Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 13 июля 2024 года 30. Суббота. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов. Прп. Петра, царевича Ордынского (Ростовского). Вмч. блгв. царя Стефана Дечанского. Свт. Софрония, еп. Иркутского (службу зри 30 марта) . Иконы Божией Матери, именуемой «Волынская». Служба собора свв. 12-ти апостолов славословная, совершается по Минее. На вседневной вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: апп. Петра и Павла, глас 2й – 3, и апостолов, глас 4й – 3. «Слава» – апп. Петра и Павла, глас 6й: «Всечестный апостолов…», «И ныне» – догматик, глас 1й: «Всемирную славу…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры апп. Петра и Павла, глас 4й (со своими припевами). «Слава» – апп. Петра и Павла, глас 6й: «Праздник радостен…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза…» (см. Часослов, Богородичен 3го часа). По Трисвятом – тропарь апостолов, глас 4й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 1й: «Гавриилу вещавшу…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь апостолов, глас 4й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 1й: «Гавриилу вещавшу…». Кафизмы 16я и 17я . Малые ектении. Седальны апостолов (по дважды). Псалом 50й. Примечание. Полиелей служится только в храме Двенадцати апостолов. Каноны: апп. Петра и Павла (см. в Минее 30 июня) со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и 12-ти апостолов на 6. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия «Отверзу уста моя…». По 3й песни – седален апостолов, глас 4й. «Слава» – седален апп. Петра и Павла, глас 8й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6й песни – кондак и икос апостолов, глас 2й. На 9й песни поем «Честнейшую». По 9й песни «Достойно есть» не поется. Светилен апостолов. «Слава» – ин светилен апостолов, «И ныне» – Богородичен Минеи. «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры апп. Петра и Павла и апостолов, глас 4й – 4. «Слава» – апостолов, глас 8й: «Юже проидосте…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Владычице, приими…» (см. прил. 2е, «В субботу утра»).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Совершена литургия на развалинах монастыря в Косово (версия для печати)/Православие.Ru Совершена литургия на развалинах монастыря в Косово Православие.Ru , 19 июля 2004 г. Монастырь свв. Косьмы и Дамиана до разорения 14 июня 2004 г., Зочиште 14 июля 2004 года викарный епископ Липлянский Феодосий (Шибалич) вместе с духовенством Рашко-Призренской епархии совершил Божественную литургию на развалинах монастыря Свв. бессребреников и целителей Косьмы и Дамиана в Зочиште, община Ораховац (Косово и Метохия). На литургии присутствовало около 200 сербов из близлежащих Ораховца и Великой Хочи. Усиленные подразделения КФОР, УНМИК и КПС обеспечивали безопасность молящихся. -Уже пятый год, как мы собираемся на развалинах этой святыни, молясь Господу и Его угодникам и целителям Косьме и Дамиану, чтобы стало возможным восстановление этого монастыря, - сказал владыка Феодосий во время своей беседы с верующими, заметив, что во времена турецкого владычества православные христиане точно также собирались на развалинах своих святынь, пока, наконец, не восстанавливали их. - Эта святыня сближает всех людей доброй воли этого края, и сербов и албанцев, и, если Бог даст, то с ее восстановлением залечатся и раны оставленные войной и тяжелыми послевоенными годами, - заметил владыка Феодосий. Он также указал на то, что на развалинах монастыря часто можно увидеть свечи, которые оставляют местные албанцы, часто раньше приходившие в монастырь со своими бедами и скорбями. -Это обнадеживающий знак, который свидетельствует о том, что святыня продолжает жить и дальше, - подчеркнул владыка Феодосий. Особую благодарность сербский епископ выразил итальянскому генералу Эрико Данило и немецкому полковнику Эрхарду Билеру, здешним австрийским военнослужащим КФОР, представителям УНМИК и Косовской полиции за обеспечение безопасности. Монастырь Свв. Косьмы и Дамиана находится в селе Зочиште, в 5 км восточнее Ораховца, в окрестностях Призрена. Первое упоминание о монастыре встречается в одной из дарственных грамот короля св. Стефана Дечанского от 1327 г., но точная дата его основания неизвестна.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Совершена литургия на развалинах монастыря в Косово Монастырь свв. Косьмы и Дамиана до разорения 14 июня 2004 г., Зочиште 14 июля 2004 года викарный епископ Липлянский Феодосий (Шибалич) вместе с духовенством Рашко-Призренской епархии совершил Божественную литургию на развалинах монастыря Свв. бессребреников и целителей Косьмы и Дамиана в Зочиште, община Ораховац (Косово и Метохия). На литургии присутствовало около 200 сербов из близлежащих Ораховца и Великой Хочи. Усиленные подразделения КФОР, УНМИК и КПС обеспечивали безопасность молящихся. -Уже пятый год, как мы собираемся на развалинах этой святыни, молясь Господу и Его угодникам и целителям Косьме и Дамиану, чтобы стало возможным восстановление этого монастыря, - сказал владыка Феодосий во время своей беседы с верующими, заметив, что во времена турецкого владычества православные христиане точно также собирались на развалинах своих святынь, пока, наконец, не восстанавливали их. - Эта святыня сближает всех людей доброй воли этого края, и сербов и албанцев, и, если Бог даст, то с ее восстановлением залечатся и раны оставленные войной и тяжелыми послевоенными годами, - заметил владыка Феодосий. Он также указал на то, что на развалинах монастыря часто можно увидеть свечи, которые оставляют местные албанцы, часто раньше приходившие в монастырь со своими бедами и скорбями. -Это обнадеживающий знак, который свидетельствует о том, что святыня продолжает жить и дальше, - подчеркнул владыка Феодосий. Особую благодарность сербский епископ выразил итальянскому генералу Эрико Данило и немецкому полковнику Эрхарду Билеру, здешним австрийским военнослужащим КФОР, представителям УНМИК и Косовской полиции за обеспечение безопасности. Монастырь Свв. Косьмы и Дамиана находится в селе Зочиште, в 5 км восточнее Ораховца, в окрестностях Призрена. Первое упоминание о монастыре встречается в одной из дарственных грамот короля св. Стефана Дечанского от 1327 г., но точная дата его основания неизвестна. Старейшие фрагменты росписи и сам монастырский храм принадлежали к XIV веку. Величайшим сокровищем монастыря являлись мощи святых бессребреников и чудотворцев Косьмы и Дамиана. Раньше в монастырь часто приезжали албанцы и цыгане мусульмане, которые почитали святыню и прибегали к ней во время болезней. Одной из традиций стало ложиться под мощами мучеников. Перед началом бомбардировок НАТО в монастыре проживало четыре монаха. Братия занималась иконописью и миссионерской работой.

