Архиерейский Собор отлучил бывшего епископа Артемия от Церкви Белград, 31 мая 2015 г. Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви принял решение об отлучении от Церкви бывшего монаха Артемия (Радосавльевича) и бывшего иеромонаха Николая (Николича). «В виду того, что Марко Радосавльевич, бывший монах Артемий и бывший епископ Рашко-Призренский, остался глух ко всем попыткам Сербской Православной Церкви вернуть его с пути раскола к единству с Матерью-Церковью, на основании статьи 69 (пункта 29) Устава Сербской Православной Церкви, а также в соответствии с 15-й статьей “Положения о церковных преступлениях”, его и Негослава Николича, бывшего иеромонаха Николая, “рукоположенного” Артемием в псевдохорепископа вымышленной Старорашской и Лозницкой епархии, бессрочно исключить из церковного единства, с надеждой и молитвой ко Господу о ниспослании им покаяния как единственного пути спасения и возвращения в Церковь Божию, всегда с радостью принимающую кающихся», – говорится в официальном сообщении Собора, опубликованном 29 мая 2015 года. Собор призвал монашествующих и мирян, принимавших участие в богослужениях и оказывавших поддержку раскольничьей деятельности, вернуться к каноническому порядку и евхаристическому единству с Православной Церковью и напоминает им, что таинства, совершаемые упомянутыми лицами, не являются таковыми. В ходе работы Архиерейского Собора 25 мая 2015 года бывшему епископу Артемию было направлено письмо с призывом встать на путь единства, диалога и мира. Однако последний сначала отказался принять этот акт, а после публикации его на официальном сайте СПЦ направил письмо на имя Святейшего Патриарха Иринея, в котором отрицал свое пребывание в расколе и перекладывал всю вину за сложившуюся ситуацию на патриарха и Собор. Напомним, что бывший епископ Артемий был окончательно отстранен от управления Рашко-Призренской епархией на заседании Архиерейского Собора 4 мая 2010 года и пребывал на покое в монастыре Шишатовац (Сремская епархия). Однако в своем письме от 13 сентября 2010 года он неожиданно отказался признавать решения Собора и Синода, после чего актом Священного Синода от 15 сентября 2010 года был запрещен в служении.

http://pravoslavie.ru/79672.html

Сербская Церковь имеет Православный Богословский факультет в Белграде (открыт в 1920 году, до 1946 года входил в состав Белградского университета; учатся в нем свыше 100 студентов) и 4 Духовные Семинарии: во имя святителя Саввы в Белграде (120 учащихся), имени святителя Арсения (Сремца) в Сремских Карловцах (100 учащихся), имени святых Кирилла и Мефодия в Призрене (80 учащихся) и в монастыре Крки (90 учащихся). Последние две Семинарии начали функционировать с 1964 года. В монастырях по нужде иноков и инокинь могут открываться для их насельников специальные монашеские школы. В настоящее время такая школа действует в Острожском монастыре (Черногорско-Приморская епархия). Как руководитель школы, так и ее наставники — иноки в священном сане. Всего учащихся в ней около 20 человек . В мае 1977 года Святой Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви принял решение открыть в ближайшее время Духовную Академию в городе Сараеве. В настоящее время идет подготовка к открытию Семинарии в Америке — для сербских приходов. Регулярно издаются журналы: «Гласник» (с 1919 г.) — официальный орган Сербской Православной Церкви; «Православии мисионар» (с 1958 г.) — дополнение к «Гласнику»; «Теолошки погледи» («Богословское обозрение» — с 1968 г.). С 1967 года Сербская Патриархия выпускает двухнедельную газету (шесть листов) «Православлье», в которой сообщаются новости церковной жизни. Православный Богословский факультет в Белграде издает журнал «Богословлье» (с 1957 г.). Главный союз православных священников СРЮ издает журнал «Православна мисао» («Православная мысль» — с 1958 г.) и газету «Весник» («Вестник»). С января 1969 года ежемесячно выходит иллюстрированный журнал «Светосавско звонце» («Святосаввский колокольчик»). Журнал предназначается в качестве вспомогательного материала, главным образом приходским священникам, занимающимся в послеслужебное время преподаванием в храмах Закона Божия детям. Издаются также особые журналы в Жичской и Нишской епархиях. Ежегодно выпускается церковный календарь, в котором, помимо месяцеслова, помещаются статьи, разные сообщения, объявления, отражающие текущую жизнь Святосаввской Православной Церкви. Кроме того, печатается немало книг духовного содержания: догматического, церковно-исторического, литургического, катехизического; печатаются и богослужебные книги, а также и учебники для Духовных школ.

