В арм. апокрифической лит-ре также фигурируют обе традиции. Рассказы о Л. С. в основном включены в циклы апокрифов, посвященных Понтию Пилату, напр., в «Деяния Пилата» в составе «Евангелия Никодима» (Сокровищница. 1898. С. 375-377) или в апокрифический сб. «История мучений Господа нашего Христа (Страстей Христовых) во времена Понтия Пилата, судьи Иудеи, и первосвященников Анны и Каиафы, написанная рукой блаженного апостола Иакова, брата Господа нашего и сына Иосифа», в котором содержится самая краткая из упомянутых версий - «История св. Лонгина Сотника». Она отличается рядом деталей (напр., Л. С. отправился на родину, в Каппадокию, по приказу ап. Петра) и эпизодом прозрения Л. С.: «Я был слеп на один глаз, и во время распятия Христа я присутствовал там по приказу Пилата, и, когда я вонзил копье в Его подреберье, оно открылось, и оттуда хлынула кровь с водой - свидетельство Его бессмертной Божественности и живой смертности - и брызнула одна капля животворящей крови из ребра Христа на мои слепые очи, и они прозрели. Вместе с этим прозрели и глаза души моей, дабы понять и узреть свет Божественной мудрости» (Книга о Страстях Христовых. 1710. С. 114). Кроме того, «История св. Лонгина Сотника» представлена в составе «Истории св. Животворящего и страшного знака св. Креста о том, как он привезен из страны Аршаруниев в Камрджадзор», в к-рой текст дополнен преданием о св. Копье. Эта версия истории Л. С. была распространена в Армении в X-XI вв. В ней повествуется о том, что Л. С., взяв с собой «знак Животворящего Креста с боговонзенным Копьем» и неск. др. святынями, пришел в мон-рь Камрджадзор в М. Армении и совершил там множество чудес при помощи привезенных святынь, а затем принял мученическую смерть. Привезенные Л. С. реликвии оставались в Камрджадзоре до тех пор, пока в правление Романа I Лакапина (армянина-халкидонита) священник этого мон-ря Иоанн, опасаясь начавшихся гонений со стороны императора по отношению к духовенству нехалкидонского вероисповедания, забрал эти реликвии и вместе с 40 монахами пришел в пров. Аршаруник и попросил защиты и покровительства у царя Абаса I Багратуни (929-953), сына Смбата I. Царь Абас предложил им основать монастырь там, где они пожелают. В 939 г. они построили новую обитель, во всем похожую на прежнюю и также назвали ее Камрджадзором. Краткая версия этого сказания засвидетельствована историком нач. XI в. Степаносом Таронеци в «Истории Армении». В др. истории, посвященной Камрджадзору и написанной в XIII в., сообщается, что после нашествия турок-сельджуков в 50-60-х гг. XI в. св. Копье вместе с остальными святынями 177 лет хранилось в земле. По-видимому, реликвии были вновь обнаружены в 1225-1235 гг., что совпадает с реальными историческими фактами (известно, что в 60-х гг. XIII в. св. Копье уже хранилось в Айриванке).

