«Что случилось? Почему вы мокрые?»- стал их строго допрашивать, пока они переодевались в сухую одежду, какую только сумели отыскать в сторожке. «Провалились!» – промямлила охрипшим от холода голосом Аня. «Как? Куда? " - не унимался отец Константин. «Ну, пошли гулять. Скучно стало, и решили пройтись по Волхову. Пошли. Вдруг лед затрещал, разломался, и мы в воду “бух!”, провалились. Я только и успела закричать: “Господи, помилуй!” Куртка у меня пузырем надулась, и я не тону. А вот у Сережки пальто тяжелое, разом намокло, ко дну его и тянет. Он за меня как ухватится. А я ему: “Ты меня, Сережка, отпусти, я сейчас на лед вылезу и тебя вытащу”. Он отпустил и кричит: “Отче Николае! Помоги!” А у меня на душе вдруг спокойно стало, ни страха, ни паники. Ухватилась я за край льдины и вылезла. Потом взяла шарф и конец в полынью бросила. Брат за него ухватился, и я его на лед вытащила. Вскочили мы и бегом в церковь ». Когда Аня закончила рассказа, вспомнил батюшка: пока он рано утром на службу собирался, все дочка какой-то сон ему рассказать пыталась, а он только рукой махнул. Некогда, мол, потом расскажешь. А сон-то необычный был. Говорила Аня, что снилось ей, будто они с братом тонут. И все святителя Николая на помощь зовут. И будто пришел великий чудотворец и спас их от неминуемой смерти. «А ведь, действительно, спас,– подумал отец Константин и, перекрестившись, невольно сказал вслух: – Святителю отче Николае, моли Бога о нас! Слава тебе, великий угодниче Божий!» Тут вбежала в сторожку и матушка. Добрые люди уже ей обо всем рассказали. Расплакалась, разохалась, и детей ругает, и целует тут же, и Бога славит, и батюшку почему-то бранит – и все одновременно. А потом успокоилась и говорит своему супругу: – А ведь это нам с тобой, отец, вразумление свыше. Помнишь, как архиерей нас в деревню на службу перевести хотел. Как мы с тобою расстроились, внутренне воспротивились. Привыкли к городу да к удобствам всяким и за суетой этой о самом главном забывать стали. Вот Господь и напомнил.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Преподобные Иосиф Заоникиевский, Нил Сорский, Кирилл Новоезерский. Фрагмент иконы «Спас Великий Архиерей, с предстоящими святыми». 3-я четв. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Преподобные Иосиф Заоникиевский, Нил Сорский, Кирилл Новоезерский. Фрагмент иконы «Спас Великий Архиерей, с предстоящими святыми». 3-я четв. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Очевидно, 1-м изображением И. З. был «образ на плащанице», написанный в 1717 г. свящ. Максимом Яковлевым по распоряжению еп. Вологодского Павла. В описании Владимирской Заоникиевой пуст. 1865 г. говорится о существовании надгробной иконы с ростовым изображением святого: «Мощи преп. Иосифа Заоникиевского почивают под спудом в приделе Живоначальныя Троицы подле леваго клироса. Над мощами устроена… гробница, на которой положен образ преподобного, писанный в рост, украшенный серебряным позлащенным венцом и медною отбеленною ризою». Такое же описание иконы на раке дает И. М. Верюжский в 1880 г. ( Суворов. 1865. С. 34; Верюжский. Вологодские святые. С. 606). Икона святого «с большим, во весь рост, изображением преподобного» на раке отмечена и в описании обители 1910 г. (Правосл. рус. обители. 1910. С. 77), к наст. времени ее местонахождение неизвестно. Среди немногочисленных достопримечательностей пустыни отмечена в 1865 г. «чудотворная явленная икона Божьей Матери Казанской, мерою «пядница малая». Икона вставлена в середину большой местной, первой по левую сторону царских врат в холодной церкви, иконы, на которой в четвероугольных клеймах изображены шестнадцать чудес из жизни преподобного Иосифа…» ( Суворов. 1865. С. 35). Об участии иконы И. З. с кон. XIX в. в крестных ходах свидетельствует донесение Вологодской духовной консистории Синоду 1893 г., где упоминается почитаемая икона «прп. Иосифа, основателя обители», к-рая «износится довольно давно, по просьбам жителей» из Заоникиевой пуст. «по окрестным селениям и приходам» (ГАВО. Ф. 496. О. 1. Д. 16480. Л. 12 об.). На уникальном по иконографии образе XVIII в. из музея-ризницы Николо-Угрешского мон-ря (см.: Святая Угреша: К 625-летию основания Свято-Никольского Угрешского мон-ря/Сост.: С. В. Перевезенцев, игум. Иоанн (Рубин). М., 2005. С. 238) облик И. З. в отличие от его изображений на др. памятниках, где он представлен как преподобный, соответствует чину юродивых. Святой представлен вполоборота влево в молении Казанской иконе Божией Матери в левом верхнем углу. Он худ; на нем лишь повязка, прикрывающая чресла; длинные седые волосы волнами спускаются на плечи и спину; узкая, слегка вьющаяся борода достигает земли. На заднем плане пейзаж с горками, деревьями, рекой и красным строением (возможно, построенной И. З. часовней).

