Календарь Материалы 21 марта 2005 г. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Картофельные фрикадельки, Копытка белорусская, Отварная фасоль по-монастырски, Картофельное пюре с луком, Отварной картофель, Картофель по-архиерейски, Деруны, Картофель печеный, фаршированный жареным луком. [Интернет-журнал/Общество] Александр Богатырев Правозащитники, так много говорящие об угрозе реставрации в России большевизма, сами de facto его реставрировали. Эта выставка, конечно, не взрыв храма Христа Спасителя, но, судя по тому, как выводят шумиху вокруг Самодурова на международный уровень - это серьезный сигнал к подготовке взрывных работ. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Салаты без растительного масла — салаты с растительным маслом — первые блюда — вторые блюда — рыбные блюда — сладкие блюда и напитки. [Вопросы священнику/Богословие] священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Вопрос такой: в Евангелие от Матфея, Марка и Иоанна в описании казни Иисуса Христа говорится о разбойниках распятых вместе с ним в тот день: " Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его " (Мф.27:44). И только в Евангелие от Луки говорится: «Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:39-41). Как Вы прокомментируете " недосказанность " такого факта в Евангелиях от Матфея, Марка и Иоанна? Ведь приход разбойника к Вере во Христа на кресте и прощение ему грехов - не мог быть не замеченным его учениками. [Вопросы священнику/Богословие] священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Почему в Символе веры нет слова " умерша " по отношению к Господу Иисусу Христу? [Вопросы священнику/Богослужение и обряды] священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря По Часослову в конце 9-го часа говорится о " еже пети междочасие " , что это за чинопоследование? Заранее благодарю за ответ. Новости 21 марта 2005 г.

http://pravoslavie.ru/archive/050321.htm

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Во время таинства венчания на головы жениха и невесты надеваются венцы как символ торжества, славы и величия. На это указывает тайносовершительные слова, которые произносит священник: «Господи Боже наш, славою и честью венчай я [их]». Обычай этот весьма древний. На него указывает Священное Писание. «Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством» ( Ис. 61:10 . Венцы на головах жениха и невесты являются также прообразами тех победных нетленных венцов, которые ожидают их в Царстве Небесном, если они построят свою семью как спасительный союз и, победив все соблазны и искушения этого мира, наследуют вечную жизнь. В молитвах на сон грядущим не лучше ли перенести отпуст на самый конец правила? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Не только богослужебный устав Церкви, но и различные молитвенные правила сформировались в монастырях. С этим, повидимому, связан тот порядок молитв на сон грядущим, на который Вы указываете в письме. Обычно в монастырях вечерние молитвы совершаются всей братией после трапезы. До сна еще остается некоторое время. Поэтому читается молитва Достойно есть…и делается отпуст сразу же после молитвы преподобного Иоанникия Великого. Оставшиеся молитвы, которыми верующие приготовляют себя ко сну (преподобного Иоанна Дамаскина , Честному Кресту и др.), произносятся непосредственно перед наступлением ночного покоя. Если для Вас после вечерних молитв начинается время сна, то молитву Достойно есть… и отпуст надо перенести в конец правила. Порядку совершения молитв на сон грядущим, который сложился в монастырях, можно следовать и дома. Тогда для выполнения вечернего молитвенного правила будет больше сил и времени. Почему на воцерковлении младенца священник произносит цитату из Евангелия: «Ныне отпущаеши…»? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Десять заповедей были записаны на каменных скрижалях на древнееврейском языке. Можно ли рассказывать другим то, что говорил священник на исповеди? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Если сказанное священником касалось вашей духовной жизни, то рассказывать другим не надо. Если же он давал советы общего характера, тогда можно поделиться с близкими людьми, не касаясь содержания Вашей исповеди. Подскажите, пожалуйста, как объяснить ребенку, кто такой ангел? игумен Амвросий (Ермаков) Постараюсь выполнить Вашу просьбу, обратившись непосредственно к ребенку: Дорогой друг! Ангел это слово греческое, (есть такой язык) и означает оно того, кто приносит новости, вести – вестника. Ведь ты знаешь, что у твоего папы на работе, у тебя в школе и у всех людей, есть начальники. И для того чтобы что-нибудь передать своим подчиненным эти начальники посылают специального человека, вестника. А главный наш Начальник и Создатель – Господь. И вестники, которых Он посылает, называются ангелами. Ангелы приносят от Бога мысли о добре, мире и любви, побуждают людей к исполнению заповедей Бога, охраняют человека от зла. И хотя мы не видим ангелов, мы должны обращаться к ним с молитвой, зная, что ангелы видят нас и слышат и помогают, когда это нам необходимо и полезно. Что в христианстве символизируют крест и обряд крещения? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Воплотившийся Бог Иисус Христос из безмерной любви к нам взял на Себя грехи всего рода человеческого и, приняв на Кресте смерть, принес за нас искупительную Жертву. Так как грехи ведут человека к духовной смерти и делают пленником диавола, то после голгофской смерти Христа Крест стал орудием победы над грехом, смертью и диаволом. В таинстве крещения происходит возрождение падшего человека. Благодатью Святаго Духа совершается его рождение к духовной жизни. Родиться можно только тогда, когда умрет наш ветхий человек. Спаситель сказал в беседе с Никодимом: «истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» ( Ин.3:5 –6). В крещении мы сораспинаемся с Христом и совоскресаем с Ним. « Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» ( Рим. 6:4 ). Как понимать определение «Кафолическая Греко-Российская Церковь»?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Скачать epub pdf Сретение Господне Праздник Сретения Господня не только символически показывает завершение Ветхого Завета и начало рождения Нового Завета, но в нем еще сокрыт некий глубокий смысл. Во-первых, он учит нас послушанию. «Когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа». Матерь Божия не нуждалась в днях очищения, потому что рождение Ее Дитяти произошло чудесным образом, но несмотря на это Она за послушание исполнила закон, который был в то время в Ее народе. Закон повелевал, чтобы каждый рожденный младенец-первенец был посвящен Господу. И Сретение Господне – это день, когда Младенца Христа на сороковой день после Его рождения приносят в храм, чтобы поставить Его перед Богом. «Как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву… две горлицы или двух птенцов голубиных». Жертва приносилась в знак очищения и в знак благодарности Богу. Когда человек благодарит, обычно это выражается в том, что он нечто от себя отрывает и дает другому. И при принесении младенца во храм приносили с собой и жертву. Тогда у немногих людей были деньги, и жертва была установлена в форме приношения птиц, которые отдавали на храм, и они шли в пищу священнослужителям или обслуживающим храм людям. Но смысл духовный того, что Матерь Божия пришла в храм, не в этих жертвах и не в очищении, в котором Она не нуждалась, потому что была Приснодевой, а в поставлении перед Богом. Этот обычай перешел и в Церковь Господню: крестить ребенка на сороковой день после рождения в память о Сретении Господнем, чтобы с самого младенчества своего человек посвящался Богу. Хотя дитя еще не имеет веры, и не может отличить правду от лжи, и не знает грамоты, но родители, принося его в храм, как бы ручаются Богу за него, что он будет воспитан в богопочитании, в любви к Богу и к закону Божию. Сейчас, правда, крещение редко приходится на сороковой день, обычно его совершают позже, но само стремление во что бы то ни стало крестить ребенка, хотя родители часто и не понимают, зачем они это делают, идет как раз от этого обычая, который укоренился очень прочно.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Сретение — осуществление ожидаемого Праздник Сретения Господня знаменует собой смену Ветхого на Новое, смерти — на жизнь, печали — на радость 14 февраля, 2015 Праздник Сретения Господня знаменует собой смену Ветхого на Новое, смерти — на жизнь, печали — на радость Встретились ли мы со Христом? «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.»                                           