«Чего ты хочешь, чтобы Я сделал для тебя?» А тот сказал: «Господи, чтобы мне снова видеть!» 42И сказал ему Иисус: «Ты будешь видеть! Вера твоя спасла тебя». 43И он тотчас же снова стал видеть и последовал за Ним, славя Бога. И весь народ, видя это, благодарил Бога. 19 Войдя в Иерихон, проходил Он городом. 2И один человек, по имени Закхей, начальник мытарей и богач, 3хотел посмотреть, кто же это Иисус, но не мог из-за многолюдства, потому что был низкого роста; 4и вот он, забежав вперед, залез на смоковницу, чтобы посмотреть на Него, когда Он будет проходить мимо. 5Когда Иисус пришел на это место, Он поднял глаза Свои на него и сказал ему: «Закхей, слезай скорее! Мне надобно сегодня остановиться в твоем доме». 6И тот поспешно спустился и с радостью принял Его; все, кто это видел, стали негодовать, рассуждая, что вот-де, к такому грешнику, и Он вошел под кров. 8А Закхей встал и сказал Господу: «Господи! Половину всего, что у меня есть, я отделяю для нищих, а что отнял вымогательством, возмещу вчетверо». 9И сказал ему Иисус: «Сегодня пришло спасение дому этому, потому что и этот человек – сын Авраамов. 10Ведь Сын Человеческий пришел, чтобы отыскать и спасти то, что пропало». 11Тем, кто слушал это, рассказал Он еще и притчу; ведь Он был в близости Иерусалима, и вот им казалось, что теперь-то Царство Божие явится незамедлительно. 12Итак, Он сказал: «Некий человек высокого рода отправился в дальнюю страну, чтобы получить царское достоинство, а после вернуться. 13И вот он, вызвав к себе десять своих слуг, раздал им десять мин и приказал: «Пустите их в оборот, пока я буду в отлучке», 14А его соотечественники не любили его, и они выслали за ним вслед посольство с поручением заявить: «Не желаем, чтобы этот сделался над нами царем!» 15И вот когда он возвратился, получив царское достоинство, велел он вызвать к себе тех слуг, которым дал деньги, чтобы узнать, кто сколько нажил. 16И пришел первый, и сказал: «Господин мой, твоя мина принесла десять мин». 17И тот сказал ему: «Похвально, ты хороший слуга; за то, что ты в малом деле показал себя верным, прими под начало десять городов!» 18И пришел второй, и сказал: «Твоя мина, господин мой, принесла пять мин».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

– Тетрарх Филипп, владевший только землями, лежавшими на северо-востоке от Галилейского озера, по свидетельству Флавия (Antt. 18, 2. 1), небольшое селение Вифсаиду сделал городом и назвал Юлией в честь дочери Августа Юлии. Как видно, Господь из Переи, где происходило чудесное насыщение народа, описанное непосредственно перед этим, не заходя в Галилею, пошел прямо в северные страны Палестины, может быть, укрываясь от злобы преследовавших Его фарисеев, и через Юлию – Вифсаиду дошел до Кесарии Филипповой. – «Слепого»: что он слеп был не от рождения, а уже впоследствии ослеп, видно из дальнейшего рассказа; он после первого возложения на него рук Спасителевых, говорит, что видит людей, как деревья (ст. 24), следовательно, он прежде видел и людей и деревья. Не видно также из евангельского повествования, чтобы болезнь эта была непосредственным действием духа нечистого, чтобы этот слепой был вместе и бесноватый, как и вышеупомянутый глухой косноязычный (Мк.7и