10-е четверг. С 3 часов утра жар начал спадать, и силы оставляли его, глаза опустились вниз и остановились на какой-то точке, а губы перестали шевелиться. Утром пульс становился все слабее и слабее, и дыхание реже; в 11 часов прочли отходную, и как только ее кончили, Старец начал кончаться: лицо стало покрываться мертвенною бледностью, дыхание становилось все короче и короче и, наконец, он сильно потянул в себя воздух, минуты через две это повторилось, затем вдруг Батюшка поднял правую руку, слабо перекрестился и вздохнул в третий и… последний раз! Долго еще стояли вокруг него, боясь нарушить торжественную минуту – разлучение праведной души с телом. Все находились как бы в оцепенении, не веря себе и не понимая, что это – сон или правда? Но святая душа его была уже далеко: она тихо отлетела в иной мир и предстала престолу Всевышнего, в сиянии той любви, которой он полон был на земле. Неземная улыбка озарила его старческий лик, который был такой светлый и покойный. Было ровно половина двенадцатого пополудни. Едва только все несколько опомнились, как поднялся страшный вопль и рыдание; в соседних комнатах, услыхав это смятение, догадались в чем дело, поняли, что то, о чем они боялись подумать, так неожиданно совершилось и… что уже все кончено. Раздирающие душу крики слились в один какой-то хаос и огласили тихую пустыню. В монастыре буквально стоял стон. Между тем нужно было думать о том, чтобы приготовить тело к погребению. Первый порыв страшного горя немного поутих и перешел в более сосредоточенную тихую скорбь. Пока монахи – ученики Старца, присутствовавшие и при кончине, совершали с телом все необходимое, рядом читали псалтирь; когда же все было кончено, и надета схима, то на тюфяке руками своих учеников был вынесен великий Старей в залу настоятельницы; лишь только появилась эта процессия в дверях, как сестры, увидев безжизненный, хладный труп дорогого отца, снова разразились громкими рыданиями. В зале тело положено было на приготовленный стол и сейчас же совершена была первая панихида. Страшно поражали слух слова заупокойных молитв.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Сестры долго не могли убедиться в действительности этого радостного события, и только когда уже наступила холодная осень они поверили, что Старец остался, и они целую зиму проведут с ним неразлучно. Наступила осень, а за ней зима, глубокие сугробы снега занесли маленькие домики скромной обители, расположенной в глуши и, казалось, разобщенной с остальным миром. Но не так было на самом деле; то и дело звенели колокольчики, и тройки за тройками подъезжали к монастырским гостиницам, в которых не хватало места. Этот слабый немощный с виду Старец привлекал к себе всех как магнит. И здесь, так же, как и в своей скитской хибарке, Батюшка выходил на общее благословение, и тут обращались к нему со всевозможными вопросами. Беседы этого дивного Старца не носили характера поучений, у него все было просто, жизненно, без малейшей натяжки. Те же живые рассказы, иногда с юмористическим оттенком, метко попадали в чью-нибудь душу, также просто и глубокомысленно разрешал он сложные житейские и душевные вопросы. Жизнь сестер текла среди обычных занятий и трудов, которых, пожалуй, при большом стечении народа и прибавилось, но зато близость Батюшки была источником таких утешений, которые останутся неизгладимыми. Старец занимал только что отстроенное помещение настоятельницы и при нем находился келейник; посетителей принимал мужчин с одной стороны, женщин с другой. На долю сестер выпадало даже такое счастие, что их назначали дежурить при Батюшке. Обязанность дежурной заключалась в том, что они докладывали о приезжих на женской половине, подавали Батюшке чай и обед, который состоял из легкого супа, кашички или картофеля и киселя. Откушав Батюшка звал дежурную и в награду давал ей или кусочек хлебца или остаток какого-нибудь блюда. За чаем Батюшка обыкновенно не допивал до конца последнюю чашку и отдавал это, бросив туда кусочек сахара, своей «келейнице». При этом нередко Старец вел с ней беседу. Нечего говорить, что эти минуты были и остались самыми светлыми и счастливыми в жизни. Вечером дежурная выслушивала вечернее правило, которое келейник вычитывал для Старца, а иногда и помогала читать, затем подходила к Старцу прощаться и благодарила его за доставленное утешение.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