http://sedmitza.ru/lib/text/441204/

Евдокима, находившегося на Поместном Соборе РПЦ 1917-1918 гг ., в своем письме «Братскому народу сербскому» (Нью-Йорк. 23 окт. 1917 г.//Архив Српске православне enapxuje Цит. по: Сава, еп. шyмaдujcku. Ucmopuja. С. 94-96) рекомендовал серб. приходам созвать серб. Церковно-народный собор и учредить Сербскую Православную Церковь в Америке. 28 февр. 1919 г. на заключительной сессии II Всеамериканского Собора РПЦ в Кливленде еп. Александр (Немоловский) представил участникам Собора кандидатуры архим. Мардария (Ускоковича) для посвящения в сан епископа в целях окормления серб. приходов в Сев. Америке и архим. Фана (Ноли) для албан. приходов. Собор одобрил обоих кандидатов с условием, что они будут одобрены и Сербской и Албанской Церквами соответственно. Решения Собора были рассмотрены на III Объединенной архиерейской конференции СПЦ 3-15 дек. 1919 г., где было принято решение послать в Америку и Канаду серб. епископа и диакона, чтобы они рассмотрели ситуацию на месте, но это не было исполнено из-за отсутствия денежных средств. К вопросу об учреждении серб. епархии в Америке вернулись на Центральном Архиерейском Соборе СПЦ в 1920 г., постановлением к-рого от 22 окт. было принято решение о необходимости еще раз рассмотреть в будущем вопрос об учреждении серб. епархии в Америке и Канаде с последующим возведением на американскую кафедру еп. Охридского Николая (Велимировича), к-рый прибыл в Америку с предварительным визитом 24 янв. 1921 г. Спустя 3 месяца еп. Николай вернулся в Сербию, на заседании Свящ. Синода СПЦ 8 июля 1921 г. доложил о положении сербов в Америке и предложил Собору принять серб. Церковь в Америке в юрисдикцию СПЦ и добиваться у короля Сербии необходимых субсидий на содержание епископа и его помощника в этой епархии. 13 сент. 1921 г. на заседании Архиерейского Собора СПЦ в Сремски-Карловци было принято постановление учредить серб. правосл. А.-К. е. с кафедрой в Чикаго, что означало выход серб. приходов из юрисдикции РПЦ; для организации жизни епархии и управления ею поставить викария или отправить делегата от Архиерейского Собора, со временем заменив его на епископа; оставить за СПЦ право учредить епархиальное управление для надзора за серб.