дал.). -– «Чтобы прикоснулся к нему»: т. е. чтобы исцелил его прикосновением своей чудодейственной руки. «Вывел его вон» и пр. Господь и здесь поступает так же, как при исцелении глухого косноязычного (Мк.7и дал.), употребляет подобные же внешние действия и по подобным же вероятно причинам, так как и здесь была полуязыческая страна, где иудеи жили вместе с язычниками. – «Вижу проходивших людей, как деревья»: т. е. неясно, не отчетливо, но однако же вижу. – «Опять возложил руки» и пр.: не вдруг исцеляет Господь, но постепенно, может быть потому, что слаба была вера этого слепого (ср. Феофил.), и Господь, постепенно открывая ему взор телесный, возводил его к вере совершеннейшей (Евф. Зигаб.).– «Послал его домой» и пр.: как видно – этот слепой был родом не из Вифсаиды, а пришлец, и – по повелению Господа – должен был прямо с места исцеления отправиться домой, не заходя в селение, т. е. в Юлию – Вифсаиду и не рассказывая никому из жителей того же селения, может быть, потому же, почему и исцеленному глухому косноязычному Господь не велел рассказывать об исцелении его (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   Одно дело — границы Мисийцев и Фригийцев,    другое — воды Мерры и Силоама!    Первые непригодны для питья, а вторые исцеляли болезни,     665    после того как ангел приводил их в движение.    Ты растишь двойную лозу, сеешь два раза,    одежда твоя сшита из двух кусков,    ты поставляешь под одно ярмо то, что не может быть сопряжено.    Сочетание несовместимого, если ты знаешь, запрещено законом,     670    который стремится избежать двусмысленности.    Одно украшение у женщин, другое у мужчин,    одна высота для воронов, другая для орлов.    Постыдно, когда ничтожные подражают великим:    Это производит жалкое впечатление. Пусть рассказ о чародеях фараона     675    с ясностью убедит тебя (Исх. далее).    Но если ты ищешь занять место среди мудрецов,    не превращай только жезл в змея (Исх. далее)!    Я очень хочу, чтобы ты во всем был подобен великому Аарону,    но если ты в числе египетских магов,     680    занимайся сразу же всем (их искусством), если оно хорошо    (никто тебя не осудит за подражание тому, что хорошо);    но если дурно, держись подальше! Пощади то, что принадлежит мне!    И знай, что это — мое, несмотря на все твое искусное притворство.    Ты лишаешь меня моей единственной овечки.     685    Одежда обманчива: найдется ли Нафан, чтобы сказать об этом?    Я прибегу и разорву на тебе темный хитон,    если смогу тебя схватить. В самом деле, порой вы    наслаждаетесь этими одеждами, вроде как самой грубой пищей,    когда у вас вызывают тошноту изысканные блюда.     690    Разорви также и ты нечто мое, если найдешь    что-нибудь слишком изысканное или чуждое мне.    Что было бы более справедливым, чем это?    Лаван пусть имеет белых (овец), тогда как пятнистые (См. Быт 30:32—33)    принадлежат пастырю, который много потрудился,     695    тому, кто замерзал от ночного холода и был опаляем солнцем (См. Быт. 31:40).    Итак, наиболее постыдное из всех постыдных дел есть сокрытие истинного характера.    Все же удерживай его, и я произнесу тебе похвалу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3052...

