положения дел с основанием царства Мессии. 51. Жестоковыйные! Люди с необрезанным сердцем и ушами! Вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. 52. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, которого предателями и убийцами сделались ныне вы; 53. Вы, которые приняли закон при служении Ангелов, и не сохранили. Собственно защитительная речь Стефана против обвинений, возведенных на него перед синедрионом, и веденная им исторически, кончена, и Стефан вдруг изменяет тон защищающегося на тон обвиняющего своих неправедных судей, тон спокойного обозрения истории – на тон грозного и беспощадного изобличения современного иудейства в лице его представителей: членов синедриона, теперешних судей его.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Книга деяния Святых Апостолов так повествует об этой жизни. Они, т.е. первые христиане, постоянно пребывали в учении Апостолов, общении, преломлении хлеба и в молитвах ( Деян. 2:42 ). У многочисленного общества верующих было одно сердце и одна душа. И никто ничего из имения своего не называл своим. Ибо все было у них общее. Не было между ними никого бедного. Ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов, и каждому давалось, в чем кто имел нужду ( Деян. 4:32–35 ), – в пище, одежде и т.п. Само собою понятно, что, когда число христиан было не так велико, Апостолы сами могли распоряжаться и раздачею материальных средств неимущим; но когда оно увеличилось, то, при обязанностях проповедования учения Христова и совершения Таинств, Апостолам стало трудно распоряжаться церковным имуществом. Тут явился ропот, что некоторые из бедных людей 1 как бы оставляются в небрежении, и вот тогда Апостолы, высказав: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах, т. е. об удовлетворении нуждающихся в жизненных потребностях, пришли к убеждению, что необходимо для сего выбрать особых мужей. И так, братие, предложили Апостолы собранию верующих, выберите из среды себя семь человек, изведанных, т.е. известных по своей честности, усердию о благе общественном и благоразумию, исполненных Святого Духа и мудрости; их поставим на сию службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слову. И одобрено было сие предложение всем собранием, повествует далее книга Деяний, и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святого, и Филиппа, и Прохора и др. И их поставили пред Апостолами и, еще помолившись, возложили на них руки т. е. чрез молитву и рукоположение низвели на избранных благодать Святой Духа в помощь в их служении ( Деян. 6 ). Избранные сии были наименованы Диаконами, с греческого служителями, помощниками. Так повествуется об избрании Святого Стефана на диаконское служение в церкви. Впоследствии времени диаконы получили право участвовать в совершении Богослужения и Таинств, а также и в деле проповеди . Святой Стефан, как первый между семью диаконами, назван Архидиаконом, что значит с греческого перводиакон. Такому светильнику, каков был Стефан, муж, особенно исполненный веры и Духа Святого, как замечает Святой повествователь Лука, мало было светить при одних трапезах. И Господу Богу было угодно воззвать его на высший свещник проповедования слова Божия и чудотворения. Стефан, как повествуется, проповедывал и делал великия чудеса и знамения в народе ( Деян. 6 ). Это важное обстоятельство поставило его в ряду с Апостолами и особенно прославило.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

