Приходы Болгарской Православной Церкви, объединяющей ок. 18 болг. общин в Г. и др. гос-вах, входят в состав Западно- и Среднеевропейской епархии. Основателем епархии был митр. Симеон (Костадинов), управляющий митрополией с 1986 по наст. время. Клир состоит из 2 епископов, 1 архимандрита, 4 священников, 4 диаконов. С 1994 г. кафедра находится в Берлине. В Г. общины действуют в Мюнхене, Штутгарте, Дюссельдорфе, Берлине, Лейпциге. Всего проживает ок. 60 тыс. правосл. болгар. Польская Православная Церковь в ФРГ имеет 1 общину, 1 священника. В Германской епархии РПЦЗ - 45 общин, 28 священников (1 иеромонах), 4 диакона. Правящий архиерей - еп. Марк (Арндт, с 1982). Кроме того, в Г. представлены неканонические правосл. орг-ции: Украинская автокефальная правосл. Церковь (Ukrainische autokephale Orthodoxe Kirche) (ок. 3600 чел.), Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата (Ukrainische Orthodoxe Kirche - Patriarchat Kiew) (до 1 тыс. чел.). (дохалкидонские) Церкви представлены в Г. общинами арм., копт. и эфиоп. Церквей. В 1922 г. в Берлине возникла первая община Армянской Апостольской Церкви, затем - в Штутгарте. Основной приток арм. переселенцев начался из Турции в 1960 г., позднее - из Ирана и Ливана. В 1980 г. Католикос всех армян Вазген II учредил Центральноевропейскую епархию с кафедрой в Вене, куда только в 1990 г. вошли общины, возникшие в Г. после 1960 г., до того времени подчиненные Западноевропейской епархии с центром в Париже. В 1992 г. была основана Кёльнская епархия, во главе к-рой стал еп. Гарегин Бекджян (ныне архиепископ), объединившая все герм. приходы. Верующих, по разным оценкам,- 25-35 тыс., число общин - 16. Первая копт. община, образованная преимущественно из переселенцев-рабочих, появилась во Франкфурте-на-Майне в 1975 г. В 1980 г. в Крёффельбахе близ Вецлора был основан мон-рь св. Антония, ставший впосл. европ. духовным центром Коптской Церкви. В 1993 г. копт. общине был предоставлен еще один мон-рь - в Бренкхаузене близ Хёкстера. Всего в ФРГ проживает 3,5 тыс. коптов.

http://pravenc.ru/text/164803.html

1941 г., епархия оказалась на территории основанного немцами Независимого гос-ва Хорватия (НГХ), в к-ром начались жестокие гонения на православных. 10 апр. митр. Досифей был арестован и не смог вернуться на кафедру, а летом 1941 г. правосл. церковным общинам запретили поддерживать связь с Сербской Патриархией в Белграде. По данным Синода СПЦ, за годы войны погибло 8 священников епархии, 43 священника находились в изгнании. После окончания войны до 1947 г. Загребской епархией управлял еп. Моравичский Арсений (Брадварович , впосл. митрополит Будимский), он добился возвращения в епархию бежавшего в годы войны духовенства и начала восстановления храмов. После смерти его преемника митр. Дамаскина (Грданичкого) с 1969 г. администратором епархии был еп. Славонский Емилиан (Маринович), а с 14 авг. 1977 г.- еп. Лепавинский Иоанн (Павлович; в 1980 возглавил кафедру в сане митрополита). Его усилиями был восстановлен запустевший мон-рь Лепавина, 25 апр. 1985 г. открыт музей епархии, экспозицию к-рого составили церковная утварь, иконы и богослужебные книги, похищенные усташами во время войны из правосл. храмов. В 1983 г. по предложению митр. Иоанна епархия стала называться Загребско-Люблянская, а после включения в ее состав в июле 1994 г. серб. приходов на территории Италии, к-рые ранее входили в юрисдикцию Среднеевропейской епархии , она получила название «Загребско-Люблянская и всей Италии». Во время гражданской войны в 1991-1995 гг., несмотря на то, что на этой территории активные военные действия не велись, в епархии были повреждены 29 церквей и уничтожены 9, разрушены 5 приходских домов и 7 сильно повреждены. Хорваты сожгли уникальные памятники серб. архитектуры, деревянные церкви в Доня-Рашенице (1709) и Растоваце (1730), а 11 апр. 1992 г. было взорвано здание митрополии в Загребе (1886/87), в к-ром располагались церковный музей и б-ка. Большинство духовенства и митр. Иоанн были вынуждены временно покинуть Хорватию. В дек. 2002 г. СПЦ заключила соглашение с правительством Хорватии о сотрудничестве, что способствовало укреплению епархии.

