В 70-х гг. XVIII в. епархия утратила значительную часть территории на юге и востоке. 9 сент. 1775 г. была создана Славяно-Херсонская епархия (см. Херсонская и Таврическая епархия ), к-рой отошли Полтавская, Кобелякская протопопии, Старокодакское наместничество и частично храмы Решетиловской, Сорочинской, Миргородской протопопий (173 церкви и 7 мон-рей). По указу Синода от 13 окт. 1777 г. из К. е. в Переяславско-Бориспольскую епархию перешли 126 храмов Миргородской, Сорочинской и Лубенской протопопий. В 1778 г. Переяславско-Бориспольская епархия получила Сорочинский Михайловский мон-рь с церквами. К нач. 80-х гг. XVIII в. в К. е. насчитывалась 21 протопопия: Старокиевская, Киево-Подольская, Киево-Печерская, Борзнянская, Прилуцкая, Ивангородская, Роменская, Воронежская, Гадячская, Кролевецкая, Пирятинская, Конотопская, Ичнянская, Трипольская, Козелецкая, Нежинская, Лубенская, Лохвицкая, Опишнянская, Зеньковская, Глуховская. В епархию входили приходы на территории Киевского, Нежинского, Прилуцкого, Черниговского, Лубенского, Стародубского, Гадячского и Переяславского полков - 8 из 10 существовавших полков. Всего насчитывалось 973 приходские церкви. Самой маленькой была Трипольская протопопия (18 приходов), самой большой - Прилуцкая (82 церкви). Территории протопопий были достаточно компактными. Исключением являлись киевские протопопии (Старокиевская, Киево-Подольская, Киево-Печерская). Они включали приходы на землях киевских монастырей, название протопопии соответствовало той части Киева, где находился мон-рь - владелец земельных наделов: приходы в селах Братского мон-ря попали в состав Киево-Подольской протопопии, приходы во владениях Киево-Печерской лавры составили Киево-Печерскую протопопию, владения Софийского кафедрального мон-ря - Старокиевскую протопопию. Приходы в монастырских вотчинах первоначально подчинялись мон-рям, указ митрополита от 17 сент. 1771 г. предписывал все церкви в монастырских владениях и жен. мон-ри подчинить духовным правлениям протопопий. В 1781 г. на украинских землях в Российской империи были образованы 3 наместничества: Киевское, Черниговское и Новгород-Северское. В состав Киевского наместничества была включена территория Киевского, Переяславского, Лубенского и Миргородского полков. Указом от 27 марта 1785 г. предписывалось создать в границах наместничеств отдельные епархии: Киевскую, Черниговскую и Новгород-Северскую. Указ имп. Екатерины II о штатах Киевской, Черниговской и Новгород-Северской епархий был подписан 10 апр. 1786 г. Монастыри и монашество

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Источники, содержащие данные о собственности П.-З. Н. м., не выявлены. Сведения о его земельных владениях и прочем материальном имуществе отсутствуют. На основе данных монастырского Синодика можно предположить, что в XVII - нач. XX в. обитель существовала в основном за счет благотворителей, представлявших переславское, с.-петербургское и московское купечество. 20 февр. 1923 г. мон-рь был закрыт, в последующие годы монахинь и священнослужителей выселили с его территории. В кон. 1927 г. в Никольском соборе собирались разместить архив, но этот план не был осуществлен, и в 1932 г. храм разобрали на кирпич. На территории мон-ря располагались скотобаза, контора горэнергосбыта, школа-интернат для детей с отставанием в развитии. Решением Синода от 27 дек. 1993 г. мон-рь был возобновлен как женский, 16 февр. 1994 г. в него прибыли насельницы из Толгского ярославского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женского монастыря . Настоятельницей стала мон. Евстолия (Афонина), в 1997 г. возведенная в сан игуменьи. Сестры занимаются иконописанием и художественным шитьем. В 1997 и 2005 гг. обитель посещал патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) . В П.-З. Н. м. почитаются канонизированные в 2000 г. священномученики Никита (Делекторский), в 1897-1909 гг. являвшийся настоятелем монастырского Никольского собора, и Евгений Елховский , в 1907-1923 гг. служивший в соборе. Архитектурный комплекс Архитектурный комплекс П.-З. Н. м. составляют постройки XVIII-XXI вв. Первый каменный летний собор свт. Николая Чудотворца строился на протяжении 40 лет, с 1680 по 1721 г., на средства купца московской Кадашевской слободы Герасима Яковлева Обухова и его жены Ирины. Храм был 5-главым, с трапезной и 2 приделами: прп. Димитрия Прилуцкого (правый придел) и прп. Герасима Иорданского (левый придел), в последнем были похоронены ктиторы. Стиль собора сочетал в себе элементы традиц. церковной архитектуры XVII в. и петровского барокко. На месте этого храма, разобранного в 1932 г., построен 5-главый Никольский собор (освящен в 2003, архит. В. Н. Ижиков), его архитектурный облик стилизован под древнерус. храмы XII-XV вв. У нового собора также 2 придела: прп. Димитрия Прилуцкого (правый придел) и св. Виктора (левый придел). В соборе находятся иконы XVIII-XXI вв., многие из новейших образов написаны сестрами обители.