http://pravoslavie.ru/40699.html

Слава короля Стефана Дечанского Фоторепортаж 24 ноября 2010 года расположенный в Метохии монастырь Высокие Дечаны отметил память своего ктитора и небесного покровителя святого короля Стефана Дечанского. В этот день в Вознесенском соборе обители была совершена Божественная литургия, а накануне вечером – всенощное бдение. Разделить торжество вместе с дечанскими монахами и верующим народом Косово и Метохии приехали архиереи из соседней Черногории и Герцеговины, настоятели сербских монастырей, священники и множество паломников из всех сербских земель. Предстоятельствовал за Божественной литургией епископ Будимлянско-Никшичский Иоанникий, ему сослужили епископы Захолмско-Герцеговинский Григорий и Рашко-Призренский Феодосий, игумены монастырей и более 30 священнослужителей. В переполненном монастырском храме собралось свыше 400 верующих. За литургией новоизбранный епископ Рашко-Призренский Феодосий рукоположил в сан иеромонаха дечанского иеродиакона Петра (Роевича) и в сан диакона – Слободана Чорича из Липляна. Собрат Высоких Дечан иеромонах Савва (Яньич) был возведен в сан архимандрита. После преломления Славского колача епископ Иоанникий поздравил верующих, которые не пожалели труда, чтобы проделать долгий путь до Дечан, дабы приобщиться евхаристической радости и любви Христовой, изливающейся изобильно через благодать, исходящую от мощей святого короля и великомученика Стефана. За Божественной литургии молились официальные лица Сербии: министр по делам Косово и Метохии Горан Богданович, министр по делам религии Боголюб Шиякович, представители международных канцелярий в Приштине и представители контингента КФОР. Вместе с дечанскими монахами на литургии пела и группа православных верующих из Албании, которые по традиции приезжают ежегодно на этот праздник. В нынешнем году было особенно много монашествующих из разных епархии Сербской Православной Церкви. Епископ Феодосий вместе со своей братией приготовил для гостей праздничный обед в большой монастырской трапезной. Владыка поблагодарил всех за молитвы, поддержку и любовь, которая привела их к дечанской святыне для того, чтобы наполниться Божественной благодатью.