http://pravenc.ru/text/182463.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ Николай (Коцвар), архиеп. Прешовский, митр. Чешских земель и Словакии. Фотография. Нач. 2000-х гг. Николай (Коцвар), архиеп. Прешовский, митр. Чешских земель и Словакии. Фотография. Нач. 2000-х гг. [Словац. Nicolaj] (Коцвар Микулаш; 19.12.1927, с. Ганиговце, близ г. Сабинова, Словакия - 30.01.2006, г. Прешов, там же), архиеп. Прешовский, митр. Чешских земель и Словакии. Род. в крестьянской семье. В 1935-1943 гг. учился в начальной школе в родном селе, в 1946-1949 гг.- в Русской гимназии в г. Гуменне. В 1949 г. стал одним из первых воспитанников Православной духовной семинарии в Праге (действовала в 1949-1950). В 1950 г. женился. 4 авг. того же года в храме блгв. Александра Невского в Прешове еп. Прешовским Алексием (Дехтерёвым) рукоположен во диакона, на следующий день - во пресвитера. Включен в клир Прешовской епархии и направлен на служение в с. Микулашова. В 1954 г. овдовел, самостоятельно воспитывал сына. В том же году назначен духовником Православного богословского фак-та в Прешове. В 1955-1959 гг. обучался в МДА, к-рую окончил со степенью канд. богословия (тема диссертации: «Насаждение унии в Закарпатье и на Пряшевщине и борьба Православия с нею в XVII-XX вв.»). Вернулся к пастырскому служению в Прешовской епархии. С 1 июля 1959 г.- настоятель храма в с. Гералтов, с 1 янв. 1960 г.- настоятель храма в с. Ярабина. С нояб. 1962 г.- вновь духовник Православного богословского фак-та в Прешове. С 1 нояб. 1964 г. в связи с избранием Прешовского архиеп. Дорофея (Филипа) митрополитом Пражским и всея Чехословакии свящ. Микулаш Коцвар был назначен администратором Прешовской епархии. В февр. 1965 г. в часовне Православного богословского фак-та в Прешове митр. Дорофеем пострижен в монашество. 26 февр. 1965 г. избран епископом Прешовским. 28 февр. 1965 г. состоялась епископская хиротония Н., к-рую совершили митр. Дорофей (Филипп), архиеп. Берлинский и Среднеевропейский (РПЦ) Киприан (Зёрнов) и еп. Михаловский Мефодий (Милли). Занимал Прешовскую кафедру до конца жизни (более 40 лет).

