До сих пор оставаясь городом, где существуют только направления, но нет дорог, городом, где всем живется непросто, где все что-то претерпевают, Ростов продолжает быть городом любви предков к Своему Творцу и к своему земном Отечеству. Ростов, где соединено все: величие и низменность, святость и грязь, смирение и нетерпение, благотворительность и жадность, труд и леность. За свою многовековую историю он вобрал и впитал все. Ничего человеческое этому городу не чуждо. И это несмотря на то, что уже фасад, обращенный, как в зеркало, к озеру Неро, немного подувял, покрылся морщинами, изменился. Перевелись те ростовские купцы, которые хранили и восстанавливали памятники старины, открывая  первыми музей церковных древностей, которые замахивались в этой уже и по тем временам провинции на создание университета (что частично было претворено в жизнь). Сейчас Ростов – город огородничества. Без огорода здесь не проживешь, у местных это в крови, передается по наследству. Здесь самые лучшие огурцы, лук.  И начиная с весны до поздней осени  – все на огородах. Ростовские купцы когда-то усыновили город. Теперь он брошен без родительского окормления. В Ростове грустится по временам минувшем, где они ощущаются как нигде. Сейчас почему-то у Ростова новый бренд – Алеша Попович, русский богатырь, который единственный, наверное, и должен спасти город от какой-то безысходности. Так полагают местные власти. Но верится в это с трудом. За патриархальностью, тишиной, безмолвным величием и грустью можно поехать в Ростов. Паломничество святых к святым Святитель Димитрий Ростовский Грустно, наверное, было и святителю Димитрию, митрополиту Ростовскому . Он столкнулся в этих местах с невежеством духовенства, нерадивостью. Неустанно он в этом крае просвещал и миссионерствовал, проповедовал и молился. Теперь его почитают небесным покровителем города. И каждый богомолец спешит помолиться у его святых мощей. К мощам святителя Димитрия в Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь притекали и простой крестьянин,  и царственные особы. Были здесь и Романовы. Дважды совершали паломничество в Ростов Великий великокняжеская чета Сергей Александрович и Елисавета Феодоровна . Первый их визит официальным, носил помпезный, торжественный характер. Другой  был тихим, домашним, неофициальным. Это было в 1904 году, за восемь месяцев до трагедии. И вновь, уже настоятельницей обители, Елизавета Феодоровна  приезжает последний раз в Ростов. Ранним утром 5 декабря 1913 года прямо с поезда – в Спасо-Яковлевский монастырь, где четыре часа подряд молится у мощей святителя Димитрия…

http://pravmir.ru/rostov-gorod-russkoj-s...

Необходимость в храме, посвященном святителю Димитрию Ростовскому, появилась в монастыре тотчас после его канонизации, совершившейся в 1757 году. Однако Св. Синод, в непосредственном подчинении которого находился Спасо-Яковлевский монастырь, довольно долго не давал разрешения на это строительство. Еще в 1770 году, когда сооружалась монастырская ограда, архимандрит Амфилохий направил в Синод письмо с просьбой о возведении храма во имя свт. Димитрия над южными вратами, обращенными к озеру Неро. Но Синод отклонил просьбу — возможно, посчитав это место для храма неподходящим. Вопрос о строительстве храма оставался открытым вплоть до начала 1790-х годов. Лишь в 1794 году последовало синодальное дозволение на устройство Димитриевской церкви на том месте, на котором теперь она и стоит. Возводился храм в течение пяти лет — главным образом, на средства графа Н.П. Шереметева, затратившего на него около 55 тысяч рублей. Еще в 10 тысяч обошлось графу внутреннее убранство. Освящение Димитриевской церкви состоялось 27 сентября 1801 года. Строительство храма могло бы обойтись еще дороже, если бы над ним не трудились крепостные архитекторы графа Шереметева. Впрочем, современные исследователи, отмечая необыкновенную стройность западного портика храма, высказывают предположение, что к его проекту приложил руку кто-либо из крупнейших архитекторов своего времени. В интерьере Димитриевского храма следует отметить гармоничное взаимодействие скульптуры и живописи. И та, и другая выполняют одинаково важные декоративные функции. Интересно решены своды и купол, декорированные лепными розетками с золотой обводкой. Розетки, закрепленные в кассетах, уменьшаются в размерах по направлению к центру. За счет этого создается эффект необычайной глубины подкупольного пространства. В 1804 году в трапезной храма, примыкающей с запада к основному его объему, было устроено два придела — правый во имя свт. Николая (небесного покровителя Николая Петровича Шереметева), левый — во имя вмч. Димитрия Солунского. В дореволюционное время храм дважды ремонтировался — сначала в 1870 году, а затем в 1900—01 годах, причем в последний раз здесь был заново выложен пол — метлахскими плитами.