http://pravenc.ru/text/2110712.html

С. 117). С постройкой кафедрального собора связана история, описанная арм. историком Степаносом Таронеци (Асоликом). «Князь апхазов» Бер предпринял поход на Армению и отправил к армянскому царю посла с приказанием не освящать церкви по обряду «веры святого Григория» (т. е. монофизитскому), пока «не придет он сам и не освятит по постановлению Халкидонского Собора». Бер был схвачен, его привезли в Карс и царь сказал ему: «Взгляни на эту красивую церковь, ибо ты больше не увидишь ее»,- и приказал выколоть Беру глаза (Там же. С. 117-118). Рассказ отражает попытку груз. царей распространить среди местного населения халкидонское (православное) вероисповедание и соответственно юрисдикцию ГПЦ на пограничные арм. области. Во 2-й пол. X в. было образовано арм. Карсское (Ванандское) царство со столицей в Карсе. Правящая династия Багратуни находилась в вассальной зависимости от ширакских царей. Расположенный на торговом пути из М. Азии в Закавказье, Карс являлся одним из важнейших торговых центров Армении. По словам арм. историка XI в. Аристакеса Ластивертци , «с давних времен этот город был избавлен от бедствий, посему жители пребывали в беззаботности и безмятежности и богатели, накапливая щедроты моря и суши» ( Аристакес Ластивертци . 1974. С. 86). В 50-х гг. XI в. на царство напали турки-сельджуки. Царь Гагик (1029-1065) нашел убежище в Византии, а царство в 1065 г. уступил визант. имп. Константину X Дуке . Карсская обл. стала частью Иберийской, а позднее Феодосиопольской фемы Византийской империи. Власть византийцев была номинальной; Карс и др. арм. провинции заняли войска сельджукского султана Алп-Арслана. Имп. двор, учитывая буферное положение единоверной Грузии, был вынужден уступить ей эти земли. Дипломатическая миссия была возложена на известного визант. сановника, выходца из знатного груз. рода и основателя Петрицонского (Бачковского) мон-ря Григория Пакуриана (Бакурианис-дзе). По сведению анонимного груз. историка XII в., когда царь Георгий II (1072-1089), одержав победу над сельджуками, разбил лагерь в Бане (пров.

http://pravenc.ru/text/1681043.html

318 Филон Александрийский (приблиз. 20 г. до н. э.–50 г. н. э .) – античный философ, представитель иудейско-греческой философии. Оказал влияние на христианское учение. Саркаваг пользовался математическими трудами Филона Александрийского и Никомаха (см.: Г. Петросян. Математика в Армении в древние и средние века. Ереван, 1959, с. 147–156). 320 Этот же эпизод рассказывает Киракос Гандзакеци, только вместо Барсеха у него Степанос, по прозвищу Зомзома (см.: История Армении, с. 114–115). 321 Погос вардапет Таронеци – современник Ованеса Саркавага, был из монастыря св. Лазаря в Муше. По поручению сасунского князя Чортануела написал «Послание против Теофистэса, армяно-ромейского философа». В армянской литературе упоминается как «великий философ», «чудесный муж», «второй просветитель» (см.: Маттеос Урхаеци. Хронография, с. 179–355). 322 Рим – так в тексте. По-видимому, имеется в виду Константинополь. Византия по-армянски именовалась «страной Ромейской». 323 Саргис Харкаци – о нем Р. Ачарян пишет: «Согласно Самвелу Анеци, великий вардапет из Парисоса, сын священника. Его учениками были Иеремия [Андзрев], Хачатур, Григор, Ованес и Самвел Анеци. Умер в 578 г. (1129 г.). Все это другие рассказывают о вардапете Ованесе». В частности, см. случай с Иеремией Андзревиком... из чего следует, что речь идет об одном и том же человеке. Воскян находит, что у Анеци этот фрагмент является интерполяцией, или имя «Саргис» следует читать «Саркаваг». Мецопеци также в числе видных армянских богословов упоминает Саргиса Ахпатеци, который не может быть никем иным, как вардапетом Ованесом Саркавагом, датой смерти которого считается 1129 г. Костанян относит эту дату к 1139 г. (Словарь собственных имен, т. IV. Ереван, 1941, с. 412, 67). 325 Черная гора (по армянски Сеав-леарн)– северо-восточная часть Таврских гор. В XII-XIII вв. славилась множеством армянских, греческих, латинских монастырей. 326 Гора Кармир – в Киликии. На горе Кармир находился Кармир ванк, крупный очаг книжности. См. в предисловии к «Житию Нерсеса Шнорали».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Довольно разнообразные свидетельства о Владимире Святославиче содержатся в латиноязычных памятниках - послании к герм. кор. Генриху II архиеп.-миссионера Бруно Кверфуртского (1008) и хронике саксонца Титмара Мерзебургского (1012-1018). В прочих содержатся почти только сведения о внешнеполитических обстоятельствах Крещения Владимира Святославича: в визант. хронике Иоанна Скилицы (создана на рубеже XI-XII вв., но использовала достоверные источники 2-й пол. X в.), в арабо-сир. хронике весьма осведомленного Яхьи Антиохийского (ум. ок. 1066), в сочинении араба Абу Шоджи ар-Рудравери (ум. в 1095), в арм. хронике Степаноса Таронеци (Асолика) (нач. XI в.). История до Крещения. Год рождения Владимира Святославича неизвестен. На уникальное сообщение «Летописца Переяславля Суздальского» (XIII в., сохранившемся в единственном списке 3-й четв. XV в.) о 73 годах как возрасте князя ко времени его кончины (ПСРЛ. Т. 41. С. 44) полагаться трудно по неясности происхождения этой информации и, главное, по сбивчивости хронологии «Летописца» (так, смерть Владимира Святославича датирована в нем 6543, т. е. 1035 (!) г.). Подсчеты на основании возраста Святослава (род. за 3-5 лет до гибели своего отца киевского кн. Игоря, происшедшей не ранее зимы 944/5 г.) и более или менее надежных фактов биографии самого Владимира Святославича (рождение старшего сына кн. Вышеслава не позднее 978 г. и др.) приводят к приблизительному разбросу дат от 955 до 963 г., причем наиболее вероятной выглядит дата ок. 960 г. Такому заключению вряд ли противоречит известие Титмара, что Владимир Святославич умер «глубоким стариком» («decrepitae aetatis») и «ветхим деньми» («plenus dierum») (Thietm. VII, 73-74. P. 488; Назаренко. Немецкие латинояз. источники. С. 136, 141), поскольку впечатление от возраста ок. 55 лет, и без того весьма почтенного по понятиям средневековья, могло усугубляться необычайной длительностью киевского княжения Владимира Святославича (без малого 40 лет). Матерью Владимира Святославича, согласно ПВЛ, была «ключница» святой княгини Ольги Малуша, дочь некоего «Малъка Любечанина» (т.

