Как видим, здесь, как и во многих других местах Нового Завета, к Иисусу отнесены ветхозаветные стихи, которые в их первоначальном контексте могут относиться только к Богу: «В начале Ты основал землю, и небеса – дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты – Тот же, и лета Твои не кончатся» ( Пс.101:26–28 ). В том же послании Сын Божий описан как принимающий поклонение от ангелов: «Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии» ( Евр.1:6 ). В Первом послании Петра Дух Божий назван «духом Христовым»: «К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу» ( 1Пет.1:10,11 ). Список стихов, указывающих на Божество Иисуса, можно продолжить – но это потребовало бы объема книги, а не статьи. И что теперь с этим делать? Итак, Иисус, о котором говорят апостолы, это не мертвый учитель, оставивший нам свое наследие. Это Бог и Спаситель, с Которым каждый из нас может вступить в общение здесь и сейчас. Митрополит Антоний Сурожский так вспоминает опыт своего обращения. «Я решил ехать домой, попробовать обнаружить, есть ли у нас дома где-нибудь Евангелие, проверить и покончить с этим. Я у мамы попросил Евангелие, заперся в своем углу... Сидел, читал и между началом первой и началом третьей глав Евангелия от Марка, которое я читал медленно, потому что язык был непривычный, вдруг почувствовал, что по ту сторону стола, тут, стоит Христос. И это было настолько разительное чувство, что мне пришлось остановиться, перестать читать и посмотреть». Обратиться ко Христу – это значит, прежде всего, осознать реальность Его личного присутствия. Необязательно пережить его настолько ярко, как это случилось в жизни митрополита Антония, – но принять свидетельство апостолов как истину. Христос есть Бог, Он Тот, Кто сотворил меня – и весь мир, Тот, Кто терпеливо ожидает, когда я обращусь к Нему в покаянии и вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Как я уже показал в некоторых своих статьях (и не только я, конечно, но практически все, кто изучал секуляризм), секуляризм нельзя просто отождествить с атеизмом или отрицанием религии. Так, все мы знаем (или должны бы уже знать), что американский секуляризм (отличный в этом от, скажем, марксистского) на деле очень, почти патологически, религиозен. Однако достаточно взглянуть на заголовки проповедей… или прочитать список мероприятий в любом приходе (совершенно независимо от его конфессиональной принадлежности), чтобы понять, что религия в секулярной культуре (как, например, в американской) преследует на деле те же самые цели, что и сам секуляризм, а именно – счастье, реализация своих способностей и возможностей, социальное и личное преуспеяние. Такие цели могут быть как возвышенными и благородными – спасение мира от голода, борьба с расизмом, так и более ограниченными – сохранение этнической идентичности, поддержание некоторой системы общественной безопасности» . Безопасность, кстати говоря, является одним из идолов современного секулярного общества, поскольку человеческая самоуспокоенность не может осуществиться без мифа о гарантированном комфорте, отсутствии риска, угроз и опасностей. Однако, увы, таковые условия желаемой секулярным человеком безопасности есть явный признак не только духовного неблагополучия, но и приближающейся эсхатологической катастрофы глобального масштаба, ибо, как сказано святым апостолом Павлом: «О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью. Ибо, когда будут говорить: “мир и безопасность”, тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут» (1 Фес. 5: 1-3). Упование на всеобщую безопасность как комфортное и безбедное существование выявляет, таким образом, в своих основах совершенно определенные черты религиозного сознания, религиозной веры. Но как же отличить в таком случае онтологически присущую человеку религиозность от наносной, поверхностной, искаженной процессами секуляризации? Каковы признаки истиной веры, отличающие ее от неподлинной? Хорошо известно, что слово «религия» восходит к латинскому глаголу religare – «воссоединять», «связывать».