http://pravenc.ru/text/673669.html

В 2022 году при поддержке телеканала «Спас» и благотворительного Фонда сохранения будущего нации телеведущая Олеся Ермакова повторила маршрут 2021 года, стартовав из московского Новодевичьего монастыря. Это паломничество сопровождала съемочная группа телеканала «Спас», снявшая многосерийный фильм «Пилигрим. Великий северный путь». — А нынешним летом состоялась еще одна экспедиция. — Да, со 2 по 22 августа по благословению Святейшего Патриарха при участии Паломнического центра Московского Патриархата  при поддержке региональных правительств и Фонда сохранения будущего нации от Новодевичьего монастыря до Соловков вновь прошла экспедиция. В ней приняли участие сестры святой обители: монахиня Евдокия (Киреева) и монахиня Вера (Вялкова). В отличие от предыдущих лет, когда паломники шли вдоль Онеги и потом на поезде следовали до Кеми, в этот раз они прошли по берегу Ладожского озера и в канун праздника Преображения Господня прибыли в Соловецкую обитель. — Сейчас, как мы видим, развернута организационная работа, связанная с разработкой маршрута. В декабре Вы побывали в ряде епархий, где прошли совещания с правящими архиереями и духовенством епархий, представителями региональных Правительств, ответственными за реализацию проекта. — Да, наша зимняя экспедиция прошла по Ярославской , Рыбинской , Переславской , Вологодской , Череповецкой , Тихвинской , Петрозаводской и Костомукшской епархиям.  В каждой из них состоялись встречи с архиереями, духовенством и представителями региональных правительств. По итогам поездки будет представлен доклад Святейшему Патриарху и в Правительство Российской Федерации. А о том, как прошла летняя экспедиция, расскажет монахиня Евдокия (Киреева). «История разворачивалась перед нами, как свиток» — Мать Евдокия, Вы находились в пути три недели, посетили множество святых мест, как знаменитых, так и малоизвестных. Как Вы думаете, что заставляет людей совершать паломничество? — Паломничество — это древняя христианская традиция, которая и в настоящее время не устарела. Боголюбивые души привлекает желание открыть для себя новые святыни и неведомые места. В обычном течении дней мы скованы всевозможными условностями, зависим от жизненных обстоятельств, должностных обязанностей и даже от собственного образа жизни. Паломничество выводит человека из привычных рамок, из индивидуальной «зоны комфорта» и духовно обогащает человека.

http://patriarchia.ru/db/text/6088071.ht...