Но Пилату уже надоела длинная процедура суда, к тому же время приближалось к обеду, а он сегодня ожидал гостей: после всего пережитого он почувствовал особенную потребность в отдыхе. - Довольно! — с явной досадой произнес он, поднимаясь с кресла. — Здесь не место слезным сценам. Тебя распнут с остальными злодеями, одним негодяем будет меньше. Уведите его обратно в темницу! Титу снова пришлось лечь на гнилую солому в сыром подвале тюрьмы. С виду он был спокоен и не думал, по-видимому, ни о пережитых сценах суда, ни об ожидающей его ужасной участи. Перед ним встали теперь картины мирной жизни на берегах Генисаретского озера, живые образы Стефана и Приски, милое личико Руфи и добродушное лицо Бенони. Вместе с другими образами, которые проносились в его памяти, как яркий луч света, предстал образ великого Назарянина. Образ прекрасный, полный таинственности, исполненный любви божественной, превосходящей всякую земную любовь… Титу показалось даже, что он слышит обращенные к нему слова Учителя: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» ( Мф. 11:28 ). Эти слова успокоили его измученный дух, он закрыл глаза и крепко заснул. Он видел сон. Ему казалось, будто он снова со Стефаном, и они вместе вышли погулять на большой красивый луг. Под ногами у них пестрели цветы, а над головой в необозримом просторе неба вились жаворонки и весело щебетали… Своим обычным, звонким, как серебро, голосом Стефан говорил ему: - Слышал ты, как говорил Учитель? «Посмотрите на лилии полевые, как они растут! Не трудятся, не прядут, но говорю вам, что и Соломон во всей своей славе не одевался так, как всякая из них» ( Лк. 12:27 ; Мф. 11:28-30 ; Лк. 8:27,28 ). Отец наш Небесный любит и заботится о нас больше, чем об этих лилиях, ведь мы Его дети! Учитель не раз говорил об этом… - Ты Его дитя, — с неописуемой грустью отвечал Тит, — а я… я даже не знаю, чей я сын. Он поднял глаза и увидел впереди себя человека в белоснежной одежде. - Кто это? — спросил он Стефана. - Господь! Господь! — радостно воскликнул Стефан и бросился к Нему навстречу.  А Тит остался на прежнем месте, не смея взглянуть прямо в лицо Спасителя. Стефан в избытке радости и благоговейного восторга припал к ногам Его. Иисус простер руку Свою, поднял его с земли, и они среди лилий полевых стали приближаться к Титу.

http://azbyka.ru/fiction/syn-kaiafy-pove...

Об упомянутом Гамалиилом Февде подробнее рассказывает Иосиф Флавий: «Во время наместничества Фада в Иудее некий Февда, обманщик, уговорил большую массу народа забрать с собой все имущество и пойти за ним, Февдой, к реке Иордан. Он выдавал себя за пророка и уверял, что прикажет реке расступиться и без труда пропустить их. Этими словами он многих ввел в заблуждение. Однако Фад не допустил их безумия. Он выслал против них отряд конницы, которая неожиданно нагрянула на них, многих из них перебила и многих захватила живьем. Остервенившись, воины отрубили самому Февде голову и повезли ее в Иерусалим». Синедрион не внял голосу мудрого Гамалиила и начал преследовать учеников Христа, подвергая их арестам, избиениям и наконец отважившись на преступное даже по законам Римской империи убийство святого Стефана – одного из семи диаконов, поставленных незадолго до этого апостолами для того, чтобы они несли попечение о столах, раздавали хлеб и иное потребное для жизни нуждающимся братьям и сестрам. Обращаясь к своим судьям из синедриона, священномученик Стефан сказал: «Жестоковыйные! Люди с необрезанным сердцем и ушами! Вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы» (Деян. 7: 51–52). Умирая, мученик просил Господа простить убийц: «Господи! Не вмени им греха сего» (Деян. 7: 60). За убийством первомученика Стефана последовала ожесточенная кампания преследования учеников Христовых: «В те дни произошло великое гонение на Церковь в Иерусалиме; и все, кроме апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии» (Деян. 8: 1). Апостол Филипп проповедовал Евангелие в Самарии и потом по повелению Божию отправился на дорогу, которая вела из Иерусалима в Газу. На этой дороге он встретил «ефиоплянина, евнуха, вельможу Кандакии, царицы ефиопской, хранителя всех сокровищ ее» (Деян. 8: 27), и тот принял от апостола крещение, предварительно исповедав веру в то, что «Иисус Христос есть Сын Божий» (Деян. 8: 37). Так Церковь вышла за пределы иудейской общины и за границы Святой Земли. Проповедь о Христе зазвучала в городах Финикии и Сирии. В Антиохии ученики Спасителя впервые стали называться христианами.

