До сих пор оставаясь городом, где существуют только направления, но нет дорог, городом, где всем живется непросто, где все что-то претерпевают, Ростов продолжает быть городом любви предков к Своему Творцу и к своему земном Отечеству. Ростов, где соединено все: величие и низменность, святость и грязь, смирение и нетерпение, благотворительность и жадность, труд и леность. За свою многовековую историю он вобрал и впитал все. Ничего человеческое этому городу не чуждо. И это несмотря на то, что уже фасад, обращенный, как в зеркало, к озеру Неро, немного подувял, покрылся морщинами, изменился. Перевелись те ростовские купцы, которые хранили и восстанавливали памятники старины, открывая  первыми музей церковных древностей, которые замахивались в этой уже и по тем временам провинции на создание университета (что частично было претворено в жизнь). Сейчас Ростов – город огородничества. Без огорода здесь не проживешь, у местных это в крови, передается по наследству. Здесь самые лучшие огурцы, лук.  И начиная с весны до поздней осени  – все на огородах. Ростовские купцы когда-то усыновили город. Теперь он брошен без родительского окормления. В Ростове грустится по временам минувшем, где они ощущаются как нигде. Сейчас почему-то у Ростова новый бренд – Алеша Попович, русский богатырь, который единственный, наверное, и должен спасти город от какой-то безысходности. Так полагают местные власти. Но верится в это с трудом. За патриархальностью, тишиной, безмолвным величием и грустью можно поехать в Ростов. Паломничество святых к святым Святитель Димитрий Ростовский Грустно, наверное, было и святителю Димитрию, митрополиту Ростовскому . Он столкнулся в этих местах с невежеством духовенства, нерадивостью. Неустанно он в этом крае просвещал и миссионерствовал, проповедовал и молился. Теперь его почитают небесным покровителем города. И каждый богомолец спешит помолиться у его святых мощей. К мощам святителя Димитрия в Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь притекали и простой крестьянин,  и царственные особы. Были здесь и Романовы. Дважды совершали паломничество в Ростов Великий великокняжеская чета Сергей Александрович и Елисавета Феодоровна . Первый их визит официальным, носил помпезный, торжественный характер. Другой  был тихим, домашним, неофициальным. Это было в 1904 году, за восемь месяцев до трагедии. И вновь, уже настоятельницей обители, Елизавета Феодоровна  приезжает последний раз в Ростов. Ранним утром 5 декабря 1913 года прямо с поезда – в Спасо-Яковлевский монастырь, где четыре часа подряд молится у мощей святителя Димитрия…

http://pravmir.ru/rostov-gorod-russkoj-s...

Необходимость в храме, посвященном святителю Димитрию Ростовскому, появилась в монастыре тотчас после его канонизации, совершившейся в 1757 году. Однако Св. Синод, в непосредственном подчинении которого находился Спасо-Яковлевский монастырь, довольно долго не давал разрешения на это строительство. Еще в 1770 году, когда сооружалась монастырская ограда, архимандрит Амфилохий направил в Синод письмо с просьбой о возведении храма во имя свт. Димитрия над южными вратами, обращенными к озеру Неро. Но Синод отклонил просьбу — возможно, посчитав это место для храма неподходящим. Вопрос о строительстве храма оставался открытым вплоть до начала 1790-х годов. Лишь в 1794 году последовало синодальное дозволение на устройство Димитриевской церкви на том месте, на котором теперь она и стоит. Возводился храм в течение пяти лет — главным образом, на средства графа Н.П. Шереметева, затратившего на него около 55 тысяч рублей. Еще в 10 тысяч обошлось графу внутреннее убранство. Освящение Димитриевской церкви состоялось 27 сентября 1801 года. Строительство храма могло бы обойтись еще дороже, если бы над ним не трудились крепостные архитекторы графа Шереметева. Впрочем, современные исследователи, отмечая необыкновенную стройность западного портика храма, высказывают предположение, что к его проекту приложил руку кто-либо из крупнейших архитекторов своего времени. В интерьере Димитриевского храма следует отметить гармоничное взаимодействие скульптуры и живописи. И та, и другая выполняют одинаково важные декоративные функции. Интересно решены своды и купол, декорированные лепными розетками с золотой обводкой. Розетки, закрепленные в кассетах, уменьшаются в размерах по направлению к центру. За счет этого создается эффект необычайной глубины подкупольного пространства. В 1804 году в трапезной храма, примыкающей с запада к основному его объему, было устроено два придела — правый во имя свт. Николая (небесного покровителя Николая Петровича Шереметева), левый — во имя вмч. Димитрия Солунского. В дореволюционное время храм дважды ремонтировался — сначала в 1870 году, а затем в 1900—01 годах, причем в последний раз здесь был заново выложен пол — метлахскими плитами.