http://pravenc.ru/text/2565948.html

После окончания войны и подписания Германией акта о капитуляции начался процесс перехода приходов РПЦЗ в юрисдикцию РПЦ. С октября 1946 года православные приходы Московского Патриархата в Германии были включены в состав образованного Среднеевропейского Экзархата РПЦ, главой которого стал архиепископ Венский Сергий (Королёв). 11 ноября 1954 года определением Священного Синода «Благочиние русских православных храмов в Германии» включалось в состав Западноевропейского Экзархата. 15 августа 1957 года Берлинская епархия была восстановлена. С 1960 года — епархиальный центр Среднеевропейского экзархата. В 1952—1954 годах епархия издавала журнал «Голос Православия» на русском языке. Издание было возрождено в мае 1961 года уже на немецком языке под названием «Stimme der Orthodoxie» уже как орган Среднеевропейского Экзархата Русской православной церкви с целью «знакомить читателей с отдельными моментами из жизни РПЦ, и в первую очередь — с церковной жизнью православных приходов в Германии, а также с жизнью и деятельностью… Экзархата». В журнале публиковались статьи на немецком языке, заметки, рецензии, посвящённые межконфессиональному диалогу, а также труды зарубежных богословов о православной церкви. 24 февраля 1971 года решением Священного Синода РПЦ из состава Берлинской епархии выделены Баденская и Баварская епархия на территории федеральных земель Баварии и Баден-Вюртемберга и Дюссельдорфская епархия в пределах земель Бремен, Гамбург, Гессен, Нижняя Саксония, Рейнланд-Пфальц, Саар, Северный Рейн-Вестфалия и Шлезвиг-Гольштейн. В составе Берлинской епархии осталось 7 приходов в Берлине, Веймаре, Дрездене, Лейпциге и Потсдаме. Решением Архиерейского Собора от 30 — 31 января 1990 года, в числе прочих зарубежных Экзархатов РПЦ, Среднеевропейский Экзархат был упразднён, а входившие в него епархии подчинены Патриарху и Синоду, то есть непосредственно Отделу внешних церковных сношений. После упразднения Среднеевропейского Экзархата епархия стала именоваться Берлинская и Лейпцигская.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Герм...

30 мая митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, совершил Великое освящение и Божественную литургию в храме во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского в Гамбурге. 30 мая митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского  Патриархата, совершил Великое освящение и Божественную литургию в храме во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского в Гамбурге. Митрополиту Кириллу сослужили митрополит Германский и Среднеевропейский Серафим (Румынская Православная Церковь), представитель Русской Православной Церкви в Германии, викарий Московсокй епархии архиепископ Клинский Лонгин, архиепископ Берлинский и Германский Феофан, архиепископ Берлинский и Германский Марк (Русская Зарубежная Церковь), викарий Санкт-Петербургской епархии епископ Петергофский Маркелл, многочисленное духовенство из Русской, Константинопольской, Сербской и Румынской Православных Церквей. На богослужении присутствовали первый бургомистр Гамбурга Оле фон Бойст, Генеральный консул Российской Федерации в Гамбурге С.П.Ганджа, а также представительная делегация Санкт-Петербурга во главе с губернатором В.И.Матвиенко. Делегация прибыла в Гамбург для участия в праздновании 50-летия установления побратимских отношений двух городов. В храме также находились представители Северо-Эльбской епархии Евангелической Церкви, Римско-Католической,  Коптской  и Сиро-Яковитской Церквей. За Божественной литургией во внимание к усердным пастырским трудам во славу Святой Церкви настоятель храма священник Сергий Бабурин был возведен в сан протоиерея. Высоких церковных наград также были удостоены благотворители, оказавшие значительную помощь в благоукрашении храма. По окончании богослужения митрополит Кирилл обратился к присутствовавшим с архипастырским словом, в котором отметил важную роль Русской Православной Церкви в сплочении нации как в Отечестве, так и за его пределами. По мысли Владыки, наблюдаемое в наши дни повсеместное восстановление старых и возведение новых храмов, множество верующих людей, которые наполняют эти храмы, – свидетельствуют о положительных переменах в общественном сознании. Народ, на собственном горьком опыте ощутивший пагубность построения безрелигиозного строя, сейчас все более осознает,  что без Бога у него не может быть будущего. Сегодня консолидация общества происходит не на основе предпочтения какой-либо из существующих политических идеологий, а на платформе всеобщего признания необходимости сохранения базовых духовно-нравственных ценностей.