http://pravoslavie.ru/34553.html

Об этом свидетельствует также то, что выше в Святом Евангелии у Иоанна написано: Не вы ли говорите: еще четыре месяца, и жатва наступит? Так вот, говорю вам: поднимите глаза ваши, и взгляните на нивы, как они уже побелели к жатве (ср. Ин.4:35 ). В пасху приносили Господу ячменный хлеб, потому что начинали жать ячмень. А за четыре месяца, в декабре, ячмень сеяли. Поэтому можно говорить о том, что Иисус Христос пришел в Иерусалим, чтобы праздновать пасху. Вспомним, чему был посвящен этот праздник. Само слово «пасха» означает «прехождение», «избавление». Ветхозаветная, еврейская пасха являлась торжеством по поводу избавления иудейского народа из египетского плена, когда все иудейские первенцы были избавлены от ангела смерти, тогда как первенцы египетские были умерщвлены. Хотя по другим толкованиям, что тоже вполне вероятно, Иоанном упоминается праздник кущей, наиболее веселый и любимый в народе. В книгах Ветхого Завета также можно встретить название его просто — праздником. Что же касается того, был ли апостол Иоанн в это время рядом с Божественным Учителем, являлся ли непосредственным свидетелем, то тут можно с полной уверенностью утверждать его соучастие и причастность к описываемым событиям. Иначе евангелист не мог бы передать речь Господа, сказанную при совершении чуда. Так что же произошло тогда? Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов; в них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды. «Вифезда» переводится как «дом милосердия». Здесь действительно оказывалась милость больным людям. Овечьи ворота же упоминаются в книге Неемии. Еще они называются Гефсиманскими, или воротами Святой Девы Марии, или первомученика Стефана, так как вели к гробницам Пресвятой Богородицы и архидиакона Стефана. Название же Овечьи произошло оттого, что бедуины прогоняли через эти ворота овец в город для продажи или жертвоприношения. Археологи открыли эту купель, которая существует и в наше время.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Одно из первых описаний ekklesia в Библии мы находим почти сразу же после событий, связанных с воскресением Христа: «Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый» ( Деян.3:1 ). Петр и Иоанн, ученики Христовы, отправились, как обычно, в иудейский храм, причем это было временем молитвы. Они были ekklesia, народом Божьим, пребывавшим в общении с Богом и друг с другом в контексте повседневной иудейской жизни. Иудеи, как и мусульмане, которые молятся пять раз в сутки, совершают молитвы в четко установленное время. Что говорит этот стих о том, кем воспринимали себя Петр и Иоанн? Они воспринимали себя иудеями, верующими в Иисуса. Они не считали себя христианами (на самом деле, название «христианин» вошло в обиход гораздо позднее). Вера во Христа никак не мешала им ходить в иудейский храм. Но после воскресения и вознесения Христа Его последователи, ekklesia, стали подвергаться гонениям в Иерусалиме. Одного из учеников, Стефана, забросали камнями. В Деян.8 говорится: «В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии… Между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово» ( Деян.8:1, 4 ). До сего момента рассеянные по миру последователи Христовы благовествовали только иудеям, своему народу. Но в Антиохии произошло нечто иное: «Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев. Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса» ( Деян.11:19–20 ). В это время ekklesia, народ Божий в Антиохии состоял не только из обращенных иудеев, но и из обратившихся ко Христу язычников, по происхождению неиудеев. Позднее, когда апостол Павел принес Евангелие в Малую Азию и Грецию, свою проповедь он неизменно начинал в синагоге. Единственным исключением стал город Филиппы, поскольку там не было синагоги. Иудейские верующие и их знакомые собирались послушать Слово Божье у реки. Туда и отправился Павел, следуя правилу обращать Евангелие сначала к иудеям. Он должен был сообщить им то, что столь ожидаемый ими Мессия, наконец, явился миру и что это Господь Иисус Христос.

http://azbyka.ru/islam-cherez-prizmu-kre...

