Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» В истории Спасо-Ефросиньевского монастыря были всякие времена – и хорошие, и плохие. В 1579 году монастырь стал резиденцией короля Стефана Батория, который спустя некоторое время отдал его иезуитам. Иезуиты начали перестраивать здания комплекса. В 1656 году русские войска захватили Полоцк, и царь Алексей Михайлович приказал вернуть монастырь православным. Правда, ненадолго. В 1667 году комплекс снова принадлежал иезуитам. Эта бесконечная смена хозяев прекратилась только в 1832 году, когда монастырь окончательно передали православным верующим. С 1841 года он стал женским, а еще через три года при нем открыли 3-х классное женское училище и приют. В 1899 году монастырь ждала очередная реконструкция: здесь был построен величественный Свято-Крестовоздвиженский собор в невизантийском стиле. В годы первой мировой войны монастырь эвакуировался в Ростов-Ярославский. При переезде обратно были утеряны ценные архивы и библиотека. В 20-е годы XX века началась политика советского атеизма. В 1928 году монастырь закрыли. В годы Великой Отечественной войны здесь был лагерь для советских военнопленных. В этот период многие здания комплекса были разрушены. После освобождения Беларуси от немецких захватчиков монастырь стал действующим. В 1945 году здесь проживали 50 монахинь. Монахини жили в двухэтажном доме, имели 3 га земли. Весь распорядок жизни был регламентирован игуменьей. Монахини выращивали овощи и фрукты, шили одеяла для горожан, занимались рукодельем. Монастырь содержал себя сам. Доход ему приносила продажа церковных предметов (крестиков, свечей, образов), а также выполнение церковных обрядов. В средине XX века это была единственная действующая церковь в городе, поэтому средств от верующих было достаточно много. За свои деньги монахини отремонтировали Спасо-Ефросиньевскую церковь. В 1960 году монастырь опять закрыли, и только в 1990 году он смог продолжить свою деятельность. В 1997 году монастырю передали восстановленный Крест преподобной Ефросинии Полоцкой. Его сделал брестский мастер Николай Кузьмич. Крест освятили в Свято-Симеоновском соборе. Сейчас он находится в Спасо-Преображенской церкви Полоцкого Спасо-Евфросиньевского женского монастыря. Оригинал до сих пор считается утерянным.

http://sobory.ru/article/?object=00287

В праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Полоцком Спасо-Евфросиниевском монастыре Код плеера Livejournal Liveinternet 27 сентября 2009 г. 21:48 27 сентября 2009 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Крестовоздвиженском соборе Полоцкого Спасо-Евфросиниевского женского монастыря . Его Святейшеству сослужили Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет , председатель Отдела внешних церковных связей архиепископ Волоколамский Иларион , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий , архиереи Белорусской и Украинской Православной Церквей, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин , многочисленное духовенство. На богослужении присутствовали председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда , уполномоченный по делам религий и национальностей при Совете министров Республики Беларусь Л.П. Гуляко, председатель Полоцкого городского исполнительного комитета В.С. Точило, председатель Полоцкого городского совета депутатов О.В. Жданович. По окончании Литургии к Святейшему Патриарху обратился митрополит Филарет, который приветствовал Предстоятеля в сердце православной Белой Руси — Полоцком Спасо-Евфросиниевском монастыре. Настоятельница монастыря игумения Евдокия (Левшук) преподнесла в дар Его Святейшеству четки и образ преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой, с частицей мощей. Затем ко всем собравшимся с Первосвятительским словом обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Говоря о духовном смысле сегодняшнего церковного торжества, Предстоятель особо подчеркнул, что через Крест явилась в мир спасающая сила Божия, и пожелал всем и каждому, кто приходит поклониться Святому Кресту, задаваться вопросом о мире в своей душе, ибо только в мирное и беззлобное сердце входит благодать, ниспосылаемая от Бога. Святейший Патриарх пожелал сестрам обители следовать примеру их небесной покровительницы преподобной Евфросинии и укрепляться ее подвигом и молитвенным заступничеством пред Творцом. Особую благодарность Предстоятель Русской Церкви выразил архиепископу Полоцкому и Глубокскому Феодосию , подарив архипастырю символ архиерейского служения — панагию. В дар монастырю Святейший Патриарх передал список Казанской иконы Пресвятой Богородицы, а все верующие получили в память о сегодняшнем богослужении образки Божией Матери «Владимирской». Затем Святейший Владыка посетил Спасо-Преображенский храм обители. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/755605.htm...