Апостол Павел (Евр. 11, 1). Протоиерей Игорь Гагарин Говорят, что нет ничего более неприятного и трудного, чем ждать или догонять. Насчет «догонять» говорить пока не будем, а вот об ожидании самое время поразмышлять в канун СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ. Этот великий церковный праздник как раз напоминает нам об одном очень-очень долгом ожидании, увенчавшемся, наконец, ВСТРЕЧЕЙ. Слово «сретение» так и переводится на русский язык с церковнославянского – «встреча». Много веков ветхозаветный Израиль ожидал прихода в мир Того, Кого по-еврейски называли Мессия, по гречески — Христос. По-русски это слово обозначает «Помазанник», или, иначе говоря, «Царь». Не в том смысле, в котором называли царями тех, кто правил народами, вершил власть и суд, вел войны, казнил и миловал. Каждому всегда было понятно, как непрочна их власть, как порой неправеден оказывался суд, несовершенна милость. Если даже Соломон, мудрейший из мудрых, перед вступлением на престол умолявший Бога дать ему «сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло» (3 Цар. 3, 9-11) и получивший этот дар преизобильно, если даже этот помазанник не устоял и уклонился в конце жизни от правды Божией, то можно ли ожидать совершенного правления от кого бы то ни было? И невозможно было бы всякому мыслящему человеку не впасть в окончательный пессимизм и оставить всякую надежду на «лучшую жизнь», если бы не древнейшее обетование, данное Богом Своему народу через пророков. Каждый верующий знал: зло не всесильно, неправда не вечна. Наступит день, когда Бог вмешается в человеческую историю и пошлет в мир особенного Человека, Которого наделит такой властью и такой силой, какой до Него не было еще ни у кого, и будет Он прекрасным и совершенным, справедливым и добрым. Пророк Исаия так предсказывал о Нем и о Его Царстве: «И почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия… Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине… И будет препоясанием чресл Его правда… Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их» (Ис. 11. 2, 4-6).

http://pravmir.ru/sretenie-osushhestvlen...

Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших (15 ст.). Показав основания для блаженнаго воскресения умерших в вере во Христа воскресшего, апостол исправляет заблуждение солунян, будто умершие не явятся пред Господом во второе пришествие Его, и показывает даже время Его воскресения. Чтобы тверже и несомненнее утвердить истину воскресения умерших, апостол ссылается на слово Самого Господа, по которому оставшиеся в живых до пришествия Его не только не будут иметь никакого преимущества пред умершими при открытии царства Христова, но и не войдут в него раньше умерших. Мы живущие..., т. е. если бы пришествие Христово наступило при жизни его, апостола (как верили в близость его солуняне), то и он сам вместе с ними должен бы был подчиниться этому определению. Слово Господне, на которое ссылается апостол, могло быть или слышанное им от других апостолов (напр. Uoahha V:29 ), или слышанное им непосредственно от Самого Господа (I Kop. XV:8). Потому что Сам Господь, при возвещении, при гласе архангела и трубе Божией, сойдёт с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде (16 ст.). Труба Божия, конечно, должна быть понимаема не в вещественном смысле, но в духовном. Святый апостол Павел, наученный словом Господним, описывает здесь обстоятельства, сопровождающие воскресение мертвых и явление пред Господом оставшихся в живых до пришествия Его: придёт определенное судьбами Божьими время кончины мира и воскресения мертвых, и Господь повелит всемогущим Своим гласом восстать мертвым из гробов. Архангел, услышав эту трубу Божию, или глагол Божий, предаст этот глас умершим, и тогда сойдет с неба Господь, и мертвые о Христе, т. е. умершие с верою в Него, Спасителя и Искупителя, воскреснут прежде оставшихся в живых и предстанут пред Господом. Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними, восхищены будем на облаках, в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем (17 ст.). Продолжая изображать постепенность событий, имеющих быть во второе пришествие Господа, апостол Павел за воскресением умерших представляет явление пред Господом верующих оставшихся в живых до пришествия Господа. Для сего их грубые, тленные тела мгновенно изменятся в нетленные, и они восхищены будут на облаках на воздух, и вместе с воскресшими умершими (но не прежде их) выйдут в сретение Господу, и после того, как те, так и другие, удостоившиеся по приговору нелицеприятного Судии блаженной жизни, всегда будут с Господом, никогда более не разлучатся с Ним и будут наслаждаться в Его царстве вечным блаженством. 47

