Сретенский монастырь основан в конце XIV века на месте встречи чудотворной Владимирской иконы Божией Матери в память об избавлении Москвы от нашествия Тамерлана. С тех пор 8 сентября (26 августа по старому стилю) стало в столице Днем города. В этот день ежегодно до 1918 года москвичи совершали крестный ход из Кремля в Сретенский монастырь. Трагические события XX века сильно отразились на внешнем виде обители. В конце 1925 года Сретенский монастырь, одним из последних настоятелей которого был священномученик Иларион (Троицкий), был закрыт. В 1928-1930 годах была разрушена большая часть храмов и сооружений монастыря. В оставшихся зданиях, как и в большинстве строений по улице Большая Лубянка, расположились подразделения НКВД. К 1917 году в монастыре было три храма, к нашему времени сохранился только один – собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери, который и сегодня далеко не вмещает всех прихожан обители, собирающихся на богослужения в праздничные и воскресные дни. Зачастую людям приходится молиться на улице. По благословлению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в соответствии с решением попечительского совета монастыря, производится реконструкция, а также новое строительство зданий и сооружений на территории Сретенского монастыря. В рамках комплекса работ предусматривается строительство храма Новомучеников и Исповедников Российских на крови, что на Лубянке. Храм в честь Новомучеников Российских будет построен на Лубянке к 100-летию русской революции — в 2017 году. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/gradostroitelnaya-komi...

« Церковь Сретения иконы Владимирския Богородицы у великомученика Никиты, что в Старой Басманной, прежде построена в 1517 году великим князем Василием Ивановичем, который провожал до сего места принесенные из Владимира святые иконы, почему до 1 683 г. и бывал в оную крестный ход. В 1751 г. церковь сия вновь перестроена тщанием прихожан. Придел св. великомученика Никиты при церкви Владимирской Богородицы, в Старой Басманной, устроен в 1751 г.» 3 . В более старом описании московских древностей и достопамятностей сообщаются некоторые новые подробности: «Никиты великомученика, что в Старой Басманной, придельная, с настоящей Владимирския Пресвятыя Богородицы, и с приделом в оной Рождества Иоанна Предтечи, первоначально построена в 1517 г. повелением и, как должно думать, иждивением благоверного государя и великого князя Василия Иоанновича, по причине обратного провождения до сего места с митрополитом Варлаамом приносимых из Владимира для поновления и украшенных потом сребром и златом святых икон, почему с того времени в сию церковь сентября 15 дня установлен был ежегодный ход, и который в 1683 г. отставлен. Потом в 1751 г. вновь перестроена коштом приходских людей» 4 . Во второй половине XV века, задолго до построения храма Владимирской Божией. Матери в Басманной слободе, здесь же, в будущем приходе Владимирского храма, произошло событие, отразившееся последствиями в церковной истории Москвы 5 . В то время в Басманной слободе образовалось плотное поселение, занимавшееся сельским хозяйством и кустарными промыслами. Среди мелких кустарей, промышлявших сапожным мастерством, здесь проживала благочестивая семья Иакова и Анны, бездетных. Всю жизнь они усердно молились о даровании им детей, и наконец, в 1469 г. у них родился сын Василий. Скромные родители направили сына по отцовскому делу, желая увидеть в нем хорошего сапожника. Когда мальчик подрос, они отдали его для окончательной выучки в сапожную мастерскую. Трудолюбивый и богобоязненный юноша, равнодушный к мирской жизни, в душе лелеял мечты о личном самоусовершенствовании и о высоких христианских подвигах. Поэтому, когда Василию исполнилось шестнадцать лет, он покинул хозяина и сапожную мастерскую, ушел из родительского дома и, без крова и одежды, предался подвигу юродства, скитаясь по улицам Москвы целыми днями, а по ночам заходил на паперти московских храмов, продолжая дневные подвиги непрестанным молитвенным подвигом по ночам. Заходил он на паперть и вновь устроенного храма Владимирской Божией Матери в родной его Басманной слободе.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Новообретенный образ был перенесен в храм и перед ним совершен молебен. Из Серпухова бывший пьяница возвращался совершенно здоровым. Он получил не только исцеление больных ног, самое главное — он перестал испытывать непреодолимую тягу к губительной чаше вина. Скоро эта благая весть вышла за стены обители, и к новоявленному образу стали приезжать толпы людей из города Серпухова, а потом и со всей Руси. Читайте также: Сретение Владимирской иконы Божией Ма тери Икона Божьей матери Неупиваемая чаша. О чем молятся? Перед этой иконой Божьей Матери Неупиваемая Чаша православные христиане молятся об исцелении от алкоголизма и наркомании – в церкви засвидетельствовано множество чудесных исцелений по молитвам перед этой иконой. Так, например, вся икона, находящаяся во Владычнем монастыре увешана золотыми украшениями – в знак благодарности за исполненные прошения, за исцеления от недуга, по древней традиции со временем из этих даров иконам изготавливались драгоценные оклады, эти украшения – зримое свидетельство об исполненных молитвенных прошениях. Иконографически образ восходит к типу Богородицы-Оранты: Младенец Христос изображен стоящим в чаше, которая символизирует Чашу Причащения. Богородица на иконе с поднятыми вверх руками молится за грешников и призывает к неистощимому источнику духовной радости и утешения. Сегодня в России существует много центров помощи больным алкоголизмом во имя иконы Неупиваемая чаша. «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» определяют основную причину алкоголизма и наркомании как духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров. В конце 2005 года Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II дал благословение на создание при храмах Москвы групп самопомощи для людей, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью. Некоторые случаи исцелений по молитвам ко Пресвятой Богородице перед Ея чудотворной иконой «Неупиваемая Чаша» Источник: http://www.pserpuhov.ru/ Икона Божией Матери Неупиваемая Чаша — Так я бросил пить

