Примите от меня, много раньше Вас вступившему по воле Божией на путь тех же лишений, слова утешения из опыта послед­него моего крестоносного года: Я услышал, и вострепетала внутренность моя; при вести о сем задрожали губы мои, боль проникла в кости мои, и колеблется место подо мною ( Авв. 3:16 ). Как журавль, как ласточка издавал я звуки, тосковал как го­лубь; уныло смотрели глаза мои к небу: Господи! Тесно мне; спаси меня (из Плача Езекии; Ис. 38:14 ). Возведите к Господу очи сердец Ваших, ибо он причиня­ет раны и Сам обвязывает их, Он поражает и Он врачует (ср.: Иов. 5:18 ). Кто без молитвы и терпения хочет побудить искушения, тот не отразит их, но более в них запутается. Не предавайся печали душею твоею и не мучь себя своею мнительностью, ибо печаль многих погубила, а пользы в ней нет ( Сир. 30:22.25 ). Управъ сердце твое и будь тверд во время посещения твоего (ср.: Сир. 2:2 ). Все, что ни приключается тебе, принимай охотно, и в превратностях твоего уничижения будь долготерпе­лив ( Сир. 2:4 ). При умножении страданий моих в сердце моем, утешения Твои стали веселить мою душу (ср.: Пс. 93:19 ). Постоянно помню. Молюсь за Вас и за Сергея Вадимовича. Предайте Господу путь Ваш, и уповайте на Него, и Он сотворит (ср.: Пс. 36:5 ). Я всегда сам надеюсь на милость Божию и желаю это­го же и Вам. По мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше ( 2Кор. 1:5 ). Аня шлет крестному привет. Да сохранит Вас всех Господь! Простите! Спасибо за все! Л. А. Воскресенской [До 1927 г.] Большое спасибо Вам, дорогая Лидия Александровна, за память обо мне. Я всегда молюсь за Вас и всегда помню. Толь­ко все вот не выбрался к Вам в Посад. Завтра уезжаю на 3–4 дня (вернусь в четверг вечером) в Верею навестить семью. Я не знаю, когда Вы переезжаете совсем в Москву. На той неделе в середине буду в Посаде. Я, если нужен Вам до этого времени, служу в пят­ницу, субботу и воскресенье. Очень рад был бы повидать Вас. Все, что только могу, я готов сделать для Вас и Вашей семьи. Передайте мою сердечную благодарность Александру Дмитриевичу и благо­словение детишкам.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Примите от меня, много раньше Вас вступившему по воле Божией на путь тех же лишений, слова утешения из опыта последнего моего крестоносного года: Я услышал, и вострепетала внутренность моя; при вести о сем задрожали губы мои, боль проникла в кости мои, и колеблется место подо мною ( Авв. 3:16 ). Как журавль, как ласточка издавал я звуки, тосковал как голубь; уныло смотрели глаза мои к небу: Господи! Тесно мне; спаси меня (из Плача Езекии; Ис. 38:14 ). Возведите к Господу очи сердец Ваших 671 , ибо он причиняет раны и Сам обвязывает их, Он поражает и Он врачует (ср.: Иов. 5:18 ). Кто без молитвы и терпения хочет победить искушения, тот не отразит их, но более в них запутается 672 . Не предавайся печали душею твоею и не мучь себя своею мнительностью, ибо печаль многих погубила, а пользы в ней нет ( Сир. 30:22–25 ). Управь сердце твоё и будь твёрд во время посещения твоего (ср.: Сир. 2:2 ). Всё, что ни приключается тебе, принимай охотно, и в превратностях твоего уничижения будь долготерпелив ( Сир. 2:4 ). При умножении страданий моих в сердце моём, утешения Твои стали веселить мою душу (ср.: Пс. 93:19 ). Постоянно помню. Молюсь за Вас и за Сергея Вадимовича 673 . Предайте Господу путь Ваш, и уповайте на Него, и Он сотворит (ср.: Пс. 36:5 ). Я всегда сам надеюсь на милость Божию и желаю этого же и Вам. По мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше ( 2Кор. 1:5 ). Аня шлёт крёстному привет. Да сохранит Вас всех Господь! Простите! Спасибо за всё Л. А. Воскресенской 674 [До 1927 г.] Большое спасибо Вам, дорогая Лидия Александровна, за память обо мне. Я всегда молюсь за Вас и всегда помню. Только всё вот не выбрался к Вам в Посад 675 . Завтра уезжаю на 3–4 дня (вернусь в четверг вечером) в Верею навестить семью. Я не знаю, когда Вы переезжаете совсем в Москву. На той неделе в середине буду в Посаде. Я, если нужен Вам до этого времени, служу в пятницу, субботу и воскресенье. Очень рад был бы повидать Вас. Всё, что только могу, я готов сделать для Вас и Вашей семьи. Передайте мою сердечную благодарность Александру Дмитриевичу и благословение детишкам.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