В конце поминальной трапезы, Владыка пригласил всех присутствующих к молитве об усопшем и, от себя и от лица обеих обителей, выразил благодарность всем почтившим память Старца своим прибытием. На свежей могилке до самой поздней ночи раздавалось пение панихид и сдерживаемые рыдания. Так закончилось печальное, но в то же время отрадное торжество – отшествия праведника в страну света, где ожидает его великое воздаяние! Настало утро 16 октября. Проснулись сестры в Шамордине и первая леденящая мысль их была, что Старца нет более; нет его не только у них в Шамордине, но не стало его совсем на земле, и некуда им более теперь пойти со своими скорбями, невзгодами и печалями. В ночь напорошил снежок, а к утру мороз сковал природу, и это так соответствовало внутреннему состоянию их душ. Тяжелая утрата лишила эту обитель того согревающего и живительного солнца, под теплыми лучами которого она возникла и росла. Батюшка, как нежная мать, лелеял и согревал ее, оберегал и отстранял от неё всякие неприятности, принимая на себя все стрелы вражеские. Та необозримая польза духовная, которую рассыпал всюду этот дивный целитель душ, – то бесчисленное количество спасенных от ужасов неверия, маловерия и малодушие, – то громадное нравственное воздействие, какое он имел на уклонившихся от пути истины, на испорченных, закоренелых грешников, – та бесконечная любовь и милосердие, какие он проявлял ко всем несчастным и неимущим и, наконец, – то тихое сияние собственным примером высокой монашеской жизни, который сильнее слов и поучений наставлял желающих научиться этой науке наук и видевших в нем живого носителя духа древних отцов, – все эти плоды его полувекового иночества, не могли не возбудить яростной злобы князя мира сего, который, при жизни Старца, не раз воздвигал зависть человеческую против него. По кончине имя его было покрыто одним уважением и благоговейной памятью, но обители Шамординской – его детищу, пришлось все-таки много потерпеть и вынести разной клеветы и нареканий. Первое время, по каким-то странным недоразумениям, было даже запрещено м. Настоятельнице и сестрам посещать Оптину пустынь.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Любвеобильный Старец сам благодарил ее за «труды», давал какой-нибудь гостинец и на прощанье говорил что-нибудь назидательное; но нередко дежурная, придя прощаться, находила Старца лежащего в полном изнеможении, с закрытыми глазами, и только молча принимала благословение, удивляясь его беспредельной любви, жертвующей себя без остатка. Под воскресенье и праздничные дни в келье Старца служили «бдения», которые первое время Старец служил сам, т.е. делал возгласы и читал Евангелие, а впоследствии, по слабости сил, он не мог этого делать, и для сего из Оптиной приезжал иеромонах. Певчие и чтицы помещались в приемной келье, а в остальных смежных комнатах стояли несколько человек сестер и приезжих, но не иначе как с особого разрешения Старца. Батюшка слушал из спальни и, любя внятное и неспешное чтение, нередко делал замечания. Наступало время чтения Евангелия, все присутствующие подвигались к дверям и обращались в слух и внимание; полуоткрытая дверь в спальню отворялась и на пороге показывался Старец в епитрахили и короткой мантии с открытой головой. Своей обычной, столь знакомой всем знавшим его, торопливой походкой подходил он к аналою и тихим старческим, слегка дрожащим голосом, читал Св. Евангелие. Какая это была торжественная минута: седой, согбенный Старец – живой проповедник Евангелия, и слова им произносимые становились как бы живыми, росли… и наполняли собой всю душу!... По прочтении Евангелия Старец прикладывался, затем обернувшись делал всем поклон и уходил в свою келью. Каждые две недели Старец приобщался Св. Таин. Духовником его, после о. Платона, был живший в Оптиной заштатный священник, который впоследствии был определен священником в общину. О. Феодор был маститый старец высокой жизни, принявший тайное пострижение. Первое время приносили к Старцу Св. Дары прямо из церкви в св. потире, но затем по слабости сил он не мог дождаться окончания обедни и приобщался раньше запасными Св. Дарами. В длинной мантии, епитрахили и поручах встречал Старец грядущего Господа земным поклоном и затем с великим благоговением сам приобщался.