http://pravmir.ru/velikoe-osvyashhenie-p...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Владимир (Котляров), митр. С.-Петербургский. Фотография. 2002 г. (Котляров Владимир Саввич; род. 27.05.1929, г. Актюбинск, Казахстан), митр. С.-Петербургский и Ладожский. Из семьи диакона. После окончания бухгалтерского отд-ния Джамбулского статистического техникума учился в Московской ДС (1948-1952). С авг. 1952 г. исполнял послушание псаломщика в Никольском кафедральном соборе Алма-Аты (Казахстан). 22 мая 1953 г. архиеп. Алма-Атинским священноисп. Николаем (Могилёвским) рукоположен во диакона, 24 мая - во иерея с зачислением в причт Никольского собора. В 1953-1958 гг. учился в ЛДА, к-рую окончил со степенью канд. богословия за соч. «Троице-Сергиева пустынь Петроградской епархии: Ист. очерк». Оставлен профессорским стипендиатом по кафедре истории Русской Церкви, впосл. преподавал в ЛДС литургику, затем - в ЛДАиС церковный устав, Свящ. Писание ВЗ. В февр. 1962 г. наместником ТСЛ архим. Пименом (Хмелевским) был пострижен в монашество с наречением имени в честь блгв. кн. Владимира Ярославича , назначен заместителем начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме . В окт. 1962 г. возведен в сан архимандрита. Тогда же в качестве наблюдателя от РПЦ присутствовал на 1-й сессии Ватиканского II Собора . 29 нояб. 1962 г. В. определено быть епископом Звенигородским, викарием Московской епархии, с исполнением обязанностей представителя МП при ВСЦ в Женеве. Хиротония, к-рую возглавил Патриарх Московский и всея Руси Алексий I , состоялась 30 дек. 1962 г. в Трапезном храме ТСЛ. 30 марта 1964 г. В. был назначен епископом Воронежским и Липецким с освобождением от обязанностей представителя МП при ВСЦ. С 5 февр. 1965 г. епископ Подольский, викарий Московской епархии, представитель МП при Патриархе Антиохийском Феодосии VI . С 19 нояб. 1966 г. епископ Кировский и Слободской. С 7 окт. 1967 г. епископ Берлинский и Среднеевропейский, Патриарший экзарх в Ср. Европе, 20 окт. возведен в сан архиепископа. 20 марта 1969 г. включен в состав комиссии Свящ. Синода по вопросам христ. единства. С 1 дек. 1970 г. архиепископ Ростовский и Новочеркасский. 31 мая 1973 г. В. был переведен на Иркутскую и Читинскую кафедру с временным управлением Хабаровской и Владивостокской епархией. С 17 апр. 1975 г. архиепископ Владимирский и Суздальский, с 24 апр. 1980 г. архиепископ Краснодарский и Кубанский. 12 мая 1987 г. В. был назначен архиепископом Псковским и Порховским, с 3 апр. 1990 г. носил титул «Псковский и Великолукский», 25 февр. 1992 г. возведен в сан митрополита. Являлся членом комиссии по организации празднования Тысячелетия Крещения Руси . Усилиями В. в 1992 г. был возрожден Святогорский опочецкий в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь . 23 февр. 1993 г. В. вновь возглавил Ростовскую и Новочеркасскую епархию.

http://pravenc.ru/text/159056.html

Особое внимание П. уделял разрешению т. н. македонского церковного раскола. Благодаря его усилиям в 2002 г. в г. Ниш были подписаны т. н. Нишские соглашения, к-рые впосл. Синод Македонской Православной Церкви под давлением властей Республики Македония отказался признать. 20 июня 2002 г. П. обратился к архиереям, священству, монашеству и верующим Республики Македония с призывом вернуться в единство с СПЦ. На это предложение откликнулся митр. Велесский и Повардарский Иоанн (Вранишковский; см. Иоанн VI (Вранишковский) ), к-рый в том же году Архиерейским Собором СПЦ был избран экзархом обновленной Охридской архиепископии СПЦ (см. Православная Охридская архиепископия ). За время Патриаршества П. было избрано 27 епископов, продолжался процесс реформирования епархиальной системы: Среднеевропейская епархия и Великобритании и Скандинавии епархия были выделены из состава Западноевропейской епархии, основана Осиекско-Польская и Бараньская епархия, в 1992 г. восстановлена Будимлянско-Полимская епархия под названием Милешевская епархия , в 1994 г. приходы Новограчаницкой епархии в Европе вошли в состав Западноевропейской епархии, в 2006 г. Шабацко-Валевская епархия разделена на Шабацкую и Валевскую и т. д. Усилиями П. была основана информативная служба СПЦ «Православие-Пресс» Прес), возобновлена ДС в Цетине (1992), основаны Академия СПЦ по искусству и консервации (1993), Духовная академия свт. Василия Острожского в г. Србине (ныне Фоча, 1994), Православный богословский фак-т свт. Василия Острожского, Православный пастырско-консультационный центр СПЦ (1997), ДС в г. Крагуевац (в 1997 преобразована в отделение Духовной семинарии свт. Саввы Сербского в Белграде), Духовная академия свт. Иоанна Златоуста (2000), Духовная семинария митр. Сараевского свт. Петра в Фоче (2001), возобновлена Духовная семинария святых трех иерархов в монастыре Крка (2001); в 2002 г. в гос. школах введен предмет «вероучение», Белградский богословский фак-т возвращен в состав Белградского ун-та (2004), основана церковная радиостанция «Слово любви» (2009).