   Размышляя же над Великим каноном, мы уже говорили и о том, кто такой этот — чужой, от которого призывает нас тщательно оберегаться преподобный Андрей.    Это — тот, кто чужд, внешен нашему Богом сотворенному естеству.    Это — тот, кто попытался растлить и унизить то, что Господь создал прекрасным, благородным, высоким, достойным богообщения — ведь в раю Бог общался с человеком непосредственно, более непосредственно, чем с кем бы то ни было на земле, даже не так, как с Моисеем.    Это — «отец лжи и человекоубийца от начала» (Ин. 8:44).    Это — тот, власть и победа которого разрушена крестной Жертвой, как возвещено было еще в древности Осией пророком: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня» (Ос. 13:14; ср.: 1 Кор. 15:55).    О людях, обладающих такими качествами, сказано: «никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей» (1 Ин. 3:15).    О духе же нечистом, который произвел в людях эти качества, сказано, что он — вместе со «смертью и адом» — будет «ввержен в озеро огненное и серное», где и будет «мучиться день и ночь во веки веков» (Апок. 20:10, 14).    И вот, после этой проповеди я читаю слова преподобного: в покаянии мя приими и в разум призови...    Два условия освобождения от внешней власти называет преподобный: покаяние и разум.    Не лицемерное покаяние, в котором покаянные слова не согласуются со злыми деяниями. Не то покаяние внешнее, когда мы каемся, а после вновь и вновь совершаем всё те же грехи. Нет — святой говорит о покаянии, которое принимает Господь, о покаянии от всего сердца, о покаянии, после которого сама жизнь наша очищается от греховных поступков.    И — не тот разум, о котором сказано: «мудрость твоя и знание твое — они сбили тебя с пути; и ты говорила в сердце твоем: я, и никто кроме меня» (Ис. 47:10), ибо «это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская» (Иак. 3:15). А тот, в который призывает человека Господь, Который хочет всем «разум истины приити» (1 Тим. 2:4). В тот разум, о коем вопрошал некогда Иов: «Где премудрость обретается? и где место разума?» (Иов. 28:12, 20), — и о коем, как бы в ответ, сказал Христос: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

А. С. К. Альд.) пути твоего? (Богобоязненность твоя не должна ли быть твоею надеждою, и непорочность путей твоих – упованием твоим?). Последняя половина стиха не только в переводе LXX, и зависящем от него сирско-гекзаплском тексте, 14 но и в еврейском и сирийском Пешито возбуждает недоумение частицей и, стоящей между словами надежда твоя с одной стороны, и злоба с другой. Устраняя это и из текста, и за этим исключением переводя всю часть стиха по еврейскому тексту, мы получаем, совершенно параллельную смыслу первой половины стиха, мысль: «твоя надежда – непорочность путей твоих». Но этот перевод существенно разнится от перевода LXX в том отношении, что слово непорочность является на месте слова злоба. И замечательно, что соответствующее еврейское слово том у LXX переводится (исключая настоящий случай) словом aκακα ( Пс. 7:9, 24:1 −11, 40:13, 77:72, 100:2) или его синонимами. В этом обстоятельстве можно видеть достаточное основание к тому, чтобы чтение κακα признать последствием (думаем случайного) повреждения первоначального чтения aκακα (незлобие, ср. слав. перевод в указанных местах псалмов). Иов. 20:15 : «Богатство неправедно собираемо изблюется, из храмины его (ξ οκας ατου – В. С. К. Альд.) извлечет его ангел» (Имение, которое он глотал, изблюет: Бог исторгнет его из чрева его). Согласно с библейским текстом было бы сказано: «из чрева его извлечет его». И у LXX еврейское слово, соответствующее славянскому из храмины, большей частью переводится или γαστρ или κοιλα. Естественно, поэтому думать, что и в Иов. 20:15 первоначальное чтение есть то, которое сохранилось в А., а именно κ κοιλας ατου (из чрева его), и что чтение, воспроизведенное в славянском переводе, своим происхождением обязано только недосмотру переписчика. Пс. 71:14 : «от лихвы и от неправды избавит души их, и честно имя его пред ними» (τò νομα ατου νπιον ατων – С. К. Альд.) (от коварства и насилия избавит души их, и драгоценна будет кровь их пред очами его). Вторая половина стиха по еврейскому тексту имеет совершенно другой смысл, и притом смысл, параллельный смыслу первой половины: «и честна (дорога) кровь их перед ним».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/k...

