В Нижегородской области будет создан первый в России музей старообрядчества 15 декабря 2006 г. 14:51 Нижний Новгород, 15 декабря. В Семеновском районе Нижегородской области, где во время церковного раскола укрывались от гонений приверженцы «старой веры», создадут музей старообрядчества. По утверждению куратора проекта, старшего научного сотрудника Семеновского историко-художественного музея (СИХМ) Любови Бритовой, это заведение станет «первым подобным музеем». «История Семеновского поселения тесно связана с историей русского старообрядчества. Здесь, в керженских лесах, прятались от «никоновых новин» беглые старообрядцы. К началу XVIII века здесь было столько скитов, что Керженец негласно получил статус одного из крупнейших центров старообрядчества. Музеев старообрядчества в РФ нет, в Семенове будет первый такой музей», — сообщила в четверг в интервью РИА «Новости» Л.Бритова. По ее словам, экспозиция может разместиться в бывшем особняке купца-старообрядца Афанасия Павловича Носова. «Гости музея смогут узнать как об истории русского старообрядчества, так и о жизни семеновских «ревнителей древнего благочестия». Мы предполагаем, в частности, создать мемориальную комнату рода Носовых», — рассказала Бритова. Она отметила, что «тема старообрядчества для исследователей — трудная тема», поскольку старообрядцы жили «скрытно». Однако несмотря на этот факт, в СИХМ уже создана тематическая экспозиция. Она и составит основу будущего музея, уточнила Бритова. По ее словам, вниманию зрителей будут представлены иконы, вериги, праздничная и повседневная одежда, изделия из бисера, выполненные рукам белиц (молодых женщин, живущих в скитах), а также документы, касающиеся жизни старообрядцев, и фотографии, сделанные знаменитым фотографом Максимом Дмитриевым в одном из скитов. Когда музей старообрядчества будет открыт, в СИХМ затрудняются ответить — необходимо решить оргвопросы, связанные с открытием, а также провести ремонт в здании Носовского особняка. В музее надеются, что этот проект будет поддержан представителями Русской Православной Старообрядческой Церкви, заключила старший научный сотрудник. «Благовест-инфо» /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/171208.htm...

Чрезвычайно ценный материал собран в магистерской диссертации историка литературы А.К. Бороздина (1863–1919) «Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственного развития русского общества 17 в.» (1898), хотя труд этот порой страдает односторонностью освещения некоторых фактов. Среди авторов, достаточно доброжелательно настроенных к старообрядчеству, следует выделить А.П. Щапова , В.В. Андреева, Н.И. Костомарова , В.А. Мякотина, С.П. Мельгунова , A.C. Пругавина и других. Профессор истории Афанасий Прокопьевич Щапов (1831–1876) был автором нескольких крупных, оригинальных исследований по истории раскола и старообрядчества. К формированию собственной концепции истории России A.II. Щапов шел в процессе изучения старообрядчества. Начиная с магистерской диссертации, эта тема стала лейтмотивом научной работы Щапова. Его первая печатная работа появилась в 1857 г. (сочинение «О причинах происхождения и распространения раскола, известного под именем старообрядчества, во второй половине 17 и первой половине 18 столетия»). Затем последовал ряд статей, тематически связанных со старообрядчеством: «О способах духовного просвещения древней России вне училищ», «Лука Канашевич, епископ Казанский», «Содействие древних монастырей просвещению России», «Арсений Грек при патриархе Никоне ». Через год была опубликована монография, обратившая общее внимание на молодого историка, – «Русский раскол старообрядчества» (1859). Щаповская концепция старообрядчества, изложенная им в работах «Русский раскол старообрядчества» и «Земство и раскол», коренным образом отличалась от официальных схем «обличительной» доктрины, господствовавшей в историографии старообрядчества. Щапов исследовал старообрядчество с просветительских, либеральных позиций, опираясь на философию Гегеля. Историк поставил вопрос о старообрядчестве как способе религиозной и гражданской жизни значительной части народа, не сводя всю проблему только лишь к обрядовым разногласиям, а развертывая широкую картину, объединяющим названием которой стало понятие «дух народа». По мнению Щапова, старообрядчество представляло собой «общинную оппозицию податного земства против всего государственного строя – церковного и гражданского, – отрицание массою народною греко-восточной никонианской церкви и государства, или империи всероссийской, с ее иноземными немецкими чинами и установлениями». Труды Щапова по старообрядчеству были высоко оценены историком С.М. Соловьевым и, безусловно, оказали влияние на подход к истории раскола даже «официальных» историков.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/kultura-...