— На протяжении ХХ века мощи преподобной еще не раз «путешествовали»: во время Первой мировой войны, затем при советской власти. — В 1915 году, во время Первой мировой вой­ны, насельницы Полоцкого монастыря были эвакуированы в Ростовский Авраамиев монастырь, куда были перевезены мощи преподобной и церковные ценности. И только в 1921 году сестры смогли вернуться в родной Полоцк. За эти годы в Ростове погибла или была изъята безбожными властями значительная часть монастырского имущества, утрачены монастырский архив и библиотека. Милостью Божией мощи преподобной уцелели, и вернувшиеся в Полоцк сестры перевезли их с собой. В 1922 году советскими властями была изъята серебряная рака, изготовленная для святых мощей в 1910 году, а мощи доставлены в Витебский музей. В 1925 году напрестольный крест-ковчег, изготовленный по благословению игумении Евфросинии, был передан в Полоцкий финотдел. Эта величайшая святыня находилась в музеях Минска, затем Могилева и в 1941 году в начале войны бесследно исчезла. В 1925 году монастырь был закрыт. Некоторые сестры остались жить в Полоцке у знакомых и родственников, а остальные переехали на отведенный им участок земли из-под вырубленного леса, где организовали сельскохозяйственную артель «Пеньки». В 1943 году монастырь был открыт, а мощи переданы из Витебска в Полоцкую обитель, где находятся до сего дня. В 1961 году монастырь опять закрыли, а монахини были отправлены в Жировичский Свято-Успенский монастырь. Спасо-Преображенский храм, где пребывали мощи преподобной Евфросинии, был передан на попечение приходской общины и долгие годы являлся единственным действующим в Полоцке и его окрестностях. Монахини, которые остались жить в Полоцке и Полоцком районе, продолжали ухаживать за святыней, пели и читали во время богослужений. — В 1990 году началось возрождение Спасо-­Евфросиниевского монастыря, в котором вы принимали непосредственное участие. — В 1985 году старостой Спасо-Преображенского прихода стала Татьяна Никодимовна Храповицкая, впоследствии монахиня Таисия, которая в то время работала инженером на заводе «Измеритель» в Новополоцке. Будучи старостой, Татьяна Никодимовна стала добиваться открытия монастыря. Однако планы властей были иными: они решили сделать на территории обители туристический комплекс. Крестовоздвиженский собор должен был стать планетарием, Спасо-Преображенский храм — музеем, а сестринские корпуса — гостиницей для туристов. Тогда Татьяна Никодимовна поехала в Москву, чтобы добиться разрешения на открытие монастыря, но получила ответ, что легче открыть десять приходов в Полоцкой епархии, чем один монастырь. Тем не менее верующие не оставляли своих усилий, и 6 июля 1989 года последовало определение Священного Синода Русской Православной Церкви о возрождении Спасо-Евфросиниевского женского монастыря.

http://patriarchia.ru/db/text/6088038.ht...

Издан труд В.Д. Сарабьянова «Спасская церковь Евфросиниевского монастыря в Полоцке» 23 июня 2016 г. 10:16 Полоцким Спасо-Евфросиниевским женским монастырем издан монографический труд Владимира Дмитриевича Сарабьянова, представляющий историю раскрытия аутентичных росписей Спасо-Преображенской церкви. Это первое комплексное и детальное исследование уникального памятника монументальной живописи Древней Руси середины XII века. Безвременно ушедший В.Д. Сарабьянов (1958–2015), выдающийся реставратор и ученый, возглавлял работы по раскрытию росписи и параллельно с этим подробнейшим образом изучал живопись, о которой ранее исследователи могли судить лишь по небольшим пробным раскрытиям, сделанным еще в 1930-х годах. В Предисловии к изданию игумения монастыря Евдокия и сестры пишут: «В начале XXI века не только Полоцкою обитель преподобной Евфросинии, но и весь христианский мир ждало очень важное и значимое открытие — уникальная Спасо-Преображенская церковь XII века, подобно прекрасной невесте, вынужденной скрывать свое подлинное духовное богатство и величие, переоблачилась в дивные одежды и засияла первозданным совершенством и красотой. На сегодняшний день процесс реставрации древних фресок Спасского храма вступил в свою завершающую стадию. Два человека имеют к этому знаменательному событию самое непосредственное отношение — преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая, и московский реставратор Владимир Дмитриевич Сарабьянов. Удивительным образом Промысл Божий соединил этих двух людей в любви к прекрасному и возвышенному». Издание задумывалось В.Д. Сарабьяновым как труд, руководствуясь которым, все желающие имели бы возможность познакомиться с росписями Спасо-Преображенской церкви, иконографическая программа которой была составлена преподобной Евфросинией Полоцкой. При жизни автор не успел завершить подготовку этого издания, однако большая часть книги была им дописана. Перед составителями Марией Владимировной и Михаилом Владимировичем Сарабьяновыми стояла задача дополнить неоконченные главы и как можно более полно представить и фрески Спасской церкви, и исследования Владимира Дмитриевича. Издание богато украшена иллюстрациями фресок, рисунками реконструкций Спасской церкви. Книга содержит следующие главы: Библиографическое описание: Спасская церковь  Евфросиниевского монастыря в Полоцке/В.Д. Сарабьянов; [сост.: М. В. Сарабьянова; допущено к распространению Издательским советом Белорусской Православной Церкви. ИС Б16-604-0098]. — 3-е изд., доп. и перераб. — Полоцк: Спасо-Евфросиниевский женский монастырь в г. Полоцке, 2016. — 516 с.: цв. ил. — Библиогр.: с. 491-500 и в примеч. в конце глав. — Глоссарий: с. 511–512. — 2000 экз. — ISBN 978-985-6945-30-7. Издательский совет Белорусского экзархата /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