http://bogoslov.ru/article/5203482

Мудрый и праведный должен удаляться от нечестия во всех его проявлениях и сторониться сообщества (совета) нечестивцев, не участвовать в их сговоре, не разделять их помыслы и образ действий. Об этом предупреждает Псалмопевец: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!» ( Пс.1:1–2 ). Совет здесь означает некое единение злонамеренных людей, которое не обязательно имеет какие-либо организованные формы. Это подтверждается и другими местами библейского текста; так Иаков, благословляя перед смертью своих двенадцать сыновей, говорит о Симеоне и Левин: «…орудия жестокости мечи их. В совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя» ( Быт.49:5–6 ). Иов сетует: «Хорошо ли для Тебя, что Ты угнетаешь, что презираешь дело рук Твоих, а на совет нечестивых посылаешь свет?» ( Иов.10:3 ) и одновременно восклицает: «Совет нечестивых будь далек от меня!» ( Иов.21:16 ). Нечестивцам нет пути в совет народа, в его духовную общность; так, о лжепророках Господь говорит: «И будет рука Моя против этих пророков, видящих пустое и предвещающих ложь; в совете народа Моего они не будут, и в список дома Израилева не впишутся…» ( Иез.13:9 ). Блаженны миротворцы БЛАЖЕННЫ МИРОТВОРЦЫ Выражение содержит положительную оценку тех, кто способен примирить враждующих. В зависимости от масштаба конфликта может принадлежать или к высокому стилю, или к разговорному (например, шутливое высказывание в адрес кого-либо, погасившего мелкую ссору). Одна из «заповедей блаженства», с которых начинается Нагорная Проповедь Господа, гласит: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» ( Мф.5:9 ). Мир, как величайшая ценность для человечества, народа, семьи, отдельного человека, — одна из центральных тем Б., высказывания о мире повсеместны в тексте. Мир предлагают и на мир соглашаются (см. Втор.20:11–12 ), мир заключают (см. Нав.9:15 ; Ис.27:5 ) и объявляют (см.

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

н. корпусу ветхозаветных псевдоэпиграфов, созданных в период 200 г. до н.э. – 200 г. н.э., т.е. в период времени, когда каноны книг Ветхого и Нового Заветов еще формировались и не были закрыты. Псевдоэпиграфическая ветхозаветная литература проникнута влиянием Ветхого Завета, что указывает на его значение в формировании богословских идей и понятий этих текстов и, вообще, иудаизма I-ro в. по Р.Х. Полный список псевдоэпиграфов (всего 65 книг) можно найти в издании Charlesworth J. The Old Testament Pseudeipgrapha/Ed. by Charlesworth J. H., NY–L–Toronto–Sydney–Auckland, 1983, 2 vols. Корпус ветхозаветной псевдоэпиграфической литературы не включает в себя рукописи Мертвого моря (за исключением тех текстов из списка указанного издания, которые были найдены в пещерах Кумрана), писания Филона Александрийского, Иосифа Флавия и раввинистические тексты. 212 Charlesworth J.H. The Portrayal of the Righteous as an Angel//Ideal Figures in Ancient Judaism: Profiles and Paradigms/ed. by J.J. Collins and G.W.E. Nickelsburg. Chico, CA, 1980, p. 135–51. 216 Согласно 2 Бар умерший праведник воскреснет в том образе, котором он был похоронен (гл. 50), затем его слава изменится и он преобразиться в величие ангелов (51:1,5), в тот образ, который пожелает, в том числе и как-бы в ангельский (51:10) или даже выше ангельского: «и господство праведного будет больше ангельского» (51:12). 217 После обращения Асенеф и бесед с небесным мужем, в тексте следует описание преображения Асенеф в небесную красоту (Иосиф и Асенеф 18:1–11), ср. также: «И увидели Асенеф, будто облик света, и была красота ее, как красота небесная» (Иосиф и Асенеф 20:6). 218 «На шестой день Я заповедал Моей премудрости создать человека из семи составляющих… и на земле Я назначил ему быть вторым ангелом, почитаемым, великим и славным» (2Ен.30:8–11а), ср. «когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время, веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими» ( Притч.8:29–31 ) и «Премудростию Твоею устроивший человека, чтобы он владычествовал над созданными Тобою тварями и управлял миром свято и справедливо, и в правоте души производил суд!» ( Прем.9:2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ekzeget...