http://pravenc.ru/text/2580000.html

Там же хранились плащаница «Положение во гроб» 1698 г., шитая в мастерской Акилины Петровны Буторлиной (Бутурлиной), жены стольника Ивана Ивановича Большого Бутурлина (Инв. 1273), и серебряное кадило 1701 г., вклад царицы Прасковии Феодоровны (местонахождение к 2019 не установлено), а также др. произведения шитья и ювелирного дела XVII-XVIII вв. Некрополь Некрополь П.-З. Н. м. весьма обширен. Здесь покоились в основном представители переславских купеческих родов XVII - нач. XX в. (Холщевниковых, Щелягиных, Темериных, Свешниковых и др.). Из известных деятелей в мон-ре был похоронен участник Бородинского сражения, ген.-майор Ф. Ф. Манахтин (Монахтин) (1775-1812). К 2019 г. сохранилось только неск. надгробий. Ист.: Минея новым чудотворцам, 1494 г.//РНБ. Солов. 518/537; Синодик Никольского мон-ря, XVII-XVIII вв.//ПЗИХМЗ. Инв. 1272; Житие прп. Димитрия Прилуцкого, XVII в.//Там же. Инв. 4318; Николаевский муж. мон-рь: Опись монастырского и церк. имущества за 1798 г.//Ростовский фил. ГАЯО. Ф. 327. Оп. 1. Ед. хр. 143; Переславский Никольский мон-рь: Список о настоятелях мон-ря за 1392-1840 гг.//Там же. Ед. хр. 530; Опись зданий Никольского мон-ря и его имущества, 1748 г. (?)//Там же. Ф. 331. Оп. 1. Ед. хр. 8. Лит.: Меморский Н. М. Переславский Никольский мон-рь, что на болоте//Владимирские ГВ. 1851. 10. С. 66-67; Ильинский П. В. Переславский Никольский жен. (бывш. муж.) монастырь и его основатель Димитрий Прилуцкий//Там же. 1898. 36-38; Делекторский Ф. П. Николаевский жен. мон-рь в г. Переславле Владимирской губ. М., 1904. Переславль, 1995; Косаткин В. В. Мон-ри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до нач. XIX ст.: Кр. ист. сведения с прил. описей сохранившихся в них древних предметов. Владимир, 1906. Ч. 1: Мон-ри. С. 296-305; Смирнов М. И. Переславщина: Источники и мат-лы краеведения, их систематизация и обзор//Докл. Переславль-Залесского науч.-просветительного об-ва. Переславль-Залесский, 1921. Т. 9; Семячко С. А. Димитрий, основатель Димитриева Прилуцкого мон-ря//ПЭ.