Вдоль стен и в застекленных витринах собора представлены не менее символичные образы. На южной стене – огромная икона митрополита Петра с житием, написанная Дионисием. Московский святитель изображен в белом клобуке, который носили только новгородские епископы, тогда как все остальные архиереи должны были носить черный клобук. По преданию, византийский император Константин Великий послал белый клобук папе Римскому Сильвестру в те времена, когда Рим еще не отпал от Православия. После же разделения 1054 года ангел велел папе Римскому вернуть белый клобук в Константинополь, столицу Православия, а оттуда он будто бы был передан в Новгород, в храм Святой Софии. После того как Москва покорила Новгород, белой клобук стал знаменовать собой величие Третьего Рима. У южной стены в витрине находится знаменитый образ «Спас Золотые власы» начала XIII века: волосы Спасителя написаны золотом как символ Божественного света. Здесь же можно увидеть старинную икону «Явление архангела Михаила Иисусу Навину», по преданию, написанную для князя Михаила Хоробрита, брата святого Александра Невского, который, вероятно, и основал в Кремле Архангельский собор в честь своих именин. На северной стене Успенского собора находится необычная икона Ветхозаветной Троицы. На столе изображены не только хлеб и виноград – символы святого причастия, но и редька, вероятно символизирующая аскетический, постнический образ жизни. Самая замечательная икона в северной витрине – «Спас Недреманное око». Юный Христос изображен возлежащим на ложе с открытым оком – как знак неусыпного попечения Господа о людях. На западной стене находится запасная Владимирская икона Божией Матери начала XV века: ее носили в крестные ходы в непогоду, чтобы уберечь подлинник. Она необычна тем, что взор Богоматери не обращен к молящемуся. В Успенском соборе хранились самые великие святыни, которые были в России: риза Господня – частица одежды Иисуса Христа и подлинный гвоздь Господень, один из тех, которыми были пробиты руки и ноги Спасителя на кресте. Обе святыни были принесены в Москву из Грузии в XVII веке. По преданию, ризу Господню привез в Грузию один воин, присутствовавший при распятии Христа. Там она хранилась до 1625 года, когда персидский шах Абасс, завоевавший Грузию, послал ризу в дар царю Михаилу Федоровичу, причем с предупреждением: если немощный коснется святыни с верою, его Бог милует, а если без веры – ослепнет. Ризу Господню встретили в Москве у Донского монастыря за Калужскими воротами и «проверили» ее подлинность: по приказу патриарха Филарета положили недельный пост с молебствиями, а потом ризу возлагали на тяжелобольных, и все они получили исцеление. И тогда ризу Господню принесли в Успенский собор и поместили в медный ажурный шатер, символизирующий Голгофу, который ныне осеняет гробницу святого патриарха Ермогена.

http://pravoslavie.ru/3571.html

В XVII веке, во времена патриарха Никона , деисусный чин заменялся иногда апостольским, то есть помимо Христа, Богородицы и Иоанна Предтечи изображались двенадцать апостолов, сидящих на престолах ( Мф.19:28 ), что значительно упрощает семантику Деисуса, его изначальное вселенское значение, в котором сливается образ Церкви земной и небесной. В конце же XVII века образ «Спас в силах» стали нередко заменять иконами «Спас на престоле» или «Христос – великий архиерей», что также ограничивает семантический ряд центрального образа. Выше Деисуса расположен четвертый ярус, который называется пророческим чином, так как в него включены пророки Ветхого Завета, писания которых содержали указания на Пришествие Мессии. Обычно их изображают со свитками их пророчеств. Здесь помещают пророков Исайю, Иезекииля, Даниила, царей Давида и Соломона и др. В центре пророческого чина располагается икона Богоматери как символ исполнения всех пророчеств, не случайно апостол Павел называет Ветхий Завет «детоводителем ко Христу» ( Гал.3:24 ). Центральная икона Богоматери обычно представлена в иконографическом варианте «Знамение» (другое название «Воплощение»), где наглядно показано, как во чреве Марии, которое в Акафисте воспевается как «ширшее небес», зачат Св. Духом Тот, Кто избавляет вселенную. Позднее Образ Богоматери Знамение заменяется иконой «Богоматерь на троне», где Дева Мария представлена как Царица Небесная, и это несколько упрощает символическое и семантическое прочтение всего ряда. Пятый ряд, сформировавшийся позднее всех предыдущих, представляет праотеческий чин, где представлены ветхозаветные праотцы, отцы веры – Авраам, Исаак, Иаков, Ной, Мелхиседек и т.д., то есть те, кто жил до Моисея, через которого Бог даровал избранному народу Закон. В центре этого ряда должен быть образ, соответствующий ветхозаветным представлениям о Боге, что является практически невыполнимым требованием. Поскольку этот чин появился в XVII веке, в период упадка веры и оскудения богословской мысли, то это место заняли изображения совсем неканонического характера: «Бог Саваоф», «Отечество», «Троица Новозаветная» и проч. Против такого рода изображений восставал еще в XVI веке дьяк Иван Михайлович Висковатый, но тогда Церковь не была в состоянии услышать этот трезвый и разумный голос. Несмотря на то, что Стоглавый собор (1551 г.) отверг как не соответствующие христианскому откровению изображения Бога Отца (то же решение вынес и Большой Московский собор в 1666 г.), но мы и по сей день встречаем эти изображения в наших храмах. Л. Успенский считает, что более соответствует для праотеческого чина образ Ветхозаветной Троицы (в рублевском варианте), как единственно возможное изображение Божества до воплощения.