Поскольку говорится, что Он был в повиновении у отца Своего и Матери Своей (Лк. 2:51). И на кресте [сказал] ученику: се, Матерь твоя! И Матери Своей: се, сын Твой (Ин. 19:26-27).    Уважать старших весьма угодно Богу и похвально у человеков. И должную честь воздавать старикам подобно же — Богу приятно, нам же — хорошо и полезно. Потому что если и мы доживем до того же самого возраста, то, конечно же, будем иметь такое же воздаяние. Но если и преждевременно уйдем отсюда, то будем иметь воздаятелем Господа. И в том и в другом случае то же самое воздаяние будет сопутствовать в старости ли или в юности [если рано умрем], и Воздаятель — Тот же. Ибо говорится: «Как ты поступал, так будет и с тобой» (ср. Тов. 4:16). Первым же Мои сей заповедует, говоря: Пред лицем седого вставай и почитай [Col. 1769] лице старца (Лев. 19:32). Иов же: Во мнозем времени премудрость, во мнозе же житии ведение (Иов. 12:12). И другой:Венец старцем многоразличное искусство, и похваление их страх Господень (Сир. 25:8). И Апостол к Тимофею: Старца не укоряй, но увещевай, как отца (1 Тим. 5:1). Но ты мне, конечно же, скажешь в ответ: «Следует же, чтобы и старцы были бдительны, степенны, здравы в вере, в любви (Тит. 2:2), по Апостолу. Ибо, по Писанию, не в долговечности честная старость, и не числом лет измеряется: мудрость есть седина для людей, и беспорочная жизнь — возраст старости (Прем. 4:8-9)». Однако об этом судить не наше дело, но испытующего сердца наши (1 Фес. 2:4) Бога. Наше же дело — всем воздавать должное: кому страх, страх; кому честь, честь (Рим. 13:7), и не только добрым и кротким, но и суровым (1 Пет. 2:18). И быть братолюбивыми друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждать (Рим. 12:10). Ибо написано: Сыне, аще премудр будеши, себе премудр будеши и искренним твоим: аще же зол будеши, един почерпнеши злая (Притч. 9:12). Также и Петр: младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время (1 Пет. 5:5-6). Посему подобает, чтобы все христиане воздавали должное, поскольку этому мы научаемся у Самого Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Ибо ради Своего неизреченного к нам снисхождения Он не посчитал чем-то недостойным прийти к Иоанну, чтобы креститься от Него. Тот же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Владыка же [ответил] рабу: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф. 3:14-15). Ему же слава во веки. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Желая показать, что эти слова обращены к Богу и что пребывание Бога Сына одесную Отца — вечное, пророк немного далее говорит: “Из чрева прежде денницы Я родил Тебя”(См. Пс. 109, 3.). Слова “прежде денницы” означают, что Единородный Сын Божий был прежде всех лет и прежде веков; слова “из чрева” свидетельствуют о единстве Сущности и Естества Отца и Сына — так Отец говорит: не как-либо иначе, но от Моего Естества родился Сын. Будучи Единосущным и Одного Естества с Отцом, Сын сопрестолен Ему. Таким образом, ты видишь, что Отцу сопрестолен Сын, а не ангелы. Также и Дух Святой, равно поклоняемый и славимый с Отцом и Сыном, говоривший через пророков, равночестен и сопрестолен Отцу. О Нем свидетельствует первоверховный апостол Петр: “Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым”(2 Пет. 1, 21.). Также и премудрый Павел говорит о Нем: “И один Дух Святой, Им — все, и мы — в Нем. Ибо Дух все проницает, и глубины Божии… Божьего никто не знает, кроме Духа Божия”(Ср.: 1 Кор. 2, 10–11.). И Давид говорит: “Пошлешь Дух Твой — созидаются”(Пс. 103, 30.). Подобно этому говорит Иов: “Дух Божий создал меня”(Иов. 33, 4.). Иоиль говорит: “Излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать”(Иоил. 2, 28.). И Исаия свидетельствует: “Послал Меня Господь Бог и Дух Его”(Ис. 48, 16.). И далее: “Дух Господень вел их к покою”(Ис. 63, 14.). И еще: “Но примите слова Мои и определения Мои, которые Я заповедал через Духа Моего рабам Моим, пророкам”(См. Зах. 1, 6.). Из этого ты видишь, что Сын и Святой Дух Единосущны Отцу и имеют равную с Ним славу и честь. Если же Они Единосущны и имеют равную честь и славу, то все Три — Сопрестольны. Об ангелах сказал мужественный подвижник Павел: “Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня?”