Религиозное значение херувимов достаточно неясно. В одном из фрагментов древнего гимна есть такие слова: «и воссел на Херувимов, и полетел, и понесся на крыльях ветра» ( 2Цар. 22:11 ; Пс. 17:11 ; сравните, Иез. 10:20 ). По всей видимости, в религии Израиля, так же как и в других ближневосточных религиях подобные крылатые существа рассматривались в качестве своеобразных подручных божества, помогавших ему переноситься с места на место. Можно вспомнить о том, что в Быт. 3херувим был поставлен на востоке от рая, чтобы охранять путь к Древу Жизни. Именно этой концепции соответствуют изображения херувимов и пальмовых ветвей, вырезанные на стенах и дверях Храма. В финикийском искусстве два херувима, обращенные лицами к дереву, являются достаточно обычным мотивом. С северной и с южной стороны здания имелись двери, за которыми находились лестницы, ведущие к двум верхним этажам. На каждом из трех этажей имелся целый ряд маленьких боковых комнаток, перекрытия которых поддерживались горизонтальными уступами основной несущей стены Храма, благодаря чему верхние этажи были на полтора фута шире нижних. Видимо, эти комнаты предназначались для хранения храмовых сокровищ. Во внутреннем дворе, находившемся перед Храмом, стояли большой алтарь для приношения всесожжений и медное море. Судя по описанию, приведенному в Иез. 43:13–17 , общий вид алтаря напоминал вавилонскую культовую башню (зиккурат). Он состоял из трех ступеней, причем нижние две ступени были на полтора фута шире, чем верхние. Верхняя платформа являлась печью для приношения всесожжений. Она называлась словом xapeл(harel), что, возможно, переводилось как «Божья гора» и восходило к аккадскому понятию, которым обозначался как подземный мир, так и космическая гора, на которой, как считалось, жили боги. Лестница, находившаяся с восточной стороны, вела к алтарной печи. Медным морем называлась огромная чаша, имевшая диаметр 15 футов и высоту 7,5 футов. Она была отлита из бронзы толщиной около 3 дюймов с украшенными орнаментом краями (3Цар. далее). Она стояла на спинах двенадцати литых волов, сгруппированных по трое и обращенных головами в направлении основных сторон света. Эта бронзовая чаша должна была весить около 25–30 тонн, то есть, имела массу, сравнимую с массой колокола собора св. Павла в Лондоне (17,5 тонн). Море и опоры были отлиты на глинистых берегах Иордана неподалеку от того места, где Иавок впадает в Иордан (1Цар. далее, 46).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

41:1. Хронология. Хотя некоторые исследователи полагают, что правление Годолии продолжалось не менее пяти лет, большинство все же считают, что его убийство имело место в 586 г. до н. э., через месяц после разрушения храма. В седьмом месяце (тишри) справляли Праздник кущей, когда на дорогах было много паломников, среди которых мог затеряться отряд Исмаила. 41:5. Обритые бороды. См. коммент. к Лев. 19:28 ; Ис. Есф. 4:1 . Очевидно, этот распространенный в народе обычай соблюдения траура по-прежнему включал сбривание бороды, особенно после падения Иерусалима, хотя это не находит подтверждения в небиблейских источниках. 41:5. Принесение жертв в разрушенном святилище. Как это ни удивительно, но, несмотря на разрушение Иерусалимского храма, паломники собирались в путь, чтобы принести там жертвы. Если учесть, что места, из которых шли паломники (Сихем, Силом и Самария), были религиозными и политическими центрами, это паломничество демонстрировало твердую уверенность в будущем восстановлении Иерусалима. Возможно, они рассчитывали совершить обряды очищения разрушенного храма и тем самым восстановить его действенность (см. также: 2Пар. 34и соответствующий комментарий). Учитывая тот факт, что множество святынь было разрушено по всему Ближнему Востоку, речь, возможно, идет о ритуалах, которые предписывалось совершить для их очищения и подготовки к восстановлению и дальнейшему использованию. Свидетельства этого найдены в хрониках ассирийского царя Асархаддона, где описывается, как Мардук разрешил разрушить, а затем восстановить Вавилон и его храмы. 