http://pravoslavie.ru/38465.html

Один из них был из племени хужик 915 . Когда его подвели к кресту, он стал целовать ноги святому мученику и, взяв земли, смешанной с кровью, которая стекала с него, положил себе за пазуху. Палач ударил его по голове и тут же, пригвоздив его к древу справа от мученика, метнул в него стрелу, и он испустил дух. А другой [осужденный] был еврей. Когда его подвели к древу, он стал молить судей: «Не предавайте меня смерти, я согласен принять огнепоклонство». А они, не обращая внимания на его слова, пригвоздили его ко древу слева от святого. И блаженный был на возвышении под палящими лучами солнца между двумя осужденными на смерть и на виду у всего народа. В этом был удивительный смысл, и Господние слова об истинном исповедании [веры] применительны к нему: «Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» 916 . И апостол говорит: «Ибо, кого Он предузнал, тем и предопределил (быть) подобными образу Сына Своего» 917 . Так неустрашимо принял мученическую смерть святой Иезидбузид на 23-м году [правления] царя Хосрова 918 , второго числа месяца калоц, в воскресный день, в третьем часу. [Судья] приказал оставить тело блаженного на древе. А верующие с Божьей помощью взяли тело святого, завернули его в дорогие полотна и с большими почестями опустили в могилу, с великой радостью отметив праздник, в который воссиял и возрадовал души истинно верующих сей свет. За что всеспасителю Иисусу Христу, Господу нашему, вместе с Отцом вседержителем и Духом святым подобают слава, честь ныне и присно. Мученичество Давида Двинеци «Мученичество Давида Двинеци» является одним из популярных мартириев армянской агиографии раннего средневековья. Оно было хорошо известно многим историографам X-XIII вв. – Ованесу Драсханакертци, Степаносу Таронеци, Самвелу Анеци, Мхитару Айриванеци, Вардану Аревелци, Киракосу Гандзакеци. Время, описанное в нем, – вторая половина VII века. Сурхан-Давид появился в Армении в годы правления «великого Амазаспа», который был назначен правителем страны после смерти своего тестя Теодороса Рштуни (658 г.) и оставался в этой должности три года (658–661).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