http://pravoslavie.ru/43081.html

Духовные дети Стефана Дечанского Беседа с Тамарой Петиевич, руководителем хора «Святой Стефан Дечанский» (Сербия) Рождественский фестиваль духовной музыки, прошедший в святочные дни в Москве, собрал представителей разных христианских традиций и произведения различных исторических эпох. Московской публике, воспитанной в основном на произведениях С.В. Рахманинова, А.А. Архангельского, А.Д. Кастальского, Д.С. Бортнянского и других русских классиков, этот музыкальный форум принес немало открытий. Одним из них стало выступление сербского хора «Святой Стефан Дечанский» из города Нови Сад, который представил ретроспективу своей национальной духовной музыки – от средневековья до наших дней. О том, как сегодня развивается сербская школа церковного пения рассказала руководитель хора Тамара Петиевич . – С чем хор приехал на фестиваль? – Мы составили программу из произведений, которые исполняются в храме за литургией. Среди них сочинения К. Станковича, положившего начало сербской профессиональной музыке в XIX веке. Кроме того, мы поем старинные песнопения XIV–XVI веков и «карловацкий» распев, в котором особенно ощущается влияние народной сербской песни. – Какова история хора, и кто его участники? – Мы выбрали день памяти одного из самых чтимых в Сербии святых – Стефана Дечанского – как день рождения нашего хора. Вы, наверное, заметили, что среди наших певцов преимущественно молодежь. Когда в 1987 году мы создавали хор, то хотели привлечь именно молодых музыкантов, которые были далеки от религии, но при этом интересовались своей культурой и историей. И за годы, что существует коллектив, многие из них пришли в Церковь, потому что искренне полюбили богослужебные распевы и само богослужение. Правда, важно еще и то, что уже в течение десяти лет в сербских школах преподаются основы православной культуры, поэтому современные молодые люди в Сербии знают о жизни в Церкви. Мы вместе с нашими певцами изучаем на практике одно из самых главных богатств нашей национальной культуры – духовную музыку, которая пережила и турецкое иго, и современные катаклизмы. Какие-то песнопения были найдены нами в Институте музыковедения Сербской Академии наук. Это крупнейший в Сербии научный центр по изучению церковного пения, здесь даже в коммунистическое время бережно сохраняли и изучали рукописи. Многие песнопения, обнаруженные здесь, были исполнены нами впервые.

http://pravoslavie.ru/44409.html

Женский монастырь Дульево Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Дульево (серб. Манастир построен в XIV веке, во времена царя Душана, на живописном плоскогорье, на северо-востоке от монастыря Прасквица . Находится на горном плато примерно в 3 км от Святого Стефана на высоте около 400 метров за Паштровичами. Относится к Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] По преданию монастырь, был основан в середине XIV века в память о воинах царя Стефана Душана, которые водой из источника св. Саввы были исцелены от брюшного тифа. Тогда царь Стефан в благодарность Богу построил здесь храм в честь св. первомученика Стефана, архидиакона («крестная слава» Неманичей). Монастырь долгое время являлся метохом монастыря Дечаны , в котором послушники Дечанского монастыря принимали монашский постриг. Монастырь также служил связующим звеном между монастырем Дечаны и Святой горой Афон . Первое письменное упоминание о Дульеве относится к 1677 году, когда в монастыре состоялся собор представителей рода Паштровичей (покровителей обители) для избрания игумена монастыря. В середине XVII века в Дульево принял постриг первый сербский Патриарх Арсений III Черноевич . Многие монахи, убегая от турецкого беззакония находили убежище в этом монастыре. Существуют письменные свидетельства о том, как в 1699 году герцеговинский владыка Савватий Любибратич послал несколько монахов из монастыря Савина в Дульево. Игумен монастыря Гавриил (Куляч) был противником союза с Австрией, за что неоднократно подвергался физическому нападению и арестам во время путешествий вне Паштровичей. У него были большие стада овец и он бесплатно раздавал молоко, сыр и хлеб всем путникам, которые проезжали, через Дульево на пути к Святой Горе и обратно. До сих пор здесь растёт шелковица, у которой оделял едой бедняков и путников. Монастырь Дульево, как и остальные Паштровские монастыри, неоднократно подвергался разрушениям в прошлом. Самые тяжёлые испытания монастырь перенёс во время нашествия скадарского паши Махмуда Бушатлии, в результате которого в 1785 г. монастырь Дульево был сожжён турками.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