http://pravmir.ru/ikona-bozhiej-materi-n...

Перед этой иконой молились русские князья и цари, выступая в походы. При избрании московских митрополитов, а впоследствии патриархов, жребии избираемых клались в пелену этой иконы. Перед ней приносили присягу на верность своим государям знатнейшие люди Москвы. В 1547 году в Московском Кремле был сильный пожар. Чудотворную икону собирались вынести: несколько самых сильных и смелых мужей были отправлены снять ее и унести в безопасное место за пределы Кремля.  Но никакими силами не смогли сдвинуть святыню с места. По свидетельству очевидцев, в этот момент в небе над Успенским собором появилось видение «светозарной Жены, осенявшей храм»… Вскоре пожар утих. Среди пепелища стоял нетронутый огнем Успенский собор. С тех пор святая Владимирская икона Божией Матери всегда находилась в кремлевском Успенском соборе. Перед ней помазывались на царство цари и избирались первосвятители. В советское время икону поместили в Третьяковскую галерею, к счастью, она не была утрачена как многие православные святыни в годы гонений на Церковь. В сентябре 1999 года одна из главных православных святынь России — икона Владимирской Божьей Матери — была передана в храм Святителя Николая при Третьяковской галерее. Там она хранится и поныне под пуленепробиваемым стеклом, а специальные приборы поддерживают особый режим температуры и влажности… …С плачем молилась простая монахиня рядом со святыми отцами. Потом, словно опомнившись, кинулась к людям, рассказывая о том, что увидела и услышала в эту ночь. Слух разлетелся по Кремлю и посаду, люди бежали в собор, чтобы долгие часы провести в горячем молитвенном стоянии перед Владимирской иконой Божией Матери… То, что произошло потом, летописцами описывается сухо и скупо, потому что нет объяснений происшедшему, нет версий и «земных» предположений. Превосходящие многократно по силе и числу сборные татарские войска отступили. Летописцы рассказывают, что утром 21 мая (3 июня) 1521 года татары увидели на другой стороне Оки «несметные войска русские» и с ужасом сообщили об этом хану. Хан не поверил и послал самых верных людей в разведку удостовериться. Посланные действительно увидели множество войска и сказали: «Царь, что же ты медлишь? Побежим скорее, на нас идет безмерное множество войска от Москвы». Жестокий, могущественный Махмет-Гирей отступил. Потрясенные москвичи славили Богородицу и служили благодарственные молебны перед ее чудотворной Владимирской иконой.

http://pravmir.ru/sretenie-vladimirskoj-...