http://sobory.ru/article/?object=00226

Возникновение Спасо-Яковлевской обители относится к 1386-1393 годам, когда Ростовскую кафедру занимал святитель Иаков. Он в юности избрал монашеский путь, долгое время был игуменом небольшой обители под Ростовом. Как почитаемый подвижник, был избран епископом, но его правление продлилось недолго. За то, что он заступился за женщину, осуждённую князем на смерть, его самого приговорили к изгнанию из города. Исход епископа Иакова сопровождался чудесным событием. Он вышел на берег озера, бросил на воду свою архирейскую мантию, осенил её крестным знамением, вступил на неё и, как на плоту, поплыл по воде. Увидя это чудо, люди одумались и просили владыку вернуться. Недалеко от города мантия пристала к берегу. Здесь святитель обратился к народу со словом поучения и примирения, но вернуться на кафедру не пожелал, предпочтя остаться в уединении. Вскоре он построил небольшой деревянный храм в честь Зачатия Пресвятой Богородицы и при нём келью. Через некоторое время келий стало больше, поскольку появились желающие подражать молитвенным подвигам изгнанного епископа. Так был основан монастырь, который изначально назывался Зачатьевским, а самыми первыми покровителями обители стали родители Пресвятой Богородицы - святые и праведные Иоаким и Анна. Святитель Иаков скончался в 1392 году. Он канонизирован на церковном соборе 1549 года и является одним из наиболее почитаемых ростовских святых. Яковлевский Зачатьевский монастырь долгое время был малоизвестным и бедным. Митрополит Иона Сысоевич, управлявший Ростовской епархией во второй половине XVII века, зная, что в монастыре под спудом почивают мощи чтимого подвижника, спас святое место от исчезновения. Он приписал обитель к архирейскому дому, обеспечив ей стабильное содержание, а на месте деревянного храма в 1686 году построили каменный собор, при нём же и расписанный. Великолепные настенные росписи Зачатьевского собора входят в сокровищницу древнерусской монументальной живописи. Благодаря митрополиту Ионе до нас дошёл ещё один древний храм, ныне входящий в ансамбль Яковлевского монастыря, - Спасо-Преображенский (1680-е).

http://sobory.ru/article/?object=00226

Особенное внимание было обращено св. Димитрием и на расколе, который в его епархии имел многих приверженцев, и доблестный святитель с пламенной ревностью заботился о его искоренении. Вообще св. Димитрий в сане Ростовского архипастыря много потрудился над устройством церковного благочиния и обличетнием раскольников-старообрядцев. Частная жизнь св. Димитрия была преисполнена великих подвигов поста, молитвы и милосердия. Пищу он принимал самую простую и в малом количестве, а в св. Четыредесятницу, в первую и страстную неделю, вкушал по-однажды. Он часто и помногу молился, и советовал всем вспоминать час смертный и творить молитву Господню и Богородице при каждом ударе часового колокола. Для всех святитель был доступен, ко всем ласков и снисходителен. Его милосердие к нищим, вдовам и сиротам было бесконечно: он не умел отказать просящему, сам довольствуясь лишь необходимым. Святитель мирно скончался 28 окт. 1709 г. и был погребен, по его завещанию, в соборной церкви Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря (см. Яросл. еп.). В 1752 г., 21 сент., по случаю починки повредившегося пола церкви над могилой святителя, были обретены его честные мощи, без всяких признаков тления, несмотря на то, что покоились в мокрой земле; ныне они открыто почивают в юго-западном углу соборного храма Спасо-Яковлевского монастыря, источая чудесные исцеления. К лику святых он был причтен 22 апр. 1757 г. Св. Димитрй написал Четьи-Минеи (сн. Николаев. пуст., Черниг. еп.), содержащие в себе жития святых угодников Божьих за все 12 месяцев года. Этому великому труду он посвятил около 20 лет своей жизни, занимаясь им не только как ученый любитель письменных трудов, но и как благоговейный почитатель, поклонник и молитвенник пред теми, о ком он писал. За этим бессмертным произведением, давшим русскому благочестию неистощимый источник душеспасительного чтения, второе место в числе творения св. Димитрия занимают его проповеди, отличающиеся задушевностью и замечательно изящным и вместе народным церковнославянским языком.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Ему также заказали поновление 45 икон для придельных иконостасов. Он же расписывал под мрамор оконные откосы и панели на стенах храма. Лепщик Евграф Васильевич Исаков, мещанин посада Больших Солей, производил «исправление лепной работы» на сводах и в куполе храма. Сооружение нового иконостаса из фальшивого мрамора и четырех рам для больших образов, стоящих в храме, принял на себя московский мраморных дел мастер Адриан Степанович Ремизов. Столяр Владимир Лаврентьев, крестьянин деревни Щаднево Ростовского уезда Ярославской губернии, изготовил новые деревянные резные иконостасы для двух приделов Димитриевского храма, а московский мастер Василий Сергеевич Нестеров их вызолотил; он же произвел позолоту лепных украшений в куполе Димитриевской церкви. Устройство нового мозаического пола было поручено Григорию Ивановичу Чекареву, крестьянину деревни Степановой Даниловского уезда Ярославской Губернии. Кладку новой печи для храма выполнили печники – ростовский мещанин Василий Константинович Птичников и Перфил Афанасьев, крестьянин Ярославской губернии села Аристова, а кровлю на храме исправил ростовский мещанин – кровельных дел мастер Дмитрий Николаевич Бубнов. Ремонт шел в соответствии с разработанным порядком, но в мае 1869 г. Д. С. Шереметев предложил вместо восстановления главного иконостаса, деревянного, окрашенного маслом под мрамор и местами вызолоченного, устроить новый иконостас из фальшивого мрамора. По его мнению, «такого устройства иконостас был бы гораздо более приличным к общему украшению церкви, чем окрашение». На заседании Московской Синодальной конторы, куда граф обратился со своим ходатайством, его инициатива была воспринята с одобрением. Таким образом, благодаря участию Д. Н. Шереметева, в 1868– 1871 гг. было осуществлено «значительное обновление» Димитриевского храма. Последующие поколения рода Шереметевых хотя и не делали в Спасо-Яковлевский монастырь крупных денежных вкладов, но не оставляли его своим вниманием. В конце мая 1885 г. граф Александр Дмитриевич (1859–1931) пожертвовал обители 250 руб., прося отслужить молебен и обедню.