Неужели всё это правда? Неужели вера в Божественность Спасителя и Святого Духа действительно была незнакома апостолам Христовым? Давайте откроем Священное Писание и убедимся в обратном: Как видим, апостолы считали Иисуса Христа своим Господом, Богом, Творцом и Спасителем. Быть может, им была неизвестна вера в Божественность Святого Духа? Давайте разберемся и с этим вопросом: А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия». (1 Коринфянам 2:9–11) Таким образом, для апостолов было совершенно очевидно, что Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух являются единым по сущности Богом. Поэтому, отвергая Божественность Спасителя и Духа Божия, критики христианства отвергают и само учение апостолов, подпадая, тем самым, под анафему (Галатам 1:8–9). Делитесь этим знанием с вашими мусульманскими друзьями и призывайте их поклоняться единому и благому Богу Троице, сотворившему мир! Полезная литература: Чему учили первые христиане? Филипп Чэмпион Наши оппоненты часто утверждают, что учение о Пресвятой Троице и Божественности Господа нашего Иисуса Христа, а также Святого Духа, появилось лишь в четвертом веке на первом Вселенском Соборе в Никее. Дабы опровергнуть этот аргумент критиков христианства, мы считаем целесообразным привести высказывания древних христиан, свидетельствовавших о своей вере в Бога Троицу. Со временем список цитат будет пополняться. ПРЕСВЯТАЯ ТРОИЦА Игнатий Богоносец (90–140 гг. н. э.) «Повинуйтесь епископу и друг другу, как Иисус Христос повиновался по плоти Отцу, и апостолы Христу, Отцу и Духу, дабы единение было вместе телесное и духовное» Послание к магнезийцам, глава XIII Иустин Философ и мученик (103–166 гг. н. э.) «Но как Его [Отца], так и пришедшего от Него Сына и передавшего нам это учение… равно и Духа пророческого чтим и поклоняемся, воздавая честь словом и истиной и открыто преподавая это всякому, желающему научится так, как сами мы научены» Первая апология, VI.

http://azbyka.ru/naibolee-rasprostranyon...

Почему Павел проповедовал в дамасских синагогах, а не в языческой среде? Здесь мы впервые встречаемся с тем миссионерским принципом, который Павел впоследствии сформулирует в Послании к Римлянам: «Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину» ( Рим. 1:16 ). Призыв проповедовать язычникам, который Павел услышал при первом же явлении ему Христа, не означал, что он должен был ограничиться исключительно ими. Проповедь среди сынов Израилевых он считал не менее важной и именно с нее начал свою миссионерскую деятельность. Иерусалимская община Что представляла собой иерусалимская община на тот момент, когда Павлу предстояло встретиться с ней лицом к лицу? Чтобы ответить па этот вопрос, нам надлежит вернуться к началу книги Деяний и кратко обозреть первые восемь глав этой книги. Лука написал ее как прямое продолжение своего Евангелия ( Деян. 1:1 3) и начал с того, на чем это Евангелие закончилось: с рассказа о вознесении Иисуса Христа ( Деян. 1:4–11 ). Членов иерусалимской общины он перечисляет поименно, начиная список с Петра: Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима. в расстоянии субботнего пути. И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова. Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его ( Деян. 1:12–11 ). Собрание этой общины, на которой на место выбывшего из числа апостолов Иуды избирается новый ученик, включало около ста двадцати человек ( Деян. 1:15–26 ). Очевидно, именно эту цифру следует считать указанием на количество учеников, оставшихся после Иисуса в качестве членов Его общины. Несмотря на Его популярность при жизни, несмотря на то, что за Ним следовали толпы народа, Его страшная смерть на кресте должна была отпугнуть от Его общины основную массу людей. Остались только самые верные и преданные: одиннадцать ближайших апостолов и, вероятно, другие семьдесят апостолов, упоминаемые Лукой в Евангелии ( Лк. 10:1 ), а также родственники Иисуса по плоти и некоторые женщины из числа Его последовательниц.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