783 Их центр – город Тефрик – был разрушен, а остатки павликиан рассеялись почти по всей территории Армении. Впоследствии они переселились во Фракию. Эта секта оказала сильнейшее влияние на формирование не только славянских, но и европейских средневековых сект. Исходя из проповедуемых павликианами вероучительных принципов, их соотносили то с мессалианами, то с манихеями, то с маркионитами (см.: Ter–Mkrtichian К. von. Die Paulikianer im Bysantinischen Keiserreiche. Leipzig, 1893). Об одной из причин подобного смешения писал Иоанн Одзнеци: иногда различные сектанты смыкались друг с другом, чтобы общими силами вести борьбу против Церкви. 784 Согласно Степаносу Таронеци, во времена, когда католикосом был Иоаннес Драсханакертци (894–928), появился некто Смбат Зарехаванци, «противник всех христианских установлений», который и основал новую секту. По всей вероятности, вокруг него сгруппировались и оставшиеся в Армении павликиане. Центром еретического движения стало село Тондрак в области Апахунйк в Западной Армении, севернее оз. Ван (на территории современного Курдистана), откуда и пошло ее название. Здесь находился глава секты. Отдельные ветви секты, в зависимости от места их распространения, назывались также кашийцами ( кашеци) и тулалийцами ( тулалеци). Тондракийское движение развивалось преимущественно в северо–западных областях Великой Армении. Оно охватило подчиненные Византии области Тарон, Мананали и Харк, а в 10 в. распространилось и на территории, подконтрольные Ирану, – Ширак, Сюник, Айрарат и даже Месопотамию. На начальном этапе идеология движения носила резкий антицерковный характер. Известно, что члены секты, подражая первым христианам, жили небольшими коммунами. В первые десятилетия 11 в. на сторону еретиков встал даже епископ области Харк, коего в этой связи был вынужден призывать к ответу католикос Саргис (992–1019). Однако число сектантов продолжало расти, в области Мананали к ним примкнули монахи, некоторые аристократы–землевладельцы и представители других сословий. Аристакес Ластивертци восхвалял прежнее благочестие примкнувших к еретикам епископа, священников и князя (Аристакес Ластивертци. С. 12,122–123): эти горячо верующие люди перешли на сторону тондракийцев в поисках путей обновления Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А. справедливо рассматривали как конец арм. государственности. Возрождение арм. гос-ва, уже на землях Армянского нагорья, произошло лишь в 1918 г. В ходе завоевания К. А. мамлюками, а также во время походов Тамерлана на Ближ. Восток в кон. XIV в. большая часть арм. населения бежала из Киликии на Кипр и в Европу. Тем не менее до нач. XX в. армяне составляли значительную долю населения Киликии. В 1909 г. арм. община Аданы сильно пострадала от резни, устроенной турками. Арм. население Киликии было уничтожено или выселено в ходе геноцида 1915-1922 гг. Престол Киликийского католикосата ААЦ находился в Сисе до 1921 г. А. А. Бозоян, Э. П. Г. Лит.: Худобашев А., пер. Исторические памятники вероучения Арм. Церкви, относящиеся к XII ст. СПб., 1847; Смбат Спарапет. Летопись. М., 1856 (на арм. яз.); Recueil des historiens des Croisades: Documents arméniens. P., 1869. T. 1; Нерсес Шнорали. Циркулярные послания. Иерусалим, 1871 (на арм. яз.); Papadopoulos-Kerameus A. Ανκδοτα λληνικ. Κωνσταντινοπολις, 1884; Алишан Г. Сисуан: Всеохватывающее описание Армянской Киликии и Левон Достославный. Венеция, 18852 (на арм. яз.); Степанос Таронеци. Всеобщая история. СПб., 1885 (на арм. яз.); Орманиан М. Армянская Церковь: Ее история, учение, управление, внутренний строй, литургия, лит-ра, ее настоящее/Пер. с франц.: Б. Рунт. М., 1913; Mingana A. Woodbrooke Studies. Camb., 1931. Vol. 4: The Work of Dionysius Barsalîbi against the Armenians; Tekeyan P. Controverses théologiques en Arméno-Cilicie dans la seconde moitié du XII siècle (1165-1198). R., 1939; Der Nersessian S. Armenia and the Byzantine Empire. Camb. (Mass.), 1945; idem. The Kingdom of Cilician Armenia//A History of Crusades. Phil., 19692. Vol. 2: The Later Crusades, 1189-1311/Ed. K. M. Setton. Р. 630-659; Микаелян Г. Г. История Киликийского арм. гос-ва. Ереван, 1952; Lamma P. La spedizione di Giovani Comneno in Cilicia ed in Siria in un panegirico inedito di Michele Italico//Memorie della Accademia delle Scienze di Bologna. Cl. di Scienze Morali.