В издательстве «Вольный Странник» вышла книга, которая рассказывает о святых подвижницах Сербской Церкви. « Святые сербские жены » — сборник, где представлены наиболее полные жития христианок из сербского рода, ставших примером искренней веры, благочестия, любви, молитвы и заботы о ближних. Именно они воспитывали будущих подвижников, христолюбивых правителей и мучеников за веру. Посреди Метохии у подножия гор Проклетье расположен один из самых известных сербских монастырей – Высокие Дечаны. Обитель хранит предания о ревнителях благочестия и святых, подвизавшихся в этих краях или связанных с ней. При входе в величественный Вознесенский собор можно увидеть массивное надгробие с иконой святой, чье имя мало известно русскому читателю. К сожалению, его нет и в нашем церковном календаре, да и в самой Сербии сведений об этой святой сохранилось не так много. Речь идет о преподобной Елене Дечанской, подвижнице из далекого XIV века. Монастырь Высокие Дечаны      Преподобная Елена принадлежала к правящей династии Неманичей. Она была дочерью святого короля сербского Милутина и родной сестрой святого Стефана Дечанского. В миру она носила имя Анна Неда. Преподобная Елена Дечанска. Икона: Елена Хинич После заключения мира между Сербией и Видинским деспотом Шишманом Анна была помолвлена в 1292 году с его сыном – будущим царем Болгарии Михаилом III Шишманом. Их свадьба состоялась в 1298 или 1299 году. В браке Анна родила троих сыновей: Ивана Стефана, Михаила и Шимана. Известно, что в 1324 году ее супруг решил развестись с ней и отправил в заточение в один из болгарских монастырей в Велико-Трново. Поводом для развода и ссылки Анны было желание вступить в войну с сербами, в которой болгарский правитель, однако, потерпел сокрушительное поражение в битве с ее братом святым Стефаном Дечанским. Позднее и сам Михаил Шишман погиб в 1330 году. После его поражения Анна Неда смогла вернуться к своему брату на родину, где предалась аскетическим подвигам Христа ради и приняла постриг с именем Елена.

http://pravoslavie.ru/121580.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Стефан Дечанский, мч. - житие Вмч. Стефан Дечанский, король Сербский Стефан Урош III, Дечанский (1285-1331), король Сербский, великомученик. Память 30 июня в день перенесения мощей, 30 августа (Серб.), 30 октября в день обретения мощей (Серб.) 11 ноября в день кончины Сын святого короля Сербии Стефана Уроша II Милутина и Анны Болгарской. В молодости королевич был отолсан отцем в качестве заложника к хану Ногаю в Золотую Орду. По возвращении ему было вверено управление Зетой (нынешняя Черногория). В 1314 году его отец, по наущению мачехи Стефана Дечанского, отослал сына в монастырь Пантократор в Константинополе, приказав ослепить его в дороге. Тогда святитель Николай Мирликийский явился святому Стефану и сказал: «Не бойся, Стефан, твои очи поручены мне и в надлежащее время я верну их тебе». Стефан провел пять лет в строжайшей аскезе, которую совершал, как совершенный монах. Он прославился своею мудростью; по его совету Византийский император выслал из столицы еретика Варлаама. В 1320 с чудесно возвращенным зрением Стефану Дечанскому было позволено вернуться в родную Сербию, где ему пришлось одолеть нескольких претендентов на трон перед тем как он смог принять королевский венец в 1321 году. Но его соперники заручились поддержкой соседних держав и Стефану Урошу III пришлось противостоять союзу Болгарии и Византийской Империи. Две державы намеревались соединить свои силы для вторжения в Сербию в 1330 году, но Сербский король упредил их и разгромил болгарское войско в Вульбуждской битве, сразив болгарского царя Михаила Асена III. Византийский император Андроник III Палеолог отказался от вторжения в Сербию, а Стефану Дечанскому удалось присоединить часть Македонии к своей державе. Король Стефан Урош III был покровителем Церкви в своих владениях и построил Дечанский монастырь, один из прекраснейших памятников сербского благочестия, с именем которого он и вошел в историю. Однако, против короля составился придворный заговор и на трон был возведен его сын, Душан. Стефан Дечанский был заточен в Звечанском замке, где был удавлен 11 ноября 1331 года.