http://pravenc.ru/text/2580000.html

672. Борисоглебский на Горе или Нагорный, мужской, ныне кладбище при гор. Переяславе, Владимирской губ. Надобно полагать, что уже существовал в XII ст., так как в житии преп. Никиты Столпника есть известие, что преподобный вырыл 2 колодца: один близ м-ря Бориса и Глеба, другой у потока Студеного. В XIV ст. в нем принял иночество преп. Димитрий Прилуцкий, который через несколько лет основал свой м-рь Николаевский на Болоте. По малобратству в 1724 г. приписан к Ярослав. м-рю Воскресен. в Караше, но в 1727 г. сделан самостоятельным с назначением в него игум. Феофана. В XVIII ст. служил загородным домом Переяславских архиереев и в 1764 г. обращен в кладбище. “Ист. Росс. Иер.», III, 423; Ратшин, 48; “Владим. губ. вед.», 1854 г., 30 (мон. быв. в Пересл.); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 112, 242 (св. Димитрий Прилуцкий); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 712, 48; “Акты Археогр. Эксп.», II, 47 (Грам. 1598 г. об избр. Бор. Годунова; строит. Гермоген); “Акты истор.», II, 352 (Челобитн. 1608 г. Переславцев Сапеге; подписался игум. Давид); Макарий, “Ист. Р. Ц.», 58; “Чтения в И. Общ. ист.», 1859 г., II, смесь, 23 (в 1753 г. с 225 душ крест. собиралось 6 руб. 75 коп. на семинарию); 1860 г., III, Отд. 1, 147 (в 1744 г. имел 225 душ. крест.); “Полн. собр. лет.», III, 189 (игум. Афанасий, с 1633 г. архиеп. Новгор.); Иванов, “Опис. госуд. архива старых дел», 287 (в 1633 г. патр. Филарет Никит. пожаловал Часовник после монастыр. пожара), 258 (тоже и Псалтирь); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», II, ч. 1, 73 (прошение 1722 г. игум. Аарона об отпуске денег на постр. новой церкви, вместо сгорев. от молнии), 88 (прошение 1722 г. игум. Аарона о возобновлении присылки в м-рь по 2 ведра вина для церковных употребл.), 347 (дело 1722 г. о затворниках монахе Аароне и схимонахе Димитрие при архим. Варлааме); VII, 278 (в 1727 г. отписан от Воскр. в Карашах м-ря); “Русск. истор. библиот.», III, 899, 900, 983 (патр. Филарет пожаловал м-рю после пожара в 1633 г. книги; часовник, псалтирь и охтаи).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

и западнобелорус. областях униат. приходы были упразднены после Львовского Собора 1946 г. Настоятель сохранившегося прихода в Костомлотах иезуит восточного обряда Иоанн Чорнок в 1940 г., после немецкой оккупации края, добился сохранения церкви в качестве униатской, а следующий настоятель, свящ. Александр Прилуцкий, в 1947 г. не допустил перевода храма в латинский обряд. Прилуцкий сумел доказать польским властям необходимость сохранения своей общины - единственной в Римско-католической Церкви, придерживавшейся «византийско-славянского» обряда. Приход в наст. время, как и прежде, окормляют монахи ордена мариан (в 1998-2007 в Костомлотах действовал мон-рь ордена). Духовенство этого прихода окормляет Николаевский храм в с. Стары-Павлув Бяльского повята (передан неоуниатам в 2006) и Николаевский храм в с. Хородло Хрубешувского повята (униат. богослужения совершаются с 2006). При храме в Костомлотах имеется санктуарий во имя св. мучеников Подляшья, канонизированных в 1996 г. Арх.: ГА Брестской обл. Ф. 1. Оп. 10. Д. 2853, Ф. Р-1. Оп. 10. Д. 2725; ГА Волынской обл. Ф. 46. Оп. 9. Д. 4419. Ист.: Pamitnik Piskiej konf. kapacskiej w sprawie unji kocielnej. Pisk, 1931-1937. 6 t.; Elenchus ecclesiarum et venerabilis cleri saecularis et regularis dioecesis Luceoriensis pro A. D. 1938. uck, 1938; Catalogus ecclesiarum et cleri archidioecesis Vilnensis pro A. D. 1939. Vilnae, 1939; Spis kocioów i duchowiestwa diecezji Piskiej, 1939. Pisk, 1939. Лит.: Николаев К. Н. Вост. обряд. П., 1950; Wyczawski H. E. Ruch neounijny w Polsce w latach 1923-1939//Studia Theologica Varsaviensia. 1970. T. 8. N 1. S. 409-421; idem. Neounia//Historia Kocioa w Polsce. Pozna; Warsz., 1979. t. 2. cz. 2. s. 80-87; idem. Cerkiew Wschodnia na terytorium (archi)diecezji Wileskiej//Studia Teologiczne. Biaystok etc., 1987/1988. T. 5/6. S. 233-292; Papierzy ska-Turek M. Sprawa ukraiska w Drugiej Rzeczypospolitej, 1922-1926. Kraków, 1979; eadem. Akcja neounijna i kontrowersje wokó rozumienia polskiej racji stanu//Studia religioznawcze.