http://sobory.ru/article/?object=00226

Л.И. Денисов «Православные монастыри Российской империи». Москва. Издание А.Д. Ступина. 1908 г. Церковь Спаса на Песках, или Преображенская церковь, была возведена в качестве соборного храма Спасо-Песоцкого Княгинина монастыря.Спасо-Песоцкий женский монастырь основала в 13 веке княгиня Мария, жена ростовского князя Василька. Сама княгиня была похоронена под Спасской деревянной церковью в 1271 году. Возможно, церковь эта стояла на том месте, где сейчас возвышается каменный собор. Он был построен в 1603 году, если судить по храмозданной надписи. В середине 17 века здание перестроили, но исследователи до сих пор не выяснили, насколько сильно его коснулась реконструкция.В 1764 году Княгинин монастырь упразднили, храмы его передали Яковлевсому монастырю , который с того времени стал называться Спасо-Яковслевским. Монастырь не в силах был содержать такое большое число храмов, и большая часть построек бывшего женского монастыря была разобрана. Сохранилась только соборная церковь Спаса Преображения.Пятиглавый, большой храм установлен на высоком подклете, фасады его выглядят несколько странно, это говорит о позднейших изменениях. Скорее всего, от первоначального собора остались только два нижних яруса, поскольку заметно, что лопатки, членящие фасады, несколько не совпадают с лопатками, расположенными в верхней части здания. По описанию Яковлевского монастыря, данному в начале 20 века А.А. Титовым в его книге рядом со Спасо-Преображенской церковью в 13 веке была пристроена другая – в честь великомученика Георгия. Обе церкви располагались в верхнем этаже и были соединены между собою папертью; была среди них и шатровая колокольня; на нижнем этаже располагались палатки. Георгиевская церковь, колокольня и паперть были сломаны в 19 веке. Оставшаяся Преображенская церковь была покрыта железом. На паперть с южной стороны вела каменная лестница. Пол был выстлан лещедью.Интерьеры храма – небогаты; иконы – без окладов, каменный иконостас украшала альфресковая живопись 17 века. Храм реставрировали в 1890 году при настоятеле Амфилохии. Живопись на стенах церкви и паперти состоит из изображений Апокалипсиса.После реставрации в 1879 году в нижней части храма устроили «теплый» придел в честь Сергия Радонежского, на благотворительные средства, выделенные ростовским крестьянином Рулевым. В этом приделе погребен преподобный Амфилохий, настоятель Яковлевского монастыря. Гробница была сооружена Солдатенковым, Ляпиным и Титовым. Она состояла из белой мраморной плиты, на которой лежали четыре мраморные книги, символизирующие сочинения настоятеля.