При этом позднейшее учреждение царской власти уже было предусмотрено в законах Моисеевых: «...поставь над собою царя, которого изберет Господь, Бог твой; из среды братьев твоих поставь над собою царя; не можешь поставить над собою (царем) иноземца, который не брат тебе». Этому грядущему царю Господь чрез Моисея заповедал хранить «список закона», читать его каждый день и «исполнять все слова закона сего» (Втор 17. 15, 18-20). Самуил по воле Божией поставил царем Саула из колена Вениаминова, к-рый получил через помазание от Самуила Божие благословение на царство. Причем благословение дано было Саулу при условии исполнения воли Божией. Когда же Саул преступил заповеди Господни, Бог отверг его (1 Цар 16. 1), велев Самуилу помазать на царство др. избранника - Давида. Главное отличие политической системы судейства от учрежденной затем монархической власти заключалось в том, что судьи действовали не через принуждение, а силой авторитета, причем авторитет этот сообщался Божественной санкцией; при монархии власть осталась богоданной, но для своей реализации использовала уже не столько духовный авторитет, сколько принуждение. Переход от судейства к монархии свидетельствовал об ослаблении веры, отчего и возникло у израильтян стремление заменить Царя Незримого царем видимым. Ветхозаветное военное право базировалось на основополагающем принципе равенства обязанностей всех свободных израильтян по защите своего народа и земли. Существовавшая в Др. Израиле всеобщая воинская повинность распространялась на мужчин, достигших 20-летнего возраста. При этом, однако, делались нек-рые исключения: от участия в военных действиях освобождались не только левиты, к-рые должны были посвящать себя исключительно служению Богу, лица, физически неспособные к несению воинской службы, но также и те, «кто построил новый дом и не обновил его... дабы не умер на сражении, и другой не обновил его», и «кто насадил виноградник и не пользовался им», и «кто обручился с женою и не взял ее... дабы не умер на сражении, и другой не взял ее» (Втор 20. 5-7).

http://pravenc.ru/text/158294.html

Проходили годы и столетия, и свидетели пред Господом иногда увеличивались в числе. Такова книга, в которой пророк Самуил изложил «права царства» и которую он «положил пред Господом» вслед за провозглашением Саула царем ( 1Цар. Х, 25 ). Но не все свидетели остались в живых: о книге «Права царств» более в Священном Писании не упоминается. Нужно полагать, что священные памятники, положенные во свидетельство при ковчеге завета, в виде списков с них были доступны тем лицам, которые имели возможность или даже призвание, изучать или просто читать священную письменность. Уже пророческая школа Самуила, свидетельство о существовании которой находим в 1 кн. Цар. XIX, 20 (сонм пророков пророчествующих, нужно думать, под начальством Самуила) и X, 5 (сонм пророков с музыкальными инструментами), предполагает занятия законом Божьим и историей. Необходимость такого изучения закона и истории вытекает из того соображения, что, хотя пророчество – дар Божий, однако оно требовало предварительного расположения со стороны человека и упражнения природных дарований в законе Божьем. Так как школа Самуила имела особый дом в Риме 6 , то возможно, что занятия законом Божьим здесь были более или менее систематичным делом, на ряду со священной музыкой, поэзией и другими упражнениями, способствовавшими возбуждению духа к священному пророчеству. На основании же 1 кн. Парал. XXIX, 29 Дела царя Давида, первыя и последния, описаны в записях Самуила провидца и в записях Нафана пророка и в записях Гада прозорливца – можно утверждать, что пророческая школа Самуила, по всей вероятности, изучала священную историю прошлого и выдвинула из своей среды историографов царствования Давида, вместе с Самуилом Нафана и Гада. Должно полагать также, что при торжественной коронации царя Иоаса ему был вручен список закона, как руководство к тому, чтобы научался бояться Господа Бога своего и старался исполнить все слова закона сего... чтобы не надмевалось сердце его пред братьями его, и чтобы не уклонялся он от закона ни на-право, ни на-лево ( Bmop. XVII, 19 – 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