(Евр. 1, 13.) Ангелы являются творением и созданием Святой и Единосущной Троицы, служителями вечной и непостижимой Ее славы, они знают свои чины и свое достоинство. И довольно об этом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Например, Бог сказал через пророка: «Я есмь, Я есмь, и до старости вашей Я тот же буду» (См. Ис. 46:4). Понятно, что бытие Бога не прекращается вместе со старостью человека. Далее, да не подумает кто-либо, что простому человеку, а не Богу сказано: «Седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих», и что не вечно пребывание одесную Бога Отца, но ограничено во времени, раз есть слово «доколе». Желая показать, что эти слова обращены к Богу и что пребывание Бога Сына одесную Отца — вечное, пророк немного далее говорит: «Из чрева прежде денницы Я родил Тебя» (См. Пс. 109:3). Слова «прежде денницы» означают, что Единородный Сын Божий был прежде всех лет и прежде веков; слова «из чрева» свидетельствуют о единстве Сущности и Естества Отца и Сына — так Отец говорит: не как-либо иначе, но от Моего Естества родился Сын. Будучи Единосущным и Одного Естества с Отцом, Сын сопрестолен Ему.    Таким образом, ты видишь, что Отцу сопрестолен Сын, а не ангелы.    Также и Дух Святой, равно поклоняемый и славимый с Отцом и Сыном, говоривший через пророков, равночестен и сопрестолен Отцу. О Нем свидетельствует первоверховный апостол Петр «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1:21). Также и премудрый Павел говорит о Нем: «И один Дух Святой, Им — все, и мы — в Нем. Ибо Дух все проницает, и глубины Божии... Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (Ср.: 1 Кор. 2:10—11). И Давид говорит: «Пошлешь Дух Твой — созидаются» (Пс. 103:30). Подобно этому говорит Иов: «Дух Божий создал меня» (Иов. 33:4). Иоиль говорит: «Излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать» (Иоил. 2:28). И Исаия свидетельствует: «Послал Меня Господь Бог и Дух Его» (Ис. 48:16). И далее: «Дух Господень вел их к покою» (Ис. 63:14). И еще: «Но примите слова Мои и определения Мои, которые Я заповедал через Духа Моего рабам Моим, пророкам» (См. Зах. 1:6).    Из этого ты видишь, что Сын и Святой Дух Единосущны Отцу и имеют равную с Ним славу и честь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

7 страж человеков. Иов предполагает, что Бог внимательно следит за людьми, чтобы уличать их в грехах. 7 зачем бы не простить мне греха. Иов впервые допускает, что грешен, однако не исповедует грех и не кается в нем он пока только высказывает мысль о возможности греха или беззакония с его стороны. Глава 8 8:1–22 Первая речь Вилдада. Вилдад, в отличие от Елифаза, никогда не имел откровения Божия. Его вера в Бога, по всей видимости, также (как и вера Иова) основывается на слышанном о Боге. 8 слова уст твоих бурный ветер! Довольно резкий тон Вилдада не похож на мягкую речь Елифаза, с помощью которой тот пытался подобрать ключи к сердцу Иова (4,2), и свидетельствует, что Вилдад в духовном отношении стоит гораздо ниже Елифаза (не случайно в гл. 42 Господь назовет по имени только одного из друзей Иова Елифаза). 8 Он и предал их в руку беззакония их. Эти слова Вилдада, несмотря на жесткость, являются абсолютной истиной дети Иова погибли «от руки» собственного беззакония. См. ком. к 1,5. 8 если взыщешь Бога. Против этих слов Вилдада трудно что-либо возразить, однако начало ст. 6 заставляет усомниться в правильности представлений Вилдад о Боге и человеке. 8 если ты чист и прав. Ср. слова Елифаза: «муж чище ли Творца своего?» (4,17); «Что такое человек, чтоб быть ему чистым?» (15,14). Сам Вилдад также придет к выводу: «как быть чистым рожденному женщиною?» (25,4). Страдания Иова явятся школой духовного совершенствования не только для него самого, но и для его друзей, которые пришли, чтобы «вместе сетовать с ним и утешать его» (2,13). 8 спроси у прежних родов. Вера Вилдада и его знание о Боге пришли к нему от предков (возможно от тех, кто знал Бога живого, Которого сам Вилдад не знает). 8 мы вчерашние, и ничего не знаем. Вилдад высказывает мысль, лежащую в основе практически всех древних религий, истинно только то свидетельство, которое обладает авторитетом давности. 8 научат... скажут. См. ком. к ст. 9. За научением Вилдад предлагает обращаться к свидетельству праотцов. Елифаз, в отличие от него, предлагал Иову обратиться непосредственно к Богу (см. 5,8).