27 декабря 2006 года в связи с работами по раскрытию фресковой росписи святые мощи преподобной Евфросинии перенесли из древнего храма в Кресто-Воздвиженский собор, где они находятся и поныне. Поскольку в Спасской церкви до сих пор продолжаются реставрационные работы, богослужения в ней не совершаются. 3 июня 2007 года заботами и стараниями архиепископа Полоцкого и Глубокского Феодосия Спасский храм был увенчан позолоченным куполом. Тогда же интерьер церкви был украшен резным иконостасом. Спасо-Преображенская церковь Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря – единственный в Беларуси памятник XII века, где почти полностью сохранилась фресковая роспись. Известно, что на территории Восточной Руси имеется лишь один храм аналогичной сохранности – Спасо-Преображенская церковь (ок. 1140 г.) Мирожского монастыря во Пскове. Стены Полоцкого Спасского храма расписаны изображениями святых и библейских сюжетов в византийском стиле. Они и сейчас волнуют своей одухотворенностью, сдержанной, но богатой гаммой, в которой сочетаются красные, коричневые, синие и желтые цвета. Опытные мастера того времени писали натуральными красками по сырой штукатурке, что обеспечивало сохранность росписи на многие века. Первые работы по раскрытию фресковой росписи были предприняты еще в 1929 году, но планомерная реставрация стенописи началась лишь в начале 1990-х годов. Возглавил ее минский художник-реставратор и исследователь В.В. Ракицкий. Его стараниями полностью раскрыты фрески купола и барабана, парусов и подпружных арок, а также частично – сцены евангельского повествования, расположенные на стенах храма, и фигуры нескольких святых, находящихся в разных зонах фресковой росписи. Тогда же были сделаны первые пробные работы по отслоению масляной записи XIX века и ее переноса на новую основу. В 2007 году в целях ускорения раскрытия фресок к работам были подключены московские специалисты под руководством художника-реставратора В.Д. Сарабьянова, главного искусствоведа Межобластного научно-реставрационного художественного управления Министерства культуры России. Ими полностью раскрыты росписи алтаря, алтарных столбов и жертвенника. В 2008–2009 гг. была окончательно разработана методика отслоения, что позволило сохранять запись XIX века при раскрытии древней росписи, а затем экспонировать ее как движимый памятник. В 2009 году вместе с московскими специалистами стали работать реставраторы ОАО «Белреставрация» под руководством художника-реставратора Ю.И. Малиновского. Минскими реставраторами раскрыты росписи диаконника. Помимо этого, в храме идет процесс самораскрытия фресок, которые обнажаются в осыпях масляной записи, плохо держащейся на стене. В результате этих осыпей открылись части многих изображений, хотя и не составляющих цельной картины, но позволяющие догадаться о содержании сюжета.

http://sobory.ru/article/?object=04904

Архив Пн В праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Полоцком Спасо-Евфросиниевском монастыре 27 сентября 2009 г. 13:25 27 сентября 2009 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Крестовоздвиженском соборе Полоцкого Спасо-Евфросиниевского женского монастыря . Его Святейшеству сослужили Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет , председатель Отдела внешних церковных связей архиепископ Волоколамский Иларион , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий , архиереи Белорусской и Украинской Православной Церквей, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин , многочисленное духовенство. На богослужении присутствовали председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда , уполномоченный по делам религий и национальностей при Совете министров Республики Беларусь Л.П. Гуляко, председатель Полоцкого городского исполнительного комитета В.С. Точило, председатель Полоцкого городского совета депутатов О.В. Жданович. По окончании Литургии к Святейшему Патриарху обратился митрополит Филарет, который приветствовал Предстоятеля в сердце православной Белой Руси — Полоцком Спасо-Евфросиниевском монастыре. Настоятельница монастыря игумения Евдокия (Левшук) преподнесла в дар Его Святейшеству четки и образ преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой, с частицей мощей. Затем ко всем собравшимся с Первосвятительским словом обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Говоря о духовном смысле сегодняшнего церковного торжества, Предстоятель особо подчеркнул, что через Крест явилась в мир спасающая сила Божия, и пожелал всем и каждому, кто приходит поклониться Святому Кресту, задаваться вопросом о мире в своей душе, ибо только в мирное и беззлобное сердце входит благодать, ниспосылаемая от Бога.

