Апофтегмы Арсений, 27. Аскеза… превращение дров в пламя. Изречения бодрствующих, в аскезе, 32. Заботливо хранящий сердце свое вскоре увидит, что сердце по природе испускает свет. Как уголь вспыхивает, как горящая восковая свеча светит, так Бог воспламеняет наше сердце на подступах к созерцанию – Бог, живущий в сердце нашем. Исихий Синаит О бдении, 104. Петр и сыны грома видели на горе Красоту, сверкавшую ярче солнечного сияния. Так они были удостоены увидеть собственными глазами залог Ее будущего пришествия в славе. Василий Кесарийский На Псалом 45, 5. Сегодня Божественное сияние, в его бесконечной протяженности, сверкает для апостолов на горе Фавор… От земного тела исходят лучи Божественного света; от смертного тела истекает слава Божества… Божественное справляет триумф и приобщает тело к своему собственному сиянию и славе. Иоанн Дамаскин Гомилия на Преображение. 5. Мученичество как опыт смерти-воскресения «Мученичество» (martyria) означает «свидетельство». Но свидетельствовать о Христе вплоть до смерти – значит стать воскресшим. Христианское мученичество есть первый мистический опыт, засвидетельствованный в истории Церкви. Прежде всего, это пример «первомученика» Стефана, описанный в Деяниях Апостолов: Стефан же, будучи исполнен Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога… Но они… выведя за город, стали побивать его камнями… И побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! Приими дух мой! И преклонив колена, воскликнул громким голосом: Господи! Не вмени им греха сего. И. сказав сие, почил ( Деян. 7,54–60 .). Видение славы, молитва за палачей: когда история замыкается в себе, приводя к смерти свидетеля, сама эта смерть «отверзает небо», позволяя энергиям любви затопить мир… Мученичество было первой почитаемой в Церкви формой святости. Когда же кончилось время мучеников крови, пришла пора мучеников аскезы – монахов. Это монахи выковали пословицу, выразившую смысл мученичества: «Отдай свою кровь и прими Духа». И мученичество вернулось…

http://azbyka.ru/otechnik/Olive_Kleman/i...

Апофтегмы Арсений, 27. Аскеза… превращение дров в пламя. Изречения бодрствующих, в аскезе, 32. Заботливо хранящий сердце свое вскоре увидит, что сердце по природе испускает свет. Как уголь вспыхивает, как горящая восковая свеча светит, так Бог воспламеняет наше сердце на подступах к созерцанию — Бог, живущий в сердце нашем. Исихий Синаит О бдении, 104. Петр и сыны грома видели на горе Красоту, сверкавшую ярче солнечного сияния. Так они были удостоены увидеть собственными глазами залог Ее будущего пришествия в славе. Василий Кесарийский На Псалом 45, 5. Сегодня Божественное сияние, в его бесконечной протяженности, сверкает для апостолов на горе Фавор… От земного тела исходят лучи Божественного света; от смертного тела истекает слава Божества… Божественное справляет триумф и приобщает тело к своему собственному сиянию и славе. Иоанн Дамаскин Гомилия на Преображение. 5. Мученичество как опыт смерти–воскресения «Мученичество» (martyria) означает «свидетельство». Но свидетельствовать о Христе вплоть до смерти — значит стать воскресшим. Христианское мученичество есть первый мистический опыт, засвидетельствованный в истории Церкви. Прежде всего, это пример «первомученика» Стефана, описанный в Деяниях Апостолов: Стефан же, будучи исполнен Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога… Но они… выведя за город, стали побивать его камнями… И побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! Приими дух мой! И преклонив колена, воскликнул громким голосом: Господи! Не вмени им греха сего. И. сказав сие, почил (Деян. 7,54—60.). Видение славы, молитва за палачей: когда история замыкается в себе, приводя к смерти свидетеля, сама эта смерть «отверзает небо», позволяя энергиям любви затопить мир… Мученичество было первой почитаемой в Церкви формой святости. Когда же кончилось время мучеников крови, пришла пора мучеников аскезы — монахов. Это монахи выковали пословицу, выразившую смысл мученичества: «Отдай свою кровь и прими Духа». И мученичество вернулось…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=754...