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Иеромонах Пантелеимон (Гудин) (ныне - исполняющий обязанности настоятеля патриаршего подворья при храме в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» в станице Приазовской), который меня исповедовал, поглядел на мою таблицу грехов и сказал: " Да… Я такого еще не видел " . Я исповедовался, а напоследок говорю: " Знаете, а вот что касается гордыни, я вот тут как-то у себя не нашел... " Иероманах посмотрел на меня ласково и сказал, улыбаясь: " Ничего, ничего! Господь еще откроет " . На следующий день утром я причастился, потом зашел в церковную лавку. Только переступил порог, вижу книгу " Господи, помоги изжить гордыню " . Я ее купил и весь день над собой ухахатывался: вот слона-то я и не приметил!» В его окружении много военных людей, людей, которым достаточно, чтоб " Бог был в душе " . А ему - недостаточно. «Я всегда - говорит, - на это отвечаю: " Друг мой! А с чего ты это взял? Бога даже не спросил, прикарманил Его себе, в свою душу! " ». Многим советским офицерам сложно перестроиться, с того, во что верили с младых ногтей, на новое мировоззрение. А он перестроился: «Препятствие - исключительно внутреннее: мы привыкли жить тем или иным образом, нам не хочется отказываться от своих взглядов. Ничего более! Нам просто лень даже задуматься. Суета сует!» Сложно было отвергнуть свои ложные представления обо всем. Буквально каждая строка Нового Завета вызывала сопротивление, сомнение: а кто сказал, что Христос - Бог? Почему я должен в это верить? «Но Слово Божие действует таким образом, - объясняет отец Киприан, - Что, как бы ты не сопротивлялся, в глубине сердца своего ты понимаешь: здесь - Истина!» Отец Киприан вспоминает, как впервые увидел по телевизору беседу со священником. Послушал и подумал: " А за что же их расстреливали при советской власти? Они же любовь проповедуют " . Но вот один батюшка, выступающий по телевизору, оказался совсем юный, и боевой офицер Бурков, конечно, усмехнулся: " Ну чему этот молодой священник, безусый юнец, может меня научить? Вот я прошел огонь и воду, и медные трубы, а он что? Салага, моря не видал! " . Но все-таки слушал, слушал и… «в какой-то момент почувствовал, что я, со всем своим жизненным опытом, дурак-дураком по сравнению с молодым священником, через которого Бог говорит! Несколько позже до меня дошло, почему: он говорил не свое, а Слово Божие, а в нем - истинная сила».

http://pravmir.ru/creative/inok-kiprian-...

Старец Амвросий был поистине молитвенником за всю Россию. Бывало, во время молитвы лицо его преображалось и он представлялся поднявшимся на воздух. Всем очевидцам этого он запрещал разглашать о подобных случаях с угрозой: «А то лишишься моей помощи и благо­дати». К хибарке отца Амвросия стекался страждущий и скорбящий верующий и неверующий бедный и богатый российский люд. В Оптину к старцу приезжали известные писатели и общественные деятели России XIX века: Ф. М. Достоевский, Вл. С. Соловьев , К. Н. Леон­тьев (монах Климент), А. К. Толстой, Л. Н. Толстой, М. Н. Погодин, Т. И. Филиппов, Н. Д. Юркевич, Н. Н. Страхов и многие другие. Из года в год шли в Оптину толпы народа, и никто не ушел от старца Амвросия неутешенным и скорбным. Между тем силы старца слабели, 2 июля 1890 года старец Ам­вросий по обыкновению выехал из Оптиной пустыни в Шамордино. Перед отъездом он велел отцу Иосифу поместить над изголовьем той койки, на которой он в течение стольких лет принимал и утешал на­род, икону Божией Матери «Споручница грешных» и зажечь перед нею неугасимую лампаду. В конце лета старец три раза пытался вернуться в Оптину, но по причине нездоровья вынужден был остаться в Шамордине. При­няв это троекратное препятствие за указание воли Божией, старец уже не пытался вернуться в скит. К этому времени относится начало прославления чудотворной иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». Отец Амвросий уста­новил день празднования этой иконы (15 октября), а также сам соста­вил ей особый припев «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Подай и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое». Летом 1891 года прибыл к старцу Амвросию в Шамордино че­ловек Божий Гаврюша, лет сорока. Он жил в Орловской губернии, был расслаблен, трясся всем телом и еле мог говорить и принимать пищу. Ноги его не действовали, он лежал, молился Богу, и ему бы­ло многое открыто. Весной 1891 года ему явился старец Амвросий и сказал: «Приходи ко мне в Шамордино, я тебя успокою». Гаврюша встал на ноги и объявил, что идет пешком в Шамордино, отказавшись от железной дороги. Старца Амвросия, который куда-то тихо ехал, Гаврюша встретил под Шамордином. «Батюшка! – закричал Гаврюша своим малопонятным языком. – Ты меня звал, я пришел!» Старец Амвросий тотчас вышел из экипажа, подошел к Гаврюше и сказал: «Здорово, гость дорогой, ну, живи тут!» А окружающим прибавил: «Такого у меня еще не было».