http://patriarchia.ru/db/text/743985.htm...

Митрополит Минский Павел возглавил престольные торжества в Полоцком Спасо-Евфросиниевском монастыре 7 июня 2014 г. 17:15 5 июня 2014 года, в день памяти преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой, Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Павел , архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий , архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий , архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий совершили Божественную литургию (раннюю) в Крестовоздвиженском соборе Спасо-Евфросиниевского монастыря г. Полоцка. В день памяти угодницы Божией в Полоцкой обители Литургии также совершались в Спасо-Преображенском храме (средняя) и поздняя — в Свято-Евфросиниевском храме. Накануне в Кресто-Воздвиженском соборе обители была отслужена малая вечерня с акафистом преподобной Евфросинии, а позднее в том же храме состоялось праздничное всенощное бдение, которое совершили архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий, архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий, архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий и духовенство Полоцкой епархии . За Литургией архипастырям сослужили управляющий делами Белорусской Православной Церкви архимандрит Антоний (Доронин) и духовенство Полоцкой епархии. Затем был совершен крестный ход вокруг монастыря, по окончании которого митрополит Павел встретил крестный ход из Софийского собора города Полоцка во главе с епископом Туровским и Мозырским Леонидом . По окончании богослужения Патриарший экзарх обратился к молящимся с проповедью, поздравив с днем памяти преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой. После проповеди Предстоятеля Белорусской Православной Церкви с приветственным словом ко всем пришедшим почтить память преподобной Евфросинии обратились заместитель председателя Витебского облисполкома В.В. Терентьев, председатель Полоцкого райисполкома Н. Н. Шевчук и архиепископ Феодосий. После богослужения был дан торжественный обед в честь праздника святой покровительницы города Полоцка, на котором присутствовали духовенство Полоцкой епархии, представители государственной власти, интеллигенции и общественности.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

Новый период в истории Спасо-Евфросиниевского монастыря начался в Великую Отечественную войну. По разрешению оккупационных властей в 1943 году обитель стала восстанавливаться (после своего закрытия в 1925 г.). Благодаря усиленным ходатайствам полоцких монахинь мощи преподобной Евфросинии были возвращены из Витебской Свято-Покровской церкви в монастырь. Раку с мощами угодницы Божией установили в Спасо-Преображенском храме слева от алтаря. В 1946–1947 годах под руководством Е. Ащепкова был сделан обмер храма, не внесший серьезных изменений в реконструкцию, предложенную исследователями ранее. Однако обследование сохранившихся под современной крышей частей древней кладки позволило бы изучить храм гораздо более детально. Поэтому в 1976 году были вновь проведены исследование и обмер верхних частей здания, а также заложен шурф у его северо-восточного угла. Полученные данные помогли по-новому понять значение архитектурных форм Спасской церкви и приблизиться к документальной реконструкции ее первоначального облика. После закрытия монастыря в 1960 году Спасо-Преображенский храм был единственным действующим в Полоцке и находился в распоряжении приходской общины. Святые мощи небесной покровительницы земли Полоцкой, к великому утешению верующих, и после закрытия обители на протяжении всех последующих лет оставались в Спасском храме. По воспоминаниям местных жителей, в дни особо чтимых праздников – на Пасху, Рождество, Крещение – в древний храм Спаса приходило столько людей, что многим из них приходилось молиться на паперти, а также близ церкви на соборной площади. Прихожане общины сохранили несколько небольших колоколов, в которые звонили сестры еще до закрытия монастыря. Поскольку в годы лихолетья власти запретили совершать колокольный звон, один из колоколов был установлен на хорах Спасского храма, и звон стал совершаться внутри церкви. Когда начала восстанавливаться обитель, сохранившиеся колокола повесили в одной из башен Кресто-Воздвиженского собора, а в 1992 году колокола переместили во вновь построенную колокольню, находящуюся над святыми вратами.