Важно понять, что мученичество «отнюдь не было изобретением человеческим, или последствием одного человеческого произволения: оно было даром Божиим человечеству, и потому было сверхъестественно, как и святый апостол Павел сказал: Вам даровася еже о Христе, не токмо еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати ( Флп.1:29 )» (свт. Игнатий Брянчанинов) 238 . Свой сверхъестественный подвиг мученики не могли совершить без благодати Божией. «Первоначально предоставлялось им явить свое произволение; но по приятии ими первых мук, нисходила к ним помощь Свыше, соделывала для них муки и смерть за Христа вожделенными». Страдания за Христа становились для них началом вечных райских радостей 239 . Засвидетельствовав своей добровольной смертью за веру силу данной им благодати, превратившей страдания в радость, мученики тем самым свидетельствуют о победе Христа над смертью и о своем усыновлении Христу, т. е. о реальности Царствия Небесного, достигнутого ими в мученичестве 240 . Принятием страданий и смерти мученик утверждает, что царство смерти кончилось, и восторжествовала жизнь. Подвиг мученичества является доказательством самого главного положения христианства – победы Христа над смертью, Его воскресения из мертвых. Это свидетельство уверенности в превосходстве подлинной жизни во Христе и со Христом над жизнью этого мира, уверенности в том, что Христос воистину «смертию смерть попрал» 241 . В этом смысле «мученичество есть продолжение апостольского служения в мире» ( В.В. Болотов ). Вместе с тем мученичество – это последование Христу в Его искупительных страданиях 242 . Эти два аспекта мученичества в полной мере проявляются уже в подвиге первого христианского мученика, архидиакона Стефана. На суде синедриона он, «воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» ( Деян.7:55–56 ). Так Стефан засвидетельствовал о Царстве Небесном, открывшемся для него во время и вследствие его подвига. Мученическая смерть Стефана напоминает смерть Спасителя. Когда святого побивали каменьями, он «воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил» ( Деян.7:60 ). Стефан фактически повторил то, что сказал при Распятии Сам Христос: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» ( Лк.23:34 ). Так в своем мученичестве Стефан следует путем Христа 243 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Все, что говорил Стефан, было постоянно перед его мысленным взором. И поэтому, когда он кончил говорить и, «будучи исполнен Духа Святого», воззрел на небо, то он увидел и телесными очами «славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога» … Мы называем страдальцев за Христа «мучениками», а греки называли их «свидетелями». И поистине только свидетели славы Божией могут терпеть такие мучения, о которых нам и читать-то бывает страшно. И для Стефана, как и для последующих свидетелях Христовых, смерть – не смерть, а исход на небо: «Господе Иисусе! Приими дух мой!» И поэтому убийцы для него не враги, а несчастные, заблудшие люди: «Господи! Не вмени им греха сего!» Такие, как Стефан, и под угрозой смерти совершающие свое служение – продолжают его и после смерти. Еще более укрепленные приближением к Богу, они таинственно участвуют в жизни Церкви. Их же молитвами да будет и Сам Господь, и Великие дела Его всегда перед нашим мысленным взором. О белой магии Вторник Ин. 6:27–33 После убиения Стефана «произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме, и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии» ( Деян. 8:1 ). Но Господь и здесь обратил зло во благо: гонение привело к распространению веры. «Так Филипп пришел в город Самарийский, и проповедовал им Христа. Народ единодушно внимал тому, что говорит Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса» ( Деян. 8:5–6 ). В Самарии в то время был некий «муж именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого» … И вот, часто жизнь задает такие загадки: и у того чудеса, и у этого. – За кем же идти?.. Но обратим внимание, какие слова Писания употребляет в том и другом случае. Симон «изумлял» народ своими волхвованиями, а по поводу Филиппа говорится: «и была великая радость в том городе». В одном случае «изумление», то есть бесплодное напряжение ума, а в другом – «радость», то есть чувство духовного насыщения. Но вот и Симон уверовал, и даже «не отходил от Филиппа». Но будем внимательны: в то время, как в народе была радость, Симон теперь сам «изумлялся на Филиппа». И поэтому бесплодному напряжению ума уже перед истиной, можно заключить о порочности сердца, которое истину никак не может вместить.