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Батюшка, спасибо огромное за статью! Вы, как всегда, не в бровь, а в глаз! Но ведь то, что Вы описали, это страшно, просто оторопь берёт! Хочется воскликнуть: " Господи, избави Россию от таких лжестарцев и всякой другой ереси! " 14.08.2020 - 22:13 Я так думаю Романов со : Я так думаю Романов со временем наговорит себе на статью , приедут заберут , осудят и посадят , или в психбольницу если экспертиза признает больным. 15.08.2020 - 10:23 Остался один вопрос, Батюшка! : Остался один вопрос, Батюшка! А как же нам бороться с такими бесноватыми? Ведь сколько людей вовлекли в свои сети? Моя семья раскололась - окормляемые у Романова остались по одну сторону баррикад, осталные - большинство по другую. НЕ настало ли время нашей родной РПЦ вводить какие-то более существенные санкции к таким псевдослужителям, как Николай Романов. Ждать их покаяния уже бессмысленно - а напряжение растет и само посебе не спадет. Не имею права не только давать советы, но и что-то рекомендовать. Но, мне кажется, было бы очень эффективно - что-то типа публичной анафемы в присутствии самого Романова - или процедура изгнания из него бесов... Не знаю! Но этого беноватого надо останавливать уже более жестко. 18.08.2020 - 15:15 Песню " Куликово поле " , откуда : Песню " Куликово поле " , откуда приводятся цитаты, напугавшие автора статьи, написала не Анна, а Геннадий Пономарёв, её супруг, как и многие другие из их Царского цикла. Песне уже очень много лет. 04.11.2020 - 16:42 Недавно услышал от одного : Недавно услышал от одного православного монархиста о том , что Немонархист православным быть не может. На мой вопрос " почему? " - сказал,что долго объяснять. Вот я не согласен-. я Православный,но никакой не монархист... 05.11.2020 - 15:50 Дорогой батюшка полностью с : Дорогой батюшка полностью с вами согласен вы человек опыта и веры я сам с Екатеринбурга я не ездил в Спорительницу Хлебов но скажу Вам как увидел лицо Романова я понял что он от беса так он нашего батюшку Бусыгина затащил в свои сети и сейчас нашего батюшку отстранили от служения Добавить комментарий

http://radonezh.ru/2020/08/13/besnovatyy...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Икона Спорительница Хлебов - описание Название это было дано иконе великим оптинским старцем преподобным Амвросием Оптинским. В 1890 году настоятельница Болховского монастыря игуменья Илария прислала старцу икону Богородицы совершенно нового письма: Владычица мира изображена сидящей на облаках, руки Её подняты в благословляющем жесте. Внизу – сжатое поле, на нём среди цветов и травы лежат и стоят снопы ржи. Назвав икону «Спорительница хлебов», преподобный Амвросий хотел показать, что Матерь Божия помогает людям не только в снискании душевного спасения, но и в их земных трудах. Преподобный Амвросий очень любил этот образ Божией Матери и заповедовал молиться перед ним своим духовным чадам – монахиням основанной им женской обители в деревне Шамордино Калужской губернии, где он провёл последний год своей жизни. В год своей кончины старец заказал снимки с иконы и разослал их своим духовным чадам и почитателям. Перед своей смертью преподобный Амвросий сказал, что оставляет обитель на попечение Царицы Небесной, и установил день празднования иконе «Спорительница хлебов» 15 октября. В этот самый день почившего преподобного предали земле. В том же 1891 году, голодном для всей России, по молитвам к Пресвятой Богородице перед Её иконой «Спорительница хлебов» на Шамординских полях и в Калужских пределах был собран прекрасный урожай. Весть о чудотворной иконе стала распространяться по России. В 1892 году в Воронежской губернии случилась сильная засуха. По просьбе монахинь Пятницкой женской общины в губернию привезли список (копию) иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», написанный послушником преподобного Амвросия Иваном Федоровичем Черепановым. Вскоре, после того как перед иконой отслужили молебен, пошёл дождь и наступил конец засухи, поля ожили и дали обильный урожай. И поныне православные крестьяне молятся перед иконой Пресвятой Богородицы «Спорительница хлебов» о даровании урожая. В 1892 году по указу Святейшего Синода подлинную икону «Спорительница хлебов», присланную в своё время преподобному Амвросию Оптинскому, из Шамординской обители вывезли. Судьба этого образа неизвестна, хотя есть предположения, что он находится в литовском селе Михнево под Вильнюсом. В самой же обители, возрождённой в 1990 году, почитается новый список чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Спорительница хлебов». Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Спорительница Хлебов " .