Примечание. В ежемесячных поверках и засвидетельствовании книг гражданского состояния (п. 2) священнослужители по старообрядчеству, настоятели, наставники и иные духовные лица не участвуют. 43. При единоличном управлении (ст. 25) старообрядческою общиною, на управляющее ею духовное лицо возлагаются обязанности, указанные в предыдущей (42) статье, за исключением поверки и засвидетельствование книг гражданского состояния о родившихся, бракосочетавшихся и умерших. 44. Особо доверенные лица: а) для поверки отчётности совета старообрядческой общины (ст. 27, п. 2) и б) для ежемесячной поверки и засвидетельствования книг гражданского состояния о родившихся, бракосочетавшихся и умерших (ст. 27, п. 3) избираются общим собранием общины из числа членов, имеющих право голоса, на срок не более трёх лет. 45. Не могут быть избираемы особо доверенными лицами для поверки и засвидетельствование книг гражданского состояние о родившихся, бракосочетавшихся и умерших священнослужители по старообрядчеству, настоятели, наставники и иные духовные лица. О священнослужителях по старообрядчеству, настоятелях, наставниках и иных духовных лицах 46. Совершение богослужений, таинств и духовных треб в старообрядческих общинах возлагается на избранных, в установленном порядке, священнослужителей по старообрядчеству, пользующихся соответствующими их сану иерархическими по старообрядчеству наименованиями, на настоятелей, наставников и иных духовных лиц. 47. Об избранных священнослужителях по старообрядчеству, настоятелях, наставниках и иных духовных лицах председатели советов общины, а в общинах, где советы не учреждены, председатели, общих собраний, сообщают, по принадлежности, губернским или областным правлениям или градоначальникам, которые, при отсутствии препятствий, указанных в статье 48, а при наличности жалоб, удостоверившись в правильности выборов согласно настоящему Положению, в недельный срок вносят избранных духовных лиц в реестр и уведомляют о сём председателя совета общины, или единолично управляющее общиною лицо, а также избранных священнослужителей по старообрядчеству, настоятелей, наставников и иных духовных лиц. Означенное уведомление служит доказательством состояния в духовном звании по старообрядчеству избранных лиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kuznec...

И вот вчера ушел сын, который принес мне глубокую грусть и боль. Я думал, что он будет понимать меня, и в разговоре с ним я буду отдыхать. Он попросил прощения, пал в ноги, но сказал: ты мне друг, а истина мне дороже. На прощанье даже не взял благословения, видимо посчитал меня не с истиной. Ушел к старообрядчеству. Я убеждал его, что старообрядчество я не считаю ересью, это тоже православие и переходить из православия в православие — топтаться на месте. Он всё не мог забыть, как гнали старообрядчество, истину нашел в двуперстии. Видимо, этим должно было кончиться, предки его — старообрядцы. Его уход открыл мне глаза. До сих пор я очень терпимо, широко смотрел на старообрядчество, но, видимо, старообрядчество все-таки форма и даже вырождается в фарисейство. Так называемые православные, никониане, о них могут сказать хорошее, готовы примириться, они ни в какую, боятся опоганиться. Истина двуперстия им дороже друзей. Истина без человека не истина, нужно на людей смотреть снисходительно! Старообрядчество этого не может. Не может забыть обид и простить. Дорог свой личный мирок, а что гибнут — безразлично. Наверно, как ни больно, старообрядчество — отрезанный ломоть, оно и Россию не может понять, им дорога Россия с двуперстием, а ведь любить надо не таких только, которые близки твоему воображению, а каковы они в жизни. Старообрядчество — не миссионерская религия, она не может привлекать к себе. Узость — это, наверно, не просто недостаток, а узость — грех и грех от недостатка любви. Наблюдал я, как один человек ушел в католичество из православия. Пришел как-то к нам в храм, заговорил со мной. Похвалил, что я не бегаю от приходящих. Потом он стал часто приходить ко мне. Я думал, он малообразованный, а оказалось с высшим образованием. Женился на моей духовной дочери, сразу возникло недоразумение. Критиковал меня, что жена его слишком привязана ко мне, делает из меня кумира, идола. Всё следил за моими духовными детьми, выискивал у них недостатки. Искал деятельности, распространял духовную литературу, в основном католическую.