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Деян.6:2 .  Тогда двенадцать Апостолов, созвав множе­с­т­во уче­ников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. «Созвав множество учеников»...», т.е. по возможности все христианское Иерусалимское общество, а не представителей только его или выборных. Всему обществу предложили Апостолы устранить это нестроение, а не своею только властью прекращают его (срв. Златоуст и Феофил.). «Не хорошо нам...», ουκ αρεστν εστιν ημς»..., «не угодно есть нам», не нравится. «Оставив Слово Божие», т.е. проповедание Слова Божия – эту главную свою обязанность. Деян.6:3 .  Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведан­ных, исполнен­ных Святаго Духа и мудрости; их по­ставим на эту службу, «Выберите...», всему обществу верующих Апостолы предоставляют избрать из среды своей людей, чтобы поставить их на эту службу. «Семь человек...» Священное число. «Исполненных Духа Святого..». так как и для сего служения потребны особые дары Св. Духа, ибо служение бедным есть не исключительное служение их телесным потребностям, но и духовным их нуждам. «И мудрости..». в обыкновенном смысле слова, чтобы устроять все дело умно, успешно, аккуратно – чисто практическая, житейская добродетель. Деян.6:4 .  а мы по­стоян­но пре­будем в молитве и служе­нии слова. «В служении Слова», т.е. евангельской проповеди, в отличие от попечения о столах. Деян.6:5 .  И угодно было это пред­ложе­ние всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполнен­ного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращен­ного из язычников; «Исполненного веры» – в смысле особенного дара Св. Духа – веры чудодейственной ( 1Кор.12:9 ), которою Стефан совершал великие чудеса и знамения ( Деян.6:8 ). После «Стефана» более других известен «Филипп» ( Деян.8 ). Об остальных в писаниях Апостольских ничего более не упоминается. Предание же Церковное сохранило о них важнейшие сведения: «Прохор» был спутником сначала Ап. Петра, потом спутником и писцом Ап. Иоанна Богослова, а впоследствии епископом Никомидии (в Вифинии), и скончался мученически в Антиохии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Деян 6:2. Тогда двенадцать апостолов, созвав множе­с­т­во уче­ников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. «Созвав множество учеников», т. е. по возможности все христианское Иерусалимское общество, а не представителей только его или выборных. Всему обществу предложили апостолы устранить это нестроение, а не своею только властью прекращают его (ср. Златоуст и Феофил). «Не хорошо нам», ουκ αρεστν εστιν ημς , «не угодно есть нам», не нравится. «Оставив Слово Божие», т. е. проповедание Слова Божия — эту главную свою обязанность. Деян 6:3. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполнен­ных Святаго Духа и мудрости; их по­ставим на эту службу, «выберите», всему обществу верующих апостолы предоставляют избрать из среды своей людей, чтобы поставить их на эту службу. «Семь человек» Священное число. «Исполненных Духа Святого», так как и для сего служения потребны особые дары Св. Духа, ибо служение бедным есть не исключительное служение их телесным потребностям, но и духовным их нуждам.  «И мудрости», в обыкновенном смысле слова, чтобы устроять все дело умно, успешно, аккуратно — чисто практическая, житейская добродетель. Деян 6:4. а мы по­стоян­но пре­будем в молитве и служе­нии Слова. «В служении Слова», т. е. евангельской  проповеди, в отличие от попечения о столах. Деян 6:5. И угодно было это пред­ложе­ние всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполнен­ного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращен­ного из язычников; «Исполненного веры» — в смысле особенного дара Св. Духа — веры чудодейственной (1 Кор 12:9), которою Стефан совершал великие чудеса и знамения (Деян 6:8). После  « Стефана»  более других известен  « Филипп»  (Деян 8). Об остальных в Писаниях апостольских ничего более не упоминается. Предание же Церковное сохранило о них важнейшие сведения:  «Прохор»  был спутником сначала ап. Петра, потом спутником и писцом ап. Иоанна Богослова, а впоследствии епископом Никомидии (в Вифинии), и скончался мученически в Антиохии.