http://azbyka.ru/bogoslovie-ikony

Выставка «101 икона из Ярославля» пройдет в Москве 26 сентября 2007 г. 14:06 28 сентября в Государственной Третьяковской галерее открывается выставка из собрания Ярославского Художественного музея «101 икона из Ярославля». Эта выставка проходит в рамках крупного выставочного и издательского проекта Государственной Третьяковской галереи «Золотая карта России», представляющего собрания художественных музеев страны. В настоящее время собрание икон Ярославского художественного музея составляет более двух тысяч памятников XIII — начала XX веков. Наиболее значительная часть коллекции — иконы, написанные в период расцвета Ярославля, в XVII- XVIII веках. Им и посвящена выставка «101 икона из Ярославля». К классическим произведениям искусства Ярославля первой половины XVII столетия относятся иконы «Богоматерь Корсунская», «Вознесение», «О тебе радуется». Особенно интересна икона «Святитель Иоанн Златоуст» с житием в 52 клеймах». Аналогий столь подробному живописному изложению жития святого в древнерусском искусстве пока не выявлено. Наиболее полно на выставке представлена иконопись второй половины XVII столетия. Здесь есть и работы ярославских художников, и мастеров, приглашавшихся в Ярославль. Экспонируется икона Федора Евтихиева Зубова «Илья Пророк в пустыне» 1672 года и праздничный чин 1680-х годов из церкви Ильи Пророка, созданный мастерами костромской иконописной артели, во главе которой стоял знаменитый Гурий Никитин. Среди экспонатов ярославской экспозиции есть и произведения, которые никогда не демонстрировались ранее в России, а 16 икон XVIII века были отреставрированы специально для этой выставки. Наибольший интерес из них представляют датированные памятники: «Спас Великий Архиерей» Афанасия и Ивана Шустовых 1747 года, «Спас Нерукотворный» 1757 года. На выставке представлено и 6 икон, происходящих из кафедрального Успенского собора, разрушенного в 1937 году. Восстановить храм планируется к тысячелетнему юбилею города. Пресс-служба Ярославской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/299489.htm...

Феодоровская икона Божией Матери со сказанием об образе. 80-е гг. XVII в. Иконописец Гурий Никитин (ЦИАМ) Феодоровская икона Божией Матери со сказанием об образе. 80-е гг. XVII в. Иконописец Гурий Никитин (ЦИАМ) Наиболее полное воплощение стилистические новации нашли в иконописном творчестве Гурия Никитина, где изысканная нарядность и избыточная декоративность костромской традиции соединились с конструктивностью построения композиции и формы, свойственной царским изографам. Произведения, созданные Гурием Никитиным в 80-х гг. XVII в. для храмов Костромы и Ярославля («Мученики Кирик и Улита» из ц. прор. Илии в Ярославле, 1680-1682, ЯИАМЗ; «Спас на престоле» из Феодоровской ц. в Ярославле, 1686, ЯИАМЗ; «Спас Великий Архиерей» из ц. ап. Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе, 1687, ЦИАМ; «Феодоровская икона Божией Матери, со сказанием об образе», 80-е гг. XVII в., ЦИАМ; «Успение» из Пахомиева Сыпанова мон-ря в Нерехте, 80-е гг. XVII в., ЦИАМ; «Св. Троица», 1690, из Пахомиева Сыпанова монастыря, иконное собрание Фонда ап. Андрея Первозванного, и др.), были образцом для его учеников и последователей почти до сер. XVIII в. С Костромской землей был также тесно связан Кирилл Иванов Уланов , один из наиболее значительных мастеров иконописной мастерской Оружейной палаты позднего периода ее существования. Последние годы его жизни и творчества (1709-1731) прошли в Троицкой Кривоезерской пуст. близ Юрьевца, где он создал большое количество произведений (иконостас Рождественской ц. в Н. Новгороде, 1718-1722; комплекс икон для Никольского монастыря в Переславле-Залесском, ПЗИХМЗ; чудотворные Иерусалимская Кривоезерская и Тихвинская Макарьевская иконы Божией Матери). Девять мучеников Кизических. Икона. Сер. XVIII в. Иконописец Иван Липин (ЦАК МДА) Девять мучеников Кизических. Икона. Сер. XVIII в. Иконописец Иван Липин (ЦАК МДА) Костромская иконопись 1-й четв. XVIII в. ориентировалась на наследие Гурия Никитина («Феодоровская икона Божией Матери, со сказанием» из Екатерининской ц. в Вологде, 1706, ВГИАХМЗ; «Св. Иоанн воин, с житием» из ц. ап. Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе, 1-я треть XVIII в., ЦИАМ). В этой манере работали мастера Амвросий Романов («Благовещение» из Троицкого собора Ипатиевского мон-ря, 1711, ЦИАМ) и Иван Андреев (иконы из Благовещенской ц. в Костроме, 1714, ЦИАМ), известный как поновитель чудотворных Феодоровской и Толгской (Ярославль) икон Божией Матери. Консервативная тенденция в иконописи Костромы 1-й пол. XVIII в. проявилась в многочисленных списках Феодоровской иконы Божией Матери, выполненных в традициях иконописной мастерской Оружейной палаты (иконы Георгия Аврамова, 1703, ГИМ; Никиты Артемьева, 1723, ГМИР; Василия Вощина, 1756, частное собрание).