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Сретение Господа Нашего Иисуса Христа 2/15 февраля Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое . Лк.2:29–30 В конце каждой вечерни мы слышим эту вдохновенную предсмертную песнь праведного старца Симеона Богоприимца. Что же значит эта песнь? О чем она говорит? За ответами на эти вопросы обратимся к Священному Писанию и посмотрим, что нам известно о жизни и деятельности праведного старца. Святой евангелист Лука сообщает о нем краткие сведения. «Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» ( Лк.2:25–26 ) Из Святого Предания Церкви мы имеем более подробные сведения о жизни и деятельности праведного Симеона. За двести семьдесят лет до Рождества Христова египетский царь Птоломей Филадельф, собиравший в свою библиотеку священные книги разных народов, пожелал иметь в своей библиотеке и еврейские книги в переводе на греческий язык. По желанию этого царя иудейский первосвященник Елеазар послал в Египет семьдесят ученых еврейских толковников, знавших греческий язык, чтобы они перевели Священные Книги с еврейского языка на греческий для царя Птоломея. В числе этих семидесяти толковников был и праведный Симеон: он переводил на греческий язык Книгу пророка Исаии. Когда же он дошел до пророчества Исаии о рождении Христа от Девы: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» ( Ис.7:14 ), то задумался и хотел заменить слово «Дева» словом «Жена». Но Ангел Господень явился ему и сказал: «Имей веру написанному. Ты не умрешь, но пока не увидишь своими глазами имеющего родиться от Пресвятой Девы Христа Господа». Как сказал Ангел, так и случилось: старцу Симеону уже тогда было девяносто лет от роду. Двести семьдесят лет он ждал Пришествия Христа. На триста шестидесятом году своей жизни по внушению Святого Духа приходит он в храм Иерусалимский в то время, когда Пресвятая Дева и праведный Иосиф приносят в храм Младенца Иисуса в сороковой день по Его рождении, чтобы посвятить Его Богу и отдать за Него в умилостивительную жертву двух птенцов голубиных.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sharap...

Услышим святое Евангелие. Священник: Мир всем. Лик: И духови твоему. Священник: От Матфеа святаго Евангелия чтение. Лик: Слава Тебе, Господи, слава Тебе. Диакон: Вонмем. Священник: Мир всем. Хор: И духу твоему. Священник третий: От Матфея святого Евангелия чтение. Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе. Диакон: Будем внимать. Евангелие пятое, от Матфея, зачало 104 Рече Господь притчу сию: уподобися Царствие Небесное десятим девам, яже прияша светильники своя, и изыдоша в сретение жениху. Пять же бе от них мудры и пять юродивы. Юродивыя же, приемше светильники своя, не взяша с собою елеа. Мудрыя же прияша елей в сосудех, со светильники своими. Коснящу же жениху, воздремашася вся и спаху. Полунощи же вопль бысть: се, жених грядет, исходите в сретение его. Тогда воставше вся девы тыя, и украсиша светильники своя. Юродивыя же мудрым реша: дадите нам от елеа вашего, яко светильницы наши угасают. Отвещаша же мудрыя, глаголюще: еда како не достанет нам и вам? Идите же паче к продающим и купите себе. Идущим же им купити, прииде жених и готовыя внидоша с ним на браки, и затворены быша двери. Последи же приидоша и прочия девы, глаголюще: Господи, Господи, отверзи нам. Он же отвещав, рече им: аминь глаголю вам, не вем вас. Бдите убо, яко не весте дне, ни часа, воньже Сын Человеческий приидет. Сказал Господь притчу сию: подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Пять из них было неразумных, и пять разумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собой елея; разумные же взяли елей в сосудах, вместе со светильниками своими. А пока жених медлил, все они задремали и уснули. В полночь же крик раздался: “вот жених, выходите навстречу ему”. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали разумным: “дайте нам от елея вашего, ибо светильники наши гаснут”. Но разумные ответили, говоря: “как бы не оказалось недостатка у нас и у вас. Пойдите лучше к продающим и купите себе”. Пока же они ходили покупать, пришел жених, и готовые вошли вместе с ним на брачный пир, и дверь была затворена.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/posledova...