http://pravenc.ru/text/2564954.html

Крещение прп. Димитрия. Клеймо иконы «Прп. Димитрий Прилуцкий, с 18 клеймами жития». 1-я пол. XVII в. (ВГИАХМЗ) Крещение прп. Димитрия. Клеймо иконы «Прп. Димитрий Прилуцкий, с 18 клеймами жития». 1-я пол. XVII в. (ВГИАХМЗ) По свидетельству Минейной редакции Жития, Д. происходил из Переяславля Залесского, из богатого купеческого рода (по преданию, род. в дер. Веслево Переяславского у. в купеческой семье Покропаевых; см.: Смирнов М. И. Переславщина. Переславль-Залесский, 1921. С. 60). Святой принял постриг в переславль-залесском Горицком в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре , где затем был рукоположен во иерея. Покинув через нек-рое время Горицкую обитель, Д. основал ближе к городу, «на болоте от озера», общежительный переславль-залесский на Болоте во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь . Житие сообщает о неоднократных посещениях святым Троице-Сергиева мон-ря и беседах с прп. Сергием Радонежским (по мнению свящ. И. Верюжского, их знакомство произошло в 1354, когда прп. Сергий был в Переяславле на поставлении в игумены). Монашеский постриг прп. Димитрия. Фрагмент иконы «Преподобные Димитрий и Игнатий Прилуцкие, с 20 клеймами жития». 1-я пол. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Монашеский постриг прп. Димитрия. Фрагмент иконы «Преподобные Димитрий и Игнатий Прилуцкие, с 20 клеймами жития». 1-я пол. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Из Жития известно, что Д. был одарен телесной красотой и старался скрывать ее, пряча лицо под куколем. Он подвизался в посте, для того чтобы увяла красота, но лицо его еще более просветлялось. Святой почти не беседовал с мирянами и никогда - с женщинами, кроме необходимых случаев духовного наставления (женщина, пытавшаяся против воли святого увидеть его лицо, была наказана расслаблением, исцелилась по молитве Д.). Поскольку горожане часто посещали службы в монастырской Никольской ц., о святом стало известно и в Переяславле, и за его пределами. Приняв приглашение вел. кн. Московского св. Димитрия Иоанновича , Д. посетил Москву и крестил одного из его сыновей (возможно, Василия I Димитриевича (род. 30 дек. 1371), деда вел. кн. Иоанна III, особо почитавшего Д.). При Д. в Никольском мон-ре был переписан летом 1377 г. Паренесис прп. Ефрема Сирина.

http://pravenc.ru/text/178017.html

Прп. Авраамий Галичский, прп. (пам. 20 июля и 23 янв.- в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых), ученик и постриженик прп. Сергия Радонежского. Место рождения и мирское имя А. Г. неизвестны. Согласно отрывку из его древнейшего жития, опубликованному С. П. Розановым, А. Г. первоначально подвизался в нижегородском Печерском мон-ре, откуда перешел в Троице-Сергиев мон-рь. Спустя нек-рое время с благословения прп. Сергия Радонежского А. Г. ушел в костромские пределы (в Галичское княжество), где основал первый в Галичской стороне мон-рь - Авраамиев Новозаозерский (Новоезерский) в честь Успения Пресв. Богородицы на сев.-вост. берегу Галичского оз. (с. Умиление Галичского р-на Костромской обл.). В житии святого говорится, что он поселился во владениях кн. Димитрия Галицкого, к-рый владел Галичем в 1360-1363 гг. Впосл. А. основал еще 3 мон-ря: Авраамиеву Великую пуст. в честь Положения пояса Пресв. Богородицы в верховье р. Виги (д. Озерки Чухломского р-на Костромской обл.), Авраамиеву Верхнюю пуст. в честь Собора Пресв. Богородицы на р. Виге (с. Коровье Чухломского р-на), Авраамиев Городецкий в честь Покрова Пресв. Богородицы на сев. берегу Чухломского оз. (с. Ножкино Чухломского р-на). А. Г. скончался в часовне близ этого мон-ря, куда удалился незадолго до смерти. Эти мон-ри возникли уже в правление кн. Юрия Димитриевича (т. е. после 1389). Согласно житию, А. Г. преставился 20 июля 1375 г., однако Д. Ф. Прилуцкий и Е. Е. Голубинский полагали, что его кончина случилась несколько позднее, т. к. в житии современником А. Г. назван галичский кн. Юрий Димитриевич, получивший Галичский удел в 1389 г. А. Г. сыграл особую роль в распространении христианства в крае. А. Г. был дважды канонизирован к местному почитанию - в 1553 (возможно, память праздновалась в мон-ре) и в 1621 гг. (возможно, празднование епархиальное). Житие А. Г. было составлено в 1548-1553 гг. игум. Городецкого мон-ря Протасием, к-рый положил в основу старые монастырские записи о святом. Сохранилось не менее 20 списков жития, датированных XVI-XVIII вв. (полностью текст жития никогда не издавался, впервые большая его часть была опубл. в 1859 в кн. «Чухломской Авраамиев Городецкий мон-рь»). Вероятно, одновременно с житием в сер. XVI в. была составлена служба преподобному. В 1622 г. началась запись случаев исцелений и др. чудес, происходивших от мощей А. Г.