http://pravenc.ru/text/114442.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВГЕНИЙ (Летица Эмануило; 1858, Плашки, ныне Хорватия - 3.10.1933, Суня, там же), митр. Дабро-Босанский (СПЦ). Учился в начальной школе в г. Огулин. По окончании гимназии в Сремски-Карловци изучал право в Вене, Граце и Загребе. Сдал гос. экзамены и работал юристом в г. Сремска-Митровица, потом судьей в Сараеве. В 1892 г. оставил гос. службу, переехал в Загреб и работал референтом по юридическим вопросам в Ипотечном банке. В том же году ушел с работы и поступил в семинарию в Сремски-Карловци, к-рую окончил в 1895 г. Вскоре принял монашеский постриг в монастыре Кувеждин и был назначен 2-м делопроизводителем Соборного совета Карловацкой митрополии. 9 июля 1895 г. патриархом Сербским Георгием (Бранковичем) рукоположен во диакона. 3 нояб. того же года назначен делопроизводителем управления Темишварской епархии, составил описание епархии ( Ebrehuje (Летица), еп. Први шематизам Српске православне enapxuje Темишварске: за годину 1897. Сремски-Карловци, 1897). В кон. 1895 г. еп. Темишварским Никанором (Поповичем) произведен в протодиаконы, 18 апр. 1898 г. еп. Будимским Лукианом (Богдановичем , буд. Патриарх Сербский) рукоположен во иерея, в 1899 г. произведен в протосинкеллы, а 24 июля 1900 г. возведен в сан архимандрита. 11/24 авг. 1900 г. по ходатайству Синода К-польской Патриархии был назначен австр. двором на кафедру новоучрежденной Баня-Лукско-Бихачской епархии (см. ст. Баня-Лукская епархия ). 30 дек. 1900 г. в г. Баня-Лука хиротонисан во епископа при участии митрополитов Дабро-Босанского Николая (Мандича) , Захумско-Герцеговинского Серафима (Перовича) и Зворникско-Тузланского Григория (Живковича) . В новой епархии, к-рая в тот период включала 13 округов (протопресвитериатов), 134 прихода и насчитывала более 280 тыс. правосл. верующих, учредил консисторию, которая начала работу 23 сент. 1901 г. За 7 лет управления епархией посетил более 100 церквей. Во время визитаций требовал от священников однообразия совершения таинств и обрядов, проверял уровень знания Закона Божия у учащихся церковных школ.

http://pravenc.ru/text/186983.html

Митрополит Псковский и Порховский Арсений рассказал о мероприятиях в рамках празднования 225-летия со дня рождения А.С. Пушкина на территории Псковской области. Святейший Патриарх Кирилл поручил митрополиту Симферопольскому и Крымскому Тихону и Патриаршему совету по культуре взять проконтролировать вопросы подготовки к юбилею на территории Успенского Святогорского монастыря ( Великолукская епархия Псковской митрополии ), где находится могила А.С. Пушкина. Также на заседании выступили президент Российской академии образования О.Ю. Васильева, председатель Комитета Государственной Думы по культуре Е.А. Ямпольская. В заключение Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Защита русского языка и повышение грамотности — это очень важная тема, которой должны заниматься и, я знаю, занимаются и Министерство просвещения, и наши профильные учреждения, научные и педагогические. Но очень хорошо, что и общество наше озабочено этой темой». Министр просвещения РФ С.С. Кравцов вручил Его Святейшеству нагрудный знак «За милосердие и благотворительность». В завершение заседания была пропета «Вечная память» Николаю Николаевичу Добронравову. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 8 апреля 2024 г. (26 марта ст.ст.) понедельник Седмица 4-я Великого поста, Крестопоклонная. Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Архангела Гавриила. Сщмч. Иринея, еп. Сирмийского (Сремского) (304). Мчч. Вафусия и Верка пресвитеров, Арпилы монаха, мирян: Авива, Агна, Реаса, Игафракса, Искоя, Силы, Сигица, Сонирила, Суимвла, Ферма, Филла и мцц. Анны, Аллы, Ларисы, Моико, Мамики, Уирко, Анимаисы (Анимаиды), Гаафы, царицы Готфской, и Дуклиды (ок. 375). Прп. Малха Сирийского (IV). Прп. Василия Нового (ок. 944). Мц. Параскевы Кочневой (1939). На 6-м часе: Ис. XIV, 24–32 . На веч.: Быт. VIII, 21 – IX, 7 . Притч. XI, 19 – XII, 6 . На 1-м часе поклонение Кресту. Вместо «Стопы моя...» поется «Кресту Твоему...» и стихиры на целование Креста (как в Неделю Крестопоклонную). Подобным образом поклонение Кресту на 1-м часе бывает и в среду (в пятницу поклонение Кресту – в конце изобразительных). На всех часах и изобразительных в эти дни по «Отче наш» – кондак «Не ктому пламенное оружие...».