http://azbyka.ru/fiction/na-skreshheni-d...

Слово «сектантство» (от латин. seco – рублю, отделяю) по своему первоначальному значению близко подходит к слову «раскол», но по существу совершенно отлично от него. Так, рационалистическое сектантство (сюда относятся: духоборчество, молоканство, штундизм, пашковщина и толстовство), совершенно отвергает авторитет Церкви и допускает свободомыслие в толковании св. Писания, не придаёт должного значения церковной внешности и тайнодействиям, отвергает иерархию, почитание икон и мощей, крестное знамение, посты в смысле неядения той или другой пищи и т. д. Мистическое же сектантство (сюда относятся хлыстовщина и скопчество) признает начало внутреннего озарения и откровения и учит о непосредственном, таинственном единении человека с Богом путём воплощения Божества в человеке, а в учении о нравственности держится дуалистических идей, т. е., что в мире два начала: доброе и злое; душа – произведение доброго начала, а тело – злого, почему последнее (т. е. тело) следует умерщвлять. Самою основною, существенною частью богослужения сектантов-мистиков служат «радения», т. е. молитвенные собрания, сопровождающиеся пением, пляской, верчением и мнимыми пророчествами. Отсюда ясно, что сектантство отнюдь не подходит под понятие о расколе, а скорее должно быть подведено под понятие «ересь». Понятие о науке расколо-сектантства, характер её и значение, разделение на части Наука, излагающая в системе сведения о расколе старообрядчества и сектантстве, называется: «История и обличение русского раскола старообрядчества, и сектантства». Характер её – полемический. В круг семинарских наук она введена недавно (в 1886 г.), но имеет весьма важное значение, особенно для пастырей Церкви. Раскол старообрядчества и сектантство распространены почти повсеместно в России, и потому приходские пастыри «всегда должны быть на страже и обладать способностью, чтобы и православные свои паствы оградить от увлечения расколо-сектантством, и самих раскольников и сектантов обличать и вразумлять с целью обращения их на путь истины. Для этого они должны быть основательно знакомы со всем, в чем раскольники-старообрядцы и сектанты не согласуются с православною Церковью , должны уметь доказать, почему именно неправильны все их положения и толки» (Объясн. зап. к прогр.). Неправота эта обнаруживается, с одной стороны, историей раскола старообрядчества и сектантства 1 , а с другой – обличением их. Но так как раскол старообрядчества и сектантство существенно различаются между собой и приёмы обличения их совершенно различны, то и самая наука подразделяется на две главных части:

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Большинство исследований В.Г. Дружинина по истории и культуре старообрядчества написано на основе изучения рукописей из его собственного собрания. Творчество В.Г. Дружинина носило углубленный, разносторонний характер – изучение культурных достижений старообрядцев русского поморья в XVII–XIX вв. 82 , палеографическое исследование автографов старообрядческих писателей 83 , публикация памятников старообрядчества 84 . В.Г. Дружинин также создал фундаментальный систематический каталог «Писания русских старообрядцев» 85 , остающийся основным справочным пособием по трудам старообрядческих писателей и для современных исследователей. После выхода в свет «Писаний...» В.Г. Дружинин продолжал собирать материал для систематического каталога. В результате этой работы были выявлены «указания на 478 старообрядческих сочинений, бывшие доселе неизвестными, что увеличивало число приведенных сочинений в издании 1912 г. на 25%», – докладывал ученый на заседании Археографической комиссии 24 января 1922 г. 86 На этом основании он предложил новое дополненное издание «Писаний русских старообрядцев» и получил поддержку Комиссии. Через два года, 12 февраля 1924 г., В.