4 декабря 1925 года в монастыре Сергей Извеков (впоследствии Патриарх Пимен ) был пострижен в рясофор с именем Платон. В 1926 году обитель была закрыта. После этого Сретенский собор некоторое время оставался приходским; из остатков братии был организован совет общины. Священник собора Иван Хлыстов в 1929 году был арестован и помещён на три года в концлагерь, за предсказание скорого конца советской власти. В 1927—1930 годах большинство зданий монастыря было разрушено — как говорилось в газетах и официальных документах, «для расширения уличного движения». В числе прочих сооружений был снесен храм прп. Марии Египетской — один из древнейших в Москве. Иконы и утварь, по каким-либо причинам не изъятые из монастыря ранее, теперь «расформировали» по разным музеям и культурным учреждениям. Так, знаменитая икона начала XVIII века «Воздвижение креста» оказалась в Антирелигиозном музее искусств в «бывшем Донском монастыре». Спустя несколько лет икона поступила в собрание Третьяковской галереи, где и находится по сей день. В уцелевших монастырских постройках разместилось общежитие офицеров НКВД. На территории, ранее принадлежавшей монастырю, проводились расстрелы. В безымянных могилах хоронили тела жертв. В память о них в 1995 году при входе в монастырь установили поклонный крест, освящённый Святейшим Патриархом Алексием. До революции на территории монастыря также находилось и кладбище, где были похоронены участники Отечественной войны 1812 года. В советское время на месте монастырского погоста было построено здание средней школы. Вплоть до начала 1990-х в Сретенском соборе находился Всесоюзный художественный научно-реставрационный центр им. Грабаря. Современное состояние [ править править код ] В январе 1991 года сохранившееся здание собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери было передано в пользование Русской Православ­ной Церкви; здесь был создан один из приходов братства «Сретение» во главе со священником Георгием Кочетковым. В 1993 году братство «Сретение» было переведено в соседний храм Успения в Печатниках (на Сретенских воротах); в Сретенском же монастыре было открыто подворье Псково-Печерского монастыря.

http://azbyka.ru/palomnik/Сретенский_муж...

Наблюдательный путешественник обязательно заметит и находившийся справа от церквей небольшой участок старинной монастырской ограды, подсказывающей, что здесь некогда располагалась обитель. В прошлом эта территория принадлежала девичьему монастырю, носившему название Сретенско-Владимирский и Богородицкий. Обитель, находившаяся в Кремле, как и другие переславские монастыри, первоначально была выстроена из дерева. Сохранившиеся до наших дней две похожие друг на друга величественные каменные церкви с необычными большими маковицами на тонких вытянутых барабанах, выросли здесь в 40-х годах XVIII века на средства переславского фабриканта Филиппа Фадеевича Угрюмова. Чуть позже он основал самую крупную в округе полотняную мануфактуру (1758), на которой работало более 1000 человек и использовалось 200 ткацких станков. Через несколько десятилетий небогатую девичью обитель упразднили (1764), а её храмы стали приходскими. Но внешний облик закрытого монастыря долго не менялся. Ещё в прошлом столетии с Красной площадью соседствовали монастырские башни и стены, жилые и хозяйственные строения обители. Между пятиглавыми храмами в виде высокой круглой башни стояла колокольня, красивый звон колоколов которой слышился далеко за пределами города. В начале ХХ века собор Владимирской иконы Божьей Матери отреставрировали и украсили двумя изящно выполненными иконостасами, где были помещены " прекрасные копии Васнецовских икон " . Средства для этих благих целей выделил фабрикант Сергей Петрович Павлов, проживавший в доме напротив храма. Просторный собор стал Новым Городским собором, и к нему приписали даже старинный Спасо-Преображенский собор. Очень скоро в Переславле сложилась традиция - отмечать Новый год во Владимирском соборе, где ровно в 12 часов ночи при свете пяти огромных паникадил, " сделанных в греческом стиле " , служился праздничный молебен. По словам очевидцев, до половины двенадцатого переславцы в большом количестве стекались к храму, под сводами которого пел " всегда полный хор соборных певчих под управлением талантливого и любящего церковное пение регента Аркадия Аркадьевича Козлова " .