В храме была также 84-летняя вдовица Анна-пророчица, дочь Фануилова, «которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» ( Лк. 2:37–38 ). Это событие, когда святые Симеон и Анна встретили в храме принесенного Божией Материю и Иосифом Младенца Христа и прославили Его, называется праздником Сретения Господа нашего Иисуса Христа, то есть встречи Господа; и празднуется Православной Церковью 15 февраля (по новому стилю). Праведный Симеон именуется Богоприимцем, то есть принявшим на свои руки Бога Спасителя. В день Сретения Господня отмечается День православной молодежи. 15.13. В чем духовный смысл праздника Сретения Господа нашего Иисуса Христа? – Событие, давшее начало двунадесятому празднику, в духовном отношении многомерно. Русское слово «встреча» не передает главного значения церковно-славянского понятия «сретение». Встречаются обычно равные. «А здесь, – как заметил митрополит Вениамин (Федченков) , – более подходяще славянское слово «сретение», ибо оно говорит о выхождении меньших навстречу большему». Событие в Иерусалимском храме имеет особую значимость. Сам Божественный Законодатель как рожденный прежде всякой твари ( Кол. 1:15 ) и как Первенец Девы ( Мф. 1:25 ) приносится в дар Богу. Этот символический акт является как бы началом жертвенного служения: Воплотившийся Сын Божий приносит всего Себя в жертву ради искупления человечества, с которым ранее встретился в лице святого праведного Симеона. «Ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» ( Лк. 2:30–32 ). Встреча Бога и человека, которая произошла впервые в Иерусалимском храме, должна стать для каждого человека его личным событием, Путь спасения для каждого должен начаться со встречи с Иисусом Христом как его личным Спасителем еще здесь, на земле, прежде неминуемой встречи в последний день на Суде. Пока такая встреча не произошла, человек остается «сидящим во тьме…и тени смертной» ( Мф. 4:16 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

И поколебалась, говорит, душа их, смирилось высокоумие; они отчаялись в своем спасении, думали, что находятся в крайности, не ожидали ничего доброго, и каждый из них сокрушался собственными помыслами. Что же Бог? Он предсказывает избавление и потом совершает его, чтобы они опять не приписали освобождения города кому-нибудь другому, Он посылает пророка возвестить будущее. " И сказал Господь Исаии: выйди ты и сын твой Шеар-ясув навстречу Ахазу, к концу водопровода верхнего пруда, на дорогу к полю белильничьему, и скажи ему: наблюдай и будь спокоен; не страшись и да не унывает сердце твое от двух концов этих дымящихся головней, от разгоревшегося гнева Рецина и Сириян и сына Ремалиина " ( и рече Господь ко Исаий: изыди во сретение Ахазу, ты, и оставшийся Иасув сын твой, к купели горняго пути села белилнича, и речеши ему: блюди еже молчати, и не бойся ниже душа твоя да изнеможет: ниже убойся от двою древу главень дымящихся сих; егда бо гнев ярости моея будет паки изцелю) (ст. 3, 4). Что значит: " выйди навстречу " ( изыди во сретение)? От страха и скорби царь не был спокоен и не мог оставаться дома, но, как обыкновенно бывает с осажденными, постоянно выходил, обозревал стены, подходил к воротам, распоряжался и исследовал, в каком положении находятся дела неприятелей. Потому Бог и говорит: " выйди навстречу " . А что значит: " ты и сын твой Шеар-ясув " ( ты, и оставшийся Иасув сын твой)? " Шеар-ясув " ( Иасув) на еврейском языке значит: обращение и деятельность. Потому и Иессей, посылая Давида к братьям его, говорил: " и Иасув их возмешь " , т.е. скажешь мне об их обращении и о том, что они делают (1 Цар. 17:18). 3. Итак, здесь, мне кажется, пророку повелевается взять с собой народ, чтобы по окончании событий царь не мог оставаться неблагодарным, как бы не слышавший ничего такого от пророка. Смысл приведенных слов следующий: выйди на встречу ты и обращающиеся с тобой, оставшиеся от народа. Не удивляйся, что Бог называет народ сыном его, – и далее пророк говорит: " вот я и дети, которых дал мне Господь " (Иса.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010