41:9. Историческая справка. Поскольку Мицпа не была разрушена вавилонянами, ее архитектурные сооружения этого периода выглядят по сравнению с большинством других мест практически не затронутыми разрушениями. Здесь встречаются дома с большими помещениями и, возможно, небольшой дворец, где мог располагаться административный центр Годолии. Найдено также несколько выдолбленных в скальной породе резервуаров для сбора воды, один из которых, возможно, был построен царем Асой за триста лет до описываемых событий (см. коммент. ко 2Пар. 16:6 ). В то время царь Иудеи получил помощь от Венадада Сирийского в войне против израильского царя Ваасы. Часть награбленных из крепости Ваасы в Раме строительных материалов была использована на укрепление Мицпы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

С другой стороны, слово, переведенное как «колесо» (galgal), может относиться к котлу. Такое толкование основано на его сходстве с аккадским понятием gulgullu, которое, вероятно совсем не случайно, означает еще и «череп». Книга Песни Песней Соломона 1:1. Лобзание. Поцелуй в губы рассматривался как выражение пылкой любви по всему Ближнему Востоку, хотя в Египте в древности его часто заменяло касание носами. 1:2. Благовоние мастей. Для курения и умащения тела использовали целый ряд благовоний, основными ингредиентами которых были масло и смолы растений, в том числе мирра и ладан (см.: Ис. 60:6 ; Иер. 6:20 ). Шафран, аир и алоэ привозили из Индии, корицу – из Шри-Ланки, нард – из Непала. О других способах применения благовоний в библейские времена см. в коммент. к Исх. 30:34–38 и Прит. 27:9. 1:4. Кидар. Кидар – одно из самых могущественных арабских племен в Северной Аравии в период между VIII и IV вв. до н. э. Оно упоминается в ассирийских и нововавилонских хрониках, а в Быт. 25его происхождение возводится к Измаилу (см. коммент. к Быт. 25:12–16 ; Ис.21 :16и42:11). Кидарские шатры делались из шкур животных или тканей, которые натягивались на шесты и представляли собой трехсторонние конструкции. Черный цвет обусловлен, вероятно, тем, что материал покрытия был изготовлен из черной козьей шерсти (см. коммент. к Исх. 26:7–13 ). 1:10. Золотые подвески с серебряными блестками. Как и в Прит. 25:11 , библейский автор использует здесь образ искусно изготовленного ювелирного украшения, чтобы продемонстрировать свою влюбленность. Об украшениях см. также в коммент. к Ис. 3:18–23 . 1:12. Мирровый пучок. Мирровые деревья растут к северу от прибрежных холмов Йемена и Омана, в зоне, орошаемой дождями, выпадение которых определяется действием юго-западного муссона. Мирра, красноватая ароматическая смола, каплями сочится из надрезов, сделанных в коре стволов и колючих ветвей. Мирру использовали для изготовления благовоний и в медицинских целях. Ее естественный аромат, несколько напоминающий скипидар, был довольно устойчивым, поэтому ее нередко помещали в саше для усиления сексуального удовольствия или использовали для уничтожения запахов, часто наполнявших в те времена дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Справедливость Бога не может быть оценена, поскольку никто не владеет достаточной информацией о том, что Он принимает во внимание. Но люди могут верить, что Он справедлив, потому что убеждены в Его мудрости. 4:12–5:27 Первая речь Елифаза 4:9. От дуновения Божия погибают. Здесь под «дуновением Божьим» подразумевается ветер пустыни, который иссушает растительность (Ос. 13и Ис. 40:7 ). Обычно это выражение используется при описании животворной деятельности Бога (см.: Быт. 2:7 ). 