http://sobory.ru/article/?object=00437

Дорогой владыка, вознося сегодня вместе с Вами молитвы перед Владимирской иконой Божией Матери, мы просим Вас передать поклон Святейшему Патриарху Кириллу, попросить его благословения, поблагодарить его за внимание к нашему приходу, а Вам, дорогой владыка, желаем сил, здоровья, мира, помощи Божией в очень трудном архипастырском служении, которое Вы сегодня несете в Русской Православной Церкви». По случаю праздничного богослужения представители администрации Третьяковской галереи преподнесли митрополиту Илариону цветы. Протоиерей Николай Соколов подарил иерарху брошюру о Никольском храме в Толмачах и книгу о галерее. Затем, передав собравшимся в храме приветствие и благословение Святейшего Патриарха Кирилла, председатель ОВЦС произнес архипастырское слово: «Сегодня особый день для нашей Церкви и для нашего Отечества: мы вспоминаем героев войны 1812 года, героев Бородинского сражения, которое состоялось ровно 200 лет назад и стало переломным пунктом в той войне, — сказал, в частности, митрополит Иларион. — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем послании, которое мы только что слышали, напомнил нам об этой войне и о том, что для галлов и двадесяти язык, которые пришли на русскую землю, война была захватнической, а для нашего народа — освободительной. " Иные колесницами, иные конями, а мы именем Господа Бога нашего хвалимся " (Пс. 19:8) — вот слова псалмопевца, которые были некогда отнесены к истории народа израильского, а ныне справедливо могут быть отнесены к истории нашего народа. Наполеон пришел в Россию не во имя Божие, а во имя политических и меркантильных интересов, в жертву которым были принесены жизни десятки тысяч воинов — и русских, и французских, и воинов других национальностей, — которые сложили свои кости на Бородинском поле и других полях сражений на территории нашего Отечества. Историки до сих пор спорят, кто одержал победу в Бородинском сражении. Отечественные исследователи утверждают, что победа была за нашим воинством, а французские считают, что это была их победа. Не будем вдаваться в эти споры, ведь дело не в этом. Бородинское сражение явило великий подвиг нашего народа, ибо встретились на этом поле неравные силы; наше воинство было меньшим по численности, но оно уповало на Бога и молитву Пресвятой Владычицы Богородицы.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

Но всё меняется, когда в 1740 году, благодаря средствам переславского купца, фабриканта Филиппа Фаддевича Угрюмова, на территории монастыря начинается каменное строительство. Размах строительства виден и по сей день. Пятиглавый холодный собор, освящённый в честь Сретения Владимирской иконы Божьей Матери, и пятиглавый тёплый храм в честь Александра Невского. Монастырские службы и каменная ограда с четырьмя угловыми башенками. В это же время возведена была и четырёхъярусная колокольня со Святыми вратами. С северной стороны колокольни была пристроена часовня неизвестного посвящения с маленькой главкой. Но совсем недолгую жизнь, уже поменявший свой прежний облик, просуществовал храмовый комплекс как монастырь. Он был упразднён в 1764 году, как и многие другие монастыри. Есть мнение, что из-за бедности. А вместе с ним упразднили и Переславскую епархию. Церкви стали приходскими. В начале прошлого века Сретенскую церковь капитально отремонтировали. В 1908 году переосвятили после ремонта при многочисленном стечении народа. Возможно, в это же время и называться она стала: церковь Владимирской иконы Божией Матери. С этого же времени она становится главным собором города, с дополнением к посвящению – Новый городской собор. Во всегда холодном храме делают духовое отопление, где теперь регулярно совершаются богослужения. Собор был украшен тогда двумя изящно выполненными иконостасами, где были помещены " прекрасные копии Васнецовских икон " . Ремонту также подвергается церковь Александра Невского и колокольня, красивый мелодичный звон колоколов которой, разносился далеко за пределами города. Средства для этих благих целей выделил фабрикант Сергей Петрович Павлов, проживавший в доме напротив храма. Очень скоро в Переславле-Залесском сложилась традиция - отмечать Новый год во Владимирском соборе, где ровно в 12 часов ночи при свете пяти огромных паникадил, " сделанных в греческом стиле " , служился праздничный молебен. По словам очевидцев, до половины двенадцатого переславцы в большом количестве стекались к храму, под сводами которого пел " всегда полный хор соборных певчих под управлением талантливого и любящего церковное пение регента Аркадия Аркадьевича Козлова " . К нему даже приписывают древний Спасо-Преображенский собор, расположенный буквально в 200-х метрах от Владимирского собора. Собору Владимирской иконы Божьей Матери отводили центральное место среди переславских церквей и в первое десятилетие советской власти, когда вновь была создана Переславская епархия. Именно в этом городском храме в то непростое время проводились почти все архирейские службы.