http://patriarchia.ru/db/text/6073948.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕФРЕМ (Янкович; ок. 1658 - 18(29).03.1712), митр. Суздальский и Юрьевский. В эпитафии Е. указано, что он «родом Сербин... отечеством Скопья Сербска града... Пастырь девятнадцать лет Христова стада, прежде Пятицерквенский...», умер в возрасте 54 лет (исходя из этого определен возможный год рождения). В серб. источниках Е. упоминается с прозвищем Тетовац, поэтому некоторые исследователи считали, что он был родом из г. Тетово (совр. Македония). По сообщению брата Е., их отец был торговцем, возможно, семья переезжала из города в город. До великого переселения сербов 1690 г., когда Е. ушел вместе с патриархом Арсением III (Черноевичем) и поселился в г. Сентендре (совр. Венгрия), о нем ничего не известно. Согласно записи в рукописи, переписанной в апр. 1701 г. и хранившейся в церкви в г. Печ (совр. Венгрия), на Пасху 1694 г. в Успенском храме в Сентендре патриархом Арсением III Е. был хиротонисан во епископа «Петоцркванского и Мухачского Сегетвару и Канижи, Шиклеушу и прочим» ( Записи. 6. 10202; в тот период Мохачская епархия охватывала обл. Баранья и по названиям больших городов именовалась Печуйской, Петоцркванской, Сечуйской и Сигетской). Однако, исходя из упоминания в эпитафии, что Е. был архиереем 19 лет, можно предположить, что он был хиротонисан в 1693 г. Патриарх Арсений III просил утвердить права Е. наряду с правами др. серб. православных епископов, служащих на территории Австрийской империи. Имп. Леопольд I (1658-1705) 4 марта 1695 г. выдал диплом, к-рый утвердил Е. в качестве епископа Сигетского («Sigetiensis»). В дипломе Е. случайно был назван Евфимием, поэтому 2-й еп. Мохачский часто ошибочно упоминается под этим именем (см.: Иларион (Руварац), архим. О enapxuju Neчyjcko-Moxaчko-Ceчyjcko-Curemckoj: 1695-1733 гг. Сремски Карловци, 1922. С. 11). Филигранная надпись на переплете Евангелия сообщает, что она была выполнена «по заказу епископа Мохачского Ефрема в 1695 г.» (см.: Г. О српском XVII в. из збирке FITZWILLIAM-obor Myзeja у С. Београд, 1969. С. 20). В апр. 1701 г. Е. находился в Пече, но вскоре был вынужден покинуть епархию из-за давления на него иезуитов. Обращения к имп. Леопольду I не помогли ему вернуть епархию, и он нашел убежище в мон-ре Св. Троицы в Плевле (совр. Черногория). Еще в 1706 г. католич. архиеп. Эстергома кард. Леопольд Колонич просил австр. имп. Иосифа I не допускать возвращения в епархию Е., мешавшего расширению влияния униатов.