http://sobory.ru/article/?object=00595

Монастырь владеет 195 десятинами земли и получает из казны 1851 руб. 79 коп. Церковно-приходская школа и странноприимный дом. Монахов 20, послушников 19. Л.И. Денисов «Православные монастыри Российской империи». Москва. Издание А.Д. Ступина. 1908 г. Спасо-Яковлевский монастырь прошел в своем развитии несколько этапов. Довольно долго он был маленьким малоизвестным монастырем, где даже соборная церковь являлась деревянной. В дальнейшем обитель побывала и ставропигиальным монастырем, и резиденцией викарного епископа. В 1385 году епископом Ростовским стал игумен скромного Копырского монастыря Иаков. Игуменство его было благополучным, но на Ростовской кафедре епископ Иаков не прижился: в 1389 году он оставил ее из-за недовольства ростовцев решением епископского суда. Изгнанный из города, святитель удалился в его окрестности и на берегу озера Неро построил деревянную церковь в честь Зачатия св. Анны. Так было положено начало Яковлевской обители. Летописи умалчивают о первых веках существования монастыря. В сущности, достоверно известны лишь несколько событий, связанных с его историей: погребение и канонизация свт. Иакова, разорение монастыря в 1408 году войском хана Едигея и — спустя двести лет — ограбление его поляками. Таким образом, можно заключить, что в то время обитель не была знаменитой. Не имела она и каменных строений. Определенное улучшение в материальном положении Яковлевского монастыря происходит в первой половине XVII века. В 1624 году царь Михаил Федорович жалует его вотчинами и рыбными ловлями. И на этом «прирост» монастырских угодий не останавливается. К 1679 году обитель владеет уже восемнадцатью пустошами. Пришло время подумать и о строительстве каменного храма, которое и было осуществлено в 1686-87 годах. Немалое значение имело для монастыря его присоединение к Ростовскому архиерейскому дому, совершившееся в 1650-е годы «для того, что Иякова епископа мощи лежат в том монастыре». Все приписные обители содержались за счет кафедры, и поэтому отныне благосостояние Яковлевского монастыря постоянно возрастало. К концу XVII века он имел не только каменный пятиглавый Троицкий храм, но и каменную трапезную палату. Келейные корпуса и прочие службы, впрочем, довольно долго оставались деревянными. Деревянной была и монастырская ограда.

http://sobory.ru/article/?object=00226

Переломным моментом в истории монастыря явилось назначение на Ростовскую кафедру митрополита Димитрия (Туптало), прославленного впоследствии Церковью в сонме святителей. Он приехал в Ростов 2 марта 1702 года и почти сразу по прибытии — первым из всех ростовских монастырей — посетил Яковлевскую обитель. Войдя в собор, владыка указал на юго-западный его угол и произнес: «Се покой мой: зде вселюся в век века», указав, таким образом, место своего погребения. Скончавшийся в 1709 году митрополит Димитрий стал вторым ростовским архиереем, погребенным не в Успенском кафедральном соборе, а в Яковлевском монастыре. Нужно отметить, что ростовцы сначала не желали исполнить завещания почившего митрополита, и лишь друг покойного святителя Стефан Яворский, Патриарший Местоблюститель, настоял на его погребении в Яковлевской обители, сослужив тем самым последней добрую службу. В 1757 году, пять лет спустя после обретения нетленных мощей святителя Димитрия, состоялась его канонизация. Он явился первым святым, канонизированным в синодальный период, — и единственным за весь XVIII век. Мощи святителя Димитрия, которые почитали великой святыней не только простые люди, но и знать (включая членов императорской фамилии), стали особым залогом процветания Яковлевского монастыря. Первые вклады в «святителев дом» не заставили себя ждать: уже императрица Елизавета Петровна пожертвовала серебряную раку для мощей свт. Димитрия. В дальнейшем пожертвования не иссякали. Канонизация святителя Димитрия состоялась очень вовремя, спасши Яковлевский монастырь от упразднения. Хотя в 1764 году его и утвердили заштатным, но мера эта была временной. Уже на следующий год он был причислен к монастырям второго класса и, помимо того, стал ставропигиальным, то есть вышел из епархиального подчинения и поступил в ведомство Св. Синода. Тогда же к Яковлевскому монастырю присоединили стоявший по соседству Спасо-Песоцкий монастырь. Это значительно расширило его территорию и позволило не стесняться в сооружении хозяйственных зданий.