http://pravenc.ru/text/1684612.html

[Арсен Сапарели; груз. ], средневек. груз. церковный деятель, историк, полемист. Подвизался в Сапарском мон-ре в Юж. Грузии. А. С.- автор антимонофизитского трактата «О разделении Грузии и Армении», охватывающего церковную и политическую историю стран Юж. Кавказа (преимущественно Армении) на фоне их взаимоотношений с Византийской и Персидской империями с нач. IV в. до 80-х гг. VII в., т. к., с т. зр. автора, именно в эту эпоху происходило становление арм. монофизитской Церкви. Существует ряд взаимоисключающих т. зр. по поводу определения периода деятельности А. С.: даты колеблются между кон. VII и XIV в. Наиболее распространена его идентификация с деятелем 2-й пол. IX в. Католикосом Грузии Арсением I Великим . Однако источники и информация, использованные А. С., исключают датировку сочинений А. С. периодом ранее 2-й пол. XI в. Основным источником для А. С. при составлении общего плана сочинения и описании событий с сер. VI в. служил арм. оригинал антимонофизитского трактата «Narratio de rebus Armeniae» (см. Аноним армянский ), дошедший до нас в греч. переводе (нач. VIII в.). А. С. использовал также истории Агафангела (V в.), Мовсеса Хоренаци (V в.), Лазара Парпеци (X в.), послания свт. Фотия , Патриарха К-польского, к патриарху армян Закарии , «Историю Армении» Ованнеса Драсханакертци (X в.), «Всеобщую историю» Степаноса Таронеци (после 1004) и анонимную Церковную хронику. Кроме того, автором учитывается «Книга посланий» (VII в.) и «О соборах» Ованнеса III Одзнеци (726), груз. версия XI в. жития св. Григория Просветителя и одна из версий «Видения» арм. католикоса Саака Партева (V в.). В сочинениях А. С. встречаются исторические сведения, не упоминаемые в известных до него источниках, что придает им значение первоисточника. А. С. принадлежит к той части груз. деятелей средневековья, к-рая рассматривала церковный раскол на Кавказе не как внутреннюю необходимость, а как политический акт и результат давления извне. Он осуждает монофизитство, но уверен в невиновности народа, к-рому пришлось принять эту веру ( . С. 87).