http://sobory.ru/article/?object=22326

Владыка Евфимий провел для гостей из Египта экскурсию по территории монастыря и показал его достопримечательности. Представители Коптской Церкви поклонились главным святыням обители — кресту с частицей Животворящего Креста Господня, Влахернской иконе Божией Матери, мощевикам с частицами честных останков первоверховных апостолов Петра и Павла, святителя Петра, митрополита Московского, преподобного Сергия Радонежского и сонма святых Успенской Киево-Печерской лавры. В Сергиевском храме паломники присутствовали на молебне с акафистом Толгской иконе Божией Матери и приложились к чтимому Высоко-Петровскому списку этого Богородичного образа, который по сложившемуся обычаю в этот день был доставлен в обитель из Государственного исторического музея. В тот же день коптская делегация посетила Сретенский ставропигиальный мужской монастырь. Наместник обители игумен Иоанн (Лудищев) показал паломникам из Египта монастырские храмы — собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери и собор Воскресения Христова и новомучеников и исповедников Церкви Русской, где почивают мощи небесного покровителя обители священномученика Илариона, архиепископа Верейского. Благочинный Сретенской обители иеромонах Афанасий (Дерюгин) рассказал об истории и современной жизни монастыря и ответил на ряд вопросов гостей, интересовавшихся различными аспектами организации общежительной жизни в русских монастырях. Братское общение продолжилось за совместной трапезой. В честь прибытия высоких представителей Коптской Церкви был дан концерт с участием хоров учащихся Сретенской духовной академии и воспитанников воскресной школы монастыря. В Богородице-Рождественском ставропигиальном женском монастыре делегацию тепло встретили сестры во главе с настоятельницей игуменией Викториной (Перминовой). Коптские монашествующие поклонились пребывающим в обители святыням, среди которых — иконы с частицами мощей великомученика Георгия Победоносца, великомученика и целителя Пантелеимона, священномученика Киприана и мученицы Иустины. В трапезном храме обители состоялось продолжительное общение. В праздничном приеме приняли участие заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря игумения Иулиания (Каледа), настоятельница ставропигиального женского монастыря — Марфо-Мариинской обители милосердия игумения Елисавета (Позднякова), секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов), представитель Коптской Церкви в России иеромонах Дауд эль-Антони, представитель Синодального отдела по монастырям и монашеству, насельник Сретенского монастыря иеромонах Агафангел (Давлатов) и сотрудник ОВЦС С.Г. Алферов.

http://radonezh.ru/2023/08/23/delegaciya...

Привлекательны по мыслям, находкам и повествованию её другие очерки: " Риза преподобного Пафнутия " , " Воззри в Летописец сей " , " Выдающийся русский историк и археограф " (об архимандрите Леониде (Кавелине), " Дорогой сердцу уголок России " (о неожиданном восстановлении храма Георгия Победоносца в селе Отякове Боровского района Калужской области. " Братья и сестры! - взывает автор. - Помогите храму святого великомученика Георгия Победоносца! " . Нова и душевна беседа Ирины Есинской с реставратором Ярославом Рылло. Беседа эта названа словами признания собеседника: " Сильнее, чем фрески Пафнутьева монастыря, у меня в жизни не было ничего " . А ведь реставратор до этого участвовал в работах по восстановлению фресок и росписей Тихвинской иконы в Троице-Сергиевой Лавре, Иоанно-Предтеченском соборе Екатеринбурга, храме Преподобного Серафима в Сарове, соборе Казанской иконы Божией Матери в Дивеево, Сергиево-Казанском соборе Курска, древнем Успенском соборе города Дмитрова, реставрации фресок храма Владимирской иконы Божией Матери в Сретенском монастыре Москвы; Ярославу Рылло удалось спасти плафонную живопись 18 века в Свято-Екатерининском монастыре подмосковного города Видное. Удивительно чисты очерки Ирины Есинской: " Человек - икона Божия " , " Людогощенский крест " , " Десять дней на святой земле Сербии " и " Как Никита часовню строил " (о селе Агрофенине, о храме и часовне, посвящённым Успению Пресвятой Богородицы). Автор Ника Веденёва представлена на страницах альманаха рассказами " Искусство древнее шитья " и " Когда не плачут ангелы " . В первом рассказе она углубляется в историю искусства церковного шитья: " ...Сама Пресвятая Дева была причастна к этому искусству и пряла пурпур и багрянец для обновленной завесы храма Соломона. Благовестие Деве Марии было принесено Ей Архангелом Гавриилом в то время, когда Она пряла пурпур, что и отражено в иконных изображениях святого Благовещения " . А во втором - автор замечает неповторимые " свои истории " у каждого отдельного православного храма, хотя все они и объединены общей российской историей.

http://ruskline.ru/analitika/2008/06/10/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010