Процессы как нравственного, так и управленческого кризиса ярчайшим образом видны на примере строительства космодрома, постоянного потока осуждения чиновников, в том числе высокого уровня; обнаружение на квартире у начальника управления экономической безопасности МВД Захарченко валюты на астрономическую сумму около 8 миллиардов рублей, непонятный пресс телефонных мошенников, наличие микрофинансовых организаций, кредитующих наименее успешные слои населения по заоблачным ставкам, засилье коррупции, «распил» бюджета, стремление крупных компаний извлечь максимальную прибыль в ущерб экономическому росту. Разве могло быть такое при И. Сталине? Может ли казнокрад в созидании быть успешным? «…Путь нечестивых погибнет» (Пс. 1:6). Сравните советских инженеров и их руководителей, которые работали на великие идеи за заработную плату и спецпайки, и наших нынешних «эффективных менеджеров», правильно контролирующих финансовые потоки. Вот почему список глобальных технических и научных достижений последних 32 лет не впечатляет, хотя наши деды и родители из СССР могут предъявить огромное наследие – и мы им до сих пор пользуемся. Искали не достижений, а денег. Если кого-то не убедил Новый Завет, обратимся к Ветхому. «Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле… Горе тем, которые зло называют добром, и добро – злом, тьму почитают светом, и свет – тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое – горьким! Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!.. Горе тем, которые постановляют несправедливые законы и пишут жестокие решения, чтобы устранить бедных от правосудия и похитить права у малосильных из народа Моего, чтобы вдов сделать добычею своею и ограбить сирот. И что вы будете делать в день посещения, когда придет гибель издалека? К кому прибегнете за помощью? И где оставите богатство ваше?» [Книга Пророка Исайи, 5, 8, 20–21; 10, 1–3]. У кого есть сомнения в исполнении сказанного, пусть вспомнят события 100-летней давности.

http://ruskline.ru/opp/2023/12/26/32_god...

Священное Писание учит и наставляет нас: «Какую пользу принесет нам высокомерие, и что доставило нам богатство с тщеславием? Все это прошло как тень и как молва быстротечная! ( Прем. 5:8,9 ); «…всякая слава человеческая – как цвет на траве, засохла трава и цвет ее опал…» ( 1Петр. 1:24 ); «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут…» ( Мф. 6:19–21 ). В Каноне покаянном ко Господу Иисусу Христу говорится: «Не надейся, душе моя, на тленное богатство и на неправедное собрание, вся бо сия не веси кому оставиши, но возопий: помилуй мя, Христе Боже, недостойного. Не уповай, душе моя, на телесное здравие и на скоромимоходящую красоту, видиши бо, яко сильные и младии умирают; но возопий: помилуй мя, Христе Боже, недостойного» (песнь 7). Таким образом только любовь к Богу, включающая исполнение Его заповедей и соединяющая с Ним человека, делает нас истинно свободными 60 и истинно счастливыми. «Нетленный Царю веков, содержащий в деснице Своей все пути жизни человеческой силою спасительного промысла Твоего! Благодарим Тебя за все ведомые и сокровенные благодеяния Твои, за земную жизнь и за небесные радости Царства Твоего будущего. Простирай нам и впредь Твои милости поющим: Слава Тебе, Боже во веки. Слабым, беспомощным ребенком родился я в мир, но Твой Ангел простер свои светлые крылья, охраняя мою колыбель. С тех пор любовь Твоя сияет на всех путях моих, чудно руководя меня к свету вечности. Славлю щедрые дары Твоего промысла, явленные мне с первого дня и доныне. Благодарю и взываю со всеми, познавшими Тебя: Слава Тебе, призвавшему меня к жизни. Слава Тебе, явившему красоту вселенной. Слава Тебе, раскрывшему предо мной небо и землю как великую книгу премудрости. Слава Твоей вечности среди мира временного. Слава Тебе за тайные и явные милости Твои. Слава Тебе за каждый вздох груди моей. Слава Тебе за каждый шаг жизни, за каждое мгновение радости. Слава Тебе, Боже, во веки» (Акафист благодарственный «Слава Богу за все». Кондак 1, икос 1). Список цитируемой литературы

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010