http://bible.predanie.ru/nedelya-3-aya-p...

Для Стефана словно нет ни суда, ни смертельной опасности. Он не защищается, а просто продолжает, как и прежде, возвещать истину. Священное Писание для него, это – вечные, живые дела Живого Бога, Которому он служит. Он и сам с благоговением их созерцает, и других зовет созерцать вместе с ним. У него одна цель: слава Бога. И Стефан сразу чувствует, когда появляется опасность умаления этой славы. Вот он доходит до построения храма: «Соломон же построил Ему дом». Здесь – вершина Божией заботы о Своем народе. Бог освятил место, где Он будет принимать жертвы и посылать благословения. Здесь – величайшее торжество. Но здесь-то и величайшая опасность: замкнуть Бога в четырех стенах, окончательно присвоить Его, забыв, что Бог – не только Бог иудеев, и что Он не только щедро дает, но и строго спрашивает. Здесь кроется камень преткновения. И Стефан сразу перестает говорить о промысле Божием и начинает говорить о Самом Боге. Да, «Соломон построил Ему дом. Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк: «Небо престол Мой, а земля – подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего? Не Моя ли рука сотворила все сие» ( Ис.66:1–2 )? А поскольку перед ним как раз люди, которые преткнулись об этот камень, то Стефан бесстрашно обличает их, как будто он не подсудимый, а судья: «Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались вы. Вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили». Все, что говорил Стефан, всегда было перед его мысленным взором. И поэтому, когда он кончил говорить и, «будучи исполнен Духа Святого», воззрел на небо, то он увидел и телесными очами «славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога». Мы называем страдальцев за Христа «мучениками», а греки называли их «свидетелями». И поистине только свидетели славы Божией могут терпеть такие мучения, о которых нам и читать-то бывает страшно. Для Стефана, как и для всех последующих свидетелей Христовых, смерть – не смерть, а исход на небо: «Господи Иисусе! приими дух мой»! И поэтому убийцы для него не враги, а несчастные, заблудшие люди: «Господи! не вмени им греха сего»!

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Е.В. Герцман Беседа IX. Во время божественной литургии Это произошло в первый год 204-й Олимпиады или в 790 году от основания Рима, когда умер император Тиберий Цезарь Август и его место занял император Гай Цезарь Август Германский, более известный под именем Калигулы (37–41 гг.)- В том же году произошло освящение храма Божественного Августа, а Агриппе I было пожаловано царство в Сирии. Но, несмотря на это, полноправным правителем всего Римского Востока оставался легат Сирии Луций Вителлий, отец будущего императора Вителлия (69–70 гг.). Это он отослал Понтия Пилата в Рим, чтобы бывший прокуратор Иудеи оправдался там за свои деяния, слухи о которых докатились и до столицы. Это Луций Вителлий во время своего посещения Иерусалима отстранил от служения первосвященника Ионафана и назначил на его место Феофила, брата Ионафана. К этому году многие иудеи, бежавшие несколько лет тому назад из Иерусалима, собрались в сирийском городе Антиохии. Из Иерусалима их выгнали религиозные распри, так как они «всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе» ( Деян.5:42 ). В результате росло число Его последователей. Этого не стерпели те, кто противостоял им, и донесли на дьякона Стефана, «мужа, исполненного веры и Духа Святого» (Там же, 6:5), будто тот «говорил хульные слова на Моисея и на Бога» (Там же, 6:11). Не имея возможности одолеть Стефана в богословском споре, они побили его камнями. И, как сказано, «в те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме, и все... рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии» (Там же, 8:1). Некоторые из иерусалимцев пришли в Антиохию и также стали благовествовать об Иисусе Христе, «и великое число, уверовав, обратилось к Господу» (Там же, 11:21). Потом здесь появился и апостол Варнава из Иерусалима. «Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии первый раз стали называться Христианами» (Там же, 11:26). Так было положено основание Антиохийской церкви. Несколько позже один из иерусалимских беглецов, некий Филипп, оказавшись в Самарии, благовествовал «о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа» (Там же, 8:12). И многие, уверовав