4:13–15. Дух прошел надо мною. Тема наведения на человека глубокого сна с последующими видениями часто повторяется в Писании. Например, Бог навеял сон на Авраама во время заключения завета ( Быт. 15:12–21 ). Этот мотив встречается и в мифологии Месопотамии. Финикийский бог Дагон часто обращался к своим почитателям в храме через сны. Люди, желавшие получить видение, оставались в храме на ночь. В эпосе о Гильгамеше легкий ветер, зефир, навевает сон и дает видения. В Месопотамии богом сна считался Закику, и его имя происходит от слова, которое обозначает дух. Этот дух, или легкое дуновение, проходит через дверные щели по ночам. Подобные представления отражены также в «Илиаде» и «Одиссее». 4:18. В ангелах усматривает недостатки. Во 2 Пет. также упоминается наказание согрешивших ангелов, однако в Ветхом Завете этот эпизод не получил подробного освещения. В угаритских мифах говорится о непослушных богам слугах (особенно о служанках, прислуживающих богам). Трудность состоит в том, что слово, переведенное здесь как «недостатки», больше нигде в Ветхом Завете не встречается и значение его не совсем понятно. 4:19. Храмины из брения. Слово «храмина» используется как иносказание для обозначения тела в апокрифической книге Прем. 9:15 , во 2Кор.5иво 2Пет. 1:14 , но мысль о духе, обитающем в теле, встречается в Ветхом Завете только здесь. Глина (брение) и прах символизируют слабость человеческого тела и его преходящую, смертную природу. 5:1. Святые. Понятие, обозначающее Божьих слуг, или ангелов, неоднократно встречается в Писании ( Ос. 11:12 ; Зах. 14:5 ; Дан. 4:10,14,20 ; Пс. 88:8 ). Они святы, потому что близки к Богу, а не по природе. 6:1–7:21 Первая речь Иова 6:2. На весах мучения и нищета. Весы использовались торговцами для взвешивания товаров. Иов желает, чтобы его страдания были взвешены, но даже морской песок, который символизирует неисчислимое множество, представляется ему слишком легким противовесом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Псалмопевец говорит, конечно, как представитель всех возвратившихся, которые с благодарным взором к Богу, своему Спасителю, часто (особенно при новоустроенном, хотя и бедно обставленном богослужении) могли вспоминать о бедствиях, перенесенных в Вавилоне. Сначала псалмопевец изображает печаль пленников, у которых мысль, что Сион лежит в развалинах и они разлучены с ним, выжимала слезы (ст.1) 938 . Среди благочестивых пленников замолкли все радостные песни (ст.2) 939 , хотя вавилоняне часто требовали от них пения хвалебных, богослужебных песней (песни сионския), которые пели в храме Иерусалимском (ст.3). Но пленники не позволили себе этого, так как думали, что песни во славу Господа (песни Господни) можно петь только в Его земле и на месте Его жилища, в Иерусалиме, а не в земле язычников (гоимов), где место одним покаянным песням (ст.4). Петь радостные песни показывало бы их равнодушие (забвена буди) к своей земле и к единственному месту своего богослужения, было бы преступлением; поэтому пленники просили Бога строго наказать их, если они позволят себе это и покажут свое равнодушие к Иерусалиму (ст.5–6) 940 . – Показавши таким образом страдания плена, псалмопевец (народ) в заключение призывает Господа воздать эдомлянам, которые, несмотря на свое родство с евреями, подстрекали халдеев на разрушение Иерусалима и выражали свое злорадствование (ст.7); город Вавилон (ст.8) и народ халдейский должно также постигнуть мщение, страшное мщение и таким образом отдано будет возмездие за все, что претерпел Израиль в плену (ст.8–9) 941 . Псалом 137. Благодарение за чудесную помощь и молитва о продолжении милости По надписанию псалом этот принадлежит Давиду 942 . Он мог быть написан Давидом после подчинения им всех языческих соседних народов и побед над ними, а также после получения величественных доказательств Божественной милости в известном обетовании 2Цар.7и д. Он хочет хвалить Господа, Который так часто внимал Ему, хочет прославлять Его пред всеми на месте богослужебных собраний за милость и верность обетованиям, полученным от Него, за величие имени Его, открытое пред всеми (ст.1–2) 943 .