http://pravicon.com/info-1622

Крест и сень близ могил преподобных Амфилохия и Дионисия Глушицких. Фотография. Нач. XXI в. Крест и сень близ могил преподобных Амфилохия и Дионисия Глушицких. Фотография. Нач. XXI в. Решением ликвидационной комиссии 5 сент. 1924 г. Г. м. был упразднен, постройки переданы детскому дому им. В. И. Ленина, движимое имущество - детскому дому и Глушицкой сельхозартели, часть церковных облачений - в «культурные учреждения» Свердловско-Сухонского р-на. Бархатная малиновая завеса от царских врат использовалась для изготовления флагов комсомольцев и пионеров, красная напрестольная ткань - флагов Морженгской ячейки РКП. В 1920-1921, 1923-1924 гг. из Г. м. в Вологодский музей иконописи и церковной старины вывозились святыни, в т. ч. сохранившиеся иконы Божией Матери «Знамение» (Воплощение) (нач. XVI в.; ВГИАХМЗ), «Покров Пресв. Богородицы» (1-я четв. XVI в.; ВГИАХМЗ), напрестольный кипарисовый крест (XVI в.; ВГИАХМЗ). Часть б-ки Г. м., в т. ч. Печерский патерик (К., 1678), неск. Евангелий XVIII в., также находятся в фондах ВГИАХМЗ. К нач. 2006 г. в дер. Сосновец Сокольского р-на Вологодской обл. сохранился фундамент Предтеченского храма Г. м., где под спудом почивают мощи прп. Дионисия и Амфилохия, 2-этажный келейный корпус с домовой церковью, погреб, часть ограды. Близ предполагаемого места захоронения преподобных братией Димитриева Прилуцкого мон-ря установлен поклонный крест. Арх.: РГАДА. Ф. 281. 2581, 2585, 2594, 2639, 2666, 2677; Ф. 1209. Кн. 62, 14726, 14732, 14733, 14737, 14880, 14881; ГАВО. Ф. 523 [Дионисиево-Глушицкий мон-рь]; Ф. 496 [Вологодская духовная консистория]; ВГИАХМЗ. 433, 1018, 1841, 1989, 2014, 2094, 2095, 2139, 7296, 7297, 10632, 26954/2. Ист.: ПСРЛ. Т. 6. С. 48; Т. 8. С. 242; Т. 12. С. 255; Т. 20. Ч. 1. С. 373; Т. 26. С. 295; Т. 39. С. 175; Ведомость о Глушицком мон-ре 1763 г.//Вологодские ЕВ. 1876. 18. С. 265-267; Опись Глушицкого мон-ря 1679 г.//Там же. С. 257-262; Пимен (Мясников), архим. Восп. М., 1877. С. 111-112; Ведомость о суммах, ассигнованных к отпуску из казны на штатное содержание по Вологодской епархии на 1888 г.//Вологодские ЕВ. 1888. 4/5. С. 56-57; АСЭИ. Т. 3. 252-262. С. 273-280; Соборное Уложение Алексея Михайловича, 1649 г.//Рос. законодательство X-XX вв. М., 1985. Т. 3: Акты Земских соборов. С. 107; Жития Димитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого и Григория Пельшемского: Тексты и словоуказ. СПб., 2003; Семячко С. А. Житие Дионисия Глушицкого//Святые подвижники и обители Рус. Севера. СПб., 2005. С. 77-216.