в Него, крестились и стали первыми прихожанами Самарийской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Земля, вып. 2, 630 стр.). В Православной церкви память Анании 1 октября и 4 января, а в римской 25 января. (Подробнее о св. Анании: Четьи-Минеи св. Димитрия Ростовского под 1-м октября; архиепископа Димитрия: Собор св. 70 апостолов, вып. 1-й, 35–49 стр.). Святой апостол Стефан, архидиакон и первомученик О св. Стефане из Апостольских Деяний известно, что он, по отзывам самих апостолов, был «муж, исполненный веры и Духа Святого» ( Дeяh. VI, 5 ), а по тому был избран в первого (главного) диакона (архидиакона). Жизнь и деятельность его была слишком не продолжительна, но по энергической деятельности, по сильной речи – он был предшественник ап. Павла. Св. Стефан, как светлая звезда, (как яркий метеор) быстро пронеслась и скоро закатилась… Евсевий о кончине его так пишет: «Стефан, вскоре после Господа и тотчас после рукоположения своего (как будто для того и был рукоположен) побит от христоубийц камнями и таким образом он первый из победоносных Христовых мучеников принял означаемый его именем венец» (кн. 2, гл. I, стр. 54), а потому назван «первомучеником». Апостольские деяния подробно повествуют о мученической кончине св. Стефана. «Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе. Некоторые из так называемых либертинцев и киринейцев и александрийцев, и некоторые из киликийцев и асийцев вступали в спор с Стефаном. Но не могли противостоять Св. Духу, Которым он говорил. Тогда научили некоторые сказать: мы слышали, как он (Стефан) говорил хульные слова на Моисея и Бога. И возбудили народ и старейшин и книжников и, нападши, схватили его и повели в синедрион. И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек говорит хульные слова на святое место сие и на закон. Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назарей разрушит место сие и переменит обычаи, которые предал нам Моисей. И все сидящие в синедрионе, смотря на него (Стефана), видели лице его как лице ангела. Тогда сказал Первосвященник (Ионафан): Так ли это?» И Стефан, в оправдание свое, что он не противник Моисея, не хулил Бога, произнес пламенную речь, которая под конец обратилась в грозное обличение… «Жестоковыйные! Люди с необрезанным сердцем и ушами! Вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Иными словами, Ветхий Завет – это Библия Иисуса Христа и Библия апостолов. Когда они были маленькие, их по ней учили! Обучение еврейского ребенка начиналось с Книги Левит, когда ребенку было где-то около пяти лет. Начинали с Книги Левит потому, что она учит святости и чистоте. И так постепенно, шаг за шагом, люди почти всю свою жизнь изучали Священное Писание . Иудеи настолько серьезно относились к изучению закона Божьего, что у них есть такое предание: на сто двадцатый день после смерти ангел Божий спрашивает душу: «Какое время дня ты изучала Божий закон?» И если душа терялась и говорила: «По-разному было. А иногда я и вообще не заглядывала», то это считалось чем-то определяющим. Я привел сейчас общую характеристику отношения к этой ситуации. Существует миф, что Иисус Христос отменил закон. В Писании действительно сказано, что Иисус Христос – конец закона. И в свое время святые отцы сказали: «Вы подумайте сначала, конец какого закона Христос?..» Потому что, если Он, Христос, окажется концом нравственного закона, Он будет началом безнравственности! Господь Иисус Христос сделал закон более строгим. Раньше было сказано: «Не убий», а Господь говорит: «А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду…» ( Мф. 5:22 ). Апостол же уточняет: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей» ( 1Ин. 3:15 ). Раньше было сказано: «Не прелюбодействуй», Господь говорит: «А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» ( Мф. 5:28 ). И апостол Павел, который говорил о себе: «я… по ревности – гонитель Церкви Божией, по правде законной – непорочный» ( Флп. 3:6 ), добавлял: «… ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками» ( Гал. 2:17 ). Почему он так говорил? Он не убивал, но он одобрял побиение камнями архидиакона Стефана (см.: Деян. 22:20 ). Тогда он (Шауль, будущий Павел) был маленький такой злобный жиденок, и он охранял сложенные в кучи одежды тех людей, которые и побивали камнями святого Стефана.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010