http://sobory.ru/article/?object=05708

Ростов. Спасо-Яковлевский Дмитриев мужской монастырь. Церковь Иакова Ростовского. Карта и ближайшие объекты «Храм во имя св. Иакова украшен великолепным иконостасом и росписан стенным письмом по золоту. Иконостас снизу до верху пышет золотом; колонны обвиты виноградными лозами с кистями. Иконы в иконостасе живописныя и отличаются изяществом отделки. Стенопись храма академическаго стиля. В художественном отношении картины представляюсь большое разнообразие и богатство в группах, выразительность фигур, изящный вкус и строгую отчетливость. На полукруглом пространном плафоне церкви изображена Божия Матерь седящею на престоле; лику Ея предстоят небесныя Силы, кругом обстоят сонмы Праотцев, Пророков, Апостолов, Мучеников, Святых и Преподобных. На верху сей картины начертана золотыми буквами по голубому полю надпись: О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь; на другом плафоне, в алтаре, над престолом, представлен Триипостасный Бог, окруженный чипами Ангельскими. За престолом, ниже сего плафона, на стене алтаря изображена Тайная Вечеря. В арке, отделяющей трапезу от главной церкви, помещены на левой стороне келейная, родовая Архимандрита Иннокентия, икона Тихвинской Божией Матери с серебряным венцом; на правой, – келейная наместника Флавиана – икона Спасителя, молящагося в Гефсиманском саду. Иконы эти помещены здесь, как памятники создателей храма сего. На плафоне трапезы поражает взор молящагося величественное изображение Страшнаго Суда. Стены украшены изображениями Святителей: Иакова, Димитрия и Самого Начальника и Совершителя спасения Иисуса Христа, таковы: 1) несение креста Господом на Голгофу; 2) св. Димитрий, стоящей в келлии на молитве, с воздетыми горе руками пред Распятием; 3) проповедующий с амвона Слово Божие к народу в Архиерейском облачении; 4) изображение обретения чудотворных мощей его; 5) св. Иаков, плывущий озером на своей мантии, и 6) суд его над женою-грешницею. Означенныя изображения и местныя иконы писал крестьянин Владимирской губернии Шуйскаго уезда, села Тейкова, вотчины Гофмаршала Олсуфьева, Тимофей Медведев. В главной церкви висит большое медное посеребреное паникадило в виде чаши, и другое, небольшое в трапезе.