http://pravicon.com/info-491

Икона Божией Матери «Спорительница хлебов» 4 сентября, 2013 28 октября Церковь вспоминает икону Божией Матери «Спорительница хлебов». Икона из Введенского собора Оптиной Пустыни Источник: optina.ru Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»: история Икона Божией Матери «Спорительница хлебов» была написана по благословению старца Введенской Оптиной пустыни преподобного Амвросия. Преподобный Амвросий, великий русский подвижник XIX века часто сам возносил молитвы к Богородице, особо почитал Деву Марию. Это иконографическое изображение Божией Матери кажется необычным — Богородица сидит на облаке, а Ее руки расположены для благословения, внизу, под Ее ногами расстилается сжатое поле, где среди полевых цветов и трав — снопы ржи. По сравнению с другими образами Божией Матери, «Спорительница хлебов» считается достаточно молодым. Ему немногим более ста лет, в то время как образ «Иверской» Божией Матери восходит к евангелисту Луке. Старец Амвросий сам назначил и дату памяти иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» — 28 октября. Этот образ в основном укрепился только в Русской Православной традиции. Читайте также — Иверская икона Божией Матери «Вратарница» — с пронзенным ликом История иконы связана с голодом 1890 года, когда случился неурожайный год, который привел к страшному бедствию. Такой голод приводил не просто к понижению уровня жизни, он грозил смертью тысячам людей. Тогда еще не было практики социальной помощи и создания стратегических резервов, поэтому для простых людей этот год стал катастрофой. Преподобный Амвросий Оптинский сопереживал бедствиям народа и, помолившись о милости, он увидел образ «Спорительницы хлебов». Образ получил большое распространение по всей Руси. Кроме того, несмотря на плохой год, урожай вокруг Оптиной пустыни случился обильным. Икона считается чудотворной не только поэтому. Уже после смерти старца Амвросия, его послушник Иван Черепанов послал список с иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» в Пятницкий женский монастырь в Воронежской области. В той местности как раз случилось засушливое лето. Но уже после молебна перед иконой Божией Матери «Спорительница хлебов», начался дождь и засуха закончилась.

http://pravmir.ru/ikona-sporitelnica-xle...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СПОРИТЕЛЬНИЦА ХЛЕБОВ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Спорительница хлебов, икона Божией Матери Икона Божией Матери, именуемая " Спорительница хлебов " Празднование 15 октября Написана по благословению прп. Амвросия Оптинского (+ 1891). Отец Амвросий пламенел детской верой к Божией Матери . Он особенно чтил все Богородичные праздники и в эти дни усугублял молитву. Иконой " Спорительница хлебов " отец Амвросий благословил основанную им недалеко от Оптиной пустыни Шамординскую женскую обитель в честь Казанской иконы Божией Матери . На этой иконе Божия Матерь изображена сидящей на облаках. Ее руки распростерты на благословение. Внизу - сжатое поле, а на нем среди трав и цветов стоят и лежат снопы ржи. Старец Амвросий сам указал день празднества - 15 октября и назвал образ " Спорительница хлебов " , указывая этим, что Пресвятая Богородица - " Помощница людям в их трудах по снисканию хлеба насущного " . Перед своей блаженной кончиной отец Амвросий заказывал во множестве фотоснимки с этой иконы и раздавал и рассылал их своим духовным детям. Для пения акафиста перед святым образом старец составил особый припев: " Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое! " Икона Божией Матери " Спорительница хлебов " День погребения старца Амвросия в Шамординской обители пришелся как раз на 15 октября - день празднества иконы. Первое чудо от святой иконы засвидетельствовано в 1891 году, когда во всей России был голод из-за неурожая, а в Калужской области и на полях Шамординской обители хлеб родился. В 1892 году, уже после кончины старца Амвросия, его послушник Иван Федорович Черепанов послал список с иконы в Пятницкую женскую обитель Воронежской области. В той местности была засуха и угрожал голод, но вскоре после того, как перед иконой " Спорительница хлебов " был отслужен молебен, пошел дождь и засуха прекратилась. Молитвословия Тропарь, глас 3 О Пречистая Дево Марие,/Мати Царя небеси и земли,/благоутробно призираеши на любящих Сына Твоего,/Христа Бога нашего,/и труждающихся во имя Его/вечнаго ради спасения,/и подаеши им вся обильно к наслаждению./Спорительница сущи хлебов им,/избавляющи их всякия нужды и утеснения,/и устрояющи им, рабом Твоим сущим,//избавление вечныя муки и жизнь вечную. Использованные материалы Редакция текста от: 29.06.2019 00:09:17 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/11542.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010