Г. Дружинин сообщил, что издание подготовлено к печати, и Комиссия постановила внести его «в число изданий, подлежащих печатанию по возобновлении кредитов» 87 . Но публикация так и не состоялась, неизвестна и судьба оригинала издания, подготовленного ученым. Итогом многолетней работы ученого по исследованию русского старообрядчества стала подготовка издания сочинений старообрядческих писателей XVII в. в серии «Памятники старообрядчества». Работа после одобрения Археографической комиссией началась в 1915 г. 88 К работе над подготовкой издания Дружинин привлек Я.Л. Барскова 89 и П.С. Смирнова 90 , а сам выполнял роль организатора, научного консультанта и редактора. Благодаря стараниям ученого в Археографическую комиссию были переданы рукописи более чем из двадцати библиотек, в основном из учреждений духовного ведомства. В условиях войны, а затем и революции, многие хранилища были закрыты, готовились к эвакуации. Много усилий В.Г. Дружинин приложил, чтобы добиться получения рукописей из библиотеки Рогожского кладбища, вел переписку с членами общины 91 . Ученый отобрал для издания и рукописи из своей коллекции, многие из которых были выбраны в качестве основных текстов для публикации аввакумовских текстов. Организовал В.Г. Дружинин также специальные совещания с целью выработки правил издания 92 . В 1927 г. вышел первый том «Памятников старообрядчества XVII в.» 93 , содержащий Житие протопопа Аввакума и все известные в то время остальные его сочинения. Житие протопопа... впервые было издано в трех редакциях. Был подготовлен и второй том, включивший сочинения другого видного идеолога старообрядчества дьякона Федора Иванова, но публикация его не состоялась. Судьба рукописи этого тома остается невыясненной и в настоящее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

Примечание . В ежемесячных поверках и засвидетельствовании книг гражданского состояния (п. 2 сей (42) статьи) священнослужители по старообрядчеству, настоятели, наставники и иные духовные лица не участвуют. 43. При единоличном управлении (ст. 25) старообрядческою общиною, на управляющее ею духовное лицо возлагаются обязанности, указанные в предыдущей (42) статье, за исключением поверки и засвидетельствования книг гражданского состояния о родившихся, бракосочетавшихся и умерших. 44. Особо доверенные лица: а) для поверки отчётности совета старообрядческой общины и б) для ежемесячной поверки и засвидетельствования книг гражданского состояния о родившихся, бракосочетавшихся и умерших (ст. 17) избираются общим собранием общины из числа членов, имеющих право голоса, на срок не более трёх лет. 45. Не могут быть избираемы особо доверенными лицами для поверки и засвидетельствования книг гражданского состояния о родившихся, бракосочетавшихся и умерших священнослужители по старообрядчеству, настоятели, наставники и иные духовные лица. III. О священнослужителях по старообрядчеству, настоятелях, наставниках и иных духовных лицах. 46. Совершение богослужений, таинств и духовных треб в старообрядческих общинах возлагается на избранных в установленном порядке священнослужителей по старообрядчеству, пользующихся соответствующими их сану иерархическими по старообрядчеству наименованиями настоятелей, наставников и иных духовных лиц. 47. Священнослужителями по старообрядчеству, настоятелями, наставниками и иными духовными лицами не могут быть 1) неграмотные, 2) не достигшие 25 лет, 3) иностранные поданные, 4) приговорённые судом к наказанию, влекущему за собой лишение или ограничение прав состояния, либо исключение из службы, а равно приговорённые судом за кражу, мошенничество, присвоение или растрату вверенного имущества, укрывательство похищенного, покупку и принятие в заклад заведомо краденого или полученного чрез обман имущества и ростовщичество, хотя бы после состоявшегося осуждения они и были освобождены от наказания за давностью, примирением, или силой Всемилостивейшего Манифеста или особого Высочайшего повеления, 5) отрешённые по судебным приговорам от должности в течение трёх лет со времени отрешения, хотя бы они и были освобождены от сего наказания за давностью или силою Всемилостивейшего Манифеста или особого Высочайшего повеления, 6) состоящие под следствием или судом по обвинению в преступных деяниях, влекущих за собой лишение или ограничение права состояния или исключение из службы, либо отрешение от должности за преступные деяния, перечисленные в п. 4 сей ст. и 7) подвергшиеся несостоятельности впредь до определения свойств её, а из лиц, о коих дела сего рода приведены к окончанию, все несостоятельные, кроме признанных несчастными.