http://pravenc.ru/text/182135.html

После окончания Первой мировой войны началось также активное движение за возвращение в лоно Православной Церкви в Подкарпатской Руси и Восточной Словакии. Это было сугубо народное движение, практически не нашедшее поддержки со стороны греко-католического духовенства. К началу 1920 г. православное движение захватило здесь уже около 50 тыс. человек, а к 1928 г. число православных достигло 112 тыс. человек. В 1929 г. Сербской Православной Церковью была создана Мукачевско-Прешовская епархия. В тридцатых годах Православная Церковь имела здесь уже более 100 приходов, на которых служило около 100 священников. Для управления епархией в 1920-30-е гг. в Восточную Словакию и Закарпатье направлялись архиереи из Сербии. Из них особо известен своей миссионерской деятельностью епископ Нишский Досифей (впоследствии митрополит Загребский). В 1930 г. на Подкарпатскую епархию был назначен епископ Иосиф, с которым в Чехословакию прибыл известный богослов отец Иустин (Попович), трудившийся здесь в течение двух лет. К 1938 г. здесь было построено 127 новых храмов и открыто несколько монастырей и скитов. В Восточной Словакии и Подкарпатской Руси существовали также приходы, подчинявшиеся архиепископу Савватию. В 1923 г. им был прислан сюда архимандрит Виталий (Максименко), выпускник Казанской Духовной Академии, состоявший до революции в братстве Почаевской Лавры и занимавшийся там издательской деятельностью. Во время военных и революционных потрясений о.Виталий сумел сохранить типографию, которую перевез сначала в Сербию, а оттуда в Словакию. Благодаря его миссионерской деятельности в Восточной Словакии было создано 26 православных приходов. 1 апреля 1928 г. собрание представителей этих общин, проходившее в Медзилаборцах, приняло решение о переходе в юрисдикцию Сербской Церкви. Главной заслугой о.Виталия является создание монастыря Преподобного Иова Почаевского в Ладомирове и открытие при нем типографии. Монастырский храм был построен в 1926 г. " Печатня Преподобного Иова Почаевского " выпустила в свет Служебник, Требник, уникальный Великий Сборник, Молитвослов и другие книги. В 1926 г. монастырь начал издавать журнал " Православная Карпатская Русь " , переименованный вскоре в " Православную Русь " , являющийся ныне печатным органом РПЦЗ. В 1934 г. архимандрит Виталий был рукоположен во епископа митрополитом Антонием (Храповицким) в Сремских Карловцах и отправлен в Северную Америку как архиепископ. Во время Второй мировой войны созданный им монастырь был разрушен (сохранился только храм). Братия же переселилась в обитель Святой Троицы в Джорданвиле (США, штат Нью-Йорк), куда была перевезена и типография.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