http://pravenc.ru/text/76314.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОВАННЕС МАЙРАВАНЕЦИ [Майрагомеци; арм. (?)(?) ()] (кон. VI-VII в.), арм. церковный деятель, богослов. Был одним из приближенных католикоса Комитаса I Ахцеци (610/15-628), который доверял ему вести дела католикосата. В первые годы правления католикоса Езра I Паражнакертци (630-641) состоял ключарем ц. св. Григория Просветителя в Двине. Действия католикоса Езра I на армяно-визант. Соборе в Феодосиополе (Карин, ныне Эрзурум, Турция) ок. 633 г., воспринятые как признание им Халкидонского Собора ( Вселенский IV Собор ), вызвали острую критику со стороны О. М. В свою очередь католикос, обвинив О. М. в еретических взглядах, выслал его из Двина. Нек-рое время О. М. пребывал в мон-ре Майраванк в окрестностях Бжни, однако из-за преследований со стороны католикоса вскоре переселился в Гардман, где, согласно арм. источникам, и скончался. Однако халкидонитские авторы ( Аноним Армянский , Арсений Сапарский ) сообщают, что после смерти Езра I О. М. вернулся в Армению и при содействии некоторых князей попытался завладеть престолом католикоса. По этой причине сменивший Езра I католикос Нерсес III Строитель (641-661/2) при поддержке князя Армении Теодороса (Феодора) Рштуни созвал Собор, на к-ром осудил богословские взгляды О. М. и его учеников как еретические и, нанеся им клейма с изображением лисы (ахвесадрошм), сослал в Кавказские горы. После смерти католикоса Анастаса I Акореци (661/2-667) О. М. вернулся в Армению, где скончался в глубокой старости. О. М. был выдающимся богословом своего времени. Его лит. наследие свидетельствует о хорошем знании автором содержания современных ему богословских споров. По свидетельству Степаноса Таронеци, О. М. написал 3 сочинения: «Наставление о поведении», «Корень веры» и «Нойемак». «Наставление о поведении» в совр. науке иногда отождествляется с гомилиями, известными под именем католикоса Ованнеса I Мандакуни (478 - ок. 490), а «Корень веры» считается 1-й редакцией или прототипом сб.

http://pravenc.ru/text/2578145.html

Через два года, в 675 г. священник Степанос отошел ко Христу. А священник тэр Иусик изо дня в день подвижничал постами и молитвами, чистым и святым [житием] и всякими добродетелями (История тэр Иусика и его сына Степаноса. – В кн. История медного города, с. 184–217). 495 Стольный – в армянском тексте «шахастан», дословно – «резиденция шаха», страна шаха, местопребывание шаха. 497 ...«Хозяйке любодейного дома». – В пространной редакции «жене некоего чужеземного князя, которую звали Биби». 499 Беркри – город в области с тем же названием, входившей в состав Васпуракана. В древности – область Арберани. 500 В пространной редакции (с. 199), в рук. 10 Библиотеки венских мхитаристов (см. А. Ташян. Каталог армянских рукописей Библиотеки венских мхитаристов. Вена, 1895, с. 70). Видимо, первоначально было – «называется Ани», впоследствии в результате соединения этих двух слов название исказилось. 502 Далее в пространной редакции рассказывается о чудотворении Степаноса с колодой мясника, соответствующем «Истории других чудотворений», после чего следует целый ряд видений Степаноса. 503 В издании Пролога 1730 г., по которому осуществлен перевод жития на русский язык, после этого следует «Молитвами его да смилуется Бог Христос над получателем сей книги». 504 Тарберуни – искажение названия Арберуни, древнего наименования области Беркри, где находился монастырь Аргелан. 505 О Хачглухе и Ерернаванке см.: А. Воскян. Монастыри Васпуракана-Вана, ч. I, § 4–5, с. 346–348. 508 Муш – город в Тароне, на юге Мушской равнины. История Муша корнями уходит в глубокую древность. В окрестностях сохранились киклопические строения. Здесь была обнаружена надпись урартского царя Меиуа. С IX-X вв. все историографы упоминают Муш как город. Ныне город под тем же названием в пределах Турции. 509 Монастырь св. Лазаря, или св. Апостолов (Сурб Аракелоц), – крупный книжный центр, известный еще с V века. Достиг расцвета в 1271–81 гг., когда Нерсес Мшеци после смерти Вардана перевел из Хор Вирапа сюда школу высшего типа.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010