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Помимо непосредственного влияния, которое, несомненно, должны оказывать на серую старообрядческую массу видные и популярные деятели старообрядчества, официально числящиеся в союзе 17 октября, давления неизбежного и понятного при той компактности, которую мы все же видим в старообрядческих общинах, быть может, найдется еще одна причина, которая склонит весы в сторону союза 17 октября. Это – задатки национализма, который, к сожалению, и до сих пор не чужд даже наиболее прогрессивным элементам старообрядческой среды. Как ни далек этот национализм, являющийся продуктом известной еще культурности, от лжепатриотизма и узкого шовинизма „истиннорусских людей» и других представителей архимонархических партий, он должен явиться камнем преткновения в отношении к другим прогрессивным конституционным партиям. Среди старообрядцев, как мы могли уже видеть, мы найдем и такой элемент, который или уклонится совершенно от политической жизни, или будет осуждать, всякого рода революционные действия с точки зрения христианской морали. Но в огромной массе все же старообрядчество не лицемерно, а искренно будет приветствовать обновление гражданского и политического строя России. Правда, среди некультурного старообрядчества мы найдем и таких, которые еще до сих пор убеждены, что в мире царствует антихрист, так как огненные змеи (железные дороги) прошли по православной Руси; найдем и таких, которые, беспристрастно оценивая происходящие факты, в своей детской наивности обращаются к министру внутренних дел с просьбой разрешить расправиться с „жидами» и которым министерство внутренних дел должно разъяснять, что оно не занимается организацией погромов. Если „Московские Ведомости» в этих элементах видят силу старообрядчества, то они ошибаются. Таких немного и, конечно, становится все меньше и меньше. Сами старообрядцы более всех других стремятся распространить просвещение и культуру среди своих единоверцев. Именно за последнее время эта просветительная деятельность приняла особенно интенсивную форму. Мы замечаем любопытную метаморфозу. Деятели старообрядчества, не так давно определенно заявлявшие, что они, как представители известной религиозной организации, не могут принимать непосредственного участия в политической жизни страны, выступают, теперь как активные деятели. Совет съездов отправляет своих делегатов в провинцию с целью пропагандировать среди массы населения резолюции, принятые на декабрьско-январском съезде, и убеждать, чтобы старообрядцы приняли живое и энергичное участие в выборах в Государственную Думу. Молодые круги старообрядчества организуют частное общество, которое ставит своей задачей „содействовать освободительному движению».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Архив Пн Положение о деятельности Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством 16 июля 2005 г. 21:40 Документ утвержден решением Священного Синода от 16 июля 2005 г. ( журнал 62 ). 1. Статус Комиссии 1.1. Комиссия по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством (далее — Комиссия) является постоянным рабочим органом Русской Православной Церкви, образованным при Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата согласно определению Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 3-8 октября 2004 года о взаимоотношениях со старообрядчеством и о старообрядных приходах Русской Православной Церкви. 