«Патриархами» называются далее дети Иакова, как родоначальники двенадцати колен Израилевых. Деян.7:9. Патриархи, по зависти, продали Иосифа в Египет; но Бог был с ним,     «По зависти, продали Иосифа» — не без особенного намерения указывает Стефан на эту черту зависти: он желает указать, что это же злое чувство было причиной распятия Господа Иисуса Христа, прообразом Которого явился проданный братьями Иосиф. Дальнейшее повествование Стефана об Иосифе целиком основывается на свидетельствах кн. Бытия, так же как и повествование о Моисее из книги Исход. Деян.7:22. И научен был Моисей всей мудрости Египетской, и был силен в словах и делах.    О том, что Моисей «научен был всей премудрости египетской», ничего не говорится в священных книгах Ветхого Завета, но об этом говорит предание, записанное Филоном, да и нет ничего удивительного, что Моисей, воспитывавшийся в качестве сына дочерью фараона, получил самое высшее и многостороннее египетское образование. Это образование состояло тогда, главным образом, в изучении естественных наук и магии, астрономии, медицины и математики. Вся эта внешняя мудрость должна была стать у Моисея орудием в деле его великого служения истине Божьей. Выражение «и был силен в словах» не противоречит свидетельству Моисея о себе, что он неречистый и косноязычный (Исх. 4:10). Может быть, он был заика, но это не препятствовало его речи отличаться той внутренней силой, которая выражает собой сильный дух человека. Деян.7:23. Когда же исполнилось ему сорок лет, пришло ему на сердце посетить братьев своих, сынов Израилевых. Деян.7:24. И, увидев одного из них обижаемого, вступился и отмстил за оскорбленного, поразив Египтянина. Деян.7:25. Он думал, поймут братья его, что Бог рукою его дает им спасение; но они не поняли.    Указание Стефана, что Моисею было 40 лет, когда он вступился за обижаемого еврея, основано на предании, что 120-летняя жизнь Моисея разделяется на три периода по 40 лет каждый: 40 лет при дворе фараона, 40 лет в стране Мадиамской (Исх. 7:7)и 40 лет в пустыне с евреями по дороге в Обетованную землю. Убийство Моисеем египтянина Стефан представляет, как предзнаменование освобождения всего народа от рабства египтян, чего евреи не поняли по недостатку веры в Бога.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

Побиваемый камнями, святой мученик молился за своих убийц: «Господи, не вмени им греха сего». Затем, уже истекающий кровью, преклонил колена и громким голосом воскликнул: «Господи Иисусе! Приими дух мой». Сказав сие, почил. (7:59 и 60). После убийства св. Стефана, которое осталось безнаказанным благодаря попустительству римской власти, иудеи начали великое гонение на Церковь в Иерусалиме. Многим христианам пришлось спасаться бегством и «все, говорит евангелист Лука, кроме апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии». А в Иерусалиме появился новый ревностный гонитель христиан. Это был молодой фарисейский ученик, ученый воспитанник знаменитого Гамалиила, «юноша Савл». Он присутствовал при убиении св. Стефана, одобрял это убийство, охранял одежду убийц, хотя сам, видимо, не метал камней в святого первомученика. В Иерусалиме Савл «терзал Церковь , входя в домы, и влача мужчин и женщин, отдавал их в темницу» (8:3). 5. Распространение церкви за пределами Иерусалима ( Деян. 8 ) Жестоким гонением христиан в Иерусалиме враги Церкви надеялись задушить ее в самом начале. Но планы начальников иудейских не оправдались. Бежавшие от преследования христиане продолжали проповедь за пределами Иерусалима. Таким образом, гонение в Иерусалиме не только не убило Церковь , но, наоборот, способствовало быстрому ее распространению. На глазах всех подтвердилась истина пророчества Христова: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Мф. 16:18 ). Рассеявшиеся христиане ходили и благовествовали весть о воскресении Христовом. Так, диакон Филипп пришел в Самарию и там начал проповедовать Христа. Проповедь Филиппа сопровождалась великими чудесами исцеления расслабленных, больных и бесноватых. Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп. И была великая радость в Самарии. Проповедь о Христе нашла добрую почву у самарян. Множество мужчин и женщин крестилось. Здесь фактически прекратилась вековая вражда между иудеями и самарянами: имя Христа их соединило. Противодействие проповеди Филиппа оказал некий Симон волхв, который перед этим удивлял самарян своими волхованиями и выдавал себя чуть ли не за чудотворца. Но и он скоро покорился проповеди о Христе и, крестившись, не отходил от Филиппа. (Впоследствии оказалось, что обращение Симона было неискренним).