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Сам этот факт является красноречивым свидетельством того, сколь трудной и бедной была жизнь крайне малочисленного населения страны в этот период. Новое иудейское сообщество, сложившееся в VI-V вв. до Р.Х., жило на небольшой территории, которая простиралась с севера на юг вдоль хребта менее чем на 25 миль – от местечка несколькими милями севернее Иерусалима до Беф-Цура, находившегося к северу от Хеврона. Население страны в 440 г. до Р.Х. составляло менее 50 000 (Неем. далее), окружали же ее враждебные ей соседи. Своим возникновением она была обязана тому обстоятельству, что персидский царь Кир стал проводить по отношению к порабощенным народам совершенно новую политику. В документе, который должен был писаться в Вавилоне после его захвата в 539 г. до Р.Х., Кир описывает как взятие города, так и свои последующие деяния. Он заявляет, что Мардук, повелитель богов Вавилона, разгневался на царя страны Набонида за его злочестие. Последний величается «слабым» человеком, дерзнувшим вмешаться в дела жрецов, читать неустановленные молитвы, нарушить ход сакральных церемоний и забыть о почитании Мардука. Этот бог стал искать по миру «праведного правителя» и, остановив свой выбор на Кире, объявил его правителем мира. Благодаря этому Кир вошел в Вавилон без боя, избавив город от ужасов войны, и тут же решил облегчить народные страдания. Он прибег к политике, обратной политике своих ассирийских и вавилонских предшественников, заключавшейся в депортации народов с их исторической родины. Он обещался «вернуть им [их] родину», восстановить их святилища и возвратить их некогда поверженных идолов. Эти сведения позволяют нам лучше узнать обстоятельства возвращения иудеев из Вавилонского плена. Ездра ( 1Езд. 1:2–4 и 6:3–5) дважды сообщает об указе Кира, разрешающем возвращение евреев на свою родину и восстановление Храма в Иерусалиме. Второй (арамейский) вариант обычно рассматривается более достоверным, чем первый (еврейский); впрочем, некоторые исследователи подвергают сомнению подлинность обоих отрывков.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   Но в речи Стефана была и другая мысль. Исполнение Ветхого Завета во Христе есть и его прехождение. Если пророки вели народ ко Христу, то гонение на пророков прообразовало восстание на Праведного (ст. 51—53). Восстание на Праведного знаменовало отпадение Иудейства. Но мысль Стефана на этом не останавливалась. Мало того, что его современники отвергли обетование. Мы видели, что он поставил под вопрос и храмовой культ (ст. 47—50): для служения Богу-Творцу храмы, созданные человеческими руками, не нужны. Мы увидим, в свое время, что эти слова исповедника запали семенем в душу его гонителя, Савла (ср. Деян. 17:24-25). Но они показывают, что обвинение, которое было выдвинуто против Стефана в синагогах (ср. 6:11—14), имело под собой основание. Мысль об окончании ветхозаветного домостроительства была близка его сознанию. В современной науке высказывается мнение, что эта мысль о культе без Храма была распространена в тех кругах эллинистического иудейства, к которым принадлежал Стефан. Возможно, что в Деян. 6-8 евангелистом Лукою был использован — и отчасти переработан — источник, исходивший из этих кругов.    Стефан был побит камнями (7:57—60). Поскольку Синедрион не имел права жизни и смерти, это было возможно или благодаря отсутствию прокуратора, или по его попустительству. При убиении присутствовал и убиение одобрял юноша, именем Савл (7:58; 8:1).    Возмущение Стефаном среди иудеев было общее. Его дело началось в синагогах (6и слл.). И Савл-гонитель, как уже было указано, был фарисей. Исполнение взял на себя Синедрион (6и слл.). Свою речь Стефан произнес в Синедрионе, в ответ на вопрос его председателя, первосвященника (7и слл.). Когда Савл задумал распространить гонение на Дамаск, он заручился письменными полномочиями к Дамасским синагогам от того же первосвященника (9:1—2).    Каково было отношение христиан? Для составителя Деян. Стефан был мученик и святой. Это с несомненностью вытекает из характеристики его служения в 6:8—10. А в 6Лука говорит, что «все сидящие в Синедрионе, смотря на него, видели лицо его, как лицо Ангела».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3485...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010