http://sobory.ru/article/?object=04904

Arhiva De ziua pomenirii Sfintei Cuvioase Eufrosina de Polotsk exarhul Patriarhal al întregii Belarus a svârit Dumnezeiasca Liturghie la Mnstirea cu hramurile „Mântuitorul Atotmilostiv” i „Sfânta Cuvioasa Eufrosina” din Polotsk 5 iunie 2020 18:47 5 июня 2020 года, в день отдания праздника Вознесения Господня и памяти преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой, Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Павел совершил Божественную литургию в Крестовоздвиженском соборе Спасо-Евфросиниевского женского монастыря города Полоцка. Его Высокопреосвященству сослужили архиепископ Феодосий (Бильченко) , клирики монастыря, духовенство Полоцкой епархии и приглашенные гости в священном сане. После сугубой ектении Патриарший экзарх вознес молитву о мире на Украине и молитву, во время морового поветрия чтомую. Богослужебные песнопения исполнил хор обители под управлением монахини Февронии (Бармичевой). Проповедь после запричастного стиха произнес клирик Спасо-Евфросиниевского монастыря архимандрит Никодим (Генералов). В этот день в Софийском соборе города Полоцка епископ Полоцкий и Глубокский Игнатий возглавил Божественную литургию, по окончании которой был совершен крестный ход по городским улицам в Спасо-Евфросиниевский монастырь. Молившиеся в монастыре встретили крестный ход, затем участники торжеств проследовали к Спасо-Преображенскому храму обители, где совершили славление преподобной Евфросинии Полоцкой. После отпуста и праздничного многолетия с приветственным словом к собравшимся обратился председатель областного Совета депутатов Витебской области В.В. Терентьев. Патриарший экзарх поздравил архипастырей, священнослужителей и всех благочестивых паломников и насельниц святой обители с днем памяти преподобной Евфросинии, а также с отданием праздника Вознесения Господня, а затем обратился к собравшимся со словом назидания. Во внимание к усердным трудам на благо Белорусской Православной Церкви главный инженер строительной компании «Армада-Строй» А.М. Змушко был награжден медалью Белорусской Православной Церкви святителя Кирилла Туровского. Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/5647771...

«Будет молитва в монастыре – будет и монашеская жизнь» Игумения Евдокия (Левшук) Источник: Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви 12 августа 2018 года в Спасо-Евфросиниевском ставропигиальном женском монастыре Полоцка отметили 60-летие настоятельницы обители игумении Евдокии (Левшук). В этот день  матушку игумению поздравил митрополит Минский и Заславский Павел. После Литургии, которую Его Высокопреосвященство совершил в Кресто-Воздвиженском соборе обители, митрополит Павел во внимание к усердным трудам во славу Святой Церкви и в связи с 60-летием со дня рождения вручил настоятельнице монастыря орден святителя Кирилла Туровского второй степени. Корреспонденты «Монастырского вестника» побывали в Спасо-Евфросиниевском монастыре незадолго до этого события и попросили матушку ответить на вопросы о ее монашеском пути, о том, как возрождался монастырь преподобной Евфросинии и чем сегодня живет обитель. Матушка, Вы уже 11 лет исполняете послушание игумении Спасо-Евфросиниевского монастыря, настоятельницей были назначены еще раньше, в 2004-м. А совсем скоро, в 2019 году, древняя Полоцкая обитель отметит 30 лет со дня принятия Священным Синодом решения о возвращении ее Церкви – начала возрождения. Расскажите, пожалуйста, какой путь прошел монастырь за это время? Насколько отличается он сегодняшний от того, каким Вы увидели его, приехав сюда в начале 1990-х. Первые четырнадцать насельниц приехали в монастырь из Жирович в 1990 году (после закрытия Полоцкой обители в 1961 году сестры были переведены в Жировичский Свято-Успенский мужской монастырь). В сентябре 1991 года прибыли еще восемнадцать сестер с игуменией Евфросинией (Максимчук); в их числе была и я. Страшно вспоминать, что здесь было. Через территорию монастыря проходила дорога, уцелевшие монастырские корпуса были заселены людьми. Запустение было великое. Ни воды, ни отопления, керогазы, колонка на улице…      К 1990-му году Кресто-Воздвиженский собор, пострадавший от бомбежек в войну, был передан верующим и частично отремонтирован. До этого времени богослужения совершались только в древнем Спасском храме. Слава Богу, не удалось превратить монастырь в туристический комплекс, а из собора сделать планетарий! Теплая Свято-Евфросиниевская церковь была восстановлена до нашего приезда: там совершалось Таинство Крещения, а в пристройке разместилась сестринская кухня и трапезная.

http://pravoslavie.ru/115111.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010