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Быт.3:18–19 . терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, В этих двух стихах дается более подробное раскрытие предшествующей мысли об оскудении земного плодородия и о тяжести и непроизводительности человеческого труда. Этим божественным приговором все земное существование человека как бы превращается в сплошной трудовой подвиг и обрекается на скорби и страдания, как это гораздо яснее выражает славянский текст: «в печалях снеси тую вся дни живота своего» ( Быт. 3:17 ) (ср. Иов. 5:7, 14:1 ; Ис. 55:2 ; Еккл. 1:13 и др.). доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься. Ряд божественных наказаний заканчивается определением исполнения той угрозы, которая была возвещена на случай нарушения заповеди, т. е. провозглашением смерти. Этот закон разрушения и смерти, как видно из данного текста, а также и из ряда библейских параллелей ( Пс. 103:29, 145:4 ; Иов. 34:14–15 ; Еккл. 12:7 ), касался только физической стороны природы человека, образованной из земли и возвращавшейся в свое первобытное состояние; на душу же человека, имеющую свой высочайший источник в Боге, он не распространялся ( Еккл. 12:7 ; Притч. 14:32 ; Ис. 57:2 и др.). По отношению к физической природе человека смерть, если ее можно считать наказанием за грехопадение, то не столько в положительном, сколько в отрицательном смысле слова, т. е. не как введение чего-либо совершенно нового и несоответствующего природе человека, а лишь как лишение, отнятие того, что составляло дар сверхъестественной благодати Божией, проводником и символом чего служило древо жизни, уничтожавшее действие физического разрушения в человеческом организме. В таком смысле следует понимать и известные библейские выражения, что «Бог не сотворил смерти» ( Прем. 1:13 ), что «Бог создал (точнее – предназначил) человека для нетления» ( Прем. 2:23 ) и что смерть привнесена в мир грехом человека ( Рим. 5:12 ). Быт.3:20 . И нарек Адам имя жене своей: Ева , ибо она стала матерью всех живущих.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

сколько ни всматриваться в эту связь, будет оставаться непонятным, о каком гиасн’е там речь. В самом деле, можно ли понять, о каком «духе» говорит Иезекииль в таком месте: «и когда (во время видения – Господь) говорил ко мне, вошел в меня ruach и поставил меня на ноги мои» (2:2); или: «дух (после видения на Ховаре) поднял меня и взял меня и шел я в огорчении» (3:14); «поднял меня ruach между землею и небом и принес меня в видениях Божиих в Иерусалим» (8:3), после каковых видений тоже «поднял его ruach и перенес в Халдею к переселенцам» (11:24). А пророк видимо считал это название совершенно понятным для читателей и не требующим дальнейших разъяснений. В других местах В.З. мы тоже встречаем примеры такого неопределенного и загадочного употребления этого слова: Иов в своей речи, которая названа особенно возвышенной (37:1), говорит: «пока еще дыхание во мне и дух (ruach) Божий в ноздрях моих, не скажут уста мои неправды и т.д.» (3.4) 72 . Ср. Иов. 3:8; 20:25 . Очевидно библейской древности был известен ruach, который по действиям своим был так непохож на ветер обыкновенный, что едва мог быть назван этим именем. В ветхозаветной истории, особенно в жизни пророков, действительно были случаи появления такого ветра, который имея все признаки настоящего ветра, не был однако простым, естественным ветром. Пророков Илию и Елисея иногда поднимал какой-то особый, необыкновенный ветер и уносил их далеко, так что потом нельзя было найти их; бывали кажется случаи, что такой ветер повергал пророка на какой-либо горе или долине: 3Цар. 18:12 . 4Цар. 2:16 . История пророков конечно так была памятна каждому еврею, что он не мог не знать об этом виде ветра, гиасн’а, и Иезекиилю можно было употреблять это слово без пояснений. Замечательно, что такой ruach является обыкновенно, если не исключительно, в истории пророков. Он как будто имеет какое-то отношение к пророческому дару и служению. После времени пророков мы встречаемся с ним опять только в истории апостолов – преемников пророческого служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010