http://sobory.ru/article/?object=05809

74 Жигулин Е.В. Московско-ростовский театральный круг свт. Димитрия//Герменевтика древнерусской литературы. 1992. Сб. 4. С. 335–369; Он же. Декламация «На Воскресение Христово» в ростовской школе свт. Димитрия//Филевские чтения. Вып. 9. М., 1994. С. 137–162; Он же. Источниковедение театра свт. Димитрия Ростовского //ИКРЗ, 1993. Ростов, 1994. С. 139–145. 79 Она же. Творчество Димитрия Ростовского в контексте русских литературных представлений о внутреннем человеке конца XVII − начала XVIII столетия. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Северодвинск, 2003. 81 Звездина Ю. Н. «Благодарственное Страстей Христовых воспоминание» св. Димитрия Ростовского и отражение его темы в культуре XVII в.//ИКРЗ, 1996. Ростов, 1997. С. 173–178; Она же. «Слово на поминовение» св. Димитрия, митр. Ростовского: (особенности образного строя)//ИКРЗ, 1996. Ростов, 1997. С. 143–147; Она же. Аллегория у св. Димитрия Ростовского и эмблема у Антония Радивиловского//ИКРЗ, 1998. Ростов, 1999. С. 106–111; Она же. «Поучение на Обрезание Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» св. Димитрия Ростовского и новое летоисчисление//ИКРЗ, 1998. Ростов, 1999. С. 140–144; Она же. Предмет и образ в проповеди свт. Димитрия Ростовского //ИКРЗ, 2000. Ростов, 2001. С. 135–140; Она же. Слово на Св. Троицу свт. Димитрия, митр. Ростовского//Троицкие чтения. Большие Вяземы, 2001. С. 69–75; Она же. Два глобуса из имущества свт. Димитрия Ростовского и глобусы в духовной культуре XVII в.//ИКРЗ, 2001. Ростов, 2002. С. 260–264; Она же. Образ сердца в духовной культуре XVII-XVIII вв.: (к гербу свт. Димитрия Ростовского )//ИКРЗ, 2002. Ростов, 2003. С. 42–47; Она же. Священные тексты и аллегории в текстах свт .Димитрия//Святитель Димитрий, митрополит Ростовский. Исследования и материалы. Ростов: Спасо-Яковлевский монастырь, 2008; Она же. Орудия страданий Христа в текстах святителя Димитрия Ростовского и церковном искусстве конца XVII – начала XVIII века//Звезда от Киева возсиявшая. Почитание святителя Димитрия Ростовского : история и современность. Спасо-Яковлевский Димитриев Монастырь, Ростов Великий, 2013. С. 137–147; Она же. «Надгробная» святителю Димитрию Ростовскому («Стихи памяти смертной» митрополита Стефана Яворского) //Звезда от Киева возсиявшая. С. 148–152.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Монастырь владеет 195 десятинами земли и получает из казны 1851 руб. 79 коп. Церковно-приходская школа и странноприимный дом. Монахов 20, послушников 19. Л.И. Денисов «Православные монастыри Российской империи». Москва. Издание А.Д. Ступина. 1908 г. Спасо-Яковлевский монастырь прошел в своем развитии несколько этапов. Довольно долго он был маленьким малоизвестным монастырем, где даже соборная церковь являлась деревянной. В дальнейшем обитель побывала и ставропигиальным монастырем, и резиденцией викарного епископа. В 1385 году епископом Ростовским стал игумен скромного Копырского монастыря Иаков. Игуменство его было благополучным, но на Ростовской кафедре епископ Иаков не прижился: в 1389 году он оставил ее из-за недовольства ростовцев решением епископского суда. Изгнанный из города, святитель удалился в его окрестности и на берегу озера Неро построил деревянную церковь в честь Зачатия св. Анны. Так было положено начало Яковлевской обители. Летописи умалчивают о первых веках существования монастыря. В сущности, достоверно известны лишь несколько событий, связанных с его историей: погребение и канонизация свт. Иакова, разорение монастыря в 1408 году войском хана Едигея и — спустя двести лет — ограбление его поляками. Таким образом, можно заключить, что в то время обитель не была знаменитой. Не имела она и каменных строений. Определенное улучшение в материальном положении Яковлевского монастыря происходит в первой половине XVII века. В 1624 году царь Михаил Федорович жалует его вотчинами и рыбными ловлями. И на этом «прирост» монастырских угодий не останавливается. К 1679 году обитель владеет уже восемнадцатью пустошами. Пришло время подумать и о строительстве каменного храма, которое и было осуществлено в 1686-87 годах. Немалое значение имело для монастыря его присоединение к Ростовскому архиерейскому дому, совершившееся в 1650-е годы «для того, что Иякова епископа мощи лежат в том монастыре». Все приписные обители содержались за счет кафедры, и поэтому отныне благосостояние Яковлевского монастыря постоянно возрастало. К концу XVII века он имел не только каменный пятиглавый Троицкий храм, но и каменную трапезную палату. Келейные корпуса и прочие службы, впрочем, довольно долго оставались деревянными. Деревянной была и монастырская ограда.