И. А. Аносов.  – Не хватает не столько жертвенности, сколько аккуратности. Попытка подушного обложения в Югославии не дала в прошлом ощутительных результатов. Необходимо аккуратное выполнение церквами своих обязательств. Тогда только будет обезпечено удовлетворение всех нужд Архиерейского Синода. Архиепископ Финляндский Серафим.  – Западно-Европейская епархия не делает взносов не потому, что не желает, а потому, что сама не имеет средств. Невозможно взимать деньги с батюшки, который сам голодает. Из 30-ти приходов вносят в епархиальное управление только 9. В Западной Европе было три девальвации, которыя пагубно отразились на общем материальном положении. Предлагает прекратить прения и образовать при Синоде комиссию для выработки мер по улучшению состояния синодальной кассы. Архиепископ Гермоген.  – За все истекшие годы взносы на Синод не поступали регулярно и были недоборы, вследствие которых присутствие Синода не получало регулярно присвоенное ему содержание. Пробовали разсылат послания с призывами к жертвенности, но это не давало никаких результатов.  Проф. С. В. Троицкий полагает, что надо провести законом обложение русских людей на общецерковныя нужды подобно тому, как взимается Патриарший налог. Митрополит Анастасий в ответ Архиепископу Серафиму поясняет, что обсуждается не бюджет, а способы к изысканию средств. Бюджет будет утвержден Архиерейским Собором. К. К. Изразцов поясняет, что комиссия не останавливалась на частностях и вновь зачитывает некоторые пункты пожеланий, высказанных комиссией. Он, в частности, поддерживает предложение о непосредственном, помимо епархиального управления, представлении отчислений и сборов в Архиерейский Синод. Архиепископ Мелетий находит необходимым, чтобы сборы поступали в Синод через епархиальныя управления. Это удобнее и для причтов, и для епархиальных управлений, и для Синода, ибо таким образом может легче осуществляться надзор за правильным и точным выполнением всех требований. Митрополит Анастасий указывает, что «голодные дни» неудобно применять для сбора средств на церковныя нужды. И, так как не все предложения комиссии могут быть осуществлены, предлагает принимать предложенную резолюцию по пунктам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вскоре после этого акта, Митрополита Евлогия посетили, по уполномочию Высшего Монархического Совета, А. Н. Крупенский и Н. Д. Тальберг . Они указали ему на все опасности проистекающия от подчинения Митрополиту Сергию для Церкви в России и заграницей в виду того, что он является пленником большевиков, и они могут заставить его издавать вредныя для зарубежной Церкви распоряжения. Митрополит Евлогий настаивал на подчиненности ему. «Но, Владыко», наконец сказал Н. Д. Тальберг , «ведь может случиться, что Митрополит Сергий, под давлением большевиков, вас уволит и пришлет на ваше место, с разрешения большевиков другого Епископа». «И я подчинюсь» – заявил Митрополит Евлогий (Н. Д. Тальберг, Церковный раскол, Париж, 1930 г., стр. 14). На самом деле, как известно, когда оправдалось в 1930 г. предположение о возможном увольнении Митрополита Евлогия, он поступил иначе и не подчинился... 10 октября 1930 г. Митрополит Евлогий опубликовал в своем оффициальном органе нижеследующее «необходимое разъяснение». «На последнем епархиальном собрании представителей церквей и приходов Западно-Европейской епархии 29 июня 1930 г. было принято с замечательным единодушием и почти единогласно решение о том, что указ Митрополита  Сергия и состоящего при нем Временного Синода об увольнении меня за совершение панихид по жертвам русской революции и большевицкого террора и особенно за участие в обще-народных молениях о прекращении гонений на Церковь и вообще на религию в России, не подлежит исполнению, и отныне Западно-Европейская епархия в своем внутреннем управлении должна руководиться указом Патриарха Тихона от 20 ноября 1920 г., коим епархиальным епископам предоставляется право самостоятельного ведения церковных дел в то время, когда прервана связь с центральной церковной властью». Не странно ли звучат слова о перерыве связи с центральной церковной властью, когда само «необходимое разъяснение» вызвано распоряжением этой самой власти об увольнении Митрополита Евлогия? Четыре года Митрополит Евлогий доказывал своей пастве, что для заграничных епархий не может быть речи о наступлении условий, предусматриваемых для вступления в силу по отношению к ним указа 7/20 ноября, но едва признаваемая им власть постановила устранить его, как он переменил мнение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отрицательное отношение зарубежных русских епископов,  особенно веское вследствие возглавления их Митрополитом Антонием, вызвало охлаждение к ним со стороны Константинополя, а затем последовали и прямые конфликты, вызываемыя стремлением Константинопольской Патриархии подчинить себе всю православную диаспору в какой бы стране она ни находилась. В 1922 г. Константинополь учредил свой экзархат в Западной Европе, во главе с Митрополитом Фиатирским, и вскоре начал высказывать претензии на то, чтобы ему подчинялись все русския церкви в Западной Европе и в частности в Чехии, из-за чего возникла переписка между Константинополем и Русскою Зарубежною иерархиею. В 1923 и 1924 году Митрополит Евлогий в ряде писем оспаривал право Константинополя на такое притязание. За последние годы Константинополь не ограничивается уже притязаниями на русские приходы, в отношении которых ему, с помощью Митрополита Евлогия, удалось осуществить свое намерение, но притязает даже на издавна подчиненные Сербской и частью Румынской Церквам приходы в Венгрии. На достояние же Русской Церкви во имя вышеуказанного принцнпа Константинополь впервые протянул руку в Финляндию. Финляндская Архиепископия, получившая права автономии, была возглавлена Архиепископом Серафимом, который соблюдал безусловную лояльность к своей канонической церковной власти и поддерживал близкия отношения с Архиерейским Собором. Желая лишить Финляндскую Церковь русского облика, правительство немедленно после ареста Патриарха Тихона настояло на временном подчинении ея Константинопольскому Патриарху. Как только Патриарх Тихон был освобожден, он прислал указ на имя Архиепископа Серафима, в котором говорится, что с освобождением Патриарха «причина, по которой Константинопольский Патриарх считал нужным временно подчинить Финлянскую Церковь своей юрисдикции, ныне отпадает, и Финляндская епархия должна возвратиться под ведение Патриарха Всероссийского» (указ от 28/XII 1923 г., Но ко времени получения этого указа Финляндское правительство уже лишило Архиепископа Серафима возможности управлять епархией и добилось от Константинопольского Патриарха Гpuropuя VII незаконного посвящения другого епископа (сначала как викария Архиепископу Серафиму).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010