http://sobory.ru/article/?object=00226

Разумеется, в конце XVIII века монастырские стены уже не выполняли «крепостной» функции. Значение их стало скорее символическим и декоративным. Именно поэтому не мощью своей восхищает ограда Спасо-Яковлевского монастыря, но особым изяществом и легкостью. Своеобразие комплекса подчеркивают «резные» башни с их, как говорили в XIX столетии, «венецианскими окнами». Особенно выделяли тогдашние авторы северо-западную башню монастырской ограды — как «лучше всех отстроенную». Башня была разделена на два этажа, и в каждом было по комнате. Отмечалось, что со смотровой площадки этой башни в хорошую погоду можно разглядеть до тридцати ростовских церквей. В 1909 году в юго-западной башне монастыря была устроена церковь во имя Толгской иконы Пресвятой Богородицы. Явленная Толгская икона весьма почиталась как в Ярославле (в окрестностях которого она, собственно, и явилась), так и в Ростове. До последней трети XVIII столетия все келейные корпуса и хозяйственные постройки в монастыре были деревянными. Замена их на каменные проводилась в рамках обновления архитектурного ансамбля Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря. Жилые корпуса были возведены вдоль западной ограды, отделяющей главный двор обители от хозяйственного двора (бывшей территории Спасо-Песоцкого монастыря). В комплекс этих зданий входил двухэтажный корпус братских келий, а также настоятельский корпус. Кроме того, на главном дворе располагалась и трапезная (собственно, сама трапезная помещалась на втором этаже двухэтажного здания, внизу же находились просфорная и кладовая). Все сугубо хозяйственные постройки — погреба, мастерские, конюшни — сооружали только на хозяйственном дворе. К началу XX века комплекс жилых зданий Спасо-Яковлевского монастыря состоял из двух братских корпусов, настоятельских покоев и трапезной. Все они соединялись друг с другом. Верхние этажи братских корпусов занимали иеромонахи и иеродиаконы, келья каждого из них представляла собой своего рода «квартирку» из трех небольших комнат. В каждом корпусе было тринадцать таковых «квартирок». На первых этажах размещались монахи и послушники. Настоятельские покои состояли из спальни, кабинета, гостиной, столовой, келейной, галереи и прихожей. В нижнем этаже настоятельского корпуса размещались покои наместника и казначея. Здесь же были и административные помещения — канцелярия, архив, присутственный зал.

http://sobory.ru/article/?object=00226

Источник святителя Иакова известен местным жителям очень давно. В 1996 году над источником была построена часовня, освященная 10 декабря архиепископом Ярославским и Ростовским Михеем во имя святителя Иакова. http://www.vidania.ru/bookdimitrievsky.html Пещерный храм Воскресения Христа. Подобие Храма Гроба Господня в Ростовском Спасо-Яковлевском монастыре Пасхальные торжества 1912 г. в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре были ознаменованы появлением нового монастырского храма, освященного в честь Воскресения Христа. Это была совершенно особая церковь – в ней были устроены подобия величайших христианских святынь: Вифлеемской пещеры, Темницы Спасителя, Голгофы и Гроба Господня. Так в Ростове появился уникальный реликварий палестинских святынь и своеобразный аналог Храма Гроба Господня. Воскресенский храм в Иерусалиме или Храм Гроба Господня, сооруженный на месте смерти, погребения и воскресения Христа – верховное святилище христианского мира, главнейший памятник христианства. В новой церкви Спасо-Яковлевского монастыря была воссозданы три святыни Воскресенского Иерусалимского храма – часовня Животворящего Гроба Господня (кувуклия), Голгофа – место распятия Спасителя и Темницы Христа – место, где Он ожидал казни. Также в монастырской церкви было устроено подобие Вифлеемской пещеры – главной святыни храма Рождества Христа в Вифлееме, который, по христианской традиции, построен месте, где родился Спаситель. Степень их соответствия монастырских подобий их оригиналам, находящимся в Святой Земле, была различной. Большинство святынь воспроизводились символически, но первоосновная реликвия – Гроб Господень, был скопирован довольно точно. Основателем Воскресенской церкви являлся епископ Иосиф – викарий Ростово-Ярославской епархии и настоятель Спасо-Яковлевского монастыря. Владыка имел прекрасное образование, занимался литературной деятельностью и изучал церковные древности. В сферу его разносторонних интересов входили и памятники христианского Востока. Летом 1911 г. епископ Иосиф совершил поездку на Афон для изучения греческих церковных напевов. Вернувшись из афонского паломничества, он приступил к устроению в своем монастыре реликвария подобий христианских святынь. Местом размещения новой церкви стал подвал храма св. Иакова. Средства на ее устроение пожертвовала монахиня Вероника (Вера Семеновна Волчкова), которая, по завещанию, впоследствии была в ней похоронена.