http://sobory.ru/article/?object=00226

Переломным моментом в истории монастыря явилось назначение на Ростовскую кафедру митрополита Димитрия (Туптало), прославленного впоследствии Церковью в сонме святителей. Он приехал в Ростов 2 марта 1702 года и почти сразу по прибытии — первым из всех ростовских монастырей — посетил Яковлевскую обитель. Войдя в собор, владыка указал на юго-западный его угол и произнес: «Се покой мой: зде вселюся в век века», указав, таким образом, место своего погребения. Скончавшийся в 1709 году митрополит Димитрий стал вторым ростовским архиереем, погребенным не в Успенском кафедральном соборе, а в Яковлевском монастыре. Нужно отметить, что ростовцы сначала не желали исполнить завещания почившего митрополита, и лишь друг покойного святителя Стефан Яворский, Патриарший Местоблюститель, настоял на его погребении в Яковлевской обители, сослужив тем самым последней добрую службу. В 1757 году, пять лет спустя после обретения нетленных мощей святителя Димитрия, состоялась его канонизация. Он явился первым святым, канонизированным в синодальный период, — и единственным за весь XVIII век. Мощи святителя Димитрия, которые почитали великой святыней не только простые люди, но и знать (включая членов императорской фамилии), стали особым залогом процветания Яковлевского монастыря. Первые вклады в «святителев дом» не заставили себя ждать: уже императрица Елизавета Петровна пожертвовала серебряную раку для мощей свт. Димитрия. В дальнейшем пожертвования не иссякали. Канонизация святителя Димитрия состоялась очень вовремя, спасши Яковлевский монастырь от упразднения. Хотя в 1764 году его и утвердили заштатным, но мера эта была временной. Уже на следующий год он был причислен к монастырям второго класса и, помимо того, стал ставропигиальным, то есть вышел из епархиального подчинения и поступил в ведомство Св. Синода. Тогда же к Яковлевскому монастырю присоединили стоявший по соседству Спасо-Песоцкий монастырь. Это значительно расширило его территорию и позволило не стесняться в сооружении хозяйственных зданий.

http://sobory.ru/article/?object=00226

Возрождение обители началось в конце 1980-х годов. В мае 1989-го возобновилось богослужение в соборе, тогда ещё считавшемся приходским храмом. В октябре 1994-го принимается решение о восстановлении монастыря. Наместником был назначен иеромонах Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря Иоанн (Титов). С тех пор началось возрождение монашеской жизни в стенах Борисоглебского монастыря. В единственном пока действующем храме - соборе святых благоверных князей Бориса и Глеба - совершается каждодневное богослужение по строгому монастырскому уставу. Братия немногочисленна - всего 20 насельников, 12 в монашеском постриге, из них 3 иеромонаха, 1 иеродиакон. Здесь продолжают древние традиции и устанавливают новые. Обитель красива в любое время года, днём и ночью; она обладает необыкновенной притягательностью и производит на всякого огромное впечатление своей подлинностью и мощью. Нет здесь лоска, а есть покой и величие, гармония и умиротворённость... Из книги " Под большими лаврами " . Издание Борисо-Глебского монастырского музея, 2016 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Информация от сотрудников Борисоглебского музея-филиала ГМЗ " Ростовский кремль " : с 01.07.2014 музей полностью освобождает территорию монастыря. Святыни монастыря: Мощи преподобных Феодора и Павла Борисоглебских (под спудом). Находятся в Борисоглебском соборе. Память 4 ноября. Мощи преподобного Иринарха Затворника (под спудом). Находятся в Ильинском приделе Борисоглебского собора. Святой тридцать лет провёл в затворе, а в смутное время благословил русское ополчение под предводительством князя Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина на освобождение Москвы от иноземных захватчиков. Память 26 января. Вериги преподобного Иринарха Затворника. Список с Лиддской (Римской) иконы Пресвятой Богородицы. Икона издавна почиталась в обители. В годы советской власти попала в Ростовский музей, где сейчас и находится. В 2001 году в Борисоглебском мужском монастыре сделали список (копию) с этого чудотворного образа. Из путеводителя: Рубцова Мария, Виденеева Алла " Ростов Великий. Святыни и достопримечательности " . - Издательство Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря, 2019 --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=00223

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010