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Сумма в 50 золотых скорее была заплачена за поновление церкви, а не за полную ее роспись. Арх. Гавриил и ап. Павел. Роспись ц. в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи в Арборе. Ок. 1502 г. Арх. Гавриил и ап. Павел. Роспись ц. в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи в Арборе. Ок. 1502 г. Притом что система росписей в алтарной апсиде в этом храме традиционна, следует отметить ряд интересных особенностей. Изображение в конхе Пресв. Богородицы с Младенцем на престоле в окружении архангелов дополнено, как в Пэтрэуци, сценой «Вознесение Господне», расположенной по ее верхней дуге т. о., что возносящийся Христос визуально оказывается непосредственно над изображением Пресв. Богородицы и связь между Ними как между участниками Боговоплощения подчеркивается посредством изображения Св. Духа в виде голубя. Под конхой, как и в Бэлинешти, в апсиде изображены пророки в медальонах. Состав сюжетов в следующем регистре является необычным, он нарушает традиционную тематику алтарных росписей. Это ряд евангельских сюжетов: «Призвание апостолов Андрея и Петра», «Призвание ап. Матфея», «Изгнание торговцев из храма», «Исцеление Петровой тещи», «Воскрешение сына вдовы наинской», «Воскрешение дочери Иаира» и «Исцеление кровоточивой». В куполе изображен Христос Вседержитель в 8-конечной Славе с тетраморфом, окруженный узким регистром с изображением серафимов. В следующем регистре - 8 ангельских соборов, центральные фигуры которых держат в руках медальоны с изображениями композиций «Престол уготованный», «Спас Еммануил», «Ангел Великого Совета Иисус Христос», «Великий Архиерей Иисус Христос», образ Пресв. Богородицы «Оранта», а также изображения феникса, солнца и луны. На тимпанах косых арок размещена развернутая композиция «Родословие Христа», на сводах косых арок - пророки, на малых парусах - евангелисты. Нововведением является тема нижнего регистра свода, представляющая особого вида Деисус. Вместо Христа Вседержителя на престоле изображен Нерукотворный образ Спасителя («Спас на убрусе»), к-рому с 2 сторон предстоят Пресв.