http://sobory.ru/article/?object=00226

83 К счастью, и в советское время вокруг монастыря не было возведено никаких больших уродливых построек, и в какой-то мере этот священный уголок, овеянный благодатными преданиями, сохранился (хотя отнюдь далеко не неприкосновенный) до наших дней. И сейчас благолепием монастырских зданий и чудесным видом на озеро можно любоваться при подъезде к Ростову. 84 «Господи! Ты один знаешь всю мою скорбь о врученной Тобою мне Св. обители. Помоги мне устроить ее, исполнить достойного благолепия, порядка и удовлетворения насущественных нужд ее!» – записал в дневнике епископ Иосиф 16 мая 1910 года. 85 Вахрина В. И. Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь в Ростове Великом. Ростов: Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, 1994. С. 47–48. 86 Так, Ростовское общество хоругвеносцев выступило с инициативой создания детской лечебницы в память св. Димитрия. В городе была одна земская больница без специального детского отделения, для обслуживания населения ее было недостаточно, а детская смертность была высока. «Чествуя великого угодника, мы можем сделать во славу его одно из величайших благодеяний ради малых сих», – сказал учредитель Общества Н. А. Успенский (Ярославские епархиальные ведомости. 1909. 2. С. 35). 88 «Пречестному Господину Отцу Феологу в исправителях типографии сущему, в царствующем граде Москве. Пречестнейший Господине, Отче Феологе, о Христе возлюбленный брате, Благодарствую за присланные жития, страдания и чудеса Святого Мученика Димитрия Царевича, но уже из прежде сего, собрав с некоего хронографа, и с Углечской книжицы написах историю о святом Димитрии Царевиче и переписано послах к твоей честности, пожалуйте, прочтете купно с пречестнейшим Отцем Карионом (ему же низко кланяюсь), такожде и с господином Феодором Поликраповичем (и ему такожде челом) и рассмотрите, добре ли будет тако, и аще нечто обрящете требующее исправленья, пожалуйте поисправьте и ко мне паки прислете: прошу, полю и челом бью. Пишемой книги от вашей честности жду. Листы, что в соборном олтаре написаны, преписасте ли? Послание мое к господину Григорию Дмитриевичу Строганову не уничтожилося ли? Чудотворца Ростовского Иакова житие; такжде и Ярославских князей Василия и Константина, не обретесе ли где?