http://pravenc.ru/text/2581921.html

С мая 1948 года – настоятель Скорбященского храма г. Москвы в сане протоиерея. Кроме приходской деятельности, выполнял различные послушания Святейшего Патриарха. В 1950–1951 гг. в течение нескольких месяцев исполнял обязанности управляющего делами Берлинской епархии, затем назначен настоятелем кафедрального собора г. Берлина. С мая 1955 года исполнял обязанности Начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. С ноября 1956 года – член Хозяйственного Управления Московской Патриархии. В это же время состоял благочинным подворий. С конца 1958 года – благочинный Германской епархии с правом ношения митры. С марта 1961 года – благочинный Патриарших приходов в Финляндии и заместитель председателя Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии. В июле 1961 года пострижен в монашество и вскоре возведен в сан архимандрита. В августе 1961 года хиротонисан во епископа Подольского, викария Московской епархии с оставлением в прежних должностях. С ноября 1961 года – епископ Дмитровский, викарий той же епархии и Управляющий делами Московской Патриархии. В августе 1963 года возведен в сан архиепископа и награжден правом ношения креста на клобуке. В феврале 1964 года освобожден от управделами Московской епархии и члена Синода. С мая 1964 года – архиепископ Берлинский и Среднеевропейский, Экзарх Средней Европы. В июне 1966 года уволен на покой. Проживал в Москве. Кириченко Алексей Илларионович (1908–1975), советский партийный и государственный деятель. В 1941–1945 гг. – секретарь ЦК КП(б) Украины. Кобулов Богдан Захарович (1904–1953), один из руководителей органов государственной безопасности СССР. С 1939 г. начальник следственной части НКВД СССР, в 1941–1943 гг. заместитель, затем первый заместитель наркома внутренних дел СССР, затем заместитель народного комиссара госбезопасности. Козлов Василий Иванович (1903–1968), партийный и государственный деятель Белоруссии. С июля 1944 г. по январь 1948 г. – первый секретарь Минского обкома и горкома Компартии Белоруссии. Колчицкий Николай Федорович (1890–1961), протопресвитер.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В мае 1941 г. к архиепископу Серафиму (Ляде) обратился епископ Горазд (Павлик) – глава Чешской епархии Сербской Православной Церкви и будущий священномученик. Епископ Горазд просил принять его епархию (20 приходов и около 25 тысяч верующих) под покровительство и защиту Германской епархии. Просьба архипастыря была исполнена, и впоследствии епископ Горазд получал от РПЦЗ миро и антиминсы. Архипастырь посещал Берлин, служил в русском соборе и участвовал в хиротонии епископа Филиппа (Гарднера). 194 Митрополит Западноевропейский Серафим (Лукьянов), не имевший возможности посещать Бельгию, также согласился передать местные приходы Германской епархии. 195 В ее состав были включены и приходы Австрии, Судетской области, Словакии, Богемии и Моравии, Люксембурга и Бельгии. 196 26 мая 1942 г. с разрешения правительства Германии было принято решение о преобразовании Германской епархии в Среднеевропейский митрополичий округ. Возглавил его владыка Серафим (Ляде), в июне того же года ставший членом Архиерейского Синода. 197 Митрополит Серафим (Лукьянов) впоследствии писал, что такие решения, как преобразование Германской епархии в округ и возведение архиепископа Серафима (Ляде) в сан митрополита, не согласовывались с европейскими архиереями РПЦЗ, а были приняты всего лишь двумя иерархами – митрополитом Анастасием и архиепископом Феофаном (Гавриловым). 198 Действительно, в заседаниях Синода могли принимать участие только два архиерея. Но иерархов, согласных с возведением архиепископа Серафима (Ляде) в сан митрополита, было больше. Белый клобук на богослужении 13 июня иерарху поднесли несколько епископов – Сергий (Королев) , Горазд (Павлик) и Василий (Павловский). А на следующий день округ пополнился еще одним иерархом – во епископа Потсдамского был рукоположен архимандрит Филипп (Гарднер). 199 Позднее в округ были включены и венгерские приходы. В годы войны имела место и неудачная попытка сместить митрополита Серафима (Лукьянова) с его кафедры. Возможно, и его епархию планировалось включить в состав Среднеевропейского митрополичьего округа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