http://pravenc.ru/text/165175.html

Не лучшим оказалось и состояние храмов. Так, в ц. в честь Спаса Нерукотворного, по словам составителя записок, «все закоптело, всюду масса пыли… от спертого воздуха трудно дышать. В углах две неуклюжие печи, видно по всему, что они тепла дать не могут… Служебные книги буквально все истрепаны… Одежда на престоле вся полинялая, из синей обветшавшей материи. Другой на смену не имелось. Церковная утварь ветхая». Еще более ветхими оказались скотный двор, баня, погреб, амбар и др. хозяйственные постройки (Николаевский Коряжемский мон-рь. 1901. 13. С. 339-343). Главной задачей игум. Нектария стал капитальный ремонт всех зданий. В 1908 г. на средства благотворителей был куплен 311-пудовый колокол, затем приобретены вся необходимая богослужебная утварь, одежда, книги. Храмы и другие строения По описи 1567 г., в К. м. существовало 3 храма: соборный во имя свт. Николая Чудотворца, в честь Благовещения Пресв. Богородицы и во имя прп. Димитрия Прилуцкого (Список отписной Коряжемского Николаевского мон-ря//АЮБДР. Т. 3. Стб. 388-397). Возможно, устроение храма, посвященного прп. Димитрию, связано с особым почитанием насельниками Прилуцкого подвижника. Об этом, в частности, свидетельствуют многочисленные иконы преподобного, отмеченные в монастырской описи ( Мельник А. Г. Русские святые, почитавшиеся в Никольском Коряжемском мон-ре во 2-й пол. XVI в.//Ярославский пед. вестн. 2012. 1. Т. 1: Гуманитарные науки. С. 332). В 1631-1632 гг., при игум. Антонии, над воротами была построена Благовещенская ц., а на колокольню повешены часы, доставленные из Вел. Устюга. Вероятно, в 40-х гг. XVII в. началось возведение теплой ц. в честь Нерукотворного образа Спасителя. Во вкладной и в кормовой книге мон-ря имеется запись о том, что в 1644 г. на строительство храма дал вклад 30 р. игум. Александр (впосл. епископ Вятский и Великопермский). По писцовым книгам 1625 и 1645 гг., в К. м. стояли деревянные холодный Никольский собор, теплая Димитриевская ц., надвратная Благовещенская ц., колокольня с 7 (в 1625) и с 9 (в 1645) колоколами.

http://pravenc.ru/text/2458767.html

ч. «местный» образ Д. и прп. Игнатия «на одной цке. Вверху Отечество» ( Кочетков. Словарь иконописцев. С. 177). Раннее сохранившееся произведение - шитая пелена 1-й пол. XVII в. из Димитриева Прилуцкого мон-ря (ВГИАХМЗ) с текстом общего тропаря на каймах, где Д. с развернутым свитком и прп. Игнатий в молении предстоят благословляющему из облаков Спасителю. Эту иконографию повторяют вологодские иконы сер.- 2-й пол. XVII в. (ЦМиАР), посл. трети XVII в. из ризницы Соловецкого мон-ря (АМИИ, см.: Наследие Соловецкого мон-ря в музеях Архангельской обл.: Кат./Сост.: Т. М. Кольцова. М., 2006. С. 32. Кат. 23; текст на свитке: «Братие, повинуйтеся наставником вашим и покаряитеся...»), XIX в. из ц. во имя ап. Андрея Первозванного во Фрязинове в Вологде (на доске XVII в., ВГИАХМЗ). Возможно, они получили значение праздничных образов после того, как в кон. XVII-XVIII в. была составлена общая служба святым. Прп. Димитрий Прилуцкий. Фрагмент иконы «Иисус Христос Великий Архиерей, с Вологодскими святыми». 3-я четв. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Прп. Димитрий Прилуцкий. Фрагмент иконы «Иисус Христос Великий Архиерей, с Вологодскими святыми». 3-я четв. XVIII в. (ВГИАХМЗ) С сер. XVII в. известен новый вариант парного изображения Прилуцких святых - с обителью в руках (ГМЗК), что отражает их почитание как покровителей мон-ря. Этот тип, повторяющий подобные изображения преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, получил распространение при св. Маркелле , архиеп. Вологодском, встречается в памятниках вологодского искусства XVIII-XIX вв. в неск. вариантах, одним из к-рых является точное изображение вида обители на 2-м плане композиции (иконы 1-й пол. XVIII в. из Успенского жен. монастыря Вологды, 2-й пол. XIX в., обе в собр. ВГИАХМЗ). Святые, поддерживающие мон-рь, представлены также в среднике иконы с 20 клеймами жития Д. 1-й пол. XVIII в. из ц. во имя вмч. Георгия Победоносца в Вологде (ВГИАХМЗ). В др. изводе Д. и прп. Игнатий показаны припадающими к стопам Спаса Вседержителя с благословляющей десницей и раскрытым Евангелием в левой руке, по сторонам - ангелы с орудиями Страстей.

http://pravenc.ru/text/178017.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010