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Последние уверяли, что вдовам и сиротам их оказывается менее пособий, нежели вдовам и сиротам евреев палестинских. Апостолы, узнав о ропоте эллинистов, созвали учеников и сказали: «Нехорошо нам, оставив слово Божие, заботиться о столах. Итак, братия, выберите из своей среды семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости, их поставим на службу сию». И когда общество избрало их, апостолы, помолясь, возложили на них руки. Избранные стали называться диаконами. Их обязанностью было раздавать пособия бедным и помогать апостолам в деле проповеди и при совершении таинств. § 5. Убиение архидиакона Стефана Избранные диаконы, приняв на себя заведывание делами благотворения, не только предоставляли апостолам больше свободы в деле проповеди , но вместе с тем явились и достойными помощниками им в этом великом деле. Особенно замечателен был в этом отношении Стефан, представлявший собой одну из выдающихся личностей в первенствующей церкви. Он «совершал великие чудеса и знамения в народе», так что в этом отношении как бы стоял на одном уровне с апостолами. Обладая необыкновенными дарованиями и вместе высоким образованием, он, конечно, не мог ограничиться в своем служении раздачей милостыни. Его влекло на более обширное и плодотворное поприще проповеди; и он, действительно, выступил на нее. Проповедь его обратила на себя внимание, но вместе с тем встретила и противодействие. Некоторые из эллинистов вступили в спор с Стефаном; но не могли противостоять мудрости и Духу, силою Которого он говорил. Вследствие этого иудейские законники еще более озлобились. Стефана привели в синедрион и обвинили в том, что он говорил хульные слова на Бога и Моисея. Оправдываясь, Стефан упрекнул самих судей в убиении истинного Мессии. «Жестоковыйные люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы». Столь безбоязненное и грозное обличение распалило ярость членов синедриона, которые, как дикие звери, «рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Проповедь в неделю о Самарянке О крови праведника Слово в день памяти первомученика архидиакона Стефана Стефан иудеям: Вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы... И побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! Прими дух мой. И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи, не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил.( Деян.7:51,59,60 ) Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.( Мф.5:10 ) Праведный своею верой жить будет.( Авв.2:4 ) Из крови проросла наша вера, дорогие мои братья, крови ее Основателя и Его апостолов, крови героических душ, которых Бог время от времени посылает роду человеческому, чтобы сделать его лучше и благороднее. Как молодое растение нуждается в обильной влаге для роста и развития, так и вера на заре своей требует много крови, и крови праведной. А наша вера, самая благородная из всех, для роста и развития нуждалась в самой благородной крови. Такова судьба, братья, нашего рода, что лучшие из людей жертвуют жизнью, чтобы те, кто меньше и хуже мог жить. Жертвуя своими лучшими сыновьями спасаются люди. Все лучшее, что род человеческий смог вырастить, он должен принести в жертву ради искупления большинства. Поэтому люди с древних времен верили, что спасти и искупить вину может только кровь праведников. Великие люди приходят в мир не для того, чтобы наслаждаться радостями мира, а для того, чтобы открыть их малым людям и дать им возможность наслаждаться. Но малые люди часто не понимают и не слушают их, но преследуют, истязают и предают мучительной смерти. Но Бог хочет, дорогие братья, чтобы великие люди после смерти стали еще больше, сильнее и красноречивее. Когда замолкают их уста, начинает взывать их кровь и возвращает людей с губительного путей и скитаний. И только тогда люди со стыдом и покаянием возвращаются на то место, где они пролили кровь великого человека, возводят ему памятник, и только тогда становятся на тот путь, который он, посланник Божий, указывал при жизни. Израильский народ перебил всех своих пророков до одного, а когда никого не осталось в живых, возводил им памятники. Греческий народ дал чашу яда своему величайшему сыну, чьим именем клялись умнейшие из людей последующих времен. Да и мы, сербы, должны краснеть над отдельными страницами нашей истории, на которых написаны имена тех, кто многим или всем жертвовал на благо народа, но которым народ не воздал по заслугам. История других народов тоже предлагает немало примеров невинных жертв и страданий праведников.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010