2. Основные задачи Комиссии и принципы ее деятельности 2.1. Комиссия учреждается для решения следующих основных задач: 2.1.1. По делам старообрядных приходов: 2.1.2. По взаимодействию со старообрядчеством: 2.2. Свою деятельность по кругу очерченных задач Комиссия осуществляет во взаимодействии с синодальными и епархиальными учреждениями Русской Православной Церкви. 2.3. Выработанные Комиссией предложения представляются ее председателем на благоусмотрение священного Синода Русской Православной Церкви. 2.4. Исходя из конкретной целесообразности, Комиссия устанавливает деловое сотрудничество со светскими научными учреждениями и общественными организациями, а также отдельными исследователями, привлекая их к своей деятельности в качестве консультантов и экспертов. 3. Состав и должностные лица Комиссии 3.1. Состав Комиссии и ее председатель назначаются Святейшим Патриархом и Священным Синодом. 3.2. Комиссия состоит из представителей епископата, а также клириков и мирян, работающих в учреждениях Русской Православной Церкви, обладающих необходимым опытом для участия в решении основных задач Комиссии. 3.3. Должностными лицами Комиссии являются ее председатель и секретарь. 3.4. Секретарь Комиссии назначается решением председателя Комиссии из числа членов Комиссии. 3.5. Основными обязанностями секретаря Комиссии являются:

http://patriarchia.ru/db/text/5407409.ht...

Первым директором Московского старообрядческого института стал Александр Степанович Рыбаков, выпускник исторического факультета Московского университета, ученик В.О. Ключевского , отец знаменитого историка, академика Б.А. Рыбакова. Первый класс старообрядческого института был открыт 10 сентября 1912 г. Попечительский совет, состоявший из известных деятелей старообрядчества (в него входили С.1Т. Рябушинский – председатель и по сути главный руководитель института, А.И. Морозов, Г.С. Морозов, С.Д. Милованов и др. – члены совета), рассмотрел рекомендации местных старообрядческих общин и принял без экзамена 23 человека. Кроме того, к вступительному экзамену было допущено еще 15 человек. Из первых студентов 12 были крестьяне, шесть – мещане, девять – казаки. 13 студентов были сыновьями старообрядческих священников. Средний возраст учащихся составлял 16 лет. Институт просуществовал до 1918 г., когда был закрыт большевиками. Последним директором института был известный начетчик и богослов Ф.Е. Мельников. В 1918 г. в Москве по инициативе старообрядцев всех согласий, имевшихся в столице, была основана Старообрядческая народная академия – курсы по истории и культуре старообрядчества. Основной целью курсов было просвещение старообрядцев и ознакомление общества со старообрядчеством. Деятельность Старообрядческой академии предполагалось вести на постоянной основе вместо закрытого большевиками Московского старообрядческого учительского института. Удалось провести всего один учебный цикл (с 15 мая по 1 июля 1918 г.). За полтора месяца 117 постоянных слушателей Академии прослушали курсы лекций М. Давыдова «Введение в историю старообрядчества», П. Власова «История старообрядческой литературы XVII века», А. Зайцева «Старообрядчество и современные задачи воспитания и обучения», Я. Богатенко «Искусство в старообрядчестве», И. Кириллова «Старообрядчество и современная культура», К. Швецова «Общественно-экономические условия в жизни старообрядчества», II. Ануфриева «Старообрядчество и политика». Кроме пре-подавателей-старообрядцев (поповцев и беспоповцев) лекции читали кн. Е.Н. Трубецкой (о русском возрождении в религиозной живописи) и А. Кизевепер (о строе древнерусского общества). До своего рукоположения в иереи новообрядческой церкви (9 июня 1918 г.) лекции о современной обмирщенной культуре читал философ и богослов С.Н. Булгаков. Однако и это последнее старообрядческое учебное заведение в России было закрыто в июле 1918 г. властями.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/kultura-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010