http://pravicon.com/info-3440

Tweet Нравится у част царске породице Романов у Културном центру Мионице      „Савест наша нас приморава да плачемо када Руси плачу и да се када се Руси велики дуг наш пред записао лета 1932. на празник Светог равноапостолног кнеза Владимира Руског, 28/15. о свом српски Владика Управо овим речима Златоуста, светим молитвама чува може се сажети порука у Културном центру Мионице, у част царске породице Романов. како у погледу лепоте стваралаштва, тако и снаге према братском руском народу и императору од се страдалне кончине ове године навршило Културни центар славног отворио двери свог прелепог изложби „У сусрет руском цару. Романови – царско уз благослов Епископа Г. Милутина широм Радио Источник. Ову збирку фото записа из живота Светог цара и породице осмислили су манастир из Москве, Студио „Руски цар“ и портал са да лик и дело царских мученика приближе искрено волео и за се слободу жртвовао у време Великог рата, оружаног сукоба у У сатрудништву са мионичком библиотеком, Културни центар Мионице приредио и филма „Романови и Први светски рат 1914 – 1918.“, ауторке Гордане професорке руског на свету по избору Росотрудничества (Руска федерална за сународника) и добитнице низа престижних руских                У име Културног центра присутне поздравио реномирани српски уметник из Мионице, позоришни Мирослав – а кроз изложбе провео главни и одговорни уредник Источник протонамесник Слободан Светог Владике о цару – „руском Лазару“ (мученику косовском), говори о жртви руског императора за српску прочитао ученик Основне школе „Милан Мионица. Записе из царице Александре Романове оживела Николина ученица мионичке основне школе. Част да изложбу свечано отвори припала из Београда Гордани Представивши укратко стваралачки опус, у коме, како сама истиче, удео студенти, Гордана поделила са присутнима да филм „Романови и приказан 91 пут у а имао и у многим другим У знак захвалности за добродошлицу мионичком Културном центру, она даривала иконом Светог Стефана Дечанског директора установе Зорана – Чеду

http://pravoslavie.ru/115531.html

     Велики део тог корпуса црквених уметничких предмета и нестао у ратним метежима и Данас располажемо само делом тога, што смо успели да отргнемо из разних и Поучени од стране Светога Саве, Срби су у сеобама носили све што претекло, а могло се понети. Тако и ово благо на изложби организованом поводом осам векова ауокефалности Српске Православне Цркве само оквирна слика - тек предукус, онога шта некад кроз било створено у уметности. У простору Српске Православне Цркве, за ову прилику, изложено преко шестстотина експоната су настали под Српске Православне Цркве – од и Високих Дечана, широм су Срби, све до манастира Крка, од XIII до XX века. Ризнице цркава и манастира су богослужбени предмети и као српских владара и чланова породица, и епископа, игумана и монаха, као и из народа, из скривница изнете на видело пред поклонике и публику. Изложена дела су радови врхунских уметника – до радова и са ретким изузецима, настали су из руку српског народа, а у славу Бога и светих. На самом улазу у велики публику Богородице Соколичке (1312-1316) красила портал Милутинове гробне цркве у манастиру Уз и Родопово звоно (1432.) из цркве Светог Николе у Дреници. на степеништу води у главни ходник на почетку поставке изложене су и иконе изложбе, а то су две чудотворне, иконе Богородице и Архангела Гаврила, су настале средином XIV века. На високим зидовима степеништа изложене су фресака из манастира Жиче и (XIV век).      Затим се наилази да две за ову прилику у потпуности преадаптиране у су изложене рукописне и стара штампана збирци манастиру Дечанима и манастиру Крки. Поставку писане речи краси стотину примерака рукописних XIII – XIX век. изложен примерак настао у Црколез у близини Дечана у XIII веку. Писана као и и током наредног на пергаменту. Као тип се затим ту и Апостол, Пролози, Лествица Лествичника, дела Теодора Студита и Паламе. Из XIV века сет су припадале манастиру Дечанима, а то Поменик манастира Дечана, Дечанска и Стефана Дечанског. ликовно експонатима то су из XVI богато осликаним минералним и златом, кроз раскошне заставице, и период обележен и богатог окова, – изведен од сребрног па лима, са додацима у полудрагом камену, красио управо Затим се нижу и друге врсте штива, попут Октоиха, Псалтира, Служебника,Патерика, Типика... У овим могу се видети из XVI, као и певница из XVII века припадала манастиру Дечанима. Овде се може видети како изгледао дивит и метална торбица за путно

http://pravoslavie.ru/124615.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010