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Ему также заказали поновление 45 икон для придельных иконостасов. Он же расписывал под мрамор оконные откосы и панели на стенах храма. Лепщик Евграф Васильевич Исаков, мещанин посада Больших Солей, производил «исправление лепной работы» на сводах и в куполе храма. Сооружение нового иконостаса из фальшивого мрамора и четырех рам для больших образов, стоящих в храме, принял на себя московский мраморных дел мастер Адриан Степанович Ремизов. Столяр Владимир Лаврентьев, крестьянин деревни Щаднево Ростовского уезда Ярославской губернии, изготовил новые деревянные резные иконостасы для двух приделов Димитриевского храма, а московский мастер Василий Сергеевич Нестеров их вызолотил; он же произвел позолоту лепных украшений в куполе Димитриевской церкви. Устройство нового мозаического пола было поручено Григорию Ивановичу Чекареву, крестьянину деревни Степановой Даниловского уезда Ярославской Губернии. Кладку новой печи для храма выполнили печники – ростовский мещанин Василий Константинович Птичников и Перфил Афанасьев, крестьянин Ярославской губернии села Аристова, а кровлю на храме исправил ростовский мещанин – кровельных дел мастер Дмитрий Николаевич Бубнов. Ремонт шел в соответствии с разработанным порядком, но в мае 1869 г. Д. С. Шереметев предложил вместо восстановления главного иконостаса, деревянного, окрашенного маслом под мрамор и местами вызолоченного, устроить новый иконостас из фальшивого мрамора. По его мнению, «такого устройства иконостас был бы гораздо более приличным к общему украшению церкви, чем окрашение». На заседании Московской Синодальной конторы, куда граф обратился со своим ходатайством, его инициатива была воспринята с одобрением. Таким образом, благодаря участию Д. Н. Шереметева, в 1868– 1871 гг. было осуществлено «значительное обновление» Димитриевского храма. Последующие поколения рода Шереметевых хотя и не делали в Спасо-Яковлевский монастырь крупных денежных вкладов, но не оставляли его своим вниманием. В конце мая 1885 г. граф Александр Дмитриевич (1859–1931) пожертвовал обители 250 руб., прося отслужить молебен и обедню.

http://sobory.ru/article/?object=05708

Ростов. Спасо-Яковлевский Дмитриев мужской монастырь. Церковь Иакова Ростовского. Карта и ближайшие объекты «Храм во имя св. Иакова украшен великолепным иконостасом и росписан стенным письмом по золоту. Иконостас снизу до верху пышет золотом; колонны обвиты виноградными лозами с кистями. Иконы в иконостасе живописныя и отличаются изяществом отделки. Стенопись храма академическаго стиля. В художественном отношении картины представляюсь большое разнообразие и богатство в группах, выразительность фигур, изящный вкус и строгую отчетливость. На полукруглом пространном плафоне церкви изображена Божия Матерь седящею на престоле; лику Ея предстоят небесныя Силы, кругом обстоят сонмы Праотцев, Пророков, Апостолов, Мучеников, Святых и Преподобных. На верху сей картины начертана золотыми буквами по голубому полю надпись: О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь; на другом плафоне, в алтаре, над престолом, представлен Триипостасный Бог, окруженный чипами Ангельскими. За престолом, ниже сего плафона, на стене алтаря изображена Тайная Вечеря. В арке, отделяющей трапезу от главной церкви, помещены на левой стороне келейная, родовая Архимандрита Иннокентия, икона Тихвинской Божией Матери с серебряным венцом; на правой, – келейная наместника Флавиана – икона Спасителя, молящагося в Гефсиманском саду. Иконы эти помещены здесь, как памятники создателей храма сего. На плафоне трапезы поражает взор молящагося величественное изображение Страшнаго Суда. Стены украшены изображениями Святителей: Иакова, Димитрия и Самого Начальника и Совершителя спасения Иисуса Христа, таковы: 1) несение креста Господом на Голгофу; 2) св. Димитрий, стоящей в келлии на молитве, с воздетыми горе руками пред Распятием; 3) проповедующий с амвона Слово Божие к народу в Архиерейском облачении; 4) изображение обретения чудотворных мощей его; 5) св. Иаков, плывущий озером на своей мантии, и 6) суд его над женою-грешницею. Означенныя изображения и местныя иконы писал крестьянин Владимирской губернии Шуйскаго уезда, села Тейкова, вотчины Гофмаршала Олсуфьева, Тимофей Медведев. В главной церкви висит большое медное посеребреное паникадило в виде чаши, и другое, небольшое в трапезе.

http://sobory.ru/article/?object=05809

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010