7 окт. 1967 г. М. был назначен епископом Венским и Австрийским. В 1968 г. принял участие в IV ассамблее Всемирного Совета Церквей как член делегации от РПЦ. 25 июня 1970 г. назначен епископом Пензенским и Саранским. Регулярно объезжал приходы, заботился о пополнении духовенства епархии, был осмотрителен, но настойчив во взаимоотношениях с местными властями. В июле 1975 г. назначен временным управляющим соседней Казанской и Марийской епархией в связи с уходом на покой Казанского и Марийского архиеп. Михаила (Воскресенского) . Провел службы во всех городских храмах Казани. Имеются сведения о том, что предполагалось назначение М. на Казанскую кафедру, однако уполномоченный Совета по делам религии в Татарской АССР выступил категорически против его кандидатуры в связи с активной позицией, занятой М. по вопросу о переносе здания епархиального управления. В авг. того же года освобожден от временного управления Казанской епархией. Решением Синода от 3 марта 1976 г. избран в состав Синодальной комиссии по вопросам христианского единства. 9 сент. 1976 г. возведен в сан архиепископа. 10 окт. 1978 г. назначен архиепископом Берлинским и Среднеевропейским, Патриаршим экзархом Ср. Европы. С 27 апр. 1979 по 11 окт. 1981 г. временно управлял Дюссельдорфской епархией. 26 дек. 1984 г. назначен архиепископом Свердловским и Курганским. В том же году стал временно управляющим Челябинской епархией (до 10 апр. 1989). С 25 сент. 1991 г. титуловался Екатеринбургским и Курганским, а с образованием 23 февр. 1993 г. Курганской епархии - Екатеринбургским и Верхотурским. На годы архиерейства М. пришлось начало церковного возрождения епархии. Уже в 1988 г. после долгого перерыва было открыто сразу 6 новых приходов и возвращено верующим 4 храма, а количество крещений по сравнению с предыдущим годом увеличилось в 3 раза. Особенно значимым было возвращение верующим стараниями М. екатеринбургских храмов Всех святых и Вознесения Господня, а также закладка в 1992 г. храма-памятника на Крови во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, на месте мученической кончины семьи имп. мч. Николая II Александровича . В 1989 г. по прошению М. верующим были возвращены мощи св. прав. Симеона Верхотурского, изъятые из Верхотурского мон-ря в 1920 г. В епархии стали создаваться воскресные школы, в частности школа при Иоанно-Предтеченском соборе в Екатеринбурге, где М. сам вел уроки. Начали издаваться «Екатеринбургские епархиальные ведомости» и «Православный вестник Свердловской епархии». М. также участвовал от Московской Патриархии в работе комиссии по реабилитации.

http://pravenc.ru/text/2562930.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010