http://pravenc.ru/text/2564044.html

прожил 5 лет и преставился 10 сент., «на память святых мучениц Минодоры, и Митродоры, и Нимъфодоры». Т. о., согласно Житию, кончину И. следует отнести к 1457 г. (в церковной историографии датой преставления И. традиционно считается 1453). В Житии повествуется об И. как об исихасте, рассказывается о совершении им Иисусовой молитвы. В тексте имеется обширное заимствование из широко распространенного на Руси соч. «Молитва к Господу Богу нашему Иисусу Христу, Иоанна Златоустаго моление» (нач.: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго. Аще кто сию молитву, требуя ея, глаг[о]леть, яко из ноздри дыханиа…»; цит. по списку: ГИМ. Син. 322. Л. 128 об.; об этом тексте см.: Орлов А. С. Иисусова молитва на Руси в XVI в. СПб., 1914. С. 9). Один из списков «Молитвы...» находится в сборнике, который традиционно связывают с именем Паисия (Ярославова) - РГБ. Ф. 304/I. 747. Л. 451 об.- 452, однако в нем отсутствует указание на авторство свт. Иоанна Златоуста. Впосл. эта статья вошла в «Цветник священноинока Дорофея». В связи с этим свт. Игнатий (Брянчанинов) полагал, что именно по «Цветнику...» «обучился Иисусовой молитве преподобный Иоасаф Каменский» ( Игнатий (Брянчанинов), еп. Соч. М., 2001. Т. 1. С. 411). Однако в Житие И. «Молитва...» не могла попасть из «Цветника...», к-рый был составлен не ранее XVII в. (в данном сборнике в «Молитве...» нет указания на свт. иоанна Златоуста). Преподобные Амфилохий и Дионисий Глушицкие, Иоасаф Каменский. Фрагмент иконы «Спас Великий Архиерей, с Вологодскими чудотворцами». 3-я четв. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Преподобные Амфилохий и Дионисий Глушицкие, Иоасаф Каменский. Фрагмент иконы «Спас Великий Архиерей, с Вологодскими чудотворцами». 3-я четв. XVIII в. (ВГИАХМЗ) При описании 3 первых чудес в Житии И. в качестве лит. образца были взяты чудеса блгв. кн. Феодора Смоленского и Ярославского (см. Феодор Ростиславич , Давид и Константин ): чудо «О некоем человеце Тимофее» восходит к чуду кн. Феодора «О болящем трясовицею», рассказ «О юноши князе Романе» - к чуду кн.

http://pravenc.ru/text/578044.html

Было бы ошибкой считать все сооружения иконостасов и икон в русских церквах только частью убранства. Все эти иконы, пояса и части имели особый духовный смысл. Благочестивые люди, обходя с поклонами иконостас, поминали в молитвах особо различных святых, совершали служение Церкви. Особое место в русской иконописи получили Царские врата и двери северные и южные в иконостасе; из них «Царские» – средние, досчатые и резные, состоящие из сени и столбцов. В иконостасе новгородской св. Софии от 1528г. двери были «сугубее первых в высоту и ширину», а потому на сени (киоте), дверях и столбцах «иконного поклонения святых яко шестьдесят шесть», и «крест честный на версе дверей поставлен был от Калики Хрусталя» (ср. так называемые «Корсунские кресты» в Московском Успенском соборе). Обычным иконным украшением «для поклонения» на Царских дверях было: Благовещение, 4 Евангелиста; темы перешли сюда из стенной росписи, с передних столбов церкви и с парусов. На столбцах, служивших для укрепления дверей, изображались: Спас, Божия Матерь, столпники, святители Вселенские и св. дьяконы с ковчежцами и кадильницами, перенесенные со стен алтаря, закрытых иконостасом. На северных и южных дверях изображались: архангел Михаил, архангел Гавриил, Ангел Хранитель, архидиаконы Стефан и Филипп, прор. Даниил, благоразумный разбойник, Адамово создание, изгнание из рая, «лествица», лоно Авраамово и пр. Наконец, на сени или киоте: Тайная Вечеря, Троица, Нерукотворный Образ, Великий Архиерей, Знамение Божией Матери, София Премудрость Божия, позднее – Агнец на дискосе, Бог Отец, Всевидящее Око. В главном храме Успения Божией Матери в Свияжском Богородицком монастыре (опись 1614г.) значится: «Двери северские, да по другую сторону двери у полатки, обои на золоте, а на них писаны повести из Патерика». В малой церкви Николая Чудотворца на дверях северных «на празелени писан образ Алексия человека Божия». В том же храме, по описи, за левым клиросом в иконостасе указывается «образ местной Спас Недреманное Око в киоте», у клироса, «образ местной София Премудрость Божия в киоте», «да у крылосов по сторонам двенадцать икон, а на них писаны минеи месячные святые дванадесять месяц на золоте в киотах» (см.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010